Первое упоминание о поселении киевских монахов в Андреевском монастыре встречается под 1651 г., когда вышедший на государево имя Батуринский Крыпецкий игумен Исихий, назначенный было в игумены Молченского монастыря, просил государя поместить его „под своей царской светлостью“, у св. великомученика Андрея Стратилата „в пленицах в нове месте“. Но и он не сразу хотел поселиться там 1406 . В том же 1651 г. велено было „жить за Белым городом в Андреевском монастыре“ явившимся 24 сент. Межигорским старцам: чёрным попам Феофану да Лаврентию, старцам Исаии, Кариону, Иоанникию, Самуилу, Симеону, Неофиту, Дионисию, Николаю, Адриану, Павлу да служке Ивашке и киево-михайловским иерод. Мартирию да старцу Геронтию 1407 . В 1652 г. 27 марта дана —9— иноческая грамота выходцу чёрному попу из Киева Анастасию, постриженику Тригорского монастыря, которому по государеву указу велено быть в новом Андреевском монастыре. В мае упоминаются имена ещё четырёх лиц, посланных или поставленных „в Андреевский монастырь во Пленицы к церкви Преображения и Андрея Стратилата, что на Москве за Белым городом“. Это инок Мартирий, киевлянин, произведённый в попы, иноки-киевляне Михаил и Серапион, поставленные в диаконы, чёрный поп Варнава, рукоположенный в Киеве и постриженный в Киевском Батурецком (?) монастыре. Ему дана 31 мая иноческая грамота по челобитной, принесённой от него Ризположенским священником Никифором да игуменом Андреевского и Донского монастырей 1408 . В том же 1652 г. посланы в Андреевский монастырь вновь вышедшие густынские старцы Елисей и Евстратий 1409 . В 1653 г., в марте, просился в „особый иноземский монастырь“, который, по милости государевой строят на Москве, иером. Феодосий, посланный вместо того в Кожеозерский монастырь 1410 . В 1654 г. в Андреевский монастырь просились и 21 авг. были посланы государем четыре старца из Кужеинского Оршанского монастыря: Севериан, Арсений, Максим, Агапит 1411 . В 1656 г. явились в Москву на вечное житие и поселились в Андреевском монастыре чёрный старец Адриан с братом Семёном – из Белой церкви 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророка Илии, как значится в Игоревом договоре с Греками; Ольга сама ездила в Константинополь для принятия крещения; о Христианской Церкви в Киеве знали не только в Греции, где Киев быль в числе Константинопольских митрополий ещё гораздо до Владимира, но она была известна даже в Риме; так Папа Иоанн IX в. в 967 году в булле своей к Чешскому Князю, Болеславу, пишет, что Чешская Католическая Церковь должна остерегаться от общения с Болгарскою и Русскою Церковию 1 . Таковое сильное распространение Христианской Церкви в Киеве явно указывало соседним народам на холодность Киевлян к язычеству; а посему в 986 году пришли в Киев посольства от Болгар Камских, от Хазарских Жидов, от Немцев и Греков, каждое с предложением своей Веры. Владимир внимательно выслушал их, поспорил с ними по своему, но отпустил ни с чем, не решаясь самовольно нарушить права народа в столь важном деле. И только уже на другой год собрал бояр и городских старейшин, как главных представителей и руководителей народа и, рассказав о предложениях посольств, просил их совета: «да что ума придаете? Что отвещаете?». Сии простые слова заключают в себе глубокий смысл: они, с одной стороны, показывают благоразумие и осторожность Владимира, а с другой пределы княжеской власти в Русских городах. Здесь Владимир, судя по сильному распространению Христианства в Киеве, хотя знал, равнодушие своих подданных к языческой религии, но не решился менять её без согласия народа. Бояре и старцы на Предложение Владимирово отвечали благоразумным, советом: отправить умных мужей к сказанным народам, дабы испытать как кто служит Богу. Владимир без прекословия согласился на совет, но не прежде, как он был одобрен всем народом; здесь Князь даже не положился на мнение старейшин, и, не решая ещё дела, хотел видеть, как это примет народ; и когда узнал, что бысть люба речь всем людям, то опять предоставил самому же народу выбрать людей, которым бы он поверил в этом деле. «Избраша мужи добры и смыслены числом десять, и реша им: идёте первое в Болгары» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

– Владимир решился принять крещение, но не хотел унижаться перед греками и положил завоевать себе веру. Через год после совещания о вере Владимир пошел с войском к Корсуню 13 и, взяв его, требовал себе от двора Константинопольского руки царевны Анны, сестры императора. Ему отвечали: «пусть примет святую веру». – Я давно испытал и полюбил закон христианский, – сказал Владимир. Но прежде чем невеста его пришла в Корсунь, с языческим князем случилось то же, что было некогда с Савлом: он ослеп. Прибывшая царевна советовала ему не медлить с крещением как средством к исцелению. Когда епископ возложил руку на выходящего из купели князя, Владимир, в крещении Василий, прозрел и душевно и телесно и в восторге воскликнул: теперь я увидел Бога истинного. 14 По крещении Владимир вступил в брак с царевной и отдал Корсунь Грекам, а сам возвратился в Киев новым человеком, с памятниками боевой и христианской славы. 