Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

С глубокой древности был определен и самый образ хранения поста Святой Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа дня (по нынешнему счету до третьего часа пополудни). Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи, воздерживаясь от мяса и вина, а также сыра и яиц, даже в субботние и воскресные дни. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем церковном Уставе (см. Типикон, гл. 32 «От правил святых апостол и святых отец о Святей Велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особенно строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в дни первой и Страстной седмиц. В Чистый понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В прочие седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи один раз в день – вечером (сухоядение). В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем, и только два раза в день. И только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную седмицу и не на Вербное воскресенье, разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Святую Четыредесятницу запрещено VI Вселенским Собором (правило 56) на основании Апостольского предания. Нарушающих пост Святой Четыредесятницы Церковь строго осуждает. Лаодикийский Собор (50 правило) определил: «Аще епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирской человек не постится, да отлучится». В книге церковных правил Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу или в среду и в пяток, лета два да не причастится» (Малый Требник, правило 85). Но действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает не постящихся по немощи от участия в радости причащения и празднования Пасхи. К таковым относятся дети, больные, немощные и престарелые. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

На часах а) стихословится кафизма; б) на 6 часе читается паремия, перед которою и после которой положен: в) прокимен триоди; г) поются тропари: «Заутра услыши глас мой» и подобное, с поклонами. Изобразительные начинаются пением «Блаженны», а не псалмами Изобразительными: 102 и 145. На вечерне, кроме вечера субботы и воскресения: а) читаются паремии, перед коими произносится: б) особый прокимен Триоди; в) после «Отче наш» – тропари «Богородице Дево» и прочие, с поклонами; г) вместо ектении «Помилуй нас, Боже» произносится «Господи, помилуй», 40 раз; д) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается «Небесный Царю»; е) после поклонов – Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй», 12 раз и т.д. Пост первой седмицы Великой Четыредесятницы как бывает строже других седмиц по отношению к пище, так и в богослужении имеет менее других седмиц торжественного, праздничного, в первые четыре дня первой седмицы Великого поста на повечерии читается великий канон св. Андрея Критского , а в среду и четверг канон и Марии Египетской. В субботу первой недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством, в эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить идоложертвенной кровью все, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явясь из другого мира, спас от осквернения христиан: он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, и после вечерни и преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору и в конце молебна читать молитву на благословение колива.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Принципиально важным является то, что именно расширение пасхального поста дало начало посту Четыредесятницы. Правда, существование 69-го апостольского правила побуждает относить зарождение и этого поста к апостольской эпохе: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен». Но данное свидетельство не надежно, ибо «апостольские правила вместе с сборником апостольских постановлений, заключение которого они составляют, сформировались лишь во второй половине IV века» , тогда как время формирования Четыредесятницы нужно отсчитывать с конца III – начала IV столетий. Место ее установления следует искать, вероятнее всего, в Сирии, в Риме же и Александрии она была явлением пришлым. Самым ранним «бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) святителя Афанасия Великого» , где Четыредесятница рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Уточнений требует весьма спорный для исторической литургики вопрос о способах исчисления Четыредесятницы. В IV веке на Востоке их было, по крайней мере, два. Один из них, палестинский, указывается в сочинении Евсевия «О Пасхе», в пасхальных посланиях святителя Афанасия, а также в оглашениях святителя Кирилла Иерусалимского. Он считается более древним. Другой способ, антиохийский, возник позднее. Упоминания о нем можно найти в апостольских постановлениях, в творениях святителя Иоанна Златоуста. В сущности оба эти исчисления согласны между собой, разница была первоначально лишь в количественной интерпретации пасхального поста. По Евсевию, Четыредесятница – с включением в нее Страстной седмицы – продолжается шесть недель. Но отсюда следует, что она состоит из 42 дней, а не из 40. Последняя цифра получается, если исключить из пасхального поста пятницу и субботу Страстной седмицы. Святитель Афанасий же подобных усечений не делает. И в связи с этим не вполне ясно, согласно какой системе – палестинской или местной – он исчисляет Четыредесятницу, поскольку в Александрии еще в первой половине III века, при святом Дионисии, пасхальный пост действительно продолжался целую неделю.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Помните, други мои, слово Христово «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). Аминь. 2. Подвиг поста Поучение в 1-й день первой седмицы Великого поста «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам Церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии преждеосвященных даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и питья, по крайней мере, первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родильнице разрешает церковь масло и вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водой полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, братия, в рассуждение о времени происхождения великопостного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Далее митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Елисей! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы всем вам передать сердечные благопожелания и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который многократно в бытность свою митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей приезжал в Великобританию, посещал этот святой храм и совершал здесь богослужения. Завершается первая неделя Великого поста, которая для многих из нас была временем духовного сосредоточения, молитвы и трезвения. Так случилось, что в этом году я впервые более чем за 25 лет своего священнослужения нахожусь на первой неделе Великого поста не в храме, где несу свое служение, а по благословению Священноначалия провожу эти дни в путешествии. Среди различных торжественных церемоний, ответственных встреч и мероприятий я находил прибежище в храмах Московского Патриархата — сначала в храме святой великомученицы Екатерины в Риме, где читал Великий канон во вторник и среду этой седмицы, а сейчас здесь, в Успенском соборе, где мы совершили утреню в день памяти сорока мучеников Севастийских. Я благодарю Вас, владыка Елисей, за приглашение вновь посетить этот храм, дорогой для моего сердца, и совершить здесь богослужение в святые дни первой седмицы Великого поста. В Евангельском чтении, которое мы только что слышали, есть важные слова Спасителя: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Терпение — это качество, которого многим из нас очень не хватает. Мы часто бываем нетерпеливы, потому что желаем, чтобы какие-то вещи случались быстрее или иным образом, чем это происходит на самом деле. Очень часто случается так, что мы совершаем какие-то действия или говорим какие-то слова и бываем уверены в своей правоте, но почему-то люди видят и слышат нас по-другому. Мы посылаем окружающим какой-то сигнал, а в сознании людей он преломляется как-то иначе, по-другому. Иной раз мы бываем очень нетерпеливы: нам кажется, что должна восторжествовать справедливость и нас должны понять, принять, а между тем этого не происходит. Тогда мы пытаемся доказать свою правоту, ведь кажется, что вся проблема в том, что нас неправильно услышали, недопоняли и сигнал, который мы посылали, оказался искажен какими-либо посторонними шумами, поэтому просто нужно донести его до адресата. А между тем очень часто бывает так, что просто время еще не пришло для того, что мы хотим сделать и сказать, чего мы хотим достичь.

