Созданная Пафнутием обитель с ее крепкими традициями монашества, богатой библиотекой стала своеобразным пунктом подготовки церковных деятелей. Насельниками монастыря при жизни преподобного Пафнутия были выдающиеся подвижники, деятели Церкви и Государства: преподобный Давид Серпуховской, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Даниил Переяславский - крестный отец Ивана Грозного. Здесь жил и работал величайший иконописец XV в. Дионисий. В середине XVII веке из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в Пафнутиев монастырь в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме и была захоронена в Боровском городище. За зубчатыми завершиями каменной ограды, с шестью трехъярусными шатровыми башнями, видны созвездия куполов собора и церквей, двух и трехэтажные здания жилого и хозяйственного назначения. Центральное место занимает четырехстолпный Собор Рождества Богородицы, возведенный в 1586 г. расписанный в свое время художниками Дионисием и Митрофаном. Древнейшее из зданий монастыря, сохранившееся до сего времени - трапезная 1511 г. с церковью Рождества Христова - является первым сооружением, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор. Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. К восточной стороне трапезной палаты примыкает небольшая квадратная в плане, бесстолпная церковь Рождества Христова, отличающаяся красивыми очертаниями свода на распалубках. Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII в., пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной. Доминирующим сооружением ансамбля монастырских зданий является пятиярусная колокольня XVII в., украшенная нарядным кирпичным декором и разноцветными изразцами Степана Полубеса. Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI в. на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х гг. ХХ в. вернули древнему собору его величавый вид.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Каменный собор Зачатия св. Анны (с приделами Феодора Стратилата и св. Ирины) и храм Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) пережили Смутные времена, наступившие после смерти последнего царя из династии Рюриковичей (у Федора с Ириной родилась-таки девочка, но умерла на втором году жизни). В 1696 г. на пожертвования стольного боярина А.Л. Римского-Корсакова были в монастыре сооружены парадные ворота с надвратным храмом в честь Спаса Нерукотворного. Над могилами сестер Иулиании и Евпраксии в 1766 г. возвели церковь иконы Богородицы «Неопалимая Купина». В 1804 г. Зачатьевский собор разобрали по причине ветхости и возвели новый – Рождества Пресвятой Богородицы в неоготическом стиле с приделами Зачатия святой праведной Анны (на хорах), свт. Алексия, св. вмч. Феодора Стратилата и с колокольней. Архитектурный проект строительства монастыря приписывают гению замечательных русских зодчих того времени Казаковых (Родиона и Матвея). К 1807 г. строительство было завершено, однако освящен монастырь был лишь после изгнания французов из Москвы – в 1813 г. В середине XIX в. для престарелых и недееспособных монахинь была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа в русско-византийском стиле по проекту М. Быковского. Революция 1917 г. сыграла роковую роль в истории Зачатьевского монастыря. Уже в 1924 г. советская власть упразднила обитель, но собор еще некоторое время функционировал. 16 марта 1925 г. именно здесь отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию Патриарх Тихон (Белавин) и почил в Бозе 9 дней спустя в Бакунинской больнице по соседству. После его смерти все храмы закрыли, монахинь выселили, а в помещениях разместили всевозможные учреждения, в числе прочих – тюрьму и детскую колонию. В 1934 г. Рождественский собор и трехъярусную колокольню взорвали, остальные же храмы обезобразили до неузнаваемости. Лишь в 1991 г. сестричество в честь иконы Богородицы «Милостивая» (одной из особо почитаемых икон Зачатьевского монастыря, перенесенной в 1920-е гг. в храм Илии в Обыденном переулке и, таким образом, спасенной) взяло на себя тяжкий труд по возрождению обители. В 1993 г. в надвратном храме Образа Спаса Нерукотворного была совершена первая Литургия, а в 1995 г. монастырю вернули прежний статус.

http://sobory.ru/article/?object=02269

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех святых. Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 году. В 1466 году вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80х годах XVI b. В 1837 году к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия. В 1651 году с северной стороны к собору на средства великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Также в комплекс зданий монастыря входили каменные настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 года третий этаж сохранился только у настоятельских палат. На первом этаже настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были кельи. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства. В 1918 году монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 году, при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 году Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI b. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 году был снесен храм в честь Всех святых, а в 1932 году с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

