Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ В кон. X-XVII в. А. д. (архиерейский двор) - это церковно-адм. учреждение, посредством к-рого архиерей осуществлял свою власть над подведомственным ему духовенством, вершил суд над клириками и населением принадлежавших А. д. вотчин, управление к-рыми являлось одной из важнейших функций А. д. Сведений об А. д. в домонг. эпоху чрезвычайно мало, известен лишь ряд упоминаний о владычных наместниках , помогавших архиереям в управлении епархией (в частности, вершивших суд), и о владычных тиунах , управлявших хозяйством архиерея. Для XIV-XV вв. довольно подробные сведения сохранились о Московской митрополичьей кафедре и Новгородской архиепископии. В состав архиерейского двора, во главе к-рого стоял дворецкий, входило большое число светских вассалов архиерея, исполнявших должности бояр , стольников, чашников, кравчих, ясельничих и проч., а также слуг. К числу светских вассалов архиерея принадлежали наместники и волостели, управлявшие населением земельных владений кафедры, а также десятинники - представители архиерея на территории десятин, адм. округов, на к-рые делилась территория епархии. Десятинники ведали сбором налогов с приходского духовенства в архиерейскую казну и вершили суд над белым духовенством по гражданским делам. Судьями 2-й инстанции, к-рым можно было жаловаться на действия десятинников, были владычные бояре, решения к-рых передавались на утверждение архиерея. Казной А. д. ведал казначей, хозяйством в резиденции архиерея - ключник, к-рому подчинялся многочисленный персонал; и казначей, и ключник, как правило, были духовными лицами. Об А. д. в XVI в. можно судить также преимущественно по документам из архивов Московской митрополии и Новгородской кафедры, позволяющим достаточно подробно охарактеризовать структуру А. д. и круг обязанностей отдельных лиц. Во главе архиерейского двора в этот период стоял дворецкий (или боярин), к-рый руководил деятельностью всех должностных лиц; одной из его важнейших обязанностей был надзор за распределением служб детей боярских (светских вассалов архиерея) и за наделением их поместьями (при свт. Макарии дворецкий также отвечал за протокол дипломатических приемов митрополита). А. д. отправлял детей боярских в военные походы, посылал их в качестве приказчиков для управления вотчинами А. д. или в качестве десятинников для управления десятинами. А. д. был местом, где вершился суд над духовенством епархии и населением вотчин кафедры. Суд этот мог вершить лично архиерей, но чаще поручал это одному из бояр, к-рый судил вместе с дьяками.

http://pravenc.ru/text/76496.html

Святительский суд Крупнейшее и важнейшее произведение последнего досинодального патриарха называется скромно — «Суд святительский» — и отнюдь не отличается внешней публицистической остротой. Текст этого замечательного памятника церковного права написан был в 1700 г. не самим Адрианом и даже не одним из его помощников: это плод коллективных усилий духовных книжников, как отмечено в предисловии и даже заглавии одного из изданий . Больной, едва прикосновенный к жизни паралитик в тяжкие для Церкви времена воистину оставался «великим господином святейшим кир Адрианом патриархом Московским и всея Руси». Его повелением в книгохранилище Успенского собора, патриаршей ризнице и патриаршем Казенном приказе были собраны, заново изучены и сведены воедино памятники церковного права: «древние благочестивых царей надписания, и книги харатейные (пергаменные), и вселенских святейших патриархов и апостольских преемников... и российских святейших патриархов Московских». Особое внимание было обращено на утверждение исконных прав Русской православной церкви, отраженных в древних ханских ярлыках русским митрополитам , в грамотах великих князей и царей. Произведение адресовано непосредственно «благочестивейшему великому государю... Петру Алексеевичу и палате его», дабы священного церковного права «неведущим суще положите все явственно». Патриарх сообщал светской власти, что «Церкви и архиереев суд церковный и правильный» утвержден апостольскими и святоотеческими правилами, повелениями греческих и российских благочестивых царей и великих князей, святейших вселенских православных патриархов и освященных соборов. Подготовка Петром «правосудственного новоизложения» требует от патриарха известить царя о существовании правил древних и неизменных, «дабы самому ему, архипастырю, за неизвестие» о хранимом им церковном суде от Бога «осуждения вечного не понести, и от святых вселенских православных патриархов и всех архиереев, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, по всей вселенной во благочестии пребывающих, клятвы на себя церковной не понести и от их общего совета отринуту не быть». Что же касается царя и собравшихся в палате его бояр, то сочинение «Суд святительский» составлено и послано им для того, «дабы церковный суд был неотменен и никакоже нарушен», а преступившие (очевидно, по незнанию) заповеди не были бы прокляты судом Высшим.