В послевоенные годы адм. управление епархией осуществлял еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль ; 1947-1966). Власти не позволили возобновить занятия в семинарии, передав ее здание техническому и экономическому фактам Сараевского ун-та на условиях аренды на 20 лет, но в 1960 г. здание было национализировано. В 70-80-х гг. Римско-католической Церкви и Исламскому объединению верующих были возвращены неск. ранее им принадлежавших объектов в Сараеве. Но Д.-Б. е. не получила ни одного. 16 мая 1977 г. Архиерейский Собор СПЦ объявил об обновлении семинарии в ранге Духовной Академии и потребовал от властей возвращения бывш. здания семинарии либо предоставления другого. Но только в 1992 г. экономический фак-т согласился передать часть помещений в здании бывш. Сараевской семинарии для нужд правосл. Церкви, но из-за начала гражданской войны этого не произошло. В 1951 г. митр. Нектарий был переведен на Дабро-Босанскую кафедру. Он пытался нормализовать церковную жизнь епархии в условиях атеистической пропаганды, восстановить разрушенные церкви и восполнить кадровый состав. Благодаря его ходатайствам в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , к-рый в 1957 г. посетил Боснию и Герцеговину, власти разрешили ремонт церкви в Чайниче, известного места паломничества к чудотворной Чайничской иконе Божией Матери. Преемник митр. Нектария митр. Владислав (Митрович ; 1967-1992) освятил ок. 30 обновленных церквей и 6 новых. В ходе военных действий 1991-1995 гг. в епархии были разрушены монастырь Возуча (XIV в.), 23 храма и 13 приходских домов, 13 церквей, 3 приходских дома и неск. кладбищ осквернены. В 1992 г. из-за обстрела частично сгорела резиденция правосл. митрополита в Сараеве, пострадали б-ка и архив. Одна из древнейших в епархии, Старая церковь во имя св. Архангелов, 7 раз была обстреляна, но уничтожить ее не смогли. После заключения Дейтонских соглашений в 1995 г. и разделения Боснии и Герцеговины на Республику Сербскую и мусульмано-хорват. Федерацию Боснии и Герцеговины неск. церквей, входивших ранее в состав Д.-Б. е., оказались в мусульм. районах (Блажуй, Прача, Релево, Устиколина и др.), что привело к их запустению, частичному повреждению или разрушению.

http://pravenc.ru/text/168468.html

Однако этот союз армян с католиками вызвал сильные подозрения со стороны турок. Сначала сельджуки Рума (1257–1263) 31 начали войну с Киликией, а затем египетские мамелюки во главе с султаном Байбарсом (1260–1277), вступив в Малую Азию, разбили армян.В 1299 г. был разрушен Рум-Кале и католикос Григорий VIII вынужден был переселиться в Сис Киликийский. В этот период продолжалась латинизация Армении францисканскими и доминиканскими монахами. Соборы, созванные в Сисе (1307) и Адане (1313) приняли многие обычаи Римской Церкви. Собор 1342 г. занимался догматом о Вознесении на небо Богородицы, в то время как дни армянского государства были уже сочтены. В 1375 г. турки нанесли окончательное поражение династии Рубенидов-Гатуминов, последний представитель которой Лeoh V(1374–1393) умер в изгнании в Париже. Однако армянская нация, рассеянная по Анатолии, Египту, Индии, России и Польше, продолжала существовать. Церковь стала единственной хранительницей национальных традиций и единственным убежищем многострадального народа, хотя и сама утратила свое единство, в результате чего возникло несколько патриархов. Чтобы спасти Армянскую церковь, было решено перенести кафедру католикоса из Сиса в Эчмиадзин (1441), который находился под властью персов. Ахтамарский католикос держался также обособленно. Махмут II, захватив Константинополь (1453), учредил две юрисдикции— греческого патриарха (для всех православных греков, болгар, сербов, хорват, сирийцев, мелхитов и арабов) и армянского патриарха (для монофизитов, армян, сирийцев, халдеев, коптов, грузин и абиссинцев). Иерусалимский патриархат был основан еще раньше (1311) 32 , в результате отказа иерусалимских армянотрешений Сисского собора (1307). После перенесения кафедры католикоса в Эчмиадзин при Гpuropuu IX (1439–1446) в Сисе был католикос Константин VI, который направил на Флорентийский собор двух армянских епископов с письмом, в котором выражалась готовность принять решения это собора. Согласно подписанной 22 ноября 1439 г. униатской булле, армяне должны были соблюдать Никео-Цареградский символ веры с филиокве , учение о двух природах и волях во Христе, примат папы, учение о чистилище и римский календарь. Однако это соглашение было непродолжительным, потому что армяне придерживались соглашательской политики с Римом в том случае, если видели какую-то политическую выгоду; в противном случае они оставались верными своему традиционному учению. Впрочем, армяне Запада продолжали оставаться сторонниками союза с Римом. Еще с XIII века в Польше находилось много армян, которые заставили прибывшего во Львов католикоса Эчмиадзинского Мелхиседека (1616) совершить верноподданнический акт по отношению к Риму (1629). Была основана армянская архиепископия, непосредственно зависящая от Святого престола и просуществовавшая до 1945 г. В Киликии, также в результате униатских действий католикосов, был основан Армяно-католический патриархат при патриархе Григории XIII (1572–1585), кафедра которого сначала была в Сисе.