почитание В. С. активно поддерживается московским великокняжеским домом. Во имя В. С. был крещен серпуховской кн. Владимир Андреевич Храбрый, родившийся 15 июля 1353 г. В «Слове о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» (по предположению Г. М. Прохорова, составлено в кон. XIV - нач. XV в.) блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской прославляется как «отрасль благополодъна и цвет прекрасный» «царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго Роускую землю» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 351-352). В 1389 г. по заказу кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Московского Симеона Иоанновича Гордого, был вышит воздух «Спас Нерукотворный с предстоящими святыми», где в числе 8 святых представлены вмч. Димитрий Солунский и В. С.- св. покровители князей Димитрия Донского и Владимира Храброго. В нач. XV в. на княжеском дворе «в садех» за Москвой (совр. Старосадский пер. в Москве) уже существовала каменная ц. во имя В. С. (упом. в духовной грамоте вел. кн. Московского Василия I Димитриевича , составленной ок. 1417.- ДДГ. 21. С. 58; в 1514-1516 на месте этого храма архит. Алевиз Новый построил церковь с тем же посвящением (ПСРЛ. Т. 30. С. 141), храм неоднократно перестраивался, в 1991 в нем возобновились богослужения). Осада Корсуни войском кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 60 об.) Осада Корсуни войском кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 60 об.) В 1-й пол. XV в. почитание В. С. приобрело черты церковно-гос. празднования. В ходе борьбы против Флорентийской унии на рус. почве была сформулирована идея о преемственности Московской Руси по отношению к Киевской, отразившаяся, в частности, в формуляре великокняжеских грамот, неотъемлемой частью к-рых стало обращение к «нашему прародителю, святому и равноапостольному великому князю Киева и всея Руси Владимиру» ( Поппе. С. 44). Поминание «великаго и благочьстиваго царя и князя Владимира» включается в предисловия к синодикам мон-рей и кафедральных соборов (Синодик ростовского Успенского собора, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Т. 2. С. 110-111; Васильев Ю. С. Феодальное землевладение на Ваге//Аграрная история Северо-Запада России, 2-я пол. XV - нач. XVI в. Л., 1971. С. 290-295; он же. К вопросу о двинских боярах XIV-XVI вв.//Мат-лы XV сессии симп. по пробл. аграрной истории СССР. Вологда, 1976. Вып. 1. С. 14-21; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 87-94; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1990. С. 62, 271-281; Дмитриев Л. А. Иона//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 427-430; Рыжова Е. А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. С. 110-116; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-147; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв. (в печати); Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского (в печати). З. Н. Исидорова, Е. А. Рыжова Иконография По письменным источникам известны иконы В. В. начиная с XVI в. Одна из первых была написана в Варлаамиевом Важском во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ре после обретения в 1552 г. мощей святого. В первоначальной редакции жития описано явление В. В. игум. Паисию в 1551 - нач. 1552 г. : «Пришедъ убо в келию игумену во образе своем, якоже бе написан на иконе: в рукахъ жезлъ имуще, брадою темнорусъ». Из той же редакции известно, что после обретения и перенесения мощей над новой могилой святого соорудили гробницу, в к-рой установили иконы Богородицы и В. В. (чудо исцеления монастырского работника Памфила, происшедшее при игум. Ионе Безсоне, между 1552 и 1575). Впосл. икона святого при гробнице стала почитаться как чудотворная (описание исцеления от беснования девицы Улиты в III Пространной редакции - БАН. Арханг. Д. 403). Отмечено, что в нек-рых чудесах В. В. являлся жителям окрестных селений вместе с Богородицей (чудо 1707 г.- БАН.