прим. к Иак. 1:10—11). Таков человек по телу, таков он и по естественной жизни души, если она не возрождена, или греховна, почему таковой человек весь и по душе своей и называется плотским и душевные дела называются делами плоти (ср. Рим. 8:5—7; 1 Кор. 3:3; Гал. 5:19; Еф. 2:3; Кол. 2:18). — Всякая слава человеческая и проч.: как дух возрожденного человека имеет славу свою, так и плоть — свою славу, свои цветы; только судьба их весьма различна. Плоть облекается в формы красоты, мудрости, благородства, богатства и т. п., даже благочестия; она развивается в формах мирской общественной жизни, в искусствах, науках. Но вся эта слава плоти, не проникнутой и не одушевленной Духом Божиим чрез слово Божие, не что иное как цвет на траве, тленный и более или менее скоропреходящий (ср. прим. к Иак. 1:11). — Слово Господне, чрез посредство которого возрождаются призванные ко Христу, пребывает вовек: вечно живет, вечно цветет, вечно сильно и действенно, а следовательно, вечно и то, что чрез него возрождается в духовную жизнь во Христе, то есть все плотское — временно и суетно, все духовное — вечно и блаженно. А это вечно живое и оживляющее слово, делает применение апостол, и есть то слово, которое проповедано вам, то есть читателям послания, а в лице их и всем призванным ко Христу, которым проповедано это слово, то есть слово евангельское. В приведенном ветхозаветном пророческом месте разумеется слово обетования Божия о Христе; апостол отождествляет это слово со словом евангельским, потому что то и другое в существе своем одно и то же, содержат в себе выражение одного и того же совета Божия об искуплении мира, и различаются только по различным степеням их откровения, соответственно с планом Божественного домостроительства об искуплении мира. Возрожденные сим вечно пребывающим словом Божиим к вечной жизни, христиане должны постоянно пребывать в нелицемерной любви друг к другу, так же пребывающей вечно (1 Кор. 13:8). Глава 2. Наставления о духовном возрастании (1—3) и устроении (4—10), о добродетельной жизни (11—12), о покорности властям (13—17), повиновении слуг господам (18—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, а темные, полные мрака» (Феофилакт). Гонимые: слово употребляется в отношении к кораблям, которые гонит сильный ветер (Иак. 3:4); в Евангелии от Луки — в отношении к бесноватым, которых гонит демон в пустыню (Лк. 8:29). — Мрак тьмы: усиленное выражение; не только — тьма, или мрак, но мрак темный, или тьма мрачная, то есть самая сильная, или густая, тьма и мрак. Тьма и мрак разумеются и внутренние, и внешние (ср. прим. к ст. 4; Мф. 8:12; 22, 13; 25, 30). — Приготовлен, или соблюден, — как и падшим ангелам (ст. 4), — то же слово и выражение. — Вечной: в смысле нескончаемой, во все веки продолжаться имеющей (Мф. 25:41 и парал.). — Надутое пустословие: характерное выражение гордой пустоты речи. Так характеризуется речь глупая, лживая, обманная, но гордая и заносчивая; она легкая и пустая, как безводное облако ветреное и мгла, надутая, как пузырь, но гордая; в ней нет ни духа, ни силы. — Уловляют в похоти и разврат: см. прим. к ст. 2, 10, 14. — Едва отстали от находящихся в заблуждении: разумеются только что обратившиеся в христианство из язычества; и такие-то, еще не утвержденные в вере и добродетельной жизни души (ст. 14) лжеучители уловляют и развращают.     19Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 19. Обещают им свободу и проч.: содержанием их надутого пустословия и льстивых речей служило лжеучение о христианской свободе, которое они ложно толковали и перетолковывали. По-видимому, эти лжеучители, как и все лжеучители апостольского времени, учением о свободе прикрывали плотскую разнузданность, как будто бы все было позволено ради свободы (ср. 1 Пет. 2:16; Гал. 5:13 и мн. др.). — Будучи рабы тления (ср. 1, 4; 2, 12): тех грехов и пороков, которые ведут за собою тление и погибель. — Ибо кто и проч. (ср. 1 Цар. 17:9). «Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, будучи сами рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (Феофилакт).