На вопрос отшельника о смысле всех этих поступков, ангел сказал, что блюдо выброшено, как полученное неправдою; юноша задушен для спасения отца, как имевший наделать много зла; дом разрушен, так как в стене его было золото, могшее погубить душу того, кто стал бы искать его. Ангел посоветовал отшельнику идти домой и не испытывать судеб Божиих, после чего стал невидим. Отшельник послушался его и спасся. 3) Слово Иоанна Златоуста – кратенькое, о легкости для человека всякой добродетели: «несть труд оставити гнев опечалившему (на...) тя. Кая болезнь молитися дающему Богу и просити тмами (о тмах) благих со усердием?» и т. п. 996 . Напевы в службе праздника Уступая в торжественности другим двунадесятым праздникам, Введение не имеет и столько оригинальных, «самогласных» напевов, как они. Большинство его песнопений имеют «подобны», след. являются подражательными по напевам, причем эти «подобны» иногда берутся и не из двунадесятых праздников, а из служб святым. Тем не менее общий тон всей праздничной службы в музыкальном отношении чрезвычайно радостный, превосходя в этом отношении службу не только Рождества Пресв. Богородицы, но отчасти и Успения. Стихиры на Господи воззвах первой группы 1-го гласа, как из Богородичных двунадесятых праздников еще лишь Успения, и подобном своим имеют Успенские стихиры «О дивнаго чудесе». Напев этот торжественно-сосредоточенного, как бы задумчивого настроения и подходит именно к началу службы, когда праздничная радость еще не овладела молящимися. Вторая группа стихир не менее спокойно-сосредоточенного, даже полу-грустного напева 4 гласа, особенно при подобне «Яко добля» 997 , приспособленном к исчислению самых тяжких пыток мучеников, как бы «радующеся» они ни терпели их. Оба напева, по-видимому, хотят внушить мысль о том, что и «воспитание» Пресв. Девы во храме имело черты подвига, борьбы, аскетизма. Славник «Господи воззвах» обычного для заключительных стихир 8 гл., гласа особой торжественности. Литийные стихиры уже самогласны 1 гласа, составляя аналогию в этом отношении с соответствующими стихирами самых великих и радостных праздников – Р.Х., Благовещения, Сретения. Славник их – косвенного к 1 гласу – 5-го, чрезвычайно редкого для заключительных стихир. Такого же гласа и потому же и следующая группа стихир – стиховны, имея в этом для себя величайшую аналогию в стихирах Пасхи («Да воскреснет Бог»); славник их обычного для заключительных стихир 6-го гл., но не столь торжественного, как славник стихир на Господи воззвах (8 гл.). Тропарь самого частого для двунадесятых праздников 4-го гласа. Замечательно, что Евергетидский устав указывает в качестве «подобна» ( ες τ) к нему тропарь Благовещения «Днесь спасения нашего главизна». Из двунадесятых праздников такого гласа еще лишь тропарь Р.Х. и Р.Б, Вознесения и второй тропарь недели ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной . Апостол и Евангелие – Недели сыропустной. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Триоди, глас 6-й – 3, и благоверного князя – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3. На литии стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы мне...», глас тот же: «Поприще добродетелей...» . «Слава» благоверного князя (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...» (см. славник литийных стихир Триоди). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверного князя (см. славник на стиховне великой вечерни), «И ныне» Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверного князя, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 4-й: «Иже славе...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 91) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен мучеников. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. Примечание. Типикон умалчивает о светильне вмч. Мины: «Якоже солнце...