Секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов ЖМП 9 сентябрь 2013 /  4 сентября 2013 г. Церковный суд: опыт зарубежного служения О практике ведения бракоразводных дел в церковном суде рассказывает секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов. В России Церковь долгое время была лишена возможности иметь свой суд и проводить собственные судебные разбирательства. В Русской Православной Церкви Заграницей деятельность церковного суда не прерывалась и продолжалась в течение всего ХХ века. Церковный суд за границей руководствуется церковными правоположениями и в целом имеет большой опыт работы в условиях светского государства, не вмешивающегося во внутреннюю жизнь Церкви. Именно поэтому так велико значение правоприменительной практики зарубежного Духовного суда для церковных судов в России, которые в настоящее время переживают период становления.  — Отец Петр, какие требования установлены в отношении членов епархиальных духовных судов в вашей епархии? — В Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви членами Духовного суда — или, как его называл предшественник нынешнего правящего архиерея 1 , пресвитерского отдела епархиального совета — являются правящий архиепископ, викарный архиерей и все члены епархиального совета в священническом сане. Как правило, в епархиальный совет нашей епархии входят наиболее опытные и образованные священники епархии. Правда, на епархиальном собрании обычно стараются избирать в совет тех, кто служит в Сан-Францисском благочинии, так как опыт показывает, что священникам из других благочиний бывает сложно и дорого четыре раза в год, а порой и больше, приезжать на заседания епархиального совета в Сан-Франциско. Средний стаж нынешних членов епархиального совета — 25 лет (это при учете самого молодого члена совета, у которого стаж около трех лет). Следует подчеркнуть, что членами Духовного суда являются только архиереи и священники, которые хорошо понимают, что, подобно тайне исповеди, они не должны подвергать обсуждаемые дела огласке.

http://e-vestnik.ru/interviews/tserkovny...

Скачать epub pdf Слово в неделю Мясопустную. О страшном суде Христовом и о помиловании нас за истинную любовь к ближним 11 Ныне за литургийным евангельским чтением мы слышали повествование о страшном суде Христовом. Сей суд называется страшным потому, что на нем окончательно и навеки решится наша судьба. Страшной она окажется для тех, которые будут поставлены на суд ошуюю Христа. В присутствии всех Ангелов и святых Господь назовет их проклятыми и отошлет от Себя на вечную муку, уготованную диаволу и его ангелам. Невозможно себе представить сейчас это будущее вечное мучение грешников. На основании учения Христа, Апостолов и св. отцов мы можем только сказать, что оно превзойдет в несравненной мере все страдания, которые приходится переживать людям на земле. Эти адские мучения будут одинаково тяжки как для тела, так и для души. Душа будет вечно испытывать тоску, а тело мучиться в вечном адском огне и нескончаемой адской тьме. Страдания эти особенно будут увеличиваться от истязаний и злорадства бесов. Когда мы слышим дивную церковную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», то содрогаемся от слов: «трепещу страшного дне суднаго». Святые люди обливались слезами при мысли о дне будущего страшного суда Христова, считая себя грешными и боясь подпасть осуждению. Св. равноапостольный князь Владимир увидел картину страшного суда и был настолько потрясен, что оставил свое языческое нечестие и принял православную веру. Как же нам, грешникам, не трепетать, слыша слова Христа о страшном суде