1935-1936 гг. – время трагического завершения существования Покровского собора. Не в силах содержать большой храм, выплачивать всё возраставшие налоги на помещение и на священнослужителей, обновленцы в апреле 1935 г. добровольно передали властям собор, помещением которого совсем недавно не желали делиться с православными. Взамен собора они испросили себе небольшое приспособленное под храм здание. После закрытия у Покровского собора с помощью тракторов были снесены купола, сам он некоторое время использовался под зернохранилище и в таком виде простоял немногим больше года. 31 мая 1936 г. состоялось заседание Усть-Каменогорского городского Совета. Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел «Разное». Вначале разобрали дело чем-то проштрафившегося подсобного работника, а затем заслушали сообщение «…о разборке здания бывшего собора. Постановили: В связи с тем, что здание собора приспособить под иное здание без вложения громадных сумм невозможно, пленум находит целесообразным его разобрать и использовать материал под нужды местного строительства…». Не стало Покровского собора. На имеющейся в фондах этнографического музея фотографии, сделанной с высоты пожарного депо в 1937 г., среди знакомых строений центра города ощущается нехватка чего-то... Собора. Вскоре были снесены рядом стоявшие торговые ряды и часовня в центре Базарной площади, на месте которых был разбит парк, долгие десятилетия носивший имя С.М.Кирова, а теперь переименованный в «Жастар» (Юность). Источники: Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000. Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1. Покровский собор в г. Усть-Каменогорске трехпрестольный: главный престол - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с правой стороны - в честь и Рождества св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой - во имя св. и чудотв. Николая, архиепископа Мирликийского. Собор каменный, оштукатуренный и обеленный, построен в 1888 г. на средства Торгового дома «Петров и Михайлов» с помощью сторонних благотворителей, стоит до 100 000 руб., прочен, богомольцев вмещает до 5000 человек. Местно чтимых икон и других предметов народного почитания или исторического характера нет.

http://sobory.ru/article/?object=31644

20 июля 1741 г. определением Коллегии Экономии велено: «для осмотра и учинения сметы сколько чего к тому исправлению надлежит и на какую сумму вся та ветхость исправиться может, послать архитектора Мичурина». В том году же от Мичурина представлена в Коллегию Экономии опись, в которой значится: «в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в иконостасе образ Богоматери Одигитрии, образ Живоначальной Троицы, образ Воскресения Христова, образ Успения Богоматери, образ Сергия Чудотворца и преподобного отца Саввы Звенигородского чудотворца, означенные образа надлежит починить красками и золотом; северные и южные двери местами обветшали, надлежит починить красками и золотом; в означенной церкви в алтаре стенное письмо облиняло, надлежит возобновить; также к трем дверям затворы железные надлежит вновь сделать; в оной же церкви под главою в шее 22 окончины разных мер ветхи, надлежит вновь сделать стеклянные, да над церковью над приделом и алтарем крыша тесовая ветха, надлежит вновь сделать. В приделе великомученика Георгия иконостас и в нем 5 образов, также царские и северные двери – оное все подлежит местами починить красками и золотом. При упомянутой церкви колокольня деревянная шестиугольная, брущатая, ветха, надлежит разобрать и вновь сделать, оная по окружению 27 аршин, высотою 15 аршин; всего на сумму 406 руб. 96 коп. с работой». Какое сделано было распоряжение об исправлении Успенского собора - из дела не видно. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. В документах Звенигород упоминается довольно поздно - лишь около 1336 года, когда Иван Калита завещал его своему второму сыну Ивану Красному. 1389 годом обозначается начало периода звенигородской истории, когда Дмитрий Донской завещал Звенигород своему сыну Юрию. Именно ему принадлежит, как утверждают исследователи, постройка новой системы укреплений, состоявшей из земляных валов и бревенчатых стен, а также белокаменных храмов - Успенского собора на территории детинца и Рождественского в Саввино-Сторожевском монастыре. Долгое время принято было считать, что Успенский собор строился на том же месте и вместо существовавшего до него храма. Во время археологических исследований в 2008-2009 гг. на территории Городка был сделан важнейший вывод, который удалось сделать в ходе исследований, - собор построили не на княжеском дворе, как считалось ранее, и не на месте предшествовавшего храма, следы которого на территории Городка пока не обнаружены. Собор был воздвигнут на распаханном пустыре, в который превратилась древняя торгово-вечевая площадь города... Бывшая когда-то многолюдной, площадь в конце XIV века регулярно распахивалась, о чём красноречиво свидетельствуют следы борозд от плуга, хорошо видимые в слое, предшествовавшем началу каменного строительства.

