Справа святых врат – книжная лавка, слева – просфорня. В лавке продаются копии Глинских чудотворных икон, виды обители, жизнеописания подвижников, книжки и листки Глинского и других изданий, иконы и прочие предметы религиозного употребления. Но главное, что прежде всего представляется взору, – это пятиглавый соборный храм . Он трехпрестольный 11 , в два света и находится в самом центре обители. Преосвященный Кирилл, епископ Севский и Брянский (1768 – 1778 г.), приложил все свое усердие к устройству этого первого каменного храма Глинской пустыни 12 в честь чудотворной иконы Рождества Богородицы. Храм этот начат постройкой в 1770 г., подвергался нескольким переделкам и в настоящее время имеет архитектуру древне-отечественных церковных построек, а многоярусную колокольню (в одной с ним связи) – Ломбардо-византийского стиля. Собор внутри и снаружи украшен многими священно и духовно-нравственными изображениями 13 , из которых особенно обращают на себя внимание большие картины: Распятия Христа Спасителя, вечных мук и Архангелов Михаила и Гавриила. Иконостас многоярусный, золоченный. Местные иконы главного храма и некоторые другие сияют серебряными ризами. На главном престоле находится достойная внимания сребропозлащенная дарохранительница художественной работы, и на жертвеннике такой-же ковчег 14 с двумя частями св. животворящего древа креста Господня, частями ризы Господней и ризы Богородицы и многими частицами св. мощей 15 ; среди церкви – два аналогия тоже с частями св. мощей 16 и две сребропозлащенные хоругви. IV. Явленно-чудотворная икона Рождества Богородицы, именуемая «Пустынно-Глинская» Но самую главную святыню соборного храма и обители составляет чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» 17 , явившаяся в лесу, на сосне, в XVI столетии. Икона эта, высотою 4 1/2 вершка и шириною 3 3/4 вершка, имеет три изображения, отделенных друг от друга особыми очертаниями: праведного Иоакима, св. праведной Анны (на одре в полусидячем положении) и их благословенного плода – младенца Пресвятой Марии на руках у жены. Икона всегда находится над царскими вратами главного храма собора или теплой церкви, смотря по тому, где соответственно времени года, совершается Богослужение. Под иконою, находятся серебряные привесы, которые, по примеру св. Иоанна Дамаскина , оставляются во всегдашнюю память получившими исцеления. 18 По субботам, на время соборного акафиста Богородице, а также для прикладывания в другое время, чудотворная икона спускается на двух тесьмах, прикрытых шелковою лентой с написанным на ней золотыми буквами последним кондаком Благовещенского акафиста или Богородичного: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево». V. Чудотворная икона «Спаса Нерукотворенного»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как свидетельствует описание А. Шафонского, в конце XVIII века главный храм Елецкого монастыря имел пять куполов, в настоящее время сохранилось только четыре. Утрачен купол над нартексом. От него в своде нартекса видно круглое отверстие. После восстановительных работ в 60-70-х годах XVII века архитектурный памятник приобрел новые черты. Теперь Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов и имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера. Это замкнутый с запада на восток четырехугольник, расчлененный шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Средний неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Длина и высота собора почти одинаковы: длина - 26,57 м, высота - 26,34 м, ширина - 16,28 м. Такая же мера была использована при строительстве Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, с которой Елецкая по внутренней конструкции имела большое сходство. Кладка стен выполнена с высоким мастерством. В интерьере Успенской церкви Елецкого монастыря, как и во многих древних храмах, существуют солнечные часы. В XVIII веке, по свидетельству А. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный в честь Успения Пресвятой Богородицы устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны - Архистратига Михаила, левый придел, упраздненный в 1834 году, был в честь Рождества Иоанна Предтечи. К западной стене храма примыкают хоры с боковыми выступами по северным и южным стенам. На южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен престол св. вмч. Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в крещальне - престол в честь Рождества Христова. Позже тут была оборудована часовня, где часто служились молебны с акафистами, а иногда и панихиды. Внутри апсиды крещальни сохранилась, и теперь чуть видна, фреска XII века Богоматерь-Оранта. Богородица изображена в полный рост с воздетыми к небу руками. На Ее груди благословляющий Предвечный Младенец. Иоанникий Голятовский в " Скарбнице " этот образ называет " Воплощение Христово " .

