Гангрский Поместный Собор (середина IV b.) В 19м правиле Гангрского Собора говорится: «Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою». Восьмой Толедский Поместный Собор (653 г.) Восьмой Толедский Собор своим 8м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) 56е правило Шестого Вселенского Собора перечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».   Степени поста согласно Типикону Степень Описание Разрешение на употребление в пищу рыбы. Разрешение на вареную с растительным маслом пищу. Разрешение на вареную пищу без масла. Сухоядение – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла. Полное воздержание от пищи. 6 (дополнительная) В масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо.   Категории христиан, для которых пост может быть ослаблен Категория Больные. Младенцы. Беременные или кормящие грудью матери. Люди, занятые тяжелым физическим трудом. Заключенные. Путешествующие (пешком). Престарелые. Указания В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни. В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

— Для меня декабрь — месяц мучений! Идёт пост, а кругом всё гудит и зазывает гулять и веселиться, чай Новый год… Даже Рождественская ель перестала быть таковой, а стала «новогодней» и её благоукрашение, символизирующее благие дела, затерялось в бессмыслице подготовки к Новому году. Так получается, что праздник Рождества второстепенный, как бы довесок к Новому году. Как известно, дата Рождества Иисуса Христа неизвестна. Почему бы не перенести это празднование на 25 декабря, как у братьев болгар? Тогда бы всё встало бы на свои места. Рождество — главный зимний праздник, а Новый год к нему — приятный довесок! Сергей — Сергей, хорошо, что Вы подходите к вопросу изменения церковного календаря с позиций благочестия. Вас мучает предновогодняя суета, но представьте, что Рождество будет приходиться именно на ее период. Для многих сегодня Новый год — центральный праздник, подготовку к которому не отменит даже Рождество Христово. А для тех, кому дорого пришествие в мир Спасителя, встреча Нового года в кругу семьи не помешает в оставшиеся дни подготовиться к духовному торжеству подобающим образом. Изменение церковного календаря не так просто, как кажется. Пасхалия — свод подвижных церковных дат, которые отсчитываются от Воскресения Христова, связана с лунным циклом, а годовой богослужебный круг — с солнечным, как и светский календарь. Механический перенос всех дат месяцеслова на даты григорианского календаря приведет к ряду коллизий. Так, в некоторые годы Петров пост должен будет начинаться не до, а после памяти святых апостолов Петра и Павла. Когда случается самая поздняя Пасха, то праздник Троицы бывает 26 июня, затем по уставу сплошная седмица и начинается Петров пост, а праздник апостолов будет приходиться на 29 июня, то есть на среду после дня Пятидесятницы. А это, как Вы понимаете, абсурдная ситуация. Кроме того, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в отдельные года будет приходиться на пятницу Первой седмицы Великого поста, когда по Типикону полной Литургии не положено (см. Типикон Маркову главу «аще случится праздник Сретения Господня в понедельник Первой недели поста»). Значит, в этот день будет совершаться Литургия Преждеосвященных даров, а накануне будет не праздничное всенощное бдение, а Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Из церковной жизни исчезнет Кириопасха. По этим и многим другим причинам трудно совместить церковный календарь с действующим ныне гражданским календарем.

http://sinfo-mp.ru/sovershennaya-lyubov-...

