" Смирн. " , 8:… Да будет считаться действительной евхаристией, которая совершается во главе с епископом или того, кому он это вверит. Там, где появляется епископ, да будет масса народа, точно также, где есть Иисус Христос, там — кафолическая Церковь " . 246 Любое противопоставление " местного " и " вселенского " в этом контексте могло бы означать, что " вселенская " Церковь объединяется вокруг Христа, в то время как " местная объединяется не вокруг Христа, но вокруг епископа. Такой вид богословия чужд Игнатию, который, наоборот, не видит никакого различия между единством во Христе и единством в епископе (напр., Еф.5,51; " Магн. " , 3, 1–2; сравн. " Полик. " ) и это не ввиду метафоры, но в мистическом смысле реального отождествления. 247 Рим.16,23. 248 1Кор.1,2.; 2Кор.1,1; 1Фес.1,1; Деян.11,12 и далее. 249 1Кор.11.20,33,34; Сравн. Игнатий Еф.5,2–3. 250 Соблюдение субботы было почти идентичным евхаристическому синаксису. Сравни В. Родорф, " Воскресенье: История для покоя и богослужения в первые века христианской Церкви " , 1968, стр.177 и далее и 233 и далее. 251 Деян.2,46; 20,7. 252 Существование " Церквей домовых " в этом отношении не представляет проблему, даже если эти Церкви понимаются как евхаристические собрания, потому что — достаточно многозначительно — в каждом городе имелось не больше одной таковой " домовой Церкви " . Эти основания представлены в моей " Единство Церкви… " , стр.64 и далее. 253 Таций, " Анналы " , 14, 17; Плиний, 34, 97; Мекуций Феликс, " Окт. " 8–9; Ориген, " Против Цельса " , 1, 1. Сравни И. Р. Вальтцинг, " Историческое исследование… " 1, стр.113–129. 254 Сравн. Ф. Кс. Краус, " Братство " в " Реальной энциклопедии христианской древности " 1, 1880, кол. 540. 255 Сравни Э. Шюфер, " История иудейского народа " , 1914, стр.14–17. 256 Очень рано исповедания веры были присоединены к литургии, так что между ними было установлено взаимодействие. Сравни К. Федерер, " Литургия и Вера, богословско–историческое исследование " , 1950, стр.59 и дал. 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

е. Феодор) Васильевич Острожский подарил в монастырь законникам Св. Доминика Церковь Божией Матери (по догадкам Стебельского в г. Заславле на Волыни)»; отсюда заключаете Несецкий, видно само собою, что помянутый выше Даниил имел сына Василия, а тот Феодора Князя Острожского». Но 1) мы увидим далее, что по сказаниям других Польских же писателей, Князь Даниил жил несравненно долее 1349 г., а именно: даже будто бы до 1419 г , так что Пр. Феодор мог не более 80 – 90 лет и все таки иметь отца Даниила; и 2) самые Польские писатели, приведенным доводам Несецкого, многие не дают такой веры, чтобы считать их несомненными. (см. Стебельск. Przydat do Chronol. стр. 69 – 70, в примет. Сравн. Гвагнина Opisanie XX Ostrogskich кн. III, ч. 1, стр. 317). Может быте Даниил, отец Феодора, по старинному обычаю, имел два имени, как напр. в последствии потомок его Константин-Василий, и тогда Пр. Феодор также без сомнения мог быть назван Васильевичем, как и Даниловичем, хотя последнее отчество должно по необходимости остаться за Феодором как несомненно историческое и исключительно ему принадлежащее. 335 Стебельск. Przyd. do Chron. т. III, стр. 67 сравн. Бельского, кн. III, стр. 192. Кром., кн. IX, стр. 1071, хотя последний впрочем для этого события назначает не 1343, а 1344 год. 337 Стебельского: Przydatek do Chronol, т. III, стр. 68 – 69 Крушинского «Историч. Очерк Волыни», стр. 65 – 66. 339 Выпись 1634 г. помещается в «Кратком описании гор. Острога», составленном Перлштейном в дополнение к Острожской старине Домбровского. Киевлянин, 1840 г. Сравн. II, о княз. Острожск., стр. 9. 343 Там же. – Грамоты Литовск. В. Князей с 1390 по 1569, собранные и изданные под редакцией В. Алтондвига и К. Козловского. Киев 1868 г., грам. 1, стр. 2, в примч. – Сказ. о Преп. Феодоре, стр. 9, 10 344 Кремер, стр. 394. История Российского Госуд. т. V, стр. 167 – Описан. Киев. Соб. Евгения, стр. 106. 346 Развалины древнего замка на горе Бонне, в городе Кременце. Иллюстрированная газета, 1868 года. 347 Надобно заметить, что у историков, у которых говорится об этом событии, Острожский Князь, принимавший участие в судьб Свидригайло, называется не Федором, а Дашком.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

