Это была короткая служба, состоявшая из трёх антифонов, совершавшаяся по тем дням, когда не было стационального шествия. Она состояла из трёх псалмов, исполнявшихся антифонно, каждый из которых предварялся возгласом диакона «Господу помолимся»и молитвой, которую произносил один из священников. Мирной ектении богослужение в то время не содержало. Патриарх ещё не находился в храме: он облачался неподалёку в своей резиденции. Верующие постепенно заполняли храм через множество дверей, оставив предварительно свои пожертвования в сосудохранилище. Вход Это начало самой Литургии, в то время, как всё предшествовавшее носило сугубо подготовительный характер. Патриарх в полном облачении вступал в нартекс и перед Царскими вратами под пение третьего антифона, который обычно состоял из 94-го псалма с тропарём «Единородный Сыне» в качестве заключительного рефрена, произносил входною молитву. Текст тогдашней входной молитвы отличался от современного: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесах чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быта, сослужащих нам и славословящих Твою благость» 33 . Затем в церковь вступала процессия, во главе которой несли Евангелие и крест. Св. Герман (гл. 24) видел в этом входе пришествие на землю самого Христа: «„Приидите, поклонимся и припадем, спаси нас, Сыне Божий“, и возвестим пришествие, явленное нам в благодати Иисуса Христа». Сразу же пелось Трисвятое, а патриарх продолжал своё шествие вокруг амвона и по солее в алтарь, где он поклонялся престолу, а затем шёл к своему сопрестолию в глубине апсиды. Эту часть его шествия мы можем наблюдать и в современном архиепископском богослужении. Литургия оглашенных Вступивший в храм во главе великолепной процессии патриарх оборачивался и приветствовал народ: «Мир всем». Затем он садился, и начинались чтения. Чтению Апостола предшествовал прокимен, а между Посланием и Евангелием раздавалось пение «Аллилуйи». Св. Герман здесь снова подчёркивает присутствие Христа, Который приходит к нам в Своём Слове. Чтения совершалось с амвона в центре храма. Под пение «Аллилуйи» кадили Евангелие, которое во время входа возлагалось на престол. За чтением Евангелия следовала проповедь . Великий вход

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Близкую и, надеемся, подходящую параллель этому составляют литургические структуры иерусалимских кафедральных чинов, особенно стациональное богослужение. Следы этих структур доныне сохраняются в первой части утрени Великой пятницы. Если наше предположение верно, описанное выше трехпсалмное последование – не что иное, как еще один пример часто наблюдаемой атрофии стационального богослужения. Наше предположение небезосновательно. Другой чин того же рукописного Евхология, на этот раз – служба чтений, следующая за апостольским чтением третьего стационального раздела (III), должна быть соотнесена с тем же иерусалимским литургическим контекстом. Схема этой параллельной службы чтений: а) «междупесние» (μεσδιον); b) Послание к Коринфянам; c) аллилуиарий; d) Евангелие; e) ектения. Святоградское (иерусалимское) происхождение этого последования безошибочно определяется присутствием технического термина μεσδιον – иерусалимского термина, соответствующего византийскому термину «прокимен» 805 . В том же Евхологии Grottaferrata Γ. β. X термин μεσδιον используется исключительно в богослужениях святоградского происхождения – таких, как Великие часы Страстной пятницы 806 . В любом случае характер этой вторичной службы чтений настолько своеобразен, что его композиционный принцип требует объяснения. Цельная структура от a) до d) составляет легко узнаваемое литургическое единство, которое могло бы быть остатком службы чтений полной литургии с добавленной к ней византийской ектении. Это могло бы быть окончательным подтверждением составного характера нашего чинопоследования. Именно здесь, после пения тропаря ρντς με φωνον (возможно, не одного этого, а нескольких тропарей), рукопись указывает совершение прощального лобзания (σπασμος) усопшего присутствующими, во время пения прощального Δετε τελευταον σπασμν. Священнослужитель благословляет елей, используя ту же формулу, что и при благословении предкрещального помазания, с эксплицитной отсылкой к предшествующим листам рукописи, где выписана эта формула 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В архитектуре крестово-купольного храма эти построения воплощаются во взаимодействии движения по прямой (с запада на восток: от входа к алтарю и снизу вверх: от подкупольного квадрата к куполу) и движения по окружности (апсида, купол). В архитектурном пространстве базиликального храма преобладал мотив шествия, движения по прямой, он связан с ранней формой богослужениястациональной (шественной) литургией, о которой пишет в своем исследовании