Аннотация В статье в русле единой ипостасно-природной онтологии рассмотрен путь исцеления произволения и воспитания воли, предлагаемый православной аскетикой. Параллельно проводится сравнительный анализ ряда нехристианских философских учений и эзотерических практик, связанных с форматированием волевого начала в человеке. Первым шагом на православном аскетическом пути является признание человеком поврежденнности, расслабленности и ошибочной направленности воли, как результат действия неверного и неустойчивого произволения. Направляя к Богу и стабилизируя произволение, подвижник изменяет и укрепляет волевые векторы по образу Христа и ради Христа. В этом процессе богозаданная иерархия человеческого естества выстраивается и венчается даром Божественных энергий. Процесс предполагает формирование здравых тропосов существования, соответствующих матрице творческих замыслов-логосов Бога о каждой личности. Личное произволение задает вектор движения воль и энергий человека к Богу или от Него, продолжающегося и после смерти, поэтому святоотеческая мысль подчеркивает важность произволения в вечном определении человека. Воля и произволение в иерархии человеческого естества Воля с древних времен признавалась одним из значительных начал в многосоставном человеческом бытии, а в христианской традиции именуется одной из владычественных 1 сил, управляющих жизнью человека. О важности воспитания воли говорили древние греки, воспитанию волевого начала в человеке посвящено немало страниц советской педагогики, к проблеме воспитания воли обращаются и современные педагогика и психология. Сегодня учителя и воспитатели, врачи и психологи отмечают значительное расслабление волевого начала в человеке на фоне ослабления или отсутствия осознанной мотивации как отдельных поступков, так и всей жизни современных людей. Человек зачастую стал неспособен к целостному осмыслению направленности своих мыслей и желаний, вписыванию их в контекст жизненных задач, осознанию смысла собственной жизни, скорее следуя «по течению» внешних и внутренних событий. При этом мы понимаем, что без умения и научения человека, сначала маленького, а затем взрослого, осознанно и целенаправленно управлять своими природными ресурсами и силами, в том числе волей, невозможно существование любого здорового общества, включая семью, как его основу, приход, монастырь, епархию, и любой человеческий коллектив.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В статье анализируется учение Мария Викторина (ок. 281/291382/386) о Божественном мышлении и реконструируются его возможные философские источники. После краткого упоминания аристотелевской концепции Божественного мышления в «Метафизике» автор отмечает важную роль неоплатонической доктрины «умопостигаемой триады» в тринитарном учении Викторина, в котором Бог рассматривается как единство трех необходимых Божественных атрибутов, потенций или актов: бытия, жизни и мышления, соответствующих ипостасям христианской Троицы. Указывается, что со отношение между этими Божественными актами у Викторина имеет динамический характер, основанный на логике вечного процесса самополагания Бога как чистого Бытия (Отец), которое определяет себя сначала как Жизнь (Сын), а затем возвращается к себе как Мышление (Св. Дух), чем достигается полнота Божественного самосознания. Этот процесс Викторин также связывает с представлением о Боге как абсолютном Духе – Сущности, которая одновременно существует, живет и мыслит саму себя. В связи с этим рассматривается учение Викторина о двух Божественных действиях и движениях: внутреннем, свойственном Богу Отцу, и внешнем, характерным для Сына-Логоса; показывается, что это учение восходит к аналогичному учению Плотина, прилагаемому им к Единому и мировому Уму. Аргументируется, что Викторин в свете неоплатонической диалектики Единого и мирового Ума переосмыслил аристотелевскую концепцию Божественного мышления, мыслящего само себя, не просто применив ее к Сыну-Логосу, но и соединив с ней плотиновско-порфириевскую концепцию «сверхмышления» Единого, в результате чего у него Божественное мышление представлено в двух формах или видах: Бог Отец – это мышление внутреннее, потенциальное, сокрытое и непроявленное, тождественное Божественному бытию («сверхмышление»), а Сын-Логос – это мышление внешнее, актуальное и проявленное (мышление в собственном смысле), которое сначала пребывает во внутреннем мышлении Отца, а затем рождается от него как мышление, мыслящее и Отца, и само себя (самосознающее мышление).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В статье проводится критический анализ исторического значения понятия «автокефалия», а также смежных с ним терминов. В своих крайних трактовках термин «автокефалия» приобретает антисоборное значение, противоречит духу православной экклезиологии, которая, по мысли архим. Софрония (Сахарова) , имеет тринитарную основу. Поместные Православные Церкви есть, по образу Троицы, единосущное полиипостасное единство, не допускающее субординационизма. Для замены понятия «автокефалия» предлагается ряд схожих по значению, но более соответствующих духу православной экклезиологии, терминов. Содержание Понятие автокефалии Глава Церкви, первый епископ, предстоятель Проблемные экклезиологические понятия, соотносящиеся с автокефалией и правом предоставления автокефалии другим Поместным Церквям Богословская