Если же в этих последних нельзя видеть бездарных компиляторов, то так же мало можно говорить это о писателе молитвы книги пр.Ионы, а, следовательно, также мало можно утверждать и о после-пленном происхождении её, а вместе с нею и всей книги 289 . Так в разбираемом нами доказательстве основание и следствие его взаимно противоречат себе и оно совершенно запутывалось бы в своей субъективности, если бы не находило фактической опоры для себя в том утверждении, будто некоторые из заимствованных составителем молитвы пр.Ионы псалмов действительно принадлежат после-пленному периоду. Таковы, будто бы, псалмы 41, 115 и 119. Правда ввиду с одной стороны отсутствия фактического доказательства принадлежности 115 и 119 псалмов давидовскому времени, с другой в силу соответствия их содержания и языка именно после-пленному времени и согласно с их, обычными в после-пленных псалмах, надписаниями (аллилуйя и песнь степеней), мы должны признать после-пленное происхождение этих псалмов 290 ; но из этого никак ещё не следует непременно, что созвучные с ними стихи молитвы пр.Ионы заимствованы именно из них; эти стихи нисколько не меньше имеют сходства, созвучны и с другими псалмами: 17 и 49-м 291 . За принадлежность же первого из этих последних псалмов Давиду говорит самое надписание его, которое указывает не только имя Давида, но и повод к написанию псалма; о таком происхождении 17 пс. говорит и соответствие содержания его тем историческим обстоятельствам, на которые указывает надписание, и в принадлежности этого псалма Давиду никто почти не сомневался 292 . А 49-й псалом есть псалом Асафа, сына Берехии, из племени Гирсанова, одного из трёх начальников хора при Давиде (Пар.6:30–48) 293 . Касательно третьего из относимых к после-пленному времени псалмов, 41-го конечно естественнее предположить заимствование молитвы пр.Ионы из него, чем из параллельного с ним 68-го псалма; но дело в том, что и 41-й псалом, несомненно, принадлежит временам Давида. Такое время написания его вполне подтверждается 1) самым надписанием его: «сынам Кореевым», которые занимали видное место в хоре Давида (Пар.25 гл.), 2) особенно мягким, элегически-нежным тоном обычным всем псалмам сынов Кореев (43, 48 и 83) и наконец 3) применимостью содержания его к историческим обстоятельствам времени Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Труд собирателя заметен также в употреблении имен Божиих: имя Ягве встречается почти исключительно в Пс 1–40/41, то есть в первой “псалтири Давида”, Элохим же, напротив, в Пс 41/42–82/83, что охватывает вторую “псалтирь Давида”, часть псалмов сынов Кореевых и псалмы Асафа; следующая часть — “ягвистская”, за исключением Пс 107/108, который соединяет “элогистские” псалмы 56/57 и 59/60. Этот второй “ягвистский” сборник, в котором четыре псалма анонимны и присутствуют многочисленные повторы или заимствования из более ранней литературы, может считаться наиболее поздним собранием в Псалтири, что, однако, само по себе еще не предопределяет суждения о дате возникновения каждого из псалмов. Наконец, Псалтирь была — очевидно, в подражание Пятикнижию — разделена на пять книг, каждая из которых отделяется от последующей кратким заключительным благословением: Пс 40/41:14; 71/72:18–20; 88/89:52; 105/106:48. Пс 150 — это подробная завершающая хвала, в то время как Пс 1 предпослан всей книге как введение. Этот канонический облик Псалтири окончательно оформился лишь достаточно поздно. Существуют и собрания псалмов, отклоняющиеся от него: в греческой Псалтири — 151 псалом, в древнем сирийском переводе — 155. Среди рукописей Мертвого моря обнаружен и еврейский оригинал греческого псалма 151, который, собственно говоря, состоит из соединения двух псалмов, и два последних сирийских псалма; здесь же были найдены и три доселе неизвестных рукописи поэтических произведений, облеченных в форму Псалтири, в которых псалмы не всегда располагаются в принятом порядке. Следовательно, Псалтирь, по крайней мере в определенных кругах, вплоть до начала нового летоисчисления оставалась открытым собранием текстов. Религиозное значение О нем остается сказать немногое, — настолько явственно предстает религиозная сокровищница псалмов. Они были молитвами Ветхого Завета: Бог Сам даровал Своим детям тот духовный настрой, с каким им следовало Его воспринимать, и те слова, с которыми им подобало к Нему обращаться.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