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 95 об.) этот светилен также отсутствует. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Примечание. Типикон умалчивает о хвалитных стихирах вмч. Мины и прп. Феодора. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 96) эти стихиры также отсутствуют. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й; стих: «Воззваша праведнии,/и Господь услыша их», и стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, вернии...» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Господи, егда Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Плод чрева Твоего...». На часах – тропарь мучеников. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и мучеников читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава»«Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава»«Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-24/

Иером . Дионисий (Шлёнов) Церковное пение В. Л. является одним из крупнейших центров богослужебного пения на Афоне. В ее б-ке хранится ок. 300 певч. рукописей (т. е. примерно 1/10 от общего числа афонских муз. кодексов). Наличие собственной певч. традиции подтверждается встречающимися в рукописях надписаниями песнопений: «Поемое во Святой и Великой Лавре Святой Горы» (Xeropot. 273. Fol. 23, 2-я пол. XVI в.), «глаголемое лаврское» (τ λεγμενον Λαυριτη (=Λαυριτικον) - Iver. 993. Fol. 28, сер. XVII в.). Из древних певч. рукописей, хранящихся в б-ке В. Л., следует назвать Ирмологий X в. (Laur. Β. 32 (152)). 2 листа из этой рукописи с ирмосами 1-го гласа (рождественского канона прп. Космы Маюмского , воскресных канонов Космы и Илии , патриарха Иерусалимского, а также последование ирмосов свт. Германа I К-польского), мелос к-рых записан ранневизант. шартрской нотацией, оказались в собрании еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. 361. Fol. 1-2 - Strunk. Notation. 9; idem. Specimina. N 4; Герцман. Т. 1. С. 49-50). Из мелургов-лавриотов визант. периода известны прп. Иоанн Кукузель, доместик Григорий Гликис (оба ранее сер. XIV в.), монах и доместик Варфоломей (2-я пол. XIV в.), иером., игум. и доместик Анфим (XV в.). В В. Л. хранится 2 из 8 известных в наст. время рукописей, содержащих «Повествование о жизни великого маистора музыкального искусства кир Иоанна Кукузеля» (Laur. I. 23, 1618 г. и Laur. I. 45 - Σπυρδων, Σωφρνιος. Σ. 175, 182; один список «Повествования» хранится в России: Теоретикон-Ирмологий. РНБ. Греч. 239. Fol. 6v - 10v, 1-я пол. XIX в. - Герцман. Т. 1. С. 453-454). Сохранился автограф Варфоломея - Анфология Laur. I. 178 ( Σωφρνιος (Ευστρατιδης). Σ. 624; Σπυρδων Λαυριτης, Σωφρνιος (Εστρατιδης). Σ. 209). Из его песнопений известны матима на память апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το θεο συναδιος λγος» (        ) 1-го плагального гласа, стихира св. мученикам Мине, Ермогену и Евграфу (10 дек., славник на «Господи воззвах») «ρδβλθυοτεΟντως γλσσα σου κλαμος γραμματως» (Язык твой - истинная трость писца) 2-го плагального гласа ( Χατζηγιακουμς. Σ. 269), стихира прп. Симеону Столпнику (1 сент.) «Τ μνημσυνν σου» (    ) 2-го гласа (Iver. 975. Fol. 2, сер. XV в.; РНБ. Греч. 126. Fol. 167v - 168v, 2-я пол. XV в.; Paul. 128. Fol. 61-64, сер. XVIII в.), матима апостолам Петру и Павлу (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το Θεο» (    ) 1-го плагального гласа (Paul. 128. Fol. 495; Iver. 991. Fol. 234-235, 1670), тропарь 9-й песни канона в Неделю Пасхи, 1-й глас «ρδβλθυοτεΩ θεας, φλης» (         - Paul. 128. Fol. 810; Iver. 964. Fol. 241, 1562; Iver. 975. Fol. 398, сер. XV в.; Iver. 977. Fol. 297v, кон. XV-haч. XVI в.; Iver. 991. Fol. 371v-372, 1670; Iver. 1000. Fol. 9-18, 2-я пол. XVI в.); матимы, надписанные его именем, содержатся также в рукописях Dionys. 569 (1685) и Pantel. 925 (кон. XVII - нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/Великую ...