В годы Великой Отечественной войны артель была переориентирована на изготовление лыж и стала называться курганской лыжной фабрикой. С лета 1941 года в соборе также разместили станки машиностроительного завода из Черкасска, на базе которого и был позднее создан завод деревообрабатывающих станков. Его цеха просуществовали на этом месте до начала 2000-х гг. Затем было принято решение о закрытии завода и передаче его помещений под офисы, магазины и строительные торговые центры. К этому времени от бывшего собора после многочисленных перестроек оставалась лишь части стен самой храмовой части, включенные в конструкции цеха. Декоративное убранство собора полностью утрачено. Сайт «Культурное наследие города Кургана» http://kurgan.pro/okn/n123/ Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы одноэтажный, каменный, построен в 1845 г. на средства прихожан и пожертвования купца 1-й гильдии Симеона Иоанновича Березина. В соборе пять престолов: в летней половине - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Алексия Божия человека, в зимней теплой половине - во имя Симеона Богоприимца и свят. Николая чудотворца. К собору приписаны две церкви: в Курганских казармах - во имя св. великомуч. Пантелеймона, вторая в деревне Курганской; в деревне же Курганской две часовни: во имя Св. Троицы и Животворящего Креста. В приходе собора имеются деревни: Шевелева, Галкина, Курганская, Кронаки. Всего в приходе 319 дворов, прихожан муж. пола 1277, жен. пола 1332. Церковной земли, кроме усадебной 1549 саж., не имеется. Штат: два священника, диакон и два псаломщика; в 1901 году открыт третий штат и откомандирован в деревню Рябковскую. Жалованья причту не положено. Кружечных доходов получается причтом до 4500 рублей в год. Причт получает проценты с капитала вечных вкладов на сумму 4688 руб. 75 коп. Для причта имеются пять деревянных домов, построенных на причтовый и церковный капиталы в 1907 году. В приходе находятся школы: две церковно-приходские (одна в деревне Курганской); одно городское четырехклассное училище и четыре министерских училища. Ближайшая к собору в уезде церковь в селе Черемуховском (15 вер.). Расстояние собора от Консистории 440 вер.

http://sobory.ru/article/?object=35688

Девянный Преображенский храм был продан в с. Коростовку и на его месте около 1694 года построили двухэтажный каменный храм, в верхнем ярусе которого был Престол в честь Преображения Господня, а в нижнем - во имя святого мученика Иоанна Воина. Под Алтарем последнего позднее была основана усыпальница князей Барятинских. В это же время над Святыми вратами построили каменную колокольню. В 1694 году князь Даниил Афанасьевич Барятинский начал строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое окончил его брат князь Алексей Афанасьевич Барятинский. Этот храм был освящен в 1697 году. В 1710 году был построен деревянный храм во имя святого мученика Иоанна Воина, который в 1730 году заменили на каменный. В 1766 году монастырь был упразднен. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 1768 года стал приходским, остальные храмы и здания обители передали Тверскому карабинерскому полку. С 1779 года в келлиях монастыря размещалось Духовное училище, в 1798 году переведенное в г. Севск. Монастырские здания простояли до пожара 1845 года. Брянским Кафедральным Собором издревле был Спасо-Преображенский на Владычних гробех храм. Вероятно, после упразднения Брянской кафедры (около 1500 г.), Брянским Собором был наименован Покровский храм. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия «Покровский Собор». В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения. От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=41247

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

В январе 1947 года в границах Кировоградской области была образована самостоятельная Кировоградская епархия Первым ее епископом по указу патриарха Алексия и Священного Синода был назначен Михаил (Рубинский) с титулом епископ Кировоградский и Чигиринский. В январе 1948 года в состав епархии была включена Николаевская область, а правящие епископы стали именоваться Кировоградскими и Николаевскими. В 1949-1950 годах епархия вновь становится Одесским викариатством, но с 17 марта 1950 года без перемен является самостоятельной. Большой след в истории епархии оставил епископ Севастиан (Пилипчук), пребывавший на кафедре между 1977 и 1989 годом. За время его служения были отреставрированы Кировоградский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы и множество храмов в приходах епархии. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июня 1992 года Кировоградская епархия была переименована и из ее состава выделилась Николаевская епархия. 27 июля 2007 года Синодальным определением Украинской Церкви из Кировоградской епархии выделена самостоятельная Александрийская епархия, после чего в ведении Кировоградской кафедры осталась западная часть области. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Елисаветинский мужской монастырь (Кировоград) [ править править код ] Учрежден Свящ. Синодом УПЦ 24 января 2007 г. на основе прежде существовавшего прихода. Еще в 1999 г. этому приходу был выделен участок земли для возведения храмового здания. В настоящее время здесь действует храм св. прав. Елисаветы и строится храм Вознесения Господня. Адрес: Украина, 25001, г. Кировоград, ул. Днепровская, 62 Телефон: (0522) 56-35-83 Храмы [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Собор Рождества Богородицы Основанная в 1754 году крепость святой Елисаветы была расположена на пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента ее закладки тут возникают ярмарки. Впоследствии здесь регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировоград

Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь. Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий. Монастыри [ править править код ] Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы. Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи. Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая. Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровск

Поэтому Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, упразднил хоры и вместо узких окон устроил большие. В соборе стало просторно и светло. Тогда же митрополит Илларион устроил новый иконостас, в котором «все иконы обложены по краям сребропозлащенными окладами в роде бордюр». Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами как то: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами. Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию. Сверх того, митрополит Илларион построил при соборе обширный каменный архиерейский дом. Одновременно с реставрацией собора, по распоряжению митрополита произведена была опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежащего. В описи сказано: «Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, о пяти главах, кресты на главах обложены медью, позолочены, главы и верхи и алтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передние, да южные Корсунские, третьи двери обиты медью». Внутренний вид собора: «В церкви писано стенным письмом. В церкви двери царские и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами, украшенными разными драгоценными каменьями». Св. иконы большею частью украшены золотом, серебром и драгоценным камнями. Утварью, ризницею, богослужебными книгами… собор был снабжен в достаточном количестве. На колокольне 21 колокол; самый большой колокол весом в 500 пудов. На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов. Собор, устроенный митрополитом Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.

http://sobory.ru/article/?object=00195

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010