Р. Тафт 382 как о ранней форме богослужения. «Размыкание круга» в космологии каппадокийцев по сравнению с циклическими моделями космоса в Античности подчеркивает Лурье, о чем речь шла ранее. Мотив движения по прямой, но направленного к круговому завершению, истолковывается символически как символ спасения, исхода богоизбранного народа, и как эсхатологическое шествие. В ранневизантийский период эсхатологические чаяния имели особенную окрашенность и не были связаны с более поздней теорией «божественных казней», Второе Пришествие Иисуса Христа воспринималось как радостное чаяние, подобное ожиданию встречи жениха и невесты Песни Песен, в этом смысле уместно обращение к экзегезе Григория Нисского на Песню Песен. Важность мотива шествия сохраняется и в купольных базиликах, об этом свидетельствуют стрелки в разметке мозаического пола, обнаруженные археологами при обследовании Софии Константинопольской. В контексте данной работы следует сделать на этих фактах особый акцент: человек в антропологии каппадокийцев трактуется как приснодвижущееся существо, подобное току реки. В иконописи прямые линии и окружности составляют основу так называемой графьи, графической основы иконописного изображения. При внимательном рассмотрении любая кривая разделена на составляющие ее отрезки, словно форма имеет огранку. Прямые линии имеют овальное завершение, таким образом, и в рисунке присутствуют два основных вида движения: по окружности и по прямой, что символически отражает идею энергийной природы сущего, сотворенного силами (энергиями, действованиями) Божественного Духа. Нетрудно заметить, что законы формообразования в искусстве Средневековья универсальны, они реализуются на уровне микроструктуры произведения (в рисунке) и его макроструктуры (в зодчестве), наделяя их символическим значением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Ни одна из этих рукописей не связана с т. н. галликанской Псалтирью блж. Иеронима, к-рая является рим. Псалтирью, сверенной Иеронимом по греч. тексту «Гекзапл» Оригена. Название она получила благодаря широкому распространению в Европе начиная с эпохи Каролингов и к Г. о. не относится. Одним из первых примеров является Рейнская Псалтирь (Vat. Reg. Lat. 11, нач. VIII в.), в состав к-рой входят 2 группы библейских песней - рим. и галликанская, близкая к испанской. Псалтирь, переведенную с евр. языка (Iuxta Hebraeos), стали помещать в составе Вульгаты с IX в., но в богослужении она не использовалась до времени понтификата Пия XII. Образец галликанских библейских песней, помимо уже указанных, содержится в Псалтири Седулия Скота (Paris. Bibl. de l " Arsenal. 8407, VL250, IX в.). Гомилиарий Известны 2 больших собрания святоотеческих проповедей, использовавшихся в богослужении Г. о. 1-е надписано именем Евсевия Эмесского (т. н. галликанский Евсевий) и возникло в Провансе в V-VI вв. Включает 76 проповедей, составленных на основе творений Новациана, свт. Амвросия, блж. Августина, свт. Кесария, Фавста Регийского и Псевдо-Евсевия Александрийского. 2-е собрание надписано именем свт. Кесария и, вероятно, было начато им самим (его собственных проповедей в составе собрания - 238). С эпохи Каролингов широкое распространение получил романо-франк. Гомилиарий Алана из Фарфы ( ок. 770). Литургия В научной лит-ре существует множество реконструкций чина мессы ( Duchesne. 1903. P. 189-227; Lietzmann. 1923. S. 21-29; Porter. 1958. P. 24-53; Gamber. 1965; Smyth. 2003. P. 366-367). При этом отдельные элементы часто заимствуются из испано-мосарабских и кельт. памятников. Вероятно, в нек-рых городах Галлии существовала практика стационального богослужения (список «бдений» в течение года в Туре см.: Greg. Turon. Hist. Franc. 10. 34; о стациональных церквах в Осере см.: Gesta pontificum//PL. 138. Col. 219-364). Литургия оглашенных Согласно Псевдо-Герману, литургия начиналась процессией с пением входного антифона. Однако название, к-рое он использует - Antiphona ad praelegendum,- известно только по испано-мосарабским рукописям (причем ранние испан. источники - Исидор, каноны Толедского IV Собора - его не упом.). Поскольку др. галликанские памятники не подтверждают существования данного элемента, исследователи считают свидетельство Псевдо-Германа либо недостоверным, либо указывающим на позднюю практику, введенную под влиянием Рима или Византии (согласно испано-мосарабским рукописям, вход совершался с пением Пс 91). Далее, по Псевдо-Герману, следовало диаконское возглашение: «Silentium facite» (Храните молчание) (ср.: Caes. Arel. Serm. 21; Greg. Turon. Hist. Franc. 7. 8) - и приветствие народа епископом (у Псевдо-Германа приводится испан. формула - «Domine sit semper vobiscum»). Констанций Лионский говорит, что перед этим епископ поднимается на возвышение (podium) ( Const. Lugd. Vit. Germ. 7).