    Совесть: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:18-19). Смотри также: Ев. 9:14; Ев. 10:22.     Нельзя судиться и ссоритьсяКор. 6:1-7.     Христиане — сыны Божии: Гал. 4:7; Еф. 2:18.     Терпение: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3:13). «Ты же, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Ев. 10:36; Ев. 12:1; Рим. 5:3).     Трудолюбие: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:8-12). Смотри также Фес. 4:10-12; 1 Тим. 5:8. Значение посланий апостола Павла    Итак, послания ап. Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем, эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане первого века, послания ап. Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени.    Послания ап. Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал — что содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Первым фактором успеха миссионерской деятельности апостола было его уменье все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировать на одной цели — на служении Христу. Вторым фактором было полное предание себя водительству благодати Христовой, которая давала ему воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить к Христу значительную часть Римской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В противоположность Сыну Человеческому, уничижившему Себя, А. с сатанинской гордостью будет превозноситься выше Бога (Дан 11. 36-37), будет богохульствовать (Дан 7. 25; 11. 36). В видении ап. Иоанна Богослова о звере, вышедшем из моря, говорится: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр 13. 5-6). Явно отвергнув Бога и Церковь, А. будет стремиться присвоить именно себе божеское достоинство, себя будет выдавать за Бога и Христа (Мф 24. 23-24; 2 Фес 2. 4; Откр 13. 11). В свете новозаветного учения о самообоготворении А. и отрицании им Бога нельзя не видеть таинственного предвозвещения о нем в изречениях прор. Даниила о «мерзости запустения», к-рая станет на святом месте, где не должно (Дан 9. 27; 12. 11). Предсказание прор. Даниила о мерзости запустения, стоящей на святом месте, повторено Христом в речи об опустошении Иерусалима и о последних судьбах мира (Мф 24. 15). По словам св. Кирилла Иерусалимского, А. будет восседать «в разрушенном храме Иерусалимском» (Catech. XV 15). По мнению свт. Феофана Затворника , «воссядет он (антихрист), как бог, а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Апокалипсисе говорится об образе зверином. Не его ли всюду поставят в храмах?» (На 2 Фес 2. 4). Не одно только богоборчество будет отличать А., хотя оно будет очевиднее всего, но и всякий грех. По словам ап. Павла, А. будет человеком беззакония, беззаконником ( νομος) (2 Фес 2. 8). Самой его сущностью будет беззаконие. Беззаконно он родится, беззаконно будет жить и, творя беззаконие сам, будет повсюду его распространять. Действуя исключительно по внушению губителя рода человеческого, он не захочет знать никаких законов, ни Божеских, ни человеческих, будет попирать и уничтожать те и другие. Подобно тому как сатана требовал от Иисуса Христа божеского поклонения себе, так и А., находящийся всецело во власти сатаны, ослепленный, исполненный гордости и духа сатаны, станет требовать себе от людей божеского поклонения.