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мк.5:3–5 . «Имел жилище в гробах»: см. прим. к Мф.8:28 . – «Никто не мог его связать» и пр.: многократно делали попытки укротить его бешеное буйство наложением на него цепей и оков, чтобы лишить его возможности вредить себе и другим, все и всякие попытки оставались тщетными; он рвал с себя цепи, разбивал оковы; страшной силе бешеного не могли противостоять никакие цепи, ни оковы. Свидетельств об изумительной, превосходящей иногда вероятие силе обуреваемых духами нечистыми в истории очень много. Цепи и оковы различаются между собой, вероятно, тем, что цепи употреблялись для связывания ввобще всего тела, как представлялось удобнее; оковы же налагались только на ноги и, может быть, на руки, – главнейшие орудия буйства бесноватого. – «Всегда ночью и днем» и пр.: до такой степени освирепел и одичал этот бесноватый, что уже совершенно не мог быть в обществе людском, да и опасен был для людей, а потому, удалившись и удаленный от сожительства людского, он жил в местах уединенных, мрачных и пустынных, – в горах и гробах (ср. прим. к Мф.8:28 ). – «Кричал он и бился о камни»: дух нечистый так мучил его, что несчастный терзал и уродовал свое тело, диким криком выражая ужасное состояние свое душевное. Мк.5:6–8 . «Увидев же Иисуса издалека» и пр.: злой дух, узнав Иисуса издалека, не скрывается от Него, ибо знает, что от Его всемогущей силы скрываться ему невозможно, а потому покорностью перед этой всемогущей силой и мольбой хочет ослабить действие мучения, которому, как он знал, намерен подвергнуть его Сын Божий, пришедший разрушить власть дьявола. – «Заклинаю Тебя Богом». «И бесы веруют в Бога и трепещут», учит апостол ( Иак.2:19 ). Выражение этого трепета и есть настоящее заклинание; тем не менее странность этого заклинания не может не быть замеченной. Сына Божия, пришедшего по воле Божией на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола, дьявол заклинает именем Божиим не делать этого в настоящем случае... – «Не мучь меня. Ибо сказал ему» и пр.: мучением называет здесь дух очевидно повеление ему выйти из обуреваемого (ср. Феофил.), – повеление, данное, как видно, еще до вышеуказанной мольбы духа; мучением он называет сие потому, что ему тяжко прекратить свое злое действие на человека: ибо делать зло есть самое существо духа злобы, и прекращение злого действия поэтому есть для него мучение; и еще посему, что вслед за изгнанием он опасался получить повеление идти в бездну ( Лк.8:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 9 Исцеление расслабленного ( Мф.9:1–8 ). Призвание Матфея ( Мф.9:9–13 ). Ответ ученикам Иоанновым о посте ( Мф.9:14–17 ). Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери начальника синагоги ( Мф.9:18–26 ). Исцеление слепых и немого ( Мф.9:27–34 ). Путешествия Иисуса Христа и речь о жатве и жателях ( Мф.9:35–38 ). Мф.9:1 . Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. «В Свой город»: Капернаум (ср. Мк.2:1 ), где Господь поселился во исполнение древнего пророчества ( Мф.4:13 и дал.). «Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме» (3лат., ср. Феофил.). Мф.9:2 . И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. «Расслабленного»: см. прим. к Мф.4:24 . – «Положенного на постели»: это было, вероятно, нечто вроде простого матраца или одеяла, чтобы легко было носить; вот почему, когда Господь исцелил расслабленного, он взял постель свою и пошел. – «Видя веру их»: веру принесших и самого расслабленного. «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они не начинали еще владеть умом или лишились оного по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру, – иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя» (Злат., ср. Феофил.). – «Дерзай, прощаются тебе грехи»: болезни, по учению Писания, суть следствие грехов ( Ин.9:2 ; Иак.5:14,15 ) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи ( 1Кор.5:3–5,11:30 ; 2Цар.24:10–14 ). Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, каковы болезни от любострастия, пьянства и пр. Посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех, избавить от него, – нужно, чтобы Бог простил его; уничтожится причина, уничтожится и действие или произведение ее. Господь видел нравственную причину болезни расслабленного во грехе (может быть, любострастия), и потому говорит прежде всего о прощении грехов, как нравственном условии телесного выздоровления. Вероятно, больной сам сознавал хорошо свои грехи и, может быть, считал себя уже слишком великим грешником, так что не смел надеяться на милосердие к нему Спасителя, а потому Спаситель ободряет его словами: «дерзай, чадо».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

