5–6. Они дадут ответ и проч.: не смущайтесь тем, что эти распутные злословят вас, и не соблазняйтесь тем, что не постигает их кара Божия за их распутство; они потом, в свое время, дадут ответ Судии живых и мертвых за все, то есть и за то, что злословят вас, и за распутство свое. – Дадут ответ: в смысле – будут осуждены, получат должное наказание; они будут отвечать за все на суде, но так как ответ их не будет удовлетворителен пред судом правды Божией, то за ответом их последует определение о их наказании (ср. Мф. 25:41 ). – Имеющему вскоре судить, или готовому судить: речь очевидно о Христе Иисусе, Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога ( 1Пет. 3:22 ), и о последнем суде, который Он произведет над миром, так как всюду в новозаветных Писаниях именно Христу усвояется этот последний суд и Он называется Судиею живых и мертвых. Этою чертою восполняет апостол вышеизложенное ( 1Пет. 3:18–22 ) изображение лица и дела Христова: Он пострадал, сошел во ад, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и опять придет судить живых и мертвых (после чего предаст Царство Богу Отцу и – будет Бог всё во всем, 1Кор. 15:24, 28 ). – Имеющему вскоре судить, или – готовому судить: близость этого суда понимается в том же смысле, в каком говорят вообще апостолы о близости пришествия Христова, кончины мира и всеобщего суда (ср. прим. к Иак. 5:7–8 ). Живых и мертвых (ср. Деян. 10:42 и прим.): этого суда Христова никто не избегнет, ни те, кто будет еще жив во время пришествия Христова ( 1Сол. 4:17 ), ни те, которые умрут до того времени. На слова – живых и мертвых блаженный Феофилакт наводит такое толкование: «Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностию признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение, так и из содержимых во аде, тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, то есть вели жизнь духовную и добродетельную, – на славу и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   5—6. Они дадут ответ и проч.: не смущайтесь тем, что эти распутные злословят вас, и не соблазняйтесь тем, что не постигает их кара Божия за их распутство; они потом, в свое время, дадут ответ Судии живых и мертвых за все, то есть и за то, что злословят вас, и за распутство свое. — Дадут ответ: в смысле — будут осуждены, получат должное наказание; они будут отвечать за все на суде, но так как ответ их не будет удовлетворителен пред судом правды Божией, то за ответом их последует определение о их наказании (ср. Мф. 25:41). — Имеющему вскоре судить, или готовому судить: речь очевидно о Христе Иисусе, Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога (3, 22), и о последнем суде, который Он произведет над миром, так как всюду в новозаветных Писаниях именно Христу усвояется этот последний суд и Он называется Судиею живых и мертвых. Этою чертою восполняет апостол вышеизложенное (3, 18—22) изображение лица и дела Христова: Он пострадал, сошел во ад, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и опять придет судить живых и мертвых (после чего предаст Царство Богу Отцу и — будет Бог всё во всем, 1 Кор. 15:24, 28). — Имеющему вскоре судить, или — готовому судить: близость этого суда понимается в том же смысле, в каком говорят вообще апостолы о близости пришествия Христова, кончины мира и всеобщего суда (ср. прим. к Иак. 5:7—8). Живых и мертвых (ср. Деян. 10:42 и прим.): этого суда Христова никто не избегнет, ни те, кто будет еще жив во время пришествия Христова (1 Сол. 4:17), ни те, которые умрут до того времени. На слова — живых и мертвых блаженный Феофилакт наводит такое толкование: «Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностию признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение, так и из содержимых во аде, тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, то есть вели жизнь духовную и добродетельную, — на славу и спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, то есть того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь, в пришествие Его» (Феофилакт). — Когда Он явится в пришествие Его: разумеется явление при втором пришествии Христовом при кончине мира сего для Страшного суда (ср. Мф. 24 гл. и прим.; парал.; 1 Кор. 15:21; 1 Сол. 2:19; Кол. 3:3—4; Иак. 5:7—9 и прим.). — Иметь дерзновение и не постыдиться: без страха и смущения, а с радостию и любовию, в надежде помилования и получения жизни вечной, предстать пред лицом Его; не потерпеть уничижения и посрамления, каковому подвергнутся на последнем суде все не веровавшие во Христа и нераскаянные грешники.     