Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 2. Заповедь о покаянии (продолжение) 31.03.2023 472 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников Часть 1 . Продолжу начатый в предыдущей статье разговор. В ней мы решили проверить, знаем ли мы и исполняем ли евангельские заповеди, и начали мы рассмотрение этого вопроса с главной, основополагающей заповеди Господа о необходимости покаяния – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), в которой, как пишут святые отцы, заключено всё Евангелие. Для этого рассмотрения мы применяем учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова) – святого отца нашей Церкви, которого она называет «учителем покаяния и молитвы изрядным» (тропарь святителю Игнатию). Церковь не зря назвала так святителя Игнатия – он подробно рассматривает покаяние как непрерывный процесс всей нашей духовной жизни, его учение о покаянии стройно, последовательно и всесторонне освещает это спасительное духовное врачевство, вводящее своих постоянных и настойчивых делателей в Царство Небесное. Живое слово владыки, точно соответствующее учению древних святых отцов, подкрепленное личным опытом и изложенное прекрасным литературным языком, действует на душу подобно обоюдоострому мечу, «проникающему до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 14:12). 1.3. Святитель Игнатий пишет: « Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его (преподобный Пимен Великий)». «Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, принять от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе!». «Покаяние тогда только признается истинным и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного. Без этого последствия покаяние — бесплодно… Если же, при покаянии, смертный грех не оставляется по привязанности к нему, не оставляется по произволению; если кающийся не удаляет от себя причин греха или и сам не удаляется от них произвольно: то покаяние такое, покаяние слабое, двоедушное, поверхностное, причисляется к деяниям лицемерства. Оно — гибельная попытка обмануть и Бога, и себя». «Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как долго «спящие» будут частью государственной системы нашей страны? 06.09.2023 468 Время на чтение 7 минут Источник: Новосибирск СМ Ньюз Источник фото: Светлана Мулыкина В чём опасность западных грантовых программ, какие кадры готовят для нашей страны в зарубежных институтах, о чем свидетельствует манифест одного из «спящих», корреспонденту Sm.news рассказывает российский церковный и общественный деятель, миссионер, исследователь современного религиозного сектантства, митрофорный протоиерей, настоятель Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Александр Новопашин. В последние дни августа на страницах одного из федерального СМИ вышла статья в дальнейшем уволенного директора Института США и Канады Валерия Гарбузова. Александр Новопашин оценил статью как «набор антигосударственных штампов, распространенных среди так называемого либерального лагеря». Деревья и плоды «Это омерзительный текст, интеллектуально и нравственно мерзкий», - так эмоционально отозвался о статье в «Независимой газете» Александр Новопашин в беседе с корреспондентом Sm.news. Новопашин считает, что «самое печальное, что Институт США и Канады, институт государственный и столь важный для нашего государства, длительное время возглавлял открытый враг нашей страны, который ненавидит Россию искренне и страстно. И ведь таких, до времени " спящих " , немало. Они могут произносить на публику правильные слова, на деле саботируя решения и законы по укреплению нашей страны, по защите традиционных для России духовно-нравственных ценностей». Александр Новопашин, по его словам, нередко бывал свидетелем действий подобных персонажей. «Они не менее опаснее Гарбузова и нередко - занимают весьма ответственные посты. Дерево познается по плодам, человек по делам. Вот на эти дела надо обращать самое пристальное внимание и принимать соответствующие меры, не взирая на звания, должности и титулы». Двойные стандарты Кабы не должность экс-директора института США и Канады РАН, статья не вызвала бы такого интереса, убежден священник.