и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Существовавший когда-то в храме иконостас целиком подчинялся интерьеру. Он занимал всю ширину собора. Цокольный этаж был украшен гербами Скоропадских. Над цоколем возвышались резные колонки, увитые резными виноградными лозами с пышными листьями и гроздьями. Они казались вылитыми из червонного золота. Это впечатление усиливал интенсивный красный фон резьбы. В обрамлении золотого резного кружева ярко выделялись крупные иконы в тяжелых серебряных ризах. Семь ярусов икон ряд за рядом поднимались до самого барабана купола. Возможно, иконостас Гамалиевского монастыря имел какую-то связь с иконостасом Преображенской церкви в Сорочинцах, к которому он ближе всего как общей композицией, так и характером резьбы. В северо-западном углу монастырского двора находятся жилой и хозяйственный корпуса, трапезная и домовая церковь, где похоронены гетман Скоропадский и его жена. Длинное здание имеет над алтарем церкви невысокий купол. Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Село Гамалиевка. В 1735 году преемник Конашевича – Архимандрит Николай Ленкевич освятил собор Рождества Богородицы с четырьмя приделами: в южном – престол св. мученицы Варвары, в северном – престол Собора 12 апостолов, на хорах справа – престол Исповедника Иакова, слева - Св. Николая. Огромное пятибанное сооружение поражает строгой монументальностью, лапидарными нерасчлененными плоскостями и полным отсутствием декора. Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный. Он является репликой храмов базиликального типа на древнерусской тринавовой крещато-баневой основе, очень распространенных в монастырском строительстве Мазепиной эпохи. Непосредственным прототипом мог быть Черниговский Троицкий или Полтавский Крестовоздвиженский соборы. Однако этот собор имеет и уникальные черты: общая масса сооружения не горизонтально-базиликальное, как должно было бы быть при таком плане, а высотно - центричная. В объемных формах обнаружены повышенные нава и трансепт, бани поставлены по их осям, что приблизило гамалеевский собор к классическим пятиверховым церквям стиля казацкого возрождения. На наш взгляд, и выбор прототипа, и особенности объемно-пространственной композиции этого собора были совсем не случайны – главная доминанта архитектурного ансамбля должна была засвидетельствовать преемственность национальных традиций.

http://sobory.ru/article/?object=43228

Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, а в соборной церкви Божия Милосердия - по росписи протопопа Федора - образ местной Преч. Богородицы Одигитрии в киоте, у киота на затворех праздники Богородичны да Муромских чудотворцев на золоте, поставленья тот образ блаженныя памяти царя Ивана Васильевича, обложен серебром, басма чешуйчата, венец чеканный серебрян с короною, а в венце и на короне пять яхонтов да винис (sic) и бечать 25 каменей, да у каруны же 7 зерен бурмицких жемчужных, да другой венец жемчужный, ожерельице и зарукавье жемчужное же. Да у того ж образа прикладу: цата с розным каменьем да десять золотых, да три креста аспидных обложены серебром, да семь крестов серебряных, да две гривны басменые да гривна витая, двои серги одинцы да серги жемчужные, двои серги лапки серебреные позолоченые. Да у Богородицы пелена серебреная на зелени дорогая. Другая пелена бархатная черная камка червчата, по концам шито золотом да серебром. А окладу того образа венцы и корона и гривны золотые (и) серги и пелены и покров, строение мирское многих оброчников, а иное прежнего протопопа с братьею Ивана. Да пред тем же образом подсвечник серебряный, яблоки золочены. Поставлен этот подсвечник боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Да местный же образ Рождества Пресвятой Богородицы обложен серебром басменым, венцы сканые. Да образ на аналое Пречистой Богородицы Казанской обложен серебром, вегец резной. Поставлены те образа муромца Ивана Чегодаева. Да образ же Всемилостивого Спаса на празелени, да образ Живоначальной Троицы, да образ Никола Чюдотворца, да образ Одигитрии, да образ муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии, да образ муромских чюдотворцев с деяниями все писаны на празелени. Да пред теми же местными образами восемь свеч поставных с красками. Поставлены те свечи протопопом Иваном з братией и иных обротчиков. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запретсольный на празелени. Да крест да двери Царские и Сени и столбцы на рези.

