Книга Откровения Иоанна Богослова повествует, конечно, не просто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конечной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее безусловное торжество. Да, значительная часть посвящена борьбе мира сего против Христа, против верных, против тех людей, которые хотят жить не по законам мира сего, а по законам Божьим, по законам, которые Христос оставил людям. Но по существу, Апокалипсис активно утверждает, что эсхатологическое, последнее, предельное в смысле конца («эсхатон» — это конец, обрыв, завершение чего-то) измерение уже присутствует в этом мире. То есть вечность уже вошла в мир. Одновременно с этим входит и суд. Суд, собственно, начался с того момента, когда Господь воплотился. С этого момента мы имеем образ Человека с большой буквы. «Се, Человек!» — говорит Пилат. Мы имеем как бы универсальную меру всех вещей, универсальную меру добра и зла, критерий суда вообще, причем явленный не теоретически, не в виде философии или какой-то теории, а в виде живой личности. И Сама эта Личность говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Суть христианского благовестия в том, что Царство Божие, как говорит Господь в Евангелии (см. Мф.4:17 ), приблизилось, оно уже присутствует здесь. Конец уже присутствует в мире, и это присутствие есть Церковь . И каждый из живущих сейчас может быть приобщен к этому окончательному бытию мира, войдя в Церковь , начав по-настоящему глубоко жить ее жизнью — не ужасной, а радостной! — Кажется, однако, что даже верующие люди в глубине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.  - А какой смысл его отсрочить? Может быть, дать время кому-то еще одуматься, придти к Богу. Но это время определяет Сам Господь. Тогда, когда полнота всего доброго и позитивного, что может произойти в мире, свершится, исполнится, тогда, очевидно, будет исчерпан смысл бытия этого мира… — Многие, особенно в церковной среде, видят признаки последних времен в происходящих то там то здесь катаклизмах и стихийных бедствиях. Что вы думаете об этом? 

http://azbyka.ru/apokalipsis/chem-strash...

Критические замечания по поводу книги архим. Ианнуария (Ивлиева) «Комментарий к Апокалипсису» А.М. Леонов Содержание От автора Введение I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 2. Эпистолярное начало (прескрипт) (1:4–8) 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 2. Церковь в Смирне (2:8–11) 3. Церковь в Пергаме (2:12–17) 4. Церковь в Фиатире (2:18–29) 5. Церковь в Сардах (3:1–6) 6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22) III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Экскурс 2. Агнец в Книге Откровения Б. Видения семи печатей (6:1–7:17) 2. Снятие седьмой печати и видения семи труб (8:1–11:19) 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20) А. Война на небе и на земле (12:1–17) Экскурс 3. Предположения об источниках образов Откр. 12 Б. Культ кесаря и его пропаганда. Смертельная угроза христианам (13:1–18) Экскурс 4: Римский культ императора В. Победа христиан в угрожающих условиях культа императора (14:1–5) Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) 4. Видение семи чаш гнева (15:1–16:21) А. Пролог в небесах (15:1–8) Б. Излияние семи чаш гнева (16:1–21) 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) Б. Гибель Вавилона (18:1–24) В. Финальные гимны пророчества о суде над блудницей Вавилоном (19:1–10) 6. Второе пришествие Христово и Свершение (19:11–22:5) А. Второе пришествие Христово и победа над зверем и его слугами (19:11–21) Б. Тысячелетнее царство и суд над сатаной (20:1–10) Экскурс 5. Тысячелетнее царство Христа и святых. Хилиазм в истории В. Видение Последнего суда (20:11–15) Г. Новое творение (21:1–8) Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) Краткое заключительное слово     Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария Ивлиева , посвящена самой утонченной с точки зрения структуры и обилия образов книге Нового Завета – «Откровению святого Иоанна Богослова». Задачей автора было раскрыть читателю ее непосредственное содержание, отражающее конкретную церковную, политическую и духовную ситуацию, в которой писал апостол Иоанн. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

