II 8). По словам Августина, она есть «сущность бестелесная (incorporea), т. е. не тело, но дух (spiritus), сотворенный Богом… бессмертный (inmortalis) по определенному образу жизни, который никоим образом не может утратить» ( Idem. De Gen. VII 28. 43). По Кассиодору, «душа есть сотворенная Богом особая духовная сущность, оживляющая свое тело, разумная и бессмертная, но способная изменяться к добру и злу» ( Cassiod. De anima. 4) или «бестелесная разумная сущность, которой присущи ум и жизнь» ( Idem. Expositio in Psalterium. 50. 13//PL. 70. Col. 367). По Исидору Севильскому, «душа есть сущность бестелесная, мыслящая, разумная, невидимая, подвижная и бессмертная» ( Isid. Hisp. Differentiae. II 27. 92//PL. 83. Col. 83). По Алкуину, «душа есть мыслящий и разумный дух, всегда находящийся в движении, всегда живущий, способный к восприятию доброй и злой воли, по щедрости Творца почтенный свободным выбором, по своей воле поврежденный, но освобожденный благодатью Божией, созданный для управления движениями плоти, невидимый, бестелесный, лишенный веса и цвета, ограниченный, целиком находящийся в каждых членах своего тела; в нем при первоначальном творении духовно отпечатлен образ Творца» ( Alcuin. De rat. anim. 10). В качестве одного из основных природных свойств Д. посленикейские богословы рассматривали ее духовность, причем духовность тварную ( Greg. Nazianz. Or. 38. 11; Idem. Carmina moral. 10. 113-114; Greg. Nyss. Or. catech. 6. 14-15; Theodoret. Haer. fab. V 9; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12; Meletius Monachus. De natura hominis. 31//PG. 64. Col. 1289; Aug. De Trinit. II 8; Raban. Maur. De anima. 1; Alcuin. De rat. anim. 10). Духовность Д. выражается гл. обр. в ее свойствах: разумности, самовластии и бестелесности, с к-рыми большинство посленикейских богословов связывали образ Божий, отпечатленный в Д. при ее сотворении ( Basil. Magn. Hom. 3. 7; Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 41, 52; Cyr. Hieros. Catech. 4. 18; Anast. Sin. Hodegos. II 2. 5; Maximus Conf. Ambigua.

http://pravenc.ru/text/180712.html

504 Сыны Кореевы – современные Давиду ( 1Пар. 26:1–19 ), Иосафату ( 2Пар. 20:19–20 ), Ездре и Неемии ( Неем. 11:19 ) служители скинии и храма, составители и воспеватели священных гимнов. Их имена упоминаются в псалмах 41 и 43–48, 83–84 и 86–87 (Юнгеров. Частное Введение, I. С. 321 С. 216]). Слав. сынов Кореевых соответствует, по еп. Евсевию Кесарийскому , переводам Акилы и Симмаха: τν υν Κορ, а у LXX везде дат. пад. τος υος Κορ, в Вульг. filiis Core. Свт. Афанасий говорит: «Сыны Кореевы воспевают эту песнь, заимствовав ее у Давида», – т. е. они переложили на пение этот псалом Давидов. Совр. толковники понимают евр. т., признавая сынов Кореевых составителями псалма (этого и Псс. 43–48), но в евр. т. нет в конце слова Давид. Слав. переводчики, кажется, соединили несоединимое, т. е. евр. и греч. чтт., и вышла неясность. Следовало бы: в разум, сынам Кореевым (как в Псс. 41 и 43). Псалом Давида. Т. е. псалом учительный составлен Давидом и отдан сынам Кореевым для пения его при богослужении. Этим пониманием мы руководствовались в своем переводе. И преосв. Порфирий перевел сынам Кореевым. 507 Т. е. жалею, не имея возможности посетить скинию и утешиться за ее праздничным богослужением. Слав. неясно: шума празднующаго. 509 И в этом воспоминании находить утешение себе и замену богослужения. Слав. прош. времени помянух нет нигде соответствия, везде в греч. и лат. спп. и толкованиях (Афан. Вел., Феодорита и др.) стоит буд. вр. μνησθσομαι, поэтому уклоняемся от слав. пер. к оригиналам. 510 Разумеются местности близ Иордана и отрогов Ливана: горы Ермона и горы Малой, с евр. Цоар, где находился Давид. 511 Греч. καταρρακτν – слав. хлябий, как бы каналов, соединяющих одно вместилище вод с другим (Trommius [A.] Concordantiae [Graecae versionis vulgo dicta LXX interpretum cujus voces secundum ordinem elementorum sermonis Graeci digestae recensentur, contra atque opere Kircheriano factum fuerat. Leguntur hic praeterea voces Graecae pro Hebraicis redditae ab antiquis omnibus Veteris Testamenti interpretibus, quorum nonnisi fragmenta extant, Aquila, Symmacho, Theodotione, et aliis quorum maximam partem nuper in lucem edidit Domnus Bemardus de Montfaucon. T. 1–2. Amsterdami, 1718]. S. v. καταρρκτη]). Символ непрерывно текущей массы воды, когда за одной бездной начинается другая, а шум текущей между ними воды служит как бы средством перекликания и взаимного «призыва» их: одна зовет другую. 