http://sobory.ru/article/?object=05567

Ферапонтов монастырь невелик. Собор Рождества Богородицы(1490) - первый каменный храм Белозерья. Позднее были пристроены паперти, ризница и др. Храм известен на весь мир благодаря тому, что его росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца Дионисия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием в 1502 г. покрыли собор росписями, большинство из которых посвящено жизни и чудесам Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения с трапезной палатой(1534) построена BacuлueмIII в благодарность за рождение сына Иоанна(в 1528 г. BacuлuйIII с женой Еленой Глинской молились в монастыре о даровании наследника). Комнатки в стенах храма служили книгохранилищами и тайниками. Трапезную и собор соединяет переход с колокольней (XVII в.). Шатровая церковь Мартиниана (1640) была построена над гробом преподобного. Позднее пристроили трапезную. Могила прп. Мартиниана находится у северной стены. Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами(1649) - единственные действующие храмы обители. В линии ограды справа от Священных врат находится Казенная палата (XVI в.). Монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Расположен в 19 км к северо-востоку от Кириллова. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Наконец, указал даже путь, каким должно следовать к достижению этой унии по вере. Вот, говорил, патриарх назначил в Вильне Собор митрополита и владык на праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, а они, без сомнения, желали бы, чтобы Собор состоялся здесь, в Бресте, который и ближе для них, и чаще посещается ими, нежели Вильна. Так пусть же король заставит патриарха перенести Собор из Вильны в Брест. А вы, епископы, с вашими архиепископами и богословами, которым поручил Бог заботиться о спасении людей, между тем делайте то, чего требует от вас ваш долг. Поверьте,— писал уже от себя нунцию бискуп Мациевский,— что слышанное нами весьма много утешило нас и обнадежило, и я убежден, что и Ваше преосвященство отнюдь не пренебрежете настоящим столь удобным случаем пособить нашим русским в их ревности, которою они пламенеют» . Вот еще когда Потей помышлял об унии и даже учил самих латинян, как вести это дело! Советом Потея им не пришлось воспользоваться тотчас же: предполагавшийся, по слухам, Собор в Вильне на праздник Рождества Богородицы не состоялся, патриарх спешил в Москву и в июле был уже там. Но можно гадать, как готовились они встретить патриарха в Литве на его возвратном пути. Не без причины сам король прибыл в Вильну с несколькими сенаторами к приезду Иеремии, оставался в ней во все время его здесь пребывания и предоставил ему беспрепятственно заниматься своими церковными делами в странах Литвы и Польши . Патриарх, однако ж, верно, знал о намерениях иезуитов и латинских прелатов и счел за лучшее не вступать с ними ни в какие собеседования и переговоры о вере и унии . К сожалению, на сторону ревнителей унии вскоре перешли один за другим сами западнорусские иерархи: они действовали не спешно, а исподволь и со всею возможною осторожностию и скрытностию. Дело тянулось около семи лет и в первые пять лет было почти незаметно посреди других дел и событий, совершавшихся тогда в Литовской митрополии. Едва прошло пять дней со времени низвержения митрополита Онисифора (21 июля 1589 г.), как король Сигизмунд III пожаловал (27 июля) грамоту на митрополию архимандриту минского Вознесенского монастыря «шляхетне урожоному» Михаилу Васильевичу Рагозе, и в этой грамоте говорил, что Михаила избрали на митрополию «панове рада и рыцарство великаго княжества Литовскаго, закону и послушенства Церкви Греческой» и что по их-то просьбе избранный и удостаивается митрополитской кафедры.

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

Может, приозерская церковь и получилась такой оригинальной, потому что в ней органически и не противореча друг другу слились ампирные и русско-византийские архитектурные элементы, а в дополнение к итальянским и вепсским ноткам её каменной симфонии добавились ещё и московские с елецкими? Новый однопрестольный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен местным причтом 11 декабря 1847 года. Вот как его почти три десятилетия спустя (в 1875 г.) описывал священник Василий Ильтонов: «Длина храма с колокольнею – 11 сажень и 1 аршин (24,14 м), ширина – 5 сажень (10,65 м), высота с куполом – 9 сажень (19,17 м). В нём трое дверей – с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 между арками и 8 – внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе, и одна железная – в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской. В куполе – на восточной стороне – изображен лик Господа Вседержителя, на западной образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста. Крыльцо храма из тесаной плиты». Достопримечательностью храма был один из его колоколов, отлитый в 1649 г. в Стокгольме и доставшийся взявшим Кексгольм войскам Брюса в качестве военного трофея. Он весил 992 кг (62 пуда), а по его поверхности шло несколько надписей по латыни. Например, «Кто против нас, если за нас Бог». За свою историю церковь дважды перестраивалась. Первый раз в 1898 году, второй - в 1933-36 гг. После окончания советско-финской, или Зимней войны 1939-40 гг. Карельский перешеек, а вместе с ним и Приозерск, отошли Советскому Союзу. Церковь закрыли, а её здание использовали под интендантский склад. В 1941 г. в ходе войны-продолжения Финляндия вернула себе утраченные территории, и богослужения в храме возобновились. Они продолжались до 1944 года. 19 сентября 1944 г. между Финляндией и СССР было подписано Соглашение о перемирии, одно из условий которого обязывало стороны вернуться к границам 1940 г. Приозерск снова стал советским, а его Рождественскую церковь опять закрыли. В её здании последовательно располагались музей, дом пионеров и школьников, типография, комбинат бытового обслуживания.