Митрополит Иларион (Алфеев) негативно охарактеризовал судебное разбирательство о праве носить нательный крест на работе. «Это признак какого-то безумия и крайнего морального разложения, когда такие нормы не только вводятся, но даже и обсуждаются», – заявил митрополит Иларион. Сотрудница British Airways Надя Эвейда (Nadia Eweida) Сотрудница British Airways Надя Эвейда (Nadia Eweida) и медсестра Ширли Чаплин (Shirley Chaplin) подали жалобу в Европейский суд по правам человека после того, как обе были отстранены от работы за отказ снять нательный крест. Надя Эвейда проиграла процесс против своего работодателя в Апелляционном суде, ей также было отказано в передаче ее дела в Верховный суд Великобритании. Сейчас Страсбург решает – будут ли дела приняты к рассмотрению. Оппонировать христианам в суде будут представители Великобритании. Позиция государства заключается в том, что демонстрация нательного креста не является для христиан религиозным требованием, поэтому запрет на его открытое ношение со стороны работодателя не нарушает религиозной свободы человека. Правовую поддержу истцов осуществляет Христианский Правовой Центр (Christian Legal Centre), который был создан специально создан в 2007 году в Англии для защиты прав христиан в суде. «В последние несколько месяцев суды отказывали верующим в праве считать важными проявлениями христианской веры такие вещи как ношение креста, брак исключительно между мужчиной и женщиной и воскресный день как день молитвы, — комментирует директор ХПЦ Андреа Вильямс (Andrea Williams) . – Что дальше? Наши суды отменят десять заповедей?» Митрополит Волоколамский Иларион Председатель Отдела Внешних Церковных Связей митрополит Иларион назвал происходящее признаком безумия и морального разложения. Во время съемки готовящегося сейчас к выходу выпуска передачи «Церковь и Мир» митрополит Иларион заявил следующее: «Я очень сожалею о том, что такие события происходят в Англии. Я долгое время жил в этой стране и был свидетелем тому, как либеральные и антихристианские нормы завоевывают все новые и новые площади в общественном пространстве.

http://pravoslavie.ru/52187.html

монах Павел Эвергетинос О том, что грех клеветы велик и что он служит для прославления оклеветанных, если они терпят клевету с благодарностью; и что Бог часто карает за клевету А. Из Палладия Как-то в Кесарии 113 Палестинской девица, дочь пресвитера, пала и забеременела, а соблазнитель научил её свалить вину на церковного чтеца. Когда отец начал дознаваться, то она и указала на чтеца. Он донес епископу, тот созвал клир, вывел чтеца на середину и стал расспрашивать, как было дело. Но тот ответил: – Я тут совсем не при чём. Невиновен я, и никогда в глаза её не видел. Если же хотите, чтобы я сказал, чего на деле не было, то – виноват. Как только он это сказал, епископ отрешил его от должности чтеца. Несчастный юноша бросился к его ногам, умоляя: – Если тебе так угодно, господин Епископ, что я недостоин быть клириком твоей святости, повели выдать её за меня замуж, потому что и я теперь не клирик, и она лишилась девства. После этого епископ и отец девицы решили, что чтец связан с ней, и связь их разрывать нельзя и выдали обманщицу за него. Юноша отвел её в женский монастырь и попросил игуменью, чтобы его жена побыла у неё до родов, а сам пошёл и заточил себя в мрачной келье и стал вести суровейший образ жизни. В сокрушении сердца он обратился ко Христу и, проливая обильные слезы, говорил: – Господи, Ты сердцеведец и видишь мои дела, и от тебя ничего не скрыто: и возникновение самих вещей и желания каждого человека. Ты ясно видишь его помышления. Ты помогаешь обиженным и наказываешь за несправедливо оклеветанных. Тебе не угодна несправедливость, и чаша весов Твоих склоняется к правде. Владыко, яви праведный суд над беззаконием и за правду мою отомсти. Так он проводил все время в молитве и посте. И вот для несчастной обманщицы настало время рожать. Праведный суд Божий навлек на неё внезапные и невыносимые муки. Семь дней окаянную женщину осаждали видения подземных сил и страшнейшие мучения, и младенец не выходил из утробы. Боль каждый час становилась все сильнее. Она стала жалобно молить и отчаянно кричать:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Обзор православной блогосферы: ереси, людоеды и самоуправство соцслужб Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. 5 ноября, 2010 Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. Особенно активно обсуждались события в Боголюбово. Еще две недели назад, в начале “информационной войны”, священник Андрей Ефанов оставляет в своем живом журнале краткую запись: “ Опять Боголюбово. Впрочем, я этого ожидал и даже рад. Если с Кучером не решить раз и навсегда, он не остановится ”. Что же надо решить раз и навсегда с духовником Боголюбовского монастыря архимандритом Петром (Кучером)? Помимо, собственно, издевательств над детьми (или по меньшей мере создания в обители такой духовной обстановки, что эти издевательства стали возможными), архимандрита Петра обвиняют, в частности, в распространении ересей, в том числе и так называемой ереси царебожничества. В сообществе ustav начинается активное обсуждение этой темы (см. далее тег “ ересь царебожничества ”). Библеист Андрей Десницкий предлагает воздержаться от каких бы то ни было суждений до тех пор, пока не закончено уголовное дело и суд не вынес приговор: …судить да рядить в блогах и СМИ можно бесконечно, а на самом деле всё намного проще. Заведено, насколько я знаю, уголовное дело по факту истязания детей. Это дело должно быть тщательно расследовано и доведено до суда (если не развалится само на стадии следствия), виновные (если они есть) названы поименно и наказаны в соответствии с законом. Факт преступления, виновность конкретных лиц и меру наказания определяет только суд. Земной, ибо вердикт небесного нам пока неясен.  Вот после этого будет осмысленно давать и церковную, и общественную оценку произошедшему.

