При составлении в 1758 г. описи б-ки Ж. м. находившиеся в ней рукописи получили характерные шифры (кириллическая буква Ж с латинской Z под ней и номером), позволяющие безошибочно определять происхождение кодексов из данного собрания даже при отсутствии иных примет. К 2008 г. основная часть рукописных книг монастырской б-ки была сосредоточена в 2 собраниях - фонде 19 (бывш. собрание Виленской публичной б-ки) БАН Литвы в Вильнюсе 22, 32, 55, 59, 64, 66, 68, 72, 86, 91, 102, 110, 186, 195, 209, 226, 242, 243, 256, 259-261, 263, 269 по описанию Ф. Н. Добрянского) и в коллекции архиеп. Павла (Доброхотова) , разделенной между БАН (Ф. 37) и Архивом СПбИИ (см.: Ист. очерк и обзор фондов Рукописного отдела БАН СССР. М.; Л., 1958. Вып. 2 (XIX-XX вв.); Koлekцiя та apxib еп. Павла Доброхотова/Сост.: В. И. Ульяновський. К., 1992). В собрании Ж. м. сохранился ряд уникальных или весьма редких рукописей, отражающих живые связи западнорус. книжной традиции с великорусской. Среди них - огромный сборник смешанного содержания сер. XVI в. (БАН. Ф. 37. 18), включающий единственные списки Новгородского летописного свода 60-х гг. XV в. («Летописец еп. Павла»), особого перевода «Луцидариуса» и грамоты («слова») митр. св. Алексия 1369 г. об учреждении новых постов ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиографическая летопись. 1917. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Примеч. 160). Весьма примечательны сборник Житий и слов 1-й пол. XVI в., содержащий Жития великорус. святых, с многолетием митр. Феодосию в конце составленного им сказания о чудесах свт. Алексия (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 102), сборник полемических антилатинских сочинений XV в. (Там же. 269), сборник XVI-XVII вв. из аскетических сочинений, принадлежавший Иоасафату Кунцевичу и частично переписанный его рукой (Там же. 261), и ряд др. рукописей. Из рукописей, оказавшихся в XIX в. вне фондов Виленской публичной б-ки и собрания архиеп. Павла (Доброхотова), следует отметить Кормчую русской редакции сер. (?) XV в. с позднейшими восполнениями утрат (Харьков. Исторический музей. Инв. 21129), представляющую древнейший список первоначальной (Волынской) редакции и восходящую к списку, сделанному в 1286 г. для волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича (см.: Щапов Я. Н. Визант. и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 163-185, 270-271), Слова постнические прп. Исаака Сирина 1428 г. (РНБ. F.I.476) - древнейший восточнослав. точно датированный список памятника, сделанный в Смоленске для еп. Герасима , с пространной похвалой вел. кн. Литовскому Витовту (см.: Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 192-193. Кат. 7).

http://pravenc.ru/text/182311.html

«Князь тьмы. Был? Не был? Однакожь и не сказка». М., 1809. В университетской типографии. Круглый штамп Дружинина и штамп Историко-археологического инт-та. Пометка об изъятии экземпляра как дублета. 3. Творение госпожи Гион «О последовании младенчеству Иисуса Христа». СПб., 1823. Круглый штамп Дружинина (рис. 2). 4. Иоанн Екзарх Болгарский. Соч. Калайдовича. М., 1824. Круглый штамп Дружинина. Дубл. Q 1–149. Все четыре книги поступали по актам с января 1954 по ноябрь 1955 г. из Основного фонда хранения БАН в фонд изданий «XVIII века». Процесс выявления экземпляров книг из библиотеки В.Г. Дружинина в фондах БАН только начат. А вот в фондах Библиотеки СПб. Духовной академии эту работу можно считать завершенной. Прежде чем рассказать о ее результатах, остановимся кратко на возможной истории поступления книг Дружинина в библиотеку возрожденной Ленинградской Духовной академии. Крупное «поступление в библиотеку состоялось с лета 1956 г. по май 1957 г. Из БАН было передано около 100 000 книг, брошюр, периодических изданий. Осуществлялось это очень быстро, даже без списка передаваемых изданий. ЛДА было предложено самой вывезти отобранные книги по богословию, уже связанные в пачки, из здания БАН, а также из ее филиала – Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе. Книги были вывезены в Академию, с трудом размещены на ограниченных площадях и еще долго продолжалась работа по их учету и каталогизации. Среди поступивших книг были очень ценные комплексы духовной литературы. В частности БАН передала многие обязательные экземпляры духовных книг, учебников, религиозных брошюр, которые она получила по закону об обязательном экземпляре. Много книг было из собраний Н. К. Никольского , И. И. Срезневского , Михалковых, Строгановых с инскриптами и экслибрисами музея церковных древностей из Ростова Великого, Римско-Католической Академии. Из музея истории религии и атеизма поступило множество богослужебных книг, в т. ч. старопечатных, а также книги со штампами Московского центрального антирелигиозного музея, фонды которого после закрытия (в 1947 г.) были перевезены в Ленинград» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Феодосия и архим. Никодима Сийского ( Кукушкина. 