– и заканчивая теми южнославянскими рукописями XIII–XIV вв., которые еще не содержат изменений, возникших в ходе книжных справ XIV в. 1.2. Формуляры полных литургий в византийских рукописях Основу формуляра Божественной литургии составляет комплект священнических молитв. В формулярах византийских ЛВВ и ЛИЗ в этот комплект входят молитвы (названия указаны согласно наиболее распространенным печатным изданиям Евхология и Служебника): кадила, предложения («протесиса» 44 ), 1-го антифона, 2-го антифона, 3-го антифона, входа, Трисвятого, прежде Евангелия, прилежного моления, об усопших 45 , об оглашенных, о [готовящихся] к святому Просвещению 46 , верных 1-я, верных 2-я, «Никтоже достоин…» 47 , приношения, анафора 48 , после анафоры 49 , главопреклонная 50 , «Вонми, Господи…» 51 , благодарственная 52 , заамвонная, «внегда потребити Святая» 53 . В средневизантийскую эпоху, к которой относятся древнейшие сохранившиеся греческие рукописи формуляров ЛВВ и ЛИЗ, комплект священнических молитв этих формуляров был несколько короче: к VIII в. молитва «Вонми, Господи…» едва успела войти в константинопольский чин литургии 54 , а молитва «Никтоже достоин…» вошла лишь в ЛВВ (в ЛИЗ она окончательно войдет только к XI в.) 55 ; молитва кадила стала регулярным элементом формуляров ЛИЗ и ЛВВ в периферийных вариантах константинопольской традиции лишь к X в., а в «чистой» константинопольской традиции – к XII в. 56 ; молитва прежде Евангелия окончательно заняла свое место в формулярах только после XIV в. 57 ; наконец, молитва об усопших, появившаяся в XV в. в чине литургии 58 вместе с заупокойной ектенией как альтернатива молитве прилежного моления и сугубой ектении для дней нарочитого поминовения усопших 59 , в официальные греческие издания Евхология так и не вошла, хотя и печатается в славянских изданиях Служебника. Далее, молитвы трех антифонов и прилежного моления обязаны своему появлению в чине литургии процессу вхождения некоторых элементов константинопольского стационального богослужения в литургийный чин 60 , имевшему место примерно в VIII–X вв., поэтому можно сделать вывод, что сформировавшийся в течение IV–VII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

К более поздним дополнениям монашеского происхождения относятся молитвы о заботящихся о бедных и больных, молитвы о монахах, молитвы отречения от мира, пострижения бороды, молитвы вечерни, утрени, до и после трапезы, месса за умершего аббата и др. (Гл. 48-51, 80-87, 94). Стандартный формуляр изменяемых молитв мессы в древней редакции Г. С. включает: 1 или 2 молитвы-коллекты, молитву post precem, т. е. после ряда диаконских прошений (Deprecatio; известен текст т. н. Deprecatio Gelasii (изд.: PL. 101. Col. 560; см. также: Jungmann. Missarum Sollemnia. Vol. 2. P. 91ff.); в более поздних формулярах мессы эта молитва исчезает вместе с диаконскими прошениями), молитву secreta, префацию (Vere dignum), молитву после Причащения, заключительное благословение (Ad populum) (в поздних формулярах также отсутствует). Из 234 формуляров мессы 25 - полные (архаичный тип, характерен для периода поста), 146 - с одной коллектой и молитвой post precem («геласианский» тип), 63 - без молитвы post precem («григорианский» тип). Предназначение Согласно теории А. Шавасса, Г. С. предназначался для пресвитеров пригородных храмов Рима (титулов) ( Chavasse. 1958. P. 149). В отличие от Сакраментария Григория в нем не указываются места стационального богослужения. Чины хиротонии, совершаемые епископом, относятся к поздним слоям Г. С. Характерно отсутствие четких указаний на совершителя мессы и др. служб - пресвитера или епископа (часто говорится просто sacerdos). Епископ упоминается только в связи с конфирмацией. Наличие чинов Крещения и примирения кающихся объясняется тем, что с V в. пригородные титулы имели общий баптистерий, а чин примирения со времени папы Григория Великого совершался пресвитерами. Набор чинов, входящих в состав 3-й книги, объясним только условиями приходской жизни. Вероятно, Г. С. использовался и в городских мон-рях (на это указывает характер монашеских дополнений к основному тексту Г. С.). Кроме того, уже эта редакция Г. С. имеет признаки адаптации к условиям литургической жизни во Франкском королевстве (включение недостающих в оригинале епископских чинов, молитвы и обряды к-рых заимствованы из др. рим. или галликанских источников). Тот факт, что формуляры месс четвергов Великого поста и субботы перед Входом Господним в Иерусалим в Сакраментарии Григория (напр., в Hadrianum) построены по «геласианской» модели (хотя в Г. С. служб для этих дней нет), говорит о том, что Г. С. оставался авторитетным источником и продолжал использоваться в Риме и в 1-й пол. VIII в.