http://sobory.ru/article/?object=00389

В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Год постройки: Между 1923 и 1932 Архитектурный стиль: Эклектика Тульская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (каменная) Суворовский район, Жеремино Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1899 и 1909 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Мужской монастырь Владимира митрополита Киевского. Собор Успения Пресвятой Богородицы Криворожский район, Кривой Рог Архитектор: С.Г. Гончаров, В.А. Косяков (проект) Год постройки: Между 2011 и 2015 Ярославская область Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери Даниловский район, Горушка Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1901 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1891 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1895 и 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1897 и 1899 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1908 и 1912

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Монастырь занимал удобное местоположение - на въезде в Псков, на высокой горе, откуда открываются замечательные виды на псковские окрестности. Впрочем, привлекательность обители обеспечивалась преимуществами не только эстетического, но и стратегического характера, особенно после возведения в монастыре в XVI веке необыкновенно высокой Вознесенской церкви-колокольни, вполне годящейся на роль удобного наблюдательного пункта. Известным именитым гостем, посетившем Снетогорскую обитель была Софья Палеолог. Сосватанная за великого князя Московского Ивана III, она добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре - присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, где " пеше за неё игумен и с всеми старци " , а потом, надев царские одежды, отправилась в город. Престольный праздник соборного храма - Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) - торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно - праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором. Нередки в то время случались пожары. Так, в 1493 году, по летописному свидетельству, " погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица " . Огонь сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок. Пострадал монастырь и в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с многочисленным интернациональным войском осадил Псков. В Снетогорской обители тогда особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нём поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. В древности вид Богородице-Рождественского собора весьма отличался от нынешнего. На протяжении веков совершались разного рода перестройки, вызванные многими причинами: тут и постепенное " одряхление " здания, и пожары, после которых храм приходилось серьёзно ремонтировать, и необходимость его расширения, возраставшая вместе с увеличением числа насельников. Уже в XV столетии к западной стене пристроили притвор; в следующем веке на его месте выросла обширная пристройка. Дальше - больше. Западная каменная масса позднейшего происхождения неуклонно расширялась - позже к пристройке добавили притвор с изящным крыльцом, украшенным изразцами, а в XVIII веке пристройку обстроили с юга и севера, в южной части освятив Иоанно-Предтеченский придел, в северной же устроив ризницу. Ещё в XVI веке закомары, по которым шло первоначальное покрытие, закрыли треугольными " щипцами " , спустя век появилась четырёхскатная крыша, визуально существенно " сократившая " барабан - его пришлось надстраивать.

http://sobory.ru/article/?object=05427

Сайт «Регионы России»  рассказывает о том , что 21 сентября празднуется престольный праздник – Рождество Богородицы - в Снетогорском женском монастыре. Большую статью «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Материал  составлен из выдержек из книги М. Скабаллановича «Рождество Пресвятой Богородицы», которые подробно рассказывают о жизни праведных Иоакима и Анны – родителей Богородицы: об их молитвах о даровании ребенка, их терпении и великом смирении перед Богом, котором было вознаграждено рождением Пресвятой Богородицы. «В трепетной радости и в святом благоговении провели праведные родители Пресвятой Богородицы девять месяцев. Когда на девятый месяц праведная Анна родила, то она спросила ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» Та ответила: «Дочь». И воскликнула Анна: «Возвеселилась душа моя в день сей». Так в маленьком галилейском городе, в скромной семье святых и праведных Иоакима и Анны засветилась «денница», рождающая Солнце — Христа, родилась «Мати радости», «сокровище жизни», «Света чертог». Также в статье можно прочитать о значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На сайте «Русского дома» опубликован материал , также посвященный почитаемому Церковью празднику «Радость всей Вселенной». Автор отмечает, что «православная вера особенно Матерь Божию прославляет». На прошлой неделе стала известна предварительная программа  грядущего Архиерейского Собора, который откроется в Москве с 3 по 8 октября. Как сообщает Благовест-Инфо . Собор начнется с доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия. «Как ожидается, главным вопросом повестки дня Архиерейского Собора, который проводится раз в четыре года, станет обсуждение путей сближения с Русской Зарубежной Церковью. На днях в Мюнхене завершилась вторая совместная встреча комиссий двух Церквей, на которой были согласованы позиции по всем спорным вопросам. Предполагается, что Архиерейский Собор примет конкретные решения, направленные на перспективу воссоединения Московского патриархата и Зарубежной Церкви. ... На Соборе будет поставлен вопрос об организации церковного суда в Русской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/4906.html

