Вручая митрополиту Меркурию памятную панагию в благодарность за трудны на благо Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «На каждом месте, куда Вас направляло Священноначалие, Вы трудились беззаветно, отдавая свои таланты, свое время, свои силы достижению тех целей, которые перед Вами ставились. Я могу об этом говорить с полным правом, потому что в каком-то смысле вел Вас по жизни от Вашего пострижения в монашество и пресвитерства до того сана, в котором Вы пребываете сейчас. Зная о Ваших возможностях и способностях, когда Вы были под моим прямым архиерейским руководством, я направлял Вас в самые трудные места, где нужно было открывать, защищать, строить храмы, преодолевать очень большие проблемы, связанные иногда с отрицательным отношением внешнего мира к церковным инициативам. По милости Божией Вы везде справлялись с этими задачами и исполняли возложенные на Вас послушания. Пусть Царица Небесная хранит Вас сегодня на высоком посту главы Донской митрополии. Кроме того, Вы возглавляете очень важный церковный департамент — Вы занимаетесь религиозным воспитанием детей. И от этого будет во многом зависеть будущее нашей Церкви. Пусть Господь споспешествует Вам на путях Вашего архиерейского служения. Желаю Вам доброго здоровья и любви Вашей паствы. Аксиос!» Для новых храмов Ростовской епархии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий.  Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону были награждены: Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии. В 1795 году на площади Старого базара была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, а купол — деревянный. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

В конце XVI века по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году и именовался по-прежнему храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что тоже не случайно – собор строился под покровительством царя. Известно, что Федор Иванович приезжал сюда на богомолье в 1592 и 1595 годах. За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон были построены паперти, несколько позже растесаны окна и изменена их форма. В XVII веке надложены главы – вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне. В целях увеличения площади собора в 1837 году к задней стене (на место бывшей ветхой паперти) пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Эта пристройка резко контрастирует с изящными формами основного здания. Разница в их постройке — 250 лет. Во время проведения реставрационных работ специалисты решили сохранить трапезную, обновить ее, чтобы можно было как на диаграмме проследить за изменениями архитектурных форм. Кроме того, пристройка к собору, выполненная в формах позднего классицизма, интересна тем, что она является самым поздним из всех сооружений монастыря. В 1997-98 гг. в помещении пристройки устраивается придел в честь прп. Пафнутия. Есть еще входы в собор с южной и северной сторон. Декоративно оформленные порталы их выложены из искусно обработанных брусков белого камня. Белый камень использован на фундамент, цоколь и порталы, и лишь в некоторых местах белокаменные бруски встречаются в стенах, которые выложены из толстого тяжеловесного обожженного кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=02058

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия. По материалам сайта Фрески Дионисия http://www.dionisy.com/rus/ Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери, он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков. Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. По материалам сайта www.ferapontovo.ru Собор Рождества Богородицы возвели в 1490 году на том месте, которое освятил еще преподобный Ферапонт для деревянной церкви 1408 года. Строительство на Севере каменных храмов было по тем временам делом необычным. Даже в Кирилловом монастыре, более известном и богатом, только через семь лет смогли построить каменный Успенский собор. Впервые строительство из кирпича началось на Севере в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера. Следующим стал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Декор его и строительные приемы указывают на то, что зодчими были, скорее всего, ростовские мастера. По своему типу храм является традиционным для московской архитектуры: крестово-купольный, четырехстолпный, кубического типа, трехапсидный. Под скатной кровлей укрыты закомары и барабан несохранившейся главки над приделом святителя Николая Мирликийского. Собор имел звонницу, остатки которой стали частью северной паперти. Фасады и барабан украшены кирпичным узорочьем.

http://sobory.ru/article/?object=05144

Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 году он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала – в склад, а вскоре – в один из заводских цехов. http://www.oldmos.ru/photo/view/19659 В начале XVII в. на землях боярина Ивана Никитича Романова (унаследовал это владение от отца, Никиты Романовича Юрьева), была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возникла Бутырская слобода (от слова «бутырки» – отдельно стоящий хутор, выселки). Население Бутырской слободы быстро увеличивалось за счет тех москвичей, которые, не желая платить налоги и отбывать военную службу, записывались в крестьяне к боярам Романовым. В 1649 г. беглецов по указу царя Алексея Михайловича переселили обратно в Москву, а их место заняли пленные поляки. После заключения в 1656 г. мирного договора с Польшей пленники были отпущены на родину, а в Бутырках разместился московский выборный, то есть отборный полк. Это был старейший из регулярных полков России, сформированный по указу царя Михаила Федоровича в 1642 г. Он находился в ведении Стрелецкого приказа и получил название Бутырского. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою. В 1682–1684 гг. в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной, и ее освятил патриарх Иоаким. Церковь была по размерам, красоте и богатству одной из самых красивых в Москве. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная, схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Церковь была выстроена при полковнике Родионе Жданове, имела приделы преподобного Сергия Радонежского (правый) и святителя Николая (левый). Одновременно были построены трапезная на две тысячи человек, церковноприходская школа и богадельня. В 1812 г. в храме французы устроили конюшню и склад. Приходские защитники были убиты, староста казнен – повешен на Распятии Христовом. После изгнания неприятеля церковь восстановили. Когда беды были забыты, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» – так стали называть живших здесь работников типографии Московского университета.

