101 Дорошенко Петр Дорофеевич (1627–1698) – гетман Правобережной Украины в 1665–1676 гг. Был полковником в войске Богдана Хмельницкого; в 1663 г. – генеральный есаул при гетмане П. Тетере. Недовольный условиями Андрусовского перемирия, пытался, опираясь на Турцию и Крым, продолжать борьбу с Польшей, в результате чего оказался в зависимости от турецкого султана и способствовал захвату им Подолии. Капитулировал перед русскими войсками в 1675 г. и присягнул на верность России; был отправлен воеводой в Вятку. 102 Новоторговый устав – протекционистский закон о внутренней и внешней торговле в России, составлен в 1667 г. по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина. Состоял из введения, основной части (94 статьи) и приложения (7 статей) – «Устав торговле» для иностранцев. При покровительстве отечественному купечеству устав строго регламентировал правила торговли для иностранцев, особенно из Западной Европы – место (только приграничные города), время (срок ярмарок), перечень товаров; для них запрещалась розничная торговля; резко увеличивались для иностранцев таможенные пошлины. 104 Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, с 1676 г. боярин, приближенный царя Федора Алексеевича. Фаворит царевны Софьи Алексеевны. В 1682–1689 гг. глава ряда приказов, в 1686 г. заключил «вечный мир» с Польшей. Руководил Крымскими походами 1687 и 1689 гг. После прихода к власти Петра I лишен боярства, вотчин, поместий, сослан в Архангельский край, где и умер. 105 Софья Алексеевна (1657–1704) – царевна, дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской, сестра царей Федора, Ивана и сводная сестра Петра I. Правительница России в 1682–1689 гг., официально регентша «при обоих царях» (Иване V и Петре I); в 1689 г. заточена в Новодевичий, монастырь, в 1698 г. под именем Сусанны пострижена в монахини. 106 Крижанич Юрий (ок. 1618–1683) – хорват, католик, религиозный и политический деятель, писатель, сторонник объединения славянства под эгидой России. В 1659 г. прибыл в Россию и поступил на русскую службу, надеясь стать придворным историографом; был знаком с Б. И. Морозовым и Ф. М. Ртищевым. По неясным причинам в 1661 г. сослан в Тобольск. В 1671 г. возвращен в Москву и в 1677 г. отпущен за границу. Погиб в сражении при освобождении Вены от осады турецких войск. Оставил обширное научное и публицистическое наследие, в том числе посвященное России («Политика» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

После того оставалась генерал-губернаторская вакансия до 1796 года, а в сем году был последний в должности генерал-губернатора Андрей Яковлевич Леванидов, генерал-поручик и орденов Св. Владимира второй степени, Георгия 4-го класса и польских Белаго Орла и Св Станислава кавалер. Между тем губернаторами были с 1792 года по 1794 генерал-майор и ордена Св. Анны кавалер Осип Иванович Хорват. С 1796 по 1797 действительный статский советник и ордена Св. Владимира третьей степени кавалер Иван Васильевич Новиков. С 1797 года доныне действительный статский советник и орденов российских Св. Анны первого класса и Св. Владимира третьей степени кавалер Александр Борисович Сонцов, коего ободрением и патриотическими пособиями собрано написанное се Историческое сведение о Воренежской губернии. Таблица, показывающая, куда и когда из Воронежа отходит почта и когда приходит Которая почта когда приходит и отходит По какой дороге идет Куда отвозит письма и обратно привозит Московская почта отходит в среду, а приходит по понедельникам и вторникам По Московской дороге через Задонск Отвозит в Орловскую, Тульскую, Московскую, Санкт-Петербургскую и во все по сему тракту лежащие губернии, во всю Сибирь, в Эстляндию, Лифляндию, Курляндию и в чужие края Танбовская почта отходит в среду, а приходит в субботу По Танбовской дороге В Танбов и Танбовскую губернию Городовая почта отходит в четверток, а приходит в субботу По Коротоякской дороге В Коротояк, Острогожск, Бирюч и Валуйки Белогородская почта отходит в четверток, а приходит в пятницу и субботу Через Землянск и Нижнее-Девицк В Курскую, Слободскую-Украинскую, Новороссийскую и Смоленскую губернии, в Крым, Малороссию, Белоруссию и в приобретенные от Польши области Саратовская почта отходит в пятницу, а приходит в субботу и воскресенье По Саратовской дороге В Саратовскую и Астраханскую губернии Черкасская почта отходит в пятницу, а приходит во вторник Через Бобров и Павловск Описание