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Богослужение В. п. в Иерусалиме в IV-X вв. Шествие на Голгофу. Икона. Ок. 1492 г. (ЦМиАР) Шествие на Голгофу. Икона. Ок. 1492 г. (ЦМиАР) В Св. граде, после его восстановления и новой застройки св. имп. Константином и его матерью Еленой, предпасхальные службы в связи с наплывом паломников и очевидной связью с непосредственными местами Страстей приобрели характер воспоминания-воспроизведения событий последних дней и часов земной жизни Господа, превратившись уже к V в. в развитую систему стационального богослужения . Наиболее ранние источники сведений о древней богослужебной практике Иерусалима - это Огласительные и Тайноводственные беседы свт. Кирилла Иерусалимского и т. н. «Паломничество» Эгерии. В «Паломничестве» Эгерии, к-рое обычно датируется кон. IV в., службы в В. п. подробно описаны в главах 35-37 (SC. 296. P. 280-290). В службах этого дня участвовали все жители Иерусалима (в т. ч. и маленькие дети) и множество паломников; службы возглавлялись епископом. Служб было 3: бдение в ночь с четверга на пятницу, состоявшее из целого ряда последований на разных местах Страстей и шествий с одного места на др., во время к-рых пелись гимны; трехчасовая служба чтений, совершавшаяся днем (перед этой службой устраивалось поклонение Кресту, первоначально не оформленное как отдельное богослужебное последование); вечерня , к-рую пели по окончании службы чтений. Бдение В. п. начиналось почти сразу после литургии, вечером в Великий четверг ; ко бдению все собирались в Елеонской ц., построенной, по преданию, на месте пещеры, в к-рой Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этой церкви все оставались до 5 часа ночи (ок. 23.00 по совр. счету), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, «соответствующие дню», а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Господа с учениками накануне Страстей (вероятно, Прощальная беседа - Ин 14-16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные В. п.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В повествовании о древнейших епископах Меттиса Павел Диакон указывал, что заимствовал сведения из устной традиции (ut ferunt) и опирался на свидетельства жителей города (denique asseverant qui eiusdem loci cognitionem habent; ср. в рассказе о чудесном событии у гробницы епископов Руфа и Адельфа : sicut ad nos usque cucurrit relatio; см.: Hari. 2010. Vol. 1. P. 61). По-видимому, Павел не стремился изложить все доступные сведения о городе и о епископской кафедре. Отбор информации был подчинен основным целям сочинения - представить Мец как духовный центр державы Каролингов и подвести историческую основу под церковную политику архиеп. Хродеганга и его преемника Ангильрамна. Хродеганг, советник королей Пипина Короткого (752-768) и Карла Великого (768-814; император с 800), стремился реорганизовать Церковь в гос-ве Каролингов по рим. образцу. Мец стал центром распространения рим. богослужения и церковного пения, здесь была организована система стационального богослужения . Получив от папы Римского персональный титул архиепископа, Хродеганг возглавил неск. Соборов, на к-рых были определены основные направления церковных преобразований. Его преемник Ангильрамн также получил титул архиепископа и был назначен архикапелланом (см. Капеллан ) ( Ewig E. Saint Chrodegang et la réforme de l " Église franque//Saint Chrodegang: Communications présentées au colloque tenu à Metz à l " occasion du 12e centénaire de sa mort. Metz, 1967. P. 25-53; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf., 1983. P. 174-179; Claussen. 2004). Кроме того, Мец представляли как «родину» династии Каролингов, т. к. еп. Арнульф был предком Пипина Короткого и Карла Великого; история Мецской кафедры соединялась с историей франк. правящей династии. Павел Диакон доказывал, что христ. община в Меттисе имела апостольское происхождение и была основана миссионерами, пришедшими из Рима. Т. о., епископская кафедра с самого начала была тесно связана с Папским престолом, и Хродеганг пытался восстановить эту связь, ослабленную из-за вторжений варваров. Опираясь на предания о происхождении кафедры и династии Каролингов, Павел Диакон хотел подтвердить право Меца на статус духовного центра Франкского гос-ва (см.: Goffart. 1986; Idem. 1988; Kempf. 2004. P. 295-298; Idem. 2012. P. 6-7; CSLMA. AI. P. 217-218; Hari. 2010. Vol. 1. P. 24-133).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