15 Равноапостольный князь искал лучшей веры не для себя одного, но для всего своего народа. Прежде всего, крестились в Киеве сыновья его. Потом уничтожены были идолы; главного из них, Перуна, Владимир велел привязать к хвосту конскому, стащить с горы и бросить в Днепр; суеверный народ плакал из сожаления к старине своей и долго следовал по берегу за уплывавшим истуканом. 16 Тогда же князь велел объявить, чтобы на другой день все жители Киева, не исключая женщин и детей, собрались на берег Днепра для принятия крещения, под опасением немилости князя за ослушание. Киевляне давно уже знали греческую веру, знали и решимость князя и бояр переменить веру и охотно шли креститься. Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с младенцами покрыли берег реки. Туда явился и Владимир с собором духовенства. Народ взошел в Почайну, взрослые держали на руках младенцев, священники с берега читали молитвы. Владимир, объятый небесным восторгом, молился Господу и поручал ему себя и народ свой. «В этот день небо и земля ликовали», – говорит летописец. Святой Владимир не ограничился просвещением престольного своего города, но поспешил с распространением святой веры и во всех других городах, больших и малых, причем первым деятелем был св.Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На другой день после объявления княжеского приказа великий князь Владимир вместе с пастырями явился на берегу реки Почайны, куда сошлось множество народа. Тогда открылось торжественное зрелище, какое редко повторяется на земле: вся эта несчетная масса народа – мужи и жены, старцы, юноши и дети, по данному знаку, благоговейно вступили в реку, одни по шею, другие по грудь, третьи по колена; несовершеннолетние стояли у берега, возрастные держали на руках младенцев, a крещенные уже бродили по реке, вероятно, уча не крещенных; служители же Бога Вышнего, стоя на берегу, совершали величайшее таинство. В эти священнейшие минуты, как говорит благочестивый летописец, поистине, радовались земля и небо толикому множеству спасаемых! Радовались крестившиеся, радовались крестившие, радовались все свидетели величественного зрелища; но более всех других возрадовался духом главнейший виновник торжества, который, по окончании священнодействия, возведши очи свои горе, от глубины души воззвал к Богу – благодетелю своему: «Боже великий, сотворивый небо и землю! призри на новые люди своя и даждь им, Господи, уведети Тебе, истинного Бога, яко же уведеша страны христианские, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на сопротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его». После крещения киевлян христианство стало распространяться по всей России. Крестив народ по городам и селам около Киева, митрополит Михаил с шестью епископами и Добрынею ходили в Новгород, где произошло такое же низвержение Перуна в Волхов, как в Киеве, и крещение народа. Из Новгорода проповедники отправились на восток по Волге и крестили много народа в Ростове и Ростовской земле. Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днепра. Есть известие, что он ходил с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил в свое имя город Владимир и деревянную церковь Богородицы. Ревность великого князя и усердие пастырей были причиною того, что святая вера распространилась у нас с необыкновенною быстротою. В какие-нибудь два, три года она проникла более или менее во все концы тогдашнего царства Русского, так что в начале четвертого года оказалось возможным – разом основать у нас до шести епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде всего крестились сыновья его. Потом уничтожены были идолы: одни сожжены, другие изрублены. Перуна, главного идола, велел Владимир привязать к хвосту лошади, совлечь с горы и бросить в Днепр; суеверный народ проливал слезы, сожалея о старине своей и долго следовал за уплывшим болваном, которого отталкивали от берега воины: но по доброте своей не смел роптать. В то же время Владимир велел объявить, чтобы на другой день все жители, не исключая жен и детей, собрались на берег днепровский для принятия крещения, под опасением немилости князя за ослушание. Киевляне давно уже знали греческую веру, знали о совещаниях и решимости бояр относительно сей веры. «Если бы новая вера, не была лучшею: князь и бояре не приняли бы ее». Так говорил народ и спешил исполнить волю уважаемого князя. Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с детьми грудными, явились на берегу реки; – явился и Владимир с собором священников. Народ вступил в Почайну, одни по шею, другие по груди, взрослые держали в руках младенцев. Священники с берега читали молитвы. Владимир, объятый восторгом, молился Господу и поручал Ему себя и народ свой. «В сей день справедливо, говорит летописец, земля и небо ликовали». 