оценка соотношения Поместных Церквей между собой Термины, более точно характеризующие соотношение Поместных Церквей Заключение     Hieromonk Methody (Zinkovskiy) The concept of autocephaly: historical context and modern connotations The article provides a critical analysis of the historical meaning of the concept of “autocephaly”, as well as related terms. In its extreme interpretations, the term “autocephaly” acquires an anti-conciliar meaning, contradicts the spirit of Orthodox ecclesiology, which, according to archimandrite Sophrony (Sakharov), has a trinitarian basis. The local Orthodox Churches are, in the image of the Trinity, a consubstantial polyhipostatic unity that does not allow subordinationism. To replace the concept of “autocephaly”, a number of terms similar in meaning, but more consistent with the spirit of Orthodox ecclesiology, are proposed. Понятие автокефалии Сегодня вокруг понятия автокефалия (греч. «ατοκφαλον») и ряда других, связанных с ним экклезиологических терминов, разгораются всевозможные дискуссии. В современном православном мире под автокефалией понимают принцип существования Поместных Православных Церквей, который предусматривает их независимость друг от друга в административной, богослужебной и судебной сфере при сохранении догматического и канонического единства 1 . Однако, важно понимать, что так было не всегда. Епископ Бачский Ириней обращает внимание на тот факт, что термин «автокефалия» имеет свою историю становления: «Если рассматривать церковную автокефалию в исторической перспективе, в контексте всех событий истории Церкви, то можно найти разные определения и теории относительно того, что такое автокефалия, каковы ее предпосылки, условия для ее получения и предоставления и так далее» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В статье ставится под вопрос тезис многих современных исследователей о том, что триадология прп. Максима Исповедника является малоразвитой и лишь копирует предшествующие классические образцы. Показывается, что важнейшими чертами прп. Максима триадологии, восходящими к предшествующей греческой богословской традиции, является учение о монархии Бога Отца, представление о том, что Бог есть одновременно и Единица, и Троица и что каждая Ипостась Троицы есть совершенный Бог и все Они вместе есть один совершенный Бог; активное использование понятий «логос бытия» и «способ существования», соответствующих традиционным понятиям сущности и ипостаси. Вместе с тем отмечается, что использование прп. Максимом различных психологических и иных тварных аналогий Св. Троицы, и связанное с ними оригинальное истолкование понятия «способа существования» в категориях «умопостигаемой триады», а также учение об исхождении Св. Духа «через Сына» сближает тринитарное учение прп. Максима Исповедника с западной богословской традицией. Как полагает один из ведущих современных исследователей богословского наследия прп. Максима Исповедника , Ж.-К. Ларше, «Максимова триадология является малоразвитой (peu développée) и следует всецело линии Великих Каппадокийцев и Псевдо-Дионисия». 1 Примерно такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. 2 В настоящем докладе мы поставим под вопрос эту позицию и постараемся показать, в чем прп. Максим сохранил верность греческой церковной традиции, а в чем он развил ее и дополнил новыми идеями, внеся свой вклад в раскрытие тринитарного догмата. Одной из характерных черт тринитарного учения прп. Максима Исповедника является унаследованное им от свт. Григория Богослова и Ареопагитик представление о том, что Бог есть одновременно Единица и Троица. 3 Как отмечает прп. Максим, «Божество ( θετης) есть Единица, а не двоица; Троица, а не множество, как безначальная, бестелесная и не раздираемая противоречиями». 4 При этом одно отнюдь не противоречит другому, поскольку единство Бога относится к сфере сущностного бытия, а троичность – ипостасного существования:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Вне Церкви нет спасения А что если Бог сказал правду? Во втором издании книги «Вне Церкви нет спасения» я бы хотел вначале предложить вниманию читателей эту статью, которая, на мой взгляд, хорошо вводит в проблематику современных искажений учения о спасении. Часть 1. О статье Худиева Некоторое время назад Сергей Худиев на сайте «Правмир» опубликовал статью под названием «Отвергает ли Христос католиков?» Хотелось бы прокомментировать её, и в целом затронутую в ней тему. Позволю себе привести пространную цитату. Сергей Львович пишет, что известный врач XIX-ro века католик Фридрих Гааз «верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия. Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишён спасения – поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит: «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице – и ты пришёл ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его». В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетования Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его». Мысль автора понятна: если человек верил во Христа как Бога, да ещё и делал хорошие дела, то Христос обязан его спасти и ввести в рай, несмотря на любые ереси, которые исповедовал этот человек и даже на то, что он сознательно не хотел входить в Его Церковь (доктор Гааз жил в России и о Православии был хорошо осведомлён). И если этому противоречит какой-то там «набор цитат из святых», то тем хуже для этих святых. Итак, мысль понятная и для многих наших современников очень симпатичная.