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/06/kak_do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неужели мы в расколе? Важные пояснения к статье 18.10.2023 1057 Время на чтение 11 минут Фото: из интернет-источников От редакции: Автор статьи, как нам представляется, попадает в логическую ловушку, когда без наличия соборного определения на основании им самим самовольно интерпретированных слов Святых Отцов выносит вердикт о расколе в отношении тех или иных людей или общин. Но проблема, которую он поднимает достойна внимания и обсуждения. Недавно была опубликована моя статья « Братья и сестры, неужели мы – в расколе? », в отношении которой у некоторых читателей возник ряд вопросов. Ответу на эти вопросы была посвящена моя следующая статья , а также я продолжил отвечать на них в комментариях под ней. Но одному из этих вопросов я решил посвятить отдельную настоящую статью, которая получилась относительно короткой, что соответствует пожеланиям некоторых читателей. Этот вопрос можно представить примерно так: ну, хорошо, из статьи мы увидели, что фактически все эти отступления от Предания Церкви действительно существуют в современной церковной практике и подпадают под определение раскола, которое даёт Первое каноническое Послание святителя Василия Великого. Но ведь пока об этом нет специального определения Архиерейского Собора РПЦ, а значит, мы пока не можем считать действительным расколом все эти факты отступления, до тех пор, пока не об этом не будет принято соответствующее соборное решение. Начну отвечать на этот вопрос с понятия слова Церковь. Когда мы употребляем это слово, то в разных случаях можем подразумевать разные его значения. Иногда мы употребляем это слово, имея в виду Церковь как мистическое Тело Христово, к которому принадлежат только те крещеные люди, которые веруют так, как учит Православная Церковь, которые своей жизнью по Евангелию стараются очищать свои сердца для действия в них благодати Святого Духа, которые честной борьбой со своими грехами и страстями и понуждением себя к исполнению Заповедей стараются расторгнуть свою дружбу с сатаной и сделаться друзьями Богу. Такое понятие о Церкви Христовой и ее границах – ее догматическом и нравственном Преданиях, вытекает из учения святых отцов о критериях принадлежности человека к Церкви Христовой. Назовем это понимание значения слова «Церковь» ДУХОВНЫМ пониманием. А саму эту Церковь будем называть Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/18/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Орудие раскола О священниках, популяризирующих предательство 05.07.2023 3168 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников От редакции: Эту статью прислал нам священник из Санкт-Петербурга, который опасается публиковать ее под собственным именем из-за влиятельности протоиерея Георгия Митрофанова, который не раз расправлялся со своими критиками. Впрочем, речь в статье идёт о серьёзнейшей проблеме – предательских настроениях среди русского духовенства, и протоиерей Георгий – только вершина айсберга. Он самый дерзкий и самый влиятельный. Мы видели проявление этой проблемы в коллективных письмах духовенства против СВО, ранее – против мер власти в отношении навальнистов. Всё это упаковано в слова о любви. Только любовь вне Истины становится не Любовью, а своей противоположностью. К сожалению, Священноначалие чрезмерно мягко относится к подобного рода священнической фронде, в том числе к попыткам оправдания Власов а, который является родным братом Бандеры по борьбе против Сталина. Как бы с такой икономией не выросло новое поколение революционеров в рясах, как было до 1917 года… Поэтому мы решили опубликовать это письмо. После победы в холодной войне один из самых ярых врагов России Збигнев Бжезинский определил стратегию дальнейшей борьбы с нашей страной следующим образом: «Теперь, когда с коммунизмом покончено, врагом номер один для западного сообщества и мировой демократии является Русская Православная Церковь» (не близко к тексту, но смысл таков). Политический деятель такого масштаба слов на ветер не бросает, что и становится понятным в свете трагических событий, наблюдаемых нами на протяжении трёх последних десятилетий. Церковь претерпевает тяжелейшие удары, как извне, так и внутри себя. Последнее – есть самое опасное, что только может происходить в Церкви. Враг без сомнения делает ставку на тех, кто внутри церковной ограды продвигает сценарий духовного переворота, который должен запустить процесс развала российского общества. Данный сценарий блестяще реализован на Украине, и сейчас, как никогда, важно понять эту диверсионную схему, с помощью которой живёт и побеждает стратегия бжезинских и прочих ненавистников Русского Mipa. Что же следует предпринять противнику, когда его целью является раскол общества? Для этого необходимо изыскать соответствующие орудия раскола. На примере Украины мы видим, что одним из таких орудий стал героизированный образ Бандеры и подобных ему извергов рода человеческого. Степан Бандера не сразу был возведён на пьедестал героя Украины. Данный разрушительный акт требовал серьёзной предварительной идеологической работы. Genesis данного явления достаточно хорошо описан современными аналитиками, и мы не будем здесь уделять ему слишком много внимания. Нам важно отследить аналогичные признаки идеологической работы ведущийся в нашем обществе, а конкретнее в Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/05/or...

