1064 На другой день утром... – Inde cum mane factum esset. А. Пенькович: «...когда наступило утро» (см.: Протоиерей Александр Пелин. Топография... – С. 157). Речь идет о 31 января (по византийскому стилю). В 861 г. это было 4 февраля (по григорианскому календарю). 1065 ...при стечении всего народа – universa civitatis multitudo conveniens. У В. А. Бильбасова: «...собралось все население города». А. Пенькович: «...все множество (жителей) города, собравшись» (с.157). 1066 ...взявши святые мощи – assumpto sanctarum reliquiarum loculo («приняв гроб со святыми мощами»). Loculo можно перевести и как «гроб», и как «ящик», и как «ковчег», «рака», «мощехранительница». Вероятно, предпочтительнее последнее значение, тем более в Слове на перенесение мощей постоянно упоминается рака (см.: Антология, гл. 10–11). 1068 ...обошли кругом весь город – totam...in circuitu lustraverunt urbem. У В. А. Бильбасова: «...обошли весь город вокруг». То же у И. Я. Франко: «...oбiйшлu цiлe мicmo» (с. 215). А. Пенькович предлагает следующий перевод-интерпретацию: «...при обнесении вокруг, освятили город» (см.: Протоиерей Александр Пелин. Топография... – С. 157) Выражение оригинала источника дважды подчеркивает, что это был обход города именно по кругу. Такое было бы возможно, если бы процессия, о которой упоминается в Слове на перенесение мощей преславного Климента (гл. 12), двинулась по следующим стациям – точкам остановок крестного шествия: от Западной базилики 13 к четырехапсидному мартирию 47 на главной продольной улице, затем в месте ее пересечения с главной поперечной улицей свернула к южным городским воротам («Мертвым воротам»), в район предполагаемой малой агоры со скоплением ее храмов и 1958 года), после чего вновь вышла на главную улицу, откуда по пятой поперечной улице двинулась к северному берегу и входу в экзонартекс Уваровской базилики, отождествляемой с главным соборным храмом Херсона – большой базиликой апостолов Петра и Павла (см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Указ. соч. – С. 593–600, 665; Протоиерей Александр Пелин. Топография... – С. 160). В данном случае мы имеем типичный пример стациональной литургии – перехода богослужебных последований (аколуфий) с места на место, обычный при переносе мощей (ср.: Taft R. Byzantine Liturgical Evidens in the Life of St. Marcian the Oeconomos: Concelebration and the Preanaphoral Rites//Orientalia Christiana Periodica. – Roma, 1982. – Vol. 48. – P. 159–170).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело в том, что без одного не было бы другого. Если исходить из заключения об увязке строительства этого купольного здания, явного мартирия, с канонизацией первых епископов города и с преданием о чуде, совершенном в печи для обжига извести одним из них – Капитоном – в IV в. 356 , тогда понятно, что строители руководствовались данными о полуреальных-полулегендарных событиях, собранными безвестным агиографом, не понаслышке знавшим город, расположение и название его ворот, храмов, площадей, памятных мест, кладбищ. Выделение купола – символа Небес, редкого в строительной практике херсонских ремесленников – икодомов, стало прочно закрепляться в византийской архитектуре после создания Св. Софии в 537 г., и вполне логично, что это обстоятельство тоже должно было подчеркнуть особую роль тетраконха с дверями во всех апсидах, то есть с подходами со всех сторон, как того требовала ранневизантийская практика богослужебных процессий (стациональной литургии) 357 . Упоминание в греческом тексте житий географического обозначения – «областей Туркии» (tois meresi tes Tourkias), производного от этнонима «турки» (tourkoi), позволило В.В. Латышеву вполне справедливо заметить, что агиографический источник не мог быть составлен раньше конца VI – VII в., а точнее – периода, предшествующего или совпавшего с появлением войск Турксанфа в Таврике, на Боспоре в 575/576 г. 358 В последнее время появились возражения по поводу возможности считать этноним «турки» «хронологическим репером» ввиду того, что в раннее Средневековье он применялся достаточно расплывчато, приблизительно по отношению ко всем восточным варварам, в том числе хазарам, венграм. Однако сами же авторы замечания вынуждены исходить из того, что жития семи мучеников Херсонских сложились рано, в вв., и, значит, упоминаемые в них «области Туркии» с куда большим основанием могли касаться Тюркского каганата, вошедшего в плотное соприкосновение с Таврикой к началу 70-х гг. VI в., нежели хазар, венгров, мадьяр, угров из редакций источников вв. и более позднего времени 