Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске... на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте " ... Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта. При храме была " колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд " . Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: " ...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь " . В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви. В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св.

http://sobory.ru/article/?object=03171

Таким образом, план церкви Рождества Богородицы нам известен. Храм был четырехстолпным, трехапсидным, несколько вытянутым с запада на восток (длина без учета апсид – около 13 м, ширина – около 10 м). Сторона подкупольного квадрата – в среднем 4,5 м. Храм имел не крестчатые, а круглые столпы (их остатки уцелели и были открыты раскопками Н.Н.Воронина). Лопатки храма имели полуколонны посередине и четвертные колонны по сторонам, угловые лопатки были объединены угловой трехчетвертной колонной, апсиды имели тонкие полуколонки-тяги (четыре на средней апсиде и по две – на боковых). Цоколь храма был украшен аттическим профилем. Базы полу- и четвертных колонн лопаток также были украшены аттическим профилем и имели угловые «рога-грифы» («когти»). Отметим, что аналогичные «когти» встречаются в большом количестве романских и готических храмов Западной Европы. Церковь Рождества Богородицы имела аркатурно-колончатый пояс (его остатки сохранились на западном прясле северной стены). Н.Н.Воронин на основании анализа фресок XVIII века с фигурами, частично прикрытыми северными пристройками к храму, показал, что на месте фресок XVIII века находились фрески XII века и, соответственно, аркатурно-колончатый пояс был расписан, как и на Успенском соборе во Владимире. Вопрос о количестве глав храма решается просто – одноглавым он был изображен на иконе Боголюбовской Богоматери XVII века, ближайший к нему по стилю и пропорциям храм Покрова на Нерли также одноглавый. Но вопрос о пропорциях Рождественской церкви заслуживает отдельного рассмотрения. Храм имел хоры («полати», с которых не принадлежавшие к православной конфессии гости Андрея Боголюбского должны были «видеть истинное христианство и креститься»). Северный вход на хоры из надвратного перехода сохранился; порог существующего проема находится на высоте 8,1 м от древнего пола церкви. Но в относительно близкой по размерам и пропорциям церкви Покрова на Нерли высота хор составляет всего 5,4 м. Соответственно, если предположить, что уровень пола хор Рождественского храма находился посередине между уровнем пола церкви и пятой подпружной арки, то высота храма должна была составить 19,2 м только до парусного кольца. Н.Н.Воронин справедливо отмечал, что эта высота явно преувеличена, так как храм приобретал неестественно вытянутые вверх пропорции, и полагал, что хоры находились не на середине высоты столпов, а значительно выше – почти на двух третях высоты.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Крепостные стены вытянуты с севера на юг. Прямоугольные в плане, с восьмигранными башнями по углам и в средней части южной стены, с воротами крепостного типа в переломе северной стены. Высота стен 2,18 м, средняя толщина 1,25 м. На уровне 1,26 м устроены бойницы типа " замочная скважина " с камерами. Архитектура памятника отличается суровостью. В архитектурном наследии Украины другого такого ансамбля не встречается. Монастырь-тюрьма, один из самых негативных примеров использования историко-архитектурного наследия в Украине. Основан в 1702 г. как скит при деревянной церкви Св. Харлампия. В 1713 г. гетман Украины И. Скоропадский издал Универсал и выделил средства на сооружение женского монастыря. Здесь же он был похоронен в родовом склепе Харлампиевской церкви (сохранились белокаменные надгробия), а монастырь фактически стал родовой усыпальницей. В 1735 г. было закончено строительство собора Рождества Богородицы, территорию окружили крепостными стенами с башнями и надвратной колокольней, появились каменные кельи и хозяйственные постройки. В XVIII в. монастырь дважды горел и восстанавливался. Просуществовал до 1924 г., когда здесь был открыт дом престарелых и детский приют, а собор превращён в дом культуры. В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима склепы Скоропадских замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. Собор до сих пор используется под мастерские.  Решение об открытии женского монастыря в честь священномученика Харлампия было принято 25 сентября 2013 года на заседании Священного Синода УПЦ (журнал 63). Монастырь располагается рядом с Шосткинской исправительной колонией 66. Обитель здесь была основана в самом начале XVIII в. Жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия организовала женский монастырь. Его ктитором был сам гетман. Именно на средства семьи Скоропадских построен величественный Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня хорошо виден всем, кто проезжает мимо ШИК-66. Его строительство шло больше 20 лет и завершилось в 1735 г., уже после смерти четы Скоропадских. Гетман, его жена, дочь и другие родственники нашли вечный покой в Гамалеевском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=48313

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название - собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему. Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство " осьмого века " (или " осьмое царство " ), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