http://sobory.ru/article/?object=02440

Рождественский собор - один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров. От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора. Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX в. купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX в. купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х г.г. главный купол собора украсили золотыми звездами. В XIX в. в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два - на первом этаже и два - на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII в. Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 руб. на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 г. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый. У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Этот удивительно красивый камень всегда считался символом власти и использовался исключительно для отделки и украшения наиболее значимых архитектурных сооружений. Таких, как саркофаг Наполеона. У нас в России малиновый кварцит можно увидеть в Зимнем дворце, Казанском и Исаакиевском соборах, Михайловском замке. Им же облицован и Мавзолей В. И. Ленина. Да и сама площадь, на которой он стоит, своё название - Красная – получила тоже благодаря малиновому кварциту. Потому что её брусчатка… Да-да,  именно он. Малиновый кварцит. Вот так в каменную симфонию приозерской Рождественской церкви органично вплелись не только франко-итальянские, но и вепсские, и карельские нотки. Шокша, хоть и вепсское село, но лежит на территории Республики Карелия. Планы фасадов церкви Рождества Пресвятой Богородицы были готовы к маю 1838 года. А как раз в этом году Константин Андреевич Тон (1794-1881) издал альбом чертежей каменных культовых сооружений, ставший отправной точкой возрождения форм древнерусского зодчества. Этот стиль в дальнейшем стали называть «византийско-русским» или по фамилии его автора – «тоновским». Одним из известнейших сооружений Константина Андреевича, возведенных в византийско-русском стиле является московский храм Христа Спасителя. Тон в присущей ему авторской манере спроектировал и елецкий Воскресенский собор. Естественно, Луи Висконти хорошо знал ампир - официальный архитектурный стиль Первой Империи. Кстати, пришедший в Россию из поверженной Франции, вместе с войсками, вернувшимися из победоносного Заграничного похода. Но разработанные Тоном типовые проекты церквей были обязательны для архитекторов, которые должны были учитывать их форму и стиль при возведении каменных культовых сооружений по всей территории Российской Империи. Висконти и учел. Вот, например, чуть заостренный к верху, напоминающий шлем древнерусского витязя, купол Рождественской церкви. А по правилам ампира он бы должен быть закругленным. И так – во многих архитектурных элементах церкви. Повторяя форму купола, вытянуты и чуть заострены к верху оконные проемы площадки звонов колокольни, арочные углубления над всеми входами в церковь (западный, северный и южный фасады).

http://sobory.ru/article/?object=02440

Я очень рад, что сегодня в этом храме прозвучало приветствие губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева, потому что до сих пор следы и раны минувшего века тревожат наши сердца, и владыка Тихон в своем приветствии вспоминал эти минувшие испытания нашей Церкви. А радостно мне потому, что мы живем в свободной России, и молодое поколение наших христиан даже не знает, что можно как-то препятствовать свободе веры. Я очень признателен Андрею Юрьевичу, который вместе со мной является сопредседателем Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь. Губернатор сам показывает всем пример: напротив здания правительства Московской области в Красногорске его попечением был воздвигнут огромный храм, который Святейший Патриарх Кирилл освятил и принял решение именовать собором. Радостно жить, когда рука об руку Церковь и власть заботятся не только о физическом, но и о духовно-нравственном состоянии народа. Я не случайно сегодня приехал в эту святую обитель. 640 лет тому назад состоялась Куликовская битва, после которой преподобный Сергий благословил создать на этом месте храм Божий, монастырь. Многое пришлось видеть этой обители: когда я был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским и посетил это место, то увидел здесь свалку, а нам предлагали в Коломне избрать для восстановления один из монастырей. Блаженнопочивший владыка Григорий, который похоронен рядом с этим храмом, он был тогда еще священником, увидев весь этот ужас, сказал: " Нам здесь смотреть нечего, невозможно восстановить этот монастырь, надо искать что-то другое " . Но милостью Божией, жертвенностью людей, мы восстановили эту обитель, и уже много-много лет здесь возносится монашеская молитва. К этому дню был отреставрирован этот благолепный храм, и мое сердце потянулось сюда, чтобы освятить его, совершить здесь Божественную литургию и поблагодарить Господа за Его великие милости, которые Он, несмотря на наше недостоинство, продолжает щедро подавать. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые высокие гости, особенно Денис Юрьевич, который так печется о духовном возрождении Коломны, всех вас горячо благодарю, низко кланяюсь и прошу ваших святых молитв. Я благодарен, что в этот день вы собрались здесь для совместной молитвы. Мне хочется персонально поблагодарить тех, которые своими жертвами и трудами приблизили этот праздник, восстановив собор в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

http://patriarchia.ru/db/text/5694883.ht...