http://sobory.ru/article/?object=36087

Первоначально в здании рядом с храмом размещался причт, но после того как 1 (14) сентября 1905 года в Нью-Йорк была переведена архиерейская кафедра, приходский дом отошёл под архиерейскую резиденцию. Тогда же храм становится кафедральным собором Северо-Американской епархии, именовавшейся с 1907 года Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. При кафедральном соборе существовали братства Рождества Пресвятой Богородицы (мужское) и Благовещения Пресвятой Богородицы (женское). К храму была приписана кладбищенская церковь святителя Василия Великого, построенная Надеждой Нефтель на могиле мужа и освященная в 1906 году. В 1925 году был передан по судебному постановлению «Живой церкви». В 1945 году приход храма присоединился к Московскому патриархату. Однако, в 1947 году суд штата Нью-Йорк постановил передать собор Северо-Американской митрополии (де-факто независимой структуре, не подчинявшейся тогда ни Московскому Патриархату, ни Архиерейскому Синоду РПЦЗ). Настоятель и прихожане, верные Московскому Патриархату, продолжили совершать богослужения в помещении второй пресвитерианской церкви на West 96th Street, 6. Решение Верховного суда США от 23 ноября 1952 года возвратило собор Московской Патриархии. Однако Высший апелляционный суд штата Нью-Йорк оставил храм в юрисдикции Северо-Американской митрополии. Судебный процесс продлился до 6 июня 1960 года, когда решением Верховного суда США приговор суда штата был отменён. В 1970 году Северо-Американская митрополия восстановила общение с РПЦ (Московским Патриархатом) и получила от последней автокефалию. Вместе с тем был урегулирован статус приходов Московского Патриархата в США. Та часть из них, которая не пожелала перейти в юрисдикцию новой автокефальной Церкви, образовала Патриаршие приходы в США, центром которых стал Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке. 18 декабря 1973 году собор с приходским зданием был признан памятником архитектуры Нью-Йорка, в память чего к стене храма была приделана бронзовая мемориальная доска.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Икона сия в 1863 г. была прислана из Афона в Россию в дар Новохоперскому собору. На пути из Афона в Россию св. икона на время была поставлена в церкви Урюпинской станицы. Известие о нахождении св. иконы в Урюпинской церкви быстро распространилось между жителями окольных станиц и селений и достигло до г. Новохоперска и принято с необыкновенным воодушевлением, и из Урюпинской станицы она была несена на руках в сопровождении духовенства и нескольких тысяч народа, в г. Новохоперске была встречена торжественно и соборным причтом в облачении внесена в собор. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Первый деревянный собор был возведен в Хоперской крепости, одновременно с её строительством, в 1716 г. История же ныне существующего собора в честь Воскресения Христова начинается 10 октября 1865 г. В этот день он был освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. Строительство нового собора неподалеку от старого Крестовоздвиженского, построенного еще в 1774 г. и более не вмещавшего всех молящихся, целиком легло на старосту, новохоперского купца Василия Михайловича Степанова, который смог объединить усилия многих состоятельных людей. Первоначально в храме имелось несколько приделов: Воскресения Христова, Рождества Пресвятой Богородицы и первоверховных апостолов Петра и Павла. Один из приделов был освящен в честь образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», икона для которого была прислана в дар одним из Афонских монастырей в 1863 г., накануне освящения храма. По свидетельству современников «усердие к этой иконе было так велико», что для поклонения ей приходили богомольцы из отдаленных мест. В советское время, после закрытия храма, икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» многие годы хранилась в домах верующих и сильно обветшала, но была реставрирована известной подвижницей схимонахиней Агнией (Стародубцевой), которая с 1929 по 1952 г. подвизалась на приходе в подвиге молчальничества. Сегодня эта икона особо почитаема прихожанами собора.