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

535       Имеется в виду тройной портал между наосом и внутренним нартексом. См. с. 30, примеч. 82. 537       Под нартексом Павел подразумевает внутренний нартекс (Ил. 24,27), не упоминая о внешнем нартексе, который он, очевидно, считает частью атриума (см. ниже, 592). Описание внутреннего нартекса идет с востока на запад: западная стена наоса (423–424), нартекс (425–428), западная стена и торцы нартекса (438–443). На самом деле ширина (здесь «длина») внутреннего нартекса несколько меньше ширины наоса. Ст. 428 может иметь двойной смысл: помимо указания на название компартимента Павел хочет пояснить здесь другое значение слова νρθηξ, отличное от принятого в эпосе (растение «ферула обыкновенная»).. 539       Из данного пассажа непонятно, совершалось ли псалмопение в нартексе всю ночь или только в какую-то ее часть. Других сведений о неусыпающем богослужении, известном в Визан­тии с V в. (монахи-акимиты в Сирии и Константинополе и спудеи в иерусалимском храме Вос­кресения), для Св. Софии у нас нет. 540       Здесь, действительно, прослеживается параллель с несторианским учением о Деве Ма­рии как родившей именно Христа, а не Бога; ср. 709 (Egea J. М. Paulo el Silenciario: Un poeta de la corte de Justiniano: estudios preliminaries, textos griegos, traductiones y notas. Granada, 2007. P. 127). 541       Имеются в виду двери внутреннего нартекса: по одной с северного и южного торцов и пять, ведущих из внутреннего во внешний нартекс (подробнее см.: Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 244–245, nt. 145–147). Северная дверь в действительности вела (и сейчас ведет) к пандусу на второй ярус, куда сейчас можно попасть только изнури храма, а раньше можно было и снаружи. Южная дверь долгое время была главным входом в Св. Софию; через нее входил и им­ператор, идя из расположенного к югу от храма дворца, и патриарх (патриаршие покои примы­кали к юго-западной части Св. Софии). См. с. 28–30, примеч. 75–77,82. Множество дверей в храм было необходимо для быстрого вхождения процессий во время стационального (процессионного) богослужения (см.: Mathews Т. F. The early churches... Р. 91; Bertelli С. Le porte del VI secolo... P. 112–113;MainstoneR. Hagia Sophia... P. 29–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Liber Pontificalis подчеркивается особая забота папы И. об устроении стационального богослужения . Процессии следовали от Латеранской базилики или базилики св. Девы Марии «у Яслей» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре) до одной из титулярных церквей Рима. В Liber Pontificalis не указывается точная дата кончины И. Она вычисляется от даты его поставления (19 нояб.- через 7 дней после кончины папы Льва Великого (10 нояб.)). И. занимал кафедру 6 полных лет 3 месяца и 10 дней. С учетом того, что 468 год был високосным, датой его кончины является 29 февр. В большинстве списков Мартиролога блж. Иеронима память И. помещена под 10 сент. Та же дата памяти И. вошла в каролингские «исторические мартирологи» (Адона Вьеннского, Узуарда и др.), а также в XVI в.- в Римский мартиролог кард. Цезаря Барония. После II Ватиканского Собора (1962-1965) память И. перенесена на 29 февр. О широком почитании И. в Риме или за его пределами в древности и средние века сведений нет. Л. Дюшен выразил сомнение, что Илар, упомянутый под 10 сент. в Мартирологе блж. Иеронима,- папа Римский. В одном из ранних списков Мартиролога, в Эхтернахском (VIII в.), под этой датой упомянута кончина в Риме некоего еп. Илара. В Бернском кодексе (кон. VIII в.) и в позднейших списках эта заметка приобретает нехарактерную для Мартиролога блж. Иеронима подробность: «В Риме кончина блаженного папы Илара, по чьему распоряжению Викторий составил Пасхалию». Дюшен предположил, что, поскольку ни в италийской, ни в изначальной галльской редакциях Мартиролога блж. Иеронима не упоминалось о кончине папы Римского И., отождествление неизвестного еп. Илара с одноименным папой произошло лишь в каролингскую эпоху. Это мнение разделил И. Делеэ , уточнив, что память И. могла присутствовать в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима, но она помещалась под 10 сент. из-за того, что И. был отождествлен с еп. Иларом (MartHieron. Comment. P. 500). Соч.: CPL, N 1662-1663; Epistolae et decreta//Epistolae Romanorum Pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt S. Hilaro usque ad Pelagium II/Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868. T. 1. P. 126-174; Epistulae//PL. 58. Col. 9-32; Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie, [II]: Die Entstehung unserer heutigen Zeitrechnung. B., 1938. S. 16-26 [Epistula ad Victorium; Prologus Victorii Aquitani ad Hilarum archidiaconum ] .