724 По одному известью крещение киевлян совершалось 1 августа, что согласно и с рядом событий 988 г. 725 Крещение жителей стольного города без сомнения было важным делом для равноапостольного. Здесь были представители народа, – старшины и бояре, которые так много противодействовали св. вере при Оскольде и Святославе. Когда они приняли крещение, то для больших и малых городов, тем более для сел, это весьма много значило. В Новгороде и Ростове Владимир личными распоряжениями содействовал насаждению христианства; потом отправил он сыновей своих и с ними священников в разные города – передать лучшую веру подданным. «Крест освятил города», с восторгом говорит м. Иларион. Летописец пишет о Владимире: «и начал ставить по городам церкви и священников и приводить людей ко крещению по городам и селам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сестра его Рогнеда, видя сильное изнеможение брата, умоляла его: «Останься здесь в Смоленске, и мы положим тебя в созданной нами церкви». Он же отвечал ей: «Не делайте этого. Хотя я немощен, но пусть везут меня в Киев, и если Бог возьмет меня на пути, пусть положат тело мое в церкви, построенной отцом моим — в монастыре св. Феодора. Если же Бог избавит меня от этой болезни и подаст мне здравие, то я даю обет быть иноком Печерского монастыря при блаженном Поликарпе». Когда болезнь его усилилась и уже он был при смерти, то сказал своему духовнику иерею Симеону: «Ты воздашь ответ перед Богом за то, что воспрепятствовал мне постричься от святого того мужа в Печерском монастыре, ибо истинно желал того, — и да не вменит мне Господь во грех, что не исполнил я обета». И так принял он блаженную кончину. Началом и причиной высоко добродетельной жизни этого князя был св. Поликарп, Божественные наставления коего и особенно живой личный пример его неотразимо действовали на душу князя. Он не только братию иноческую привлек своим примером к добродетели, но и мирских людей наставлял на путь спасения. После кончины великого князя Ростислава в 1167 году преподобный Поликарп подвергся гонению со стороны митрополита Kohcmahmuha II (1167–1175) за то, что он, согласно Студийскому уставу X века, упразднял посты в среду и пятницу, если эти дни совпадали с Господскими праздниками. Спор о постах был в то время общим для Русской Церкви. Для решения этого вопроса был созван Собор, на котором мнения разделились, и преподобный Поликарп был заключен в темницу. В 1169 году князь Мстислав Андреевич взял Киев и отдал его на разгромление своим войскам. Киевляне, убежденные в невинности святого Поликарпа, видели в разорении Киева наказание Божие за несправедливость митрополита в отношении к святому. Преподобный Поликарп был освобожден из заточения. Преподобный Поликарп мирно отошел к Богу 24 июля 1182 года в глубокой старости. Тело святого было положено в Ближних (Антониевых) пещерах. После его кончины братия не могли избрать себе игумена, так как все достойные старцы по смирению отказывались, предпочитая жить в полном повиновении и проводить время в уединенном богомыслии и молитве, чем управлять другими и развлекаться многоразличными заботами и внешними трудами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вместо шагов к примирению, правительство решило предпринять более энергичные меры для разгрома старообрядчества. В частности, на Урал к Татищеву были посланы инструкции вылавливать вожаков " раскола» и закрывать их открытые и тайные центры. Аппарат преследований заработал быстро – указ о преследованиях был подписан 12 ноября, а к 12 декабря того же 1735 г. число схваченных гражданскими и военными властями уральских старообрядческих старцев и стариц достигло уже 467, а аресты все еще продолжались. Несмотря на внушительные цифры арестованных, успех преследований был весьма эфемерным. На увещания, схваченные отвечали:»В том стоим и умерети хотим " 2188 . Да и недолго оставались они под арестом: в ближайшие же месяцы после ареста почти что все схваченные старцы и старицы бежали, и, несмотря на то, что военные команды открывали и разрушали десятки скитов, новые скиты возникали повсюду в тяжелодоступных горных лесах Урала. Немало помогали им и технократы-приказчики демидовских и осокинских заводов, которые располагали большими средствами, связями по пути следования арестованных и необходимыми знакомствами с местными, финансово часто зависящими от них, администраторами. Годы царствования Анны Иоанновны и Елизаветы были особенно тяжелыми для старообрядцев. В последние годы царствования Петра Великого хиротония великороссов во епископы была запрещена и до 1780-х гг. епископат и Синод состояли только из южноруссов (украинцев), белорусов и случайных греков 2189 . Почти что все они были бывшими учениками Киевской академии, где тогда все еще держалась старая, заведенная в 1630-х гг. Петром Могилой полукатолическая, полупольская закваска. Весь лад московского благочестия им был совершенно чужд, и старообрядчество, как явление чисто великорусское, старомосковское, с верой в " Третий Рим», почитанием старого дониконовского уклада и эсхатологическими чаяниями, было им совершенно непонятно, чуждо. Сибирские митрополиты из " киевлян», в частности Антоний Стаховский и его преемники Сильвестр Головацкий (1749–1755) и особенно Павел Конюшевич (1758–1768) 2190 , делали все возможное, чтобы искоренить и разгромить " отступников-раскольников».