http://sobory.ru/article/?object=09128

Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. О древних церквях заставляет вспомнить и завершение из трех глав. Оно не было распространенным в зодчестве Древней Руси. Три главы, отвечающие конструктивным особенностям каждой из церквей, возвышались над Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119-1130 годы) и собором во имя Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 годы) в Великом Новгороде, Успенским собором Елецкого монастыря в Чернигове (начало XII века). Для нашей темы наибольшее значение имеет такое же завершение собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1222-1225 годы). Последний получил нынешнее пятиглавие только в 1528-1530 году, когда был перестроен на средства великого князя почти на две трети высоты и стал почти вдвое выше первоначального собора Богородице-Рождественский собор тоже украшен изящным аркатурно-колончатым поясом. Очень близко и «перспективное» оформление окон обоих соборов. Несомненно, облик городского храма оказал большое влияние на решение монастырского собора Однако это влияние было не единственным. В конце XV – начале XVI века в русских городах и монастырях вновь появляются соборы под тремя главами. Весьма мощным источником воздействия на архитектуру Покровского собора был Благовещенский собор Московского Кремля выстроенный псковскими каменщиками в 1484-1489 году. Он также первоначально имел три главы, с трех сторон его окружают открытые галереи с очень схожими по характеру резьбы столбами арок, стены делятся на три части лопатками и завершаются закомарами, по форме очень близкими Покровскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=05097

В 1992 году храм возвращен Православной церкви. В 1995 года при церкви был основан русско-белорусский приход, усилиями которого и началась реставрация храма. Тем не менее состояние храма было аварийным и угрожало полным разрушением. В 1997 году настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был назначен священник Иоанн Малинин. Первая Божественная Литургия, после закрытия храма, была отслужена им 21 сентября 1997 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. С этого момента начались регулярные богослужения. Приходу удалось убедить городскую администрацию в необходимости комплексной реставрации здания и работы начались в 1999 году. Совместными усилиями прихожан храма и городских властей, выделивших средства из городского бюджета, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была отреставрирована. В рамках восстановительных работ были смонтированы внутренние и наружные инженерные сети, разобраны перекрытия здания, колонны и конструкции ротонды были заменены на новые. Принятая схема реставрации исключила вариант установки колоколов в ротонде храма. Конструкции крыши и кровли были созданы заново. Несмотря на многолетнее активное использование храма, часть живописи удалось обнаружить под поздними наслоениями краски. реставрирован живописный декор, воссоздана роспись в парусах, отреставрированы интерьеры храма. Работы проводились по старым сохранившимся фотографиям, и несмотря на то, что часть икон расположено не в соответствии с канонами, священноначалие поддержало восстановление церкви в том виде, в котором она существовала до прихода советской власти. Реставрационные работы проводили ЗАО «Пикалов и сын» при участии НИИ «Спецпроектреставрация». К концу 2001 года полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри купола и установлены три иконостаса. В 2002 году протоиерей Иоанн Малинин назначен штатным свяшенником в Коломяги, в Пантелеимоновскую церковь, откуда переведен в Воскресенский храм (у бывшего Варшавского вокзала) с назначением в Сампсониевский собор настоятелем, где 21 мая того же, 2002 года,отслужил первую литургию после закрытия собора. Вместо него настоятелем церкви был назначен клирик Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Феодор Гуряк.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл " Миссии " , одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрит-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено. В 2003 году ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Благоустроена территория храмового комплекса, достроено здание миссии, часовни, изготовлена мозаичная икона Богородицы для колокольни, сделана подсветка всего комплекса. В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжаются украшение интерьера. Источник: сайт Уфимской епархии Нынешний главный храм Уфы наследует этот высокий статус от своего предшественника - Воскресенского собора, на сегодняшний день возрождённого и тоже сохранияющего кафедральное значение. Строительство будущей церкви Рождества Богородицы было запланировано в конце XIX столетия, о чём свидетельствуют сохранившиеся чертежи городской застройки. Место для него выбрал сам Антоний, тогдашний епископ Уфимский. Поставить храм - дело долгое и дорогостоящее, а необходимых средств для будущего собора, как всегда, недоставало. Лишь в 1901 году состоялась торжественная церемония закладки новой церкви, после чего наконец-то развернулись основные строительные работы. Это стало возможным благодаря действенной помощи местного купца, главного Уфимской городской думы Никифора Патокина. Когда строительство начало явно пробуксовывать, грозя выродиться в очередной российский долгострой, Никифор Миронович выделил деньги, необходимые для возведения здания основного объёма храма и колокольни, для которой он закупил четыре пары " звонов " . И работа сразу закипела. По задумке епископа Антония будущий кафедральный собор должен был расположиться на восточной стороне улицы Приютской (сегодня - улица С. М. Кирова). Она была названа в честь православного детского приюта, открытого здесь в 1849 году благодаря инициативе графа Строганова, председателя общероссийского Главного комитета попечительства о детских учреждениях общественного призрения. Приютская улица, подобно реке в море, " вливалась " в городскую площадь, большой квадрат которой окружал бы храм Рождества Богородицы, став его присоборной территорией. Алексей Храповицкий - так в миру звался архиерей - уготовил главному храму Уфы место, на Приютской (будущей Рождественской) площади.

