О тщеславии Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Великому посту. В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно — тщеславие. 16 января, 2009 Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Великому посту. В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно — тщеславие. Содержание статьи Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям! Тщеславие Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Великому посту . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога. В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно — тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня — это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе — закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним — суд Божий, суд вечной правды. Кто такой тщеславный человек? Тщеславный человек — это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили.

http://pravmir.ru/o-tshheslavii/

Суд над преподобным Максимом Исповедником А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Β тο же время, как Феодор Каллиопа арестовал в Риме папу Мартина, арестован был там также и преподобный Максим со своим учеником по имени Анастасий. Он был простым монахом. Другой ученик Максима, тоже Анастасий, был апокрисиарием папы в Константинополе. Максима и Анастасия привезли в Константинополь еще задолго до Мартина, в 653 г., и тоже с пристани бросили в тюрьму. Но суд над ними был назначен лишь после увоза папы Мартина в Крым, уже при патриаршестве Пирра. Суд в том же составе под председательством Вуколеона. Суд начался с вопроса: «Христианин ли ты?» — «Да, по милости Божией.»— «Это неправда; если бы ты был христианином, то не отвергал бы императора.» Подразумевается византийский взгляд на каноническую роль императора. И далее предъявлены были обвинения, как и папе Мартину, в политическом преступлении , даже в государственной измене: «Это ты предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполитанию и Африку.» Свидетели утверждали, что Максим не советовал префекту Нумидии Петру сопротивляться арабам, ибо Бог не поможет императору Ираклию за его ересь. Другие свидетельствовали, что папа Теодор поощрял бунт Григория ссылкой на сновидение Максима, которому ангелы сказали: «Григорий — император, победитель!» Максим отверг это, как клевету. Третий свидетель показал, что он в Риме от самого Максима слышал, что тот не признает за императором священнических прав. На вопрос «Τ ον; ουκ εστ πας βασιλες χριστιανς κα ιερες;» Максим отвечал без колебаний: «Ουκ εστιν.» Что император — не священник, Максим доказывал тем, что при богослужении императоры поминаются после лиц священного сана, во главе мирян. Β русской церкви на ектениях императоров поминали раньше священства, так что аргумент Максима не имел бы силы. На обвинение, что Максим вел пропаганду оригенизма, Максим просто ответил анафематствованием Оригена, т.е. присоединился к постановлению Константинопольского собора 543 г., бывшего как раз перед V Вселенским собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/435332/

Члены святой, соборной и апостольской Церкви в той или иной степени подвержены греху, они могут совершать преступления против заповедей, нарушать церковные установления. Церковь должна выносить свой властный суд по отношению к этим поступкам. Этой цели служит и устанавливающаяся сегодня в России система церковных судов. – Отец Владислав, в нашей Церкви в настоящее время складывается система судопроизводства. Всегда ли в Православной Церкви существовали церковные суды? – Надо сказать, что как самостоятельные органы церковной власти церковные суды стали возникать в Православных Церквях лишь в XX столетии. В 1890 году в Сербской Церкви был образован Великий церковный суд, рассматривавший дела клириков и мирян, но не архиереев, чуть позже суд появился и в Элладской Церкви. Церковная власть всегда рассматривалась как неделимая, то есть правящему архиерею в своей епархии принадлежит высшая и судебная, и законодательная, и административная власть. На поместном уровне такой властью обладает архиерейский собор. Но возникла многими обстоятельствами обоснованная мысль о целесообразности выделения церковно-судебных учреждений как самостоятельных учреждений. При этом, естественно, канонический принцип сохранения полноты судебной власти за архиереем остается неизменным. – Когда решение о создании церковных судов было принято в Русской Православной Церкви? – Архиерейский собор 2000 года принял новый Устав Русской Православной Церкви, который предусматривает существование церковных судов на уровне как епархий, так и всей Церкви в целом. В то же время образование общецерковного суда было отложено до принятия положения о деятельности таких судов. В 2004 году Священный Синод принял только временное положение о церковном суде для судопроизводства на епархиальном уровне, а образование общецерковного суда было опять отложено. Итак, сложившаяся фактически система находится в некотором противоречии с Уставом 2000 года, который предусматривает существование общецерковного суда. Вероятно, предстоящий Архиерейский собор эту проблему должен решить: либо образовать общецерковный суд, либо принять иное решение, зафиксировав его в Уставе.

