В XVI в. в Пскове, на предполагаемой родине О., была составлена торжественная бденная служба в ее честь. Наиболее ранний список этого текста содержится в рукописном Трефолое кон. XVI в. (РНБ. F.I.176. Л. 316-329). Сборник включает мн. службы святым, прославленным на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., и содержит большое число памятей псковским святым. Тот же текст (лишь с иным чтением из Апостола на литургии) содержится в Трефолое нач. XVII в. (РГБ. Егор. 247. Л. 223-234). В основе псковской бденной службы О. лежит общераспространенный в XVI в. литургический текст на день ее памяти (состоящий из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропаря 1-го гласа и канона 5-го гласа с ирмосами, седальном, кондаком и икосом); тексты стихир на «Господи, воззвах» отредактированы, кроме того, в состав последования включены компоненты, необходимые на бденной службе (песнопения на литии, стиховнах, полиелее, хвалитех, Евангелие на утрене, указания на литургии), и еще один канон святой. В тексте службы неоднократно упоминается Псков. Надписание имени автора в службе отсутствует. Особенностью новых песнопений последования является наличие в них большого числа заимствований из др. текстов. В частности, в службе множество цитат из летописного рассказа о крещении княгини и из похвалы ей в ПВЛ. Составитель следовал тексту летописи и заимствовал целые фрагменты, незначительно изменяя их, производя синонимические замены или используя парафразы. Таким способом построены стихиры на литии, славник на стиховне, стихира по 50-м псалме. Часть дополнительных стихир и новый канон в составе псковской бденной службы являются переработкой стихир и 1-го канона службы свт. Стефану Пермскому (пам. 26 апр.) творения Пахомия Серба в редакции, в к-рой читается акростих с именем Пахомия в песнях 7-9 канона, напр. список РГБ. Рум. 397. Л. 189-197 об. При этом некоторые из песнопений псковский книжник заимствовал, лишь незначительно адаптировав их к новому имени и чину святости, для других же оставил только инципиты песнопений-прототипов. По мотивам песнопений службы свт. Стефану Пермскому в последовании О. написаны: «Ины стихиры» и славник на «Господи, воззвах», 1-я стихира на стиховне вечера, 1-й канон святой (включая ирмосы и светилен).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

8. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5-й. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду. При совершении службы Триоди в соединении с бденной службой апостола и евангелиста Иоанна Богослова следует руководствоваться 2-й Марковой главой под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» . Примечание. «Святаго же Арсения служба оставляется, и поется, егда хощет настоятель, или церкве начальник» (Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, праздника Триоди (о слепом), глас 2-й – 3 (первая стихира – дважды), и апостола 4. «Слава» – праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Господи, мимоходя путем...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии). «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Все житие слепый нощь помышляя...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихира воскресная, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с припевами их). «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 8-й: «Правды Солнце мысленное...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-21/

Чиновник нижегородского Преображенского кафедрального собора был написан позже прежних, уже в XVIII веке. Чин прощения описывается там следующим образом. После трех поклонов (молитвы прп. Ефрема) архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…» 29 и «Всех скорбящих Радосте» 30 . Отсутствует указание о поучении народу 31 . В Чиновнике ростовского собора (XVII в.) содержатся следующие краткие указания: «Архиерей бывает у всенощного и Литургию служит в соборе, в той же день к вечерни выход бывает архиерею в собор. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас " Услыши ны, Боже " . Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву " Владыко многомилостиве " , и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом» 32 . Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник (иеромонах) и диакон совершали вход в ризах черных. «Канонархист сказывает прокимен без клобука». Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют» 33 . Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы 34 . Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга 35 .