http://pravenc.ru/text/389091.html

Заключительное благословение народа (benedictio) имеет параллели в галликанской традиции. 2-й канон Барцинонского Собора (549) постановил совершать такое благословение как на вечерне, так и на утрене. После вечерни в рукописях указывается пение psallendum (иногда может называться laudes, видимо по той причине, что в его основе лежат стихи Пс 118), которое, судя по рубрикам, было связано с процессиями стационального богослужения. К этим стихам могли прибавляться другие, а также ритмизованные покаянные молитвы preces. Утреня в И.-м. о., возможно, под влиянием рим. традиции, начинается с гимна «Aeterne rerum Conditor» («Вечный вещей Создатель»; кроме пасхального периода) и молитвы-коллекты. Более древним началом были канонические псалмы (в будни - Пс 3, 50, 56; в воскресные дни - Пс 46, 99, 116). Далее совершается missa psalmorum (3 изменяемых по дням недели псалма, к-рые исполнялись певцом, а хор припевал стихи). Эта система пения Псалтири очень похожа на визант. песненное последование . Впосл. псалмы были сокращены до 3 изменяемых антифонов с респонсорием (missa) и молитвой. Следующий блок составляли библейские песни (missa canticorum). В Бревиарии Ортиса для воскресной утрени представлен полный набор из 9 песней в старолат. версии (Втор 32. 1-43; Ис 26. 9-20; Исх 15. 1-19; 1 Цар 2. 1-10; Авв 3. 2-19; 3 Езд 8. 20-36; Ис 38. 10-20; Ис 61. 10 - 62. 7; Быт 49. 2-27). Всего в традиции А использовалось 76 библейских песней, в традиции B - 47. После них пелись benedictiones (песнь отроков из Дан 3) и читалась молитва. Утреня в И.-м. о. не разделялась, как в рим. обряде, на ноктурны и laudes. Перед хвалитными псалмами (Пс 148-150) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в традиции А он заменяется пением sono или benedictiones), связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из ВЗ и НЗ. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причем большинство из них неиспан. происхождения). В конце, как и на вечерне, читались молитва supplicatio, «Kyrie eleison», completuria, «Отче наш», psallendum с молитвой, благословение, psallendum с молитвой и отпуст.

http://pravenc.ru/text/674997.html

И если в западной церкви сравнительно рано начинается обособление входа клира, выделение специального поперечного прохода к алтарю, то в восточном богослужении мотив совместного шествия (можно вспомнить слова, завершающие литургию: «миром изыдем») не утратил своего значения. Фасады Софии Киевской, прорезанные обилием входов, предназначенных для всего крещенного народа, должны были одновременно напоминать о стациональной ранней литургии и походить на западный фасад Великой церкви Константинополя. Восточный фасад выделялся полукружиями пяти алтарей и обилием поясов высоких полуциркульных ниш и одного яруса окон. Малые алтари в соответствии с реконструкцией Ю. С. Асеева имели и дополнительные верхние окна. Внешне членения восточного фасада кажутся изолированными от остальных частей храма. На самом деле это не так. Все уровни расположения окон и ниш соответствуют основным уровням вертикальных членении собора, начиная от малых арок под хоры. Шиферные плиты, заложенные в кладку окон центральной апсиды, находятся в одном уровне с пятами всех сводов первого яруса храма. Как уже говорилось, членения фасадов идеально соответствуют внутренней структуре, и восточный фасад включался в основную систему. При боковых точках зрения это соответствие становилось особенно зримым, поскольку ярус окон располагался на той же высоте, что и пяты арочных завершений входов в храм. Апсиды расчленялись и тонкими полуколоннами – вертикальными тягами, завершенными капителями. Из пяти апсид выделяется центральная – и не только обширностью своего полукружия. Её членения окнами и нишами крупнее потому, что на первый ярус окон центральной апсиды приходится два яруса боковых апсид. Галереи, доходившие до восточного фасада, трактованы здесь как второстепенные части. Их членения мало дифференцированы, а сами крылья-галереи служили нейтральным обрамлением самому импозантному и величественному восточному фасаду. Именно здесь композиция собора обретала практически полную симметрию, создавая впечатление законченности и зрительной логичности построения благодаря пирамидальному возвышению частей. Именно восточный фасад «смотрел» на центральную улицу нового города, идущую от Золотых и Серебряных ворот, а перспектива восточного фасада Софии виднелась в створе теперешней Владимирской улицы, фланкированной Ирининской и Георгиевской церквами – храмами, соименными патронам князя Ярослава и его супруги. Триумфальность общего градостроительного решения здесь вновь сочеталась с идеей утверждения христианства, его главного оплота на Руси, «митропольи русской», князем – проповедником и устроителем новой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колонны соединяются с высокими полуциркульными арками через импосты. Благодаря этому утрачивается органичность восприятия колонны в качестве особой антропоморфоной пластической формы. Осознание ордера как замкнутой тектонической системы размывается. Основе нового осмысления колонны в Санта Констанца не мотив атланта, несущего космос на своих плечах, а иной, менее пластический, менее наглядный образ. По композиционной схеме пространство мартирия напоминает Пантеон, за тем лиши исключением, что колонный обход «приставлен» в Пантеоне к стенам. Но вместо рационального, ясного пространства Пантеона, статичного, отлитого в неподверженные изменениям формы, в Санта Констанца все усложняется. Главным становится эффект постепенного роста, драматического контраста. пространство – изменчивое, движущееся от низких форм к высоким, от темного к светлому. Контраст зон – насыщенного бликующим в полутьме блеском частых колонн обхода и светлого, покойно округлого центра – становится осознанным художественным приемом, основополагающим принципом зрительного восприятия. Этот контраст утрачивает в сознании зрителя материальную природу, приобретая иррационально-символический характер. Темные и тяжелые боковые галереи, словно вопреки своему желанию, обнаруживают легкое и светозарное центральное ядро, заставляя вспомнить исполненные таинственного смысла евангельские строки: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его » ( Ин. 1:5 ). В 480-е гг. построена ротонда Сан Стефано. Ее конструкция была более сложной по сравнению с предшествующей постройкой. Считается, что образцом для нее стали виллы эпохи Адриана или ротонда Воскресения в Иерусалиме. К круглому куполу ротонды по диагонали (крест-накрест) примыкали четыре высокие капеллы. Композиция интерьера определена мотивами возрождения позднеримских классических форм, типичными для этого периода. Поэтому вместо арок между колоннами здесь плоский архитрав, а в декорации большое значение имеют ордер и мраморная инкрустация. Храм не являлся мартирием, а был стациональной церковью панского богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на правый клирос, а певцы левого с правого клироса шли на левый. Перестановка хоров с пением «Господи, воззвах» и стихиры усиливала выразительное значение обряда. Этот обычай студийцев был закреплен в их уставе, и в одном из списков его XI – начала XII века, хранящемся в Государственном историческом музее (шифр Син. 330–380), XI – нач. XII века читаем: «В субботу цветную на вечерни по отпетии „Блажен муж» пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую, и починает левая сторона „Господи, воззвах», якоже и в ины субботы» 811 . Заамвонная молитва, читаемая на литургии Преждеосвященных Даров «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», возникла тоже в кругах палестинского монашества. Испрашиваемая в ней у Бога помощь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершите» ассоциируется с подвигом пятинедельного поста без какого-либо вкушения пищи, а прошение «веру нераздельну соблюсти» говорит о той борьбе, которую приходилось преп. Савве и другим аввам вести против несториан, евтихиан и монофизитов, своей еретической пропагандой пытавшихся разрушить тот оплот Православия, который представляла собой пустыня Святого града. Этот подвиг был равносилен поражению «глав невидимых змиев и победе над грехом». Вершиной желаний отшельников было «неосужденно достигнута поклонится и святому Воскресению». Это желание их исполнялось в Великую Пятницу на Голгофе. Автор писал об иерусалимском богослужении: «Отличительной чертой этого богослужения была его стациональность, вызванная вековой традицией посещения в праздники тех или иных святых мест» 812 . Среди этих святынь чаще всего упоминаются Краниево место и Голгофа. Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 1043 первой половины X века уточняет расположение этих святых мест: «И тотчас лития на святое Краниево… и восходит патриарх на святую Голгофу для каждения… и ожидает протопоп со всем клиром… и тотчас спускается патриарх» 813 . Только в Великую Пятницу Голгофа предоставлялась монахам, проводившим Святую Четыредесятницу в строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009