Его?! Как же нам не плакать о той горькой участи, которая может нас постигнуть?! Как же нам, взирающим очами сердца на грозный, ожидающий нас суд, не оставить своей греховной жизни? Бог знает, сколько осталось нам жить и придется ли нам еще раз услышать призыв матери нашей Церкви к покаянию через евангельское повествование о страшном суде Христовом и о вечных мучениях грешников? Впрочем, не одними только вечными мучениями св. Церковь хочет нас побудить к покаянию и праведной жизни, когда повествует перед наступлением Великого поста о страшном суде Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Церковный суд имеет одно происхождение с церковным управлением – вообще, как его часть и существенная принадлежность. Но, по своей особенной важности, этот суд особенным образом установлен и выражен Самим Иисусом Христом, как власть вязать и решить. Еще прежде воскресения своего Спаситель обетовал своим апостолам такую власть. «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф.18:16,19 ). А по воскресении действительно даровал ее: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся» ( Ин.20:25 ). При этом особенное дарование Святого Духа апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила, в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, во установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека, «на раззорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:2–8 ; 2Кор.13:10 ). Так и действительно апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших ( 1Кор. 5:4–5 ; 2Кор.2:8–11 ), когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их ( 2Сол. 3:8 ; 1Тим.1:20 ), и т.д. Но так как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним своим апостолам, а вообще – своей Церкви ( Мф.18:18 ): то апостолы в свою очередь передали, в той же силе эту власть своим преемникам, пастырям Церкви ( 1Тим. 5:20 ; Тит. 2:15; 5:10 ). Таким образом установился Церковный суд. Церковные правила всех веков, обыкновенно соединяющие в себе узаконения с угрозами и наказаниями для непокорных им, служат положительными свидетельствами этого, во все века самостоятельно действовавшего в Церкви, права судного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Церковный суд Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Суд в Древней Церкви Судебная власть составляет часть церковной правительственной власти. Земная воинствующая Церковь представляет собой человеческое общество, в котором, как и во всяком общественном организме, могут возникать спорные случаи; члены Церкви - люди грешные - могут совершать преступления против заповедей Божиих, нарушать церковные установления; поэтому в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами. Судебная деятельность Церкви многогранна. Грехи, открываемые на исповеди, подлежат тайному суду духовника; преступления клириков, связанные с нарушениями своих служебных обязанностей, влекут за собой публичные прещения. Наконец, в зависимости от характера взаимоотношений Церкви и государства, в компетенцию церковного суда в разные периоды истории входили тяжбные дела между христианами, и даже дела уголовные, суд по которым, в общем-то, не соответствует природе церковной власти. Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками. Но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он указал им средства к прекращению тяжб: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет от тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Апостол Павел укорял Коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в Церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6; 1-7).

