Владыка Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом: «Дорогой владыка Константин! Дорогой владыка Петр! Всечестные отцы, братья и сестры! Спасибо тебе, возлюбленный владыка ректор, не только за приветствие, но и за мужественное, успешное руководство нашей духовной семинарией. События прошлого года, о которых ты говорил, было для всех нас испытанием веры, в особенности для студентов, потому что в испытаниях люди видят свою немощь и порой меняют свои намерения в жизни. Но в Коломенской духовной семинарии этого не произошло. Мне хочется поблагодарить тебя, владыка Константин, что ты самоотверженно и умело вел студентов, преподавателей и прихожан этого храма ко спасению и выходу из трудных обстоятельств, которые Господь всем нам посылал. Для студентов это было полезное время, потому что, когда из года в год они проходят обучение в тепличных условиях, то не задумываются, верным ли путем пошли. Минувшее время показало, что сюда действительно пришли будущие пастыри. Потому что формально из-за эпидемии и болезней можно было бы тихо уйти и заняться другими делами, сказать: " это не мое, мне трудно " . А сейчас я с радостью вижу, что все — и преподаватели, и студенты — вернулись сюда с тем, чтобы продолжить свое благое дело. Время, которое Господь дает питомцам духовной школы в период обучения — это время испытания веры и призвания. Можно благодарить Бога за то, что семинария готовит усердных пастырей Церкви, которые через какое-то время пойдут в мир для проповеди Христовой веры. Испытания дали им возможность духовно закалиться, чтобы с большей уверенностью идти по пути пастырского делания. Мир нуждается в Церкви, в помощи Божией. И кто как не пастыри наставят людей на путь ко спасению, научит терпению и любви? Поэтому я счастлив, что сегодня, продолжая традицию, мы в первую среду Великого поста собираемся здесь для совместной молитвы, чтобы свой ум направить ко Господу и понять, в чем покаяться, чтобы получить силу и благословение Божие для того, чтобы идти ко спасению — мирянам в их мирских делах, пастырям в их пастырском служении.

http://patriarchia.ru/db/text/5789590.ht...

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни», – мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии , открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу или, другими словами, – отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но звучащие глубочайшей правдой: «Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости дыхание и жизнь. Но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, прими меня, кающегося». Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке – к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божию славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста – в полном составе Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году 1 . Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и самому творцу канона, Андрею Критскому (всех тропарей 250). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской и, применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