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Т.е. Велимирович написал, что Гитлер пытается делать дело свт.Саввы. Манипуляторы же перекручивают дело так, будто православные святые делают дело Гитлера. Кстати, ещё раз напомню, текст был написан в 1935-м, а выступление, которым нынче любят попенять, происходило в 1937-м. Никаких крематориев тогда не было и в помине. Зато было много такого в европейской повседневности, что любой враг моего врага невольно почитался почти как друг. Точнее, не как друг, но как бич Божий, сокрушающий мерзость умножившегося беззакония. Кроме того, с нацистами тогда находили возможность общаться не только в Москве , о чём нынче не забывают напомнить по случаю и без оного, но и в Мюнхене. Тем не менее, одним из препятствий для общецерковного прославления владыки в лике святых была его дружба с Димитрием Льотичем и единомыслие с ним по ряду принципиальных вопросов. Димитрия Льотича многие почитают в качестве «сербского Власова». Это крайне некорректно. Об этом мы обстоятельно поговорим ниже. А пока отметим, что как это не покажется парадоксальным, «линия раздела по отношению ко Второй мировой войне («пророссийские» элементы - те, кто за партизан и Красную Армию, и «антироссийские» элементы - те, кто против партизан и Красной Армии) не является универсальной. Участие во Второй мировой войне, получившей в советской истории название Великая Отечественная война, заслуженно стало важным элементом государственной пропаганды в Российской Федерации и Белоруссии. И наоборот. Силы, выступающие против русских, как в России, так и в бывших республиках СССР , поднимают на щит традиции пособников немецких оккупантов. Да, эта схема работает в Прибалтике и Западной Украине . Однако, она не приемлема для Сербии. Дело в том, что сербы восприняли победу сил антигитлеровской коалиции как победу, которую в гражданской войне 1941-1945 гг. хорват Тито одержал над сербами Михайловичем и Льотичем. При этом Красная Армия вовсе не демонизируется - как сила, навязавшая коммунизм. Но воспринимается в качестве тех, кого коварный Тито переиграл и заставил работать на свои интересы. Отчасти именно так и было. И то, что Югославия стала коммунистической страной, вовсе не является «следствием того, что в Белград вошли танки Т-34».

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/10/...

Льва III Исавра и имп. Константина V Копронима под названием «Закон судный людем» (в некоторых рукописях именуется «Судебником царя Константина»). Номоканон Мефодия употреблялся в славянских Церквах, в Русской Церкви до XIII в. Одновременно с ним пользовались и славянским переводом «Номоканона XIV титулов» в 1-й редакции, который Павлов датировал правлением Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого , а А. И. Соболевский - кон. Х в., указывая в качестве места перевода Вост. Болгарию. Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Наиболее важное значение для К. п. слав. Церквей имела Кормчая книга архиеп. Сербского свт. Саввы I . По мнению Павлова и Е. Е. Голубинского , свт. Савва сам подобрал греч. источники для сборника и перевел их на слав. язык ( Павлов. 1897. С. 113), однако большинство исследователей согласны с хорват. ученым В. Ягичем , к-рый высказал предположение, что Кормчую перевели рус. монахи на Афоне, а свт. Савва сделал Сербскую редакцию слав. перевода (см.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 12). В основу Кормчей был положен Синопсис с толкованиями Алексия Аристина (в ряде мест его схолии заменены толкованиями Иоанна Зонары), в книгу также включены оба предисловия и систематический указатель канонов из «Номоканона XIV титулов», «Собрание 87 глав» свт. Иоанна Схоластика, «Прохирон» , новеллы имп. Алексия Комнина о браке. После составления Кормчая была разослана по епархиям Сербии под названием «Законник святых отец» и служила главным источником не только церковного, но и гос. права, повлияв на «Законник» кор. Стефана. В 1221 г. Кормчая была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. Сербская Кормчая вместе с «Собранием 87 глав» через Болгарию попала на Русь, где разошлась в большом количестве списков и использовалась в 70-х гг. XIII в. при создании Кормчей Русской редакции. В Румынских княжествах первыми законодательными сборниками по церковному и гражданскому праву были греч.