д) период воздействия изучался в 30-дневном интервале, в отличие от других исследований, изучающих более короткие интервалы времени. е) исследуемые самоубийцы были в возрасте от 25-34 лет – возрастная группа, не особо чувствительная к подражанию. Другое исследование Мерси доказывает, что суицидальные наклонности не передаются по наследству. Это также оспаривается большим количеством исследований. Например, исследование 2001 года, используя информацию ADD Health, а также опросы студентов, показывает, что подростки, у которых друзья или члены семьи совершали попытку суицида, в три раза чаще совершают попытку самоубийства. Альтернативные стратегии исследования Согласно докладу Интернет-ресурса Mental Health, «существует достаточно информации для подтверждения факта, что суициды подростков могут быть спровоцированы вымышленной или реальной историей суицида». А так как повлиять на СМИ гораздо легче, чем на другие факторы, способствующие суицидам (например, генетическую уязвимость), нужно приложить максимум усилий, чтобы в СМИ правильно освещалась тема суицидов. Роль инструкций для СМИ Инструкции для новостных СМИ Учитывая, какое сильное влияние СМИ оказывают на уязвимых людей, нужно уделять большое внимание всевозможным предупреждающим мерам при сообщении о самоубийствах в Новостях. После проведения опроса 59 журналистов, пишущих о суицидах, оказалось, что репортеры недооценивают прямое влияние своих репортажей на последующие самоубийства, более того, даже те, кто слышал о феномене заразительности, выражали сомнение правда ли это. Таблица. Суицидальные истории в девяти известных газетах 1998 года Газета Количество % на первых 9 страницах % в заголовках Chicago Tribune New York Daily News Dallas Morning News Houston Chronicle Los Angeles Times The New York Times Newsday USA Today Washington Post Всего 159 58 181 107 176 90 83 35 83 972 78.0 41,4 44,8 39,3 71,0 67,8 32,5 91,4 84,3 60,3 63.5 50,0 45,9 56,1 71,0 54,4 51,8 25,7 71,157,4 Анализ таблицы показывает, что в 5 газетах из 10 больше половины историй были помещены на первых девяти страницах, в 7 из 9 газет отразили тему суицида в половине своих заголовков.

http://pravmir.ru/zaraznost-smi-i-molode...

н. separatio perpetua не допускается); но о поводах к разводу и временному разлучению закон ничего не говорит, очевидно предоставляя установление бракоразводных норм партикулярным законодательствам отдельных государств, входящих в состав германской империи, оставляя в силе бракоразводные нормы саксонского гражданского уложения, прусского, виртембергского, баденского ландрехтов и проч. Не безынтересны некоторые статистические данные для определения взаимного отношения между обязательным гражданским браком и венчанием. Непосредственно вслед за изданием прусского закона 1874 г. и германского 1875 г., как и естественно было ожидать, число опущений церковного венчания было наибольшее. Но затем, с каждым годом менее и менее оказывалось людей, желавших ограничиться одною гражданскою церемонией без церковного венчания. В Пруссии, в пятилетий период времени 1875 – 1879 г. на сотню евангелических браков приходилось повенчанных: в 1875 г. – 83,44 » 1876 » – 86,43 » 1877 » – 87,36 » 1878 » – 88,29 » 1879 » – 89,38 В больших городах, где сравнительно гораздо слабее развита религиозная жизнь, в тот же период времени точно также последовало заметное усиление церковного участия в браках: в Бреславле с 60,6 поднялось на 64,4 « Кенигсберге » 65,5 « » 66,6 « Ганновере » 83,6 « » 97,0 « Франкфурте на Майне » 46,9 « » 50,2 « Данциге » 64,2 « » 70,0 « Берлине » 27,3 « » 40,4 В других государствах Германии: в Баварии с 1876 по 1879 г. число церковных венчаний повысилось с 93,35 на 98,55, а число опущений венчания понизилось с 6,65 на 1,45. В Саксонии с 1876 по 1879 г. число опущений венчания понизилось с 7,76 на 3,41. Почти тоже самое в Виртемберге и Бадене. Вывод, который получается из представленных цифровых данных, очевидно, сам по себе, не располагает к пессимистическому осуждению о положении дел при обязательном гражданском браке. Если па первых порах оказывается много желающих ограничиться одною гражданскою церемонией, причем из этих многих не немногие действуют просто по необдуманности и легкомыслию, то вскоре же затем религиозный инстинкт народа начинает реагировать против увлечения гражданским браком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

