Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

История почитания Л. в западнорусской Киевской митрополии остается практически неизученной. Память Л. содержится в месяцесловах пергаменных Лаврского (Киев. Ин-т рукописей ЦНБ Украины. 4П/1) и Мстижского (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 2) Евангелий-апракос кон. XIV в. ( Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 346; СКСРК XIV. Вып. 1. С. 314. 177), издавна бытовавших на западнорусских землях, однако графико-орфографические особенности обоих кодексов не позволяют считать их написанными на той же территории. В Минеях служебных по Иерусалимскому уставу, получивших распространение на восточнославянских землях Речи Посполитой, служба Л. неизвестна. В редакции Стишного Пролога, бытовавшей на украинско-белорусских землях в кон. XV-XVII в. (старший список переписан в 1496 для Супрасльского монастыря - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 100), под 23 мая помещены Житие Л. со стихом в начале текста (особенность не зафиксирована др. редакциями) и Повесть о перенесении мощей Л. в новую церковь. В кон. XV в. был известен западнорусский (восходящий ко времени митр. Феодосия) сборник Житий святых и служб им типа «Минеи новым чудотворцам», содержащий Житие Л. и службу ему. Учитывая обилие Житий великорусских святых в составе Стишного Пролога 1496 г., нельзя исключить, что появление на западнорусских землях и Пролога и «Минеи новым чудотворцам» могли быть связаны с браком в 1494 г. дочери вел. кн. Московского Иоанна III Елены и вел. кн. Литовского Александра (хотя великорус. списки подобной версии Стишного Пролога не засвидетельствованы). В 1530 г. в Луцке по инициативе еп. Макария была переписана компилятивная редакция пролога, в которой вышеупомянутая версия Стишного Пролога была соединена с древнейшей нестишной (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 98). В 1604 г. кн. К. К. Острожский прислал в подарок патриарху Московскому свт. Иову драгоценный выносной или воздвизальный хрустальный крест, украшенный, в частности, серебряными позолоченными изображениями 3 Московских святителей и Л. (РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 701).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Греч. 742. Л. 341 об.- 345 об., опубл.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο/Εκδ. π Ιωννου λαμπαδαρου κα Στεφνου Α δομεστκου τς το Χριστο Μεγλου Εκκλησας. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 437-442). По немногим рукописям известны распевы И. Г. для входного песнопения «Свыше пророцы» на 1-й глас (Ath. Iver. 974. Fol. 262-262v) и на глас πρωτβαρυς (Ath. Iver. 993. Fol. 267v), для кондака и икоса усопшим «Со святыми» 4-го плагального гласа и «Сам Един еси Безсмертный» 1-го гласа (Ath. Cutl. 399. Fol. 174; 457. Fol. 251v - 252v) и для песнопения Полихронион (Πολυχρνιον ποισαι Θες) на 1-й глас (Ath. Iver. 973. Fol. 359v - 406v). И. Г. написал ряд кратим : 2-го гласа (БАН. РАИК. 154. Л. 448), две 1-го плагального гласа - Ανεεανε с названием «великого примикирия» (το μεγλου πριμικηρου) и Ανενετακε (Ath. Cutl. 399. Fol. 92v - 94v; 457. Fol. 294; Ath. Iver. 972. Fol. 114v - 117), 4-го плагального гласа (БАН. РАИК. 154. Л. 494 об.; РНБ. Греч. 126. Л. 348), 2-го плагального гласа с названием σουρλς (БАН. РАИК. 154. Л. 481; Athen. Bibl. Nat. 2604. Fol. 176v - 177v; Lesb. Leim. 245. Fol. 163v - 164v, 1649 г.; в транскрипции Хурмузия - S. Sepulcri. 711. Fol. 56-59v), 2-го плагального гласа δεμνος с названием σουρχν (Ath. Pantel. 1046. Fol. 143v), 4-го плагального гласа для стихиры на Рождество Иоанна Предтечи «Подобает Иоанну благовоние» (РНБ. Греч. 126. Л. 348), 4-го плагального гласа Εεερετερε с названием μνοια (краткая кратима, поющаяся в конце каждой службы; Ath. Cutl. 456. Fol. 466), на 4-й глас Ετερρετε (Ath. Cutl. 457. Fol. 345v), для песнопения «Егда ко кресту» (π τ «Οτε τ σταυρ») (Ath. Iver. 975. Fol. 471), 4-го плагального гласа Τοτοτο (Ath. Iver. 984. Fol. 49-50, 70), пролог (πρλογος) «И князи собрашася» (Пс 2. 