Первая седмица отличается особой строгостью и духовной углублённостью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается покаянный канон прп. Андрея Критского . В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память вмч. Феодора Тирона. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия – праздник, установленный в память восстановления почитания св. икон, которые преследовались иконоборцами в VIII и IX веках. По окончании литургии совершается молебное пение Недели Православия – благодарение Богу за благодеяния, молитвы об обращении заблудших и анафема еретикам. Второе воскресенье поста посвящено памяти святителя Григория Паламы . Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной Неделей, так как на всенощной после великого славословия из алтаря выносится на середину храма святой крест и полагается на аналое для поклонения. Четвёртая Неделя Св. Четыредесятницы посвящена воспоминанию прп. Иоанна Лествичника . В среду вечером на пятой седмице вновь читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и предлагается вниманию верующих пример прп. Марии Египетской, великой грешницы, через покаяние достигшей величайшей праведности. Прп. Марии посвящено пятое воскресенье поста. Вся шестая седмица Великого поста есть приготовление верующих к достойному прославлению Господа, грядущего в Иерусалим, чтобы добровольно принять страдания ради нашего спасения. В пятницу на шестой неделе заканчивается св. Четыредесятница, как время, предназначенное для покаянного подвига. В воскресенье вспоминается вход Господень в Иерусалим, и начинается Страстная седмица – воспоминание последних дней земной жизни Спасителя. Издревле принято подкреплять великопостный подвиг исповедью и причащением святых Христовых Таинств, ибо Причастие даёт христианину большую духовную силу и оживляет душу. Человек должен подготовиться к исповеди, вспомнить свои грехи и с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни исповедать их перед священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для мирян, вероятно, усиление молитвы должно выражаться в более частом посещении богослужений. При этом нужно воздерживаться общения, многословия, от встреч, если их можно отложить. В особенности это касается первой седмицы поста, в течение которой желательно посещать все службы. Если это очень трудно, то нужно посещать храм хотя бы в первые четыре вечера поста, потому что будет читаться Покаянный канон Андрея Критского , и по благочестивому обычаю, на этих службах нужно обязательно помолиться. В течение первой недели нужно исповедоваться и причаститься в субботу или воскресенье. Можно причаститься в среду или в пятницу, когда совершается Литургия Преждеосвященных даров. Вообще в течение поста нужно стараться причащаться чаще, чем обычно, желательно приступать к Таинству каждую неделю. Если такой возможности нет, то постарайтесь причаститься хотя бы на первой седмице, затем приблизительно в середине поста и на Страстной седмице. Конечно, можно причащаться и чаще, чем раз в неделю, особенно в праздничные дни: например, на Благовещение или в день установления Тайной вечери. Итак, братья и сестры, с Божией помощью за время Великого поста постараемся очистить свое сердце и душу! Приблизимся к вечности в это благоприятное для покаяния и спасения души время, которое Церковь выделила из всего времени года для спасительного и очистительного подвига поста. Аминь. Подготовительные недели к Великому посту О необходимости возвыситься над собой через смирение (Неделя о Закхее) Приближается время Великого поста, и Церковь заранее подготавливает нас к этому подвигу. Еще не наступили те воскресные дни, которые непосредственно предваряют вступление на поприще поста, но уже сегодняшнее евангельское чтение учит нас покаянию. Великий пост – время, как будто специально отведенное для этой добродетели, благодаря которой приобретаются и все прочие. Покаяние – это не просто сокрушение и плач о своих грехах, это изменение жизни, борьба со страстями, обновление своего духа, поэтому можно сказать, что, каясь, мы спасаемся. Сегодняшнее чтение рассказывает нам о покаянии на примере Закхея-мытаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Однако, наряду с названными произведениями преподобного Андрея, наиболее известен его Великий канон, который Святая Церковь установила читать по частям на великом повечерии в первые четыре дня первой седмицы Святой Четыредесятницы, а также целиком на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Преосвященный Филарет утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского названия канона не имелось. Великий канон назывался стихирой или «стихирами святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина), а также «последование песней святоградца» 12 . Эта великая стихира преподобного пастыря Критского позднее была сформирована в канон, причем были написаны тропари преподобной Марии Египетской, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры святоградца в форму канона Преосвященный Филарет усвояет трудам преподобного Иоанна Дамаскина 13 , а исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает этот факт с именем преподобного Феодора Студита 14 . Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опускал второй песни канона, имеющей непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, которому посвящено содержание Великого канона. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов , относя к числу его трудов канон в среду Сырной седмицы, отмечает, что многое из его произведений находится в рукописях и упоминает, что несколько стихир самогласных в Неделю Ваий, Великие Четверг и Пятницу также принадлежат авторству преподобного Андрея Критского 15 . Преосвященный Филарет сообщает, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея: на исход души и канон покаянный шестого гласа 16 . Исследователи творчества пастыря Критского единогласно признают, что произведения его были чрезвычайно пространны и позднее сокращались. Сокращены и трипеснцы, несмотря на их высокое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