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От греч. λτη, что значит «моление, прошение, молитва» (общенародная, вне храма), шествие в списках устава называется литией. На пути шествия могли быть остановки: одна, две и даже три, не считая конечного пункта литии. Отсюда храм, при входе в который заканчивалась лития, в литургической литературе получил название стационального. При близком расположении стационального храма от Великой церкви остановок на пути могло не быть. Литию начинали в разное время суток: вечером, ночью, утром – на рассвете, после утрени, в первом или во втором часу дня (времяисчисление имеется в виду восточное). Литию совершали в государственные праздники: начало индикта (1 сентября), в день основания Константинополя (И мая), в дни имевших место в истории Константинополя землетрясений, великих пожаров и избавлений Константинополя от нашествия варваров. В некоторые праздники совершалось две литии – одна с вечера под праздник и другая в сам праздник утром 269 . Лития в день основания Константинополя имела одну остановку. По Иерусалимскому списку, «около часа дня» приходил в храм патриарх. Он шел боковой дверью в алтарь и здесь читал молитву Трисвятого. Архонты и певцы на амвоне пели тропарь «Город Богородицы благочестно вверяет Богородице свой покой, ибо Ею он утвержден и доселе существует, Ею спасается и одолевает, взывая Ей: „Радуйся, надежда всех концов земли " ». С пением тропаря лития направлялась на Форум Константина. Здесь читалась молитва , и за ней следовали три антифона. Антифон первый из псалма 45-го «Бог нам прибежище и сила» с припевом «Молитвами Богородицы»; второй – из 46-го псалма «Вси языцы, восплещите руками» с припевом «Аллилуиа» двойная, вечерняя; третий – из 47-го псалма «Велий Господь и хвален зело» с тропарем 4-го гласа «Божественно и истинно, Богородице». Патриарх читал обычные молитвы и преподавал мир. Далее [следовали] прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие. Диакон произносил великую ектению, и архонты и певцы пели тропарь гласа 4-го «Город Твой, Господи, яко око вселенной от всякаго праведнаго Твоего прещения свободи и украси его всячески скипетрами царства, подая ему Богородицею варваров низложение и бед отгнание». Певцы, возвращаясь в церковь , славословят « δοξζουσιν». Этот термин встречается во всех списках устава и указывает на завершение части литии, а в данном случае – всей литии, пением малого славословия («Слава, и ныне»), за которым еще раз повторяли тропарь. Этим лития заканчивалась. Придя в храм, начинали литургию пением Трисвятого 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Рис. 234. Античное надгробие с христанской надписью вделанное в стену нартекса Уваровской базилики (по А. Л. Бертье-Делагарду) Показательны также свидетельства Италийской легенды и Слова на перенесение мощей преславного Климента, где описывались события 30–31 января (по византийскому стилю) 861 г., в частности, стациональное шествие в главный епископальный храм города – кафоликон, в латинском варианте названный «большой базиликой» (ad majorem basilicam) 421 . Именно сюда процессия и сопровождавшая ее толпа («вси и вся», universa civitatis multitudo), «богатые и бедные, благородные и простонародные», все вместе, забывши напасти, пришли в пятницу, рано утром («заутрьствомъ радованнымъ образом inde cum mane factum esset), c восхвалениями обойдя кругом весь город («весь градъ обшедше», in circuite lustraverunt urbem), – тο есть пройдя от «дома святаго Леонтия» (demum vero ad ecclesiam S. Leontii), скорее всего, Западной базилики вдоль оборонительных куртин 5–8 к тетраконхиальному мартирию около Святых ворот, а оттуда к сакральному комплексу храмов малой агоры и храм 1958 г.) и далее по главной продольной улице мимо храмов на агоре и Парфеноне, который наиболее удачно соотносится с Восточной площадью, бывшим языческим теменосом города, вышли от базилики к епископальному комплексу на северо-восточном берегу 422 . «Дом св. Леонтия» Мартирий св. Капитона Храм св. муч. Сергия и Вакха Храм св. Василия Храм апостола Петра Храм свв. Апостолов Диаграмма стаций во время перенесения св. мощей Климента Римского В данном случае мы имеем классический пример описания стациональной литургии – богослужебных последований (аколуфий), которые совершались с остановками в определенных местах города, а сами переходы от стации до следующей стации – в виде богослужебной процессии с пением антифонов. Раку (sanctarum reliquiarum loculo) под пение причта и хора (cum magnis laudibus) внесли в центральные, обширные «первыя двери» базилики, открывавшиеся лишь в дни церковных праздников, после чего была отслужена утреня, совершено освящение воды св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобные «отгороженные площадки» перед храмами Κ. К. Косцюшко-Валюжинич прослеживал перед базиликой Крузе 7), Восточной базиликой 36), Западной базиликой 13), Северной базиликой 22), «храмом с ковчегом» 19) 328 . К этому перечню можно добавить ограду около храма 27 на агоре, обозначенную на планах второй половины XIX в. (архитекторов Медведева, Авдеева и Вяткина) и перенесенную на Генеральный план северо-восточной части Херсонесского городища, вычерченный в 1928 г. Н. Янышевым. Они объяснимы прежде всего тем, что в ранневизантийскую эпоху эти храмы были задействованы в стациональной литургии – богослужебном последовании, которое обычно останавливалось в предхрамовом двореограде «...в ожидании завершения предписанных этикетом церемоний входа иерархов и сановников в нартекс и чтения Входной молитвы перед царскими вратами, ведущими в неф, прежде чем влиться в него вместе с сановниками» 329 . Иначе говоря, люди не входили в церковь заранее: в духе константинопольской церемонии входа духовенство и народ входили в церковь вместе. Кроме того, аула ранневизантийских базилик, особенно епископского кафедрала-кафоликона, играла роль универсального помещения для мирян. К услугам верующих здесь можно было символически омыться перед входом в храм, здесь собирались прихожане перед началом и после окончания Божественной литургии, здесь совершались некоторые церковные службы. Вместе с храмом его двор являлся своеобразным центром в городе, центром общественной и интеллектуальной деятельности. Сюда шли больные вымолить у Бога исцеление. Врачи практиковали и консультировали подчас прямо у входа в церковь. «Плачущие», то есть отлученные от полного церковного общения, грешники, кающиеся просили верных, входящих в храм, дабы они за них помолились. Там готовились к проведению праздничных, радостных и скорбных, погребальных обрядов. Там обсуждали цены на зерно и рыбу. Туда приходили за утешением, за советом, за тем, чтобы вымолить прощение. Это было преддверие убежища для любых преследуемых, которое давал храм в радиусе 50 шагов, и в то же время усыпальница именитых людей, ктиторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 . Тот факт, что Апостольский Престол, обязанностями которого являются следование вверенному Князю Апостолов, утверждение братьев в вере (ср. Лк.22:32 ), своею властью сделает день такого рода праздника более торжественным, чтобы действительно внимающие умы верующих христиан успешно побудить к еще большему изо дня в день рассмотрению и к большему напоминанию о величии этой тайны. Поэтому праздник Успения был возведен из той степени чести, которую он занимал среди других Богородичных праздников с самого начала, в ряд более торжественных праздников всего литургического цикла. И Наш Предшественник, св. Сергий I, предписал, чтобы то, что называется литанией или стациональной процессией, проводилось на четырех Богородичных праздниках, которые он приводит вместе с праздниками Рождества, Благовещения, Очищения и Успения Девы Марии 324 . После же этого св. Лев IV позаботился о том, чтобы тот праздник, который уже праздновался под названием Успения Пресвятой Богородицы, был совершаем более торжественным образом, поскольку он предписал всенощное бдение накануне и затем суппликацию (общее молебствие) на восьмой день; и сам он, охотно воспользовавшись случаем, среди огромного множества народа, пожелал участвовать в таких торжествах 325 . И кроме того, уже издавна был предписан пост накануне святых дней, о чем совершенно ясно свидетельствует Наш Предшественник св. Николай I, когда размышляет об основных постах, «которых с древних времен придерживается и хранит святая Римская Церковь » 326 . 20 . Так как, поскольку Литургия Церкви не порождает католической веры, но скорее следует из нее, также из нее, как плод от дерева, происходят обряды священного культа, по этой причине Святые Отцы и великие Учители в проповедях и беседах, которые они произносили народу в этот праздничный день, они черпали свое учение из праздника не как из некоего первоисточника, но скорее говорили о нем, как о том, что уже известно и принято верующими во Христа. Они разъясняли то же самое более ясно; представляя его смысл и сущность в более высоких выражениях, особенно делая более ясным и бросая свет на то, что литургические книги касаются зачастую кратко и сжато: что этот праздник есть не только напоминание о том, что безжизненное тело Пресвятой Девы Марии не было причастно тлению, но что Она одержала победу над смертью и получила небесное «прославление», следуя примеру своего Единородного Сына Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

