Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского , в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах , славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак , икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии. Иконография Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр . Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «Ο γιος Ανδρας δα Χριστν σαλς» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат , 1547). Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра и власы Илии пр ка» - 28 мая) или Андрея Стратилата («лице аки Андрей Стратилат» - 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

http://pravenc.ru/text/115336.html

Prague, 2012. N 3. P. 39-48; Weingarten S. Saint " s Saints: Hagiography and Geography in Jerome. Leiden, 2005. P. 22, 32-37, 53-75; idem. Inventing an Ascetic Hero: Jerome " s Life of Paul the First Hermit//Jerome of Stridon: His Life, Writings and Legacy/Ed. A. Cain, J. Lössl. Farnham; Burlington, 2009. P. 13-28. Н. Г. Головнина Гимнография Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Успение прп. Павла Фивейского. Миниатюра из Минология. 1043–1059 гг. (Baltim. 521. Fol. 28) Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., 15 янв. совершается служба преподобным Иоанну Кущнику и П. Ф. (соединяется с последованием Октоиха) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 391-392). Служба происходит с пением на утрене «Бог Господь». П. Ф. посвящены 2 стихиры на «Господи, воззвах» , Житие по 1-й кафизме, канон Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, 1-й ирмос Αρματηλτην Θαρα (    ). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., также совершается служба 2 святым ( Arranz. Typicon. P. 107-108). Для П. Ф. указаны стихиры на «Господи, воззвах», канон на полунощнице (данных нет) и житие на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования Иоанну Кущнику и П. Ф. соединяются со службой Октоиха. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). П. Ф. посвящены 3 стихиры, славники стиховных стихир на вечерне и утрене, канон 8-го гласа, седален 1-го гласа по 3-й песни, кондак 8-го гласа по 6-й песни (    ). В издании московского Типикона 1633 г. последование в целом такое же, но кондак П. Ф. приводится по 3-й песни, а седален и славники стихир на стиховне обозначены как «святым», а не П. Ф. В исправленном издании Типикона 1695 г. кондак тот же, что и в 2 предыдущих Типиконах, но только 3-го гласа, славники стихир на стиховне - П. Ф. Последование П. Ф., содержащееся в совр. греч. Минее, тропаря не имеет, канон Иоанна Дамаскина плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, 1-й ирмос Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Παλον τν θεοφρον (    ); седален 1-го гласа Τν κσμου τ τερπν (        ); ексапостиларий Μεθξεσι θεομενος (    ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» и славник стиховных стихир утрени . В совр. слав. Минее приводится общий тропарь 2 преподобным - «      »; канон и седален такие же, как в греч. Минее, только канон имеет надписание авторства - «Иоанна монаха»; кондак 3-го гласа     ексапостилария нет; на «Господи, воззвах» приводится цикл стихир-подобнов 1-го гласа.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