§ 119. «Обедне преждеосвященных (Даров)» непременно а) предшествуют: 3-й 6-й и 9-й часы; б) она всегда соединяется с вечернею; в) Апостол и Евангелие, собственно в велик. пост, не читаются, но «паремии» бывают, после которых г) следует трогательное пение: да исправится молитва моя…., с прочими стихами; д) вместо: «иже Херувимы»…., поется: ныне, сцлы Небесныя с нами невидимо служат….; е) «милость мира, жертву хваления»…. и проч. относящееся собственно к совершению таинства Тела и Крови Господней, очевидно, не поется; остальное же все отправляется почти так, как и на обыкновенной обедне, кроме немногих исключений. Особенности седмичного великопостового Богослужения § 120. Богослужение каждой седмицы велик. поста, сверх общих своих особенностей, имеет частные, более, или менее сложные, и лишь известной седмице свойственные, так: 1) на первой седмице: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, во время «велик. повочерия» по частям, читается великий канон Андрея Критского , с припевом: помилуй мя, Боже, помилуй мя! б) в субботу совершается память великомуч. Феодора Тирона; в) в Воскресенье отправляется торжество православия. 2) На второй седмице: а) в субботу отправляется заупокойная служба; б) это же самое бывает и в две следующие субботы; в) в Воскресенье празднуется память великого ревнителя и защитника православия, св. Григория Паламы . 3) На третьей седмице совершается поклонение честному и животворящему Кресту Господню. 4) Ha четвертой седмице: а) в некоторых местах нашего отечества, в пятницу, на «малом повечерии, читается евангелие от Иоанна о страданиях Господних; б) то же самое совершается в три предыдущие пятницы, по трем первым Евангелистам; в) в Воскресенье восхваляются великие подвиги великого подвижника и учителя подвижничества, св. Иоанна Лествичника . 5) На пятой седмице: а) в четверток на утрене, за один раз, прочитывается тот же самый «великий канон», который на первой седмице читается по частям, в продолжение четырех дней; б) в субботу, так называемую похвальную, на утрени, особенным торжественным образом, читается акафист, иначе – похвала Божией Матери; в) в Воскресенье совершается память о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наверное, невозможно представить более трудное испытание в сравнении с тем, какое Господь послал нам в минувшее время. Поэтому возблагодарим Его за то, что Он дал нам силы любить Его, служить Ему так, как Он заповедал. Думаю, особенности этого учебного года не повлияют на качество обучения наших студентов, а, напротив, помогут им еще больше оценить путь, по которому направил их Господь. Хочется пожелать всем — и учащим, и учащимся — помощи Божией, здоровья и во всем благого поспешения. Чтобы не зря проходили годы в стенах духовной школы, чтобы учащиеся приобрели здесь и знания, и опыт, и понесли это своей будущей пастве. Дай Бог всем нам, возлюбленные, пройти спасительный путь Великого поста в покаянии, любви, исправлении нашей греховной жизни и в радости достигнуть праздника Светлого Христова Воскресения!» В актовом зале семинарии состоялась встреча митрополита Ювеналия с преподавателями и студентами, в ходе которой архиерей рассказал о жизни Московской епархии и ответил на вопросы учащихся. Вечером в Тихвинском храме Коломны владыка Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Петр, коломенское духовенство, настоятельница Ново-Голутвина женского монастыря игумения Ксения (Зайцева) и настоятельница Успенского Брусенского монастыря игумения Екатерина (Варфоломеева). По окончании богослужения Патриарший наместник произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Петр! Всечестные отцы, дорогие матушки-игумении! Возлюбленные и дорогие братья и сестры! Я очень рад, что Господь привел меня сегодня в мой любимый град Коломну, чтобы вместе с вами совершить молитву. С утра я служил в семинарии, общался с преподавателями и студентами, а сегодня вечером имею счастье молиться с вами, и мне хочется поделиться своими мыслями в связи с наступившим Великим постом. Господь дает нам время на покаяние, возлюбленные братья и сестры! Во время Святой Четыредесятницы мы открываем душу перед Господом и получаем от Него духовное исцеление, если задумываемся о своих грехах и приносим покаяние. Но иногда мы так привыкаем к событиям поста, что для нас он проходит как обычное явление, почти не касаясь души. Мы забываем о постной пище, о посещении храмов, об исповеди, о причащении Святых Христовых Таин. И тогда Господь посылает нам Свои знаки, чтобы мы духовно бодрствовали, чтобы проснулись от греховного сна и обратились к Нему с покаянием, чтобы Он помог нам исправить нашу жизнь. По всему миру в прошлом году прошла эпидемия, которая коснулась почти всех: кто-то болел, у кого-то болели близкие и знакомые, о которых нужно было заботиться. Это была духовная встряска для каждого из нас. В нашей Московской епархии болели 343 священнослужителя, все они выздоровели, а восемь, Царство им Небесное, скончались. Все это началось в прошлом году перед Великим постом, и мы должны понять, что Господь разными путями призывает нас к покаянию и исправлению греховной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5789590.ht...

