В каком-то смысле мы с вами, пребывая в Церкви, находимся на борту корабля спасения, потому что за бортом этого корабля — бушующее море. А спастись там очень тяжело. Можно найти кусок бревна, часть корабельной мачты, еще какие-то плавучие предметы, чтобы, уцепившись за них, спасаться. Но как же все это ненадежно! А корабль спасения, который есть Церковь, дает нам реальную возможность пройти по бурным волнам житейского моря и сохранить самих себя. Как плавание во время бури неизбежно сопровождается рисками, так и наше жизненное плавание, это путешествие по непростому, часто бурному житейскому морю, также связано со многими рисками. Конечно, и слабость человеческая проявляется перед лицом многих проблем и соблазнов, и некие искушения терзают людей, ослабляя их способность сопротивляться злу, и многое другое происходит, особенно если вспомнить современную культуру или, лучше сказать, псевдокультуру, которая в центре своем, к сожалению, имеет не абсолютную истину, не высочайший нравственный идеал, а чаще всего нечто прямо противоположное. Знаем, какими кадрами наполнен современный кинематограф, знаем, какие книги сегодня публикуются, — все это направлено не на то, чтобы помочь человеку плыть по бурным волнам житейского моря, а чтобы, напротив, утопить его в этих волнах. Но еще и еще раз с благодарением Господу мы должны свидетельствовать о том, что имеем возможность, находясь на борту спасительного корабля, на борту нашей Святой Церкви, душу свою спасти и совершить это непростое плавание. Вновь хотел бы сказать о том, насколько важны очаги церковной жизни в современных мегаполисах, как важно устраивать приходы и храмы в крупных городах. Вы знаете, что в Москве сегодня строятся более 200 новых храмов. Когда по милости Божией я принял такое решение — созидать новые храмы, — многие меня отговаривали: «Да посмотрите, не так уж много народу и в тех храмах, которые сегодня в центре Москвы; куда уж новые строить? Может, на что-то другое следует направить эти средства?» Но опыт показал, что когда появляется новый храм, появляется и новая христианская община, объединенная в этом храме и через этот храм идущая по пути спасения.

http://pravoslavie.ru/151272.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Гнев иногда списывают на свойства характера, и, действительно, он может быть каким-то образом связан с особенностями человеческого организма. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу — злой человек погибает. Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживать себя, в первую очередь, от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека — оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в полосу конфликта. Через раздражение человек ослабляет свои способности к общению с другими, но раздражение, оставаясь внутри, не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как внешнее раздражение, — это гораздо более страшное состояние. Так вот, гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы — думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке. Ну, а если гнев все-таки посетил, захватил душу, выплеснулся наружу, то словами апостола Павла «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: «Положи, Господи, хранение устам моим». Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост — время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками, и да поможет нам Господь по милости Его освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/2860020.ht...

Когда мы стоим в храме часами, мы не можем в течение всего этого времени столь концентрированно молиться. Чтобы достичь такой силы молитвы, нужно иметь огромный опыт. Мы знаем, что преподобный Серафим тысячу дней и ночей молился на камне, но мы даже представить себе не можем, как это возможно. Обычный человек не может долго молиться, но это не значит, что он не должен приходить в храм и что он не должен стоять во время службы, потому что атмосфера храма, благодать, присутствующая в храме, молитва рядом стоящих людей создают духовное поле очень большого напряжения. Недаром Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (см. Мф. 18:20). И если ты сам не молишься, в этот момент молится кто-то рядом с тобой, и поэтому молитва в храме всегда сильнее молитвы в одиночестве. Без молитвы верующий человек жить не может, и если у него есть опыт молитвы, он никогда от этого опыта не откажется. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Лучше умереть, чем три дня не молиться». Конечно, это очень сильные и, наверное, пугающие слова, которые для многих могут быть непонятны, но для него-то они были понятны, ведь он говорил от собственного опыта. Три дня без молитвы для него были невыносимы, он не мог жить без молитвы, и мы должны прислушиваться к его словам и впитывать в себя его мысли. Вот почему нужно молиться каждый день. Необязательно слишком долго, потому что в жизни всякое бывает, — кто-то на работу спешит, у кого-то еще какие-то обстоятельства. Но важно представлять себя пред Лицом Божиим и в течение дня не раз обращаться ко Господу. Во время учебы, во время работы, в трудном разговоре, в тяжелых обстоятельствах нужно делать паузу и молиться. И когда мы будем получать ответ на свои молитвы, мы поймем, что лучше умереть, чем три дня не молиться. Пусть все эти замечательные слова, которыми питает наш ум и наше сердце святоотеческая письменность, помогут нам, живущим в XXI веке, сохранить веру, укрепиться в молитве и осознать, что именно через молитву мы вступаем в общение с Богом и через молитву получаем от Бога просимое. Да поможет всем нам Господь постигнуть это в дни Святой Четыредесятницы. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4403390.ht...