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Закрыть itemscope itemtype="" > Оказывается, Патриарх не боится Кураева... Вопреки ожиданиям Епархиальный суд Москвы не нашел причин для пересмотра решения о признании протодиакона подлежащим извержению из священного сана 05.03.2021 7758 Время на чтение 6 минут 4 марта Епархиальный церковный суд г. Москвы в составе председателя протоиерея Михаила Рязанцева, заместителя председателя протоиерея Владислава Цыпина, судей протоиерея Александра Дасаева, протоиерея Владимира Чувикина, секретаря протоиерея Александра Миронова, заседая в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя с 10.00 по 14.00 во исполнение распоряжения епархиального архиерея Московской епархии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с поданным протодиаконом Андреем Кураевым ходатайством о пересмотре дела 50-54-2020, ознакомился с ходатайством и заслушал обвиняемого, сообщает сайт Московской городской епархии. «Изучив поступившее от протодиакона Андрея Кураева ходатайство о пересмотре дела 50-54-2020, епархиальный церковный суд города Москвы не нашёл причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение», - говорится в судебном решении. Решение Епархиального суда г. Москвы вступает в законную силу с момента его утверждения епархиальным архиереем Московской епархии - Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, ст. 47, пп. 3,4). Решение Епархиального суда г. Москвы может быть обжаловано в Общецерковном суде второй инстанции (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, статьи 51, 53). Напомним, что 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Сам обвиняемый на это судебное заседание не явился, потому что, по словам о.Андрея, у него «с какой-то стати подскочило давление (за 180)». «Отлеживался весь день. Уведомил суд», - сообщал Кураев на своей страничке в «Живом журнале».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/ok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прокурор потребовал бывшему схиигумену Сергию семь лет колонии Но уроки из резонансного дела, похоже, никто извлекать не хочет 17.01.2023 3321 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников В понедельник, 16 января, представитель гособвинения потребовал приговорить бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова) к семи годам колонии по делу о разжигании ненависти с учетом предыдущего приговора, сообщает ТАСС со ссылкой на суд. Процесс против бывшего схиигумена закрыт «для безопасности его участников». Обвиняемый не признал вину по делу о разжигании ненависти. А адвокат заявил, что дело экс-схиигумена Сергия содержит необъективную экспертизу. «В ходе прений сторон прокурор потребовал признать виновным Романова по п. " в " ч. 2. ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии в составе организованной группы) и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет», – сказали в суде. Там добавили, что помощника Романова Всеволода Могучева суд потребовал приговорить к пяти годам лишения свободы. С последним словом подсудимые выступят 25 января. Романов и Могучев являются фигурантами уголовного дела о возбуждении ненависти в составе организованной группы. Причиной возбуждения дела стали видеоролики с участием отлученного от церкви бывшего схимонаха Сергия, речь которого содержит высказывания, возбуждающие ненависть в отношении иудеев и католиков. Ранее бывший схиигумен был осужден Измайловским судом Москвы на 3,5 года колонии за призывы к суициду, самоуправство и нарушение права на свободу совести. Мосгорсуд признал этот приговор законным. Защита Романова подала кассационную жалобу на это решение. Схиигумен Сергий был запрещен в священнослужении в конце мая 2020 года после нарушения запрета на чтение проповедей в Среднеуральском женском монастыре. Позднее церковный суд Екатеринбургской епархии лишил его сана за нарушение священнической присяги. Епархия обязала его покинуть основанный им женский монастырь, в котором он был духовником, но запрещённый в служении священник продолжил совершать там богослужения. Митрополия назвала ситуацию в монастыре захватом. Позднее церковный суд отлучил схимонаха Сергия от церкви, предстоятель Русской Православной Церкви утвердил это решение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/17/pr...