http://sobory.ru/article/?object=08336

Г.А. Цитович " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 Грандиозный барокальный костел иезуитов при иезуитской коллегии был построен в Динабурге в 1737-1746 годах. Строительство крепости Динабург началось в 1810 году, в ожидании войны с Наполеоном. Цитадель строилась по указу императора Александра I, по ходатайству военного министра Михаила Барклая-де-Толли. Руководить работами поручили военному инженеру, генерал-майору Е.Ф.Гекелю, который выбрал место для закладки крепости и подготовил проект. Согласно этому проекту, инженерное ведомство выкупило у иезуитов принадлежавшие им земли, здания и церковь за 300 тысяч рублей. Крепость Динабург была решена в виде укрепленного города, овальная в плане территория которого регулярно членилась крупными кварталами. В центре расположена квадратная (150 х 150 м) плац-парадная площадь, рядом с ней и находились главная вертикальная доминанта территории – иезуитский костел. 26 мая 1811 года иезуитский костел был обращен в православный гарнизонный собор. В 1812 году недостроенная крепость стала достойной преградой на пути наполеоновских войск. В 1813 году строительство крепости было продолжено, но в боевых действиях она больше никогда не участвовала. Капитальный ремонт собора в связи с переоборудованием здания был осуществлен в 1828 году. В соборе было два престола, главный - во имя Рождества Христова и южный - придел Покрова Пресвятой Богородицы. В годы Первой Мировой войны в крепости располагался штаб Двинского военного округа, военный госпиталь. 2/15 ноября 1914 года крепостной госпиталь и службу в соборе посетили Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна, со старшими дочерьми Великими княжнами Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной. За годы войны собор пришел в запустение. Были разбиты окна, протекала кровля. С 1920 по 1940 год на этой территории были расквартированы полки Земгальской дивизии Латвийской армии. Для нужд гарнизона крепостной собор был восстановлен как лютеранский храм. Левый придел был передан католикам, а правый (южный), стараниями митрополита Августина, бывшего в то время гарнизонным священником в Даугавпилсе и с разрешения военных властей, в 1926 году был отдан православным. На собранные по подписным листам деньги был устроен иконостас, приобретена необходимая утварь, и 23 ноября 1926 года протоиерей Августин Петерсон освятил придел во имя Пресвятой Троицы. Приход сложился из офицеров и инструкторов православного вероисповедания, служивших в Даугавпилской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=40814

Первая деревянная ц. в честь Рождества Христова была построена в мон-ре в 1626 г. Каменный 2-этажный собор (1755-1758; не сохр.) с выделенным объемом сев. придела строился артелью Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Иакинфа Денисова Стахиева. Большие вклады в строительство внесли купцы М. И. Веретнов, И. Ф. Скорняков, П. Б. Щукин. В 1778 г. был освящен престол во 2-м этаже собора. В 20-х гг. XIX в. был пристроен южный 2-этажный придел. К нач. XX в. собор, освященный в честь Рождества Христова, имел 5 приделов: во имя вмч. Никиты, в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня, судя по ее стилю, строилась той же артелью; близость ее форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет отнести строительство к 60-м гг. XVIII в. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершенный полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Ребра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел 8-угольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещренной мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчеркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска 1-й пол. XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703-1709) и Успенском в Далматовском мон-ре (1707-1720), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается 1-м храмом Енисейска, чей четверик завершен полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске ц. во имя арх. Михаила (1745-1749) и быстро проникли в др. города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то прием этот уникален, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо.

http://pravenc.ru/text/189969.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010