Великий пост открывает горизонты духовной жизни Великий пост открывает перед нами захватывающие горизонты духовной жизни. Он помогает нам сфокусировать свое внимание на самом важном, на том, на чем мы не способны сосредотачиваться в нашей повседневности. А через это фокусирование на самом важном мы способны действительно не только обрести особое зрение и понимание сути вещей, но и изменить свою жизнь к лучшему, спасти душу свою и обрести вечное Небесное Царство. Из слова после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста Тщеславие Святитель Василий Великий говорит так: тщеславный человек – это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы. Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие – это есть не что иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы. Да, действительно, в церковных кругах иногда даже сам пост, строгая дисциплина поста, образ жизни вдруг превращается в предмет тщеславия. И нередко люди, вовлекаемые в эту греховную стихию, даже не представляют себе, что речь идет не о чистом подвиге ради Господа, а о тщеславии, творимом, по словам святителя Василия, ради похвалы человеческой. К тщеславию склонны в первую очередь люди способные, одаренные, успешные, сильные, в том числе в духовной жизни. Максим Исповедник удивительно точно подметил, что сильные люди, способные отражать плотские искушения, уязвляются тщеславием. Сталкиваясь лицом к лицу с плотским искушением, человек проявляет мужество и твердость, принципиальность, верность своему призванию и не поддается на это искушение. Но тонкий яд тщеславия проникает в душу или, как говорит тот же Василий Великий, тонко прикасается к сознанию, разрушая чистоту намерений и действий. А каков же результат тщеславия? Святой Ефрем Сирин замечательно говорит: пост, бдение и милостыня – всё это похищается диаволом из-за тщеславия. Сила этого греха такова, что он может разрушить результаты напряженной духовной жизни, духовного подвига в масштабах всей жизни. Работает над собой человек, испытывает свою совесть, контролирует свои мысли и поступки, воспитывает себя, налагает на себя пост, молитву, занимается доброделанием, и в какой-то момент вдруг становится ясно, что тщеславие разрушает результаты всего этого жизненного подвига.

http://pravoslavie.ru/77633.html

См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Говорят, что : Говорят, что //Фома. - – июнь 2018. -  С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы  на следующие суждения и вопросы: Говорят, что бывают православные гадалки. На самом деле. Ил.: Три игральные карты. - С.42. Почему в Церкви распадаются браки, которые Сам Бог благословил в таинстве Венчания ? Потому что.  Фото Полины Тэйс. -  С.42. Часто спрашивают: можно ли зажигать перед иконой свечу, которая куплена в обычном магазине и не освящена ? Отвечаем. Фото Юрия Макарова.  - С.43.   Ответ священника: Умерла супруга. Как жить дальше? /Спрашивает Николай ; Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Алексея Мякишева//Фома. - –июнь 2018. – С.43. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »).   ЛЮДИ (раздел). – С.44-73.    Анастасия Криворучко . Корми, молись, люби . [Автор – доброволец движения помощи бездомным «Пельмешки на Плешке» - рассказывает о том, как люди попадают на улицу, что значит быть волонтером и о профессиональном выгорании]. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2018. – С.44-51. – (раздел « Люди »). Имеется краткая информационная справка « Как помочь Пельмешкам » (С.50) с адресом храма, куда можно приносить продукты и вещи, и телефоном координатора группы. См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Патриарх Кирилл . На Страшном суде нас не спросят про заработок . Из проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре, 1 марта 2017 года. Заголовок отрывка дан редакцией. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июнь 2018. – С.52-53. – (раздел « Люди »). Священник Анатолий Першин , настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще (Санкт-Петербургская епархия). Как я побывал на том свете. Подготовил Игорь Лунев . Фото Aftab Uzzaman/Flickr/CC BY-NC 2.0//Фома. - – июнь 2018. – С.54-55. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-182-...