О том Патриарху приказати. А будет посоха Патриарх Иеремей отдати не похочет, и митрополиту Иеву своего посоха не отдав итти к Патриарху благословитися и поцеловатися во уста» . Через три дня, 26 января, в еще более торжественной обстановке было совершено посвящение святителя Иова в Патриарха Московского и всея России. В соборе заранее приготовили возвышение, на котором поставили три кресла — для царя, Константинопольского Патриарха Иеремии и новонареченного Патриарха Московского Иова. Кресла были обиты дорогими тканями. По обе стороны от возвышения поставлены были скамьи для высшего духовенства. В первом часу дня начался благовест и к собору стала стекаться духовная и светская знать. Первым прибыл святитель Иов и, поклонившись святым иконам и мощам, направился в придел Похвалы Пресвятой Богородицы для облачения. Затем, повторив тот же церемониал шествия в собор, что и при наречении, прибыл Патриарх Иеремия, который торжественно облачался в центре собора. При облачении Патриарха певчие пели по-гречески славник Кресту «Глас пророка Твоего Моисея исполнися, глаголюще». Затем открылось торжественное шествие государя Феодора Иоанновича. Певчие встретили его входным многолетием, и после поклонения иконам он принял благословение от Патриарха и сел на своем традиционном месте. По патриаршему благословению соборный протопоп Евфимий и греческий архидиакон Леонтий были посланы в алтарь для приглашения архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и протопопов. Все они подходили по двое и усаживались на приготовленные места «по чину соборному и обычаю». Затем названные протопоп и архидиакон ввели святителя Иова и поставили перед орлецом, расположенным у амвона. Поклонившись в пояс царю и Патриарху, новонареченный Патриарх прочел вслух свое исповедание православной веры и присягу . По окончании чтения текста Патриарх Иеремия произнес молитву, благословляя святителя Иова: «Благодать Пресвятаго Духа нашим смирением имеет тя Патриархом в Богоспасаемом граде царствующем Москве и всея Великия России». После этого царь, Патриарх и все сослужившие сели на свои места. Соборный протопоп и архидиакон подвели Патриарха Иова к Святейшему Иеремии. Константинопольский Патриарх благословил его, принял от него благословение, оба совершили братское целование. Затем Патриарх Иов приветствовал прочих архиереев, стал у орлеца и поклонился. Патриарх Иеремия вновь благословил его со словами: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою». После этого новонареченный взошел на уготованное для него место на возвышении и встал близ царя и Патриарха. Оба патриарха приветствовали царя, а царь приветствовал патриархов. Святитель Иов поклонился всему священному собору до земли и был отведен в придел Похвалы Пресвятой Богородицы, где оставался до времени посвящения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Из всех высказываний святителя Иоанна Златоуста видно, что популярность нового праздника, конечно, зависела от величия чествуемого события. К V веку римская традиция празднования Рождества Христова 25 декабря приобрела всеобщее признание, а древнюю — праздновать 6 января, с Крещением, — сохранили только армяне. «Это, — пишет современный православный паломник, — особенно бывает заметно в сочельник в Вифлееме, когда все восточные христиане — и греки, и копты, и абиссинцы, и сирийцы — объединяются около своих алтарей — приделов, и только пустует один армянский алтарь» . Дальнейшая история чествования события Рождества Христова прослеживается в оформлении богослужения. Причем в каждой Церкви богослужение носит свой местный колорит. Православный Восток старается придерживаться традиции Иерусалимской Церкви, в которой празднование тесно связано с местом самого события. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные литургические памятники: Иерусалимский канонарь (грузинской редакции) (VII в.), Устав Великой Константинопольской церкви (IX в.), Еваргетидский Типикон (XI в.) Афоно-Иверский Синаксарь (студийской традиции, XI в.). Славяно-русский Студийский Устав (редакции Константинопольского Патриарха Алексия) и многие другие памятники позднейшего времени. В нашей современной Службе праздника имеют место песнопения церковных песнотворцев первого тысячелетия бытия Христовой Церкви. Из них самыми древними можно считать кондак Дева днесь Пресущественнаго раждает и икос Едем Вифлеем отверзе , написанные преподобным Романом Сладкопевцем в VI веке. В собрании епископа Порфирия Успенского была Минея VII века с Рождественской службой, но, к сожалению, листы этого памятника с текстом указанного богослужения из-за ветхости писчего материала невозможно было прочитать. Церковное творчество VIII века на данный праздник представлено несколькими песнотворцами. Святой Андрей Критский (+713) написал четыре стихиры на Хвалите . Святой Герман, патриарх Константинопольский (+740), составил первую стихиру на Господи, воззвах, литийную стихиру на И ныне, две стихиры на стиховне, славник на Хвалите. Святой Иоанн Дамаскин (+776) написал четыре литийных стихиры, одну стихиру на стиховне и одну стихиру на Хвалите, второй праздничный канон. Преподобный Косма Маиумский составил первый праздничный канон, в основу которого положены мысли из Беседы святого Григория Богослова на Рождество Христово.

http://pravoslavie.ru/put/051219122957.h...

