Но как тогда понимать замечание 19 ст., что колеса иногда вслед за животными поднимались «от земли»? Не ужели здесь не говорится, что целое двигалось по земле? На херувимах сходит на землю Бог и ходит по ней – почему же не быть на самой земле хотя нижней части всего явления – колесам? Колеса по преимуществу приспособленный к земле способ передвижения (как крылья – воздушный, корабль – водный). На них можно смотреть как на связующее звено небесного видения с землей, из способов передвижения по которой это именно самый совершенный. Сходя на землю, Бог должен считаться с бренностью ее, не дозволяющею лучшего способа движения. Колеса и имеют целью показать, что Бог движется по самой земле, – не над ней. Колеса находились «подле» животных, в каком смысле может находиться один предмет подле другого (ezel 83 ) 1Цар. 5:2 и др.). Так как предмет имеет несколько боков, сторон (ezel 1Цар. 20:41 ), то можно бы ожидать от пророка точнейшего указания, с какой же именно стороны животного находилось при нем колесо (точнее – у какого из четырех лиц). Если это указание не дается в непосредственно следующих неясных словах (learbahath panav – «перед четырьмя лицами их»), то его совсем нет. Но не заключая в себе этого точнейшего указания, ezel ясно характеризует, общее отношение колес к животным. Отношение эго было отношением простого подле-нахождения, без какой-либо другой связи (кроме духовной, указываемой после, в ст. 20). сразу ставит колеса на степень самостоятельной части видения, занимающей в божественном явлении почетное место рядом с животными и имеющей след. более или менее независимое от них отношение к престолу Божию. Колеса везли тот престол, который животные несли. Посему неверно такое представление (основанное на 3Цар. 7:30 и д.): «животные были соединены с колесами так, как верхняя часть колесницы соединяется с колесами, а не так как колесница соединяется с животными, ибо животные поддерживали бож. престол на головах своих; какая-нибудь колесница или тележка от них не различается» (Роз.). Не соединяясь с колесами, как животных соединяют с колесницей, херувимы не были соединены с колесами и так, как соединены между собою части колесницы: херувимы и колеса были лишь ezel «подле» друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Эфиоп. перевода 77–83 ст.) будет по мере и на каждом моем приговоре покажет печать истины. Как теперь и отец сына, ни сын отца, ни раб господина своего, ни друг своего друга не может послать на свое место, чтобы был болен за него,.. или здоров: подобно... никого не будет, кто бы свое бремя возложил на кого-либо, на своего приснаго. Ибо каждый будет держать свою правду и дела, которые он творил одно за другим.» Так, суды Божии, по воззрению на них в 3 книге Ездры, всегда достигают своих целей; преспевает зло по предначертанию Божьему и к собственному низложению, озлобляется добро к собственному преспеянию для достижения, по предначертаниям Божьим, уготованного града, полного всех благ. В силу какого-то порядка судеб, 3-я книга Ездры показывает, что, когда сказано было непокорному Израилю? дом ваш пуст есть, помещу Вас яко ветр плевелы ( 3Ездр.1:33 ), причем и на самых благопокорных должен был прийти тяжкий день печали и тесноты (2:27), – тем не менее тогда исполнено, открылось число чад Сиона, и так было полно их число, что Ездра видел на горе Сионской народ мног, их же исчислити не мог ( 3Ездр.2:41–42 . слч. 34). Так изображено в первых двух главах. В средних за тем главах представляется необыкновенное преспеяние и духовно-нравственного зла, – сюда относится смерть единственного сына жены Сиона в самый день его брака, в самом брачном чертоге, – внешнее преобладание над церковью хищного орла, наконец восстание на Христа всех почти языков; но за чрезвычайным раскрытием семени зла следует и процветание восторжествовавшего над оным