29Если вы знаете, что Он праведник, знайте и т, что всякий, делающий правду, рожден от Него. 29. Связь с предыдущим и последующим такова: вы, верующие, пребывайте во Христе и Его учении, ибо в Нем ваша праведность, и чрез Него вы имеете возрождение от Бога и усыновление Ему, по которым вы становитесь чистыми от греха (ст. 27—3, 10, ср. 2, 1—2). Если вы знаете: от принятого верующими помазания от Святого (ст. 20, 27), вы знаете, или по крайней мере должны знать, точно так же как и из учения, которое приняли от начала, знать, следовательно, и из собственного внутреннего духовного опыта, и от внешнего научения (Рим. 10:17).— Что Он праведник: кто Он? По связи речи и в этом стихе, и в последующих это не вполне ясно и потому требует некоторого уяснения. В рассматриваемом (29-м) стихе Он праведник, по связи речи в стихах 27-м и 28-м, — Христос, от Которого верующие приняли помазание и Который явится как Судия в пришествие Его; но в том же стихе словом Он означается не Христос, а Бог Отец, от Которого рожден всякий делающий правду. Ибо, не говоря уже о том, что выражение, — чтобы верующий родился от Христа, или Сына Божия, — не употребительно в слововыражении новозаветных Писаний, и в следующих стихах говорится только о рождении от Бога, о детях Божиих, об усыновлении Богу, как и в других дальнейших изречениях (3, 1, 2, 8, 9, 10; 4, 7; 5, 1, 4, 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Даже здесь существует соответствие тем и выражений между «Мистагогией» и литургическим текстом. Позволяет ли это двойное соотношение прийти к выводу о зависимости литургического текста от Мистагогии?» Затем он приходит к утвердительному ответу, потому что эта молитва есть и в ИАК, что показывает первенство Максима. Мы не сомневаемся в зависимости текстов, но доказательство от ИАК безосновательно, потому что молитва попала туда из ВАС, как следует из заглавия молитвы в ИАК (Mercier. P. 192, 24). Текстуальная зависимость доказывает лишь то, что мы и так знаем: во времена Максима ВАС была все еще главной литургией Константинополя. Но попытки Борнера (P. 108109) увидеть литературную зависимость Мистагогии, 8 от входной молитвы ЗЛАТ по списку Barberini 336 (ср. PG 91, 688 и LEW. P. 312b, 1528) менее успешны. Эта молитва никогда не читалась в Константинополе, потому что происходила из итало-греческой рукописной традиции ЗЛАТ (Ср. Jacob A. Formulaire. P. 85). То же самое можно сказать о молитве «Мир всем» (LEW. P. 314, 1720), ошибочно названной «Молитвой седалища», потому что возглашалась при восхождении на седалище в апсиде (Bornert. P. 109, прим. 109 и LEW. P. 314, 1720). Последняя молитва есть только в списке Barberini 336 (cf. Jacob A. Formulaire. P. 104105). С другой стороны, после жестоких истязаний Максима отправили в изгнание, где он мог соприкоснуться с неконстантинопольской рукописной традицией. 217 В датировке, описании и т. п. рукописей ЗЛАТ мы полностью доверяем Жакобу (Jacob A. Formulaire). Жакоб дает полное описание кодекса Barberini 336 в процессе подготовки его издания, которое ранее готовилось бенедиктинцем Ансельмом Штриттматтером, первым научно описавшим манускрипт (Strittmatter A. Barberinum). Относительно списка Sinai 1037 см. R. Taft R. A Note on some Manuscripts. Если не дается ссылка на опубликованные источники, значит автор исследования просматривал их непосредственно в архивах или по микрофильмам. 220 Мы надеемся обсудить место диптихов в константинопольской литургии в одном из последующих томов, после того, как изучим анафору ЗЛАТ. Наилучшим исследованием данного вопроса является труд Бишопа (Bishop E. The Diptychs//Appendix to Narsai. P. 97114). Также заслуживает доверия работа Ван де Паверда (Van de Paverd. P. 502, 507, 515, 523524). Мы согласны с этими авторами, но не с Брайтменом (LEW. P. 528, 28; 535, 536, 7) и другими, что диптихи в константинопольской литургии всегда находились там, где они находятся в кодексе Барберини, т. е. на протяжении молитв о предстательстве в анафоре (ср. LEW. P. 331, 336). Однако аргумент от Максима Исповедника (Scholia, 3//PG 4, 136D) лишен ценности, потому что по Бальтазару (Von Balthasar. S. 26), этот фрагмент принадлежит, скорее всего, Иоанну Скифопольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 Кор. 7:1; Еф. 4:22; Кол. 3:9; 1 Пет. 1:22 и прим.). — И