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Здесь же свободно, целой слободой, проживали иностранцы, от которых русские постепенно перенимали различные знания и усвояли охоту к изучению наук, особенно таких, которые имели практическое приложение. А между тем волнения раскольников, восставших против книжного исправления, как еретичества, и против ученых справщиков, как еретиков, побуждали многих призадуматься над вредом невежества, воспитывающего неразумную преданность букве и обряду. Особенно он бросался в глаза тем, кто приходил в Россию со стороны. Они – то первые заговорили теперь против невежества и в пользу школьного просвещения. Таковы, например, Паисий Лигарид, прибывший в Москву в 1660 г., серб или хорват Юрий Крыжанич, явившийся тогда же, Симеон Полоцкий , воспитанник киевской могилянской коллегии, бывший учитель полоцкой братской школы, прибывший в Москву в 1664 или в 1663 г. и оставшийся здесь на жительство. Вот, например, как писал Паисий: «искал я корене духовного сего недуга (церковных смятений в России) и нашел, что все произошло от двух причин: от неименья народных училищ и скудости библиотек... Ты, о пресветлый царь, созижди здесь (в России) училища для преподавания трех языков, особенно коренных, греческого, латинского и славянского» 286 . А Симеону Полоцкому даже удалось устроить в московском Заиконоспасском монастыре (в 1665 г.) школу, где «по латыням» учились у него молодые подьячие тайного приказа, обязанные к тому царским указом. Школа эта впрочем имела очень узкое значение и не могла удовлетворить общественной потребности в просвещении; притом же она существовала недолго: в 70 – х годах закрылась 287 . Нужда в школах с более широким значением продолжала чувствоваться. Поэтому восточные патриархи Паисий и Макарий, прибывшие в Москву для суда над Никоном, в своем слове на день Рождества Христова 1667 г. убедительно советовали царю завести греческие и славянские училища, внушали пастырям Церкви оказать материальное содействие в этом, ссылались на совет патриархов 1593 г. и обещали пользу от училищ как для России, так и для Греции, где недостаточно своих школ 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Вашего Императорскаго Величества, нижайший раб, Харьковскаго полку Полковник Григорий Квитка». Просьба прихожан 1745 г. о посвящении диакона Петра Жуковскаго в священника, под которой подписались: «слоб. Салтова церкви Архангела Михаила (придельной) поп Иоанн Ковалевский, Салтовский Сотник Федор Картавый, Салтовский Протопоп Кирил Емельянов». Таким образом, первый храм Вознесения Господня, который по документам называется соборным, построен был в Нижнем Салтове около 1704 года. Императрица Елизавета подарила Салтов Ивану Самойловичу Хорвату. Тогда в Салтовских имениях считалось уже более 4000 душ муж., в том числе до 500 однодворцев, и до 20000 десятин земли. В это время оказываются в нем три деревянных храма, из которых Вознесенский был с двумя причтами, другой Георгиевский и третий Успенский. Георгиевский храм тогда же перенесен был в сл. Песчаную (ныне военного поселения), куда переселены были однодворцы, как не вошедшие в число пожалованных Хорвату. В 1798 году Дмитрий Иванович Хорват построил каменный храм с тремя престолами, из которых главный был во имя Вознесения Господня, прочие два во имя Св. Николая и Владимирской Иконы Божией Матери. Успенский же храм в 1814 году перенесен в слободу Николаевку, куда перешли и древния книги: триодь цветная Черниговской печати 1685, и другая М. п. 1707 г.; минеи служебные М. п. 1704–1705 г.; октоих М. п. 1705 г.; общая минея М. п. 1711 г.; евангелие М. п. 1711 года. Новый владелец Салтова, маиор Александр Кузин, в 1848 году назначил в завещании своем 3000 руб. серебром с тем, чтобы проценты с этой суммы употреблялись на поддержание храма, а набожный отец его Кузьма Никитич Кузин, возобновил храм и купил колокол в 40 пудов. Книги соборнаго Вознесенскаго храма: минея служебная на месяц август М. п. 1705 г., с надписью: «Сия книга даянье ближняго боярина и в охранение Украйны над войскы воеводы Петра Матвеевича Апраксина в маетность его, в Слободу Салтовскую, в Соборную церковь Вознесения Христова, в лето от сотворения мира 7222 (1714)». Постная триодь, без выходнаго листа, но с тою же надписью, что и на минее. Анфологион М. п. 1706 г.; апостол М. п. 1710 г.; евангелие, 1711 г., другое 1735, третье 1744, четвертое 1746 г.