Воронежского уезда Уезд города Воронежа смежен был до учреждения наместничеств с уездами Костенским, Землянским, Орловским и Сокольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Эти слова оказались пророческими. В 1949 г. на место умершей матушки Нины заступила монахиня Феодора. В самой Югославии после фактического разрыва отношений с СССР наступили тяжелые времена для всех тех, кто каким-либо образом был связан с Москвой. В частности, это коснулось и самой Сербской Православной Церкви. Так, уже в 1948 г. руководитель правительственной комиссии по вероисповеданиям генерал Джурич заявил Патриарху Гавриилу, что если он отважится поехать на 500-летие Русской Православной Церкви и приуроченное к этому знаменательному событию совещание глав автокефальных церквей мира, то он лишится патриаршества и права возвращения на родину. Только после интерпелляции МИД СССР Патриарх смог вылететь спецсамолетом, предоставленным советской стороной, в Россию. 279 Во время различных официальных встреч и конфиденциальных бесед Сербский Патриарх, касаясь Тито, «высказывал резкое недовольство проводимой им политикой в отношении Сербской Православной Церкви. По словам Патриарха Гавриила, югославским правительством арестовано до 90 человек православного духовенства. Арестованные подвергаются унижению и посылке на каторжные работы в то время, как осужденный по процессу католический епископ Степенац [Степинац – В.К.] пользуется различными привилегиями в тюрьме. Такое отношение к православному духовенству Патриарх Гавриил объясняет по своему, а именно тем, что Тито хорват, а не серб, и что во главе комиссии по вероисповеданиям стоит католик генерал Джурич, а заместителем его является мусульманин». 280 Такое толкование было основано на исторической национальной логике. Но здесь не надо лишних слов: все мы хорошо знаем историю своей страны, чтобы понимать «строителей нового мира». Тогда же начались гонения властей и на русских, в том числе и на инокинь. «Был изгнан в Албанию русский женский монастырь, составленный большей частью из наших Леснинских сестер, основанный матушкой Диодорой. Изгнан в полчаса без церковных книг и церковного имущества. Его участь боялась разделить матушка Феодора и решила с Божьей помощью перевезти обитель во Францию». 281

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая уловка диавола — вера в то, что любовь к своим требует ненависти к другим. Если ты такой ненависти не демонстрируешь — то ты, вражина, Родину не любишь. Все злодеяния, которыми так богата история Балкан, совершались под лозунгом горячей любви к Родине. «В бой, в бой, за народ свой!» — как кричали, и кричат до сих пор балканские националисты. И третья уловка сатаны — подмена религии национализмом. Это относительно легко сделать, потому что в религии есть сильный элемент коллективной идентичности. Приходя в храм, человек молится не в одиночестве — но как часть народа, коллективного «мы», предстоящего Богу. И это «мы» перед Богом не очень трудно превратить в национальное «мы» по отношению к которому любые отсылки к Богу выполняют чисто символическую роль. Как национализм выедает христианство изнутри «Бог» становится символом национального единства, участие в религиозных обрядах — знаком принадлежности, прежде всего, к национальному сообществу. «Православный», «Католик» или «Мусульманин» начинает означать только «серб», «хорват» и «босниец». Бог, которому поклоняются в такого рода религиозности, это не монотеистический Бог Авраама, который создал все народы и всем ищет блага и спасения, а генотеистический бог соответствующей этнической группы, который благословляет ее воинов на истребление враждебного племени. Хотя внешне, на уровне обрядности, это может имитировать монотеизм — и даже христианство. Ярким примером тут являются те же усташи — в отличие от германских старших товарищей, они были чрезвычайно религиозны, и имели с собой священников и монахов. Один из самых страшных палачей концлагеря Ясеновац был францисканским монахом и получил даже от своих товарищей-усташей прозвище «фра сотона», то есть «брат сатана». Национализм успешно выедает христианство изнутри — и превращает его, при сохранении внешней христианской атрибутики, в поклонение бесам. Человек может быть чрезвычайно религиозен — и Павелич, и Бандера, и множество других страшных злодеев регулярно ходили в Церковь — и быть сыном геенны.

http://pravmir.ru/slava-ne-vorobey-v-che...