http://pravenc.ru/text/115828.html

2003. С. 482), много дает для истолкования его эсхатологии. Для эсхатологии П. наиболее важны 2 Послания к Фессалоникийцам. В первом из них он говорит, отвечая скорбящим об умерших, что «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1 Фес 4. 15). Опасения фессалоникийцев могли быть унаследованы от иудеев, к-рые связывали со смертью в диаспоре представления о затруднениях при воскресении тела (о чем свидетельствует обилие грекоязычных надписей на евр. надгробиях в Палестине: Вдовиченко. 2016. С. 100); они могли проистекать и из языческого миросозерцания, воспринимавшего обновление мира (παλιγγενεσα - термин употреблен апостолом в Тит 3. 5) как длительный эволюционный процесс. Говоря «мы», П. показывает, что не может исключать близкого пришествия Иисуса Христа: времена и сроки никому не известны. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол приводит необходимые признаки, без учета которых слишком горячие апокалиптические ожидания могут стать причиной того, что верующие будут «колебаться умом» (2 Фес 2. 2). Сначала должно произойти отступление (ποστασα). По-видимому, о нем говорится подробнее в 1 Тим 4. 1, связывая его с последованием духам заблуждения и «учениям бесовским». Затем должен быть изъят «из среды» удерживающий (κατχον) - некто или нечто, понимаемое как ветхозаветное служение, Св. Дух, Римское гос-во, время для проповеди Евангелия или вообще «Божие определение» (см. в статьях Фессалоникийцам послания , Эсхатология ). Тогда, т. е. «в свое время», откроется «человек беззакония (τς νομας), сын погибели» (2 Фес 2. 3). Уникальность этого лица обусловлена небывалым самообожествлением, простирающимся до восседания в храме Божием (ст. 4), тем, что его пришествие, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (ст. 9), к-рые введут в заблуждение не стяжавших любви к истине (ст. 10), и тем, что не земная сила, но Господь убьет его «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (ст. 8). П. не употребляет слово «антихрист» (оно встречается в НЗ только в Посланиях Иоанна), но, называя пришествие Христа и «беззаконника» одним словом παρουσα, тем самым показывает, в какой подмене будет заключаться опасность.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Многие забывают, что сила молитвы и ее значение не в механическом произнесении слов, а в мыслях и чувствах. Некоторые тщательно заботятся только о словах, положении тела и вычитывании количества молитв, считая молитву каким-то внешним, чисто формальным делом. За молитву считают одно наружное, большой частью без мысли и чувства вычитывание языком благочестивых молитвенных слов. При этом нет ни ясного сознания, пред Кем мы предстоим, произнося то или иное молитвословие, ни сердечного чувства, которым бы одушевлялись наши молитвенные слова. Таким образом, уста наши приближаются к Богу, но сердце далеко отстоит, и ум не Господа предзрит, а блуждает и расхищается в мыслях; язык читает или ухо слушает слова молитвы (напр., в церкви), а мысли бродят неизвестно где. Услышит ли Бог ту молитву, которой не внимает сам вычитывающий ее? Бывают и такие среди исполняющих молитвенные правила, которые, ежедневно прочитывая много молитв без участия сердца, из-за этого считают себя благочестивыми, набожными, а других уничижают, хотя сами-то нравом и не лучше их. Такая молитва развивает в них лицемерие, фарисейство, ханжество (прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. СПБ, 1911, стр. 84, 521, 557 и др. Сравн. еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения, т. 5, гл. XIX). Надо твердо помнить, что без внимания молитва не молитва . Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет, хотя бы мы и много слов механически произнесли языком (еп. Феофан. Ответы на вопросы инока, стр. 8, 9. Письма о духовной жизни. Письмо 12, стр. 128. Сравн. преп. Симеона Нового Богослова . Слова. Вып. 1, изд. 2, М., 1892, слово 15, §3; 16, §5). «Можно все слова проговорить, – пишет еп. Феофан, – и все поклоны промахать, а о Боге совсем не вспомнить или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило (его же. Письма. Душеполезное чтение. 1895. т. 1, стр. 100. Сравн. преп. Макария Египетского , беседа 6 (изд. 4, Тр. Серг. Лавра, 1909). Надо же со страхом и трепетом совершать молитву и всячески стараться, чтобы где слова, там и ум был или, как говорит св. Иоанн Лествичник , заключать ум в слова молитвы, и чтобы сердце отзывалось на эти молитвенные слова. «Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