добра, – плачь о смерти сына Сионского разрешается открытием всего великолепия Сионского. внешне-хищническое преобладание ниспровергается к освобождению останка людей Божиих, собравшиеся против Сына Божия языки истребляются им без трудности, и в тоже время сим же Сыном Божьим собираются и восстанавливаются десять колен Израильских, и таким образом открывается спасение Израиля, на место Боговраждебных языков. Посему, в последних главах, угрожаются враждебные языки приближением грозного суда над ними: се приближаются злая, и не умедлят. Имже образом бременатая егда родит в девятый месяц Сына своего... тако не укоснят злая произыти на землю, и век восстанет, и болезни обымут и.… что сотворите, или како сокрыете грехи ваша пред Богом, и Ангелы его? Се Судья Бог... Се бо возгарается огнь на вас, языцы мнози... ( 3Ездр.6:39–40, 67–69 ): a избранным возвещается приближение дней скорби, но для очищения и открытия в них духовного злата тогда явится искушение избранных моих яко же злато еже искушается от огня. Слышите возлюбленные мои, рече Господь: се пред вами дни скорби… не бойтесь... яко Бог предводитель вам есть (74–70).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

10. О подписаниях в начале псалмов. Что касается различных частных надписаний, предшествующих псалмам и состоящих большею частию из одного или двух слов, например, в конец, в песнех, о точилех, и проч., то должно признаться, что объяснение этих надписаний представляет гораздо более трудностей, чем самые трудные места псаломских изречений. По мнению преосвящ. Палладия, надписания же сделаны были в разные времена и разными лицами, потому что некоторые из них находятся только в еврейской Библии, другие – в одной греческой или только в славянской, что само собою указывает на разных лиц, сделавших надписания в разные времена. И не подлежит сомнению, что большая часть из сих надписаний весьма древние, потому что встречаются в самых древних изданиях еврейской и греческой Библии. Во всяком случае, чтобы не оставлять усердного и благоговейного читателя Псалтири в недоумении относительно различных непонятных надписаний над псалмами, мы должны представить на каждое из них хоть краткое объяснение, заимствуя его у тех же св. отцов и учителей Церкви. Но мы будем делать это в своем месте, при объяснении того или иного псалма.   11. Порядок объяснения псалмов и разделение их по содержанию. Самое объяснение псалмов предполагается вести в виде бесед и в том порядке, в каком они следуют один за другим в Псалтири. Отступление от этого порядка можно допустить только в тех случаях, когда один псалом имеет большое сходство с другим и по содержанию, и по буквальному выражению мыслей и чувств, как, например, псалом 69 с 39-м (в ст. 14–18). В числе всех 150 псалмов, по содержанию их, есть – 1) псалмы молитвенные, или просительные: а) о прощении грехов, каковы: 6, 24, 37, 50, 129 (эти псалмы называются покаянными), б) на тот случай, когда идем в храм Божий: это 41, 42, 62 и 83, в) когда находимся в скорби и несчастии – псалмы 3, 12, 21, 68, 76, 87 и 142; 2) есть псалмы благодарственные: а) за милости Божии к каждому человеку и б) за милости ко всей Церкви, как, например, 45, 47, 64, 65, 80 и др.; 3) есть псалмы исторические и есть 4) псалмы пророчественные, относящиеся в особенности к Иисусу Христу, каковы: 2, 8, 15, 21, 44, 67 и др. Последние псалмы называются также мессианскими, потому что содержат в себе пророчества о грядущем Мессии, т.е. о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Послание к неизвестному» (т. V, стр. 217–223) вполне согласно напечатанному. Единственный вариант, представляемый хлудовским списком 257) приводится и здесь. Но оказалось, что в этом весьма важном месте по хлудовскому списку есть пропуск трех слов, существенно необходимых для правильного его разумения, которые здесь, в архангельском списке, находятся. Приводим это место: «А иже в православных церквах где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить» (Ср. т. V, стр. 221 прим.). Послание не кончено, – прерывается на словах: «меня и самого за то бивали и гоняли» (стр. 223). Новооткрытые сочинения Аввакума мы напечатали в том порядке, как они следуют в сборниках. 