К вопросу о церковном суде в первые века христианства: [Ответ на критику труда «Церковный суд в первые века христианства»] Источник Предметом предлагаемой статьи служит обозрение двух критических статей по поводу нашей монографии: „церковный суд впервые века христианства“; ее цель – отметить, что нового предлагают русским читателям эти статьи взамен тех сведений, которые сообщает наша монография и которые осуждены ими как сведения неверные, – показать свое мнение об этом новом. Полагаем, что через это мы исполним долг благодарности в отношении к нашим рецензентам и позволим себе надеяться, что такой важности предмет, как суд древней церкви, не утратил еще интереса оттого, что о нем было говорено так много прежде. Статьи, имеющиеся здесь в виду, напечатаны были в Православном Обозрении „Искусственные приемы в науке канонического права» неизвестного автора (октябрь и ноябрь 1878 г.) и в „Критическом Обозрении“ (1879 года 4, рецензия на нашу книгу А. С. Павлова ). Первая из этих статей заслуживает внимания потому, что на место установившихся уже в науке канонического права принципиальных воззрений на церковь , ее суд, ее власть связующую и разрешающую, предлагает свои новые воззрения, которые и рекомендует канонистам, как единственно согласные с духом Евангельского воззрения. Эта новость воззрений автора, к сожалению, не сделавшего для канонистов известным своего имени, весьма выпукло обнаруживается в совершенно оригинальном толковании Мф. 18:15–18 стихов. Это место из Евангелия, доселе у канонистов известное как locus classicus для учения о суде и наказующей власти церкви, наш автор приводит в своей статье в следующем достопримечательном перифразе, ограждая неприкосновенность его вносным знаком: „Если согрешит против тебя брат твой, если сделает тебе какую несправедливость или обиду – ты должен употребить все усилия к тому, чтобы примириться с ним, восстановить его доброе отношения к тебе. Ты сам обиженный первым должен позаботиться о примирении с обидевшим (все равно как если бы кто захотел отнять у тебя что-нибудь, ты должен быть готов отдать ему и более того, что он желает отнять).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Религиозный опыт не имеет ничего общего с галлюцинациями Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 22 июля 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Екатерина Грачева : Здравствуйте, это программа " Церковь и мир " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и в мире. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион : Здравствуйте, Екатерина, здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева : Не так давно весь мир узнал имя 10-месячного мальчика Чарли Гарда из Великобритании, который страдает редким генетическим заболеванием. Несмотря на мольбы матери, врачи настаивают на том, чтобы отключить его от систем жизнеобеспечения, то есть ему уже ничем нельзя помочь. Вы выступили на эту тему с отдельным заявлением. Митрополит Иларион : Я неслучайно сделал заявление, и многие другие откликнулись на эту беду. Родители ребенка договорились с несколькими клиниками в США, где готовы взяться за его лечение. Конечно, у него такая болезнь, что никто ничего обещать не может, но есть шанс сохранить ему жизнь. Английский госпиталь подал в суд и выиграл судебное дело. Затем был подан судебный иск в Европейский суд по правам человека, и там тоже дело закончилось приговором, в котором требуется отключить ребенка от системы жизнеобеспечения. То есть по сути дела, судьбу ребенка решают не родители, которые собрали средства на лечение сына, а судебные инстанции, причем не только национальные, но и наднациональные, а именно Европейский суд по правам человека, который принял уже не одно решение, удивляющее и возмущающее своим цинизмом. Здесь же цинизм заключается в том, что вместо того, чтобы защищать жизнь человека, суд защищает его право на смерть, то есть так называемую эвтаназию.