В древнем иерусалимском богослужении в день А. совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) А. названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей лат. литургической терминологии соответствует визант. отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия (см. Стациональное богослужение ), аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после к-рой было шествие на Сион , где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. (La grande Lectionaire. P. 120) содержит следующие указания о службе А.: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс 9, вместо чтения из ВЗ читается Деян 5. 34-42, апостол - 1 Ин 1. 1-7, евангелие - Ин 1. 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на к-рой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря А. «Славное пришествие» и прокимна из Пс 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин 20. 26-31). В визант. обряде (к-польском богослужении) тема уверения Фомы в службе А. уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба А. во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в К-польской Церкви (а впосл. и во всех правосл. Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день А., как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии. В соборном богослужении К-поля, отраженном в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. P. 108), утреня на А. совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravenc.ru/text/115800.html

В исследовательской лит-ре существует неск. объяснений слов свт. Григория. Согласно гипотезе Э. Бишопа, в раннем рим. обряде месса начиналась с молитв верных. Поскольку в вост. обрядах пение К. связано с молитвами верных, то, вероятно, свт. Григорий имел в виду, что в его время молитвы верных стали сокращать или переносить в др. место, оставляя лишь К. ( Bishop. 1918). Данную гипотезу развил Б. Капелль, он попытался доказать, что уже папа Геласий заменил древние молитвы верных (сохранившиеся как Preces Великой пятницы) литанией, к-рая впосл. получила его имя (Deprecatio Gelasii), а свт. Григорий Великий сократил ее, оставив лишь пение K. ( Capelle. 1934). Эту гипотезу принял и Й. А. Юнгманн ( Jungmann. 1952), его труды оказали непосредственное влияние на литургические реформы II Ватиканского Собора (в т. ч. касающиеся пения K.). Однако П. де Клерк показал, что изначально K. не входило в состав Deprecatio Gelasii (вместо K. использовался рефрен «Domine exaudi et miserere», см.: Clerck. 1977. P. 146-147, 170-172). Впервые K. появилось в амвросианской литании Divinae pacis, к-рая, по его мнению, была составлена в V в. по греч. образцу. Простое троекратное K. произносилось в самом конце этой литании (Ibid. P. 156-158). Изменения, внесенные свт. Григорием, заключались не в том, что он убрал литийные прошения, сохранив ответ народа на них, а в том, что он превратил K. в элемент стационального богослужения, сделав его частью обряда входа в храм. Теорию де Клерка развил Дж. Ф. Болдовин, детально изучивший стациональное богослужение крупных христ. центров в позднеантичную и раннесредневек. эпохи. Он также попытался установить, какой именно тип визант. ектении мог быть взят за основу той молитвы, частью к-рой изначально было рим. K. ( Baldovin. 1986). По мнению П. Джеффри, К. является остатком не Deprecatio Gelasii или подобного ему перевода визант. ектении, а литании, образец к-рой сохранился в ирл. традиции (в частности, в Миссале Стоу - Dublin. RIA. Stowe. D II 3. Fol. 12, 30-30v (1-я пол. IX в.)) как «литания апостолов» ( Jeffery. 2008). Подобные литании были в составе Rogationes, пасхальных крестных ходов, ординации нового епископа и т. д.