P. 38-39). Скорее всего к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 янв.: «Кафедра Петра в Риме» (Cathedra Petri in Roma), в нек-рых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Петр впервые воссел в Риме» (Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit - MartHieron. P. 10; MartHieron. Comment. P. 45-46). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Вост. Галлии, под 22 февр. указано «погребение святых Петра и Павла» (depositio sancti Petri et Pauli - CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция) еп. Перпетуя (ок. 460-488/9) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). Данные о праздновании К. ап. П. в Риме содержатся в источниках V-VI вв. В письмах имп. Валентиниана III , его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных имп. Феодосию II , говорится о прибытии имп. семейства в Рим (450) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике св. Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и др. епископами, «собравшимися из разных провинций» ( Leo Magn. Ep. 55-57//PL. 54. Col. 857-863). Поскольку известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, в письмах речь идет не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании К. ап. П. 22 февр. ( Lietzmann. 1927. S. 98; Pietri. 1976. P. 382). Сохранилось несколько гомилий на день К. ап. П., предположительно составленных в Риме в V-VI вв., одна, по-видимому, была произнесена в присутствии императора, скорее всего Валентиниана III или Прокопия Антемия (467-472) (изд.: Morin. 1896; PL. 39. Col. 2100-2103; PL. 54. Col. 505-508). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения ап. Петра (diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Не правильнее было бы предположить, что и сами кресты, и резные Распятия были привезены из Палестины, так же как резная икона Явления Христа Марии Магдалине и резной кипарисный образ Богоматери Одигитрии, которые были в Воскресенском соборе. Программа киота была составлена человеком, хорошо знакомым с современным Иерусалимом, реалии которого вторгаются в евангельский сюжет. В «Подробной описи» обозначаются: училища и капища турецкие на горе Мориах, турки, стерегущие Святые врата храма Воскресения, – то есть говорится о турецких семьях, у которых традиционно находятся ключи от южных дверей храма, и т. п. Программа, отражённая в «Подробной описи», маркирует пространство Святой земли, стационально прослеживая паломнический путь 1180 . Это наиболее полный перечень иллюстраций к паломническому проскинитарию. Резной Иерусалим прочитывается прихожанами как город-книга. Сам киот всем своим обликом подобен книге: раскрывая его стеклянные двери, видим Святое Евангелие на престоле центральная композиция киота повторяет композиции окладов напрестольных Евангелий. Тема полированного серебряного оклада с цветными эмалевыми дробницами повторяется в иконах на зеркалах. Одна из них сделана по формам серебряного оклада, хранящегося в коллекции ГИМ, изготовление которого относится к первой четверти XVIII века, т. е. последнему этапу работ над киотом, который непосредственно осуществлял Григорий Семёнович Шумаев 1181 . «Подробную опись резного креста работы Григория Семёновича Шумаева» предваряют две больших цитаты из Откровения Иоанна Богослова. Одна из них – описание Горнего Иерусалима. Вторая с наивысшей настойчивостью утверждает тему Слова, Книги, которую воплощает грандиозный резной киот: «Под Горним Иерусалимом будет. Престол на облацех и видех деснице седящаго на престоле книгу написану внутрь юду и вне юду запечатану седмию печатьми, и видехъ ангела крепка, проповедующа гласом, кто есть достоин разгнути книгу, а розняти печати ея никтоже можаше ни на небеси ни на земли, аз плакався много, ни един обрести достоинъ разгнути и по-чести книгу. ...