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

«Папка с мамкой сидели, брат сидел, так что Бог — это прокурор» Как мы придумываем Бога по своему образу и подобию 19 февраля, 2017 Как мы придумываем Бога по своему образу и подобию “В жизни ни за что даже прыщ не вскочит, святой отец-батюшка. Был бы человек – а за что посадить, всегда найдется. А те, кто про «Бог-любовь говорит», это просто… ну, романтики”. Страшный суд и воображение Есть у нас в Спасском соборе роспись на западной стене – «Страшный суд». Рисовал ее Шура, наш минусинский художник, где-то в конце 90-х – начале 2000-х. Работал, помню, долго, с  увлечением, зачастую без перекуров, построил леса и практически и жил на них. Изобразил всё как положено: грешники, праведники, весы, ангелы, святые, черненькие бесы-мурины,  Господь-Судия, змей, на котором грехи человеческие написаны. Однажды решили мы с братьями-сослужителями заглянуть к нему на леса, смотрим – а Шура так вдохновился, что уже и на соседнюю стену перелез, и изобразил там в подробностях мучения в аду. Тут  тебе и сатана, и  Ленин с пентаграммой во лбу, и Карл Маркс с рогами, и местный лжемессия Виссарион корчится, и кого только нет, куда там Босху и Дали! Мы осторожно посоветовали автору: впечатляет, конечно, но ты, мол, лучше всё это закрась, а то, боимся, и настоятель не одобрит,  и прихожане испугаются. Он внял, закрасил, написал там другое что-то. Глядя на эту роспись, часто думаю: почему она так популярна в народе? В 25 главе Евангелия от Матфея описания антуража суда, которые наше воображение могло бы развить и раскрасить, меркнут перед простым и главным: «Что сделали ближнему – то сделали Мне». И только ли в воображении дело, в пристрастии человека приукрашивать и домысливать простое, породившем за века немало всякого-разного в церковной  картине мира? “Для меня Бог – это прокурор” И я вспомнил один разговор, давно это было. В собор зашел человек, попросил денег на дорогу, сколько-то получил. Задержался погреться – дело было зимой. Разглядывал эту самую роспись. Разговорились. Я сидел, помню, на стульчике, он – привычным движением сел у стены на корточки, поджарый, собранный, кисти рук в расплывшихся наколках, лицо в морщинах, возраста не понять какого.

http://pravmir.ru/bog-prokuror-i-romanti...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Театр абсурда или 12 часов шестого дня " Их ждут часами, на них надеются, ловят их взгляды из-за стекла. Словно голодные сурикаты в зоопарке, по ту сторонку клетки, в надежде всматриваются в проходящих: накормят или нет " Они сидят за большим бронированным стеклом, скромно потупив глазки в пол. Из разных концов зала доносится шёпотом " девочки " и " героини " . Пробравшиеся сквозь толпу на лестнице счастливчики спешно занимают места в зале – количество присутствующих ограничено – не больше сотни. Именно столько, а скорее даже меньше, может уместиться на деревянных лавках в четыре ряда. Заполняющие пространство негромко обсуждают пришедшего в суд сторонника группы, который за несколько минут до начала очередного заседания предложил всем сочувствующим спеть песенку-частушку в поддержку заключенных под стражу. Увлекательное обсуждение прерывает зычное " встать, суд идет " . В Хамовническом суде города Москвы начался шестой день слушаний по делу о пресловутом панк-молебне в храме Христа Спасителя. Театр абсурда – это, наверное, самое точное определение происходящего. Почти 12 часов хождений по кругу, повторения одного и того же с разными акцентами и интонациями, требования изъять из дела, пересмотреть, дополнить, повторить заново, перечитать, пересмотреть, вызвать, опросить. В итоге, чудесным образом, выеденное яйцо становится деликатесным десертом, который не торопятся проглотить, смакуют. Столько поразительно новых знаний, как за этот лишь один этот день, я не получала со времен учебы в Университете. Оказывается " сука " это междометие, как и " бл... " – такова полная цитата адвоката арестованных Виолетты Волковой. Произносить эти слова сегодня стало неожиданно нормой, а посему, ничего оскорбительного в их употреблении никто не видит, а другое словосочетание – это вообще ни о чем. Во-первых, в слове " Господня " нет прямой отсылки к Богу. В смысле, если не однокоренное с ним, значит не имеет никакого отношения к богохульству. Речь, таким образом, вообще может идти о ком угодно. А... а второе, вернее первое из двух слов – так, наивная и почти детская экспрессия девушек, которая, кстати, неоднократно подчеркивается и восхваляется их адвокатами. Мол, сами-то о панк-культуре ничего не знаете, а судите. А тут – глубокая мысль и далекий просвещенческий задел. В общем, никаких оскорблений, одна экспрессия, свойственная и характерная вышеозначенной субкультуре. А то, что на солею и амвон полезли – так ведь в правилах Трулльского собора об этом нет ни слова – про солею и амвон. Про алтарь – да, читали, знаем, про амвон не было. Да и даже если бы было – ничего страшного. Ведь сами церковники уже давно не соблюдают ни правила этого собора, ни остальных – по утверждению все той же Виолетты Волковой она изучила документы всех Вселенских соборов и теперь может выступать экспертом по соблюдению принятых на них правил.