О надлежащем совершеннолетии, необходимом для вступления в брак по нашим законам. – В каких летах у нас не могут вступать в супружества лица, достигшие старости? О физической и нравственной способности к брачной жизни со стороны венчающихся, и можно ли венчать лиц, находящихся в сумасшествии? Каким образом священники должны венчать немых или глухонемых и слепых? Могут ли священники венчать тяжко больных, не могущих для этой цели явиться в церковь ? О венчании лиц, страждущих заразительными болезнями. – О взаимном согласии брачующихся на вступление в брак между собою. § 8. Но древним законам совершеннолетие для брака считалось в 15 лет для мужчины и в 13 – для женщины (Кормч. гл. XLVIII, гр. 4, ст. 2 и 4). – Но в настоящее время (с 1830 г.) для правильности законного брака у нас требуется, чтобы мужчина был не моложе 18 лет, а женщина не моложе 16 лет (Св. Зак., т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. указы 1830 г. Июля 19 и 1833 г. Декабря 23). Впрочем, в необходимых случаях епархиальные архиереи имеют право разрежать венчание браков и тогда, когда жениху или невесте недостает до полного совершеннолетия не более полугода. А потому, в случае надобности, священники могут отсылать несовершеннолетних этого рода к епархиальному архиерею и за тем уже действовать согласно его указанию или разрешению (Св. Зак., т. X, ч. 1, примеч. к статье 3-й, по продолжению). – В одном только Закавказском крае природным жителям дозволяется вступать в брак, согласно древним правилам, т. е. когда жених имеет 15, а невеста – 13 лет (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. Полож. кавказск. комит. Высочайше утвер. 3 Сентября 1846 г.). В случае, если бы оказалось, что брак повенчан при недостижении женихом или невестою надлежащего совершеннолетия, то брачившиеся немедленно разлучаются от сожительства, и если погом, по достижении полного совершеннолетии, снова пожелают жить в супружестве, то они опять должны быть венчаны в церкви но чиноположению (Уст. Духов. Консист. § 225, 226). § 9. Для стариков, по законам собственно церковным, браки воспрещаемы были с 60 лет, а потому таковые прежде до 80-ти летнего возраста могли быть венчаемы не иначе, как с разрешения архиерейского (сравн. Инструк. благоч. 1806 г., ст. 23. – Указ 5 Августа 1779 года и того же года ук. Июля 31). – Но Ию нынешним нашим законам гражданским, каждый старик не может вступить в брак только но истечении 80 лет, а потому раньше этого испрашивать разрешения от архиереев на повенчание старых людей в настоящее время не принято (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Павел: “День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут”(1 Фес. 5, 2–3.). В другом месте он говорит: “…В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа”(2 Фес. 1, 7–8.). И еще он говорит: “…Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете”(1 Тим. 6, 14–16.). “Итак заклинаю тебя пред… Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его”(2 Тим. 4, 1.). И еще он сказал: “Еще немного… и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет”(Евр. 10, 37–38.). “И тем более молитесь, чем более усматриваете приближение дня Господня” . “…Некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников”(Евр. 10, 27.). И: “Господь будет судить народ Свой”(Евр. 10, 30.). И: “Страшно впасть в руки Бога живаго!”(Евр. 10, 31.) “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет”(Евр. 4, 12–13.). И еще говорит апостол: “Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, не допускает открыться ему в свое время… которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего… Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим”(2 Фес. 2, 3–6, 8, 15.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

19). Апостолы в Посланиях предупреждают христиан, что «в последние дни» (т. е. в эсхатологической перспективе) «дети диавола» умножатся на земле. «...Наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны... клеветники... жестоки... предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3. 1-5; ср.: Иуд 1. 17-19; 2 Петр 3. 3). Из их среды появится «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2. 3-4). Чтобы не поддаться «действию заблуждения» (2 Фес 2. 11) и устоять в «день злой» (Еф 6. 13) (ср.: 2 Фес 2. 3), т. е. в период господства «человека греха», апостолы призывают христиан как воинов духа облечься во «всеоружие Божие» (Еф 6. 13) и победить Г. «Побеждающий наследует все, и буду ему,- говорит Господь,- Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Г. сатанинский Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Впервые Г. произошел в ангельском мире. Один из ангелов, обладавший высшим достоинством, восстал против Бога, вознамерившись быть равным Ему (Ис 14. 12-15). Так в тварном мире был совершен первый Г. (1 Ин 3. 8), распространившийся впосл. среди др. ангелов. Чтобы понять его сущность, необходимо установить, какие нормы тварного бытия были нарушены падшими духами. Онтологическую основу этого бытия составляет любовь. Поэтому тварный мир не может быть существом самозамкнутым, некой «вещью в себе». Христианство отвергает деистические представления, согласно к-рым Бог, создав вселенную, прекратил с ней всякую связь, предоставив ей возможность жить и развиваться самостоятельно (см. ст.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

   «Молитва Манассии, царя Иудейска» из чина Великого повечерия. — Перев. Учение об антихристе в посланиях святого апостола Павла...    Упоминание о последних временах встречается почти в каждой книге Священного Писания. Собственно же учение о конце света и «человеке погибели» наиболее ясно и подробно развито у апостола Павла во Втором Послании к Фессалоникийцам. Поводом к сему послужило распространившееся среди фессалоникийских христиан убеждение, «будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:2). Их смятение побудило апостола открыть то, что возвестил ему Господь. Не надеясь исчерпать всю глубину и высоту, до каких простерлась мысль божественного Павла, остановимся лишь на Втором Пришествии и предваряющем его явлении «беззаконника, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2:8).    Поскольку какое-то из устных наставлений или неизвестных нам посланий апостола было воспринято фессалоникийцами в том смысле, что Второе Пришествие не сегодня-завтра наступит, апостол извещает их о событиях, которые, по замыслу Божию, должны этому предшествовать:     «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не попускает ему открыться в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:1—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010