Дай Бог, чтобы Церковь наша, сохраняя свое единство и духовную силу, действительно оставалась для всех нас, для русских православных людей, таким ковчегом спасения. Когда я говорю «русские», я имею в виду не только национальность, но и принадлежность к России, к ее культуре, к ее духовной традиции. Но для того чтобы мы могли воспользоваться этим ковчегом, давайте сохранять веру, как бы трудно это ни было. Необходимо воспитывать в вере своих детей и внуков. Очень важно, чтобы традиция передачи веры православной в нашем народе сегодня была как можно более сильной, ярко выраженной. А для того чтобы было так, никто не должен уклоняться от работы с детьми, с молодежью, если Господь приводит нас в соприкосновение с этой категорией наших людей. Всякий православный христианин не должен упускать возможности — в зависимости от рода деятельности или семейных обстоятельств — деликатно поговорить с молодыми людьми о самом главном. Вот это и есть то, что на языке Церкви называется апостольским служением мирян. Если мы будем уповать только на священнослужителей, считая проповедь слова Божия, обращение людей к Богу делом исключительно батюшек, то допустим огромную ошибку. Потому что каждый христианин, каждый член Церкви, заботясь о своем собственном спасении, призван помогать и другим утвердиться на пути спасения. Еще и еще раз хотел бы сказать, что я избрал именно эту тему моего сегодняшнего к вам обращения, потому что мы находимся в цветущей обители в центре современного мегаполиса. Все, что здесь происходит, действительно радует и сердце, и глаз. Но совершенно очевидно, что вне этих стен живут разные люди. Все они — наши люди, но нередко они ничего не знают о Боге, или знают очень поверхностно, или не связывают себя душой и сердцем с Православной Церковью. Поэтому ко всем нам обращен Божественный призыв нести слово Христовой истины нашему народу, и да поможет нам в этом Господь! Для того чтобы каждый понял, что это вполне исполнимая задача, мы должны не забывать, что Церковь, к которой мы принадлежим, именуется Апостольской по двум причинам: потому что она была создана апостолами и потому что она призвана продолжать апостольское служение. А это значит нести миру свет, нести миру весть о Христе распятом и Воскресшем, о Христе, Который и есть Спаситель мира. Аминь.