http://religare.ru/2_96202.html

положення про екзархат 26 лютого 2019 р. 21:42 Документ принят на заседании Священного Синода 26 февраля 2019 года ( журнал 8 ). 1. Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии (далее — «Экзархат») является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, созданным в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, расположенных на территории Экзархата и входящих в его состав. 2. Решения о создании или роспуске Экзархата, о его наименовании, территориальных границах и составе входящих в него епархий принимаются Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священный Синод») с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее — «Архиерейский Собор»). 3. В сферу пастырской ответственности Экзархата входят следующие страны: Республика Сингапур, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия, Королевство Камбоджа, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Союз Мьянма, Республика Филиппины, Королевство Таиланд. 4. Экзархат осуществляет свою деятельность в соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), настоящим Положением, а в случае государственной регистрации Экзархата в качестве юридического лица — в соответствии с Уставом Экзархата. 5. Решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейских Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархата, а также для входящих в его состав епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви. 6. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции. 7. Высшая церковная власть в Экзархате принадлежит Синоду Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии (далее — «Синод Экзархата»), возглавляемому митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским, Патриаршим Экзархом Юго-Восточной Азии (далее — «Экзарх»), и состоящему из епархиальных архиереев епархий Экзархата. Викарный архиерей епархии Экзархата может по приглашению Экзарха участвовать в заседании Синода с правом совещательного голоса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5379647...

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых.» «Помышляю день оный и час, егда имамы вси нази и яко осуждени неумытному Суд и предстати»... (Стихира в неделю мясопустную). Внушив нам необходимость мытарева смирения и сердечного сокрушения о своих грехах и вспомнив умилительную притчу о покаянии блудного сына, Святая Церковь , готовя нас к Великому посту, приводить нам на память то «последнее», что неизбежно ожидает нас, – хотим ли мы того или не хотим – кончину мира, Второе Пришествие Христово и Страшный Суд. И хотя в наше время лукаво и лицемерно так хлопочут о всеобщем единении – как-будто «единение», само по себе, может являться самоцелью, – после Страшного Суда в нашем человеческом роде произойдет решительное и окончательное разделение, и притом на целую вечность: каждого из нас ожидает что-нибудь одно – или приобщение к вечному несказанному блаженству праведников или горькая-прегорькая участь вечного нескончаемого мучения грешников. В том, что это несомненно будет уверяет нас Сам Господь Иисус Христос, собственные слова Которого и читаются для вящего нашего убеждения в Евангельском чтении, положенном на неделю мясопустную, как именуется третья подготовительная неделя к Великому посту: И идут сии , то есть, стоящие по левую сторону Судии грешники, в муку вечную: праведницы же в живот вечный  ( Мф.25,46 ) . Как не думать об этом, не помышлять непрестанно в течении всей нашей, столь кратковременной –семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет  ( Пс.89,10 ) : редко-редко кто доживает больше! – земной жизни? Вот почему Святая Церковь и заповедует нам постоянно обращаться мыслью к этому дню Господню, великому и славному  ( Деян.2,20 ) , чтобы день тот не постиг нас внезапно  ( Лк.21,34 ) . Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!  (Седален нед. мясопустной). Из этих слов церковного песнопения ясно видно, каким должно быть это непрестанное помышление о кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде: отнюдь не каким-то паническим ужасом, не очевидно-зловредной «апокалиптической паникой», которую именно и осуждает св. Апостол Павел в своем Послании к Солунянам  ( 2Фес.2,2–3;11–12 ) , а  спасительным  для души,  покаянным приготовлением  себя к этому великому и славному дню Господню .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010