Значительная часть изображений Д. И. XVI-XIX вв. связана с его прославлением как героя Куликовской битвы. Воинская тема, понимавшаяся нередко как подвиг во имя веры, занимает важное место в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. Наиболее значительный цикл миниатюр, посвященных борьбе с татарами,- иллюстрации к повествованию о Куликовской битве («Повесть полезна бывшаго чюдеси… князь велики Дмитрей Иванович… на Дону посрами и прогна волжския орды гордого князя…» - 2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 19-127). Текст восходит к т. н. киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», одного из самых известных произведений Куликовского цикла. Главным действующим лицом является Д. И., к-рый изображен средовеком с небольшой бородой, в княжеских одеждах и шапке. Тематически иллюстрации можно разделить на 3 группы: сюжеты, где вел. князь предстает правителем, восседающим на престоле и беседующим с боярами или князьями; многочисленные батальные сцены; сюжеты, прославляющие благочестие Д. И. (моление перед иконами в Успенском соборе и у гроба свт. Петра, беседа со свт. Киприаном, посещение прп. Сергия Радонежского). В Лицевом летописном своде представлены все основные события жизни Д. И. от сообщения о рождении у вел. кн. Иоанна II Иоанновича сына Димитрия (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 449 об.) до повести «О житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича царя Русскаго» (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 323 об.- 342 об.). При изображении событий ранее 1378 г. Д. И.- безбородый юноша (в т. ч. в иллюстрации женитьбы Д. И.- 1-й Остермановский том. Л. 571 об.), в иллюстрациях к «Повести о Митяе» - впервые показан средовеком с короткой бородой (1-й Остермановский том. Л. 781 об.). В рассказе о его завещании детям, смерти и погребении вел. кн. изображен лежащим на одре, в княжеских одеждах, с непокрытой головой, в сцене преставления (1-й Остермановский том. Л. 335 об.) - с нимбом, в правом верхнем углу - летящий к небесам ангел с душой усопшего в виде фигурки младенца с нимбом. В следующей композиции, иллюстрирующей плач блгв. вел. кнг. Евдокии, лежащий на одре Д. И. облачен в схиму. На последних миниатюрах цикла почивший князь изображен с нимбом.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В февр. 1677 г. игум. Феодосий обратился к Новгородскому митр. Корнилию с просьбой о переносе мощей И. и Н. в Сийский монастырь, чтобы сохранить «от поругания от неверных (язычников-самоедов), а может быть, и от похищения их со стороны раскольников». Митр. Корнилий дал благословение, но распорядился «святости никакия на них до подлинного свидетельства не налагать» ( Кириллов. 1899. 17. С. 467-468; позиция митр. Корнилия в вопросе канонизации Ручьёвских чудотворцев обусловлена в первую очередь решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , фактически запретившего почитание «нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени»; см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 431). В 1678 г. мощи были перенесены в Сийский монастырь и погребены «во усыпални у чюдотворца» (монастырский Летописец: БАН. Арханг. 186. Л. 207-207 об.; 375. Л. 92 об.). В переносе мощей принимали участие иером. Никодим (в 1692-1721 архимандрит Сийского монастыря), инок Лаврентий и диак. Иосиф, о чем свидетельствовала запись на настенной плите в усыпальнице ( Кириллов. 1899. 17. С. 469). В Сийском мон-ре установили панихидное поминание И. и Н.: «Месяца септеврия в 10 день. Поминать Ручевъских чюдотворцов священноиноков Исаию да Никанора, пети панахида собором перед обеднею» (кормовая книга Сийского монастыря: РНБ. СПбДА. АII/383. Л. 43 об., XVII в.). В монастырском синодике, переписанном в 1729 г., при архим. Порфирии, память ошибочно указана под 24 сент. (БАН. Арханг. 398; Белова. 2007. С. 387-388; Кириллов. 1899. 17. С. 469; Сказания о св. подвижниках. 2002. С. 178). Поминание И. было установлено также в 3-ю субботу Великого поста: «Пети панахида собором пред обеднею, поминать игумена Исидора (корежемской), игумена Питирима (сийской), священноинока Иону (что писал чюдотворцеву службу и Житие), инока Левкия, Иоанна, инока Исайи (из Ручьев)» (РНБ. СПбДА. АII/383. Л. 57 об.- 58). В списке кормовой книги БАН. Арханг. 302. Л. 49 память И. указана во 2-ю субботу Великого поста. Память святых под 30 мая приведена в иконописном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова: «Преподобных отец наших священноиноков Никонора и Исаии, начальников пустыни, иже на мори Окияне при брезе, на Зимней стране, на устье реки, глаголемой Ручьи, новых чудотворцев». Память святых под 3 авг. указана в Кайдаловских святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 559-560).