http://pravoslavie.ru/151272.html

Арсений, которому он открыл свою скорбь, в утешение его прочитал несколько строк из жития святителя Тихона Задонского , потом сказал: «теперь помолимся». Надев на себя епитрахиль, произнес вслух трогательную молитву к Пресвятой Богородице, надежной помощнице христиан. Успокоенный и ободренный купец возвратился домой; здесь ожидал его человек одного с ним звания, только более его зажиточный. «Вы ко мне по какому-нибудь делу»? спросил хозяин дома. Тот отвечал: «не пожелаете ли взять мой товар за умеренную цену, а деньги готов я подождать». Предложение было принято с великою благодарностью; от товара, взятого в распродажу, выручено барыша 1500 р. сер. Так «много может молитва праведного» ( Иак.5:16 )! Благочестие о. Арсения проявлялось в различных видах. Ревностный к богослужению, он нередко и немощный шел в церковь ; или в будничные дни вызывался служить св. литургию, вместо чередного иеромонаха. Петь или читать во храме так любил, что не оставлял вовсе этого благочестивого упражнения и будучи казначеем. В понедельник страстной седмицы один прочитывал на часах все Евангелие от Матвея. По его настоянию в каждую пятницу, во время малого повечерия, введено пение акафиста в честь Богоматери перед Ее Знаменской иконой, прославленной (с 1848 года) в Златоустове монастыре многими чудесами, уже в бытность его казначеем. Благоговейный старец громко и восторженно взывал: «радуйся Невесто неневестная»! Его келейное молитвенное правило состояло из акафиста с каноном Спасителю и Успению Божией Матери (последнее чтение в память того, что был причетником Успенской церкви); к сему присоединял одну главу из Евангелия. Имея острое зрение, при котором не было надобности и в очках, он прилежно посвящал свободные часы занятию книгами духовного содержания, в особенности любил читать Добротолюбие, творения св. Ефрема Сирина и Тихона Задонского . Любя воздержание, он всегда довольствовался простой монашеской пищей, в малом количестве, и ради собственно угощения ни к кому не ходил. На первой неделе великого поста вкушал не много растительной пищи и то раза два (обыкновенно в среду и субботу) – не более; пить чай не позволял себе до самой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Войди же теперь всякий в себя и займись прежде всего рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было неисправного. Конечно, всякий готов говорить и говорить о себе, что он грешен, и не говорит только, а нередко и чувствует себя таковым, но сия греховность представляется нам в нас в виде смутном и неопределенном. Этого мало, приступая к Исповеди, надобно определительно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере? Надобно знать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для сего вот что сделай: поставь с одной стороны Закон Божий, а с другой – собственную жизнь, и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны? Бери или свои дела и подводи их под Закон, чтоб видеть, законны ли они, или бери Закон и смотри, исполнялся ли он как следует в жизни твоей или нет? Например, ты был оскорблен и отмстил: так ли велит Закон христианский? Видел погрешности других и осуждал: так ли следует по заповедям Христовым? Сделал что доброе и высился или трубил пред собою: позволительно ли так делать христианину? Или Закон велит в церковь Божию ходить неленостно и стоять в ней благоговейно, во внимании и молитве: исполнялось ли это? Закон велит не похотствовать, не гневаться, не завидовать, не присвоять чужого и прочее: сообразовалось ли поведение наше с сими правилами?.. Так пройди и Закон весь, и свою жизнь всю. Но чтоб ничего не опустить в сем важном деле самоиспытания, хорошо держаться в нем какого-либо порядка. Вообрази себе яснее все обязанности наши в отношении к Богу, ближнему и самим себе, и потом точнее и подробнее просмотри свою жизнь по всем сим отношениям. Или перебирай заповеди Десятословия, одну за другою, со всеми частными предписаниями, содержащимися в них, и смотри, исполнил ли ты все, требуемое ими? Читай также, кто может, Нагорную беседу Спасителя, где Он изъясняет Закон древний, восполняя его духом христианским, или читай Послания апостольские в последних главах, где излагаются обязательные для христиан дела и распоряжения в общих обозрениях: например, с 12-й главы Послания к Римлянам или с 4-й Послания к Ефесянам, Послание апостола Иакова и святого Иоанна Богослова Первое и прочее. Смотрись во все это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе какое есть пятно или безобразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Грех никогда не ограничивается какими-то пределами. Зло по природе своей таково, что требует все новых и новых жертв. Вот почему зло нужно останавливать в самом себе, потому что, покинув человека, оно начинает жить самостоятельной жизнью. Мы хорошо это знаем из отношений с друзьями, из семейных отношений, – как зло преобразует, в худшем смысле слова, эти отношения, как страдают люди, если кто-то посеял семена недоверия, злобы, отчуждения, гнева, корысти. Но не только окружающий мир страдает от нашего греха – страдаем в первую очередь мы сами. Каждый должен понимать, что, согрешая, он отравляет свою собственную жизнь. Милосердие очищает нашу душу Человек, совершающий грех, и сам страдает, и распространяет грех вокруг себя. Искажается человеческая природа, уничтожаются идеалы, стирается чувство ответственности, долга, правды, любви, потому что грех не останавливается, он расширяется, и цель греха, цель зла, цель диавола – захватить всю человеческую душу. Началось с небольшого, а кончается жизненной трагедией. И возникает вопрос: а есть ли средство, лекарство от этой страшной болезни, которая распространяет смертельные метастазы по нашему телу и вне нас? Есть такое лекарство, и о нем замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не так вода по природе своей омывает нечистоту тела, как милосердие силой своей очищает нашу душу». Святые отцы вообще очень любили строить свою речь, свои писания на сравнениях, на образах, и как замечателен образ воды, которая очищает от нечистоты человеческое тело! Какое облегчение получает человек, когда он смывает с себя водой всю грязь! Вот так же, и в еще большей степени, как говорит святитель Иоанн Златоуст, милосердие очищает нашу душу. Из проповеди после Литургии Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве 16 марта 2016 года, в среду первой седмицы Великого поста Молитва есть лучшее доказательство бытия Божия Молитва есть лучшее доказательство бытия Божия. Известно, что в средние века философы предлагали различные логические доказательства того, что Бог есть. В Новое время известный философ Иммануил Кант, отвергая средневековые попытки логического доказательства бытия Божия, говорил, что доказательством могут быть лишь звездное небо над головой и нравственный закон в сердце. И он был прав, но людям недостаточно даже таких доказательств – не схоластических, а реальных, правдивых, связанных с человеческим опытом. Многие смотрят на звездное небо, а в Бога не верят. Многие чувствуют угрызения совести, но не понимают, что это Божественный голос звучит в нашем сердце.