всякий, делающий грех, и проч.: связь речи такая: имеющий надежду, о которой говорит апостол, очищает себя, то есть от греха вообще, или грехов; кто же, напротив, хотя и думает, что имеет таковую надежду, но не заботится очищать себя постоянно от вольных и невольных грехов, а делает в сердце своем, и в помыслах, и в пожеланиях грех, или грехи, тот в то же время и чрез то самое, — знает он или не знает закон Божий, думает или не думает о нем, — делает и беззаконие, преступает закон, или делается преступником закона; и это не может быть иначе, ибо грех, каждый факт греха, каков бы он ни был и мог быть, есть сам по себе беззаконие, незаконное действие, нарушение закона и воли Божией, выраженной в законе, влекущее за собой гнев и наказание Божие. Выражение: делающий грех противополагается выражению: не иметь греха (1, 8 и прим.). «(Апостол) как бы так говорит: вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду... Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием — нарушение положительного закона. Тот и другое имеют началом один — отпадение от добра, а другое — преступление положительного закона, но в сущности оба же сходятся: грешник уклонился от цели, назначенной по природе и в природе (ибо цель человеческой природы — жить по разуму, далеко устранив неразумие); точно так же и беззаконник, неудержимо стремясь к злу, преступает закон, вложенный в природу» (Феофилакт). По-видимому, свое слово апостол направляет против лжеучения еретиков, обольщающих верующих (2, 26), которые распространяли превратные правила к ослаблению в верующих нравственного закона и христианских обязанностей и учили, по-видимому, что для усвоения искупления достаточно веры без добрых дел (подобно Иак. 2:14 и далее, ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

583 Шангин М.А. Новый географический текст//ВДИ. – 1938. – – С. 253,255; ср.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке//МАИЭТ. – 1994 (1995). – Вып. 4. – С. 560, прим. 47. 584 Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – Μ., 1911. – Вып. 2. – С. 154, sec. 2; Сорочан С.Б. О датировке Житий свв. епископов Херсонских//VI Боспорские чтения: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: Периоды дестабилизаций и катастроф. – Керчь, 2005. – С. 270–274. Для транслитерации греческого языка латиницей здесь и далее использована следующая система: а=а , β=β, γ=γ (γγ=νγ , γκ=νκ, γξ=νξ, 7%=v%y), 8=S, e=e, ζ=ζ, η=€, φ=τη , ι=ι, κ=κ, λ=λ, μ=μ (μβ=β, μπ=β), ν=ν, ξ=ξ, ο=ο, π=π, ρ=ρ, σ, γι=σ, τ=τ, υ=υ или ψ, c=7iij, χ=%], ψ=πσ, ω=ο. Ср.: Kazdan A., Sevcenko I. Transliteration of Texts//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2108. 585 Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э.: Очерки истории и культуры. – Харьков, 2004. – С. 532; Храпунов Н.И. Администрация византийского Боспора в VI веке//V Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: Этнические процессы. – Керчь, 2004. – С. 381. 586 СоколоваИ.В. Медные монеты Юстина I и Юстиниана I, чеканенные в византийском Херсоне//Сообщения Гос. Эрмитажа. – 1971. – Т. 32. – С. 66–68; Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса. – К., 1977. – С. 98–99, табл. XXII, 310–314; Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – А., 1983. – С. 18–21, табл. I, 10–14, II, 2–9; Solomon М. Mennictwo bizantynskie. – Krakow, 1987. – S. 118–119, rys. 64–65; Сидоренко В.А. Медная чеканка византийского Боспора (590–668 гг.)//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 362–363. 590 Латышев В.В. Этюды по византийской эпиграфике. I. Надпись времен императора Юстиниана, найденная на Таманском полуострове//ВВ. – 1894. – Т. 1. – С. 567–662; Латышев В.В. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России//МАР. – СПб., 1895. – – C. 56–61, Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – Латышев В.В. Надпись о постройке херсонесской стены//ИАК. – 1901. – Вып. 1. – С. 6,7; FeisselD. Nouvelles donnees sur l’institution du " pater tes poleos II Dagron G., FeisselD. Inscriptions de Cilicie. – Paris, 1987. – App. I, p. 219–220; Храпунов Н.