http://pravoslavie.ru/36652.html

ЦВ 12 (289) июнь 2004 /  20 июня 2004 г. Проекты реформы церковного суда в конце XIX века В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал необходимым возродить церковные суды и разработать Положение, регламентирующее их деятельность. В настоящее время это Положение разрабатывает Историко-правовая комиссия под председательством профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина. Комиссия использует предшествующий опыт Русской Церкви и других поместных Православных Церквей, а также материалы, подготовленные Поместным Собором 1917—1918 годов. В связи с этим вновь становится актуальной дискуссия о реформе церковного суда, развернувшаяся во второй половине XIX — начале ХХ веков. Обсуждение реформы церковного суда, начавшееся в 1860—1870-х годах в связи с проведением «Великих реформ», послужило началом дискуссии о русском церковном устройстве вообще, а также дало толчок к разговорам о необходимости проведения Собора российских епископов и созыве Всеправославного Собора. По действовавшему в середине XIX века законодательству ведению церковного суда, кроме дел духовенства (по проступкам и преступлениям против должности, благочиния, благоповедения и их взаимным спорам по пользованию церковной собственностью), были частично подсудны и преступления мирян против веры и нравственности, а также бракоразводные дела. Наиболее болезненным для общества был вопрос о расторжении браков. Кроме того, система формальных доказательств, заочность судопроизводства, произвол при определении степени вины и наложении наказаний делали церковный суд крайне неэффективным. Как писал авторитетный специалист по церковному праву профессор Московского университета Н.К. Соколов, существовавший в то время церковный суд, «деморализуя администрацию, развивая в ней произвол и наклонность действовать по собственному усмотрению, почти совершенно убивает суд, обращая его в покорное орудие для прикрытия административного произвола и для сообщения его действиям, в случае нужды, внешней формальной законности».

http://e-vestnik.ru/analytics/proekty_re...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Исторические явления, подготовившие Монастырский Приказ по Уложению 1649 г. Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Развитие церковно-гражданского законодательства в России началось, между прочим, на основании законов и юридических начал, уже определенно выработанных и установившихся в Греческой Империи и принесенных оттуда к нам вместе с Верою и В числе греческих законов русское государство и церковь русская приняли закон или, точнее, юридическое начало о безусловной подсудности суду церкви духовных лиц по делам гражданским. Порядок гражданской подсудности русского духовенства в древней России, на основании указанного начала определенный по образу греческой и по каноническим состоял в следующем: монашествующие, духовные лица и состоящие в клире судились не только в церковных, но и в гражданских делах между собою, пред епископами; епископы подлежали суду высшей же суд для всех их был на и пред Но молодое русское государство, принявшее Христианскую Веру из страны, в которой самостоятельная гражданская жизнь стояла уже на значительной степени развития, не ограничилось в указании пространства гражданского суда церкви одними греческими законами. Первые христианские русские князья, по всей справедливости, видели в новой Вере начало, назначенное, между прочим, и к устроению гражданской жизни юного Из благоговения к Вере и они расширили судебно-гражданскую власть церкви особыми уставами, по которым эта власть получила с течением времени прогрессивное развитие до значительных Устав первого христианского князя св. Владимира предоставил гражданскому суду церкви, между прочим, класс людей богодельных, т. е., лиц состоящих по особенным качествам их под покровительством Св. Владимир установил гражданский суд церкви. «Сей ряд и суд церковный» «установляли» и подтверждали впоследствии и другие, великие и удельные Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 и даже подтверждались

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

Закрыть itemscope itemtype="" > Суд Екатеринбургской епархии рассмотрел вопрос о поведении схиигумена Сергия (Романова) 15.06.2020 1632 Сегодня, 15 июня 2020 года, в Епархиальном суде Екатеринбургской епархии состоялось рассмотрение вопроса о поведении схиигумена Сергия (Романова), сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии . «Поскольку схиигумен Сергий (Романов), зачитав заранее подготовленный текст, не имеющий отношения к сути предъявляемых ему обвинений, спешно покинул заседание епархиального церковного суда, не ответив на вопросы по существу, провести следующее заседание епархиального церковного суда 26 июня сего года. Выразить надежду, что схиигумен Сергий (Романов) сможет за это время найти в себе духовные силы к живому и искреннему разговору, пересмотрит своё отношение к своему поведению, одумается и исправится», — говорится в постановлении суда. В постановлении суда также говорится: «Поскольку схиигумен Сергий (Романов) явился на заседание епархиального церковного суда, возложив на себя наперсный крест, права ношения которого был ранее лишен, выразить опасение в намерении его возобновить совершение Богослужений и треб, находясь в состоянии запрещения в священнослужении. Напомнить, что это деяние в случае совершения нарушит 31 правило Святых Апостолов: " Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа " ». Также суд постановил «напомнить клирикам Екатеринбургской епархии, что сослужение с схиигуменом Сергием (Романовым), если он дерзнёт в состоянии запрета совершать Богослужения, повлечет запрещение в священнослужении и самих сослужащих». И суд постановил «предупредить, что Таинства, если таковые будут совершены схиигуменом Сергием (Романовым) в состоянии запрещения в священнослужении, будут являться незаконными и недействительными».