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вопросы священнику Мой муж считает, что православие отрицает йогу и буддизм,а священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать?После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как быть? Как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова?Можно ли ходить в лютеранскую церковь, если православная далеко от дома?Что такое «страх Божий»? 22 мая, 2006 Мой муж считает, что православие отрицает йогу и буддизм,а священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать?После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как быть? Как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова?Можно ли ходить в лютеранскую церковь, если православная далеко от дома?Что такое «страх Божий»? В этой статье Вы сможете найти ответы на вопросы священнику, которые прислали читатели портала «Правмир». Вопросы священнику Мой муж считает, что православие отрицает все: и йогу, и буддизм и т.д. А священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать? Здравствуйте! В духовной жизни, как и в телесной, у людей бывает разный возраст. Причем, вполне может случиться, что человек ученейший в мирском, в духовном оказывается просто младенцем. Рассуждения Вашего мужа как раз и являются проявлением такого вот духовного младенчества. К сожалению, простыми объяснениями или чисто логическими выкладками здесь не всегда можно помочь, но необходимо действие Благодати, Которая только и может помочь человеку прозреть. Старайтесь лоб в лоб с мужем не спорить: уж больно не любят мужья, когда жены в таких вопросах оказываются умнее и одерживают верх. Может случиться, что в споре, он просто будет перечить именно из-за упрямства, чтобы не уступать. Действуйте более тонкими методами, подсовывайте ему соответствующие книги почитать, например, хороша вот эта: «Путь разума в поисках истины» профессора А.И. Осипова, и подобные. Молитесь Богу, о просвещении его Истиной и наберитесь терпения. Нельзя младенцу сразу дать твердую пищу, но пока только мягкую, всему свое время. Помните наставление ап. Петра женам-христианкам, неверующих мужей из третьей главы его первого послания: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Вот уж, действительно, иногда лучшей проповедью бывает наше «чистое, богобоязненное житие», а не всякие споры и логические выкладки. Именно в достойном житии должно быть видно превосходство христианства над другими религиями и философскими системами. А значит, надо работать, прежде всего, над собой и не давать мужу повода и соблазна, отталкивающих от Христа.

http://pravmir.ru/voprosy-svyashhenniku/

Вятка (Киров). Собор Воскресения Христова. Воскресенский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Срубленная еще в 1615 году деревянная Воскресенская церковь заняла одну из самых эффектных высот городского ландшафта. В течение XVII века храм неоднократно горел, что побудило Преосвященнейшего Иону в 1695 году благословить прихожан на сооружение каменной церкви. Артель местных зодчих – первых мастеров каменных дел к концу 1700 году закончила основные работы по возведению храма, но до окончательного завершения было еще далеко: велись внутренние работы, храм обустраивался, в 1725 был возведен правый придел Рождества Богородицы.(прим.: здесь в статье ошибка, проименование данного придела - Введения во храм Пресвятой Богоридицы). А через 33 года – и левый придел, в честь митрополита Ростовского Дмитрия. К началу 80-х годов XVIII века пристроены рундуки, в храме выстелен чугунный пол, обновлены росписи. К середине XIX века верх строения был покрыт железом, а в 1852 году возведена новая колокольня. Воскресенский собор - удивительный архитектурный артефакт с долгой историей: в ней, как в зеркале, отразились основные тенденции архитектуры и способы внутреннего обустройства, соответствующие каждому этапу доработки. И стоит отдать должное мастерам, работавшим над собором: единая стилистика храма не была нарушена, и последняя достроенная колокольня, немного отличающаяся от базовой четырехэлементной конструкции, не нарушает гармонию этого памятника архитектуры. Достопримечательностью собора являлся четырехъярусный резной иконостас, представлявший собой образец древнерусской резьбы. Живопись маслом, выполненная художником Саврасовым в 1848 году заполняла пышные клейма, стены теплой церкви украшало немало икон старинного письма. Интересной особенностью можно считать расположение церквей и соборов города Хлынова в конце XVII века. Застройка тогда осуществлялась под наблюдением архиепископа Ионы и имела очень символичный подтекст: храмы были воздвигнуты в центре города против движения солнца. После пожара в 1679 году, благодаря вынесению Воскресенской церкви на возвышенность, получила завершение круговая застройка, которая в архитектуре храмов повествовала о евангельской истории, неотделимой от русского православного сознания: это история Богоявления (Богоявленский собор), Преображения (Преображенский собор), Воскресения (Воскресенский собор) и Вознесения Господня (Вознесенский собор). И каждый год, в четвертое воскресение Великого поста, по этому кругу двигался Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса.