http://pravoslavie.ru/91679.html

Другой ответил: «Когда ты моешь на трапезе капусту, вода не остаётся на капусте. Но ты можешь потом есть капусту потому, что она чистая. Тебе кажется, что Слово Божие не осталась в памяти, но Оно очищает твою душу». Душа ребёнка напитывается Словом Божиим. А жития святых – это примеры того, как Слово Божие действует в жизни конкретных людей, это живые примеры. Нужно начинать читать Евангелие с самого раннего возраста. Просто читайте при ребёнке, а дальше уже вместе с ним. Первую и последнюю седмицы надо поститься строже, среду и пятницу необходимо выделять. В остальном надо смотреть на каждого отдельного ребенка, что он может, а что нет. Сегодня была память Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, преподобных духовников обителей, в которых прославился авва Дорофей. В книге «Вопросы и ответы» есть вопросы, которые задавал авва Дорофей, приходя к Варсонофию и Иоанну. Святые многократно в этой книге обращаются к мысли, что устав поста нужен для абсолютно здоровых людей. Вопрос : - Как совместить заповедь о почитании родителей с их деспотизмом к своим детям? отец Фёдор: — Это очень тяжело совместить. Но в тексте 20-й главы книги Исход, в которой изложен декалог, 10 заповедей, нет сносок о том, что с такими-то родителями надо соблюдать заповедь, а с такими-то не надо. Заповедь предполагает, что любые родители достойны почитания. Почитание родителей — это отображение на Земле того, как человек относится к своему Небесному Отцу. Неслучайно это единственная заповедь, за которую Господь обещал долголетие и благоденствие на земле, вот насколько Ему это важно. Невозможно построить правильные отношения с Отцом Небесным, нарушая через хамство и грехи отношения с земными родителями. Единственное исключение, если земные родители начинают отвращать человека от Бога. Бог больше всех, и мы знаем это из первой заповеди. Если вы уже взрослый человек, а отец и мать пытаются вами управлять, это не значит, что вы должны во всём их слушаться. Почитание предполагает совсем не это. Пока вы живёте в их доме, пока вы молоды, пока они вас содержат и кормят, вы находитесь у них в послушании.

http://radonezh.ru/2021/09/24/otvety-na-...

Нечто подобное случилось и с семьей маленького тогда Анастасия. Когда ему было двенадцать лет, непрерывные притеснения, грабежи, ночные нападения и многое другое вынудили его большую семью, а также и многих других его соотечественников переселиться на юг России. Там, в православном окружении, понтийский эллинизм беспрепятственно сохранил свои благословенные и неповторимые традиции. Я привожу кое-что из того, что мы слышали из освященных уст старца, поскольку полагаю, что жалко было бы предавать это забвению. Я верю, что это принесет нам пользу и послужит добрым примером. У понтийцев был очень хороший обычай: в родительском доме, доколе был жив дедушка, все дети мужского пола после своей женитьбы оставались вместе, живя так до смерти дедушки. Можно сказать, что понтийские дома являлись в своем роде образцовыми малыми или большими и в них, как некий старец, первое место занимал дедушка, которому оказывалось особое уважение. Утром все члены семьи, прежде чем уйти зарабатывать «хлеб насущный», должны были подойти к дедушке, поцеловать его руку и получить у него благословение. Когда вечером мужчины возвращались с работы, младшая невестка была обязана омыть им ноги. А мужчин было немало. (Старец говорил нам, что один только их дом «разросся до пятидесяти двух ложек».) Что же касается послушания, уважения к старшим и религиозного благочестия, которые царили в этих семьях, то, без преувеличения, в этом отношении сегодня им позавидовал бы самый дружный монастырь. Да и в посте они, без сомнения, могли бы посоревноваться с нынешними общежительными монастырями. Строгие посты всего года соблюдались в точности. Пост же первой седмицы Великого поста (когда от пищи обычно воздерживаются первые три дня) продолжался, как рассказывал нам старец, с понедельника до субботы. В среду и пятницу, причастившись Святых Таин за литургией Преждеосвященных Даров, они подкрепляли свои силы антидором и небольшим количеством хлеба, и так – до самой субботы, когда вкушали уже уставную пищу с растительным маслом.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010