http://pravenc.ru/text/1840233.html

Во время работы секции «Библеистика» исследователи уделили внимание вопросу перевода Библии на разные языки и особенностям использования некоторых категорий слов библейскими авторами: так, участники конференции сравнили греческий, латинский и русский тексты притчи о мытаре и фарисее в Евангелии от Луки и провели анализ военных терминов святого апостола Павла в Еф. 6:14–17. Часть докладов секции была посвящена вопросам толкования текстов Священного Писания: студенты представили исследования экзегезы отцов Церкви на мессианские места книги Бытия, после чего обсудили личность Тихония Африканского как одного из основоположников западной экзегетики. Также исследователи познакомились с особенностями молитвенной практики Иисуса Христа согласно Корану и Евангелиям. Ведущим секции выступил кандидат богословия Д. Г. Добыкин. На секции «Литургика», модератором которой выступил кандидат богословия протоиерей Виталий Грищук, исследователи обсудили литургические особенности Поместных Церквей в средние века на примере стационального богослужения Константинополя в IV–V веках и практику подготовки к святому причащению в Сербской Православной Церкви в период XII–XV веков. Также молодые учёные проанализировали практику совершения богослужений Постной триоди в Новгородской епархии в XV–XVI веках и историю изменения корпуса храмовых глав в славянских печатных Типиконах XVII века. Ведущим секции «История Русской Церкви в XIX–XX веках» выступил кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин. Часть докладов авторы посвятили истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке, в частности обсудили деятельность православных женских монастырей Южно-Уссурийского края в конце XIX — начале XX веков и историю Российской духовной миссии в Японии, отражённую в письмах архимандрита Анатолия (Тихая). По традиции отдельным направлением работы секции стала история духовных образовательных учреждений: так, исследователи познакомились с особенностями преподавания древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии по трудам профессора И. Г. Троицкого (1858—1929) и с некоторыми сторонами образовательной деятельности женских духовных учебных заведений Сибири накануне Первой Мировой войны. Помимо названных тем, исследователи коснулись антирелигиозной политики Советского государства в начале XX века: рассмотрели историю закрытия Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря и противостояние Автономной Белорусской Православной Церкви и советского режима.