И. Администрация византийского Боспора... – C. 379–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   9—10. Из указанных трех примеров (ст. 4—8) апостол извлекает то несомненное следствие, что Господь (по связи речи Бог Отец, ст. 4) знает, в смысле силы и умения, как поступить с благочестивыми и нечестивыми. — Благочестивых, то есть всех чтущих Бога и угодное Ему творящих, избавлять, или освобождать, от искушений, от всех скорбей и бедствий, коими, как золото огнем, испытывается их вера и добродетель (ср. 1 Пет. 1:6; 2, 12; Иак. 1, 2 и далее и прим.). — Беззаконников, не поступающих по закону и заповедям Божиим, следовательно — преступающих закон Божий, соблюдать, как и падших ангелов, ко дню последнего суда, для наказания, которому подвергнутся они за беззакония и грехи вообще. «Доказывает (апостол) примерами, что за грехи бывает наказание, а за правду награда. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Ход речи такой: сказано, что лжеучители наказаны будут за хуления свои и за развратную жизнь; представляются примеры: Бог не пощадил ангелов согрешивших, не пощадил и первого мира. Потом упоминаются подвизавшиеся в правде и говорится, что Бог и Ноя, и Лота за целомудрие их сохранил от погибели [от] современных им людей» (Феофилакт). — А наипаче тех и проч.: от общей речи апостол переходит частнее к тем лицам, против которых направляет слово обличения, к лжеучителям, которых далее и характеризует он. Это люди, идущие, или точнее — ходящие, вслед скверных похотей плоти, предающиеся похотям плотского осквернения. Разумеются всякие скверные плотские похоти, в особенности же, судя по связи речи и параллельным местам в послании Иуды (ст. 7) и у апостола Павла (Еф. 4:18—19; Рим. 1:24—27), похоти содомской, вопиющей на небо. — Презирают начальство: разумеются все власти, поставленные Богом для начальствования, как в Церкви, о которой как о обществе организованном идет речь и в которую вторглись эти лжепророки или лжеучители, производя в ней разделения, так и в гражданском обществе, на котором так или иначе отражается нестроением тот разврат, против которого ратует здесь апостол (Рим. 13:1—7; Тит. 3:1—2). — Не страшатся злословить высших: или — не трепещут злословия славных. Под славными, или высшими, разумеются власти еще высшие, чем обычные начальственные власти, высшее начальственное достоинство. Начальство лжеучители презирают, власти же высшие злословят, вместо того чтобы со страхом и трепетом благоговеть пред ними. «Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства (начальства), бесстрашно поведут себя и пред всякою славою (высшими)» (Феофилакт). Известно, что лжеучители времен апостольских (гностики, еще в не вполне определившемся их виде) презрительно и с злословием относились к самым высшим властям в Церкви — апостолам Христовым, не говоря уже о начальстве епископов и пресвитеров.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 . Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль ( Иак.4:13 ), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее – первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее – потому, что и выше, где говорится о богатых ( Иак.1:9, 10, 27 ; Иак.2:2 и далее; Иак.4:1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (ст. 4, 6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. – Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во- первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 1–3), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 4–6).– Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как Иак.4:9 ), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф. 24:30 ; ср. прим.), хотя, конечно, нет сомнения, что цель подобной речи, как и у ветхозаветных пророков, не иная как подвигнуть чрез таковые угрозы жесткие сердца к обращению к Богу и раскаянию. «Апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление, а не раздают его нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (Феофилакт).– О бедствиях ваших, находящих на вас: то есть о бедствиях, которые постигнут вас, которые грядут на вас. Речь не о естественной участи всякого земного богатства, как тленного и скоропреходящего ( Иак. 1:10 и далее; Иак. 4:14 ), но об участи, какая постигнет богатых как суд Божий, как особенное наказание Божие, частные виды которого изображены далее. Что это за суд, выражающийся в бедствиях богатых? На это указывают дальнейшие выражения: в последние дни (ст. 3), пришествие Господне, и притом близкое (ст. 7 и 8), Судия при дверях (ст. 9), именно суд, имеющий совершиться во время приближающегося пришествия Господня (см. прим. к указ. ст.) От этих указаний речь получает чисто новозаветный характер, тогда как частные черты изображения этого суда можно находить и у ветхозаветных пророков, как увидим