4– «Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с ним, имиже царствовах; аз имех мертвецы от века, но сей (се) всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему». 5– «Днесь ад стеня вопиет: пожерта моя бысть держава, пастырь распятся, и Адама воскреси; имже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всехизблевах. Истощи гробы распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему» 593 . Слово св. Епифания Кипрского , как показывают начальные слова его «что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит», посвящено крестной смерти Богочеловека. Христос, на кресте страдающий, умирающий и как мертвец погребаемый, – таково содержание всех песнопений Великой Пятницы и Великой Субботы. И большая часть их написана св. Феофаном Исповедником . Перечисляю их: 2– «Вся тварь изменяшеся страхом» – 2– я стихира на стиховне утрени в Великую Пятницу и на «Господи, воззвах» вечерни в тот же день; 3– «Людие злочестивии и беззаконнии» – 1, я стихира на указанных выше службах;-«Господи, восходящу Ти на крест» – славник на утренней стиховне в Великую Пятницу; 58– «О, како беззаконное сонмище»славник на «Господи, воззвах» вечерни в Великую Пятницу; 59– «Тебе одеющагося светом яко ризою» – на «Слава, и ныне» стиховне в Великую Пятницу; 60– «Днесь содержит гроб» – 78 я стихира на хвалитех в Великую Субботу; 61– «Что зримое видение»- 79, я стихира на хвалитех в тот же день; 108 «Приидите, видим живот наш во гробе лежащь» – 80, я стихира на хвалитех в тот же день; 109, «Проси Иосиф тело Иисусово» – 111 я стихира на хвалитех в тот же день; 10) «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя» – славник на хвалитех в Великую Субботу и на «Господи, воззвах» на вечерне в тот же день 594 . Преп. Феофану, кроме перечисленных 10 стихир в службах Великой Пятницы и Великой Субботы, принадлежат еще каноны и стихиры самогласны для отдельных воскресных служб Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

25. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Служба Триоди совершается в соединении с полиелейной службой апостола и евангелиста Марка . При совершении богослужения можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом». Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа...», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3, и апостола – 4 . «Слава» – праздника (Недели мироносиц), глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира (или стихиры) храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на стиховне вечерни, без припевов). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Проси Иосиф…» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедника…», «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» (см. славник стиховных стихир Триоди) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 4-й: «Иже славе...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 91) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен мучеников. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. Примечание. Типикон умалчивает о светильне вмч. Мины: «Якоже солнце...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 95 об.) этот светилен также отсутствует. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Примечание. Типикон умалчивает о хвалитных стихирах вмч. Мины и прп. Феодора. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 96) эти стихиры также отсутствуют. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Воззваша праведнии,/и Господь услыша их», и стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, вернии…» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Исхити мя, Владычице...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь мучеников. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и мучеников читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак дня, ин кондак дня, кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава»«Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава»«Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-24/