http://religare.ru/2_112939.html

Анатолий Левитин, Вадим Шавров Том I Начало Религиозной молодежи – нашей смене, нашей надежде – с глубоким уважением и любовью посвящают свой скромный труд авторы. “- Пригласите свидетеля Белавина! В зале перерыв движения, а затем все замерло. Часовой распахнул дверь. Медленно входит высокий, стройный человек. Белая борода. Жиденькие седые волосы, черная шелковая ряса. На груди скромная серебряная иконка. И никаких знаков отличия. – Ваши, гражданин, имя, отчество, фамилия? – Василий Иванович Белавин. – Патриарх Тихон? – Да, Святейший патриарх всея Руси... ” (Ашевский П. И святейший и правительствующий. – Известия ВЦИК, 1922, 6 мая, 99. ) Тридцать восемь лет назад были написаны эти строки, и уже в труху превратилась газетная бумага, на которой они были отпечатаны. И вот снова, как тогда, слышится голос: “Введите...” – и вновь стоит перед суровым судом давно умерший патриарх. И на этот раз уже не как свидетель, а как подсудимый, и рядом с ним его современники – друзья и враги – те, кто его обвинял, и те, кто тогда сидел за судейским столом. Для всех наступил суд истории. “Сильна, как смерть”», -можно сказать про нее, и нет ни одного человека, который не подлежал бы ее суду; даже тех, чьи имена забыты, судит история, если не лично, то в лице того поколения, к которому они принадлежали. Однако, если суд истории могуществен и суров, как и всякий другой суд, то он так же, как и всякий людской суд, не гарантирован (увы!) от ошибок и несправедливостей. “Как вы думаете, что скажет об этом история?” – спрашивает один из героев пьесы Шоу. “Наверное, солжет, по обыкновению”, – отвечает на этот вопрос устами другого персонажа автор. Эти слова великого скептика пусть будут предостережением в начале этой работы. Не лгать! Говорить правду, всю правду, ничего, кроме правды, как бы горька и трудна она ни была, и да поможет в этом Бог! 25 августа 1960 г. Начало Мучителен, сложен, зигзагообразен путь обновленческого движения в России. Дело обновления Церкви – дело в своей основе святое и чистое, и у его истоков стояли чудесные, кристально чистые люди. “Как обновить наши церковные силы?” – озаглавил одну из своих статей величайший русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев. И вся его жизнь – это страстная, вдохновенная проповедь обновления христианства, очищения его от грубых, средневековых подделок и извращений; проповедь построения на земле Царствия Божия – Царства правды, добра и красоты. Об обновлении Церкви непрестанно говорили и писали ученики Вл. Соловьева, которые составляли блестящую плеяду замечательных мыслителей. Стихийным порывом к обновлению христианства была охвачена и русская литература от Достоевского и Толстого до Мережковского и Блока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог рассудит, батюшка разведет Институт церковных судов поможет разоблачить опасные для здоровья и кошелька людей секты 18.10.2004 402 Время на чтение 4 минуты В России появится суд, абсолютно зависимый от власти. При этом никакой публичности: на его заседания не пустят ни журналистов, ни представителей общественности. Все разбирательства заранее объявлены закрытыми. Наказания же новый суд будет выносить строгие, вплоть до пожизненного... И при этом власти обещают, что суд будет праведным. Речь идет не о светском суде, а о церковном. И о властях соответственно духовных. Они решили построить свою собственную вертикаль судебной власти. От службы отстранить пожизненно Прошедший недавно Архиерейский собор впервые в России учредил церковный суд. Как сообщил управляющий делами Московского патриархата митрополит Климент: " Предметом церковного судопроизводства будут исключительно канонические вопросы жизни церкви " . Можно предположить, что из этих вопросов самым интересным (и, увы, популярным) для мирян будет процедура церковных разводов. Ими станут заниматься церковные суды. А благочестивые прихожане смогут пожаловаться туда на нерадивого священника. Всех провинившихся священников будут судить по сборнику канонических правил православной церкви. Вполне вероятно, что перед судом предстанут и монахи, которые порой устраивают в монастырях неуставные взаимоотношения. Как в армии. Об этом возник отдельный разговор на Архиерейском соборе. Глава Синодальной комиссии Московского патриархата по делам монастырей архиепископ Орехово-Зуевский Алексий призвал покончить с " дедовщиной " , которая поразила ряд обителей. Интересно, что больше всего обижают младших в... женских монастырях. " Нередко между старшими и младшими в монастырях возникают отношения не христианского единения и любви, а разобщенности по принципу - кто кем командует, - сказал владыко. - Подобные отношения напоминают пресловутую армейскую " дедовщину " и непременно должны вызывать незамедлительное вмешательство монастырского