1. Толкования на некоторые псалмы (102-й, 83-й, 40-й, 41-й и 44-й, и паремии (Притч. гл. 9, Прем. Сол. 5). Все эти толкования заимствуются из боровского сборника. К сожалению, ни начала, ни конца их, как уже сказано, недостает в рукописи; но в начале, как видно, недостает лишь одного листка, на котором содержалось толкование 1-го и 2-го ст. 102 псалма. Эти сочинения любопытны и важны не в том только отношении, что, вместе с напечатанными прежде того же рода, хорошо изображают нам Аввакума, как толкователя писания и церковного проповедника 1 , но и в историческом отношении: Аввакум, по обычаю, пересыпает свои толкования воспоминаниями из своей жизни, обращениями к своим друзьям и ученикам, замечаниями о лицах и событиях своего времени. В этом отношении замечательно толкование 44-го псалма. Озлобление и ругательства, с какими он говорит здесь о царе Алексее Михайловиче и особенно о патриархе Никоне , сплетая на него ложь и всякие непристойности, таковы, что даже у него самого встречаются редко, – одно место не было возможности и напечатать по причине крайней его скабрезности. Толкования эти писаны, очевидно, в Пустозерске и не ранее 1673 года, потому что в них упоминается о заключении Морозовой с сестрою и Марьи Даниловой в Боровскую земляную тюрьму. 2. Послания к разным лицам. а) Послание к некоему брату. Заимствовано из первого архангельского сборника (Хлуд. библ. Важно для уяснения воззрений Аввакума на разные вопросы, касающиеся церкви. Проникнуто крайним раскольническим фанатизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Псалом 82 Ст. 1. Песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 7. Селения Идумейские располагались к югу от Мертвого моря; ...Измаильтяне – потомки Измаила, сына Авраама от служанки Агари (см.: Быт. 16 ), кочевое племя; ...Моав (моавитяне) – племя, жившее к востоку от Мертвого моря; к востоку от моавитян жило пастушеское племя Агарян. Ст. 8. Гевал – земля к югу от Мертвого моря, заселенная идумеями; ...Аммон (аммонитяне) – народ, живший к востоку от р. Иордан; ...Амалик (амаликитяне) – многочисленное и сильное кочевое племя на юге Палестины. Тир – крупный торговый город Финикии. Ст. 9. ...Ассур – ассирийцы, народ, населявший территорию современного Ирака. Потомки Лота (племянника Авраама) – моавитяне и аммонитяне. Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). Ст. 10. Мадиам – кочевой народ, часто воевавший с древними евреями. Сисара – военачальник ханаанского царя Иавина: у подножия горы Фавор, при потоке Киссове, над Сисарой одержал победу еврейский воин Варак (см.: Суд 4 ). После гибели Сисары древними евреями был уничтожен и царь Иавин (см.: Суд. 4:24 ). Ст. 11. Аендор – селение к югу от горы Фавор. Ст. 12. Зив, Орив, Зевей и Салман – мадиамские царьки, убитые древними евреями (см.: Суд. 7–8 ).   Псалом 83 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...сынов Креевых – см. примеч. к пс. 41, 1. Ст. 2. ...обители Твои – святые церкви, к которым стремится всякая боголюбивая душа. Ст. 3. ...душа... сердце... плоть – т. е. весь человек как совокупное единство духовного, чувственного и телесного; ...дворы Господни – двор храма, где собирались паломники, прибывшие на праздник из разных мест. Ст. 4. Речь идет о птицах, которые вьют себе гнезда в храме; в древности они считались священными. Псалмопевец имеет в виду прибежище, защиту, которую дает храм. Ст. 5. ...живущие в доме Твоем – регулярно посещающие храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