http://ruskline.ru/politnews/2020/06/15/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 19 К оглавлению Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым» (Суд. 21, 25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю». То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины. «Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалам и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской». И сказано: «И воспылал гнев Господень на Израиля и предал их в руки грабителей, и грабили их». Даже не враги, а просто грабители (Суд. 2, 13-14). Перед нами проходит ряд судей Израилевых, о которых можно сказать, что это были люди во многом подобные обществу, в котором они жили. В это время в среде Израиля жили люди, пришедшие с ними из пустыни. «И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа» (Суд. 1, 16). То есть сыны Иофора пошли вместе с ними, значит такие примеры уже были. Вместе с Израилем в Палестину пришли другие народности, которые перенимали культуру тех народов, которые окружали их, легче, чем Израиль. Израиль сопротивлялся, а у них не было такой силы сопротивления. Но и через них тем не менее Господь влиял на Израиль и вразумлял его.

http://sedmitza.ru/lib/text/432120/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 20 Всеобщее воскресение и Страшный Суд Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот " взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время " — как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой " тысячей лет " надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1000 определенное — взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. " И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить " и проч. — эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах — это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой (1 Сол. 2:12). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности " обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие " , то есть святых мучеников. " И увидел, — говорит св. Иоанн, — души обезглавленных " — отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и " творят суд " не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430721/

Глава I Развитие церковно-гражданского законодательства в России началось, между прочим, на основании законов и юридических начал, уже определенно выработанных и установившихся в Греческой Империи и принесенных оттуда к нам вместе с верой и Церковью 11 . В числе греческих законов русское государство и церковь русская приняли закон или, точнее, юридическое начало о безусловной подсудности суду церкви духовных лиц по делам гражданским. Порядок гражданской подсудности русского духовенства в древней России, на основании указанная начала определенный по образу греческой империи 12 и по каноническим правилам 13 , состоял в следующем: монашествующие, духовные лица и состоящие в клире судились не только в церковных, но и в гражданских делах между собой, пред епископами: епископы подлежали суду митрополита 14 высшей же суд для всех их был на соборах 15 и пред князьями 16 . Но молодое русское государство, принявшее христианскую веру из страны, в которой самостоятельная гражданская жизнь стояла уже на значительной степени развития, не ограничилось в указании пространства гражданского суда церкви одними греческими законами. Первые христианские русские князья, по всей справедливости, видели в новой вере начало, назначенное, между прочим, и к устроению гражданской жизни юного государства 17 . Из благоговения к вере и Церкви 18 они расширили судебно-гражданскую власть церкви особыми уставами, по которым эта власть получила с течением времени прогрессивное развитие до значительный. размеров 19 . Устав первого христианского князя св. Владимира предоставил гражданскому суду церкви, между прочим, класс людей богоделенных, т. е., лиц состоящих по особенным качествам их под покровительством церкви 20 . Св. Владимир установил гражданский суд церкви. «Сей ряд и суд церковный» «установляли» и подтверждали впоследствии и другие, великие и удельные князья 21 . Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской власти 22 . Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 г. 23 и даже подтверждались после 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Екатеринбургский церковный суд испугался принять решение Схиигумен Сергий (Романов) продолжает нагнетать истерию 15.06.2020 9410 Время на чтение 4 минуты Сегодня состоялось заседание Церковного суда в Екатеринбургской епархии, на котором, как ожидалось, будет принято решение по схиигумену Сергию (Романову). Как известно, все последние дни отец Сергий только продолжал поднимать градус противостояния . Его публичные проповеди, произнесённые вопреки запрету митрополита Кирилла, содержали дерзкие утверждения о том, что Президент России является не то антихристом, не то его предтечей. А все действия властей квалифицировались как подготовка к пришествию антихриста. Эти проповеди схиигумена Сергия вызвали ажиотаж не только в Церкви, и они справедливо были расценены как «революция справа», как создание ещё одного фланга для свержения власти в России. Давно говорили, что для свержения власти недостаточно либерального фланга, власть умеет купировать угрозы слева. Нужен еще и правый фланг. Он начал формироваться ещё на Болотной, когда в рядах протестующих оказались некоторые так называемые «русские националисты». Но это было неубедительно. Нужен был настоящий правый фланг – фланг православно-патриотический. И вот, похоже, вопрос решён, поскольку схиигумен Сергий (Романов) в общественном мнении воспринимается именно как представитель консервативно-патриотического крыла в российском обществе и в Русской Церкви. К сожалению, екатеринбургский церковный суд не вынес никакого решения. И это самое плохое, что он мог сделать – побоялся принимать на себя ответственность. Лучше было бы, если бы суд оправдал отца Сергия, по крайней мере, была бы понятна мотивация. Схиигумен Сергий, надо отдать ему должное, просто перехитрил членов церковного суда, явившись на его заседание с заранее заготовленной речью, в которой он обвинил Патриарха и епископат в предательстве Христа, в отступничестве от веры. Это не имело никакого отношения к содержанию проповедей против власти, к своеобразному «богословию явления антихриста», которое проповедует отец Сергий. И этим он запутал членов суда, которые оказались явно не готовы к такому повороту событий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/15/ek...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010