совета. Столь пагубные явления надо устранять сразу и безвозвратно. Дисциплина в монастыре не может строиться на принуждении, ибо насильно в Царство Небесное не затащишь " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Справедливость восторжествовала? Верховный суд Греции оправдал архимандрита Ефрема по делу о препятствии правосудию 14.06.2012 1127 Время на чтение 6 минут Вчера, 13 июня, Верховный суд Греции оправдал игумена монастыря Ватопед на Афоне архимандрита Ефрема по делу о препятствии правосудию, сообщает РИА Новости со ссылкой на Афинское агентство новостей. Дело, по которому был вынесен вердикт, касается второстепенного обвинения в препятствии правосудию. Напомним, что 23 декабря 2011 года настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем был арестован греческой полицией по подозрению в правонарушениях в экономической сфере . 28 декабря он был помещен в тюрьму в Афинах. Центр национальной славы и Фонд Андрея Первозванного призвали соотечественников поставить свои подписи под обращением за освобождение архимандрита Ефрема. 27 декабря у посольства Греции в Москве состоялся пикет протеста православной общественности против заключения под стражу игумена Ватопедского монастыря . С осуждением решения греческих властей выступили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , заместитель секретаря Президиума Генсовета партии «Единая Россия», председатель Российского социально-консервативного союза Юрий Шувалов , МИД России , Союз православных граждан . 29 декабря 2011 года Греческий апелляционный суд принял решение, из которого следовало, что архимандрит Ефрем опасен для общества, а потому не должен находиться на свободе до суда . «(Архимандрит Ефрем) - человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», - говорилось в постановлении апелляционного суда. Также суд счел, что если оставить архимандрита Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. «Если обвиняемый будет отпущен на свободу, то очень возможно, что он совершит и другие преступления, пока продолжается конфликт с государством относительно спорных участков», - говорится в постановлении. Решение суда вызвало многотысячные акции протеста, которые прошли у греческого посольства в Никосии .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/14/sp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПЕЛЛЯЦИЯ [лат. appellatio - обращение], обжалование решения суда в высшей инстанции, к-рая обладает правом пересматривать дела. Право А. известно с первых веков христианства. Понятие заимствовано Церковью из рим. процессуального права в доконстантиновскую эпоху и узаконено правилами Всел. и Поместных Соборов. Клирик или мирянин, недовольный решением местного епископа, может искать правосудия у Поместного Собора (I Всел. 5; Антиох. 6, 20), собиравшегося в эпоху Всел. Соборов 2 раза (Ап. 37; Антиох. 20; IV Всел. 19) или 1 раз (Карф. 18 (27), 73 (84); Трул. 8; VII Всел. 6) в год, т. е. недовольный приговором первой инстанции обвинитель или обвиняемый может обратиться с А. к высшему суду (Карф. 28 (37)). Организация судебных инстанций исторически развивалась постепенно вместе с централизацией церковного управления. В древней Церкви первой судебной инстанцией для низших клириков до диакона был суд местного епархиального епископа (IV Всел. 9); для диакона, напр. в Карфагенской Церкви,- суд 3 епископов; для пресвитера - 6 епископов (Карф. 20 (29)). Право А. к высшему митрополичьему соборному суду всегда признавалось за подсудимым пресвитером и диаконом. Более того, правила предписывают епископу, производящему суд, благодушно ради правды относиться к праву А. и не обнаруживать недовольства даже в том случае, если высший соборный епископский суд отменит его решение, ибо никакого нарекания не выносится епископу, приговор к-рого отменяется, если только он не будет обличен в пристрастии (Карф. 15 (16)); с др. стороны, подсудимому предписывается, чтобы до решения его дела высшим судом он признавал в силе решение епископа - не священнодействовал, если ему то было запрещено епископом (Сардик. 14; Карф. 29 (38)). На Соборе епископов под председательством митрополита и непременно в присутствии епископа, к-рому дело было подсудно, по апелляционной жалобе дело вновь тщательно пересматривалось, и решение этого суда, как второй инстанции для дел, разбиравшихся у епископа, считалось окончательным. Но этот же Собор епископов митрополии для судебных дел самих епископов был первой инстанцией (Ап. 74; К-польский (394)). Судебный процесс по жалобам и обвинениям против епископов в обыкновенном порядке судопроизводства проходил 2 инстанции: 1) областной Собор под председательством митрополита и 2) окружной, или большой, Собор «великия области» (IV Всел. 9).

http://pravenc.ru/text/75586.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010