286 Состояние отечественной Церкви по всеподданнейшему отчёту Обер-Прокурора Св. Синода за 1886 г. Христ. Чтение 1889 г., стр. 105. 288 Т. XI, ч. I, ст. 807. «В Прибалтийских губерниях Евангелическо-Лютеранские проповедники совершают св. крещение над незаконнорождёнными детьми матерей Евангелическо-Протестантского исповедания, по их на то согласию, а равно и над подкидываемыми или находимыми младенцами, коих родители неизвестны». Там же, ст. 276. (Ср. ст. 808 того же Тома и 83 ст. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. преступл.) 289 Т. I, ч. I, основ. законы, ст. 41. «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». (Т. I, ч. 1, осн. законы, ст. 42.). 292 Т. I, ч. I, ст. 141. «По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами Православного исповедания, так и с иноверными». Там же, ст. 140. 293 Закон не допускает перехода православного лица в другое, хотя бы христианское вероисповедание, и Православная Церковь не перестаёт считать отпадшего своим членом, сохраняя его в ведении православного духовного начальства. «Законодательство наше, по мнению Правительствующего Сената, смотрит на отступление от Православия, как на состояние не только воспрещённое законом, но и преступное, которое никогда не может сделаться состоянием законным; а следовательно, с присоединением православного к другому вероисповеданию, являясь действием преступным, как со стороны присоединившего духовного лица, так и со стороны присоединённого, не может создать законной принадлежности последнего к сему вероисповеданию со всеми проистекающими от таковой принадлежности законными последствиями». (Реш. Уголов. Кассац. Деп. 1891 г. 10). 296 Улож. о наказ. ст. 188. В этой опеке не могут участвовать ни муж, отступивший от Православия, ни жена изменившего Православию. (Т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прес., ст. 38). 297 Т. XIV. Уст. о предупр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Под образом тьмы и мрака здесь представляется религиозно-нравственное состояние язычников, непросвещенных светом откровенной религии, блуждавших во тьме языческих суеверий и погрязавших во мраке пороков (ср. выше, Ис. 9:3 ). Подробнее это мрачное состояние язычников пред пришествием Мессии изображено у ап. Павла ( Рим. 1:18–32 ). Но свет, имеющий воссиять в Иерусалиме, говорит пророк, разгонит эту тьму язычества: пойдут царие светом твоим, – (точнее с греческого – к свету твоему – πορεσονται τ ψωτ σου) и языцы светлостию твоею (точнее – к светлости твоей – τ λαμπρτητι σου). Это по сравнению с вышесказанным (см. Ис. 2:1–3 ) значит, что Иисус Христос, этот небесный и истинный Свет ( Ин 1:9 ), имеющий прийти ближайшим образом для избранного народа Божия (ср. выше. – Ис. 49:6 ) и воссиять прежде всего в Иерусалиме, как средоточии религиозной и гражданской жизни этого народа, 83 привлечет к Себе и язычников с их царями, так что будет светом и светлостью Иерусалима, как говорит здесь пророк, или славою Израиля, как сказал праведный Симеон ( Лк. 2:32 ), будет вместе с тем и светом для язычников (ср. выше – Ис. 42:6; 49:6 ) или вообще – светом просвещающим всякаго человека, грядущаго в мир ( Ин. 1:9 ). И действительно, обращение язычников ко Христу началось сряду же после основания Его церкви ( Деян. 2:41 ). Первый языческий царь, принявший христианство был Св. равноапостольный Константин Великий . 4–7 ст. Следствием указанного прославления Иерусалима будет: а) собрание к нему не только рассеянных по чужим странам его граждан, но даже и язычников (4 ст.) и б) стечение сюда всех богатств с запада (5 ст.) и востока (6–7 ст.). Все это будет предметом великой радости и вместе великого удивления для Иерусалима (тогда узриши, возрадуешися и у боишися). а) «Обведи кругом глазами твоими (пророк говорит Иерусалиму) и посмотри на этих собранных чад твоих, вот все сыновья твои придут издалека 84 и дочерей твоих на руках принесут» (4 ст.). В этих словах содержится пророчество тожественное по значению с выше изложенным (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