31 августа – Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V веке при имп. Аркадии он был перенесен из Иерусалима в Константинополь. В X веке от него получила чудесное исцеление императрица Зоя, после чего пояс был торжественно положен в золотом ковчеге и установлен праздник. Праздники средние Эти праздники, отмеченные в Типиконе знаком креста, однако им бдение не совершается, но совершается, кроме Великого славословия, еще и полиелей. Особенности их в 47 главе Типикона указываются следующие: на вечерни поется «Блажен муж» (вместо обычной рядовой кафизмы), на «Господи воззвах» стихиры из Минеи на 6, от произволения же на 8, и чтения три, то есть паремии на вечерни, стихиры на стиховне из Минеи (а не из Октоиха, как на повседневной и славословной службе). На утрени полиелей, величание и чтение Евангелия, канон на 8 и Великое славословие. Эти праздники так и называются «Полиелейными». К числу полиелейных праздников относятся: Служба каждого из 12-ти апостолов; 14 ноября – Св. ап. Филиппа этот праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст, или заговены на Рождественский пост, который поэтому называют иногда Филипповым постом, а в просторечии у нас – «филипповкой». Если, однако, этот день придется в среду или пяток, тогда заговены бывают накануне 13 ноября. 24 февраля – Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи. По отсечении, глава Предтечи была скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Узнав об этом, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, тайно взяла честную главу, заключила ее в сосуде и погребла в поместии Иродове на горе Елеонской. В первый раз св. глава обретена была там двумя иноками, приходившими при имп. Константине Великом из Константинополя в Иерусалим на поклонение свв. местам. От них она перешла к одному гражданину Емесы, потом к арианину иноку Евстасию, который скрыл ее в земле. Спустя несколько лет в 452 г. она была обретена вторично Маркелом, настоятелем обители, где жил Евстафий, и перенесена из Емесы в Константинополь. При иконоборцах тайно была отнесена в Комары и скрыта в землю. Там при имп. Михаиле и императрице Феодоре, по восстановлении иконопочитания, она была в третий раз обретена и опять принесена в Константинополь. Третье обретение празднуется 25 мая – праздник также полиелейный, как и 24 февраля. Праздник 24 февраля случается со среды мясопустной до вторника 4-ой седмицы Вел. поста. Устав службы указан различный, в зависимости от того, приходится ли этот день в седмицу мясопустную, в седмицу сырную или в воскресные, субботние или будничные дни Великого поста. Если этот праздник случается в будничные дни Великого поста, то совершается литургия Преждеосвященных Даров, а если случится на первой седмице поста, то служба его переносится на неделю Сыропустную или на субботу первой седмицы поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу. Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям. Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами. Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу. В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Проповедь в среду Первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Христа Спасителя 9 марта 2022 г. Человек пустой беззащитен Во время Великого поста мы читаем дивную молитву святого преподобного Ефрема Сирина, каждое слово которой имеет большое значение для понимания того, что должно с нами произойти в течение Великого поста, от каких пороков мы должны освободиться и какие добродетели приобрести. И начинается молитва с того, что мы просим Господа избавить нас от праздности. Когда мы праздны, мы пусты и становимся очень удобной мишенью для нападения на нас темной силы или плохих людей. Человек пустой, не имеющий внутреннего содержания, беззащитен. Он с легкостью поддается внушению, и его внутреннее содержание легко наполняется тем, что приходит к нему извне. Вследствие чего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел А вследствие чего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел. А как же нам избавиться от праздности? Еще раз хотел бы подчеркнуть: праздность — это не отсутствие работы, потому что отсутствием работы может быть отдых, а отдых совсем не праздность. Если человек постоянно растет и развивается, если он наполняет свой разум, свою душу теми мыслями, которые совершенствуют его природу, — то он на правильном пути. Проповедь в четверг Первой седмицы Великого поста после великого повечерия в храме Христа Спасителя 10 марта 2022 г. Освобождение от греха — это не одномоментное деяние «Ничто не составляет для человека такого труда, как суд над самим собой», — говорит святой Василий Великий. Каждый, конечно, знает, или по крайней мере должен знать, если совесть жива, что он совершил плохого в жизни своей. Бывает так, что человек в грехе своем раскаялся перед священником, получил оставление греха, а угрызения совести сохраняются, память о грехе сохраняется, скорбь о совершенном проступке сохраняется. Бывает так, что человек в грехе своем раскаялся перед священником, получил оставление греха, а угрызения совести сохраняются