http://patriarchia.ru/db/text/2866153.ht...

Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

29 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Евгения Веселова. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с проповедью, в которой, в частности, отметил недопустимость использования греховных средств для достижения поставленных целей. «Слово Божие учит нас, что использование греха для достижения целей не является не только спасительным, но и эффективным. Бог предназначил людей для другого — Он предназначил их для того, чтобы они жили по Божиему закону, чтобы творили правду, чтобы не обманывали других, стремясь достичь своих корыстных целей, чтобы грех никогда не использовался как некий инструмент борьбы за место под солнцем. Только тогда жизнь может быть счастливой, мирной и радостной», — сказал Патриарх. Вечером того же дня Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх совершил чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова) во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох, после чего обратился к насельникам обители и всем собравшимся в храме с первосвятительским словом. 2 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх молился за великопостными утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Сергея Петрова. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебное пение с чтением канона святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо, после чего обратился к верующим с первосвятительским словом о необходимости самоконтроля, умении воспитывать ум, чувства и волю. «Самоконтроль и испытание совести есть лишь первый шаг к работе над собой. А дальше начинается врачевание, и главным в этом деле является не духовник, не наставник, а сам человек. Самоврачевание — это и есть синоним духовного подвига человека. Самоврачевание есть воспитание ума, воли и чувств», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

С другой стороны, одно из поучений пятницы первой седмицы поста (л. 60 об.–64; нач.: «Братье, ныне приспе время добраго исповедания»), давно уже относимое к древнерусским сочинениям начальной у нас поры христианства, 8 имеет фрагмент о постах в среду и пятницу и о случаях их отмены, совпадающий по содержанию с соответствующим фрагментом первой эпистолии преп. Феодосия к великому князю Изяславу Ярославичу. 9 Но это наставление, обращенное к мирянам, стилистически отличается от известных поучений преп. Феодосия, и поэтому объективных данных для установления тут его авторства пока недостаточно. 2. К вопросу атрибуции текста Во всех вышеперечисленных рукописных сборниках интересующее нас поучение, являясь первым чтением вторника третьей седмицы Великого поста, располагается непосредственно перед теми семью поучениями, которые сегодня признаются принадлежащими преп. Феодосию. В Румянцевском сборнике 406 и киево-печерском сборнике 224(50) текст приписан преп. Феодору Студиту , а в трех других киево-печерских сборниках анонимен. Формально необходимая в такой ситуации проверка показала, что в собрании сочинений преп. Феодора Студита 10 этого текста нет. В качестве доказательств атрибуции считаем нужным отметить следующие моменты. 1 . В тексте поучения присутствует характерное для преп. Феодосия обращение к братии: «Любимицы мои». Оно уже использовалось И. П. Ереминым как существенный идентифицирующий признак соответствующего авторства. 11 2 . В тексте поучения присутствует парафраз на стихи 2 –7 главы 33 Книги пророка Иезекииля (нач.: «Сыне человечьскь, стражда дах тя дому Исраиле-ву... »), которым начинается и уже известное «Слово о хождении к церкви и о молитве». 12 Также есть здесь обширная цитата из Псалма 49 (стихи 16–18 и 20 – 22; нач.: «Грешнику же рече Бог...»), содержащаяся и в поучении «О тръпении и о смирении». 13 3 . С. Один из фрагментов поучения был использован Нестором-агиографом при создании им «Жития» преподобного Феодосия. Покажем, как это было сделано. Говоря братии о необходимости подражать вере и пути отцов-подвижников, автор поучения отмечает, что сам он «ныне яко от сна своея совести въсклонився, въспомянух предания их и житиа и учительства, понеже потщалися есмы подражатели им быти и божественый онъ образъ их на себе носим. Да не будемъ, любимици мои, образници токмо, но и здетелници, и подражатели, и ревнители». 14 А вот что пишет Нестор-агиограф, обращаясь к своим читателям: «Темь же и мы, братие, потъщимъ ся рьвьнителе быти и подражателе житию преподобьнааго Феодосия и ученикомъ его...». 15 Такая прозрачная реминисценция свидетельствует о том, что это поучение преподобного Феодосия было хорошо известно тогдашней киево-печерской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010