http://pravenc.ru/text/674852.html

В. П. был канонизирован решением Свящ. Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. В месяцеслов РПЦ имя В. П. было внесено определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. Лит. наследие преподобного представлено большим количеством слав. и румын. списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во мн. мон-рях Румынии и России. Известен автограф В. П.- патристический сборник, в к-рый включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (БАН Румынии. Славян. 756 - Mihail. Schitul Poiana Mrului. P. 358-359). Др. автографы В. П. утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть б-ки Поляномерульского скита. Самый древний слав. список предисловий В. П. к творениям Филофея Синайского и прп. Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем (БАН Румынии. Слав. 407). Самый ранний румын. список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. (хранится в скиту Продром на Афоне - Veniamin Micle. P. 117-119). Др. румын. список трудов В. П. был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне (БАН Румынии. Рум. 2597). Наиболее полной публикацией трудов В. П. является издание Оптиной пуст. 1847 г. (во 2-й части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского). Поучения В. П. оказали значительное влияние на рус. и румын. монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) признавали В. П. наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» ( Игнатий (Брянчанинов),свт. Соч. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989р. С. 254-255; ср.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собр. писем. М., 2000. Т. 1. Вып. 4. С. 200).

http://pravenc.ru/text/149765.html

Ист.: Никодим (Кононов), архим. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 43-57 [Сказание и тропарь с каноном по ркп. БАН. Арханг. 509]; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и 1-й пол. XVIII в. Архангельск, 1894. С. 24 [кондак по ркп. БАН. Арханг. 509]; Крушельницкая Е. В. [Сказание о Евфимии Архангелогородском]//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 95-144 [Сказание первоначального вида 1-й ред. по ркп. РНБ. Погод. 810 с разночтениями по списку стилистического варианта 1-й ред. БАН. Арханг. 509]. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 303; Строев. Списки иерархов. Стб. 820, 822-823; Макарий (Миролюбов), еп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 69-70; Сибирцев И. М. К истории Михаило-Архангельской церкви в г. Архангельске. Архангельск, 1896; Кириллов А. Мон-рь св. архистратига Михаила в г. Архангельске//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 262-268; Верюжский В. М., свящ. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Рус. Церкви в кон. XVII в. СПб., 1908. С. 384-386; Голубинский. Канонизация святых. С. 354, 579-580; Барашков Ю. А. Архангельск: Архит. биография. Архангельск, 1984; Кочетков И. А., Крушельницкая Е. В. Малоизвестные памятники лит-ры Архангельска XVII в.//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 508-518; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 127; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 139. Примеч. 140; Т. 2. Табл. 57-59. С. 362-363; Буланин Д. М., Крушельницкая Е. В. Сказание о явлении и чудесах Евфимия Архангелогородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. СПб., 2004. Доп. С. 630-633 [Библиогр.]. Е. А. Рыжова Иконография Первая икона Е. была написана после освидетельствования его мощей. Очевидно, уже тогда существовала традиция изображения преподобного с двуперстием.

http://pravenc.ru/text/187655.html

 В печати. Исследователь любезно поделился текстом с автором статьи.  См. запись в рукописи РГБ 304.2. 187, озаглавленной «Статьи, опущенныя в Славянском переводе и выписанныя изъ книги под названиемъ «Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν…», в нижней части первого листа: «На подлинной печатной книге написано: «Сия книга Филокалия, посылается в Александро-Невский монастырь Господину отцу Иеромонаху Феофану, крестовому, Симеоном Ивковичем, Свято-Успенскаго монастыря Архимандритом, из Албании. В 790-м году, Апреля 10 дня».  См. РГИА ф. 796. оп. 101 д. 306. л. 21.  См. там же. л. 28.  С сентября 1801 г. Белобережская пустынь, с марта 1806 г. Свенский монастырь//ПЭ. Т. 62. С. 22.  Об этом, в частности, свидетельствуют рукописи РГБ 214.534, 214.487, 304.2.209, 304.2.41.  См. ПЭ. Т. 62. С. 22.  См. например, РГИА ф. 796 оп. 84 д. 482 «По рапорту еп. Орловского Досифея о вышедших из-за границы монахах».  См. ссылку 4.  См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24. лл. 1, 2.  См. РНБ ОСРК Q. I. 1223.  См. РНБ НСРК Q. 189  См. Сыщикова М.А. «Рукописная библиотека старца Паисия Величковского в фондах БАН СССР», Материалы и сообщения по фондам отдела редкой и рукописной книги БАН СССР. СПб., 1994. С. 253-270.  Находится в собрании СПбДА, 367-Р. Описание рукописи готовится.  См. БАН, собр. Каликина, 167 (1780), РГБ 304.2.42 (1775), 214.463 (1780-81). Написаны мон. Филимоном вместе с иеросхим. Николаем в ските Поляна Ворона.  РГБ 557.85. 1-я четв. XIX в., до 1821 г.  См. Добротолюбие в переводе прп. Паисия Величковского. ОП, СПб, 2019. Т. С. 19. Об участии св. Паисия см. также вышеупомянутую статью Пентковского А. М., прим. 5.  См. РГАДА ф. 357, оп.1(2), 286(224) (1804), 290(232) (1809), 291(136) (1809), 292(137) (1809), 293(182) (1810).  См. Житие и писания… С. 340.  См. Житие и писания… С. 275.  На л. I запись: «Принадлежит сия к числу книг Николаевскаго Бабаевскаго монастыря, состоящаго в Костромской епархии марта 28-го 1821-го года»  На л. 105 об. запись писца «Переписана книга сия в царствующем граде Москве в Новоспасском монастыре в лето Господне тысяча восемь сот осмое, того монастыря иеромонахом Иеронимом. Которую и усердствую ея высокородию матушке и благодетельнице моей Марии Петровне госпоже Протасьевой».