Постройка главного городского собора, несмотря на финансовую поддержку мецената, растянулась вплоть до 1909 года. В ходе работ местные каменщики использовали некоторые технологические идеи, в частности, кирпичную кладку, уже апробированные при недавнем строительстве Никольской церкви (1897), возведённой возле железнодорожного вокзала. Рождественский храм получился нарядным: зелень кровли на крыше красиво гармонировала с покрытыми бронзой крестами его массивных куполов. Кирпичное здание основного объёма украшала трёхъярусная колокольня, а купол, хотя и был сработан из дерева, зато искусно обит железом и также окрашен " под кирпич " . 23 августа всем миром на колокольню новоиспечённого собора поднимали колокола. Из восьми новых " звонов " наиболее миниатюрным был десятифунтовый. Зато самый массивный потянул на 50 пудов и 35 фунтов. Дар купца Патокина оказался " голосистым " - колокола были слышны далеко окрест. Всё было готово к приёму богомольцев, вплоть до асфальтовых полов, закреплённых по краям цементным раствором. Места в церкви хватало: общая длина её здания вместе с колокольней составляла 206,5 саженей при максимальной ширине в 10,5 саженей. С учётом того, что одна сажень - единица длины, общеупотребительная в России тех лет, - составляла 2,13 метра, это был вполне вместительный храм для своего времени. 6 сентября 1909 года новый кафедральный собор Уфы был освящён. Церемонию провёл епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил, в миру Николай Захарьевич Троицкий. Северный придел собора освятили во имя святителя Николая Чудотворца; южный - во имя Архистратига Михаила. Первым настоятелем храма был назначен священник Василий Лезенков. По окончании строительства собора оживилась жизнь на окружавшей его Приютской (Рождественской) площади, стал быстро формироваться церковный приход. В 1916 году он насчитывал уже 1747 человек мужского и женского полов; земельных владений у храма не было, и жалованье священники поначалу не получали. Собор Рождества Богородицы стал последним православным храмом Уфы, построенным в дореволюционный период. Когда грянули революционные события 1917 года, храм оставался действующим. В 1919-м в помещениях собора был размещён госпиталь для раненых и выздоравливающих, при этом церковная жизнь продолжалась, как прежде.

http://sobory.ru/article/?object=08336

На территории последнего возведена часть укреплений Брестской крепости. Фактически накануне празднования тысячелетия города возродилась монашеская жизнь на Брестчине. Первый молебен на территории современного монастыря был отслужен 4 декабря 2001 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако по-настоящему годом рождения обители стал 2002 г. С одной стороны, в соответствии с определением Священного Синода Белорусского Экзархата 20 февраля 2002 г. Рождество-Богородицкое сестричество было преобразовано в монастырь официально. С другой — ровно через год после первого молебна — 4 декабря 2002 г. состоялось освящение престола домовой одноименной церкви монастыря. Если в момент открытия в 2002 г. в монастыре было 11 насельниц, то в 2009 г. их насчитывается уже 26, а в 2013 г. — более 30. Заметно увеличилось количество прихожан, которых домовая церковь просто не способна вместить. В 2011 г. появился летний храм. Несмотря на то, что в 2005 г. городские власти выделили Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю в постоянное пользование бывший «казематированный редут» Брестской крепости (двухэтажное здание) и 88 соток земли, однако для постоянно растущей обители этого не достаточно. В одном тесном корпусе находятся церковь, жилые помещения и все службы монастыря. В 2006 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви Святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Богомольцев сюда привлекает древний Никольский храм (1771 г.) и источник, освященный в честь Святителя. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря, как и всей Брестской земли, является преподобномученик Афанасий (Филиппович). Именно в его честь она и возрождалась. Кроме того, накануне принятия решения о воссоздании монастыря 31 января 2002 г. в Белорусской Православной Церкви был прославлен священномученик архидьякон Никифор (Кантакузен), Экзарх патриарха Константинопольского, который в 1596 г. возглавил Брестский антиуниатский собор. Он стал вторым покровителем обители. Судьбы этих святых переплелись, как и судьбы двух монастырей в одно единое целое. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13540

Рассмотрим вопрос датировки храма. «Краткий Владимирский летописец» говорит: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись сообщает: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Следовательно, оба летописных текста четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. То, что арка ворот и переход были «приложены» к северной стене церкви, заслонив аркатурно-колончатый пояс, также свидетельствует, что Рождественская церковь была первым зданием всего Боголюбовского ансамбля. Наша позиция подтверждается еще одним летописным сообщением – Владимирского летописца (XVI век). Под 1158 годом в нем говорится: «Сии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». А учитывая то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и многие храмы подобного масштаба действительно возводились в течение одного строительного сезона, мы обязаны принять 1158 год в качестве даты и Рождественской, и Покровской (см. гл. 8) церкви. В конце XVII века в церкви Рождества Богородицы были выломаны хоры и растесаны щелевидные окна. По-видимому, это ускорило разрушение храма: в 1705 и 1722 годах обрушились глава, своды и большая часть стен. В 1751 году остатки церкви были почти полностью разобраны. На их месте из белого камня (во вторичном использовании) и кирпича был построен новый храм, план которого практически точно повторил план церкви Андрея Боголюбского. При перестройке западная часть северной стены, к которой примыкали арка ворот и переход, уцелела выше уровня хор, хотя и была перелицована со стороны интерьера. Факт перелицовки доказывается наличием в кладке блоков с «перевернутыми» насечками под штукатурку; блоков без насечек (соответственно, перетесанных, перевернутых либо перемещенных); маломерных вставок в кладку; неровно положенных блоков (рис. 68). Остальные стены сохранились на 2–3 ряда кладки.