512 Под бездною, валами, волнами псалмопевец разумеет многочисленные и разнообразные несчастия, постигшие его (Зигабен). 513 Греч. ντελεται – слав. заповесть, букв. повелит, т. е. «повелит явиться, окажет ниспосылаемую милость» (Феодорит, Кир. Алекс.). Так переведено преосв. Порфирием и в синод. пер. 514 Слав. ecu соответствует ε – ват. и др. греч. спп., Итала и Вульг. es; только в алекс. – нет. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Блаженны, поет он, живущий в дому Твоем, во веки веков восхвалят Тя ( Пс.83:5 ). Апостолы, утверждая нас в вере, думали, что сказали все, когда сказали, что мы узрим Бога лицом к лицу, узрим Его, якоже есть. Сам Божественный Учитель их описывает высокое состояние Ангелов сею одною чертою, что они выну видят лице Отца небесного ( Мф.18:10 )» 921 . «И тело будет участвовать в блаженстве души; оно будет прославлено светом Божиим подобно как тело Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Сеется не в честь, восстает в славе (Кор.15:43). Якоже бо облекохомся во образ тщетного (то есть Адама), да облечемся и во образ Небесного (то есть Господа нашего Иисуса Христа) ( 1Кор.15:49 ). – Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и та слеша звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор.15:41–42 ) 922 . Вечное мучение грешников Насколько высоко будет вечное блаженство праведников, настолько велико будет вечное мучение грешников. «Они будут преданы вечной смерти, иди, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами». Идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). – скажет Господь грешникам на страшном суде». Мы, не видя ныне Бога, по грубости наших чувств и естественной немощи, сколько от того терпим! Какая тьма в разуме! Какая пустота в сердце! Какой глад в желании! Но какой ужасной крайности достигнут сии бедствия, когда они будут не слабостью нашею, но бесконечными следствиями гнева Божия, когда сии случайности существа нашего перейдут в самую природу! Авессалом, отверженный Давидом, просит Иова, чтоб он или испросил ему позволение видеть царя и отца своего, или убил бы несчастного. Так отверженный Богом грешник предпочтет смерть своему состоянию; только он не найдет ея. Он будет умирать непрестанно, а не возможет умереть и один раз. Совокупите тысячу геен, восклицает Златоуст, это отнюдь не так тяжко, как быть извержену от славы, быть ненавидимому Богом! Наказание осужденных на страшном суде не состоит в одном лишении благ и лицезрения Божия, но в действительном претерпении зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

234 В «Ачаранга-сутре» перечисляются те, кто по разным причинам «с целью и без цели» лишает жизни животных. Учение, согласно которому животных можно любым образом обижать (убивать, мучить, поносить, уводить), – «учение недостойных» (I.1.6.5; I.4.2.4). 235 О расхождении у адживиков слов с делами в вопросах общения полов сообщается в «Сутра-кританге»; сам Госала утверждает, что для его последователей иметь связь с женщиной не предосудительно (II.6.7–8). Буддийские тексты упоминают о фактах весьма сомнительного общения адживиков с буддийскими бхикшуни. 238 Можно полагать, что упражнения различных групп, близких адживикам, перечисляются в «Буддачарите» при описании «рощи подвижников». Речь идет прежде всего об аскетах, подражавших жующим траву оленям, лежавших на муравейниках, не вылезавших из воды, где плавали рыбы и черепахи (VII.5, 15, 17). В ответ на вопрос учеников, может ли быть какая-нибудь польза от подобного рода упражнений, рассказана «Наннгуттха-джатака» 144). 241 См.: Шатапатха-брахмана 11.6.6–7, ср. Тайттирия-араньяка 2.16.1. О значении рецитации в брахманической традиции, а затем в индуизме см. [Семенцов, 1985, с. 41–46]. 242 Законы Ману VI.83–85; Васиштха-дхармашастра Х.4–5; Баудхаяна-дхармашастра II. 10.17.41. «Буддачарита» называет в упомянутой «роще подвижников» лесных отшельников, дважды в день приносивших жертву Агни рецитацией (VII. 17). 244 Согласно «Законам Ману» (II.15), агнихотру можно совершать всегда – после восхода солнца, до восхода солнца и когда не видно ни солнца, ни звезд. По другому правилу жертвоприношение на огне следует совершать в начале и в конце дня и ночи (IV.25). Ср.: Васиштха-дхармашастра IX10 и Баудхаяна-дхармашастра III.3.20. 