Патриарх Кирилл: Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» . февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года; С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года; Богослужение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в Москве. 3 ноября 2023 года; Посещение Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в Красногорске. 21 июня 2022 года; На утрене в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове перед объездом Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». 3 апреля 2020 года; Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля. 7 апреля 2023; Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 21 сентября 2023 года//Фома. - – февраль 2024. – С.8-19. – (рубрика « Патриарх Кирилл »). -  В подборку вошли следующие  отрывки из проповедей и выступлений: О милосердии. Из проповеди в Великую Среду после литургии в Храме Христа Спасителя, 12 апреля 2023 года (С.11); О молитве священника . Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 20 декабря 2023 года (С.13); О терпении. Из проповеди после литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы, 23 июля 2023 года (С.15); О подвиге христианок . Из проповеди в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц, после литургии в Храме Христа Спасителя, 30 апреля 2023 года (С.17); О просьбах к Богу . Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы, 28 февраля 2023 года (С.18). Парсуна номера: ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» кинокритика Льва Карахана .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

По милости Божией в нашей стране наступило время, когда и в крупных городах можно создавать обители. Вот и эта обитель в самом сердце Москвы стала для многих местом духовного успокоения, местом молитвы, местом получения даров Духа Святого. Однако у многих нет возможности часто посещать храмы и обители, но и они, оставаясь православными христианами, призваны там, как бы на передней линии фронта, бороться за свою свободу от греха, за свою способность оставаться добрыми христианами, продолжать верить в Бога и стараться жить в соответствии с Божественными заповедями. Действительно, окружающий мир очень сильно влияет на каждого человека. Еще раз хотел бы сказать, что мы живем в эпоху, когда огромное влияние на весь мир и на каждого человека оказывают средства массовой информации. Мы живем в бурном информационном потоке, и нередко очень трудно разобраться, где правда, где ложь, ведут ли слова, тиражируемые на миллионы людей посредством средств массовой информации, ко благу или ко злу. Но у нас с вами, верующих православных людей, есть особое преимущество. У нас есть критерий истины, чего лишены многие, даже самые образованные люди. Они ищут этот критерий в науке, в искусстве, во многих других сферах человеческой жизни, а критерий истины — только в Боге, в слове Божием. Потому что Господь — над всем миром, Его слово не подвержено никакой деформации, в Его слове — абсолютная правда. И когда мы воспринимаем это слово и умом, и сердцем, когда мы исповедуем Господа не только устами, но стараемся и жизнью своей Его исповедовать, — мы обретаем удивительное противоядие, способность не получить печать зла, отразить диавольское наваждение, сохранить самих себя. Все эти мысли очень к месту, когда мы с вами собрались на молитву не в уединенной обители, не в отдаленном приходе, а в центре мегаполиса. И то, что мы собрались во множестве, свидетельствует о том, что жива вера Христова в народе нашем. Представляю, как переполнены сейчас многие другие храмы и обители Церкви Русской, где люди XXI века, преклоняя пред Богом свои колени и сердца, питаются Божественной мудростью и формируют в себе удивительную способность, несмотря на множество искушений и соблазнов, идти, хоть и не без трудностей, по пути спасения.

http://pravoslavie.ru/151272.html

А в чем, собственно говоря, опасность? В том, что плотская нечистота разрушает целостность человеческой личности, разрушает способность человека жить концентрированно и целеустремленно. Всякое блудодейство раскалывает человека, порождает двуличие. Иногда это двуличие, особенно в случае прелюбодейства, превращается в двойную жизнь: одна жизнь в одной семье, другая жизнь в другой — о какой же целостности можно тогда говорить? Если у человека еще сохраняются остатки совести, он мечется как несчастный между этими семьями. А если там и там дети, там и там — новые обязательства? Жизнь превращается в ад, который становится совершенно очевидным с течением времени, со старением человека, — когда страсти отступают и на жизненном полотне проявляется страшная, уродливая переводная картинка потерянной и разрушенной жизни. Чтобы иметь способность концентрировать свою энергию, способность достигать цели — будь то в семейной жизни, в профессиональной деятельности, — нельзя разрушать свою целостность. Поэтому и добродетель называется «целомудрие»: не разрушает целостность тот, кто мудр, потому что мудрый человек способен сохранить внутреннюю силу. А почему мы настаиваем на том, что отсутствие целомудрия — это грех? Почему Церковь говорит то, что сегодня непонятно людям или вызывает у них иронию, а то и агрессию против Церкви? Церковь говорит потому, что не может молчать, ведь это слова не Патриарха, не епископов, не священников, не монахов — это слово Божие. Даже если современному человеку что-то невозможно понять, он должен поверить, что слово Божие не ошибается и нарушение целомудрия никогда не влечет за собой счастья, а всегда ведет к утратам. Совершенно особым образом должно храниться целомудрие в монашестве, потому что монах понимает, ради чего он дает обеты и почему он строит свою жизнь так, а не иначе. В подвиге монашества есть еще одно важнейшее измерение: монах посвящает свое целомудрие Богу. Это его жертва, жертва очень непростая, гораздо сложнее, чем выстоять долгую службу с поклонами, гораздо сложнее, чем есть только хлеб и воду. Монах отдает себя Господу как жертву чистую, непорочную, и в ответ на это обретает силу благодати, а иногда даже сверхъестественную силу — способность прозревать души других людей и нести им мудрый совет и пастырское успокоение.