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части т. н. Нового города во Владимире. Основан при храме во имя вмч. Георгия Победоносца (XII в.), возведенном на дворе кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Большинство исследователей XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) ? В. В. Зверинский , Н. А. Артлебен ) относили постройку Георгиевской ц. к 1129-1130 гг., основываясь на ст. «А се князи русьстии» (XV в.) в Комиссионном списке НПЛ, сообщающей, что кн. Юрий Долгорукий во Владимире «постави... церковь каменну святого Георгиа за 30 лет до Богородичня ставлениа» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467; М., 2000. Т. 16. Стб. 309). Иером. Иоасаф (Гапонов), К. Н. Тихонравов, а также большинство историков и археологов XX в. (Н. Н. Воронин , П. А. Раппопорт и др.) считали более достоверными известия др. летописей, в к-рых Георгиевская ц. упоминается или под 6660 (1152) г.- среди храмов, построенных на Суздальской земле кн. Юрием Долгоруким (ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 153; М., 2001. Т. 7. С. 57; М., 1965. Т. 9. С. 196, 197; Спб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 116; М.;Л., 1949. Т. 25. С. 56; М., 1978. Т. 34. С. 75; М., 1994. Т. 39. С. 60), или, как в Летописи Авраамки, под 6665 (1157) г.: «Поставлена бысть в Володимере церковь князем Георгием во имя святого мученика Георгия» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 44, 45). Сокращенные Московские летописные своды 1493 и 1495 гг. уточняет, что в 1157 г. «священа бысть церкви в Володимери святыи мученик Георгий а заложена бысть Георгием церкви камена» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 233, 319). Т. о., возможно, Георгиевская ц. была заложена в 1152 г., а освящена в 1157 г. Согласно данным археологических раскопок, проведенных Ворониным, и изображениям храма на плане Владимира 1715 г., древняя Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Сохранился список Ирмология 1-й пол. XVIII в. (Paul. 13), где распевы ирмосов и катавасий надписаны именем Г., а остальных песнопений - именем Баласиса. Достаточно часто встречаются списки катавасий различных праздников в версиях Г.: Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (διπλα - двойные, т. е. ирмосы канонов и собственно катавасии), Сретения, Пасхи, Пятидесятницы и Успения (Xeropot. 294, сер. XVIII в.; 380; 325, сер. - 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 969; Xen. 108; Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; 243, ок. 1787-1805 гг.), Крестопоклонной недели и Вознесения (Doch. 318; Xeropot. 329), Акафиста (Xeropot. 328, кон. XVII - нач. XVIII в.). По рукописи Doch. 407 известны составленные Г. распевы ирмосов канона Успения 1-го гласа, обоих рождественских канонов, обоих богоявленских канонов, полностью пасхального канона, ирмосов обоих канонов Пятидесятницы; возможно, Г. принадлежат и содержащиеся здесь ирмосы трипеснцев и канонов Недели ваий и Страстной седмицы. Весьма популярными у переписчиков кон. XVII - XIX в. были калофонические ирмосы Г.: «Побеждаются естества уставы» 1-го гласа νος (Ivir. 951; Aegio. Taxiarch. 2; БАН. РАИК. 37; Lesb. Leim. 230; 459; Xeropot. 276; Doch. 363, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 1021 и др.), «Прославим Троицу» (Δοξσωμεν τριδα), «Камень, егоже небрегоша» и «Звезда ныне возсия» (Αστρον δη νατταλκεν) 1-го гласа, «Руце распростер Даниил» 4-го гласа, «Ужасеся о сем» (Εξστη π τοτ), «Разжжите пещь», «Мусикийским органом» и «Чужде матерем» 4-го плагального гласа (Pantel. 993, ок. 1680 г.- ркп. Хрисафа Нового; Xeropot. 323; 303, 1812 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота; Gregor. 41 нач. XVIII в.; Paul. 14; 16; 36, 1-я пол. XVIII в.), «Всецарице, всепетая» (Παντνασσα, πανμνητε) 4-го гласа (Xen. 156, кон. XVIII в.; Pantel. 1031, 1-я пол. XIX в.), «Видев мучитель» гласа βαρς (7-го) (Doch. 400; 390, кон. XVIII - нач. XIX в.). Калофонические ирмосы Г. см. также в рукописях БАН. РАИК. 49, 1686 г.(?); 36, 2-я четв. XVIII в.; 33, 1765 г.; 35, ок. 1730 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 3, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 230; 253; 279, 1725-1740 гг.; 246, 1779-1793 гг.; Xeropot. 279; 291; 292, нач. XVIII в.; 320; Doch. 1248, 1823 г.- «экзегесис» протопсалта Григория .