2) (Ath. Pantel. 962. Fol. 1-86, XVI в.). См. также кратимы И. Г. в рукописях: Ath. Xeropot. 270. Fol. 2-86v, кон. XV в.; Ath. Doch. 388. Fol. 205v - 228v, нач. XVII в.; Ath. Konstamon. 86. Fol. 206-222; Ath. Pantel. 1271. Fol. 84-118v, кон. XVII - нач. XVIII в. Согласно анализу Э. Уильямса и К. Трёльсгора ( Williams, Troelsg å rd. 2001), мелодический стиль кратких и пространных песнопений И. Г. значительно различается. Мелодическое движение в кратких песнопениях более плавное, а в пространных песнопениях нередки скачки, большая часть к-рых на кварту, но встречаются и на квинту и сексту, реже на септиму и октаву. Исследователи также отмечают, что И. Г. сочинял несколько калофонических мелодий на один и тот же стих (напр., для Пс 2 на вечерне), в то время как Иоанн Кукузель, Ксен Коронис и др. мелурги составляли мелодические композиции из неск. псалмовых стихов. Кроме того, по стилю мелодии И. Г. более просты, чем мелодии его учеников и последователей; возможно, это объясняется тем, что творчество И. Г. представляет собой более ранний этап развития калофонического стиля.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Во время пребывания И. на кафедре в Новгороде активно велось книгописание: посл. четв. XIV - 1-й четв. XV в. датируется значительный процент сохранившихся новгородских рукописей. Новгородские книги этого времени (прежде всего литургические) отличает традиционность облика: они написаны крупным уставным почерком («новым стильным уставом», по характеристике В. Н. Щепкина ), восходящим к традициям 2-й четв. XIV в. В 1398 г. по заказу архиепископа для владычной ц. Рождества «на сенях» был переписан комплект пергаменных Служебных Миней по Студийскому уставу; сохранились том на апр. с записью писца о походе новгородской рати на Двину (БАН. 34.7.5) и, вероятно, том на дек. (РНБ. Соф. 193; см.: Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодиколог. исслед. рукописей Софийско-Новгородского собр. ГПБ. М.; Л., 1989. С. 18-19). Судя по дате, к одному комплекту с ними может быть отнесен список богослужебной части Студийского устава - ГИМ. Син. 333. В 1399-1400 гг. по заказу И. в Хутынском монастыре был написан пергаменный Служебник (ГИМ. Син. 600) с миниатюрой, на к-рой был изображен свт. Иоанн Златоуст в пышной тератологической рамке в виде храма. Согласно Житию прп. Арсения Коневского (XVI в.), прп. Арсений , подвизавшийся в Лисицком мон-ре, и игумен обители Иларион (впосл. епископ Коломенский) привезли с Афона Устав монастырский и Тактикон Никона Черногорца, к-рые отдали И. С Тактикона И. повелел снять копию (РНБ. Мих. Q. 149. Л. 43). Копия Тактикона сохранилась: РНБ. F.n.I.41, 1397 г. (см.: Столярова. 2000. С. 384, 385). Возможно, ко 2-й половине архиепископства И. относится написание роскошного новгородского Служебника - БАН. 17.21.1 («Служебник царевича Алексея Петровича»), украшенного тератологическим орнаментом; служебник отражает южнослав. (афонскую) правку текста XIV в. ( Афанасьева Т. И. К вопросу о датировке пергаменного служебника из собрания Б-ки РАН//Материалы и сообщения по фондам ОР БАН. СПб., 2006. С. 20-22). Ко времени И. может быть отнесено и создание Мусин-Пушкинского юридического сборника (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. I. 1), содержащего «Русскую правду» пространной редакции, «Закон судный людем» пространной редакции, «Законы Моисеевы» (выписку из Исх 19-22), договор 1229 г. Смоленска с Ригой и Готским берегом, «устав о мостех» кн. Ярослава Всеволодовича и Церковный устав кн. Владимира (Каталог славяно-рус. рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР/Сост.: О. А. Князевская и др. М., 1988. Ч. 2. С. 305-307, 155).