1977. С. 43, 57, 54, 78, 102, 116, 118, 136, 137, 139, 165, 177, 188). В 1692 г. П. подарил в обитель 30 книг «во свое обещание в Сийский монастырь в помяновение по себе и по родителех своих» (Арх. СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Кукушкина. 1977. С. 57). Они находились в 4 запечатанных сундуках, к-рые П. привез в мон-рь, заповедав открыть их после своей смерти ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113; Перовский. 1897. С. 540; эти сундуки еще в кон. XIX в. хранились в обители ( Никанор. 1895. С. 8)). 14 янв. 1696 г. сундуки распечатали архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) и архим. Никодим ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 114). Среди книг находилось знаменитое Сийское Евангелие-апракос с многочисленными миниатюрами (БАН. Арх. Ком. 339), созданное в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу П. и при активном участии Никодима Сийского ( Братчикова. 1988. С. 10; Белова, Кукушкина. 1978. С. 165; Рыжова. 2019. С. 39, 42). Кодекс обошелся заказчикам в 200 р. ( Перовский. 1897. С. 508; Кириллов. 1902. С. 24). На верхней крышке позолоченного серебряного оклада находится надпись от 20 сент. 1692 г. о даре рукописи в мон-рь, на листах самой книги - владельческая запись П. В XIX в. Сийское Евангелие хранилось в ризнице обители и выносилось во время пасхального богослужения. Среди др. книжных вкладов П. значатся «Книга степенная» (БАН. Арханг. Древл. 423; Кукушкина. 1977. С. 137), «Новый летописец» (БАН. Арханг. Древл. 410; Кукушкина. 1977. С. 139), «Слова» Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского (БАН. Арханг. Древл. 204; Белова, Кукушкина. 1978. С. 182), «Хроника» Мартина Бельского (БАН. Арханг. Древл. 422; Белова, Кукушкина. 1978. С. 186), комплект из 12 печатных Миней месячных, 5 печатных Псалтирей ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86-87) и др. Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) П.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Известны 2 списка Летописца: черновой (БАН. Арханг. Древлехран. 375; Кукушкина. 1977. С. 165) и беловой (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 186; см.: Иванов. 1902. С. 375). Появление беловой копии Летописца в нач. XVIII в. было вызвано переписью населения, объявленной в дек. 1715 г. указом Петра I. Беловой список выполнен скорописью «перепищика лантрата Ивана Даниловича Телепнева», к-рым написаны также страницы в Переписной дворовой книге Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. 595). Переписчик был знаком с черновым вариантом Летописца, поскольку на нек-рых страницах в рукописи БАН. Арханг. Древлехран. 375 им сделаны пометы типа «пробы пера» (теми же черными чернилами, что и в беловой копии). При создании беловой копии он сократил нек-рые части оригинала, в основном это касается хозяйственных смет, однако использовал др. дополнительные источники. Впервые данное произведение назвал Летописцем в 1800 г. штатный подьячий Григорий Таратин, служивший при архим. Аполлосе. Таратин обнаружил черновой список произведения в книжной палатке мон-ря и оставил на рукописи скорописную помету (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 1). Монастырский Летописец охватывает события с 1593 по 1694 г. ( Иванов. 