– все Московской печати; служебник, К. п. 1746 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так, краткое упоминание об ессеях мы находим у языческого писателя конца века Диона Chrysostom’a 104 который в одном из своих рассуждений, посвященных доказательству того положения, что счастье не зависит от богатства, между прочими примерами указывает также и на ессеев, называя „счастливыми» ессейские колонии, расположенные на берегу Мертвого моря. Указание на эту местность ведет к предположению, что источником для рассказа Диона, по всей вероятности, послужил Плиний. Рассказ того же Плиния послужил также источником для того описания ессеев, какое дает нам языческий писатель III-ro века Солин (†238 г.) в своем «Полигисторе» 105 . Солин, подобно Плинию, говорит только об ессейских колониях вблизи Мертвого моря, замечая между прочим: «ita per immensum spatium saeculorum, incredibile dictu, aeterna gens est cessantibus puerperiis». Эти слова содержат, по-видимому, ту мысль, что ессеи жили у берегов Мертвого моря еще во времена Солина, т. е. в III веке по P. X.; но подобный вывод был бы совершенно ошибочным, так как он не находит для себя подтверждения ни в одном из других свидетельств, относящихся к тому же времени. Очевидно, Солин сам не знал ессеев, а прямо скопировал рассказ Плиния, не дав себе труда проверить, насколько его рассказ соответствует действительности, вследствие чего и допустил столь невероятный анахронизм. Это тем вероятнее, что Солин не только выражается буквально словами Плиния, заимствуя у него некоторые весьма характерные выражения, но и вообще изображает ессеев точно такими же чертами, какие мы видели у Плиния, ни в чем почти не отступая от рассказа этого последнего, если не считать того замечания Солина, что члены секты были исключаемы из общества даже за самую малую провинность. Правда, есть еще у Солина замечание о том, будто ессеи питались только финиками (palmis victitant), о чем нигде больше не упоминается, но это выражение, по всей вероятности, составляет только свободный перифраз слов Плиния: «socia palmarum» 106 . Более подробные известия о секте ессеев дает нам языческий писатель того-же III-ro века–неоплатоник Порфирий (233      305 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день мы также вспоминаем одного из лидеров Белого движения на Дальнем Востоке генерал-лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата, скончавшегося в 1937 году. Он родился 25 июля 1859 г. в г. Кременчуг Полтавской губернии, в семье потомственных дворян. По линии отца принадлежал к родовитой фамилии сербского происхождения, по линии матери приходился внучатым племянником выдающемуся русскому полководцу, генералу-фельдмаршалу, светлейшему князю М.И.Кутузову. По окончании в 1978 г. Николаевского Инженерного Училища Дмитрий был выпущен в Гвардейский Саперный Батальон, и вскоре перевелся на службу в Среднюю Азию на постройку железной дороги. Начав с должности десятника, благодаря своим природным дарованиям и исключительным служебным качествам быстро продвигался по службе. В конце девяностых годов XIX в. Хорват достиг поста управляющего дорогой. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Затем талантливый инженер-путеец был переведен на постройку Уссурийской железной дороги. За заслуги перед отечеством Хорват был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, Белого Орла и другими русскими и иностранными орденами. В 1902 г. Хорват получил предложение занять пост управляющего строившейся тогда Китайско-Восточной железной дороги. В 1903 г. он возглавил строительство, и вплоть до марта 1918 г. был управляющим Китайско-Восточной железной дорогой. После октябрьского 1917 г. переворота в полосе отчуждения КВЖД по-прежнему царил полный порядок, все жили в сытости и в спокойствии. Люди верили, что, пока там будет Хорват, все будут защищены от всяких бед и напастей. Полоса отчуждения получила тогда наименование «счастливой, благословенной Хорватии», но оказалась она, благодаря распаду в России центральной верховной государственной власти, как бы совершенно самостоятельной, предоставленной своим собственным силам. Долго генерал Хорват не соглашался на общие уговоры принять на себя тяжкое бремя несения полномочий верховной власти, но, в конце концов, решился взять на себя это тяжелое бремя и 10 июля 1918 г.

http://ruskline.ru/history/2015/05/16/et...