http://pravenc.ru/text/164757.html

А. Дёмина (1956, 1963, 1972), привлекшая для истолкования содержания произведений художника обширный летописный и агиографический материал, раскрывающий связь искусства А. Р. и совр. ему «героической действительности кон. XIV - нач. XV в.». Ряд изображений А. Р. житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) А. Р. и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.). В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением А. Р., на к-рых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663, кон. XVI в.): «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229об.), «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292об.), «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230), «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230об.), «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293). В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского (БАН. 34. 3. 4., XVII в.) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, аналогичные житию прп. Сергия: «Совет старцев...» (Л. 269об.) и роспись Спасского собора (Л. 270). До нач. XX в. в Крестовоздвиженской ц. Никольского единоверческого мон-ря на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве находилась икона 2-й пол. XVIII в. (?) «Собор Московских святых» (местонахождение в наст. время неизвестно) с изображением прп. А. Р. (1-й справа во 2-м ряду, коленопреклоненный) с надписью на нимбе: «Андрей Рублевъ» (Переводы с древних икон. 93). Первая житийная икона святого была создана в 1981 г. иконописцем И. В. Ватагиной (в наст. время в ц. свт. Николая в Кузнецах). К канонизации А. Р. в 80-х гг. ХХ в. И. В. Ватагиной был написан поясной образ святого с иконой «Св. Троица» в руках; оглавный образ преподобного, исполненный в 1989 г. В. А. Сидельниковым, находится в алтаре Спасского собора Спасо-Андроникова мон-ря. В 1985 г. в сквере перед Андрониковым мон-рем был поставлен памятник А. Р. (скульптор О. К. Комов, архитекторы Н. И. Комов, В. А. Нестеров).

http://pravenc.ru/text/115312.html

Что касается сочинений св. Григория Паламы (1296–1359), то сразу бросается в глаза выборочность переводимых сочинений – это преимущественно его полемические произведения. Часть переводов сохранилась в списке Богословского сборника сер. XVI в. (БАН 82) 86 : 1) Иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Солунскаго, и новаго богослова Паламе. Слово пръво на латине, показателно. Яко от единаго Отца исходит Дух Святый (л. 228а-246а); 2) Тогожде слово второ о исхождении Святого Духа и хулящих то латине (л. 246а-272б); 3) Тогожде в святых отца нашего Григория, архиепископа солунскаго о томжде на Варлаама и Акиндина (л. 272б-283б); 4) Иже в святых отца нашего Григория, архиепископа солунскаго новаго богослова Паламе на Акиндина (л. 283б-300б); 5) Иже в святых отца нашего Григория, архиепископа солунскаго исповедание православные веры (л. 301а-304б) 87 . В том же порядке произведения сохранились и в сб. БАН 83 (Богословский сб. XVI в.), а также в сборнике философско-богословских трактатов XVI в. НБКМ 311(182) 88 . Рукописи принадлежат перу одного переписчика – Виссариона Дебырского 89 . Не исключено, что его делом является и сборник XVI в. из библиотеки Хиландарского монастыря (Хил. 208), содержащий сочинения Иоанна Дамаскина и Григория Паламы в том же составе 90 . Неизвестно, когда и кем переводы были осуществлены, но несомненно одно: они едины по стилю и особенностям лексики, т. е. принадлежат одному и тому же книжнику 91 . Ряд исследователей, среди них М. Попруженко 92 , считают, что есть веские доводы причислить их к плодам переводческой деятельности Тырновской школы. Возможно, что Тырновский собор 1359 (или 1360) г. против Варлаама и Акиндина был побудительной причиной к переводу подобных полемических текстов 93 . В последние годы в науке ставится под вопрос авторство Григория Паламы в отношении первых двух слов, полемично-антилатински заостренных. Переводились и другие сочинения св. Григория Паламы : 1) Беседа о иже во святых Великомучнице и Чюдотворци и Мироточци Димитрии – Панегирик (рильский) от 1479 г., л.