1902. С. 375). В черновом его списке 1-й по времени создания является та его часть, к-рая включает описи и хозяйственные сметы монастырского имущества, составленные при игум. Ионе (1598-1634): опись 1598 г., подписанная бывш. игум. Питиримом, а также смета 1608 г., составленная для строившейся новой каменной ц. во имя Св. Троицы вместо сгоревшей в 1593 г. Черновой список начинается с краткого известия о пожаре. Вторая часть сборника, составленная в более позднее время, содержит записи различного рода, пространную смету расходов на строительство, причем хронологический порядок при описании событий в этой части иногда нарушается. В Летописце указываются имена игуменов и монахов монастыря, писцов, книжников, иконописцев, вкладчиков, приводится состав б-ки мон-ря в разные годы, дается подробное описание формата и украшения книг, содержатся тщательные описи монастырских икон, утвари, одежды, хозяйственных и продовольственных запасов, упоминания о торговых сделках, описания необычных природных явлений и т. д. Основой Летописца были хозяйственные сметы и записи, к-рые велись в Сийском мон-ре по указанию игуменов и оформлялись затем в виде многочисленных вкладных, приходо-расходных и переписных книг.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

И того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в ней же братия прощение творят ко гробу чудотворца Антония» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113-114; запись воспроизведена в «Истории о преподобнем игумене Феодосии» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269-269 об.)). В наст. время место погребения П. неизвестно. В день кончины П. у его гробницы служили панихиды («Декабря 17. поминать Патриаршаго казначея монаха Пасия и род его. Вечер панихида петь большая с кафизмою, литургию служить собором. После литургии панихида малая над гробом его» (Синодик панихидный Антониева Сийского мон-ря, 1729 г.; см.: Кириллов. 1902. С. 26)). О благочестивой жизни П. сказано в «Истории о преподобнем игумене Феодосии», написанной Никодимом Сийским в 90-х гг. XVII в.: «И той толик бе доброго жития и смысла, яко повелением святейшаго Иоакима патриарха всему патриаршу дому иконом, си есть казначей, бысть учинен, и многая в чине том препроводи лета и обители премногая подаде дарования, церковными и братцкими потребами достизающа цены три тысящы рублев и вящше - все же се поспешествоваша святаго отца молитвы» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 261 об.; опубл.: Кукушкина. С. 165; Рыжова. 2000. С. 191-192). К 200-летнему юбилею преставления П. была издана кн. «Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря. Его труды» (СПб., 1895). В Антониевом Сийском мон-ре возрождается почитание первых Сийских святых, пришедших в обитель вместе с прп. Антонием Сийским, и их последователей. В 2009 г. там начали обустраивать храм во имя Сийских святых. 15 июля 2008 г. еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) благословил установить празднование Собору Сийских святых. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин впервые создал рисунок с поясным образом П. На прориси преподобный изображен прямолично, с густыми волнистыми волосами и окладистой бородой средней величины; одет в схиму и мантию, куколь лежит на плечах, правая рука раскрыта ладонью, в левой - ларец, к-рый указывает на его основное послушание - казначея патриарха (икона еще не написана; см.: Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2009. С. 24; То же: 20102. С. 36; Кириллов А. В., прот. Святые и подвижники благочестия Сийской обители: Сб. ст./Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2010. С. 59). Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Грамота патриарха Адриана//АОКМ. Инн. КП. 3601; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255, 261 об., 269-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 92 об.; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 221 об., 231 об.- 232.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Сийский. П. был сыном соборного священника Соловецкого мон-ря Мефодия («от нихже икономъ обители монах Паисий, прозываемый Мефодиев» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255 об.; Никанор. 1895. С. 1)), по др. источникам - Антониева Сийского мон-ря ( Кириллов. 1902. С. 22). В 1664 г. принял постриг в Сийском мон-ре от своего духовного наставника прп. Феодосия Сийского (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269 об.). Ок. 1670 г. П. избрали на должность келаря и казначея ( Перовский. 1897. С. 471). В 1676 г. П. стал строителем Соловецкого мон-ря («Да того же года взятъ из Сийского же монастыря в Соловецкой же в монастырь в московские строители старец Паисей» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 91)). 30 июля 1676 г. по указу патриарха Иоакима (Савёлова) П. был назначен на должность патриаршего казначея (Там же). В 1676-1694 гг. П. значится среди судей Московского казенного приказа (Московский приказный аппарат. 