245 По «Законам Ману», аскет не должен домогаться милостыни толкованием предзнаменований, хиромантией или звездочетством (VI 50). Еще более ригористично та же мысль выражена в «Васиштха-дхармашастре» (Х.21). 246 В «Наккхата-джатаке» 49) адживик представлен в качестве эксперта по вопросу о благоприятном времени для свадьбы. Согласно комментарию к «Махавамсе», адживик предсказал будущее величие Ашоке (ср. указания «Артхашастры» в связи с прорицателями) [Бэшем, 1981, с. 127].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 329). Источник. Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 252). Источник. Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 308). Источник. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 254). Источник. Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Источник. ...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 256). Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 497). Источник. ...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Питается... тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 173). ...Пребывание души с Господом или посещение Господом души, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу, а бывает, что отходит наказывая, не за внешние дела, а за что-нибудь душою внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то не скоро, пока не осознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 185). Источник. Душа, дура, все ко Господу спиной оборачивается, то вертится пред Ним бесчинно, внимания на Него не обращая. Ведь это очень невежливо. Возьмите же в руки сию сударыню невежду и приучите ее законам вежливости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 41). Источник. Перемены в духе – наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращаться, Ему открывайте тяготы души своей, и молитесь, да избавит, аще волит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 140). Источник. ...Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 173). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 187). Источник. Мысль, что когда кто живо представится и стоит пред оком ума, то это значит, что он просит помолиться, есть истинная мысль... И так делать хорошо... Есть общение душ, и душа душе весть подает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 76). Источник. Бывает и здесь на земле проявление сочувствия душ, по коему душа душе, по поговорке, весть подает. Подобные сему взаимодействия можно допустить и у живых с умершими, или с отшедшими. В письмах о том, «Что есть духовная жизнь», указывается всемирная стихия – эфир. По ней действия душ одной на другую могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 99). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

159 Этот и последующие стихи св. отцы понимают как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе и относят к Иуде Искариотскому и старейшинам иудейским, которые преследовали Его своею ненавистью. Слова согрешил я – пророческое свидетельство о том, что Господь наш Иисус Христос берет на себя вину всего человечества, говорит от лица всех грешников, Сам не имея греха, и приносит Себя в Жертву за них по безмерному Своему Человеколюбию (свт. Кирилл Александрийский , блж. Феодорит Киррский). 161 ...Да будет так, да будет! – заключительная формула каждой из пяти групп псалмов в Псалтири. Первый и сороковой псалмы, обрамляющие первую группу, начинаются с одного и того же слова блажен: в первом псалме ублажается тот, кто отступает от порока, в заключительном – творящий добро. 162 Псалмы 41 и 42 очень близки по смыслу, в них повторяются одни и те же припевы (ср. пс. 41:6, 12 -пс. 42и пс. 41– пс. 42:2), что позволяет рассматривать эти псалмы как единое целое. В них изливается скорбь и тоска человека, лишенного родины и храма и окруженного недругами. Пророк Давид произносит этот псалом от лица иудеев-левитов, за грехи свои находящихся в вавилонском плену (597–538 гг. до Рождества Христова) и с сердечным желанием стремящихся к тому, от чего отступили прежде, – к служению Богу. 163 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...в поучение –надписание говорит о назидательном содержании псалма; ...сынам Кореевым – речь идет о семействе левитов, потомков Корея (см.: Исх. 6:16–24 ), которые из рода в род несли службу привратников – сначала при скинии, а затем при храме; имя сыновей Корея стоит в заголовках пс. 41:43–48, 83, 86; в евр. тексте оно употреблено в том грамматическом сочетании, какое обозначает авторов песни, однако в греч., а затем и в славян. переводах сыновья Корея указаны не как составители, а как исполнители псалмов. 