В 1906 году на выделенные Св.Синодом 5399 рублей 83 коп. были обновлены и позолочены купола и кресты на них, устроены изразцовые печи, устроен плиточный пол и расписаны орнаментами стены. На пожертвования установлен новый трехъярусный Иконостас. Отремонтированный Собор освящен 13 ноября 1906 года Полоцко-Витебским епископом Серафимом. На площадке, против собора, имеется каменная часовня, построенная в память событий 04.04.1866 года (спасение императора Александра 2-го ) и освящена 8 сентября 1867 года. В 1930 году перенесена на церковную землю, внутри ограды - слева от Собора. Справа от Собора устроена часовня над могилой Всеволода Караулова и его жены Елены - как благотворителей Собора. В 1871 году построена в городе Режице новая на каменном фундаменте деревянная тёплая церковь во имя Святого Чудотворца Николая. Освящена 6 декабря 1871 года. Стоимость постройки 3000 рублей, 1 тыс. рублей, по распоряжению епархиального начальства, разрешено было употребить из кошельковой суммы, 2 тысячи отпущены Министерством Внутренних Дел. Остальные суммы составили доброхотные пожертвования. Первоначально церковь эта была при Резекненском Соборе и службы совершались причтом Собора только в зимнее время. Строителем церкви был Резекненский купец Л.И.Масленников и члены его семьи. В 1909 году приход этой церкви стал самостоятельным с отдельным причтом, а в 1911 году к церкви пристроили колокольню. Настоятелем прихода состоял протоиерей Евстратий Рушанов. Заботами его, в 1936 году, были приобретены и подняты на колокольню пять колоколов, возвращённых из СССР. В 1938 году, за неимением причтового дома, священник проживал в наёмном доме. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 г., лист с 1 по 20. «Ведомость о церкви Рождества Богородицы Соборной в городе Режице ». Решение о возведении в Режице городского православного собора было принято в 1834 году. Проект собора разработали петербургские архитекторы Давид Висконти и Шарлеман Боде II. В 1840 году начались строительные работы, но освящён он был только через шесть лет, 25 июня 1846 года, в честь Рождества Богородицы. 1854 году, то есть всего через восемь лет после освящения, православный собор был на грани обрушения. Причиной такого катастрофического состояния храма было признано использование при строительстве недоброкачественного кирпича и извести, а также полная некомпетентность лиц, отвечающих за строительство. Храм был закрыт на ремонт, во время которого была сделана попытка устранения недоделок, а каменный «кумпол» (барабан) был заменён на деревянный. Однако в начале века православный собор вновь пришлось закрыть на капитальный ремонт. За два года ремонтных работ в храме появились изразцовые печи, плиточный пол, трёхярусный иконостас и гранитное крыльцо. Храм Рождества Богородицы приобрёл современный облик.