2006. С. 117-118). С 1680 г. П.- щедрый благотворитель Сийского мон-ря («...он, монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, воспомогал и заступал, и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно» (Памятная книга Антониева Сийского мон-ря. Л. 97 об.- 98; см.: Кириллов. 1902. С. 23). После опустошительного пожара в мон-ре (2 мая 1658) на средства П. в 1685 г. были построены каменные корпуса для настоятеля и братии, колокольня, ризница и книгохранительная палата, возведены квасоварня, поварня, св. ворота, а также каменный храм во имя прп. Сергия Радонежского (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 81; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 232; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 18); в Москве для мон-ря был отлит колокол весом более чем в 300 пудов ( Кириллов. 1902. С. 23; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 111). Ценные вклады П. пополняли монастырскую б-ку наряду с пожертвованиями игум.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Что вам в моем пустом многословии? Внимайте слову Божию в совести вашей, в природе, в библии, в ежедневных путях Провидения и в приключениях, и в глубине души. Слово Божие – истина; всяк же человек – ложь; судите по сему изречению о человеческом слове. Письмо с десятью иконами получено мною, почт. с. о Господе; благодарю вас, и стыжусь себя, видя, сколь слабо соответствую трудолюбию и усердию вашему. Вы требуете Духовной Лествицы в черновой рукописи моей работы; но список с нее, сделанный вами, при всей изящности почерка, так неверен и погрешностями наполнен, что я совсем не могу употреблять его, не исправив ошибок по своей рукописи. А когда примусь за это дело? Не знаю; ибо в часы, остающиеся от занятий по должности, весьма часто бываю так истощен, что или сплю, или читаю что-нибудь легкое, или, ходя по комнате, брожу воображением в прошедшем и в преходящем, а иногда смотрю и за пределы времени в вечность и помышляю: земля отъидет в землю, а душа на суд Божий; и чем сей грозный суд для нее кончится? – Между тем я обязан переписать и переслать к Преосв. Антонию, Архиеписк. Воронеж. огласительные слова Преподобного Феодора Студийского; и 24 листа бумаги уже исписано, а половина работы еще далеко. Впрочем, если я и исправлю рукопись вашу, то все не надеюсь послать к вам свою черновую, потому что она весьма неразборчива, и может ввести вас или в прежние или в новые ошибки; а в писаниях такого рода ошибки переводчиков и переписчиков весьма часто бывают убыточны для разумения и пользы читателей. Я решился было переводить Лествицу на Российское наречие, и до третьего слова дошел в этом труде; но думаю навсегда прекратить его: ибо с одной стороны дела по Миссии умножаются с умножением новокрещенных, а с другой силы – оскудевают, и день земной жизни моей склоняется к вечеру. Но желая сколько-нибудь придерживаться пословицы: «умирать сбирайся, а хлеб сей», я приобрел, при помощи Божией, другой экземпляр иконостаса для походной церкви, удобнейший первого, новый, и, как пишут из Барнаула, прекрасный, устроенный искусством и усерднейшим тщанием живописца, служащего при Барнаульском Горном Начальстве, Академика Мягкого. Се сим новым снарядом церковным намерен я посещать селения, наиболее удаленные от приходских церквей; а прежний иконостас будет оставаться на месте своем в Майминском стане; а когда можно будет, так как и весьма нужно, поставить и в другом месте стан Миссии, тогда не трудно будет снабдить его и особенною походною церковию. Прошу вас, почт. сотрудн., не прекращайте Богоугодного труда вашего в приготовлении икон и для походных церквей, и для новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Laur. Л. 165) Среди надписанных именем И. К. матим неподвижного годового круга - «Наста вход» (Επστη εσοδος) на 1-й глас (на начало индикта (1 сент.); РНБ. Греч. 130. Л. 531 об.), «Священник законнейший» (Ιερες ννομτατος) на 2-й плагальный глас (сщмч. Анфиму Никомидийскому (3 сент.); РНБ. Греч. 130. Л. 535), «Православных начальников (начальника)» (Τος ρθοδξους νακτας (νακτος)) на 1-й плагальный и на 2-й плагальный гласы (на Чудо арх. Михаила в Хонех (6 сент.), пятнадцатисложник; БАН. РАИК. 154. Л. 257; Ath. Cutl. 456. Fol. 120; Lesb. Leim. 273. Fol. 161v - 163; Ath. Iver. 964. Fol. 32v - 33v), «Всемирная радость» на 1-й глас (Рождеству Пресв. Богородицы (8 сент.); РНБ. Греч. 126. Л. 169), «Днесь Иже на разумных престолех» на 2-й плагальный глас (на Рождество Богородицы, произведение Николая Авасиота , «украшенное» И. К.; РНБ. Греч. 126. Л. 172 об.), «От неплоднаго бо корене» (Εξ κρπου γρ ζης) на 1-й плагальный и на 2-й плагальный гласы (на Рождество Богородицы, анаграмматизм стихиры «Днесь Иже на разумных престолех»; БАН. РАИК. 154. Л. 248; Ath. Cutl. 456. Fol. 121-121v; РНБ. Греч. 126. Л. 174; Ath. Iver. 964. Fol. 2v - 3; Lesb. Leim. 258. Fol. 262-264; 231. Fol. 7-7v), «Через верных царей вера» (Δι πιστν βασιλων πστις) на 2-й плагальный глас (Воздвижению Креста (14 сент.), анаграмматизм стихиры «Днесь Древо явися» (Σμερον ξλον φανερθη); БАН. РАИК. 154. Л. 248 об.; 30. Л. 100 об.; Ath. Cutl. 456. Fol. 122-122v; РНБ. Греч. 126. Л. 181; Ath. Iver. 964. Fol. 9v - 10; Lesb. Leim. 231. Fol. 11-12), «Ты един покров державен еси» (Σ μνον σκπη κραται) на 2-й глас (Воздвижению Креста; Lesb. Leim. 231. Fol. 9v - 10) и анаграмматизм этой стихиры «Да верою и любовию покланяюся» (Ινα πστει κα πθ προσκυν) на 2-й плагальный глас (Ath. Iver. 964. Fol. 10v - 11; Lesb. Leim. 231. Fol. 10-11), «Христа Крест четверочастный» (Χριστο σταυρς τετραμερς) на 4-й глас (Воздвижению Креста; РНБ. Греч. 126. Л. 182 об.), «Да спасет мир» (Ινα σσ κσμον) на 4-й плагальный глас (Воздвижению Креста, анаграмматизм стихиры «Днесь Владыка твари»; БАН.

http://pravenc.ru/text/471332.html

И. разного времени отличаются по степени устойчивости певч. репертуара в их составных частях. Обиходный раздел И. имеет нестабильный состав, в чем он аналогичен составу Обихода, бытовавшему на Московской Руси. Наиболее устойчивы по составу песнопений раздел осмогласника и примыкающий к нему разд. «Подобны», хотя в разных списках их состав также несколько различается. Четвертая, минейно-триодная часть И. включает только песнопения великих праздников и памятей наиболее почитаемых святых; в списках различается состав стихир, праздничных канонов и песнопений иных жанров. Песнопения Постного Обихода включены в начало триодного цикла, но могут частично «переходить» в обиходную часть, где объединены в жанровые группы с песнопениями идентичного богослужебного назначения. В триодном подразделе далеко не во всех И. имеются канон Недели ваий, служба Страстей Христовых, пасхальные стихиры и др. песнопения. Супрасльский Ирмологион. 1662 г. Переписчик инок Феофил (БАН Литвы. Ф. 19. 115. Л. 262 об.) Супрасльский Ирмологион. 1662 г. Переписчик инок Феофил (БАН Литвы. Ф. 19. 115. Л. 262 об.) Объем, состав текстов и певч. содержание И. различались в зависимости от мн. обстоятельств, в частности от предназначения книги для монастыря или приходского храма. Монастырские И. использовались в праздничном, архиерейском, вседневном богослужении и отличались относительной полнотой и богатством материала (напр., 3 И. Супрасльского монастыря - НБУВ ИР. Ф. I. 5391, 1596-1601 гг.; Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 116, 1638-1639 гг.; 115, 1662 г.; 3 И. киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря - НБУВ ИР. Ф. 312. 112/645 с; Ф. VIII. 20 м, оба списка - 40-е гг. XVII в.; Ф. 30. 14, 1763 г.; несколько И. Киево-Печерской лавры XVIII-XIX вв.- НКПИКЗ. Кн. 879, 2082, 2106, 2084, 2087, 2874 и др.; И. киевского Выдубицкого монастыря - НБУВ ИР. Ф. I. 5577, 1734 г.; 3 И. прикарпатского Манявского скита - ЦГББ. 10846, 1674-1676 гг.; 10845, 1684 г.; БАН Румынии. Слав. 525, 1731-1733 гг.; см.: Тончева. 1981) и др. В частности, именно в мон-рях культивировались «напелы», подтверждающие связи с Дунайскими княжествами и Средиземноморьем («грецкий», большинство известных «болгарских», «сербский», «мултанский», или молдавский, «волоский»), безымянные (иногда с названиями) песнопения архиерейских и повседневных служб и др. В И. монастырей иногда вписывали фрагменты Уставов (напр.: «              », «      » в списках Манявского скита). В описание обряда могут включаться нотные тексты соответствущих песнопений или упоминание о них. И. приходских церквей значительно короче монастырских, поскольку содержат только основные праздничные песнопения (включая недельные). Монастырские И. могут быть по объему едва ли не в 2 раза больше приходских И. (приблизительно 250 и 500 листов соответственно).