http://sobory.ru/article/?object=03403

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была роспись, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных зонтов. Над южными дверями написаны святители Пётр и Алексий, митрополиты Московские; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам – св. Антоний и Феодосии Печерский; а над северными – образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений. Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития преп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте. Своды центрального купола собора и четырех боковых главок поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два – в алтарной части за иконостасом. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около 1 метра, диаметр горловины – 15-18 сантиметров. В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей. Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся где-то в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Легенда подкрепляется тем, что монахам из Пафнутьева монастыря было разрешено торговать в Москве, где находилось подворье в районе современного Китай-города на Лубянке, а также в Калуге, куда монахи, чтобы не встречаться с мирскими соблазнами добирались по подземным ходам. Полы в соборе в настоящее время каменные, с подогревом, но в прошлом они были выложены железными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02058

Источник:http://vologda-eparhia.ru/ Ныне существующий собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1833–1836 годах по проекту губернского архитектора Николая Андреевича Трубчанкина взамен существовавшей небольшой деревянной церкви. Строительство здесь первого храма, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы, произошло не позднее 1790 года. Оно связано с историей кладбища. Череда эпидемий, опустошавших русские города в 1760–1770-е годы, заставила государство принимать радикальные меры для предотвращения распространения болезней. 24 декабря 1771 года принят указ Сената " О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей " , согласно которому запрещалось " хоронить умерших в городах при церквях " и предписывалось " отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей " . В связи с правительственными распоряжениями в 1781 году за чертой города Вологды начали действовать три кладбища (по числу частей города), в том числе Заглинковское (Николаевское). В 1782 году землемер Неелов следующим образом описал его месторасположение: " Находится... по течению реки Содемы вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала в трёхстах саженях " . Для отправления богослужения по усопшим здесь не позднее 1790 года был построен небольшой храм. После освящения его престола в честь Рождества Богородицы кладбище стало именоваться Богородским. Архитектурные особенности (описание) объекта Двухэтажное здание храма построено в стиле ампир. Оно относится к редкому для Вологды типу храмов " под колоколы " . Над массивным двухэтажным четвериком возвышается ротонда звонницы, завершённая сферическим куполом с небольшим глухим барабаном и крестом на шарообразной миниатюрной главке. К основному объёму примыкают трапеза и алтарная апсида, прямоугольные в плане и лишь немного уступающие ему по высоте. Южный и северный фасады на уровне второго этажа оформлены четырёхколонными тосканскими портиками в антах. Основаниями портиков служат ризалиты первого этажа с глубокими и широкими полуовальными арками. Колонны портиков, украшенные профилированными базами и капителями, несут широкие антаблементы с треугольными фронтонами. В центре портика между средними колоннами устроено увенчанное треугольным сандриком тройное окно, над которым расположено итальянское окно второго света. Венчающий карниз храма декорирован модульонами. По мнению Г.К. Лукомского, эта обработка нижнего этажа " сделана в церкви отлично и вообще представляет собою приём мало использованный и очень интересный " . Современный вид здание церкви приобрело в начале XX века после перестройки притвора в трапезную с двухэтажным закрытым парадным крыльцом. Иконостасы обоих этажей церкви имеют эклектичный облик. В XIX веке интерьер храма был украшен масляной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Интересен собор и своими подземельями, которые старше самого храма. Старинная кирпичная кладка поражает основательностью: кирпичи, вручную вылепленные на Ореховской " цагельне " ; вмурованные в стены огромные валуны (для экономии и для поддержания температурного режима). В подземельях действительно постоянная температура - около +10 градусов. Но главное - уникальная система подземных ходов. Глубочане уверены, что их сеть пронизывает чуть ли не весь город и тянется до Березвечья. Проверить эти сведения сложно, потому что большая часть подземных ходов завалена или замурована в послевоенные годы. Несколько столетий подвалы костела служили подземной усыпальницей - здесь покоились останки фундатора монастыря Иосифа Корсака и др. знатных людей, пожертвовавших монастырю значительные средства; здесь хоронили всех умерших за два столетия монахов. В 1831 г. кармелиты поддержали вспыхнувшее в крае восстание против царского правительства: хранили в подземельях повстанческий арсенал оружия, лечили раненых, укрывали повстанцев. После подавления восстания в Глубокое прибыл Виленский генерал-губернатор Муравьев, прозванный " вешателем " . Пустующие склепы превратили в камеры для узников, а главный коридор разделили массивной решеткой. Владения монастыря были отобраны в казну, а многие монахи арестованы или сосланы в Сибирь. Но история повторилась в 1863 г., когда кармелиты приняли участие в восстании Калиновского. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников воевавшей на стороне фашистов " русской освободительной армии Родионова " . После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода. По преданию, Наполеон, проживший в монастыре 10 дней во время своего похода на Москву, сказал: " Сожалею, что я не могу взять его с собою в Париж; храму Notre Dame не стыдно было бы иметь его в соседстве " . В статье использованы материалы брошюры " Собор Рождества Пресвятой Богородицы " под редакцией А.В. Вертинской, С.А. Громыко, М.П. Черепковского Крупнейший в Беларуси православный храм, расположенный в с. Глубокое, Собор Рождества Пресвятой Богородицы вмещает 3 тыс. верующих. Он был основан в 1639 году. В это время владелец села, сегодня находящегося в черте города, Иосиф Корсак пригласил из Вильнюса нищенствующих монахов католического ордена кармелитов, которые начали строительство костела и основали монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=07250

