Очевидно, что с людьми незнакомыми мы ведем себя не так, как с близкими. Но это не значит, что вести себя с людьми неблизкими мы должны принципиально иначе. Если есть навык христианского общения с ближними, то его непременно нужно распространять и на дальних. Не может быть одной жизни дома, а другой — вне дома. Конечно, внешняя среда налагает на нас многие ограничения, и мы никогда не будем вести себя вне дома так же, как дома. Но не должно быть внутреннего разделения, не должно быть двух разных человек, не должно быть двуличия. Собственно говоря, заповедь целомудрия — именно об этом. Почему же мы относим ее в основном к плотским грехам? А потому что в плотском грехе это двуличие, эта двойственность приобретает свое максимальное выражение. Ведь чаще всего эти грехи связаны с обманом — обманом самых близких и родных людей, отца или матери, жены, мужа, детей. Грехом плотской нечистоты мы разрушаем свою внутреннюю жизнь, свою целостность. А целомудрие обеспечивает человеку внутреннюю силу. «Не устоит град, который разделится в себе», — хорошо известная пословица. Действительно, ни град, ни страна, ни коллектив, ни семья не могут устоять, если они разделяются. Если теряется целостность, всё становится уязвимым. Мы знаем, как даже небольшие страны одерживают победу над многократно превосходящим в силе противником, если они сохраняют свое единство, если они сплоченно отражают агрессию, — в истории много таких примеров. Но то же самое можно отнести и к личной, и к общественной жизни. Когда мы едины, у нас сила, мы способны отразить неприятеля, но, самое главное, мы способны защитить свою собственную жизнь — и семейную, и общественную, и государственную. Когда мы говорим о целомудрии, мы говорим именно о способности человека быть сильным. Целомудрие — это не о слабости, это о силе. И пусть никого не смущают идеологические штампы, которые искажают всякое понимание целомудрия, в том числе через использование средств массовой культуры, рекламы, кинематографа и прочих орудий современного воздействия на человека. Хранение заповеди целомудрия является важнейшим условием сохранения внутренней силы человека, единства и целостности личности, семьи и общества.

http://pravoslavie.ru/119896.html

Эту трагедию можно перенести и на весь социум. Человек, совершающий грех, и сам страдает, и распространяет грех вокруг себя. Искажается человеческая природа, уничтожаются идеалы, стирается чувство ответственности, долга, правды, любви, потому что грех не останавливается, он расширяется, и цель греха, цель зла, цель диавола — захватить всю человеческую душу. Началось с небольшого, а кончается жизненной трагедией. И возникает вопрос: а есть ли средство, лекарство от этой страшной болезни, которая распространяет смертельные метастазы по нашему телу и вне нас? Есть такое лекарство, и о нем замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не так вода по природе своей омывает нечистоту тела, как милосердие силой своей очищает нашу душу». Святые отцы вообще очень любили строить свою речь, свои писания на сравнениях, на образах, и как замечателен образ воды, которая очищает от нечистоты человеческое тело! Какое облегчение получает человек, когда он смывает с себя водой всю грязь! Вот так же, и в еще большей степени, как говорит святитель Иоанн Златоуст, милосердие очищает нашу душу. Можно много говорить о том, почему так происходит. Скажу лишь, что грех проистекает от того, что человек исторгает из своей жизни даже Бога, не говоря уже о других людях. Он поставляет себя в центр жизни. Ведь так же произошел грех и тогда, в раю, на заре человеческой истории. Была дана заповедь, и Бог был в центре жизни, но человек захотел занять Его место и пал. В основе всякого грехопадения — поставление себя в центр жизни. Но милосердие, милостыня, как говорят святые отцы, заставляет нас увидеть другого человека. Не то чтобы прямо поставить его вместо себя на центральное место, но всякий раз, когда мы ближнему помогаем, мы хоть чуть-чуть отдаем ему место в своей жизни, в своей душе, в своем сердце. А если милосердие становится в хорошем смысле слова привычкой, то человек меняется на глазах. Мне приходилось видеть, как некоторые с брезгливой улыбкой переступали порог учреждения, где опекаются несчастные люди, чтобы передать им подарки, но потом, уязвленные болью другого, они сдвигали собственное «я» с центрального места в жизни и чувствовали замечательную силу, которую этот другой дает тебе, творящему милость.

http://patriarchia.ru/db/text/4403347.ht...