http://sobory.ru/article/?object=02498

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами. Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем. Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали. Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского - В.И. Суранова и тамбовского - Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора. С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт, но 8 октября 1942 года на основании решения Исполнительного Комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. Однако на самом деле храм был передан верующим чуть ранее - первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1942 года. Внутри храма не сохранилось никакого убранства - ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=02694

В 1900 г. старая часть храма с престолами в честь Вознесенья Господня в верхнем этаже и в честь Рождества Пресвятой Богородицы в нижнем разобрана. Причт состоит из протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. Один из псаломщиков получает от церкви квартирное пособие в количестве 4 руб. в месяц, а прочее члены причта имеют квартиры в церковных домах. Капитал причта 2965 руб. 80 коп. Прихожан при Вознесенском соборе в 102 дворах 518 душ муж. и 566 жен. пола; сверх того, раскольников в 1 дворе 1 муж. и 4 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. На месте нынешнего сквера Гончарова со второй половины XVII века располагалась Вознесенская церковь, сначала деревянная, а с 1729 г. двухэтажная каменная, без колокольни. В 1809 году началось строительство четырехъярусной колокольни (окончено в 1829 г.) К середине XIX века после неоднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора. Вместе с Троицкой церковью собор создавал оригинальный архитектурный ансамбль с южной стороны Большой Саратовской улицы. Собор хорошо просматривался со всех точек города, а на колокольне в 1869 году были установлены городские часы - подарок городу графа В.П. Орлова-Давыдова, те самые, бой которых мы слышим сейчас с " Дома Гончарова " . Но к 1900 году собор решили перестроить, храм разобрали и, заложив 24 июня 1901 г., к 1903 г. возвели новый храм, более тяжеловесный и величественный. После отделки, 10 сентября 1906 года храм был освящен. Колокольня и трапезная остались прежними. Площадь собора составила 755 кв. м., высота купола - 32 м. На втором этаже собора хранилась походная икона Симбирского ополчения 1812 г. В 1923 г. собор был закрыт, а в 1935 г. - полностью уничтожен. В настоящее время принято решение о возведении нового Вознесенского собора на набережной реки Свияги, аналогичного существовавшему до 1900 года. http://simbirsk.my1.ru/publ/1-1-0-3

http://sobory.ru/article/?object=24344

митрополитом Геронтием. Таким же образом, по повелению Иоанна, разобраны и созданы вновь еще три древние обветшавшие храма Кремля: собор Благовещенский на великокняжеском дворе, собор Архангельский и церковь святого Иоанна Лествичника (Иван Великий). Над построением первого трудились теперь (1484–1489) псковские мастера; Архангельский собор по образцу Успенского и в большем против прежнего размере соорудил (1505–1508) миланец Алевиз Новый, а церковь святого Иоанна Лествичника воздвиг (1505–1508) зодчий Фрязин Цебон. Вообще же число церквей в Москве при Иоанне III было уже довольно значительно: так, в 1472 г. сгорело не в самом городе, или Кремле, а только в посаде 25 церквей; в 1475 г. сгорело в самом Кремле 12 деревянных церквей и 11 каменных обгорело; в 1488 г. опять только в посаде сгорели еще 42 церкви. Сын и преемник Иоанна великий князь Василий с усердием украшал прежние церкви в Москве: он велел (1508) расписать по золоту свой придворный Благовещенский собор, обложил в нем все иконы серебром, золотом и жемчугом и позолотил самый верх церкви, отчего она начала именоваться златоверхою, а чрез несколько лет (1515) велел расписать внутри весь Успенский собор, и это расписание было столь «чудно и всякия лепоты исполнено», что все входившие во храм поражались и как бы переносились на небо. С не меньшим усердием великий князь сооружал в Москве новые церкви: в 1514 г. он повелел заложить и воздвигнуть разом десять каменных церквей, в том числе Рождества Пресвятой Богородицы на своем дворе, святого Владимира в Садех, святого Леонтия Ростовского и святого Петра, митрополита Московского , за Неглинною, поручив все эти работы одному и тому же мастеру Алевизу Фрязину, а в 1527 г. поставил разом еще три каменные церкви, в том числе Преображения Господня на своем дворе. Царь Иоанн Васильевич IV не уступал двум своим предшественникам в украшении своей столицы святыми храмами. После страшного пожара 1547 г., истребившего или разрушившего более или менее почти все здания в Москве, Иоанн возобновил, между прочим, три главных кремлевских собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский, и при этом верхи двух первых позолотил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010