http://pravenc.ru/text/469552.html

К востоку отсюда виднеется высокая гора Йэхэ мандал, у южной подошвы которой, по словам местных монголов, находится княжеская ставка и управление этого хошна, а несколько восточнее их – хошнный монастырь. К северу перед глазами путника стоит высокий хребет Мангатай, через который должно перевалить, чтобы приехать на следующую станцию. По мере приближения к этому хребту глинистая почва долины все более и более переходит в чернозём, трава делается выше и гуще, появляется целая масса белых и жёлтых цветов, – только под самою горою делается уже каменисто. Что касается подъёма, то он поистине должен быть назван ужасным: дорога, проходящая густым лесом, завалена повалившимися деревьями и громадными кусками гранита; глубокие колеи и ямы делают здесь проезд почти невозможным для колёсной езды и, несомненно, что для этого перевала нужны по крайней мере тройные силы животных; оттого то караваны по большей части минуют этот перевал несколько западнее, в объезд. С вершины мангатайскаго перевала открывается дикий и грозный вид на окрестности, – особливо к югу: горы возвышаются одна над другою со всех сторон и являются поразительны по своим разнообразным формам и виду: то они покрыты лесом, то голые, то зеленые и всё это окрашивается в самые различные краски и в самых разнородных сочетаниях, Спуск с Мангатая на север не менее трудный и, пожалуй, ещё более опасный, потому что дорога здесь более узка, а между тем скатывающиеся с горы ручей прорыл себе такое глубокое русло, что ежеминутно грозит опасность свалиться в эту ямину. Чем ниже и ближе к долине, тем камней становится меньше и почва мало помалу снова превращается в черноземную. У подошвы Мангатая долина очень узка и походит скорее на ущелье, ограничиваемое с запада горою Эркэтÿ, а с востока горою Царху; далее к северу ущелье это расходится; но ровный и пологий скат с гор простирается почти до Бан-гол’ской станцш, стоящей на берегу Бан-гола. Эта река Бан-гол является таким образом южною границею долины, именуемой Цайдам и протягивающейся отсюда к северу вёрст на 12-ть, 13-ть.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Он же со слезами вопияе ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя, яко единаго от святых ц елую , а помощи не могу ти. Но, о преподобие отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым». – Минея Январь. Ч. 2. М., 1983, с. 238. 698 Пролог. Кн. 2. Месяцы Март-август. СПб., 1896, л. 327. В Прологе указана как дата кончины 1552 год. Протоиерей И. Кузнецов рассмотрел показания рукописных источников, признав за таковую 1557 год; см. Протоиерей И. Кузнецов. Указ. соч. с. 288. См. также Вольгин А. Святой благоверный Василий, Московский чудотворец//ЖМП. 1977. 8, с. 79. Прим. 8). В службе блаженному Василию также говорится о его кончине, но ничего не говорится о святителе Макарии: «Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и деви, старцы со юношами твоим честным мощем поклонится и вое кликнута купно вси память вечную, Христа величающе».– 9-я песнь канона – Минея. Месяцы Иуний-Август. М., 1813, л. 28. 700 Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц январь. СПб., 1892, с. 235. 704 Новгородский государственный музей. 1088. Сборник нач. XVIII в., л. 103 об.–104. Нам известен еще один список этой Повести в поздней писарской копии XIX века (БАН. Арх. Ком. 266). 707 Там же. С. 254. См. также: БАН. Вятское собр. 66. Служба святителю Николаю Мирликийскому на праздник явления его образа на Вятке XVIII в. л. 43–46 об. 709 ЦГАДА. Ф. 181 МГАМИД. 365/815. Летописный сборник XVII в. л. 257; БАН. Арх. собр. 193; Сборник XVI в. л. 365 об.–366. 710 Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958, с. 86. Приведем высказывание Л. А. Щенниковой в связи со Степенной книгой: «Очевидно, именно Митрополиту Макарию, воспринявшему и развившему духовные идеи предшественников, принадлежит мысль о православном Русском царстве, отличительной особенностью которого является то, что его история созидается и движется от Киева и Владимира к Москве под покровительством Богоматери – в единстве и соответствии с историей чудотворной Владимирской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

