Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, неспособен к объективному видению, без которого не может быть и мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений. Люди, незнакомые с православной аскезой, с православным образом жизни, иногда задают вопрос: «А как все то, чем вы занимаетесь, эти долгие службы, молитвы, соотносится с действительностью? Насколько это востребовано? Не является ли это лишь рудиментом того, что было некогда присуще нашей культуре, нашей общественной жизни?» Наш ответ: нет! Все, что делала Церковь в прошлом, что делаем сегодня мы, все, что, верим, Церковь будет делать до скончания века, — всегда актуально, всегда имеет отношение к реальной жизни, ибо всегда актуально то послание, которое Господь оставил нам. Через мудрость святых отцов мы обретаем способность обрести особый взгляд на самих себя, на свою внутреннюю жизнь, а значит, стяжать мудрость, способность реально видеть окружающую нас жизнь и делать из этого вдения правильные выводы. Святые отцы, предлагая нам путь смиренномудрия, руководствовались в первую очередь словами Самого Господа и Спасителя: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (см. Мф. 11:28-29). Смиренномудрие помогает устроению мирных отношений с людьми, устроению такого образа жизни, который не в тягость, а в радость, даже если мы проходим через сложные жизненные обстоятельства. Устроение этого по божественным законам определяемого мира, по заповедям Божиим устрояемых отношений между людьми является непременным условием нашего личного благополучия, но это можно распространить и на народ, и на страну. Более того, заповедь Божия не имеет границ, она обращена ко всему роду человеческому. И верим, что только жизнь в соответствии с этими божественными заповедями способна помочь нам благополучно устраивать свою собственную жизнь, жизнь нашего народа и нашего общества.

http://patriarchia.ru/db/text/5389151.ht...

Удивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью смирения как ничем другим достигаем мы высоты, славы, чести и величия. Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, но — добродетелью смирения. Так, может быть, Иоанн Златоуст ошибался, а правы все те, кто сегодня пишет книги, ставит фильмы и в центр поставляет героя, иногда страшного героя, который ни перед чем не останавливается, демонстрируя силу и опираясь на силу, а если необходимо, то и на насилие для достижения своих собственных целей? Однако правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с недоумением воспринимает смирение как добродетель, — прав Иоанн Златоуст, и вот почему. Смиренный человек это человек, для которого в центре жизни — Бог, и под суд Божий, а значит, под суд своей совести он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с волей Божией. Такой человек тоже может опираться на силу интеллекта, на силу образования, на силу убеждений. Если у такого человека есть власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного «я», а славе Божией. Смиренный человек — это тот, кто поставляет себя под суд Божий. Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос являются слова Божии «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией. Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Вот почему великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе цари, князья и полководцы, совершая успешно свои дела, получали помощь свыше потому что в смирении склоняли главы свои пред Богом, и Бог пребывал в центре их жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1425973.ht...

  Алексей Реутский 23 марта 2013 г. 00:20 Синодальный отдел религиозного образования и катехизации объявил о начале конкурса на разработку учебно-методического комплекта по курсу «Закон Божий» для воскресных школ. Это решение принято в развитие Постановления Архиерейского собора Русской Православной Церкви (февраль 2013г.) Конкурсные работы принимаются до 1 ноября. 22 марта 2013 г. 17:01 Человек, который следит за своим духовным состоянием, который погружен в молитву, который сохраняет страх Божий, всегда найдет правильные, мудрые слова, чтобы, не впадая в грех лжи, не сделать больно другому человеку, не нарушить свои обязательства перед другими людьми и не совершить ошибок, которые могут произойти, если кто-то узнает всю правду. 22 марта 2013 г. 14:22 Пустословие очень быстро переходит в злоречие, поэтому нужно избегать пустых, ненужных, праздных слов и быть бдительными по отношению к тому, что мы говорим о ближних своих. 22 марта 2013 г. 13:37 Проповедь Предстоятеля после вечернего богослужения в Богоявленском кафедральном соборе Москвы в среду первой седмицы Великого поста, была посвящена тому, как подобает бороться с одной из самых сильных греховных страстей – гневом. 21 марта 2013 г. 16:36 В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» - самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты – оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII века. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые. Дмитрий Анохин 21 марта 2013 г. 14:39 Страшно стать противником Бога, страшно потерять Божественную благодать. И этот страх отлучения от Бога, от Божественной истины, страх оттока Божественной благодати и должен остановить верующего человека. Он должен остановить человека от попыток строить свою жизнь на основе гордыни.

http://e-vestnik.ru/news/page/68/

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире). Преподобный Ефрем Сирин Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. Феодор Тирон В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

http://pravoslavie.ru/20937.html

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им. Содержание канона Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием. Когда читается канон Андрея Критского На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте. Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

http://pravmir.ru/kanon-sv-andreya-krits...