А. Сведения о жизни Тит Флавий Климент родился около середины ІІ-го века (около 180-го года он был уже учеником Пантена). Место его рождения с достоверностью не было известно уже во время свт. Епифания (Epiph. Adv. haer. 32, 6//PG. T. 41. Col. 552В//ТСРП. Ч. 1. С. 358): одни считали его александрийцем, другие – афинянином. Последнее более вероятно, ибо в сочинениях своих он обнаруживает близкое знакомство с особенностями аттической жизни (Clem. Alex. Paed. 1, 4, 5; II, 11//PG. T. 8. Col. 540A; р. п.: C. 206). Александрию же он представляет конечным пунктом, к которому привели его странствования (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 11//PG. T. 8. Col. 700A; ρ. п.: T. 1. C. 83). Сам Климент в сочинениях своих не раз упоминает о своём языческом происхождении, что подтверждается хорошим его знакомством с языческими мистериями и вообще мифологией (Clem. Alex. Protr., 1//PG. T. 8. Col. 49C–53A; р. п.: C. 47–48). По-видимому он происходил из богатой фамилии; во всяком случае в сочинениях своих он обнаруживает себя тонким знатоком этикета современного ему высшего общества. Образование Климент получил превосходное. Он прочитал много классиков и философов и свою обширную учёность обнаружил в необычайно обильной цитации; его сочинения поэтому являются важным источником, сохранившим многие богатства классической культуры. По-видимому его привело к христианству то же блуждание по философским школам в поисках истины, какое так характерно сказалось в Иустине Мученике . Уже по обращении ко Христу Климент, по законченности своего образования, предпринял путешествие по разным странам, причём везде старался вступать в общение с «пресвитерами», сохранявшими истинное «предание блаженного учения» (Clem. Alex. Strom. I, 1, 11//PG. T. 8. Col. 700A; р. п.: T. 1. C. 83). Эти пресвитеры не были иерархическими лицами, а просто «старцами», людьми предшествовавшей Клименту генерации. Климент не называет их по имени. Первого из них он нашёл ещё в самой Элладе, двух других застал в Великой Греции (т. е. Южной Италии), ещё двух в Сирии («ассирийца», вероятно, Татиана) и Палестине и, наконец, в Александрии «уловил скрывшегося здесь последнего учителя, но первого по силе», Пантена (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 11//PG. T. 8. Col. 700A; р. п.: T. 1. C. 83; cp.: Euseb. Hist. eccl. V, 11, VI, 13 II PG. T. 20. Col. 457A, 548A; р. п.: C. 218:263). Здесь Климент и остался (со 180 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Мы сделали общий обзор [соответствующих] прошедших событий, чтобы от них перейти к духовному пониманию. Коль скоро мы движемся и ведем борьбу, мы обитаем в палатках, всей мыслью своей устремляясь к тому, чтобы перейти от палаток к твердому и постоянному жилищу, т. е. к дому Божию. Посему и святый Давид восклицает в Псалме: Горе мне, что [переменное] обитание мое продолжилось ( Пс.119:5 ), и: Пришелец я и странник, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Это говорит пребывающий в Египте и еще находящийся в этой жизни. А тот, кто исходит из Египта, на Еврейском языке называемого mesraim ( ), что значит тяжелое испытание, кто вступает в место, свободное от пороков (solitudinem vitiorum), тот начинает путь свой и говорит с Псалмопевцем: Перейду в место чудного селения (tabernaculi mirabilis) к дому Божию ( Пс.41:5 ). В самом деле, удивительно не хотеть жить с Египтянами, но, потопив Фараона, пожелать войти в землю обетования ( Исх.14 ). Поэтому и в другом месте говорится: Как возлюбленны селения Твои, Господи сил, желает и изнемогает душа моя [от стремления] в жилища Господа ( Пс.83:2–3 ) и немного ниже: Блаженны живущие в доме Твоем, во веки веков они будут восхвалять Тебя ( Пс.83:5 ). Ибо голос радости и спасения в жилищах праведных ( Пс.117:15 ). И в Притчах мы открываем следующие слова: Домы праведных остаются, и те селения их, которые действуют по правде, будут стоять ( Прит.2:21 ), т. е. обещается, что дома будут неизменно пребывать и жилища будут стоять твердо. И в другом месте святый муж говорит: Одного я просил от Господа, и этого и буду искать, [именно] чтобы вселиться в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его ( Пс.26:4 ). Кто обитает в селениях этого рода, и от селений спешит переходить к передним частям жилищ (atria), а от них – к дому, а от дома – к храму Господню, тот должен совершать торжественные праздники кущей из прекраснейшего древа мудрости – о котором говорится в Притчах: Древо жизни для всех, которые приближаются к нему, преклоняют голову на нем, как над домом крепости ( Прит.3:18 ), – и из пальмовых ветвей, в которых указывается знак победы и награды за добродетель, а