В Константинополе этот чин был введен в употребление, вероятно, между 531–536 годами, в правление императора Юстиниана. Это и была древнейшая Литургия Преждеосвященных Даров. Шестой Вселенский Собор (680–681) утвердил повсеместное совершение Литургия Преждеосвященных Даров в дни Великого поста, чтобы не лишать верных Причащения Тела и Крови Христовых и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии. В это и более позднее время Литургию Преждеосвященных Даров служили во все постные дни – в среду и пятницу – в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу Сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу. Еще в XIX веке в Киево-Печерской Лавре эту Литургию совершали каждый будний день Великого поста, кроме понедельника и вторника Первой седмицы. Сегодня она служится только в Великом посту, и то не каждый день, а в среду и пятницу. Еще: – в дни памяти особо почитаемых святых (например, Сорока Севастийских мучеников, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя); – в четверг Пятой седмицы поста (в день стояния Марии Египетской); – на Страстной седмице: в понедельник, вторник и среду. На фотографии – почти пустой храм. Но справа вышел исповедающий священник, и к нему подтянулись люди, желающие исповедаться, а потом причаститься. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

  Рождественский пост   28 ноября – 6 января 2014       Рождественский (Филиппов) пост . В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.     Сплошные седмицы      Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:       Святки  – с  7 января  по  18 января ,       Мытаря и фарисея  – за 2 недели до Великого Поста с  10 февраля 2014  по  16 февраля ,       Сырная (масленица)  – неделя перед Великим Постом (без мяса) с  24 февраля 2014  по  2 марта ,       Пасхальная (Светлая)  – неделя после Пасхи с  21 апреля  по  27 апреля 2014 ,       Троицкая  – неделя после Троицы с  9 июня  по  15 июня 2014 .     Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа - 27 августа      Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 28 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.      Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября - 6 января      В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы      Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:       Святки - с 7 января до 17 января ,       Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста с 4 февраля по 10 февраля ,

http://zavet.ru/kalpost.htm

В Церкви в этот день (а также, во вторник, среду и четверг первой недели поста) служится особое богослужение — покаянный Канон Андрея Критского. Все верующие призываются на нем побывать. Чистый понедельник или Великий понедельник? Впоследствии, вероятно уже в советские годы, появилась путаница: иногда Чистым понедельником стали называть первый день Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой. Однако это разные даты и события в православном календаре (Великий понедельник в 2024 году — 29 апреля). Очевидно, этот день стали также называть Чистым в связи с народной традицией в последнюю неделю Великого поста убирать свое жилище перед предстоящем праздником Пасхи. Но в церковной традиции этот день принято называть Великим. Суть первого дня Страстной недели состоит отнюдь не в уборке, а, прежде всего, в воспоминании конкретных евангельских событий, в переживании их в своем сердце, в молитвенном сосредоточении. Чем чаще мы можем бывать на Страстной в храме — тем лучше. Подробнее о Великом понедельнике Страстной недели Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Церковь именует эти дни Страстными или Великими, каждый из них посвящен воспоминанием об особых событиях. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельский рассказ о бесплодной смоковнице и притчу о злых виноградарях. Патриарх Иосиф, проданный братьями за 20 сребреников в Египет, стал прообразом Иисуса Христа. В его целомудрии, доброте и умении прощать нетрудно заметить черты, присущие Спасителю. В евангельском отрывке о проклятой смоковнице Христос, желая утолить голод, подошел к дереву, однако не обнаружил на нем ни одного плода. За это растение было проклято. Бесплодная смоковница стала символом грешной души, которая не приносит духовных плодов (покаяния, истинной веры, молитвы, добрых дел). А в притче о злых виноградарях, злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

http://foma.ru/chistyiy-ponedelnik-2016....