366 Уваров А. С. Извлечение из всеподданейшего отчета... – С. 162,166; Отчет за 1901 год. – Л. 16–17; Ранневизантийские сакральные постройки... – С. 74. 367 См.: Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 155–156, прим.1; ср.: Домбровский О. И. О хронологии «Базилики Уварова». – С. 17. 369 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 597–598; Каплан М. Золото Византии. – М., 2002. – С. 96–97. 370 См.: Kazdan A.A. Ptochotropheon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol.2. – P. 1756; Kazdan A.A., Talbot A.-M. Xenodocheion//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol.3. – P. 2208 (там же литература вопроса). 371 Ср.: Бернацки А. Б. Амвоны... – С. 69, 78, рис. 1; Бернацки А. Б., Кпенина Е. Ю. Епископская базилика... – С. 101, рис. 3. 373 Таврическая губерния. 1) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1901 год. – СПб., 1903. – С. 37–40, рис. 77, 78. 374 Увров А. С. Извлечение из всеподданейшего отчета... – С. 159 (план), 167–168; Таврическая губерния. 1) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – С. 37–38, рис. 71. 375 К. К. Косцюшко-Валюжинич указал несколько отличные размеры камеры: 3,55 м ширины, 2,85 м глубины и 1,78 м высоты, что, вероятно, объяснимо существенными неровностями известняковых стен, подвергшихся эррозии (Отчет за 1901 год. – Л. 22). Приведенные выше размеры мартирия и склепа получены во время натурных работ автора в феврале 2003 г. 376 Склеп совершенно аналогичного размера и устройства, но более грубой работы и без ступеней в дромосе, обнаружен в ходе ракопок некрополя около берега Карантинной бухты. Судя по материалам, он тоже относился к ранневизантийскому периоду (см.: Извлечение из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып.9. – С. 8, 378 The Canons of the Council in Trullo//The Council in Trullo Revisited/Ed. by G. Nedungau, M. Featherstone (Kanonika, 6). – Roma, 1995. – P.156. 379 Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – C. 237; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 597, 599. Это тем более вероятно, учитывая, что напольная мозаика Уваровской базилики после ее доставки в Эрмитаж оказалась частично перекомпанована и точно место нахождения мозаичной надписи-эпитафии неизвестно: она вполне могла находится где-то поблизости от мартирия со склепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иак. 2:15—16 и прим.).— Достаток в мире, то есть блага в этой временной жизни (в противоположность жизни вечной), средства к жизни, к поддержанию и сохранению жизни (ср. Мк. 12:44; Лк. 8:43; 15, 30; 21, 4). — В нужде: вообще в скудности в этих средствах к жизни (ср. Еф. 4:28; Мк. 2:25). — Затворяет сердце: образное выражение жесткости и черствости сердца; дверь сердца недоступна для такового, сколько ни стучи — не будет ответа или отклика. Смысл: кто, имея возможность и средства оказать пособие и помощь ближнему в его нужде житейской и, может быть, вообще в затруднительном положении, не принимает сердечного участия в нем, в том как может пребывать, или обитать в сердце его, любовь Божия? Вопросительная речь может быть превращена в положительную так: нет в таковом человеке любви христианской.— Любовь Божия: любовь христианская есть и называется любовию Божиею, так как она происходит от любви к Богу и есть необходимое выражение любви к Богу. Кто не любит своего ближнего, в том не может быть и любви к Богу и любви Божией (4, 20).— «Любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас; по Его примеру и мы должны полагать душу за братьев. Но так как это делается редко и немногими, то апостол, как бы пристыжая верных, начинает с небольшого, убеждает к братолюбию. Он как бы так говорит: что говорить о полагании души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни, и притом не бедные средствами жизни, — об этих я не говорю, — но владеющие богатством целого мира? Посему, да постыдятся! Ибо если затворили сердце в этом малом и явились недостойными любви Божией: что показали бы, когда бы потребовалось большее — умереть за брата? Потом и еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною» (Феофилакт). — Дети мои (ст. 7; 2, 1,12, 18, 28), станем любить и проч.: вы знаете теперь, в чем состоит истинная любовь к ближнему и в чем она познается, именно — что вы должны быть готовы душу свою полагать за братьев и помогать им в нужде; зная это, станем любить друг друга любовию чистою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– «Многих больных мазали