http://sobory.ru/article/?object=07878

За Пироговкой дорога идет полями и вскоре подходит к селу Гамалиевка с известным когда-то Гамалиевским монастырем, основанным в 1702 г. как небольшой скит. Там на средства генерального есаула Антона Гамалеи была построена небольшая каменная церковь Харлампия. Позже село перешло в собственность гетмана Скоропадского, который и основал на месте скита в 1713 г. свой фамильный монастырь. В скором времени после учреждения монастыря гетман начинает строить здесь собор Рождества Богородицы, оконченный и освященный в 1735 г. Существующие стены и башни были, вероятно, сооружены вскоре после окончания главного храма. Собор Рождества Богородицы является оригинальным сооружением, в котором иначе, чем в Троицком соборе в Чернигове, зодчий видоизменяет тип древнерусского трехнефного шестистолпного храма. Различие состоит в том, что здесь центральный неф и трансепт сильнее выявлены не в плане, а в объемах, ибо боковые нефы вполовину ниже их. Кроме того, на ветвях нефа и трансепта поставлены четыре купола. Поэтому в его внешнем облике получилось как бы соединение двух типов храмов — крестового, пятикупольного, и трехнефного. Собор впечатляет своими выразительными расчлененными массами, яркими контрастами объемов, игрой светотени. Вместе с тем его облик суровее и строже, чем Троицкого собора в Чернигове, благодаря тому, что в нем отсутствуют горизонтальные членения объемов здания, оконные проемы лишены каких-либо украшений, они воспринимаются, скорее, как громадные амбразуры. Но еще более монументален и выразителен интерьер храма Рождества Богородицы. Подобно Троицкому собору, здесь поражаешься грандиозным размахом его внутреннего пространства, открытого в глубину, в направлении центрального подкупольного квадрата. Глубинное раскрытие внутреннего пространства, движение линий и масс, достигнув средокрестия, сменяется мощным порывом ввысь. В борьбе двух тенденций, в контрасте глубинности и высотности и заключена захватывающая сила впечатления от этого интерьера. Лаконизм его оформления усилен еще и тем, что формы арок и опорных столбов здесь очень просты, лишены мелких деталей. Хоры не трехъярусные, как в Троицком соборе, а двухъярусные. Благодаря этому ритм арок оказывается еще более мощным.

http://sobory.ru/article/?object=43228

В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце XIX начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (XIII) и Муромская (XII); икона Крестителя Господня Иоанна (XVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году. (по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному    архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани. http://www.ryazan-hram.ru/node/196 Христорождественский собор – главный храм Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00871

В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: " В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте - церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебрены и золочены. В венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, четырнадцать копеек золоченых и белых... " Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так: " ... другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в четыре стены. А в церкви царские двери, сень и столицы да тринадцать икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, семь крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек... Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол... " В 1687 году, через 12 лет после этой описи, в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00772