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Пасхальное яйцо с изображением равноапостольной Марии Магдалины При жизни Божественного Учителя она отличалась верностью и преданностью Ему. Последовавшие позднее перенесения мощей святой мироносицы способствовали распространению её почитания в мире. Ныне ей возносят молитвы в разных странах и в разных Церквах. Её имя и подвиги свидетельствуют о воскресшем Христе Спасителе. В Синаксаре в Неделю святых Жен мироносиц говорится: “Магдалина же и яко оградника мнящи, Того о Самом вопрошаше. Многи убо быша мироносицы, но Евангелисти о нарочитых точию сотворше поминание, другие оставша. Бяху же сия первая всех Магдалина Мариа, из неяже и демонов седьм изгна, яже и по Христове вознесении в Рим пришедши, яко словом новым, смерти Пилата и архиереа предает, яже о Спасе Христе Тиверию кесарю возвестивши. Последи же во Ефесе умирает, и от Богослова Иоанна погребается; от Премудраго же Льва в Константин град приносится” 45 . Один из проповедников говорит: “Какой величественный образ благодарной любви к Господу представляет собою святая равноапостольная Мария Магдалина! И ты, душа христианская, подобно ей должна быть проникнута таким же крепким и неизменным чувством к Господу Иисусу. Силою искупительных заслуг Его и ты в Таинстве Крещения освобождена, подобно Магдалине, от власти духов лукавых, нечистых, гнездящихся в тебе и со времени греха прародительского имеющих доступ к человекам” 46 . 1 3-я стихира на литии//Триодь цветная. М., 1992. Л. 62; Славник на хвалитех в понедельник на утрени//Там же. Л. 78; Славник на Господи воззвах на вечерне в среду//Там же. Л. 84. 2 Хождение в Святую Землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703. М., 2008. С. 81, 186, 323. 4 Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 359. 9 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Ч. 2 и 3. М., 1997. С. 280. 10 Там же. С. 280; Иванов Н. Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина//Журнал Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава. 2 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432–433. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник. 7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 10 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 12 Там же. 13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, ризы, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава» – ризы, глас 8-й: «Кресту Твоему Честному...» , или преподобного, глас 6-й: «Жестокое твое житие...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 3, и преподобного – 3 [или: ризы – 2, и преподобного – 1]. На литии стихиры ризы, глас 4-й (см. на литии), и стихиры преподобного, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й (см. на литии). «Слава» – Минеи, глас 8-й: «Велико дерзновение...» (см. на литии в службе преподобного), «И ныне» – ризы, глас 6-й: «Одеяйся светом...» (см. на литии) . Примечание. На литии перед славником Минеи, глас 8-й: «Велико дерзновение...», могут быть спеты стихиры преподобного, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов), хвалитная стихира ризы (глас 4-й [или славник, глас 5-й] ) и хвалитная стихира преподобного (глас 2-й), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник хвалитных стихир преподобного, глас 8-й: «Отечество твое...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Дивно прошение, и вера превелика...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Прежде Честнаго Твоего Креста...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-23/

23. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской . Сщмч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря) . Собор Костромских святых. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову . Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела) поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и новомучеников – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 3 . На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...» , «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-05/

В XVII в. служба царевичу Иоасафу издавалась в разных вариантах: 3 раза в составе служебных Миней (1645, 1666, 1690), в 1680 г.- в составе издания текстов, посвященных преподобным Варлааму и Иоасафу Индийским, осуществленного Симеоном Полоцким (см.: Сидорова Л. П. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» в изд. Симеона Полоцкого//Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. С. 134-151. (Рус. старопечатная лит-ра, XVI - 1-я четв. XVIII в.)). В ноябрьской Минее 1690 г. представлен наиболее полный вариант службы. Служба прп. Макарию Калязинскому содержит 2 канона. В каноне 8-го гласа «Отверзи ми, Христе, устне воспети подвиги угодника Твоего…» прославляется жизнь святого, в каноне 1-го гласа «Ума чистыми светлостьми Божественная зря…» говорится преимущественно о мощах преподобного и о чудесах от них. В большинстве списков и изданий службы нет указаний и др. признаков наличия акростихов в обоих канонах. Несмотря на это, Ф. Г. Спасский считал автором службы на память прп. Макария Калязинского книжника XVI в. Романа, подпись которого он предположил в сочетании начальных букв 9-й песни «РОМН» 1-го канона в печатной Минее. Однако в нескольких списках этой службы на месте этого сочетания обнаружена акростишная подпись Маркелла «МРКЛ» ( Гадалова. 2002). Подпись в этих списках сопровождает надписание к 1-му канону: «Аще хощеши уведати имя списавшаго, то у девятыа песни изообрящеши начальными словесы перваго кануна у стихов». Одновременно в 9-й песни 2-го канона появляется буквосочетание «МАКЛ», отсутствующее в большинстве списков. И хотя надписания ко 2-му канону нет, это буквосочетание также следует признать подписью М., приняв во внимание бережное отношение редактора к первоисточнику. Большинство песнопений службы оригинальны, лишь нек-рые из них (славник на стиховне, седален по 2-й стихологии, стихира по 50-м псалме, богородичен после светильна и славник на хвалитех) заимствованы из общей службы преподобному. Ряд песнопений великой вечерни восходит к полному варианту проложного Жития Никиты Переяславского - тексту, содержащему искаженные данные о жизни подвижника, противоречащие др.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010