В один из дней поставления патриарха Иова, 27 янв. 1589 г., в палатах его посетил К-польский патриарх Иеремия II. После того как все встали на «уготованных» местах, 1-я станица рус. патриаршего хора, Иван Макарьев с товарищами, «учали государю царю Многолетие пети», после «здравствования» 2-я станица во главе с Первым Федоровым пела многолетие и «исполатью» патриарху Иеремии, затем дьяки 1-й станицы «учали пети» новопоставленному патриарху Иову многолетие и «Ис полла эти, деспота». В тот же день у патриарха в Большой палате был «стол», где обе станицы дьяков российского патриаршего хора пели успенские славники, а потом «посоветовали патриархи промеж собою, да велели дьяком певчим Еремеевым патриарховым, Дмитрию с товарыщи, пети по-гречески»; позже пели и подьяки все «по чину» (РИБ. Т. 2. Стб. 319-320, 322-323). Как правило, «стол» завершался «чашами заздравными государевыми», представлявшими собой особые церковно- и светско-бытовые обряды, известные на Руси с XI в. ( Бурилина. 1984). В Большой палате патриарха Иова 1-я чаша была в честь Пресв. Богородицы и Московского чудотворца свт. Петра, «а стих велели пети - славники первого гласа: Божественного свыше явления; и потом - чаша государя царя и великого князя Федора Ивановича... и стих велели патриархи пети: Пособивый Господи кроткому Давиду... и Многолетие большое; да чаша государыни царицы и великой княгини Ирины, а стих пели - славник шестого гласа: Одесную Спаса предста царица... и Многолетие; и после тое чаши - Иева патриарха Московского и всеа Русии чаша, да чаша Иеремия, патриарха вселенского» (РИБ. Т. 2. Стб. 323). О пении П. п. «в стол» или «пред столом» имеются многочисленные упоминания и в источниках XVII в. Так, в честь Пасхи «стол» устраивался обычно у царя в Грановитой палате, в др. дни Светлой седмицы - у патриарха в Крестовой палате. Присутствовали глава гос-ва и глава Церкви. По описаниям 1-й пол. XVII в., когда «кушание» завершалось, подьяки пели «Христос воскрес» трижды, 9-ю песнь канона и славники «Предвариша утро» и «Аще и во гроб сниде» (РИБ.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую...». По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. Примечание. Воскресный кондак рядового гласа Октоиха в богослужении данного дня опускается . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника Обрезания и святителя не поются.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святителя: «Любомудрия желанием...», «И ныне» – светилен праздника: «Плотию обрезуется...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и святителя – 4 (глас 5-й: «Внутрь Небеснаго храма...», «Весь освящен Богу...», «Страхом утвердився Божиим...», и славник, глас 6-й: «Излияся благодать...» (с припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера: 1-й – «Уста моя возглаголют премудрость...», 2-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости...»)) . «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святой храма и местные святые не поминаются) . На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника .

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

Сам царь подавал в этом добрый пример. В нотном рукописном Стихираре клирика Логина, под 21 декабря, в день св. Петра, Митрополита Московского , помещены ины стихиры на Господи воззвах с надписью: «творение царя деспота российского и славник тех же стихир с надписью: «творение царево». См. Нтн. ркп. Стихарарь нач. XVII в., 8, на 480 л. Б-ки Троицк. Сергиев. Лавры 428, л. 98. 2 Акт. Ист. т. 1, 157. Царская жалованная грамота трем придворным дьякам певчим на приставство по Троицкому Сергиеву и приписным к нему монастырям, лета 7064 марта в 15 день. 4 Старые из сих столбцов относятся к 1625 г., а поздние – к 1701 г. Доступ к научению их был открыт нам обязательным участием бывшего архивариуса М. О. П. Георгия Дим. Филимонова, которому приношу свою искреннюю и глубокую благодарность. 20 В 1683 г. уставщиком Спасских певчих был Петр Покровец, а уставщиком Воскресенских и Предтеченских – Федор Чекаловский. Арх. М. О. П. Столбц. 1683 г. 29 Там. Столбц. 1650. Археологический Вестник Моск. Археол. Общества статья: Патриаршие певчие дьяки и подъяки. 30 Вивлиоф. т. XI, XXX и XXXIV. См. также Археологич. Вестник Моск. Арх. Общества статья: Патриаршие певчие дьяки и подъяки. 31 Арх. М. О. П. Столбц. 1689 г, 1690 г. Тоже можно видеть и в распоряжениях о даче жалованья и сукон всяких чинов, служащих при дворе, людям. Столбц. 1687 г., 1690 г. 37 Лета 7186, Великий Государь Федор Алексеевич указал выписать в Приказе Большого Дворца, с 135 по нынешний 186 г., его Государевых певчих и крестовых дьяков при деде его, Государевой блаженной памяти, Михаиле Федоровиче, и при отце его, блаженной памяти при великом Государе, Алексее Михайловиче, кто именно были, и дворы им и дворовые места, и на дворы деньгами из Приказа Большого Дворца кому именно даны? Арх. М. О. П. Столбц. 1678 г. 38 Данные дворы находились в следующих местностях Москвы: один – за Никитскими воротами у Спиридония на Козьем болоте; один – в Бронной слободе; шесть – между Смоленской и Никитской улиц у двора боярина Никиты Ивановича Романова, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3й – 6, и благоверных князей, глас 4й и глас 2й – 4. «Слава» – благоверных князей, глас 6й: «Блаженно и треблаженно…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Приидите, вси языцы…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3й. «Слава» – благоверных князей, глас 8й: «Радуйся и веселися о Господе…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 8й; седален благоверных князей, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее, Христа Бога нашего…». По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1й. «Слава» – светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3й – 4, и благоверных князей, глас 4й и глас 2й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 1я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Примечание. На литии перед славником апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», могут быть спеты стихиры святителя, глас 2-й и глас 4-й (см. на стиховне вечера, со славником, без стиховных припевов), хвалитная стихира святителя (глас 4-й) и хвалитные стихиры апостола (глас 8-й), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник святителя с хвалитных стихир, глас 8-й: «Кровьми святых мученик…». На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (единожды), тропарь апостола, глас 2-й (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величания два – апостола и святителя. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален апостола по 1-м стихословии, глас 8-й: «Ты сын назвался еси…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас тот же: «Глубину ловления оставив…». Седален святителя по 1-м стихословии, глас 2-й: «Жезл первосвятительский…»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Благодарение Богу…»; седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Приидите, вернии…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас тот же: «Возлег на перси…», «И ныне» – Богородичен полиелейного седальна апостола, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны : воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), апостола (два канона) на 6 и святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак и икос святителя, глас тот же; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «К Тебе, о Богомати...» (см. в службе святителя).