Всякое двуличие порождает подозрительность. Стоит только человеку один раз понять, что собеседник говорит неправду, как доверие к такому человеку пресекается и возникает опасное явление в межличностных отношениях — то, что мы называем подозрительностью. Подозрительность, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань человеческих отношений. Но причина подозрительности — всегда ложь, именно она провоцирует эту подозрительность. А ведь человек, который подозревает, может от обороны перейти к наступлению, и часто реакцией на ложь является агрессивность, порожденная подозрительностью. Вот так ложь разрушает ткань здоровых человеческих отношений; каждый это знает. Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах страны и государства? Мы хорошо это знаем — наше поколение помнит, как много лжи обрушивалось на наше сознание. Ложь в международных отношениях также ведет к подозрительности и агрессии, разрушая мир и создавая угрозу войны. А ведь иначе и быть не может. Если диавол есть лжец и отец лжи , то разве ложь может породить мир, покой, радость, благополучие? Никогда! Жизненная позиция христианина должна исключать ложь. Если мы творим ложь, мы творим дело диавольское. И, наверное, одним из самых сильных и убедительных свидетельств о глубокой вере человека является его правдивость. Ну, а если по каким-то внешним обстоятельствам, по слабости своей, в силу неправильного воспитания или влияния окружающих мы все-таки совершаем грех лжи — как же нам исправить этот порок, как нам прекратить говорить неправду? Замечательные слова принадлежат тому же Иоанну Лествичнику, которого мы неоднократно цитируем на первой седмице Великого поста, потому что мало кто так глубоко говорит о тайнах возрастания человека, духовного его совершенствования: «Кто имеет страх Божий, тот отстраняется от лжи, потому что имеет в себе строгого и нелицеприятного судию — совесть свою». Какие замечательные слова преподобного Иоанна! У того, кто живет в страхе Божием, кто сознает, что Бог знает и видит все и слышит нашу неправду, обостряется чувство совести. Каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека, и, не желая уязвляться своей совестью, он не говорит неправду.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210432...

5 марта 2012 г. 11:15 4 марта, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 марта 2012 г. 19:23 Осенью 2012 года планируется завершить строительство двух первых храмов по " Программе 200 " , - сообщил журналистам глава Финансово-хозяйственного управления епископ Подольский Тихон в пятницу, выступая на пресс-конференции в Москве. Первым, скорее всего, будет достроен храм Димитрия Донского на Полярной улице на северо-востоке столицы. " Примерно в эти же сроки или чуть позже, к десятилетию теракта на Дубровке, который произошел 26 октября, будет построен храм во имя святых Кирилла и Мефодия на улице Мельникова " , - рассказал также епископ Тихон Антонина Мага 2 марта 2012 г. 21:34 22 февраля в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил расширенное заседание Патриаршего совета по культуре. После краткого обзора и обсуждения деятельности совета за минувший год Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с программным докладом, посвященным современной ситуации в области национальной культуры 2 марта 2012 г. 16:11 В день памяти Патриарха-мученника строительную площадку будущего храма в его честь освятил Предстоятель русской Церкви Антонина Мага 2 марта 2012 г. 11:00 В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к насельникам обители и всем молящимся с Первосвятительским словом о необходимости борьбы с грехом. иерей Евгений Мурзин 1 марта 2012 г. 14:55