Знаю, что благодаря средствам массовой информации мои слова услышат многие. Но попросил бы и вас, мои дорогие прихожане, именно так поговорить с вашими непостящимися родными, близкими, знакомыми или соседями. С любовью, мирно рассказать им о великой пользе поста для физического состояния человека, для продления его молодости, а ведь сейчас многие, особенно среднего и пожилого возраста, очень озабочены тем, чтобы жить подольше. Хочешь жить подольше — ешь меньше мяса, жиров, исполняй предписания Церкви, которые основаны на великом двухтысячелетнем опыте, свидетельствующем о спасительном значении поста, но и о том, что пост всегда сопровождался укреплением сил физических, каким бы парадоксальным это ни казалось. Мы живем в неспокойные времена, в том числе для нашей страны, когда весь народ должен как-то консолидироваться, собраться с силами. Мои родители, пережившие войну и ленинградскую блокаду, часто рассказывали мне, как в тяжелые для страны времена верующие страдали от притеснений. Да и не только верующие — многие страдали лишь из-за своего происхождения, и, конечно, огромным испытанием стала война. Многие на Западе, кто провоцировал эту войну, считали, что тут России и настанет конец, но Россия устояла, и немалую роль в преодолении этих испытаний сыграла наша Церковь, которая действительно была вместе с народом, которая проповедовала людям Богом данные истины, пробуждала любовь к ближним своим, к Родине и призывала к мужественной защите Отечества. Но почему я говорю об этом в связи с постом? Потому что даже тогда, даже в блокадном Ленинграде православные постились. Можете себе представить? Многие умирают от голода, а православные пытаются, несмотря на голод, все-таки не вкушать скоромной пищи. И если бы все они поголовно умерли, то у меня не было бы таких свидетельств. А я имею свидетельства именно тех православных людей, которые даже в экстремальных условиях соблюдали пост и остались живы, здоровы, а затем женились, вышли замуж, родили здоровых детей, и кое-кто из них жив еще и сейчас.

http://radonezh.ru/2024/03/21/patriarsha...

Литургия святого Василия Великого служится в первые пять воскресений Великого Поста и два раза на Страстной седмице – в Великий Четверг и в Великую Субботу (даже если на эти дни придется Благовещение). В Киево-Печерской Лавре, согласно Студийскому Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого Поста, за исключением первой седмицы. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ СОСТАВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Великое повечерие состоит из трех частей. По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь , рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа даровать сон мирен и безмятежен отходящим ко сну (псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90). После псалмов чтение вечерних молитв прерывается пением стихов из пророчества Исайи: «С нами Бог», в которых выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. В тропаре «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя» Церковь воссылает благодарение Богу за истекший день и просит Господа о даровании безгрешного вечера и ночи. Выразив затем свою веру в чтении Символа веры , Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех святых ходатаев перед Богом, особенно у Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных». Затем бывает чтение особых тропарей (по дню) и читается Богородичен. «Господи, помилуй» (40). «Честнейшую Херувим». Заканчивается первая часть молитвой святого Василия Великого , в которой кратко перечисляются моления, содержащиеся в первой части. Вторая часть великого повечерия по своему составу – покаянная. Начинается она призывом к молитве и поклонению Христу Богу: «Приидите, поклонимся». Далее, псалмами 50, 101 и молитвой царя Манассии Святая Церковь призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому осознанию гибельности пребывания во грехе. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых (после Трисвятого и «Отче наш») покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Вторая часть заканчивается молитвой «Владыко Боже, Отче Вседержителю», в которой кратко повторяется содержание молитв второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды. —Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии? —Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140й, 141й, 129й, 116й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Только когда мы изо всех сил будем противостоять злу, сможем мы дойти до самого дна видения того, что есть зло, что есть смерть, «из глубины воззвать». И только тогда будет дано нам узнать силу прощения Христова, побеждающую смерть. Мы призваны участвовать в том, что Господь совершает с нами. Это требует подвига. Есть такое слово. Мы все знаем его. Но куда нам до подвигов! Однако только подвигом можем мы приобщиться спасению, говорят все святые. Другого пути нет. Кто отказывается от подвига, отказывается от спасения. Покаяние это путь подвига, это путь крестный. Оно равнозначно мученичеству. То что сказал пророк Исаия об этой крови, об этом цвете покаяния, относится ко всей жизни христианина. Мы помним слова святителя Игнатия (Брянчанинова), что в покаянии заключены все заповеди Божии. И точно так же в мученичестве — исполнение всех заповедей Божиих. Покаяние и мученичество — единый путь. С самого начала Церковь прославилась великим множеством мучеников, запечатлевших ее веру своей кровью, показавших, что есть в роде человеческом люди, которые готовы отдать Господу все, чтобы быть причастниками Его новой жизни. Мы часто повторяем слова святых отцов, что покаяние это вторая победа. Первая победа это победа Христа над смертью. И наше приобщение первой победе — когда Господь дает нам узнать благодать вечной жизни, хотя мы еще не принесли Ему настоящего покаяния. Это первая любовь, о которой говорит Откровение: «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2, 2—4). В покаянии, во второй победе, открывается еще большая, может быть, радость, чем в первой победе, чем в первой любви, потому что мы всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, всем своим существом через покаяние приобщаемся Крестному дару Господню. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/na...