http://pravoslavie.ru/145497.html

Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1 марта 2017 года, в среду первой седмицы Великого поста Сребролюбие – мать всякого зла Среди страстей есть одна, на которую обращают особое внимание святые отцы, аскеты, подвижники, обращаясь с наставлениями ко всем нам, – это страсть сребролюбия. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пронзительные слова: «Сребролюбие – мать всякого зла». И это не преувеличение, потому что со сребролюбием связано искажение самой логики человеческого бытия. Являть пример милостыни Творить милостыню – значит делать нечто выпадающее из логики современного развития. Да, мы знаем, что существуют люди, занимающиеся милосердием, но общее направление движения, главные ценности мира там, где зарабатываются деньги, где деньги становятся не средством, а целью. Милосердие, способность взять от себя и отдать другому есть вызов всему, что сегодня происходит с родом человеческим и несомненно не соответствует Божиему замыслу о нем. Вот почему Церковь Божия, несущая миру это послание, должна являть пример милостыни и милосердия. Из проповеди после великого повечерия в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре Москвы вечером 1 марта 2017 года, в среду первой седмицы Великого поста Условия действенности молитвы Приступая к молитве, мы должны поручить себя Божественной воле. Иногда мы просим у Господа то, что нам неполезно, но сами не понимаем этого. Мы просим о том, что мы хотим иметь, но не знаем, насколько эта наша просьба соответствует Божией воле о нас. И потому, настаивая на своем и не получая в ответ просимое, мы начинаем сомневаться в том, что Бог присутствует рядом с нами и слышит нашу молитву. Эти сомнения уходят, если всякую молитву мы будем сопровождать словами: «Да будет воля Твоя; я прошу Тебя, и мне кажется, что просимое для меня необходимо, но Ты лучше знаешь, Господи, сейчас или позже должен я получить это и вообще – должен ли я это получить, и мои мечты, надежды, которые выражаются в этой молитве, – являются ли они Твоим обо мне промыслом».