http://sedmitza.ru/lib/text/432470/

Патриарх Кирилл о событиях на Украине: Власть не должна вмешиваться в церковные дела 24 февраля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела. 23 февраля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду открытия в Первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь. Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своею отделит праведных от грешных. Под грешными подразумеваются не те, кто согрешает, но кается, кто идет по пути духовного очищения, а те, кто свою неправедность и свою греховность возводит в ранг праведности, кто свою человеческую правду поставляет на место правды Божией, кто в гордыне своей противостоит Богу. Однако суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле суд начинается здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vlast-...

Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида Источник Заявление Никона, что приехавшие в Москву восточные патриархи, Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, не настоящие патриархи, а отставные. Справедливость этого заявления Никона. Хлопоты нашего правительства о возвращении Паисию и Макарию отнятых у них патриарших кафедр. Отправка с этой целью в онстантинополь послов Нестерова и Вахрамеева. Переговоры по этому поводу послов с турецким правительством, увенчавшиеся полным успехом. Хлопоты нашего правительства перед онстантинопольским и Иерусалимским патриархами о восстановлении Паисия и Макария на их патриарших кафедрах и о признании онстантинополъской Церковью деяний Московского Собора 1667 года. Истинный характер отношений патриархов Паисия и Макария к нашему правительству, сказавшийся как в мотивах их поездки в Москву, так и в их последующих обращениях к государю. Паисий Лигарид был запрещенный архиерей. Неудачные хлопоты государя добыть от Иерусалимского патриарха разрешение Лигариду, который так и умер неразрешенным. Восточные патриархи произвели в Москве суд над патриархом Никоном, суд над старообрядцами и всей русской церковной стариной, сделали свои авторитетные постановления относительно разных сторон русской церковной жизни в видах ее успокоения, водворения в ней лучших и совершеннейших порядков и, получив за свои труды довольную милостыню, направились в обратный путь. Дело, соборно совершенное ими в Москве, казалось во всех отношениях вполне прочным, не вызывающим каких-либо сомнений и недоумений, так как все сомнительное патриархами было разъяснено, колебавшееся прочно установлено. Наше правительство, как светское, так и духовное, могло теперь успокоиться относительно мирного течения нашей церковной жизни, ему оставалось только практически проводить в жизнь то, что было постановлено на Соборе. Но все это только казалось. В действительности же нашему правительству приходилось пережить по поводу уже закончившегося Собора много беспокойств и волнений, пришлось употребить особые хлопоты даже перед самим турецким султаном, чтобы спасти Собор 1667 года от зазора и нареканий со стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 5.5. Организация богослужения 5.6. Грех Давида. Рождение Соломона 5.7. История Авессалома Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 5.5. Организация богослужения Первая книга Паралипоменон добавляет новые факты о мероприятиях Давида в Иерусалиме: устроении левитского и священнического служения при Храме и разделении домов священнослужителей на 24 череды, с тем, чтобы каждая череда несла свое служение в храме определенное количество времени. Поэтому, когда мы читаем, что священник Захария был из Авиевой чреды, то это распределение было установлено еще во времена Давида. Кроме того, он из числа левитов установил судей и учителей по территории земли и, наконец, исполнил предписание Моисеево о предоставлении 48 городов левитам, из них 6 городов убежищ. Дело в том, что некоторые города, указанные Моисеем в качестве городов убежищ, до времени Давида вообще не принадлежали израильтянам, поэтому только при нем стало возможным окончательно исполнить это указание. 5.6. Грех Давида. Рождение Соломона Поучительная история о грехе Давида с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, известна, на ее пересказе я не буду останавливаться. Происходит это в момент процветания, покоя и славы. После того, как Давид вступил в преступную связь и устроил убийство Урии руками Иоава, он был обличен пророком Нафаном посредством притчи об овце бедняка. Когда Давид по этой притче произнес суд, то Нафан объявил ему, что суд этот он произнес сам на себя. Покаявшийся Давид был прощен, но пророк сказал: «Как ты этим делом дал повод врагам Господа хулить Его , то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:14). Весьма назидательно то, как вел себя Давид перед лицом этого наказания. Когда ребенок заболел, Давид молился, лежа на земле, и постился и отказывался есть, и так продолжалось семь дней до тех пор, пока ребенок не умер. Слуги боялись сообщить об этом Давиду, опасаясь, что если он так оплакивал болезнь, известия о смерти он не перенесет. Догадавшись о гибели младенца, Давид спросил об этом, ему ответили; после этого он к удивлению всех служителей встал, оделся, пошел и помолился в скинии, после чего вернулся домой и уселся за трапезу. Когда его спросили о странности такого поведения, он сказал, что до этого момента была надежда на то, что Господь смилуется и сохранит жизнь ребенку, но сейчас, как сказал Давид: «я пойду к нему, а не он возвратится ко мне», поэтому теперь нет нужды поститься и сетовать. Заметим, Давид не перестает надеяться на милосердие Божие даже после вынесения строгого приговора и не ропщет, когда его надежда осталась тщетной. В утешение ему, от Вирсавии родился второй сын, который получил имя Иедидиа, то есть «возлюбленный Богом», или Соломон — «миролюбивый».