Он рукоположил меня в сан диакона, а во священника не смог по немощи, это был уже 1989 год, рукополагал викарий. Через полгода Патриарх умер. Патриарх Пимен прекрасно читал Великий канон святого Андрея Критского. Я всегда вспоминал своего отца, когда стоял в алтаре Собора и слушал чтение Патриарха: отец тоже прекрасно читал. В среду первой седмицы В. Поста 1978 года мне как-то особенно запала в душу красота Великого канона и, конечно, звучное, смиренное и осознанное чтение Патриарха. Мне захотелось понять – в чем красота текста святого Андрея Критского. И целых 10 лет я с упоением только этим и занимался и в 1989 г. защитил диссертацию, став магистром богословия ещё «доболонской» Духовной Академии. Этим я обязан отцу и Патриарху. И ещё я обязан отцу и Патриарху ощущением удивительного единства Церкви, которое я осознал и прочувствовал во время Пасхального Крестного хода. Я шел с дикирием в руке слева от Патриарха в ограде Патриаршего Богоявленского собора. Пасхальный Крестный ход вокруг Патриаршего Богоявленского собора. Пасха, 10 апреля 1977 года. Перед входом в собор ветерок задул две свечи на трикирии Патриарха. Я наклонил свой дикирий и стал зажигать свечи Патриарха. Само движение моей руки, «память жеста» мгновенно вызвала воспоминание такого же движения на крестном ходе в нашем сельском храме на Пасху, когда так же погасла свеча трикирия моего отца от ветерка при входе в храм много лет назад. И я тут же подумал о древнем Великом Новгороде. Там так же мог дуть ветерок и гасить свечи новгородского Архиепископа. И какой-то древнерусский отрок так же зажигал трикирий святителя, как я своему отцу и потом Патриарху. Ощущение единства Церкви и радость от этого буквально пронизала меня тогда. Помню этот момент всю жизнь. В 1975 году Патриарх Пимен к празднику Пасхи награждал своих иподиаконов. Самым младшим были подарены фотографии с патриаршим автографом. Сподобился этого и я. Глядя на нее, я и начал свои воспоминания. Еще несколько фрагментов воспоминаний: «Лисицу сыр пленил» 

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность. Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста. Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в среду и пятницу в течение 2-й–6-й седмиц: 2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 ( 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 ( 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 ( 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 ( 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 ( 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 ( 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср . 3-й час – Мф., зач. 71–80 ( 10 – 20, 16). 6-й час – Мф., зач. 81–90 ( 17 – 22, 22). 9-й час – Мф., зач. 91–103 ( 23 – 24, 51). Пт. 3-й час – Мф., зач. 104–108 ( 1 – 26, 56). 6-й час – Мф., зач. 109–116 ( 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 ( 1 – 3, 19). 4-я седмица: Ср. 3-й час – Мк., зач. 13–22 ( 20 – 6, 7). 6-й час – Мк., зач. 23–32 ( 7 – 8, 10). 9-й час – Мк., зач. 33–44 ( 11 – 10, 16). Пт. 3-й час – Мк., зач.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-06/

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

3 марта, во второй день первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, где в церкви Сошествия Святого Духа были совершены последования великопостных богослужений — утрени, часов и вечерни. Богослужения совершил старший священник монастыря и духовник города Москвы протоиерей Николай Важнов. По окончании богослужений Святейший Патриарх Кирилл обратился к насельницам монастыря и молящимся в храме с проповедью. Настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) преподнесла в лар Предстоятелю икону основательниц обители святых игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Затем Святейший Патриарх посетил строящийся Рождественский собор и музей, где представлена часть обширной экспозиции археологических находок, найденных при строительстве собора. 3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. Утром 4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился в алтаре кафедрального соборного Храма Христа Спасителя за уставными последованиями утрени, часов и изобразительных. Затем Предстоятель совершил Литургию Преждеосвященных Даров. 4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в соборе Богородице-Рождественского женского ставропигиального монастыря Москвы. 5 марта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Малом актовом зале Московской духовной академии и семинарии, под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло заседание Общественно-попечительского совета по возрождению кронштадтского Морского собора Святителя Николая Чудотворца. Открыла заседание супруга Президента России Светлана Медведева. Попечительский совет, по ее словам, собрался, чтобы решить вопросы, связанные с реставрацией и привлечением средств для восстановления Морского собора.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Вечером того же дня, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом и прочитал молитвы на начало Святой четыредесятницы. 7 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Данилов ставропигиальный монастырь. Предстоятель Русской Церкви молился в Троицком соборе обители, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. После богослужения Святейший Патриарх прочитал молитву на начало Великого поста. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом о духовных причинах уныния. «В основе уныния — маловерие, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры — это надежда», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель призвал собравшихся, возлагая надежду на Бога, осознавать степень своей личной ответственности за себя и свою жизнь. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам блаженной Матроны Московской, а затем прошел в Воскресенский собор, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к насельникам лавры, учащимся московских духовных школ и верующим с первосвятительским словом о грехе пустословия. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а затем там же молился за утренними молитвами и полунощницей. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл по окончании утрени, часов и изобразительных совершил великопостную вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом о грехе и добродетели. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона преподобного Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. 9 марта 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010