(Агнец)... достоин есмь прияти книгу и отверсти печати ея, и видев ангелов многих окрест престола и животных и старец глаголюще гласом великим, достоин есть Агнец даколены, яко заклался и искупил еси нас кровию своею прияти сим и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благодарение» ( Откр. 5:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Как можно при таких условиях действенно передать церковную проповедь об искупительном объединении в одно целое, о её троичном смысле единства-в-разнообразии? Здесь может помочь более пристальное внимание к образовательным и преобразовательным сторонам введения в христианскую жизнь. В данном контексте, возможно, заслуживает внимания то, что даже после появления прихода во главе с пресвитером и фактического исчезновения епископской Евхаристии Церковь пыталась ясно показать своё соборное единство именно в своей практике посвящения в христианство. В Риме, например, развитие великопостной стациональной литургии, которая переносила епископа и его окружение из прихода в приход, кажется, было связано с необходимостью вовлечь оглашенных в жизнь всей Церкви, со всем её этническим и культурным многообразием. И в Константинополе намного позже того, как Евхаристия стала совершаться во множестве квази-частных церквей, крещение сохранили за katholike ekklesia [соборной/кафолической церковью], т.е. одной из сравнительно немногих епархиально-приходских церквей (59 Правило Трулльского Собора). 3. Зизиулас вместе с другими сторонниками евхаристической экклесиологии привлёк внимание к важности пневматологически обусловленной христологии для правильного понимания экклесиологии. В отличие от «христомонистических» подходов, которые обычно рассматривали Церковь главным образом с точки зрения её структур, установленных Христом в далёком прошлом, евхаристическая экклесиология обращает внимание на роль Духа в созидании Церкви в каждый новый момент или ситуации. Церковь, как подчёркивали многие православные богословы, живёт в продолжающемся состоянии эпиклезы, призывания Святого Духа. Она постоянно зависит от Духа в собирании и преображении человечества, раздробленного и разделённого в его нынешнем состоянии, в единое Тело Христа. Зизиулас и другие поясняли эту точку зрения, в основном ссылаясь на разнообразные пневматические элементы в православной евхаристической литургии, но её можно было бы гораздо убедительнее развить, если бы мы сперва взглянули на крещение, особенно на то, как крещение показано в древнейших восточных (сирийских) источниках, а только затем на Евхаристию, где наиболее заметные пневматические элементы (например, высокоразвитая эпиклеза) сравнительно позднего происхождения и, следовательно, их легче не принимать во внимание.

http://bogoslov.ru/article/637866

К обязанностям наружного богопочтения относятся следующие две обязанности: исповедовать Бога и участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном православною церковью. Исповедовать Бога, по словам катехизиса, значит, признавать, что Он наш Бог и не отрицаться от Него, хотя бы за признание Его пострадать и умереть надлежало. Об этой обязанности мы подробно говорили уже при изложении учения о вере. Здесь мы скажем несколько слов об обязанности участвовать в общественном богослужении. Сам Иисус Христос принимал участие в общественном богослужении. Так, еще Отроком Он из отдаленного Назарета ходил на праздник Пасхи в Иерусалим для участия в общественном богослужении, совершавшемся в храме иерусалимском. И не только в праздник Пасхи, но и в другие дни Он ходил в храм иерусалимский во время пребывания своего в Иерусалиме. Также делали и святые апостолы, и первые христиане. О последних в Книге деяний повествуется: «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах». Это значит, что первые христиане все почти время проводили в общественном богослужении, слушая учение апостолов, совершая молитвы и причащаясь Тела и Крови Христовых. Ввиду этих примеров посмеем ли мы уклоняться от участия в общественном богослужении? Нет, мы должны как можно чаще, а особенно в праздничные и воскресные дни ходить в церковь и участвовать в богослужении. Правда, мы должны молиться также и дома, но домашняя молитва не может иметь такого значения, как общественная. На особенную важность последней молитвы указывает Спаситель в следующих словах: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Здесь имеется в виду преимущественно общественная молитва, совершаемая в храме Божием. Кроме того, храм есть место особенного присутствия Божия, и молитва, возносимая в нем, доступнее Богу, чем молитва домашняя. Истина эта возвещена была еще в Ветхом Завете, ибо Сам Бог так говорил о храме иерусалимском: «ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем; и ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни». Поэтому будем усердно и как можно чаще ходить в храм Божий для участия в общественном богослужении, ибо о чем бы добром не попросили мы в нем у Отца нашего Небесного, будет нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010