http://sedmitza.ru/lib/text/431129/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Смута в церкви из-за насилия над Златоустом А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Через неделю после увоза Иоанна Златоуста из Константинополя поставлен был на его место брат покойного Нектария 80-летний старик Арсакий. Но он в следующем же году скончался (405 г.). Ha место Арсакия назначен из столичных пресвитеров враг Златоуста Аттик, который приступил к радикальной чистке всех сторонников Златоуста. Все такие епископы и клирики были низложены. Даже все давшие им приют подверглись конфискации имущества и многие отправлены в ссылку. Иоанн Златоуст был передан на расправу императорскому двору своими восточными собратьями из Александрии и Антиохии. Ему оставалось апеллировать в Рим тотчас же после неправедного суда над ним «под Дубом.» Но он и с этим не торопился, пока не узнал, что папе донес ο своем суде над Златоустом и ο низложении последнего сам Феофил. Тогда, не откладывая, Златоуст отправил с сообщением ο своем деле в Рим трех епископов с письмами: и от себя, и от 40 своих епископов, и от верного ему константинопольского клира. Златоуст протестовал против беззакония. Подобные же докладные письма и апелляции он направил со своими посланниками и двум автономным митрополитам: Миланскому и Аквилейскому. Папа Иннокентий I (401-417 гг.) ответил и Феофилу и Златоусту, отвергая, αθετησας, суд Феофила и требуя для этого нового собора епископов Востока и Запада, из которого были бы удалены все острые партийцы той и другой стороны ради полного беспристрастия. Феофил вынужден был послать в Рим более подробный доклад с текстом протокола бывшего судебного заседания «под Дубом.» Папа увидел, что заседало всего 36 епископов и из них 29 египтян — «подголосков» Феофила, что обвинения несерьезные. И папа Иннокентий послал Феофилу грозное письмо, вызывая его на суд собора, который соберется на Западе и будет судить дело по канонам Никейского собора, единственно признаваемого на Западе. Это намек на непризнание Римом обязательности четвертого правила Антиохийского собора, по смыслу которого судили тогда (341 г.) св. Афанасия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 17 Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Один из семи Ангелов предложил св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих, с которой блудодействовали цари земные и вином любодеяния которой упивались живущие на земле. Ангел повел св. Иоанна в духе в пустыню, и он увидел " жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами " . Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: " Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста " . Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество — ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу — силу зверя-антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. " И жена облечена была в порфиру и багряницу... " — все это символы ее царственной власти и господства; " и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее " — " чашею показывается сладость лукавых деяний перед вкушением их, а золотом их драгоценность " (св. Андрей). Члены этой неверной Христу Церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430712/

А также других независимых экспертов. Как это принято в судебной практике в России, да и по всему миру, генетические экспертизы не могут быть единственным доказательством в суде, если другие доказательства их прямо опровергают. Тем более, что ряд генетических экспертиз дали отрицательные результаты и отсутствует «законное преемство» этих останков, находившихся в руках десятков людей до передачи их в следственные органы. Всякое предварительное следствие должно заканчиваться судом, как это и положено по закону, и «Преступление века» не может составлять исключение, несмотря на прошедшее столетие с момента его совершения. Поэтому просим Вас поддержать итоговое решение научной конференции о направлении следственного дела в суд и принять решение о признании или не признании «екатеринбургских останков» Царскими только после вступления в силу решения такого суда. От имени четырех сотен участников конференции.   Василий Бойко-Великий, президент Русского Православного Фонда имени Святителя Василия Великого; Галина Ананьина, член правления Женского православного патриотического общества и Фонда Патриарха Гермогена; Александр Бочкарев, директор Международного фонда Славянской письменности и культуры   ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы, поступившие от епископов, священников, мирян, к следствию, членам Церковной Комиссии, к экспертам-докладчикам международной научной конференции в гостинице «Космос» в Москве 28 ноября 2021 года «Тайны убийства Царских Мучеников. Новые материалы следствия и независимые экспертизы».   Следственный комитет РФ в изданном в октябре 2021 году трехтомнике справедливо называет злодейское убийство Царской Семьи «Преступлением века». Православный народ благодарен за это и самому Следственному Комитету РФ и Церковной комиссии. Верховный суд РФ еще 1 октября 2008 года своим постановлением реабилитировал Царскую Семью и признал виновниками этого преступления руководителей Российской Республики, в том числе Янкеля Свердлова – Председателя Президиума ВЦИК и Владимира Ленина (Ульянова-Бланка) – Председателя Совнаркома. По материалам следствия установлено, что одним из организаторов этого убийства был террорист-большевик Петр Войков (голосовал в Уралсовете за расстрел семьи, организовывал подвоз серной кислоты для уничтожения честных останков Царской Семьи). При этом именами Свердлова и Ленина называются две области в РФ, в том числе Екатеринбургская, а также сотни и тысячи улиц, проспектов, площадей, сел и городов России. Именем Войкова названы десятки улиц в городах по всей стране, и станция метро в Москве. По всей России насчитываются сотни тысяч памятников Ленину, есть памятники Свердлову и Войкову. И федеральные, региональные, муниципальные органы, несмотря на неоднократные обращения народа, не стирают с карты нашей Родины имена этих убийц и террористов, виновных в «Преступлении века»!

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/22/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010