http://bogoslov.ru/article/6176674

Соф. –      Софийское собр., РНБ Соф. (Киев) –      собр. Софийского собора, ИР НБУ СПбДА –      собр Санкт-Петербургской духовной академии, РНБ Типогр. –      собр. Синодальной типографии, РГАДА ТСЛ –      собр. Троице-Сергиевой лавры. РГБ Ундол. –      собр. В М У идольского, РГБ Успен. –      собр. М. И. Успенского, БАН Усть-Цилем. (Печорское) – Усть-Цилемское (Печорское) собр.. ИРЛИ Хлуд. –      собр. А И Хлудова. ГИМ Чуван. –      собр. М И. Чуванова. БАН Чуд. –      собр. Чудова монастыря, ГИМ Юдин –      собр. Г. Г Юдина, РГБ Хранилища рукописей и редких книг БАН – Библиотека Российской Академии наук (Санкт-Петербург) ВСМЗ – Владимиро-Суздальский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Владимир) ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва) ИР НБУ – Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В И Вернадского (Киев) ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург) ПФА РАН – Петербургский филиал Архива РАН (Санкт-Петербург) РГБ – Российская государственная библиотека (Москва) РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) РНБ – Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) Литература Алмазов. Т 1–3. –       Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви Опыт внешней истории: Исследование преимщественно по рукописям. Одесса. 1894. Т. 1–3. Брике –      Briquet Ch Les Filigranes dictionnaire lustoriquc des Marques du papier des leur apparition vers 1282 jusqu’en 1600. Amsterdam. 1968. T. 1–4 Борн –      Voorn H. De papiermolcns in de provincie Noord Holland. Haarlem. 1960. Гераклитов –      Гераклитов Л. Л. Филиграни XII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963. Дианова. Герб Амстердама      – Дианова Т. В Филиграни XVII–XVIII вв. Герб города Амстердама М , 1998 Дианова. Голова шута.      – Дианова Т. В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Голова шута»: Каталог. М.. 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Сохранился список службы прп. Никодиму 2-й пол. XVIII в., к-рым ежегодно 3 июля пользовались священники в Кожозерском приходе. Рукопись имеет многочисленные правки кон. XIX в. цензора Комитета духовной цензуры прот. Вениамина (РНБ. Собр. Тиханова. 473). Из книг К. м. кроме вышеуказанных выявлены следующие кодексы: рукописная Кормчая (XVII в.) «из келейных книг старца Боголепа Лвова» (НБУВ ИР. Собр. Киево-Софийского собора. 224), Триодь Цветная (М., 1660) - вклад боярыни Анны Ильиничны (БАН ОРК. 326 сп.), сб. «Маргарит» (М., 1698) - вклад 1712 г. иеродиак. Гавриила Бажанина (БАН ОРК. 681 сп.), Пролог (М., 1661) - вклад 1668 г. черного попа Досифея Парского (Там же. 309 сп.). Прп. Никодим, Кожеезерский чудотворец. Литография. 1896 г. (ГПИБ) При основании обители старцу Серапиону пришлось ходить по селениям в поисках пропитания для братии: он «не могий видети их гладных». Однажды преподобный принес «на раменах» для иноков мельничные жернова и зерно. Вскоре насельники стали «землю копати и от своих трудов питатися» (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 4). Среди первых вкладов в К. м. были земельные участки местных крестьян. Так, в купчей 1563 г. крестьянин Пияльской вол. Максим Павлов указывал, что отдал «священнику Нифонту, да строителю старцу Серапиону» 3 «полянки... по своих родителех в поминовение вечное» (Онежская старина. Онега, 1995. Вып. 1. С. 15). Крестьяне жертвовали зерно, продукты, скот. В 1577 г. А. И. Голуба духовной грамотой завещала корову и 2 телят (Акты социально-экон. истории. 1990. С. 102). После смерти царя Иоанна Грозного прп. Серапион пришел в Москву с челобитной о выделении К. м. земельных угодий. Указом от 30 сент. 1585 г. царь Феодор Иоаннович передал обители п-ов Лопский на Кожозере, а вокруг него «матерой земли по четыре версты». Грамотой 1595 г. К. м. освобождался от податей с «деревень, полуцрека и двора в Турчасове», принадлежавших обители (АИ. 1841. Т. 1. С. 462). В 1599 г., в царствование Бориса Годунова, прп. Серапион с учеником иноком Авраамием повторно пришли в Москву для подтверждения новой властью права К.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

