В наше время Богородице-Рождественский собор хотя и отдан епархии, но стоит под замком. Богослужения в нём не проводятся. Реликвии прошлого в большинстве своём исчезли. Достояние собора, уцелевшее до сегодняшнего дня, - его прекрасный барочный иконостас да осыпающиеся росписи, которые повествуют о ново- и ветхозаветной истории. Из журнала Православные храмы. Путешествие по святым местам, 216 Собор представляет собой четырёхстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм, поднятый на высокий подклет, с четырёхскатным покрытием. С севера он почти целиком закрыт одноглавым придельным храмом Рождества Христова. К приделу примыкает небольшая, всего в три окна, трапезная, у северо-западного угла которой поставлена колокольня, достроенная в 1887 году. С запада к собору пристроена пониженная закрытая галерея с крыльцом. В подклете размещался тёплый придельный храм Покрова Богородицы. Собор поставлен так, что его южный фасад, не имеющий пристроек, обращён на дорогу, ведущую в Чухлому и Галич. Таким образом, южная сторона собора является его главным фасадом, полным величия и парадной официальности. При подъезде к Солигаличу по старинному чухломскому тракту собор воспринимется сразу же и целиком, вследствие чего производит весьма сильное впечатление. Напротив, северный и западный фасады собора, закрытые приделами, галереями, колокольней и лестничными рундуками, были обращены в сторону посада - к его торгу с лавками, к кузницам вдоль Шашкова ручья, к солеварням. Территориальная близость собора к посаду во многом определила ассиметричную объёмно-пространственную композицию здания и особый характер его декоративного облика. В убранстве фасадов Рождественского собора преобладают ширинки, сгруппированные почти повсеместно в виде вертикальных лент с полуколонками. Ширинками украшены южный фасад собора, его подклет, придельные храмы, галереи и крыльца. В декоре галерей и придельного храма Авраамия Городецкого под колокольней ширинки собраны в " пучки " , образуя большие красочные пятна в убранстве здания. Вертикали ширинок, находясь на месте традиционных лопаток, имеют декоративное значение. В донца ширинок почти везде вмонтированы белокаменные резные вставки в виде скульптурных изображений коней, балясин, просвирок, сердечек, восьмиконечных звёзд и розеток. В некоторых ширинках эти белокаменные вставки сгруппированы то " двойнями " , то " тройнями " . Такое обилие ширинок и резной белокаменной орнаментики встречается в убранстве русских общественных зданий XVIII века крайне редко.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это – особые минуты, особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще. На второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Рождество Христово – это, конечно, праздник Божьей Матери. И мы особенно в этот день молимся Пресвятой Богородице о спасении нас и всего мира. Мы празднуем воскресный день после Рождества, как особый праздник. Празднуем 14 января по новому стилю память Святителя Василия Великого, Обрезание Господне. И 15 января – теперь в XX веке, начиная с XX века – празднуем память преподобного Серафима Саровского. Удивительные праздники. Ну, а затем начинаем готовиться к празднику Богоявления. Он тоже имеет специальный день поста — Крещенский Сочельник. В Крещенский Сочельник тоже освящается вода, как в праздник Богоявления, и, конечно, эти два дня, так же, как день Рождественского Сочельника и Рождества, являются днями великого празднования, и, конечно, в эти дни тоже нужно быть в церкви и можно причаститься Святых Христовых Таин. Я говорю все это для тех, у кого есть такая возможность. Если нет такой возможности, если у вас много детей, если вы работаете, если вы заболели – конечно же, это невозможно. Но, если это получится у вас, конечно, будет очень большая радость на душе.