http://sobory.ru/article/?object=32473

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернуться в жизнь и начать помогать людям Невинно осуждённый врач Николай Каклюгин благодарит за поддержку всех, кто её уже оказал 26.12.2020 2033 Время на чтение 3 минуты На «Русской народной линии» опубликовано обращение от инициативной группы под заголовком «Искры тепла и поддержки, дома из песка и судьба человека» . Цитата из обращения сразу объясняет практически всё: «Похотью и блудом торгуют одни, наркотиками – другие, извлекая из всего этого сверхприбыли. Нагорной проповедью торгуют третьи – те самые сектанты, против которых мы – христиане обязаны выступать единым фронтом, не имея права ни шагу отступать назад. Если кого-то из наших собратьев, воинов Христовых на этом фронте, огульно обвиняют в том, что он никогда не совершал, стремясь убрать с поля битвы за чистоту веры и моральные устои общества, то его нужно вытаскивать всем миром. Если этого не происходит год за годом, значит что-то не так В КОРНЕ и в церковном мире, и в правительственных кругах». Полностью размышления автора на тему в статье " Вне любого приговора: истинное кредо христианина " . Предстоит ещё немало судов, приговоров, их обжалования, обращений в вышестоящие инстанции вплоть до Верховного суда РФ, прежде чем будет достигнуто законное оправдательное судебное решение . Появился шанс освободиться досрочно несколько иным путем, так же законным, но чуть по другой схеме. Коллеги, соратники Николая Каклюгина готовят характеристики его деятельности для подачи в соответствующие инстанции. Но при этом существенным моментом являются юридические услуги защитника-адвоката, готового взять это направление и их своевременную оплату. Публикуем номер карты отца узника, Каклюгина Владимира Борисовича: карта Сбербанк: 2202 2007 0029 1592, телефон, к которому привязана карта – +7(905)485-49-69, с пометкой: " помощь адвоката " ». На своей странице я уже комментировал это обращение, размещенное в Группе поддержки в ВК, и просил по мере сил оказать всех неравнодушных поддержку. Верю, что те, кто это прочтет, не останутся в стороне – кто знал раньше и узнал за годы заключения о моей истории . Помоги всем нам Бог! Несмотря ни на что, даже на заключение автора, работа будет продолжена по тем организациям, которыми он занимался ранее .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/26/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евгений Евтушенко как «русский иностранец» 11.10.2022 584 Время на чтение 25 минут Источник: Родная Кубань В уже относительно давние времена, в 1965-м году, Вадим Кожинов настаивал, что к поэзии Евтушенко нужно относиться как к стихотворству, к «лёгкой поэзии», «стихотворной публицистике» с. 13]. Это, по версии мыслителя, предполагает иные критерии оценки текстов автора при изначальном понимании того, что определяется цитатой из Михаила Пришвина: «Беллетристика – это поэзия лёгкого поведения» c. 15]. Естественно, такой подход к творчеству Евтушенко не приняли и сам стихотворец, и его многочисленные почитатели: литературоведы, критики, журналисты, читатели. Не согласны и мы, но по другой причине: к любой поэзии (как и к любым родам, видам, жанрам литературы) нужно применять единые критерии оценки, так как при всех типологических и индивидуально-художественных особенностях произведения, мы имеем дело с определённой системой ценностей (религиозной, духовно-нравственной, идеологической и т.д.). Она, в свою очередь, должна поверяться критериями, сущность которых точно выразил Чехов сначала обще-теоретически, а затем – конкретно, применительно к себе: «…нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дана нам во время оно Иисуса Христа и которая теперь мне, Вам и Баранцевичу мешает красть, оскорблять, лгать и проч. Я же во всю мою жизнь, если верить покою своей совести, ни словом, ни делом, ни помышлением, ни в рассказах, ни в водевилях не пожелал жены ближнего моего, ни раба его, ни вола его, ни всякого скота его, не крал, не лицемерил, не льстил сильным и не искал у них, не шантажировал и не жил на содержании» с. 423-424]. В данной статье с христианско-православных позиций определим систему ценностей произведений Евтушенко постсоветских десятилетий. Эта система ценностей иллюстративно-зримо проявилась в стихотворениях, посвящённых тем современникам поэта, которые являют, по Евтушенко, человеческий идеал или личность в разной степени ему соответствующую. К тому же, любой текст Евтушенко даёт представление о секретах творческой мастерской автора и его системе ценностей.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/11/evgeni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010