также из листьев самого густого дерева, – под которым Иудеи разумеют мирту, чтобы указать на умерщвление плоти и похотей; посему и Господу Спасителю волхвы приносят в дар смирну ( Мф.2:11 ), – а также из ивы и тополя; под ними некоторые разумеют одно дерево, при чем само имя дерева, которое по-гречески называется μνς, указывает на непорочность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1 Срав. псалом 10 (нумерация псалмов везде – по славянскому тексту Библии) – «В конец, псалом Давиду», и наряду с этим псалом 59–«В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: всегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратись Иоав и порази Едома в дебри солей двенадцать тысящ». 5 Текст русской Библии переведен с еврейского, но под сильным влиянием инославных переводов Библии (главным образом немецкого). 11 В 1887 году здесь был найден большой архив правительственной переписки, состоявший из двух тысяч глиняных табличек. 13 Так, субботняя полунощница в нынешней редакции вся состоит из таких псалмов (псалмы 64 – 69), вседневная (псалом 50), часы (псалмы 50, 53, 54, 83), утреня (псалмы 19 и 87), великое повечерие (псалмы 4, 6, 12, 69), малое повечерие (псалом 69). 14 Это богослужение организовывалось как торжественное, воскрешавшее в народе представления о древних богослужениях. 15 Такое изменение было вполне естественным и объясняется более поздним характером начертаний в языке книги Неемии. Можно было бы привести много примеров подобного изменения. 16 Срав. псалмы 31, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52, 53, 54, 73, 77, 83, 84. 86, 87, 88, 141. 22 Еврейское «маскил» и греческое σνεσια имеют основное значение «соединять логические посылки» в процессе мышления, от чего рождается «ум», «разум», – понятия, введенные в семантику слова (см. словарь). 26 К категории таких же надписей надо отнести так называемую Силоамскую надпись, найденную в конце прошлого века в подземном туннеле, соединявшем пруд Силоамский с источником, в Иерусалиме. 27 «Внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри солей, двенадцать тысящ». 28 Псалом 56 «...Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова, в пещеру». Псалом 58 «...Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его». Читать далее Источник: Архимандрит Феогност. Некоторые замечания о надписаниях псалмов//Журнал Московской Патриархии. 1954. 12. С. 56-62.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nekotor...

Самоизоляция и дистанционка повлияли на психическое здоровье 83% школьников 14 сентября, 2020. Новостная служба У трети российских подростков выявили депрессивные состояния 14 сентября. ПРАВМИР. Жизнь в условиях самоизоляции и дистанционного обучения отразились на психическом состоянии 83% российских школьников, пишет РБК со ссылкой на данные Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава. Исследователи выявили депрессивные состояния предположительно у 42% учащихся, астенические состояния — у 41%. Эксперты также предполагают у 37% обсессивно-фобические состояния, у 26% — синдром головных болей, у половины учащихся (55%) — нарушения сна. Почти трети школьников (32%) удавалось сохранять ровное и положительное настроение, однако 13% испытывали подавленность, а 44% рассказали о неоднократной смене настроения в течение дня. Только 13% школьников удалось благоприятно адаптироваться к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. Большинство школьников (69%), участвовавших в опросе, во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения и сидели дома. 36% подростков отнеслись к режиму самоизоляции негативно, 21% назвал его невыносимым. Понравилась самоизоляция 16% опрошенных. Из-за самоизоляции стали меньше гулять 68% школьников, у 55% снизилась физическая активность. У 59% увеличилось время на выполнение домашних заданий, на занятия с компьютером или другим гаджетом (46%), на общение в соцсетях (35%). Каждый четвертый школьник рассказал о недостаточной продолжительности сна (семь часов и менее). Самым популярным устройством, которое использовали подростки во время самоизоляции, стал смартфон (89%). Непосредственно для учебы его использовали большинство подростков (73%). При этом школьники жаловались на покраснение глаз (18%), на их усталость (44%), на общее утомление при длительной работе на компьютере или другом устройстве. Онлайн-опрос проводился с конца апреля по конец мая. В нем приняли участие почти 30 тысяч школьников с 5 по 11 класс из 79 регионов России.