Воронцов ответил, что «хотя весьма желательно бы было, дабы известные два злодея, находящиеся в Крыму, могли каким случаем истреблены или украдены быть, но как сей способ есть весьма ненадежный, к тому ж и может за собою неприятные следствия нанести, я думаю, что лучше бы было совсем в презрении оставить, толь более что никакого опасения от их каверз иметь не можно, и они уже престарелые люди и скоро в гроб пойдут». Из Новой Сербии Хорват доносил, что население идет быстро: в три месяца, от января до апреля, пришло обоего пола душ 822. Но стали приходить доносы на Хорвата, что он населяет Новую Сербию непозволительными средствами. Гетман Разумовский прислал в Сенат копию с допросов сотника Мовчана да осадчика новой Черноташлыкской слободки Савранского; из допросов оказывалось, будто бы Хорват приказывал Савранскому собрать запорожских козаков-охотников, идти с ними в Польшу, перегнать силою тамошний народ на эту сторону Буга и населить им новозаведенную слободу, почему Савранский с запорожцами в Польше был и из села Вербовец, принадлежащего Мнишку, пригнал 35 семей в свою слободу. Мовчан показал, что Хорват в присутствии поручика Булацела приказывал сотнику новопоселенной слободки Добрянки Табанцу, который жаловался на обиду от поляков, чтоб он взял охотников из запорожских степей и попугал поляков, только тайно, не разглашая, а я, сказал Хорват, в том ответчик, и руку Табанцу дал; Табанец и был в Польше, на ярмарке отбил больше 300 лошадей и зарезал 30 человек. Сенат приказал: гетману велеть поступить с Табанцом и Савранским по их винам за разбой и переход за границу; а показаниям на Хорвата не верить, ибо эти показания сделаны приличившимися в воровстве. Далее на восток в украинных местах перемещение жителей происходило другим способом. В конце года правительство узнало, что из Тамбовского и Козловского уездов разных помещиков крестьяне, забирая свои пожитки и лошадей, бегут, а другие разглашают, что эти беглые, собравшись в Царицыне и переправясь через Волгу, порыли себе землянки, живут в них и впредь будут принимать к себе всяких прихожих людей; а некоторые крестьяне бегут и явным образом, объявляя, что идут для поселения в Царицын и в Камышенку к шелковому казенному заводу, где для принятия их определен майор Парубуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Л. К. Хорвиц с коллегами исследовали кости животных, найденных в Хорват-Сумаке в римско-визант. слое. Их заключения помогают восстановить и общую картину жизни данного периода на горе К. В различных постройках поселения - в синагоге, в домах, в мастерских, в оливковых прессах - были обнаружены кости животных, на этом основании авторы делают выводы о том, что экономика Хорват-Сумаки базировалась на мелком животноводстве. Охота не играла решающей роли: костей диких животных немного. Возможно даже, что эти кости не имеют отношения к римско-визант. периоду и попали сюда случайно, но так или иначе, они свидетельствуют о лесах, окружавших Хорват-Сумаку. В визант. период появляются верблюды и ослы, которых использовали только в качестве вьючных животных (на костях нет следов от ножей). Т. о., экономика Хорват-Сумаки была частью «традиционного ближневосточного хозяйства», которое основывалось на земледелии и скотоводстве. Синагога в Хирбет-Дубил, или Давела ( Chiat. 1979. Vol. 1. P. 385). Руины синагоги находятся в 500 м на юг от Далият-эль-Кармель и в 20 км на юго-восток от Хайфы. В ходе исследований открыты цистерны, мозаичное панно, фрагменты колонн и греч. надписи с упоминанием шейха Аззама, к-рый владел этой землей (7 строк, помещена в tabula ansata, украшена крестом). В 1884 г. Л. Олифант опубликовал отчет о найденных здесь 2 дверных перекладинах. На одной из них - стилизованная розетта в центре, на другой - орел, неизвестный объект и венок, фланкируемый розеттами и деревьями. Олифант не был уверен, что они принадлежали синагоге, хотя параллели с др. синагогами Сев. Палестины (напр., в Капернауме ) делают это вполне вероятным. Лит.: Conder C. R., Kitchener H. H. Survey of Western Palestine. L., 1881. Vol. 1. P. 318-320; Oliphant L. The Khurbets of Carmel//PEQ. 1884. Vol. 16. N 1. P. 30-44; M ü linen E., von. Beitrüge zur Kenntnis des Karmels//ZDPV. 1907. Bd. 30. S. 117-207; 1908. Bd. 31. P. 1-258; Kohl H., Watzinger C. Antike Synagogen in Galilaea. Lpz., 1916; Avi-Yonah M., Makhouly N.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010