регионах России. В текстах иконописных подлинников XVII-XVIII вв. об изображении Е. сказано под 25 сент.: «...подобием аки преподобная жена» (БАН. Дружин. 975. Л. 36 об., посл. четв. XVII в.); «около главы клобук, риза преподобническая, дичь санкирь, испод лазорь дикая» (БАН. Строг. 64. Л. 69 об., кон. XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159); «подобием аки Евфросиния Александрийская, риза лазорь, ряска дымчата, около главы клобук дичь» (БАН. Двинск. 51. Л. 91, кон. XVIII в.; ср.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 33). В соответствии с указаниями подлинников она изображалась, как правило, в монашеском облачении. Эта традиция отразилась и в руководстве для иконописцев 1910 г., где Е. описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее - подрясник, мантия, на голове - куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26). Наиболее ранним изображением Е. принято считать шитый покров на гробницу преподобной 2-й четв. XVI в., созданный, вероятно, в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой. Е. представлена прямолично в рост, в монашеской мантии, рясе и клобуке, с крестом в деснице и со свитком в левой руке (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 96-98; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 150-151. Ил. 37). Подобную иконографию имеет и др. покров, датированный кон. XVII в., также происходящий из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 98. Ил. на форзаце; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 164. Ил. 49). Образ Е. вышит на пелене 70-х - 80-х гг. XVI в. (?) с иконой Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ, см.: Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале: Путев./Сост.: С. П. Гордеев. М., 2007. С. 83. Ил.), к-рая находилась в погребении свт. Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы. Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г. (ГИМ) Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ В рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения (новгородский, московский, усольский , псковский, ярославский, киевский распевы и др.). Монодия. Кон. XVI - XVII в. Образованию М. р. способствовали сложившиеся в церковном пении региональные традиции исполнения общих гимнографических текстов (феномен многораспевности ) в рамках единых традиц. певческих стилей. В ходе централизации гос-ва и формирования единой культуры репертуар рус. профессиональных церковных хоров все более обогащался этими распевами, что особенно заметно по певч. рукописям. Одним из крупнейших центров певч. искусства в Московском царстве того периода был Вел. Новгород. Особый новгородский патриотизм, культ местных традиций, стремление к независимости способствовали появлению особого течения в рус. искусстве - новгородской певч. школы. Центром, способным сосредоточить и содержать высокопрофессиональных мастеров пения, стал Софийский архиепископский (с 1589 митрополичий) двор, при к-ром действовал хор певчих дьяков и подьяков. Из произведений, относящихся к новгородской традиции, сохранился, напр., особый «перенос софийский» (т. е. херувимская песнь - РГБ. Ф. 379. 46. Л. 105, сер. XVII в.). По свидетельству источников (см. изд.: Голубцов. Чиновник. С. 20, 36, 48, 53, 55, 95, 97 и др.), в праздники новгородского происхождения в 20-30-х гг. XVII в. Софийский хор исполнял «Обиход, новгородцкой роспев». В празднование местночтимых чудотворцев, напр. блж. Николая Кочанова , новгородским распевом пели только обедню, причем строчную (см. Строчное пение ) (Там же. С. 65). Рукописи, содержащие эти циклы обиходных песнопений новгородского распева, пока не выявлены. Однако известны отдельные обиходные произведения новгородских мастеров, которые получили бытование в певч. рукописях, напр.: задостойник знаменный «Владычице приими» (РГБ. Ф. 299. 154. Л. 347), задостойник демественный «Светися, светися, новый Иерусалим» (БАН. Осн. 21.2.3. Л. 46), прокимен «Всяко дыхание» (РНБ. Кир.-Бел. 638/895. Л. 180). Для Стихираря праздничного новгородцы также создали собственные распевы к славникам «Волсви персидстии» и «Благовествует Гавриило» (РГБ. Ф. 210. 1. Л. 201-208 об.), славник свт. Николаю Мирликийскому «Доблестей твоихо» (БАН. Осн. 16.7.24. Л. 184-185). В Стихираре Триодном обнаружен новгородский вариант распева 1-го антифона «Князи людестии соберашася» из службы Страстям Христовым (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010