В нач. 40-х гг. XIII в. войска монголов разорили Польшу, Венгрию, Чехию, южнослав. гос-ва; монг. разведывательный отряд дошел до Вены. 9 апр. 1241 г. в битве под Легницей были разгромлены объединенные польско-нем. войска; 11 апр. того же года в столкновении на р. Шайо потерпели поражение венг. кор. Бела IV и его брат хорват. герц. Коломан. В самом начале понтификата И. подтвердил провозглашенный Григорием IX крестовый поход против монголов ( Potthast. RPR, N 11096; Les Registres d " Innocent IV. N 30). На I Лионском Соборе ( Mansi. T. 23. Col. 627-628) с докладом о нашествии монголов выступил «Петр, архиепископ Руси» (по одной из версий, это мог быть Петр (Акерович), к-рого черниговский кн. Михаил Всеволодович поставил митрополитом Киевским). Еще перед Собором И. отправил к монголам 3 посольства во главе с францисканцем Дж. дель Плано Карпини (в Каракорум через Русь), доминиканцами Андреем из Лонжюмо и Асцелином (через Сирию в Персию). Плано Карпини удалось встретиться с великим ханом. Вместе с Плано Карпини в Лион прибыли 2 татар. посла с грамотой от хана Гуюка, в которой содержалось требование признать власть монг. правителя (текст грамоты опубл. в: Pelliot. 1922/1923. P. 11-12; Rachewiltz. 1971. P. 213-214). Андрей из Лонжюмо встретился с сир. султаном ас-Салихом Измаилом и эмиром Хомса аль-Мансуром Ибрахимом, а также провел переговоры близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с предложением признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон сообщал о готовности признать власть Римского папы и призвал его примириться с императором. Посольство доминиканца Асцелина Ломбардского достигло ставки монг. воеводы Байджу в Армении. Пренебрежение правилами монг. этикета настроило Байджу против послов и чуть не привело к их гибели. Послание вел. хана, доставленное Асцелином и 2 монг. эмиссарами, содержало те же требования, что и грамота, переданная через Плано Карпини. Вероятно, схожее содержание имела и грамота Байджу. Т. о., попытки И. установить дипломатические отношения с монг. ханом потерпели поражение.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Конфессиональный состав населения Боснии накануне османского завоевания был далеко не однороден. «Среднее сословие (городское.- А. Т.) было католическим, сербское сельское население в Вост. Герцеговине оставалось православным, католическим и с элементами богомильства. На остальной территории сельское население на протяжении века в результате деятельности францисканцев все больше склонялось к католицизму» ( D aja S. Konfessionalität und Nationalität Bosniens und der Hercegovina. Münch., 1984. S. 48). Правосл. население в кон. XIV-XV в. увеличилось за счет притока сербов с покоренных османами земель. Конфессиональные воззрения боснийских правителей этого периода отличались непоследовательностью. Стефан Томаш, коронованный викарием боснийских францисканцев, в 1446 г. созвал Собор «всей Боснии», на к-ром присутствовали «церковь боснийская и добрые боснийцы» вместе с церковным главой «дедом» Милым. Герц. Хрвой Вукчич известен как заказчик роскошных лицевых кодексов: глаголического Хрвоева миссала , предназначенного для католиков-глаголашей, и кириллического Хвалова сборника . Герц. «св. Саввы» Стефан Вукчич хотя и поддерживал связи с Римом, но слыл защитником еретиков, т. к. его главным советником был член боснийской Церкви «гость» Радин. В 1454 г. герцог пригласил францисканцев проповедовать в своих владениях и построил правосл. храм, а из ответов К-польского Патриарха Геннадия II Схолария на вопросы братии Синайского мон-ря известно, что герцог направил туда богатые дары. Богомильство в Боснии фактически прекратило свое существование в 1459-1460 гг., когда, по свидетельству папы Пия II , примерно 12 тыс. чел. приняли Крещение, а 40 или более, «упорствуя в заблуждении», бежали к герц. Стефану Вукчичу. От боснийской письменности доосманского периода сохранились десятки грамот правителей и вельмож, начиная с грамоты бана Кулина 1189 г., свидетельствующих о развитой канцелярской культуре Боснии и практически полном отсутствии лит. творчества. Все кириллические кодексы, написанные в Боснии в XIII-XV вв. (более ранние неизвестны) и связываемые с «боснийской Церковью», представляют книги НЗ в их четьей форме. Они отличаются своеобразным правописанием, близким орфографии хорват. глаголических рукописей, и развивают нормы т. н. зето-хумской школы XII-XIII вв. Под властью Османской империи

http://pravenc.ru/text/153243.html