Цитата из книги Л.В. Кригер, Г.А. Чесноков " Архитектура исторических городов Воронежской области " Собор в г. Новохоперске пятиглавый, величественной архитектуры, в нем три престола. Правый придел был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, а недавно переименован в честь иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, с левой – в честь св. апостолов Петра и Павла. Первоначальная постройка собора, вероятно, относится ко времени основания самого города. Новохоперск или «хоперская крепость» построен в начале XVIII ст. в 1710 г., по некоторым данным – в 1716 г. Прежде на местности, занимаемом Новохоперском, находились казачьи городки: Пристанский, Беляевский и Григорьевский, они были уничтожены в 1708 г. при усмирении Булавинского бунта. На место означенных городков по приказанию Петра I была основана Хоперская крепость, название заимствовано от реки Хопра, на правом берегу которого расположен Новохоперск… Первоначальное население этой крепости состояло из казаков, купцов и разночинцев из ближних городов. Крепость была земляная, регулярная с бастионами, окруженная рвами, на валах ее было 20 пушек. Повыше крепости на Хопре устроены были верфь, магазины для материалов и припасов, госпиталь. В этой же крепости был свой магистрат и в ней жил комендант. В 60-х гг. XIX ст. остатки крепостного вала были срыты и через то образовалась обширная и ровная площадь. В 1779 г. Новохоперск сделан был уездным городом Тамбовского наместничества, в 1782 г. отошел к Саратовскому, в 1802 г. поступил в состав Воронежской губернии. Воскресенский собор возобновлен в 1861 г. усердием новохоперского гражданина церковного старосты Василия Михайловича Степанова. Благотворитель не жалел средств для благолепия собора; один иконостас в нем стоит 20 000 руб. серебром. Возобновленный собор был освящен высокопреосвящ. Серафимом, архиепископом Воронежским, 10 октября 1865 г. Замечательна в этом соборе свято чтимая, с Афона принесенная в 1863 г., вышеупомянутая икона Божией Матери-Скоропослушницы. Придел иконы Божией Матери Скоропослушницы в Воскресенском соборе до 1881 г. был издревле посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но так как в соборе находится с 1863 г. свято чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, на поклонение которой стекаются богомольцы из отдаленных мест, то по желанию причта и прихожан Рождество-Богородицкий придел был переименован в честь сей иконы.

http://sobory.ru/article/?object=09128

Осенью 1941 года открыли женский монастырь, который назвали по единственно уцелевшему храму — Свято-Параскевиевским. В 1952 году Свято-Параскевневскую Домницкую женскую обитель закрыли. В 1992 году приходской общине Домницкого монастыря был передан трапезный храм святой великомученицы Параскевы. 10 февраля 1995 года состоялась регистрация обители. Преподобный Лаврентий Черниговский предсказывал, что Домницкую обитель откроют, но она будет мужской, большой и благолепной, что храмы восстанут из руин и будут сиять, как и в былые времена. В 2011 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан монастырю, в котором сей час и ведуться реставрационные работы. Источник: сайт Черниговской епархии Архитектурный ансамбль расположен в равнинной местности на невысоком холме посреди леса и пойменных лугов при р. Домнице, которая является правым притоком р. Десна. Монастырь основан универсалом гетмана И. Мазепы от 16 мая 1699 г. Этим же универсалом монастырю предоставлены владения. На собственные средства гетмана здесь была поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы. Первоначальное название монастыря - Думницкий. Название монастыря и местности происходит от реки Думницы. До 1805 г. большинство монастырских зданий были деревянными. Каменное строительство началось при игумене Иерофее Малицком с 1762 г. (возведены каменные стены вокруг обители и погреба). В 1774 г. вместо разобранной деревянной построена каменная надвратная Николаевская церковь. Во второй половине XVIII в. Домницким монастырем стал заниматься генеральный судья Андрей Безбородько, а после его смерти в 1780 г. - его сын, канцлер Российской империи князь Александр Безбородко, который выделил средства на сооружение всех каменных монастырских зданий. После смерти в 1799 г. А. Безбородко развитием монастыря занимался его младший брат, граф и сенатор Илья Безбородько. В 1798 г. получено разрешение построить каменный монастырский собор с использованием строительного материала разобранных сооружений отмененного Макошинского монастыря, который находился в 40 километрах к востоку от Домницкого на правобережье р. Десны.

http://sobory.ru/article/?object=26599

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010