http://e-vestnik.ru/news/page/92/

Как же уберечь себя от этой логики развития современной цивилизации? Некоторые считают, что лучший способ — уйти из мира, удалиться в пустыню. Таких людей мало, но они есть. Они живут лицом к лицу с природой, пытаясь отгородиться от мира, живущего по закону греха. Мне приходилось встречаться с такими людьми — кому-то они кажутся странными, но на самом деле они сделали радикальный выбор в условиях радикального наступления дегуманизированной, дехристианизированной цивилизации. Но ведь не могут все спасаться в тайге в десятках или сотнях километров от жилья! Что же делать нам, людям, живущим в большом городе? Что делать нам, когда любые наши поступки так или иначе входят в контекст греховного бытия? Не от своей мудрости следует нам нужно решать эти задачи и отвечать на эти вопросы. Тому же святителю Иоанну Златоусту принадлежат замечательные слова: «Сребролюбие исцеляется милостыней». Творить милостыню — значит делать нечто выпадающее из логики современного развития. Да, мы знаем, что существуют люди, занимающиеся милосердием, но общее направление движения, главные ценности мира там, где зарабатываются деньги, где деньги становятся не средством, а целью. Милосердие, способность взять от себя и отдать другому, есть вызов всему, что сегодня происходит с родом человеческим и несомненно не соответствует Божиему замыслу о нем. Вот почему Церковь Божия, несущая миру это послание, должна являть пример милостыни и милосердия. Когда мы развиваем то, что сегодня называется социальным служением Церкви, мы не вводим ничего нового, мы не используем модную фразеологию, — мы просто пытаемся возродить в рамках прихода, христианской общины, заботу о тех, кто в ней нуждается. Мы просто хотим, чтобы слова «вера без дел мертва» (Иак. 2:20) относились не только к отдельным людям, но и ко всем нам, к христианской общине, к народу Божиему. И если эта величайшая цель будет достигнута, то тем самым и народ наш, а в глобальном смысле и весь мир удастся удержать от развития в очень опасном направлении, противоречащем Божественному замыслу о мире и о человеке. Такие, казалось бы, простые дела — приходское милосердие, приходская благотворительность, — приобретают эсхатологическое значение, потому что через эту работу мы проецируем в мир иной взгляд на человека и на человеческие отношения.

http://patriarchia.ru/db/text/4821657.ht...

Людям же, проводившим пост из рук вон плохо или не постящимся совсем, не следует отчаиваться, потому как, адаптируя слова Иоанна Златоустого, Господь с одинаковой радостью ожидает и принимает всех, проведших со вниманием и весь пост, и половину и даже одну неделю поста, и, более того вовсе не постящихся. Принимая последнее как своеобразную Божественную амнистию, попоститься все же стоит. Говоря о богослужении, стоит особенно выделить дни с понедельника по среду. В эти дни по уставу должны быть прочитаны все четыре Евангелия. В приходской практике эти чтения растягивают на весь пост и читают понемногу, однако наверняка в некоторых московских монастырях и храмах этот устав сохраняется. Не каждый из нас не только ежедневно, но даже один раз за год прочитывает эту, по сути, настольную книгу христианина, так что, посетив в эти дни утренние богослужения, скажем, Николо-Перервинского монастыря, мы услышим Евангелие во всей полноте. Богослужение Великого Четверга - стоит сказать, что все дни Страстной седмицы называются великими, собственно, по величию своего содержания по древнему обычаю, день исповеди и причастия, хотя, конечно же, можно и должно причащаться в посту, по возможности, чаще, но причащаясь и исповедуясь именно в Великий Четверг, мы, возможно, мысленно дистанцируемся от событий в этот день вспоминаемых и предательства Иуды, и бегства маловерных учеников, и коварства архиереев и старцев, и, напротив, становимся непосредственными участниками первой Литургии, которую в этот день совершил сам Христос. Великий Пяток пятница посвящен страданиям Спасителя. Литургия в этот день не служится. На утреннем богослужении, которое на практике служится в четверг вечером, читаются Страстные Евангелия, т.е. выбранные из четырех Евангелий места, где описываются страдания Христа, издевательства и надругательства над Ним и, наконец, сама смерть на Кресте. Служба, которую без оглядки можно отнести к высочайшему памятнику словесности, особенно красива и величественна, даже без должного мастерства певчих и дьяконов. Пропустить утреню Великого Пятка значит лишить себя высокого духовного и нравственного переживания. В пятницу днем на середину храма выносится плащаница с изображением лежащего во гробе Христа, и мы вместе с Иосифом Аримафейским, тайным, но не испугавшимся учеником, погребаем и оплакиваем Спасителя.

http://zavet.ru/strdni.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010