июня по кон. мая из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четвериц, на к-рые поделены 20 мон-рей: I) Вел. Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; II) Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; III) Иверский, Пантократор, Филофея, Симонопетра; IV) Хиландар, Ксиропотам, Св. Павла, Григория; V) Дионисия, Зограф, Русский, Кастамонит. Первый по порядку (прот, πρτος - первый) член четверицы носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота (ст. 28). Все эпистаты равны между собой; каждый из них получает 1 часть четырехчастной печати Свящ. Кинота с изображением Богородицы «Пространнейшей» (Πλατυτρα); в отсутствие к.-л. эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не др. члену Эпистасии (ст. 29-31). В случае равного количества голосов принятие решения передается в Кинот. Свящ. Эпистасия следит за поддержанием чистоты и порядка в Карее, устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением и изгоняет нарушителей правил приличия силами блюстителей порядка (отряды сейменидов и сердаров), при необходимости прибегая к содействию находящихся в Карее гос. полицейских. Высшие адм. органы Св. Горы располагаются в Карее. Карея. Фотография. 1999 г. Карея. Фотография. 1999 г. Постоянные монастырские суды (дикастирии) 1-й ступени состоят из игумена и собора старцев мон-ря. Суд 2-й ступени представляет Кинот Св. Горы, принимающий апелляции только на суровые наказания в течение 15 дней со дня оповещения обвиняемого; мелкие наказания считаются окончательными и отмене не подлежат. Высшая судебная власть принадлежит Чрезвычайному собранию. К-польский Патриарх и его Свящ. Синод выступают в качестве верховной судебной инстанции в вопросах духовного характера (касающихся чистоты церковного вероучения и канонической дисциплины) (ст. 41-83). Уголовные дела подлежат компетенции гражданского суда в Фессалонике (ст. 7). История Древнейший период В эпоху античности гора, носящая, как считали древние ( Steph. Byz. Ethnica.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

77 Kreuzer. Abbildungen zur Symbol, u. Mytliol. tat. XXVI. Изображение это до такой степени сходно с изображением Богоматери по общему византийскому типу, что при иных условиях может обмануть наблюдателя. 82 См. описание этих рукописей у Кондакова в «Истории византийского искусства по миниатюрам греч. рукоп.» 1877. 83 De Rossi, Bullet, di archeologia Crist. " 1867. p. 44. Marangoni. Acta s. Victorini p, 39–40. Изображения Богоматери в катакомбах Каллиста, Домициллы, Петра и Марцеллина, Агнесы и Прискилы еще не имеют нимбов. 84 Сюда относятся: мозаическое изображение агнца в боковой капелле ла- теранскаго вантистерия (V в.); мозаики в церкви Косьмы и Дамиана (530 г, рис. у Ciampini Vet. той.т. i!. tab. XVi), св. Виталия в Равенне (547г. ibid, tab. XVIII), где агнец стоит в центре свода, усеянного звездами: это символ неба, к которому открыт доступ людям жертвою агнца; далее – на саркофаге Валентиниана в Равенне – с монограммою Р. (ср. AHegranza: Мо- num. Ant. di Milano p. 41); наконец в церкви Аполлинария во флоте (in classe) в Равенне (Ciampini t. И. tab. ХХШ). 85 Arringhi t. II. p. 14. Также на дверях церкви Пуденцианы в Риме с надписью: Hic agnus mundum restaurat sanguine lapsum mortuus et vivus idem sum pastor et agnus (cp. Ciampini. Vet. mon. t. I. p. 27). 87 Suppedaneum, у греков, – термин отожествляемый глоссариями с «scabellum», «subsellium», «subpositorium». По словам Климента Александрийского Stromat. 1. 16., он произошел от Персов. Гомер усвояет его Елене и Улиссу в Одиссее IV ст. 136; X ст. 315. В христианской иконографии встречаем его преимущественно в изображении Бога Отца, I. Христа и Богородицы. Martigny 1’art «subsellium» p. 622. 