Зарубежная Русь. В прошлую пятницу 16 марта с.г. исполнилось 10 лет со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, который вместе со Святейшим Патриархом Алексием II совершил невозможное человекам, восстановил каноническое единство между двумя частями Русской Церкви, в России и за рубежом. Хочу поделиться одной историей, которая открывает нам удивительность личности Митрополита Лавра. По-моему, это был 1978 год, поскольку помню, что у меня уже была невеста, мы собирались повенчаться в 1979 году. Протодиакон Виктор Лохматов нам предложил поехать с владыкой Лавром на приход в Рочестер (столицу штата Нью-Йорк), поскольку в перспективе могло быть мое диаконское служение на этом приходе. Как обычно, прошла праздничная архиерейская всенощная, однако группа молодых женщин (супруга отца Виктора, моя невеста и другие) захотели после службы где-то посидеть и пообщаться. Пригласили они и матушку настоятеля (у батюшки и матушки было трое маленьких детей). Матушка попросила батюшку остаться с детьми, а он отказался, сказав, что надо готовиться к архиерейской Литургии. Владыка Лавр был свидетелем этого разговора; он пожалел матушку и предложил свои услуги. Можете ли вы представить себе следующее? Матушка пошла с подругами пообщаться, настоятель занялся своими делами, а архиерей Русской Церкви уложил трех деток спать — им почитал, с ними помолился, и они спокойно и с радостью заснули! Полностью мои воспоминания о владыке Лавре можно прочитать на портале Сретенского монастыря, Православие.ру. Фото 2005 года. В среду вечером пятой седмицы Великого поста полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Для настоящего понимания смысла как покаяния, так и Великого поста этот канон совершенно необходим. О каждом тропаре сего канона можно особо размышлять и писать, порой со слезами. Интересно, что на второй песни канона немало говорится об одежде. Например (в переводе на русский): «Раздрал я одежду мою первую, которую в начале исткал мне Создатель, и оттого я лежу наг»; «Сшивал кожаные ризы грех мне, обнажив меня первой боготканной одежды». По учению святых отцов наши тела до грехопадения были другими, «боготканными». После грехопадения они стали «кожаными», тяжелыми и звероподобными. И человек начал плодиться иначе, чем было задумано Богом, звероподобно.

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

ВЕРА (раздел) – С.26-51. Школа «Фомы». Именины: Григорий . [Иллюстрированная информация:   Значение имени. Григорий – имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую»;   Дни памяти : 7 февраля - день памяти святителя Григория Богослова и 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святитель Григорий Богослов (329-389) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Григорий : Святитель Григорий Турский (538-594), Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252-326); Интересные факты ]. Ил.: Иллюстрация к гомилиям Григория Богослова, XI в.; Фото Hans Splinter/Flickr/CC BY-ND 2.0//Фома. - – февраль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры . На письмо в редакцию ( Владимир , Москва) отвечает Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина . Коллажи Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2017. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Избавьтесь от гнева до заката. Из слова после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, 20 марта 2013 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - – февраль 2017. – С.33. – (раздел « Вера »). Протоиерей Александр Авдюгин . Сева . Фото Виктора Квасова //Фома. - – февраль 2017. – С.34-35. -  (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Игнатий (Садковский) . 1887–09.02.1938 . Фото из следственного дела епископа Игнатия и фото 1920-х годов: Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, предоставленые автором//Фома. - – февраль 2017. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010