Вход в галерею Успенского собора снабжён симпатичным крыльцом с тремя арочными проёмами. Над западным проёмом помещена фреска с изображением Новозаветной Троицы; этот иконографический тип появился на Руси в XV веке и, хотя и был признан неканоническим, явочным порядком получил широкое распространение. В килевидных закомарах некогда были фрески, сейчас можно говорить лишь об едва различимых остатках. Линии закомар южного и северного фасадов являются продолжением прстейших лопаток, которые строго соответствуют внутренней структуре храма. В старые времена его покрытие было позакомарным - возникавшее при этом ощущение непомерной, негармонически увеличенной высоты барабанов сглаживалось тем, что основания барабанов были украшены поясом килевидных кокошников. Одноэтажная " сплошная " галерея опоясывает собор стрёх сторон - южной, западной и северной. Ныне она имеет простейшее односкатное покрытие; первоначально покрытие было многоскатным пощипцовым, а сама паперть - открытой, её прорезали широкие арочные проёмы, ширину которых мы можем оценить по сохранившимся надоконным аркам. Алтарная часть собора обозначена тремя апсидами, перекрытыми конхами; их высота практически равна высоте основного четверика - а это, кстати, характерная черта древних новгородских храмов, таких как Георгиевский собор Юрьева монастыря, Богородице-Рождественский собор Антониева монастыря и упомянутой церкви Жён-Мироносиц на Ярославом дворище. Все апсиды имеют окна, а центральная - ещё и две ниши для фресок. Успенский собор представляет собой шестистолпный крестово-купольный храм, снабжённый ассиметричным пятиглавием. Некоторые его размеры таковы: длина с алтарной частью и папертью - около 34 метров; ширина без галереи - около 15 метров, с галереей - около 24 метров; высота - около 40 метров. Высота внутреннего пространства - всего 12 метров, то есть кажущаяся верикальная необъятность церкви представляет собой оптический обман, который следует отнести на счёт великой искусности автора этой постройки. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г.

http://sobory.ru/article/?object=05268

Странно еще, что о времени последней постройки его, т.е. после первой/каменной Спасской церкви/1693 г., не упоминается ни во «Временнике» ни в «Истории вятской», ни в частных чьих либо записях, тогда как в первых двух о построении всех прочих здешних городских каменных церквей говорится определенно. Можно думать, что в клировой ведомости не остался ли 1767/1769/год прежней постройки сего собора, и что по этому и годы освящения придела Екатерининскаго 1770-й, и храма Казанской Богоматери 1786-й/1783?/не остались ли также прежние? Любопытно бы знать иные документы постройки сего здahiя кроме указания клировой ведомости». Источники информации: http://spasskysobor.ru , «Вятские Епархиальные ведомости», 18 за 1865г., 1 за 1873г., «Известия ИАК» 44 за 1912г. Спасский собор построен в Троицком приходе, вместо сгоревшей в 1679 г. деревянной Троицкой церкви. Собор построен каменный, окончен стройкой 13 августа 1693 г., а 15 августа освящен во имя Нерукотворенного образа Спасителя. С сего времени церковь стала называться Спасским собором. В 1752 г. 20 июля собор погорел, осталась одна придельная церковь Екатерининская. После пожара собор построен в 1769 г. двухэтажный, ныне существующий, по указу Вятской духовной консистории от 1761 г. Придел теплый в честь Св. Великомученицы Екатерины освящен 28 июля 1770 г., а теплый храм во имя иконы Казанской Божией Матери освящен 8 июля 1783 г. Главный храм в верхнем этаже освящен 16 августа 1797 г.; левый в нижнем теплом храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен 8 ноября 1800 г. 7 сентября 1816 г. освящен южный престол холодного храма в честь Вознесения Господня, а северный престол того же храма освящен 29 июня 1818 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В настоящее время в соборе те же престолы, а именно: в нижнем теплом – средний Казанско-Богородицкий, левый Рождество-Богородицкий, правый Екатерининский; в верхнем холодном этаже: главный – во имя Нерукотворенного образа Спасителя, южный – Вознесенский и северный – Петропавловский.

http://sobory.ru/article/?object=08731

По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа. Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса. После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.

http://sobory.ru/article/?object=01124

Год постройки: Между 1855 и 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Кировская область Собор Троицы Живоначальной Яранский район, Яранск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Екатерингофа Год постройки: Между 1845 и 1857. Колокольня 1878-1889 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Рождества Христова Малмыжский район, Константиновка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Собственной Дачи (с изменениями) Год постройки: Между 1877 и 1892 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Подосиновский район, Шолга Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Собственной Дачи (с изменениями) Год постройки: Между 1865 и 1869 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Костромская область Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Колокольня Чухломский район, Ножкино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Симонова монастыря Год постройки: приблизительно 1870 - 1879 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон, Н.П. Григорьев Год постройки: Между 1852 и 1863 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Троицкий Ипатьевский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон (оригинальный проект) Год постройки: не позже 2013 Троицкий Ипатьевский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая) (утрачена) Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон (образцовый проект) Год постройки: Между 1860 и 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Красноярский край Курганская область Церковь Троицы Живоначальной Шумихинский район, Малое Дюрягино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Саратова Год постройки: 1892 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Курская область Церковь Никиты мученика на Никитском кладбище Курск, город, Курск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5)

http://sobory.ru/architect/katon

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010