http://bogoslov.ru/event/6174191

Наличие в городе сакральной топографии, т. е. большого числа св. мест, посвященных земной жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери и ветхозаветным и христианским святым (подробнее о св. местах Иерусалима в I тыс. по Р. Х. см.: Verhelst. 2004), послужило толчком к развитию стационального богослужения (см.: Baldovin. Worship). Его характерной чертой было проведение праздничных процессий (литий) по св. местам и совершение служб всей иерусалимской общиной во главе с епископом в соответствующих храмах. Регулярные богослужения в иерусалимских церквах совершались как епископом и проч. священнослужителями, так и общинами аскетов («тагмами спудеев »), живших при основных городских храмах. Городское И. б. было воспринято и палестинским монашеством (прежде всего монахами лавры Саввы Освященного ), к-рые после разорения Иерусалима сначала персами в 614 г., а потом арабами в 638 г. пришли на смену спудеям и восполнили поредевший иерусалимский клир. Это повлекло за собой нек-рые изменения в И. б., поскольку старые городские обычаи в монашеской среде подверглись адаптации; поэтому ключевой фигурой в истории И. б. VII в. считается свт. Софроний Иерусалимский (впосл. патриарх Иерусалимский Софроний I ). Литургические книги И. б. В отличие от большинства древних литургических традиций, ранний (до VIII в.) этап развития к-рых обычно приходится реконструировать на основе фрагментов текстов и косвенных данных, для И. б. известен достаточно полный корпус богослужебных текстов уже V-VII вв., содержащихся в богослужебных книгах иерусалимского происхождения, к-рые сохранились как в греч. оригинале, так и в переводах на арм. и груз. языки. Трем основным видам литургических текстов - библейским чтениям, молитвам священнослужителей и гимнографии (песнопениям) - в И. б. соответствовали 3 различных богослужебных сборника: иерусалимские Лекционарий (иногда называемый Канонарем), Евхологий и Тропологий. Иерусалимский Лекционарий сохранился в арм. и груз. переводах, 1-й из к-рых в древнейшей форме отражает практику V в. (изд. арм. текста с франц. пер.: Renoux. Lectionnaire arménien), 2-й - практику V-VII вв. (изд. груз. текста с лат. пер.: Tarchnischvili. Le grand Lectionnaire; рус. пер.: Кекелидзе. Канонарь). Лекционарий содержит библейские чтения на весь год, расписанные по месяцам (триодный период в нем еще не выделен в особую главу, а включен в раздел чтений на март), а также ряд уставных рубрик и (в груз. версии Лекционария) тексты некоторых важнейших песнопений.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

е. анафоре) в начале литургии верных ( Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма . Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника ( Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е. Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Однократное «Г., п.» произносится после каждого прошения (кроме последнего, к-рое имеет свой ответ: «Тебе, Господи») мирной ектении, а также после текстуально связанных с ней 2 первых прошений малой и просительной ектений. Однократное «Г., п.» служит ответом и на самостоятельный возглас «Господу помолимся», употребляемый перед мн. молитвами. По происхождению это «Г., п.» является именно возглашаемой всеми молящимися ответной аккламацией на призыв диакона к молитве; принятый ныне в РПЦ Типикон содержит развернутое увещание произносить «Г., п.» в составе ектений всеми молящимися вместе (Типикон. [Т. 2.] Л. 421-421 об.). Тем не менее уже в визант. эпоху это «Г., п.» исполнялось хором нараспев; в совр. практике РПЦ «Г., п.» на ектениях всегда поется хором (впрочем, более пространные мелодические версии напева могут употребляться для «Г., п.» в составе мирной или просительной ектений); в совр. практике греч. Церквей однократное «Г., п.» на ектениях может как распеваться (в первую очередь в составе мирной ектении), так и просто возглашаться канонархом или чтецом. Особый случай составляет 1-е прошение коленопреклонной малой ектении (в совр. богослужении она сохраняется в составе вечерни в день Пятидесятницы, а также в чине освящения храма), к к-рому «Г., п.» припевается трижды. Многократно «Г., п.» повторяется после прошений сугубой ектении, а также после литийных прошений и в составе чина воздвижения Креста. Многократное повторение «Г., п.» в составе сугубой ектении обусловлено тем, что эта ектения происходит из процессиональных литий ( Mateos. Célébration. P. 148-156) - продолжительное пение «Г., п.» было удобным способом заполнить время долгого шествия по городу (см. ст. Стациональное богослужение ). В разных редакциях богослужебных книг количество «Г., п.» на сугубой ектении указывается различно; то или иное прошение ектении может иметь от 1 до 30 и более «Г., п.» ( Mateos. Célébration; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 153-154); в совр. слав. и груз. изданиях богослужебных книг каждое прошение сугубой ектении имеет троекратное «Г., п.», но если она начинается с 2 дополнительных прошений (     и    ), то эти 2 прошения имеют однократное «Г., п.»; в совр.

http://pravenc.ru/text/166337.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009