Собор Рождества Богородицы во Владимире " за ненадобностью " был разобран в июле 1930 г., а на его месте устроили спортивную площадку. В 1992 г. монастырь возвратили Владимиро-Суздальской епархии, он вновь действует. Позднее на месте утраченного лавра была установлена деревянная часовня. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий. При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма. Новый собор Рождества Богородицы во Владимире открыл свои двери в 2004 г. 1191 г. - храм заложен по указу великого владимирского князя Всеволода Юрьевича, основателя монастыря. Постройка закончена, и церковь освящена 27 октября 1196 г. В храме находилась гробница Александра Невского. 1678 г. - к храму с трех сторон сделаны пристройки. 1858 г., 24 августа. Император Александр II посетил монастырь и дал указание провести реставрационные работы. Возглавил реставрацию собора архитектор Н. А. Артлебен. Реставратор П. Д. Барановский считал данную реставрацию примером первой научной реставрации архитектурного памятника в России.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Исследование архивных материалов историка-краеведа А. П. Никулова привело к заключению, что, вероятно, в первой половине XVII в. была построена новая церковь, так как в 1646 г., согласно окладным книгам, соборная церковь значится во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Далее, пишет исследователь в «Историческом исследовании Оскольского края», церковь значится как храм Рождества Пресвятой Богородицы. Та же церковь упоминается и в документах за 1656 и 1690 г. Вероятно, она была перестроена при возведении новых городских стен в 1678 г. Но иных документов до конца столетия нет. По утверждению А. П. Никулова: «В 1715 г. церковь сгорела и была восстановлена в следующем году под тем же названием. В последующие годы она располагалась на прежнем месте, внутри крепости, напротив западных проезжих ворот. Строительство кирпичной церкви, вероятно, началось одновременно с Успенской и Троицкой церквами. И предположительно к 1767 г. она была достроена. Освящение главного престола, возможно, произошло позднее, так как действовала другая деревянная церковь во имя Гурия, Самсона и Авива, также считавшаяся Соборной церковью. Располагался каменный храм почти в центре крепостных сооружений и просуществовал без переделок до 1840 г.». Как сообщает историк XIX века А. П. Синдеев, до 1782 г. не имеется никаких сведений, а в 1782 году упоминается о «Соборной церкви во имя Рождества Богородицы». По новому плану, Высочайше конфирмованному в 1784 г. Екатериной II, Соборная церковь остается на старом месте и стоит, вероятно, до 1833 г., когда на месте ее закладывается новый храм во имя Богоявления Господня. Трудами и усердием купца Алексея Ивановича Иванова строительство завершено к 1840 г., а 15 августа того же года освящается епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) с главным престолом во имя Богоявления Господня. Правый престол был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», а левый, где во всем иконостасе лики святых отделаны в серебряные ризы усердием Максима Никифоровича Симонова и его жены, освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Освященный в 1840 г. храм – красивой архитектуры, стены его отделаны под мрамор, иконостасы позолочены по дереву червонным золотом. Длина храма около 43 метров, ширина свыше 34 метров, а высота – 37 метров.

http://sobory.ru/article/?object=35730

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010