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уединения по тщеславию, преподобный Никон не благословил его. Но ни вразумление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную прелесть, не остановили жаждущего подвигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор. Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланника Божия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты. В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал пророчествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсеместно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседовать с Никитой о Священном Писании, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возражающим, что в Св. Писании много «неудобо разумна нам являются» и потому читать и понимать его трудно, дается совет «недоведомая» прочитывать много раз, а если и после этого останется непонятным, «шествуй к премудрейшему учителю и вопроси глаголемых и много покажи потщание» и тогда Господь, видя твое усердие, «открыет ти всяко». В частности, в послесловии о необходимости изучения для каждого грамматики говорится, что не изучивший ее «и в писаниих покушаяся исследити, аще и зело преимея разумом будет, всячески погрешити имать: како бо кому взыти возможно на последния степени, первых не причащшуся; или како разрешите возможно в писаниих обретаемыя творческие силлогизмы, паче же писати и читати и глаголати добре, аще не сей кто первее приобщився» 86 . Но одними заявлениями о важности и необходимости научного образования при патриархе Иосифе уже не ограничились, а стали деятельно стремиться основать в Москве, с помощью ученых киевлян и греков, настоящую школу, в которой бы русские могли получать правильное научное образование. В 1640 году наместник киевского митрополита старец Игнатий, будучи в Москве, подал государю челобитную, в которой от имени митрополита Петра Могилы заявил, что «смиренный отец митрополит киевский Петр паче всех прошений своих изрядное бьет челом твоему царскому величеству, пожалуй, благочестивый царь, и повели в царствующем своем граде, благодатию и казною своею царскою, монастырь соорудить, в котором бы старцы и братия общежительнаго киевскаго братскаго монастыря живучи, о твоем царском величестве и о благоверной царице твоей и о Богом дарованных царских чадех величества твоего беспрестанно Бога молили и детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской учили. Дело то Богу угодно будет и твоему царскому величеству честно, и во всех странах преславно. Аще возможно величеству твоему в сем прошению отца митрополита киевского пожаловати благодатно, яко милосердный царь и светило всему православному роду российскому, по воли своей государство сотвори, а отец митрополит киевский твою государскую волю вскоре исполнит и старцев со учителями пришлет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В. В. Голицын был приятелем гетмана Самойловича и, несомненно, исполнил его просьбу. Благодаря вмешательству такого влиятельного лица, а, может быть, и из расположения к гетману, который так много хлопотал о подчинении Киевской митрополии Москве, патриарх Иоаким исполнил просьбу киевлян и выслал на имя Варлаама Ясинского Четии-Минеи митроп. Макария в Киев. Дал ли патриарх вместе с этим какое-либо предписание относительно пользования книгами – неизвестно. Впоследствии, получив первую книгу Четиих-Миней, он укорял Варлаама, почему он прежде печатания не прислал ее вместе с Макарьевскими Минеями в Москву для сличения и просмотра. «А списав, – говорил патриарх, – было бы вам прислати к нам и наши книги и ваше с них преписание, и нам было бы то ваше преписание в царствующем граде Москве соборне свидетельствовав, исправите, аще что где достойная исправления обрящется и тогда по рассмотрению и суждению соборному, дати нам и благословение, иже и типографским тиснением издати» 151 . Может быть, эти требования были поставлены патриархом Иоакимом еще при высылке книг. Какой же список Великих Четиих-Миней митрополита Макария был выслан в Киев патриархом и за какие месяцы? Украинские ученые, как мы видели, добивались Четиих-Миней, хранившихся у патриарха «в великой Успенской церкви». Там находился так называемый «Успенский» их список, оконченный митроп. Макарием в 1552 году и представляющий редакцию более полную в сравнении с первым списком, написанным для Новгородского Софийского собора. Этим именно списком и пользовался свят. Димитрий. Подтверждается это, во-первых, свидетельством самого свят. Димитрия в письме другу своему, иноку Феологу, написанном из Ростова, он говорит, что у него имеются Макарьевские Четии-Минеи за месяцы июнь, июль и август, «яже из соборной Московской патриаршей церкви взяты суть с роспискою. А взяли их печерские старцы, когда третью нашу кишу в Москву привезли» 152 . В другом письме к тому же Феологу Святитель пишет, что ему вновь понадобились Макарьевские Минеи за месяц июнь и он послал племянника своего – иеромонаха Михаила к преосвященному Рязанскому «просити, чтобы повелел из великого Успенского собора дать мне на мал час книгу Великую Минею-Четью».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010