http://patriarchia.ru/db/text/1425033.ht...

В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью, в которой коснулся вопроса о пороке любоначалия или, по-русски, властолюбия. Оно не только вредит духовной жизни самого грешника, но и влияет губительно на окружающих его людей. «Тот, кто достигает власти», сказал Патриарх, «даже самой незначительной, нередко наслаждаются ею. А наслаждение властью — это не просто эмоциональные переживания, не просто осознание своего превосходства, но очень часто еще и действия, направленные против подчиненных. Властолюбивый человек должен доказывать себе, что действительно обладает властью, и это доказательство тяжким бременем ложится на окружающих». Власть человеческая  налагает очень большую ответственность на носителей власти — нравственную и даже духовную, напомнил Предстоятель. «Если же власть теряет духовную ответственность, ответственность пред Богом, то происходит ее девальвация, утрата ее авторитета. Поэтому каждый правитель, у которого сохраняется вера в сердце, должен помнить о своей зависимости от Бога, и это памятование духовной связи с небом, особой ответственности пред Господом укрепляет авторитет земных правителей». «Власть может быть и в небольших коллективах, когда у одного человека больше авторитета и ответственности, чем у других. Это означает, что прошение, которое мы обращаем к Богу через молитву преподобного Ефрема, имеет отношение ко всем нам, в том числе простым людям, которые по закону человеческого общежития участвуют в разного рода группах и иногда получают формальную или неформальную власть над другими. Никогда, ни при каких обстоятельствах, исполняя свои обязанности по отношению к другим людям, мы не должны наслаждаться, тешить себя, развивать в себе похоть власти. Не власть греховна сама по себе, но похоть власти, наслаждение ею является тяжким грехом пред Богом и всегда приносит скорбь», сказал Патриарх.

http://radonezh.ru/analytics/post-i-much...

Во второй части молитвы святого Ефрема мы просим Господа о стяжании добродетелей: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Это прошение начинается с целомудрия — великой христианской и общечеловеческой добродетели, имеющей прямое отношение к качеству человеческой жизни, к состоянию личности. Само слово «цело-мудрие» содержит в себе понятия «целый» и «мудрый»: мудрость, которая помогает сохранить целостность. Кстати, русское слово «целый» имеет два значения согласно толковым словарям. Первое значение «полный», «от которого ничто не взято», а другое значение «целостный», «сохранившийся без изъяна», «неповрежденный». Эти два понятия и два значения слова «целый» помогают уяснить смысл того, что есть целомудрие. Целомудрие это такой мудрый образ жизни, который направлен на исцеление всякого изъяна, всякой внутренней болезни, чтобы сохранялись полнота и целостность человека. Целомудрие это такой образ жизни, который исцеляет человека от повреждения. Совершенно неслучайно эта добродетель связана с плотской чистотой, а нарушение целомудрия именуется блудом или прелюбодейством. Почему же блуд и прелюбодейство разрушают целостность человеческой жизни? Да потому, что это стихии, которые разрушают личность человека. Когда обращаешь эти слова к современным людям, многие не могут понять, о чем идет речь, потому что блуд, как и прелюбодеяние, перестал считаться грехом. Люди считают, что это одна из возможных моделей поведения, и, оправдывая свой грех, утверждают, что ни блудом, ни прелюбодеянием никому зла не приносят: мол, это мое личное дело, живу, как хочу. И массовая культура поддерживает сегодня именно эту позицию человека, а не Божие слово, указующее на то, что потеря целомудрия есть грех. Но как бы скептически ни улыбался мир сей, грешный и прелюбодейный, в ответ на проповедь Церкви о великом значении целомудрия, Церковь будет обращать к миру свое слово в надежде, что хотя бы кто-то задумается, осознает, поймет опасность заблуждения и избавится от этого греха.

http://patriarchia.ru/db/text/1425033.ht...

Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь. И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника. Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира. Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010