Возрождение культа равноапостольных К. и Мефодия в XIX в. в Польше не получило такого масштаба, как в др. слав. странах. В 1873 г. была заложена греко-католич. церковь во имя св. братьев в Сахрыни (близ Грубешова, ныне Хрубешув, Польша), в 80-х гг. XIX в. в честь святых названа польск. католич. семинария в Детройте (США). Однако до XX в. в Польше не было католич. храмов, освященных во имя К. и Мефодия. Нет сведений и о посвящении до ХХ в. слав. первоучителям польск. правосл. храмов: только в 1970 г. в их честь была освящена 1-я церковь (Вроцлав), в к-рой богослужение первоначально шло на польск. языке, в наст. время иногда используются церковнославянский или греческий. Братьям посвящены домовый храм в резиденции епископа Белостокского и Гданьского (Белосток), храмы в г. Бяла-Подляска (1989) и г. Сандомир (2013), действует Кирилло-Мефодиев монастырь в Уйковице (1984). В 1989 г. было основано правосл. братство во имя К. и Мефодия, к-рое открыло начальную школу (2007), детский сад (2008) и 2 гимназии (2013). Почитание в католической Церкви Свидетельств сохранения слав. богослужения и зарождения почитания К. в Риме сразу же после его смерти не сохранилось. Поминовение святых К. и Мефодия под 9 марта внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (дата заимствована из польск. богослужебных книг; см.: Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 114-117). Распространение почитания святых К. и Мефодия в Римско-католической Церкви относится к XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания слав. народов, формированием идеологии панславизма. Сторонники этой идеологии подчеркивали общее историческое и культурное наследие славян, важность сохранения слав. языков, выступали за национальное самоопределение слав. народов, против герм., итал., венг. и греч. господства. Для участников Славянского конгресса в Праге (1848) К. и Мефодий являлись символами единства слав. народов. Наряду с культурными и политическими об-вами имена слав. просветителей принимали религ. орг-ции. Так, в 1850 г. в Моравии теолог свящ. Франтишек Сушил основал об-во «Наследие святых Кирилла и Мефодия», в 1851 г. в Словении Антон Мартин Сломшек, еп. Лаванта, организовал братство во имя К. и Мефодия, члены которого должны были молиться о единстве Церкви. Ведущим деятелем католического панславизма был хорват. еп. Й. Штроссмайер, который помогал проведению крупных юбилейных торжеств в память о К. и Мефодии.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

6. Славистика и балканистика Эти две области объединены здесь потому, что они, в значительной части своей, накладываются одна на другую. Но за пределами этого наложения остаются, конечно, историография России, о которой речь будет идти в особом, следующем разделе, а также историография западнославянских народов, новой Греции, Румынии и Албании. С цивилизационной точки зрения, соединение балканистики, предмет которой составляет органическое продолжение византологии, и историографии Польши, Чехии и Словакии – это беспринципная эклетика, но такова сложившаяся традиция, и важен не формальный уход от нее, но понимание того, что мир западных славян, как, впрочем, и словенцев с хорватами, связанный узами лингвистического и кровного родства с православным славянским миром, принадлежит, все-таки, иной ветви Христианской цивилизации – западноевропейской. Славянское просвещение и книжность своим происхождением обязаны подвигу святых братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, переводчиков священных и Богослужебных книг на, созданный ими, литературный язык, в основание которого были положены разные славянские наречия, более других Македонских болгар, но, при этом, подвергнутые в письменном языке радикальной трансформации: словарный фонд они обогатили иноязычной лексикой, в основном, греческой, и, что еще важнее, святые братья сообщили, созданному ими, литературному языку эллинский синтаксический строй. На этом языке и писались первые славянские книги, вначале в Болгарии, а потом и по всему славянскому миру, с известными оговорками, относительно, западных славян. В Болгарии были переведены на славянский язык Византийские хронографы Иоанна Малалы и Георгия Амартола, писались там и оригинальные сочинения, в том числе, и те, что содержали исторический материал, в частности, статья Храбра о создании славянской письменности. В Польше в XII – XIV веках составлялись хроники, или летописи, национальные по содержанию, но на латинском языке. Известны имена составителей таких хроник. Это епископ Балдуин Галл из Крушевицы, иностранного происхождения, Викентий Кадлубек, Башко, Янко из Чарнкова. Замечательные чешские хроники, причем, на отечественном, чешском языке, были написаны в XVI столетии: в эту эпоху расцвета чешской литературы Даниил-Адам Велеславин написал «Исторический календарь», Вацлав Гаек – «Чешскую хронику», Бартош Писарь – «Пражскую хронику». Выдающимся писателем XVII столетия был хорват Юрий Крижанич, много путешествовавший по славянским странам, посетивший Россию и побывавший в 15-летней сибирской ссылке, один из первых проповедников славянского единства. В трудах этого слависта и панслависта, много ценных сведений филологического и историографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наибольший интерес вызывали святыни Гроба Господня. Здесь был обретен Животворящий Крест. Камни от скалы Голгофы посылались в другие места. Примером является колонна храма в Доре близ Кесарии, имеющая крестообразное углубление, над которым сохранилась надпись: «Камень из Святой Голгофы». Почитание святых мест оказывало влияние на архитекторов и строителей церквей. Многие храмы имели характерную для мартириумов центрическую форму, представляя в плане ротонду, октогон или крест. Важнейшими образцами являлись Ротонда Гроба Господня, восьмиугольное здание над пещерой Рождества Христова, восьмиугольная церковь на Горе Геризим, церковь Кафизмы между Иерусалимом и Вифлеемом, церковь Иакова Праведного в Наблусе (Библейский Сихем), имевшая, по свидетельству паломника Аркульфа в VII в., крестообразную форму. Особенно многочисленными были переносные реликвии различных видов и степеней важности. Среди обнаруженных археологами реликвариев большинство были пустыми, лишь в нескольких из них находились фрагменты костей. В реликварии, который недавно был найден в Хирбет Сила, к северо-западу от Иерусалима, хранились волосы. Обычно реликварии полагались под главный престол, но они также помещались и в боковых приделах и апсидах. Только в нескольких случаях можно идентифицировать святых по надписям. Часто под престолом и алтарем строились крипты, в которых находились реликвии и мощи святых. Две лестницы, по одной с каждой стороны нефа, обеспечивали доступ процессиям паломников. Такие крипты строились, начиная с времен Юстиниана, в храмах Вифлеема, в Хорват Берахот к югу от Вифлеема, и в Реховот в Негеве. Natalia В. Teteriatnikova Relics in the walls, pillars, and columns Of Byzantine churches Because relics were an object of intense devotion – a source of awe to the pilgrim and help to the infirm – they had an important place in Byzantine churches. Their role and function was emphasized through the way they were presented to the public. In some cases, relics were stored in containers (reliquaries) and displayed openly in the church’s interior for daily veneration by the general public, including, pilgrims. In other instance, relics were shown to the public only during saints or feasts days. In addition, literary sources and archaeological data provide information on the location of relics within the fabric of church walls. This tradition is less known and needs to be further examined. The purpose of this paper therefore is to examine and identify the location of relics and their containers within the fabric of church buildings. It will examine the origin of this phenomenon in Byzantium, the Balkans, Russia, and the Christian East.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, вначале — ученый богослов, затем — проповедник и в конце — просто «батюшка», больной, обессиленный, лишенный возможности служить. Но священ его духовный сан, и столь велико упование и смирение о. Павла, что образ батюшки живителен для всех, приходящих ему на помощь. Это и случайно увидевшая его торговка Авдотья, для которой он «кормилец желанненький», и осужденный за убийство сокамерник Василий, и попутчик-пьяница Анисим, и раскулаченный крестьянин Евграф Захаров, в глухом сибирском селе дающий кров ссыльному священнику, чтобы вскоре принять его предсмертную исповедь. Последним духовным чадом о. Павла становится сосланный за общение с сектантами молодой Федор Укоров, совершающий по отношению к батюшке подвиг любви и сыновней преданности. Но особенное внимание уделено в повести духовной дочери и племяннице о. Павла Але, ищущей его по сибирским тюрьмам, с детской горячностью, рвущейся за ним в ссылку — узнающей в нем «Другого Человека» … Портреты действующих лиц повести отчасти даны лишь наброском, они — скорее типологические, чем психологические. Но эти быстрые уверенные зарисовки, пусть и порождая иногда ощущение пропуска, в большинство своем видятся литературно достоверными, и им чужда схематичность. Повесть неизменно показывает живых — не осуждая и не обеляя, не преследуя целей исторического обличительства и идеологической персонификации сил зла, скажем, в лице конвоира или следователя «органов». Задача книги иная: напомнить современнику, стоящему на пороге 1000-летия Крещения Руси, о непрерываемости действия веры, о смирении и стойкости пастырей в годы гонений, о неистребимости любви в душах простых смертных. Еще о том, что «отчизна неизвестная», куда зван каждый, раскрывается в осознании ее. И сквозь наст Сибири, где о. Павлу даруется «скорое освобождение» задолго до конца его двадцатипятилетнего срока, проступает кора «истинной земли Ханаанской». Евгений Хорват   Там, за далью непогоды Есть блаженная страна — Не темнеют неба своды, Не проходит тишина. Часть I

http://azbyka.ru/fiction/otchizna-neizve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010