С. 32-34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 211-215; Описание о российских святых. С. 8; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 34-36, 263-264, 269; Бережков М. Н. Блж. Игорь Ольгович, кн. новгород северский и вел. кн. Киевский: Ист. очерк. Чернигов, 1893; Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 185, 219-225; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 91-92, 100-107; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 266; Т. 3. С. 596; Голубинский. Канонизация святых. С. 58-59, 107; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 106-107, 109, 146, 221, 236; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 136, 140, 142, 176; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990. С. 96-97; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 171-172, 231, 236, 265, 270, 273, 332, 470, 492; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 166, 356, 363, 364, 371, 478, 484; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 91-92; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 97-101, 105, 187-190, 363. А. В. Кузьмин, А. П. Пятнов Иконография Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) В состав Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.) вошли миниатюры, иллюстрирующие военные походы Ольговичей 1135-1136 гг., в числе к-рых был И. О. (Л. 166-168 об., 169 - вверху); под 1142 г. помещена миниатюра с изображением похода И. О. на Переяславль (Л. 172 об.- внизу). История поражения И. О. открывается миниатюрой под 1146 г., где показано бегство войск князя и его брата от Изяслава (Л.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

596 БАН. 31. 6. 27. Хронограф XVII в. Л. 614–622 об.; ГИМ . Собр. A.C. Уварова. 23. Хронограф XVII в. в лист. Л. 1041–1054; РГБ. Ф. 803. 1.3. Хронограф XVII в. Л. 731–740. 597 БАН. 31. 6. 27. Л. 524–524 об.; ГИМ . Собр. A.C. Уварова. 23. Л. 875–876; Веретенников П., свящ. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского († 1563)//ВРЗЕПЭ. 1980–1981. 105–108. С. 244–245. Прим. 104. 600 БАН. 31. 6. 27. Л. 624–631 об. Очень интересные высказывания о Хронографах имеются у С. Розанова. Он говорит: «Остается, следовательно, предполагать, что в основании редакций 1599 и 1601 гг. лежит одна общая редакция. Эта редакция должна быть сравнительно недавняя, т. е. составленная во всяком случае уже во второй половине XVI столетия. На это указывают такие добавочные статьи, как: “Ис книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах” и “О Лютори Мартыне”, статьи, несомненно, второй половины XVI столетия. Мы остановимся на первой статье: она, нам кажется, может служить указанием на то, что эта редакция была составлена не ранее 1564 г. Дело в том, что эта статья оказывается очень сходной с таковой же в русском переводе хроники Мартина Вельского по 3-му изданию 1564 г. Сравнение мы делали по переводу 1584 г. в списке 1671 г. (Публ. библ. F IV. 162. Л. 313–318), но отодвинули предел к 1564 г. на том основании, что мы встретили в редакции 1599 и 1601 гг. кое-какие разницы в расположении содержания некоторых частей, а главное лишек сравнительно с этим переводом Хроники. Конечно, перемену в расположении содержания можно отнести за счет списка Хронографа, а лишек на счет данного списка перевода, но, оказывается, кроме этого перевода, был еще другой, сделанный раньше, при митрополите Афанасии (1565–1568)» (Розанов С. Заметки по вопросу о русских Хронографах//ЖМНП. 1904. Январь. С. 124–125). Об этом переводе Хроники см.: ГАР. Ч. 3. С. 499–500; Казакова Н. Западная Европа в русской письменности XV-XVI вв. Л., 1980. С. 235–237. 601 Седельников А. Досифей Топорков и Хронограф//Известия АН СССР. 7-я серия. Отделение гуманитарных наук. Л., 1929. 9. С. 755–773; Клосс Б. Иосифо-Волоколамский монастырь и летописание к. XV – 1-й пол. XVI в.//Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1974. Вып. 6. С. 120–121.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010