http://pravoslavie.ru/101609.html

Все эти примеры, мои дорогие, из особых периодов нашей национальной истории и вообще из истории рода человеческого свидетельствуют о том, насколько же важен пост. Может быть, мы не в состоянии до конца понять все, что происходит в нашем сознании, в нашем организме, когда мы не вкушаем скоромной пищи. Но ведь недаром Церковь говорит, что нужно поститься; и не от ветра главы своея, а от векового опыта и того вдохновения, которое получали подвижники благочестия, встававшие на путь поста. Вот дай нам Бог и сегодня — людям, живущим в благополучных условиях, тем более православным людям, которые регулярно посещают храм, — отложить все ссылки на то, что по каким-то причинам мы не можем поститься. Вспомните мои сегодняшние слова и про блокаду, и про неверующих, и про многое другое. О том, как людям было трудно, почти невозможно поститься, — а пост соблюдался. И да поможет нам всем Господь осознать важность поста, а без этого осознания ничего не получится. Кто-то скажет: «Да зачем вы это делаете, да кому это нужно, да хорошо ли это для здоровья», и у человека, неосознанно постящегося, мотивация к посту будет ослаблена. А она должна быть очень сильной, мы должны твердо знать, что пост — божественное установление. Ведь и пророки постились, и апостолы постились, и Сам Господь Иисус Христос постился, а значит, и мы, Его последователи, должны идти тем же путем. И да поможет нам Господь избежать искушений, связанных с постом, но, самое главное, в течение постных дней, сопровождающихся ограничением пищи и усиленной молитвой, изменить себя к лучшему. Вот об этом нужно думать больше всего и, поставив хотя бы небольшие задачи, постараться их осуществить в течение Великого поста, с тем чтобы совершить, может быть, почти микроскопическую, но реальную победу над самими собой, укрепляя свою волю к спасению и укрепляя себя в послушании Господу. А значит, укрепляя себя в надежде на то, что Господь и нам скажет: приидите ко мне, наследуйте царство, созданное для вас от сотворения мира (см. Мф. 25:34). В этой надежде мы должны пребывать — и в дни поста, и вне поста, и в течение всей нашей жизни. Аминь.

http://radonezh.ru/2024/03/21/patriarsha...

Нарушающих пост св.Четыредесятницы Церковь строго осуждает. Лаодикийский Собор (49–52 прав.), Трулльский Собор (29, 56, 89 прав.), Гангрский Собор (19 правило), Апостольское правило (69) говорят, что если «епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится». В книге церковных правил Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (то есть года два) да не причастится» (Малый Требник, пр.85). Отсюда мы видим, как строго соблюдали пост христиане древних времен. Но, действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия 262 . «Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные, все внутри нас в порядок приводит, развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» 263 . Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем» 264 (4, с.185–187). Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель и Страстной седмицы, обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», то есть трипеснец – от слов «трио» – три и «оди» – одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина Впрочем, многие трипеснцы принадле­жат более ранним песнотворцам, например св. Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

О необходимости хранить целомудрие говорят и современные пастыри. Особенно важно это для юной души. «Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, – пишет протоиерей Артемий Владимиров, – душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия – все то, что, собственно, и делает детство счастливым. О нравственных последствиях особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм – неверие в святое – не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящего мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, полна жизнь современного человека. Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют «obsession» – «одержимость страстью». Человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых в свальный грех» 2 . Целомудрие предполагает чистоту отношений между юношей и девушкой до брака. Ведь само слово «невеста» указывает на то, что оба вступающие в брак должны быть целомудренными: девушка «неведома» для жениха до свадьбы. Более того, на ней лежит особая ответственность – ведь именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых отношений. От нее зависит, будут ли они целомудренными, перерастут ли в истинную любовь и благословенный брак или снизойдут до уровня примитивного плотского греха и блудного сожительства. Сила покаяния. Преподобная Мария Египетская Познай, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Преподобный Нил Синайский В среду вечером пятой седмицы Великого поста в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского , который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста и житие преподобной Марии Египетской. Мы слышим чудесные слова, призывающие нас к посту и покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010