Закрыть itemscope itemtype="" > Снова о выставке «Двоесловие/Диалог» Ответ на статью Игоря Романова 14.03.2019 1487 Время на чтение 4 минуты От редакции: В наш адрес поступило письмо от художника Гора (в святом крещении Григория) Чахала, которое мы публикуем полностью. Напомним, что «Русская народная линия» предоставляет возможность любому православному христианину высказать свою точку зрения по любому вопросу, даже если его взгляд противоречит позиции редакции. Уважаемая редакция «Русской народной линии», 7 марта 2019 года на вашем портале была опубликована статья Игоря Анатольевича Романова « Горит Приморье », в которой я был безосновательно назван кощунником, а выставка ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ в Татьянинском храме МГУ, которую я курировал, была названа грубым, дерзким вызовом Богу и объявлена одной из причин лесных пожаров, охвативших Центральную Россию в 2010 году. Я, как православный христианин, прихожанин храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот на основании документа, принятого 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», который в пункте 3.2 «о противодействии клевете» рекомендует требовать от редакции СМИ опровержения не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство Церкви и ее представителей сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации, хотел бы защитить Церковь и её представителей от клеветы. Выставка, о которой идёт речь в статье, была организована с разрешения Святейшего Патриарха Кирилла протоиереем Максимом Козловым, профессором МДА, в то время являвшимся настоятелем храма св. Татианы, открывал её владыка (тогда архимандрит) Тихон (Шевкунов). Выставка вызвала довольно ожесточённую полемику между сторонниками и противниками диалога Церкви и современного искусства, в том числе и на страницах вашего портала. Но, закрывая дискуссию о. Тихон последнее слово предоставил о. Максиму Козлову, который выразился так: «Выставка " Двоесловие/Диалог " , проходившая в актовом зале домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова с 31 мая по 13 июня 2010 года, показала сложность и необходимость дискуссии об отношении Православной Церкви к современной культуре. Самым важным аспектом экспозиции стала не её художественная значимость, а та реакция, которую она вызвала в обществе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/14/sn...

Закрыть Обжалованию подлежит Суд в Красноярском крае поддержал иск лжеепископа Георгия (В.Г. Коковина) Николай Каклюгин   18:56 22.01.2024 125 Время на чтение 10 минут Источник: Попечение Вот и произошло то, что, наблюдая за несколько странным поведением судьи, ведущей этот становящийся все более загадочным судебный процесс, нетрудно было предсказать – команда ряженых в православные облачения клоунов из так называемой «истинно-православной церкви» получила карт-бланш на свою дальнейшую противоправную деятельность от судьи района, на территории которого она размещается. В статье «Перед кем извиняются прокуроры?» описал максимально живописно всю картину вокруг этой истории. Промежуточный финал затеянной гуру Коковиным «реабилитации прав» таков – 6 декабря 2023 года в зале судебных заседаний Ирбейского районного суда Красноярского края вынесено решение в пользу данного сомнительного во всех отношениях персонажа. К сожалению, со стороны православно-патриотической общественности пока было проявлено мало активности в виде попыток заблокировать, в рамках закона естественно, создающийся на наших глазах безумный по своей сути, противоречащий здравому смыслу юридический прецедент. Помимо апелляционной жалобы на решение суда, которая подана в установленные законом сроки, в целях привлечения внимания к этой ситуации со стороны правящего в Красноярской митрополии архиерея и сотрудников юридической службы в епархии, которая наверняка там имеется, автором направлено соответствующее разъяснительное письмо. Из него читатели узнают, кто еще не знал, как хромает на обе ноги до сих пор наша судебная и в целом правоохранительная система. Воистину, прав был классик мировой драматургии Уильям Шекспир, когда в одном из своих произведений устами своего героя произнес фразу, ставшую на века афоризмом: «Ад пуст, все бесы здесь». Работы по этому непростому направлению с тех времен точно не убавилось. Не только истерзанную духовно Украину зачищать нужно от всякой осатаневшей нечисти, рядящейся в православные одеяния. О нашей Матушке-России тоже никак нельзя забывать. Здесь, как показывает долгий путь борьбы с тоталитарными деструктивными культами (сектами) автора, получившего этот навык в клинической ординатуре и очной аспирантуре Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, еще трудиться и трудиться. Просьба к юристам, кто может помочь подготовить качественно полную версию апелляционной жалобы, выходить на связь на электронную почту psihodoctor@yandex.ru

http://ruskline.ru/opp/2024/01/22/obzhal...