маслом и исцеляли»: помазывание маслом больных было делом не необыкновенным у евреев, как и вообще на Востоке, так как масло имеет свойство утолять боль, особенно от ран происходящую (ср. Лк.10:34 ). Нельзя, впрочем, думать, что здесь речь идет о естественной целебной силе масла, что апостолы Христовы употребляли его только как естественное целебное средство; против такого понимания говорит связь речи, в которой говорится о чудотворных действиях апостолов, следовательно, и исцеление больных посредством помазания маслом надобно понимать как действие чудотворное. Помазание маслом здесь только символ или образ сообщения помазуемым благодати Божией, отпущающей грехи их и тем исцеляющей их от болезней телесных. Это такое же действие, как возложение на больных рук Господа или помазание глаз слепого брением (ср. Ин.9:6 . Мк.8:23 ) и исцеление их через то. Несколько позднее таковое помазание маслом больных сделалось особенным обрядом, в который облеклось таинство, как такое священное действие, в котором под видимым образом помазания больного елеем от рук пресвитеров церкви или священников, при молитве их, сообщается болящему благодать Святого Духа, врачующая немощи телесные и душевные ( Иак.5:14 ). Это – таинство елеопомазания, – одно из семи таинств православной церкви. Мк.6:14–16 . Мнение Ирода об Иисусе Христе (см. прим. к Мф.14:1–3 ). – «Царь»: «не в строгом смысле употребляет (евангелист) имя царя» (Феофил.); собственно – тетрарх, а не царь (ср. Мф.14:1 ); но народ нередко безразлично прилагает к высшим правителям название царя, как бы собственно и точнее они ни назывались, и евангелист следует в этом случае народному обычаю. – «Ибо имя Его стало гласно»: гласно частью чрез Его собственное учение и необыкновенные дела учеников Его, о чем выше была речь у евангелиста. – «Другие говорили» и пр.: см. прим. к Мф.11:14, 16:14, 17:10 . Мк.6:17–29 . Сказание об убиении Иоанна Крестителя (см. прим. к Мф.14:3–12 ). – «Иродиада же, злобясь» и пр.: некоторое различие этого сказания Маркова от сказания ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

814 Федоров Б. Н. К вопросу о реконструкции северо-восточной площади Херсонеса Таврического//КСИА АН СССР. – 1985. – Вып.182. – С. 8, рис. 1 815 Гриневич К. Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического по данным раскопок P. X. Лерпера. – С. 22, прим 1, рис. 5; 8; 9 817 P. X. Лепер полагал, что зданием, которому анонимный ктитор посвятил карниз, могла быть та самая капелла, в которой он был найден (Лепер P. X. Херсонесские надписи//ИАК. – 1912. – Вып.45. – С. 67, 16; Латышев В. Заметки к херсонским надписям, изданным P. X. Лепером//ИАК. – 1912. – Вып.45. – С. 136). По мнению С. А. Беляева , аналогичные надписи датируются концом IV–VI вв. (Беляев С. А. Из истории социальной жизни Херсонеса второй половины IV–VI в. – С. 76. – 9; ср. 1–10). 819 В поздневизантийский период храмик был переоборудован в квартальную церковь -усыпальницу, на что указывает пристройка гробницы-кимитирия со стенами на земляном растворе с юго-западной стороны здания и находка в ней золотоордынской монеты, а также погребения внутри самого храма и в соседнем помещении, пристроенном с запада (см.: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 48–49, 243, рис. 3, 153). Надо согласится с тем, что обкладка храмика весьма напоминает технику исполнения некоторых поздних церквушек, капелл или часовен Херсона, к примеру так называемой «базилики Лаврентия-Леонтия» в цитадели, но для храмика на северо западной оконечности Восточной площади такая обкладка могла быть выполнена раньше, а пятигранные апсиды херсониты не менее охотно возводили и в ранневизантийский период, особенно в VI–VII вв., как это видно на примере базилик 13, 22, 23, 28, 36, крещальни около базилики 23, ранней базилики на холме 14), базилик 1932 г., 1935 г. и др. 820 Фирсов Л. В. Ориентировка средневековых храмов Херсонеса Таврического. – Табл. 1, 40, 46; л.15, прим.30. 821 См.: Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1976 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1836. – Л. 12–19: Сазанов А. В. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из северо-восточного района Херсонеса. – С. 60–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потому, опасаясь народного волнения из-за Господа, они боялись и самого Господа. Они боялись Его, опасаясь, что по одному Его слову может восстать народ, и не только наделать неприятностей Его недоброжелателям, но и навлечь беду от римлян на всю нацию еврейскую ( Ин.11:49–50 ); они боялись Его как демагога, как человека, могущего произвести народную революцию, как политического агитатора народного. Они не понимали, что Христос стремится не к тому, что царство не от мира сего, что Он должен умереть для спасения этого народа, и не только этого народа, но и всего мира ( Ин.11:51–53 ). При том, кажется, не понимали, что клеветы, пущенные ими в народ на Христа, имели на него огромное влияние, что сила их агитации против Христа велика до такой степени, что при новых усилиях с их стороны эта же толпа, недавно кричавшая осанна, неистово закричит скоро– смерть Ему, распни Его... – «Увидели, что смоковница засохла до корня» и дал.: Евангелист Марк подробнее и раздельнее повествует о том, что лишь в общих чертах обозначено ев. Матфеем ( Мф.21:20–22 ), и потому в их сказаниях нельзя видеть разногласия, а только восполнение одного сказания другим. – «Имейте веру Божию»: веру в Бога (ср. Деян.3:16 . Рим.3:22 . Гал.2:20, 3:22 . Еф.3:18 ). – Веруйте, что Он силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполинмым, как, например, иссушение этой смоковницы по одному слову. – «Не усомниться в сердце» и пр.: указание на главное качество действенной веры – отсутствие всякого сомнения в удобоисполнимости того, к чему направлена вера. Сомнение, даже малейшее свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу и действенность (ср. Иак.1:6–8 ). – «Чего ни будете просить в молитве» и пр.: вера проявляется главным образом в молитве к Богу, и просимое главным образом подается по молитве, а потому здесь-то именно при молитве и требуется такая непоколебимая вера, чтобы молитва была вполне действенна. – «Прощайте»: необходимое условие, чтобы вера была тверда и молитва действенна – прощение ближнему, если молящийся что имеет против него. непрощение ближнего есть оскорбление любви Божией (ср. прим. к Мф.5:23–24 и Мф.6:14–15 ), а при этом не может быть ни чистой высокой Веры, ни действенной посему молитвы: ибо в этом случае и Отец небесный не прощает молящемуся согрешений его, а это заграждает ток благодати Божией, изливаемой на молящегося. Мк.11:27–33 . Ответ Господа на вопрос первосвященников, книжников и старейшин о том, какой властью Он делает все то, что делает, изложен у ев. Марка совершенно одинаково с ев. Матфеем, без всякой разницы и без всяких особенностей, какими отличаются иногда его сказания (см. Мф.21:23–27 и прим.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь, таким образом, поэтическое прозрение приходит к утверждению того же самого, что за 18 столетий раньше было изречено по Божественному всеведению: «исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» ( Мф.11:25–26 , ср. Лк.10:21 ). 135 Может показаться, что мы допускаем petitio principii, указывая, как на основание для доказательства бытия Божия, на нравственное сознание благочестивого человека. Поэтому считаем нужным сказать, что благочестие, как особая форма чувствований, может быть и у людей неверующих, и наоборот – может отсутствовать у верующих. Примером для первого случая могут служить Ренан, Лянге, Шлейермахер. Возможность же второго случая указана св. ап. Иаковом – в Иак.2:17 . Благочестие является благоприятной почвой для веры. Но не всегда и на благоприятной почве возрастает посеянное семя ( Мф.13:4 ). А бывают и обратные случаи, что роскошный цветок веры возрастает на каменистой почве бездушия и бессердечия (Иван Грозный). 136 С отрицательной стороны этот факт нравственного самосознания указывает пророк Исаия, говоря: «Несть радоватися нечестивым, рече Господь Бог» ( Ис.57:21 ); с положительной – св. ап. Павел. «Кто, говорит он, отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Рим.8:35,37 , ср. также Рим.8:26–34; 38–39 ) Иов говорить: «Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую сия. От Господа бо ми сия совершишася», Иов.19:25 . 139 Vatke, 1. с. р. 195. В формулировке Ватке слиты первая и третья формы нравственного доказательства, т.е. делается заключение к бытию Бога, не только как Законодателя, но и как Судии и Мздовоздаятеля. Мы в настоящем случае произвели соответственные изменения в этой формулировке. 141 Убежище невежества. Понятие, к которому прибегают, чтобы избежать дальнейших рассуждений (лат., прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010