164 Псалмопевец мысленно переносится в Иерусалим, в храм Соломонов, во внутреннюю, священную его часть. 165 ...на земле Иорданской и Ермониимской – на севере Палестины, у истоков р. Иордан около горы Ермон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скажи мне пожалуй: что может быть приятнее того, как находиться здесь? Что было бы лучше того, если бы можно было проводить здесь целые дни? Где можем иметь мы столько братии? Где ощутительнее действует Святый Дух? Где ходатай наш Иисус Христос и Отец Его? Где еще найдешь ты подобное собрание, подобный совет, подобное общество? – Не оставляй, возлюбленный, чаще посещать святую церковь. Если мучит тебя какая-нибудь тоска, здесь она рассеется; если заботы житейские, – здесь оставят тебя; если безумные страсти, – здесь укротятся. Здесь нет волн, нет шума; здесь слышишь только благословение, молитвы, духовные беседы, отсюда переносишься на небо, и выходишь, вынося с собой залог Царствия Небесного. Если бы ты ходил сюда как можно чаще, забыл бы все неудовольствия, которые терпишь вне; но поскольку ты удаляешься и убегаешь отсюда, оттого всякий раз губишь все те блага, какие получаешь здесь от слушания Божественных Писаний. А чтобы увериться в истине сего, для этого вы, когда выйдете отсюда, повидайтесь с теми, кои не были ныне в церкви, и заметьте, какое различие между вашим благодушием и их беспокойством. Как тот, кто всегда стоит на скале, презирает нападение волн, так и тот, кто постоянно ходит на богослужение и внимает слову Божию, не может быть уловлен мирскими предметами, потому что стоит выше всего житейского. «Вскую прискорбна еси, – утешает себя венценосный Пророк, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, Он – спасение мое, Он – Бог мой» ( Пс.41:5 ); «вниду во светило Божие» ( Пс.72:17 ); «вниду к жертвеннику Божию, к Самому Богу, веселящему юность мою» ( Пс.42:4 ); «там пролию молитву мою Богу живота моего... печаль мою пред Ним возвещу» ( Пс.141:3, 9 ). Там слышен глас радости и веселия, там видны лики празднующих! «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс.83:2–3 ); «имже образом желает елень на источники водныя, еще желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ). «Что для птицы храмина и для горлицы гнездо, где она питает и греет птенцов своих, то для души моей олтари Твоя, Господи Саваоф!» ( Пс.83:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

167 Псалмы 41 и 42 очень близки по смыслу, в них повторяются одни и те же припевы (ср. пс. 41:6, 12 -пс. 42и пс. 41– пс. 42:2), что позволяет рассматривать эти псалмы как единое целое. В них изливается скорбь и тоска человека, лишенного родины и храма и окруженного недругами. Пророк Давид произносит этот псалом от лица иудеев-левитов, за грехи свои находящихся в вавилонском плену (597–538 гг. до Рождества Христова) и с сердечным желанием стремящихся к тому, от чего отступили прежде, – к служению Богу. 168 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...в поучение –надписание говорит о назидательном содержании псалма; ...сынам Кореевым – речь идет о семействе левитов, потомков Корея (см.: Исх. 6:16–24 ), которые из рода в род несли службу привратников – сначала при скинии, а затем при храме; имя сыновей Корея стоит в заголовках пс. 41:43–48, 83, 86; в евр. тексте оно употреблено в том грамматическом сочетании, какое обозначает авторов песни, однако в греч., а затем и в славян. переводах сыновья Корея указаны не как составители, а как исполнители псалмов. 170 Псалмопевец мысленно переносится в Иерусалим, в храм Соломонов, во внутреннюю, священную его часть. 172 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 173 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 174 Речь идет о завоевании Палестины (земли Ханаанской) древними евреями, об их победах над племенами ханаанеев, филистимлян, моавитян и других народов в XIII – X вв. до Рождества Христова. 175 ...спасение Иакову – под Иаковом подразумевается израильский народ, ведущий свое начало от двенадцати сыновей Иакова. Имя Израиль (букв. «князь Божий» или «с Богом») было дано Иакову Самим Богом (см.: Быт. 32:28 ). 177 В 722–21 гг. до Рождества Христова древние евреи были переселены в Ассирию, а в 597 и 587 гг. они были уведены в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010