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-09/

Рог . Это знамя соответствует по своей длительности современной целой ноте. Рог принадлежит к числу тех немногих знамен, которые в настоящее время почти вышли из употребления. Он ставится иногда в конце песнопений. Крыж Крыж  – одностепенное знамя большой длительности 16; 2.27, 32]. Крыж пишется только в конце песнопений и соответствует здесь целой ноте со знаком ферматы. Завершая почти каждое песнопение, крыж напоминает певцу о крестном знамении как печати песнопения. При виде его певец осеняет себя крестным знамением, запечатлевая ум, душу и все тело, и как бы заграждает тем самым в себе все то, что он принял в пропетом песнопении; он ограждает себя от всего греховного, суетного, могущего похитить плоды Духа, плоды Царствия Божия. Крыж, как и параклит, – знамя чисто церковное: никто не станет возражать против его целесообразности и незаменимости в церковном пении. Стрела Стрелы . Рисунок стрелы состоит из статьи и черты. Иногда статья заменяется двумя небольшими запятыми (в стреле громной) или одной небольшой запятой с крыжем (в громо-мрачной и громо-светлой). Стрелы бывают простые (один звук), мрачные (в два звука) и светлые (в три звука). 18–24]. Стрела имеет продолжительность равную целой ноте (4/4). Всякая многозвучная стрела имеет, в основном, восходящее направление мелодии. Высота звука в этом знамени, за немногими исключениями, определяется киноварными пометами и тушевыми признаками. При стрелах бывают также и указательные пометы. Как те, так и другие вносят соответствующие изменения, предусмотренные общими правилами. Так, оттяжка в два раза увеличивает длительность верхнего звука, облачко разделяет верхний звук и переносит половину его на одну степень ниже, тихая помета увеличивает длительность знамени (кроме его верхнего звука), борзая, наоборот, сокращает на половину один (в мрачной стреле) или два (в светлой) звука, причем крайний верхний остается без изменения. Если при тихой помете стоит знак «равная», то длительность второго звука увеличивается на один мах (это бывает в крыжевой стреле с облачком), а крайний, как правило, идет на ступень вниз длительностью в один мах. В этих случаях борзая помета действует на общих основаниях, то есть, первый (начальный) звук знамени длится в один мах. Общая длительность трехзвучной (светлой или тресветлой) стрелы, при тихой помете, составляет полторы целых. Подвертка дает дополнительно один нисходящий звук за счет разделения на половину звука предшествующего. Подчашие, как правило, удваивает крайний верхний звук с перенесением удвоенной его половины на степень вниз. В стреле светло-тихой тихая помета удваивает только первый звук знамени. Помета «купная» дает кач-ковый порядок звуков. Стрела громо-крыжевая на первом звуке дает некоторую задержку 86]. М.Д.Озорнов замечает, что средний звук этой стрелы поется даже в половину маха (1/8 целой ноты) 49].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010