Значение ветхозаветных образов в осмыслении ступеней аскетической лествицы (πρξις, θεωρα, θωσις) прп. Максима Исповедника Источник В статье рассматриваются избранные толкования Ветхого Завета преподобного Максима Исповедника и их связь с его представлением о духовном познании и этапах аскетического делания. Подробно анализируются три ступени духовной жизни, преображающие падшего человека: πpξις (делание), θεοpα (созерцание) и θωσις; (обожение). Христианство представляет человека как существо падшее, но, тем не менее, стремящееся к преодолению своей падшей природы, к обожению (θωσις). Каждый человек, по мысли преподобного Максима Исповедника , имеет внутреннюю потребность жить в соответствии с логосом нашей природы, т. е. замыслом о ней Бога, потребность, которая не исчезла и с грехопадением и ощущается нами благодаря мукам совести. Эта потребность удовлетворяется через аскезу (спасающую нас от страстей), труд (утверждающий нас в добродетели) и учение (просвещающее нас ведением Бога). Восстановление и преображение падшей человеческой природы, таким образом, происходит постепенно, подобно восхождению по ступеням лестницы. Учение о трех ступенях духовной жизни (делании, созерцании и обожении) у прп. Максима Исповедника излагается следующим образом: «...посредством делания мы научаемся повелевать страстями и исцелять болезни души. Посредством созерцания мы восстановим наше естество сообразно с ним самим. Посредством проповеди Слова мы явимся огнем для внимающих, с одной стороны, будто огонь испепеляя их страсти, а с другой, просвещая их» 73]. Задачи и особенности изучения Священного Писания у прп. Максима связаны с его представлением о духовном познании и ступенях аскетического делания. Восхождение в умозрении от буквы и плоти «вещи» к ее логосу, составляющему истинное бытие этой вещи, то есть созерцание ее такой, какой ее замыслил Бог (а в святых этот замысел совершенно исполнен), характеризует принцип умозрений в Духе, относящихся у прп. Максима как к созерцанию творения, так и к созерцанию смыслов Священного Писания. Толкование библейских текстов у преподобного становится опытом богопознания: «Тот, кто с помощью дебелых примеров и речений, соответствующих способности слушающих, преподносит [им] нравственное научение Слова, делает это Слово плотью. А тот, кто с помощью возвышенных умозрений излагает таинственное богословие, делает Слово Духом» c. 64]. Нравственно-назидательная экзегеза имеет важное воспитательное значение, однако Бог Слово открывается только монашеской экзегезе Священного Писания. Толкования преподобного лишено всякого психологизма, оно развивается в аскетико-антропологической сфере, где важно отношение человека к Богу. Постепенно опыт подобной экзегезы утрачивается Церковью, и Максим Исповедник становится едва ли не последним, как полагает Г. Беневич, представителем аллегорического, анагогического и типологического методов толкования Священного Писания с. 64–70].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 19–7810143). Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Содержание Введение Теоретические основания исследования Стадиальность жизни в христианской аскетике Стадиальность жизни в возрастной психологии Методология исследования Доминирование нормативного представления о священнике Кризисное представление о священнике Этапы служения и жизни священника «Принятие священства», 1-й год после хиротонии «Пастырское становление», 2–5 лет хиротонии «Деятельный священник», 5–10 лет хиротонии «Зрелый пастырь», 10–25 лет хиротонии «Опытный священник», больше 25 лет хиротонии «Старение и уход» Заключение Список литературы References     Аннотация: В данной статье предлагаются результаты эмпирического исследования на материале биографических интервью действующих священников Русской Православной Церкви. Ставится вопрос о служении и жизни священника не как неизменного и нормативного осуществления священства, все вариации которого предполагают лишь неизбежные ошибки и уклонения от нормы, а как служения меняющегося в течение жизни священника, имеющего ряд этапов, предполагающих последовательный переход от одного к другому. Исследование основано на аскетическом представлении о стадиальности духовной жизни. Это представление сталкивается с кризисным осмыслением этапов жизни человека в возрастной психологии и позволяет продуктивно его критиковать. В противовес пониманию служения и жизни священника как статичной нормы, жизнь пастыря представлена как ряд отличающихся по содержанию этапов – от принятия священства после хиротонии до старения и ухода в конце жизни. Понятие пастырского искушения, которым оперирует русское пастырское богословие, противопоставлено понятию кризиса развития, который может приводить к ошибкам и искушениям, вплоть до оставления священства, но при продуктивном осмыслении становится переходом к новому этапу служения. Переход к следующему этапу не всегда сопровождается кризисом. Он может осмысляться как