далее. В каком смысле говорит апостол об этих бедствиях, как уже находящих, то есть об этом суде и этом пришествии Христовом как уже близком, подобно как говорят в таком же смысле и другие апостолы, см. прим. к ст. 7, 8, 9 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мысль выражения такова: не опасайтесь врагов вашего наследуемого сокровища, то есть вашего спасения; вы сами охраняетесь крепкой и сильной стражею — силою Бога всемогущего и Его святых ангелов (ср. 2 Кор. 11:32; Флп. 4:7), кроме того, что и самое сокровище ваше безопасно сохраняется на небесах. И от самого человека требуется непрестанная стражба, и неусыпное бодрствование о своем спасении (Мф. 24:42; 25, 13 и парал.), и борьба со врагами оного; но тем не менее, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить его от столь многих, столь сильных и столь хитрых врагов его спасения, и укрепить его в борьбе против них, почему апостол и говорит, что верующие соблюдаются силою Божиею. Средством этого соблюдения со стороны самого человека указывается вера его; предмет этой веры не обозначен здесь, но это, без сомнения, тот же предмет, который указывается несколько далее (ст. 8), то есть Господь Иисус Христос и совершенное Им дело искупления человечества. Всемогущая сила Божия соблюдает христианина к наследию будущих благ чрез веру его во Христа как Искупителя мира; если человек не хочет иметь эту веру, то и сила Божия его не соблюдет. Эта вера есть и средство, которым достигается наследие жизни вечной, и вместе охрана, которою соблюдается верующий для жизни вечной, или ко спасению. Этим словом понятнее определяются понятия наследства и упования живого (ст. 3, 4), это наследство и предмет живого упования есть спасение верующих. В общем понятии спасения (ср. Иак. 2:14 и прим.) две стороны: избавление от погибели и поставление в безопасное положение; в понятии спасения, собственно в частном христианском смысле, как спасения человека во Христе, эти две стороны определяются как избавление падшего человека от вечной погибели в удалении от Бога и как принятие его в Царство Христово, или в Церковь, а чрез нее в блаженство вечное в единении с Богом, иначе — как избавление от власти сатаны, греха и смерти и как поставление в область свободы, праведности и истины (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На это, может быть, указывает поставление глаголов в будущем времени (приимут, поживут, ср. слав, перевод) вместо прошедшего (ср. Феофилакт). — Если может быть принято такое толкование, то нельзя не видеть, что мысль апостола простирается далее, чем сколько нужно для доказательства предшествующего, и она шире, чем та, которую нужно доказывать. Из сего же понятною становится и некоторая прикровенность (или преднамеренная неясность) целого изречения.     7Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 8Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 9Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.    7—9. Впрочем близок всему конец: выше апостол упомянул о близости пришествия судии живых и мертвых в указанном смысле (ст. 5 и прим.); с пришествием Господа на суд последует и кончина мира в его настоящем состоянии и устроении, и потому апостол решительно выражается — близок конец всему — в том же смысле, в каком апостол Иаков выразился, что пришествие Христово приблизилось (5, 8; см. прим.), в каком и прочие апостолы говорят о близости кончины мира, пришествия Христова второго и Страшного суда (ср. прим. к Иак. 5:8). Апостол пользуется этой мыслью о близости кончины всего, чтобы из этого вывести и предложить христианам ряд нравственных наставлений, излагаемых далее. Первое наставление: будьте благоразумны (славянское уцеломудритеся — точнее) и бодрствуйте в молитвах. Наставление то же, какое предложил Сам Господь, говоря о близости и внезапности Своего пришествия на суд: смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пиянством и заботами житейскими; бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк. 21:34—36; см. прим.). Выражения апостола, как и Христовы, указывают вообще на воздержность, и телесную и душевную, в противоположность распутству язычников (ст. 3), на духовную бдительность и благоразумное действование во всех отношениях, благоустроение жизни, и телесной и духовной, чтобы день Христов не постиг человека внезапно, не приготовленным к сретению Судии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010