http://pravmir.ru/samoizolyacziya-i-dist...

Кроме того, на протяжении I тыс. христ. истории во мн. областях Испании сохранялись местные обычаи, к-рые нашли отражение в литургических книгах и к-рые теперь практически невозможно отличить от общих для И.-м. о. тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития И.-м. о., когда сформировалось неск. зон литургической активности. Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской пров. (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах Поместных Соборов (см.: 1-й канон Герундского Собора (517), 1, 2, 5-й каноны Барцинонского Собора (540) и др.). Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, еп. Лериды (Льейды) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 13//PL. 83. Col. 1090), и Иоанном, еп. Цезаравгусты ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 6//PL. 96. Col. 201-203). Тарраконская пров. находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, видимо, отразилось и на особенностях ее литургической традиции. О богослужении в пров. Галлеция (в эту эпоху в ее состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть пров. Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия еп. Профутуру Бракарскому (PL. 69. Col. 19-21). После того как I Бракарский Собор (561) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: 4-й и 5-й каноны о совершении Евхаристии и Крещения по чину, присланному из Рима; 12-й о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (видимо, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения рим. традиции в Испании. В Бетике центром, в к-ром происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41//PL. 83. Col. 1104). Вероятно, именно в этот период в связи с появлением визант. анклава на территории Испании имело место влияние на И.-м. о. визант. литургической традиции (ряд текстов в И.-м. о., включая Трисвятое и нек-рые антифоны, на протяжении всего средневековья продолжали петь по-гречески; см.: Baumstark. 1935; Janeras. 1995).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Лобызай руки и ноги его, обнимай их часто с великой честью, возлагай руки его на глаза себе, и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем только хорошее и что-нибудь досточестное» (I 57 (306)=B5 (79)). И. С. говорит о покаянии как лекарстве, установленном самим Богом для постоянного духовного обновления и исцеления человека (II 40. 8-9). Покаяние должно сопутствовать человеку каждый день и час: «Ежечасно надлежит нам знать, что в сии двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии» (I 47 (201)=B73 (502)). И. С. определяет покаяние как «оставление прежнего и печаль о нем» (I 48 (205)=B74 (507)) и как «приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего» (I 47 (201)=B73 (502)). Покаяние сравнивается с кораблем, на к-ром человек переплывает море, отделяющее его от вечной жизни. Капитаном этого корабля является страх Божий, а пристанью и целью путешествия - божественная любовь. В эту пристань входят все «труждающиеся и обремененные» покаянием (I 83 (399)=B43 (317)). О покаянии говорится как о втором крещении: эта тема традиционна для всей восточной патристической мысли. Согласно И. С., Бог не захотел, чтобы человек из-за злоупотребления своей свободой лишился уготованного ему блаженного состояния, и потому Он «изобрел второй дар, который есть покаяние, чтобы через него получали люди обновление каждый день и им были оправдываемы на всякий миг» (II 10. 19). Покаяние является возобновлением благодати крещения, утраченной в результате грехопадения: «Как благодать на благодать людям по крещении дано покаяние. Ибо покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог приняли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, открытая усердно ищущим его... Покаяние есть вторая благодать» (I 83 (397)=B43 (315)). Покаяние ставится выше мученичества: «Истинно кающийся есть живой мученик. Слезы по своим действиям превосходят кровь, и покаяние превосходит мученичество» (Главы о знании. I 53). Почувствовать собственную греховность важнее многих добродетелей и дара чудотворения: «Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвой своей воскрешает мертвых... Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу всему миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов» (I 41 (175)=B65 (463-464)).

http://pravenc.ru/text/674153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010