На втором процессе, в ноябре – декабре того же года, Громо-гласову предъявлялись совершенно вздорные обвинения в сопро-тивлении изъятию церковных ценностей, вроде того, что он, зная о чем будет собрание у протопресвитера Александра Хотовицкого, был на нем, или не помешал его проведению. Небрежно составленный или перепечатанный протокол судебных заседаний 86 , а м.б. и намеренно искаженный, т.к. кампания, возглавляемая Троцким, ничем не стеснялась, ни в коем случае нельзя рассматривать как платформу для обвинения Громогласова в малодушии, которое произнес прот. Вл. Цыпин в одной из статей, посвященной протопресвитеру Александру Хотовицкому. Но, вообще говоря, временный приступ малодушия перед лицом высшей меры наказания, которую для него потребовал прокурор, притом совершенно незаслуженной с любых позиций 87 , конечно вполне извинителен. Получив всего полтора года тюрьмы, тут же по амнистии пониженной до одного года, а с учетом времени заключения – всего до 4-х месяцев, он провел их в Сокольническом Исправительном доме. Правда, за две недели до истечения срока, а именно 9 марта он был препровожден, как через неделю выяснилось, во внутреннюю тюрьму ГПУ, где и провел последние дни, что вызвало законную тревогу его супруги, которая, видимо, дважды запрашивала через Красный Крест о судьбе своего мужа. 88 Вскоре, как и прочие подельцы, он был вероятно освобожден, но в 1924 г., по данным КГБ, он был вновь арестован 89 , возможно опять ненадолго 90 . В 1925 году, вскоре после своего слова, произнесенного в конце заупокойной литургии перед отпеванием Святейшего Патриарха Тихона, в котором он выразил надежду, что почивший " будет стоять пред престолом Всевышнего и ходатайствовать воздыханием неизглаголанным... о Церкви Русской, ангелом которой он был среди нас..», 91 он был вновь арестован, приговорен к 3-м годам ссылки в Сургут (на р. Обь). 92 Оттуда до нас дошли его три стихотворения и портрет (в карандаше), датированные 1927 годом. Там же он окончил не дошедший пока до нас перевод труда известного канониста Никодима Милаша " Карательное право Церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 февраля 2024 года 12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49я, 1е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5й – 3, Триоди, глас 1й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима…» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии…» (см. на стиховне великой вечерни).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Герману I К-польскому; в службе ап. Анании (1 окт., славник на «Господи, воззвах») «Τ σκεος τς κλογς» (    ) 1-го гласа - Анатолию; в службе сщмч. Дионисия Ареопагита (3 окт., славник на «Господи, воззвах») «Δετε συμφνως, ο πιστο» (      ) 2-го гласа - свт. Андрею Критскому (Иерусалимскому). В слав. печатных Минеях оба греч. надписания чаще всего переданы одним и тем же способом - «  », в нек-рых случаях надписание отсутствует. Почти все указанные стихиры присутствуют в древнейших сохранившихся списках греч. Стихираря (Athen. Bibl. Nat. gr. 883, XII в.; Crypt. E. a. II, XIII в.?; Cantabr. S. Trin. 256 (B. 11, 17)), однако во мн. рукописях - напр., Vindob. gr. theol. 136 (1-я пол. XII в.) и Vindob. gr. theol. 181 (1-я пол. XIII в.) - без надписания. В «Антологии», составленной Кристом и Параникасом, приведен список самогласнов В., к-рые содержатся в печатных Минеях, и напечатано 3 самогласна из служб 21 мая, 1 янв. и 6 авг. с указаниями разночтений по рукописным Минеям Vindod. theol. gr. 332 et 338 (XII в.), Ibid. 121 (XII в.), Стихирарям Vindod. theol. gr. 33 (XIII в.), Monacensis (olim Augustanus) gr. 471 (XI-XII вв.) и печатному венецианскому изданию Миней и Пентикостариона (1869), подготовленному Варфоломеем Кутлумушским. Исследователи не пришли к единому мнению, следует ли считать Византия и Византа одним и тем же лицом. По мнению П. Трембеласа, самогласны, надписанные именем Византа, уступают по поэтическим качествам творениям, автором к-рых назван Византий. Согласно М. Карпентеру, самогласны В. испытали на себе влияние творчества прп. Романа Сладкопевца (в частности, кондака на Рождество Христово). Крист и Параникас полагали, что В. следует отнести к ранним гимнографам, исходя из того, что под этим именем не сохранилось канонов. Однако позднее митр. Софроний (Евстратиадис) обнаружил в Ирмологии X в. Laur. B. 32 (Fol. 49v) и издал носящие имя Византия ирмосы полного канона на праздник Богоявления «Τ ρυθραων πεζεων Ισραλ πλαγος» (Чермное пешешествовал Израиль море) 2-го гласа (ирмос 9-й песни в описании не указан - по-видимому, не сохр.).

http://pravenc.ru/text/158418.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010