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В соответствии с договором князя Игоря, гости и послы из Руси располагались в Константинополе «У Мамы», т.е. в известном монастыре св. Мамонта в Галате (Пере) на берегу залива Золотой Рог. 156 Ольга могла посетить храмы св. Софии (с чудотворными образами и святынями), св. Ирины (с мощами св. великомученицы), базилику Халкопратийской Божией Матери (с мощами вифлеемских младенцев), Манганский Богородичный храм Одигитрии, расположенную рядом церковь св. Лазаря (с мощами святителя и его сестры – св. Марфы Вифанской, а также с привезенными из Эфеса мощами св. Марии Магдалины), затем Фаросский храм (с такими святынями, как Терновый Венец, Гвоздь Распятия, Пелены, Копье, Багряница и мн. др.) близ императорского дворца Вуколеон и др. 157 Обряд крещения, в котором возможно, участвовали и кое-кто из свиты княгини, был совершен в главном соборе христианской столицы – храме св. Софии Константинопольским патриархом (Полиевктом). Так были заложены основы паломнических традиций на Руси. Прием княгини Ольги византийским императором Константином VII Багрянородным в Царьграде. Миниатюра Радзивилловой летописи. Кон. XV в. Санкт-Петербург. БАН. Прием киевской княгиней Ольгойвизантийских послов. Миниатюра Радзивилловой летописи. Кон. XV в. Санкт-Петербург. БАН. Более чем тысячелетняя история систематического паломничества русских клириков и мирян к святыням христианского Востока начинается со времени княжения Владимира Святого – крестителя Руси. Так, преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской лавры, в начале XI в. совершал паломничество через Царьград на Афон, где провел немало времени, прежде чем вернулся (? – М. Б.) ок. 1028 г. окончательно в Киев. 158 Ученик и преемник Антония Феодосий Печерский вводит в середине XI в. в Киево-Печерской обители общинножительный (киновийный) Устав, заимствованный в Студийском монастыре в Константинополе. В Студийскую обитель для знакомства с Типиконом был специально отправлен инок Ефрем (по ПВЛ, Устав был получен благодаря греку «Михаилу чернецу»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

599 Однако в русских житиях (как правило, в агиобиографиях основателей монастырей, святителей) чаще встречается обратное явление – укоризны, клевета и гонения на святого, вызванные «дьявольским наущением». 606 Большая часть предисловия Жития Никодима была заимствована из Жития преподобного Саввы Сторожевского, изданного Московским Печатным двором в 1646 г., ср.: «Якоже убо царския утвари златом украшени, со многоценным камением веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота, в ней же праздницы, сотворяеми в памяти святых, веселят верных сердца и души освящают. Вся убо сия человеколюбцу Богу на ползу нам творящу, изрядных бо муж жития древний обыкоша преписовати ради от сих прибываюшыя пользы. Нам же ныне напоследок, в он же кончина веке достиже, наипаче нужно есть сие. И се убо ныне приспе пресветлыи новый праздник предивныя и честныя памяти преподобнаго отца нашего Савы...» (Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII века)/Сост. Л.А. Тимошина//Материалы для истории Звенигородского края. М., 1994. Вып. 3. С. 25−26). 607 Полетаева Е.А. «Уход в пустыню» в древнерусской и старообрядческой традиции (на материале северно-русской агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 212−213. 613 Никон игуменствовал на Кожеозере с 1643 по 1646 г., см. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии/Сост. А. Кононов. СПб. 1894. С. 13−14. 615 Никодим [(Кононов)], иером. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. С. 15. 616 Два списка Службы преп. Никодиму идут в конвое с Житием Никодима I ПР (БАН, Архангельское собр., Д. 405, л. 10−57 об.; РНБ, Q. I. 1390, л. 89−113) и один список кон. XVIII – нач. XIX в. представляет только текст Службы (в её состав входит и проложное житие святого) – РНБ, собр. Тиханова, 473, л. 1−47 об. 617 «Месяца июля в 3 день преставление преподобнаго отца нашего Никодима, Кожеезерскаго чюдотворца, Хозьюскаго пустынника». Нач.: «Равноангелное житие твое и Божествени подвиги...». Цит. по ркп.: БАН, Архангельское собр., Д. 405 (кон. XVII – нач. XVIII в.), л. 10−57 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Biaystok, 2006. 26. С. 5-28; Флоря Б. Н. Исследования по истории церкви: Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 104-106, 108. Б. Н. Флоря Церковно-учительная деятельность И. В последнее время И. атрибутированы 2 цикла поучений приходскому духовенству, написанные в связи с Собором 1509 или 1514 г. и содержащиеся (без указания автора и даты) в Кормчих книгах особого состава, распространенных в Западнорусской митрополии в XVI-XVII вв. (напр.: РГАДА. Ф. 181. 1594, 1596; Ф. 196. Оп. 1. 1620). Основу этих циклов составляет рус. поучение XIII в. епископа Собору епархиального духовенства (РИБ. 1908 2. Т. 6. Ч. 1. С. 111), однако текст, содержащийся в западнорус. Кормчих, многократно превышает исходный по объему и широте освещения различных сторон церковной жизни. Памятник, являющийся ценным источником по истории Западнорусской Церкви на рубеже XV и XVI вв., нуждается в изучении и публикации. На время пребывания И. на митрополичьей кафедре приходится составление новых редакций ряда сборников уставных и назидательных чтений, не получивших распространения в Московской Руси. Таковы Пролог нестишной с заметно расширенной учительной частью, переписанный в 1512 г. в Вильно или в Новогородке (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 95 (сент.-февр.); о составе и характере дополнений см.: Чистякова М. В. Текстология вильнюсских рукописных Прологов: сент.-нояб. Вильнюс, 2009), Измарагд юго-зап. редакции (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 240) и обширный 3-томный Торжественник минейный ок. 1518 г. (Там же. 79 (сент.-нояб.), 80 (дек.-февр.) и, вероятно, 105 (март-авг.); о датировке комплекта см.: Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Каталог/Сост.: Н. Морозова. Вильнюс, 2008. С. 30-32, 40-41), осенне-зимние тома к-рого по составу и насыщенности текстами приближаются к Минеям-Четьим. В основу этого Торжественника был положен древний сборник житий и Слов, близкий к домакариевским Минеям-Четьим (но не идентичный им), существенно дополненный южнославянскими переводами XIV в. торжественных и учительных Слов, сочинениями св. Евфимия , патриарха Тырновского, и Григория Цамблака и житиями русских святых XIII-XIV вв. (см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 106-123, 221-228). Эта редакционно-кодификаторская деятельность окружения И. напоминает (хотя и в меньших масштабах) более позднюю ситуацию в Вел. Новгороде, когда Новгородскую кафедру занимал свт. Макарий (1526-1542).

http://pravenc.ru/text/673649.html

Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ) Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 79 об.); «...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа «Тихвинская икона Божией Матери - святители Гурий и Варсонофий Казанские» из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), «ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его» ( Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий Казанский//Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя. Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены «Казанская икона Божией Матери» нач.

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010