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

чудотворному пречистыя Богородицы образу, вожделеша убо небесныя кровы и будущее блаженство молитвами ее наследовати, и подвигшеся многа имения своя истощивше, поставиша церковь каменную на воспоминание преславного чудеси, во имя пресвятыя Богородицы честного ее Знамения, на той же Ильине улице близь тоеже святыя церкви святого Спаса, и всяческими церковными добротами и благолепно украсиша» 606 . Таким образом Знаменский собор основан в XIV веке, при архиепископе новгородском св. Моисее, в воспоминание чуда от иконы Божией матери, бывшего в 1169 году во время осады Новгорода войсками в. к. суздальского Андрея Георгиевича Боголюбского до построения новой Преображенской церкви за 18 лет. Собор в 1380 году подвергался пожару 607 , а в 1527 году перестроен при преосвященном Макарии, архиепископе новгородском и освящен им в 1528 году 608 . После этой перестройки упоминаются в соборе бывшие приделы св. Апостола Иакова Алфеева 609 , св. Иоанна архиепископа новгородского 610 . В том же Знаменском соборе отправляемо было храмовым порядком торжество в честь Богоматери св. ее иконы Владимирской, 23 Июля. В этот день установлено было пред литургиею совершать крестный ход из Софийского в Знаменский собор. Святитель с монастырскими властями, по совершении крестного хода, освящал воду пред Знаменскою церковию и совершал в ней литургию, по отпущении крестного хода в Софийский собор 611 . Построенный в XIV веке храм частию от времени, а частию от бывших пожаров, обветшал. На место разобранного прежнего храма в конце XVII века построен ныне существующий Знаменский собор. Построение его, по летописи, относится к 1682 году 612 . «В лето 7190 (1682), как сказано в Новг. III летописи 613 , в царство благочестивыя державы великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всей великия и малыя и белыя России Самодержцев, при святейшем кир Иоакиме, архиепископе московском и всея России и всех северных стран патриархе, и при митрополите Коршилии Великого Новаграда и Великих Лук, та прежняя церковь Знамение пресвятыя Богородицы разобрана и место очищено, и вновь на том же месте, пространства ради и помещения людского, тщанием его преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, и не малым в строение то домовыя своея казны истощанием и прилежным в деле разсмотрением, построена церковь соборная Знамения пресвятой Богородицы, велми пречудно и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена; освящена же бысть та новая преудобренная церковь Знамения Богородицы 7196 (1688), ноября в 20, в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Архивные записи из истории Херсонской епархии свидетельствуют о том, что «...жители недавно населенного г. Николаева в 1794 году предположили построить каменную трехпрестольную церковь во имя Рождества Богородицы, святителя Николая Мирли-кийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. По благословению и с разрешения Новороссийского епархиального архиерея, митрополита Гавриила, в 15-й день сентября (ст. ст.) того же года церковь была заложена, но вследствие проектируемых огромных своих размеров и скудных материальных средств николаевских новопоселенцев строительство не двигалось до 1799 года. В том же году по ходатайству городского коменданта, князя М.С. Вяземского, городского головы П. Н. Турченинова и николаевского купечества, тем же митрополитом Гавриилом разрешено построить на другом месте вместо названной трехпрестольной церкви временную однопрестольную церковь во имя Рождества Богородицы. Для построения этой церкви и для церковной ограды князем Вяземским отведено было большое место, и 15 октября 1799 г. церковь была заложена, а в ноябре 1800 г. постройкой окончена, в два этажа - первый каменный, второй - деревянный. 25 ноября (8 декабря н. ст.) того же 1800 года церковь была освящена с наименованием Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы. Это наименование церковь удерживала за собою до 1861 года. В 1818 г. второй деревянный этаж церкви за совершенною ветхостью был разобран до каменных стен первого этажа. Здание храма высотой 38 метров имеет мощные стены из тесаного камня-ракушечника, и выдержано в стиле классицизма. Колонны в храме поначалу были позолочены. В 1828 г. к церкви пристроили еще два придела, левый - в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана Воронежского. Строителем был протоиерей Карп Павловский. В том же 1828 году храм утвержден как городской собор. В 1830 г. при соборе действовала богадельня. Спустя 40 лет, в 1870 г. была построена колокольня (намного больше нынешней), для которой в Москве был отлит огромный колокол весом 513 пудов 35 фунтов, то есть более 8 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1379 году взамен сгоревшей деревянной. Под 1555 годом III летопись упоминает о новой постройке. По другим источникам, каменная церковь с трапезной построена в 1557 году и с другим названием - Михаила Малеина. В грамотах конца XVII века при трапезной отмечены два придела: собор Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина. Церковь была перекрыта четырехскатной вальмовой кровлей, а её апсида - полукуполом. В стенах существовали широкие оконные и дверные проемы, лишенные какого-либо декора. У западного фасада располагалась невысокая одноэтажная пристройка. Интересными деталями церкви, на которые в свое время обратил внимание Макарий, были три вкладных каменных креста и пояс цветных изразцов под карнизом барабана. Два креста располагались в нишах на боковых лопатках западного фасада, один большой восьмиконечный резной крест - в западной стене. Во время войны церковь сильно пострадала. В 1955 году памятник представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами, осыпался весь юго-восточный столб и значительно наклонилась апсида, имевшая большую пробоину над окном. Реставрационно-восстановительные работы по церкви Рождества Богородицы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев. Реставрационно-восстановительные работы по трапезной проведены в 1959-1960 гг. под руководством Г.М. Штендера - автора исследований и проекта реставрации. Отреставрированы оконные и дверные проемы, заменены горизонтальные перемычки ниш килевидными, кровля сделана в формах XVII века, реставрирован интерьер. Архив отдела государственной охраны культурного наследия Комитета культуры и туризма Новгородской области (Белевич М.С. Церковь Рождества Богородицы Михайлицкого монастыря. - Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1980).  В.Л. Янин " Новгородские посадники " . М. 1962 г. стр. 130 и стр. 372-373.

http://sobory.ru/article/?object=00342

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010