http://pravenc.ru/text/674075.html

п. Западноевроп. редкая книга представлена изданиями XV в. (в т. ч. альдинами, среди к-рых «Гипнэротомахия Полифила», труды Цицерона и др.), книгами типографии А. Кобергера (напр., «Книга хроник» Г. Шеделя с раскрашенными от руки гравюрами) и т. п. Среди изданий XVI в. можно назвать продукцию лионского типографа С. Грифия, предприятия К. Плантена и его наследников в Антверпене и Лейдене, франц. типографов и издателей Этьеннов, базельских издателей Фробенов и Генрикпетри и др. Издания XVII в. представлены большим числом томов; имеются хорошо подобранная коллекция Эльзевиров, ранее принадлежавшая акад. Н. П. Лихачеву , полный экземпляр европ. топографий М. Цайлера с иллюстрациями М. Мериана и др. Среди изданий XVIII в. выделяются франц. роскошные издания басен Ж. Лафонтена с гравюрами по рисункам Ж. Б. Удри, собрание сочинений Ж. Расина в издании Фирмен-Дидо, «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Л. Д " Аламбера и др. Редкие издания рус. и зарубежных карт и атласов XVI-XVIII вв. хранятся в секторе картографии. В БАН хранятся рукописи Архангельского собрания, состоящего из книг Архангельской ДС, Архангельской миссионерской б-ки, Антониева Сийского , Николаевского Корельского мон-рей, отдельные рукописи из Соловецкого мон-ря и Тихвинского в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-рей, собрания устюжского Успенского собора, греч. рукописи Русского археологического ин-та в К-поле; рукописные книги из б-к архиеп. Афанасия (Любимова), архиеп. Феофана (Прокоповича), еп. Павла (Доброхотова), А. А. Дмитриевского , Никольского, М. К. Бобровского . В БАН хранится значительное количество старообрядческих рукописей, поступивших в виде коллекций от частных лиц (собрание В. Г. Дружинина , старообрядческого наставника М. А. Епифанова , единоверческой церкви и об-ва старообрядцев поморского согласия в С.-Петербурге, купца Ф. А. Плигина, Ф. А. Каликина) или привезенных из археографических экспедиций (Белокриницкое, Беломорское, Вятское, Двинское, Казачье, Неманское, Семеновское собрания). В БАН попала часть книг и рукописей С.-Петербургской католической ДА. В БАН хранятся иностранные книги и рукописи из Несвижской б-ки Радзивиллов, собрания Ф. А. Толстого, гр. С. Г. Строганова, музея г. Енисейска, рус. и слав. рукописи из собраний Э. И. Калужняцкого, Н. Я. Колобова, В. В. Лукьянова, Н. Е. Ончукова, Ф. М. Плюшкина, Н. Ф. Романченко, П. А. Сырку, Н. В. Тимофеева, А. И. Яцимирского и др. Б-ки Петра I, Ломоносова, архиеп. Феофилакта (Лопатинского), Полярной комиссии хранятся как отдельные коллекции; имеются также собрания «Вольной печати» (книги XIX в., изданные за границей) и рус. зарубежья.

http://pravenc.ru/text/63754.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010