88 Примеры: в Кирхерианском музее в Риме; Неаполитанском, Парижском Клюньи 406, Флорентийском вантасгерии и в церкви S. Paolo iori le mura (13 в.). 90 В трибуне этой церкви подобный же символический сюжет: Иисус Христос в виде агнца – на горе с 4-мя реками; по бокам 12 агнцев апостолов и 2 города с роскошными цветущими деревьями... Выше Христос, стоящий в бурных волнах Иордана. Совершенно сходная мозаика в базилике Пракседы в Риме (символы Евангелистов, все сполна); а также отчасти – мозаики в триумфальной арке базилики Марии за Тибром (in Traste- еге): агнец в нимбе на троне; 12 агнцев по сторонам и 2 города с подписью: «Hierusalem и Bethlehem», – и в абсиде церкви св. Климента в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1031 Когда Священник при возношении жертвы о ком молится и воспоминает, сим молением и воспоминанием означает, что приносит он жертву Богу о нем. Ибо древние Святые Отцы и составители служб слова сии: помянут кого, принесть жертву или молиться о ком при возношении ее, употребляли в одинаковом смысле. Святый Кирилл Иерусалимский в 5 Тайноводственном Слове говорит: „О усопших приносим мы Христа закланного о гресех наших; что в сем месте Литургии изображается словом: помяни всех прежде усопших. Св. Златоуст (Беседа 41, в нрав. на 1Кор.) сии слова соединяя, беседует так: „Поможем прочее усопшим, и память о них да совершаем. Что сумнишися, аще нам, о умерших приносящим, бывает нм некое утешение“‘? „Когда усопшие, говорит блаженный Августин (в слове 171, о словах Апостольских), при жертве воспоминаются, то и за них оная приноситися да глаголется“. Сей смысл и нижеследующих всех на Литургии воспоминаний о вселенней, о Епископах и Царях, о благорастворении воздухов, о плодоношении земли и проч., о всех сих Иерей приносит Богу предлежащую жертву, т. е., Его единородного Сына, и для Него и чрез Него просит излить на всех великую и богатую милость. Смотри и выше § 83. 1032 Сие изречение взято из Св. Писания, в котором на многих местах свет лица Божия (числ. гл. 6, ст. 25 и 26; псал. 4, ст. 6) означает любовь Божию к человекам, благость и излияние Его щедрот. 1038 Чиноположен. Апостол. кн. 8, гл. 12. Смотри в Библиотек. отцов том 2. Литургии: Иакова, Марка, Петра и проч. Один Учитель церковный, исчисляя причины, для которых Церковь возносит моления о усопших, говорит: „Чадо Церкви, от среды ее молений, прелетает к вечности; наши желания сопровождают его и туда; (ибо) смерть не полагает предела любви Христианской; и по причтении к лику небожителей, мы еще будем принадлежать Церкви. Верующий, своими молениями, жертвами, приношениями, милостынями, утешает бессмертную душу. Сии моления, которые Церковь непрестанно приносит за вечный покой умерших, не только им бывают полезны (Смотри выше § 14 и ниже § 135), но сколько доставляют благ и нам самим! Они напоминают о воскресении тел, вперяют дух наш в спасительное размышление о смерти. Христианин, взирая на несметные груды племен, друг на друга положенных, усматривает и себе место назначенное, и признавая себя смертным, научается жить добродетельно. Сии святые молитвы делают сообщение между нами, и предшествовавшими нам на земли. Они оживляют в сердцах наших сладкое воспоминание о тех, с которыми были мы соединены кровию (родством или которые привязали нас к себе своими благодеяниями; они скрепляют, увеличивают наше уважение к их последней воле. Верующий, повергшись на гроб виновников бытия своего и счастия, воспоминает о всех чертах жизни их, которые могли быть полезны. Наставления, которые они преподали ему, примеры добродетели, которые он замечал в них, живо изображаются в его памяти». Пастырское Наставл. о превосходстве Религии стр. 146 и следующ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010