протяженный во времени период накопления пастырского опыта. Предлагается описание основных переходов и этапов в служении и жизни священника, соотнесенных с соответствующей группой ступеней «Лествицы» прп. Иоанна. Анализируются ситуации, в которых появляется кризисная составляющая перехода, и различные типы реакции на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТХИЙ ЗАВЕТ [греч. παλαι διαθκη], название первой части христ. Библии , утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста (см. Богодухновенность ). ВЗ представляет собой собрание книг, усвоенных из традиции евр. Библии. Особая роль в формировании ВЗ принадлежит греч. переводу Семидесяти толковников, или Септуагинте (LXX). Объем и состав ВЗ, последовательность и названия книг могут различаться в библейских традициях основных христ. конфессий: православия, католичества и протестантизма (см. статьи Библия ; Канон библейский ). В христ. словоупотреблении термин ВЗ также обозначает период Свящ. истории до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. (Поскольку вопросы статуса библейских книг, их происхождения, жанровой принадлежности, канона, а также историософии библейской истории находят свое освещение в соответствующих статьях наст. издания, в данной статье внимание обращено прежде всего на содержательную сторону термина ВЗ и характерные особенности ВЗ в христ. библейской традиции.) Впервые термин ВЗ был употреблен св. ап. Павлом в 2 Кор 3. 14: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом». Очевидно, этот термин обозначает в данном контексте иудейское Свящ. Писание. Его содержательную основу составляет Завет - одно из важнейших представлений в системе библейского религ. мировоззрения. Завет (евр.    , в совр. переводах обычно передают как Союз, Договор) есть сакральное деяние Бога и общины Израиля, к-рое устанавливает отношения Бога и человека как личностные и доверительные и определяет весь спектр этих отношений и ход Свящ. истории (ср.: Исх 19. 1-24, 11). Применяя термин «завет» для именования Писания, ап. Павел находится в русле библейского словоупотребления, напр., в Исх 24. 7 (и мн. др.) говорится о «книге Завета», к-рая включает отдельные нормы и условия Синайского Завета.

http://pravenc.ru/text/158290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МАТИЦА ЗЛАТАЯ» («Златая матица»), древнерус. сборник неустойчивого состава преимущественно календарной структуры, дополненный статьями, не имеющими календарной отнесенности. «М. З.» упоминается наряду с другими сборниками («Златоструй», «Криница», «Маргарит», «Бисер» и др.) в Расширенной редакции Индекса истинных книг, к-рая, согласно исследованию И. М. Грицевской, сформировалась в 1-й пол. XV в. Названия, вошедшие в этот перечень, зафиксированы как в сборниках, широко представленных в рукописной традиции («Златоструй», «Маргарит»), так и в сборниках, сохранившихся в единичных, а порой в единственных списках (сборник «Бисерие» - РГБ. Егор. Ф. 466. 9: «Книга глаголима Бисерие, изо всех книг собрана, изложена со всеми Божьими силами...»). В наст. время известны 2 списка «М. З.»: РНБ. Погод. 1024 (кон. XV - нач. XVI в.) и РНБ. НСРК. 1946. 35/2 F (70-е гг. XV в.). Оба списка происходят из Сев.-Зап. Руси. Лингвистические данные Погодинской «М. З.» отражают особенности новгородской языковой традиции; «М. З.» НСРК, согласно исследованию А. Г. Боброва, создана в Елеазаровом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыре под Псковом. В древнерус. рукописях XVI-XIX вв. встречаются также небольшие статьи, в самозаглавиях которых отмечено, что они выписаны из «М. З.», почти все эти тексты находят реальное соответствие в известных списках сборника. Сборник «М. З.» был введен в научный оборот Ф. И. Буслаевым , который опубликовал несколько статей по Погодинскому списку. Среди этих текстов находилась и небольшая подборка под общим названием «О природе», дословно совпадающая с фрагментами Палеи Толковой и обратившая на себя внимание В. М. Истрина . Мнение Истрина о том, что текст, читающийся в «М. З.», послужил источником Толковой Палеи, вызвало достаточно широкую полемику. Работы XIX - нач. XX в., в к-рых затрагивался вопрос о «М. З.», так или иначе связаны с решением проблемы взаимоотношения естественнонаучных статей из этого сборника с соответствующими фрагментами Толковой Палеи, а само название «М. З.» отождествлялось именно с опубликованной Буслаевым подборкой. В наст. время дискуссию можно считать завершенной и вопрос о первичности текста Толковой Палеи по отношению к статье в «М. З.» - решенным. Одним из важнейших аргументов, позволяющих считать текст в «М. З.» заимствованным из Толковой Палеи, послужило указание А. В. Рыстенко антиграфа части Погодинской рукописи - пергаменного сборника из б-ки Троице-Сергиевой лавры (РГБ. Ф. 304/I. 39), впосл. эти сведения были уточнены и дополнены Е. Г. Водолазкиным.

http://pravenc.ru/text/2562584.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010