http://pravoslavie.ru/99829.html

В начале ноября 1673 года под утро тихой и погодистой ночи над недавно построенной часовней на небе появился свет, будто днем, и огненные стрелы, летящие на юг. В это самое время польско-украинско-беларусская армия под командованием прославленного полководца коронного гетмана Яна Собесского под Хотинским замком сошлась в битве с превосходящей армией турецкого султана. В это время перед образом Юровичской Богородицы, как и во всех храмах Речи Посполитой, люди всех христианских конфессий молили Господа о даровании христианам победы. Через несколько дней после видения огненных стрел дошли первые известия о разгроме неверных и о великой победе и освобождении Волыни и Подолии от мусульманского ига. 23 августа 1724 года при пожаре в усадьбе мозырского земского писаря Теофила Ленкевича задохнулся младший сын. Убитые горем родители в отчаянии обратились к образу Юровичской Богородицы, которая услышала их – мальчик ожил. Вскоре в Юровичах началось строительство грандиозного собора , который должен был стать местом пребывания святыни, вместо скромной часовни, которая уже давно не могла вмещать паломников. Собор своим блеском и величием должен был символизировать славу и значение Пресвятой Богородицы для всего христианского мира. Все чудеса и милости, изливаемые на грешную землю заступничеством и состраданием Божией Матери, которые происходили в Юровичской обители, старательно фиксировались в специальных «вотах», которые с особенным тщанием хранились в главном алтаре храма. Икона почиталась как католиками, так и православными и приравнивалась к главной святыне государства Остробрамской иконе, которая находилась в столице, городе Вильно, в церкви, построенной над въездными городскими воротами со стороны Минского тракта. В 1726 – 1746 годах строительство Юровичского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в основном было завершено, хотя работы по его украшению продорлжались еще несколько лет. Интересен тот факт, что чудотворный образ располагался в новом храме наподобие Остробрамской иконы – на высоте над алтарной частью в огромном резном золоченом киоте и пройти к нему можно было поднявшись по двум винтовым лестницам.

http://pravicon.com/info-609

Самое знаменитое правобережное село – Ромоданово с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, которая стоит на гребне холма и хорошо видна издалека, из центра города. Село это издавна было вотчиной князей Ромодановских (потомков удельных князей Стародубских). Здесь была «столица» большого имения, состоящего из 17 сёл. Церковь выстроил самый знаменитый представитель рода – Фёдор Юрьевич Ромодановский, правая рука Петра I, фактический правитель государства в отсутствие царя, во время его многочисленных поездок и походов... Церковь в Ромоданове, построенная в 1680-91 гг., является древнейшей из сохранившихся в черте современной Калуги после храма Покрова на Рву (1685 г.). Это выдающийся памятник архитектуры XVII века. В отличие от других калужских церквей, его пять куполов размещены не по диагонали, а в форме креста. Такое расположение встречалось на рубеже XVII – XVIII вв. (Большой собор Донского монастыря в Москве, Рождественская церковь в Н. Новгороде и другие «строгановские» постройки). Храм уникален и по своей внутренней конструкции. Его основной объём – не четырёх-, а двухстолпный, что встречается крайне редко. Трапезная – одностолпная, как Грановитая палата: это – совершенно обычно для палат Древней Руси, но вовсе не характерно для рубежа XVII – XVIII вв. Алтарь, исходя из особенностей рельефа, обращён не строго на восток, а на юго-восток. У церкви имеется боковой придел свв. апостолов Петра и Павла, построенный в 1734 г., уже после смерти и Петра I, и Ф.Ю. Ромодановского. Колокольня над западным входом (конечно же, со шпилем!) является высотной доминантой всей заокской стороны. Говорят, сам Пётр I звонил на ней, когда приезжал в гости к «князю-кесарю». С колокольни открывается незабываемый вид на Калугу: само Ромоданово стоит на высоком холме, и вся историческая часть города напротив, через реку, разворачивается амфитеатром... До 1935 г. ромодановский храм, как вспоминают старожилы, оставался действующим. После того как его закрыли, здесь располагались в разные годы мельница, пекарня, машинно-тракторная станция, автомастерские. В 1960-х годах случился пожар, погибли все росписи стен. В 1986 г. последовало ещё одно вразумление временным «хозяевам» храма: молния ударила в шпиль, с трудом удалось потушить пожар колокольни. В октябре 1990 г. храм был наконец возвращён верующим... На Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 1991 г., храм был наконец освящён. Но работы по восстановлению затянулись на много лет. В 2002-2003 гг. был установлен новый иконостас. Купола, ещё недавно зелёные, были отделаны «под золото» – и теперь как дрожащие, мерцающие искры видны в солнечный день за несколько километров. В 2007 г. были подняты на звонницу 7 колоколов. Церковь обрела новую святыню: в 2006 г. сюда привезли крест-мощевик, найденный при раскопках Перемышльского Лютикова монастыря. В кресте – мощи св. Игнатия Богоносца, св. царицы Феодоры, мучеников Косьмы и Дамиана, Арефы, Прокопия, Христины, Меркурия.

http://sobory.ru/article/?object=00914

Справа от святых врат была книжная лавка, где продавались копии чудотворных глинских икон, виды обители, жизнеописания подвижников, книги и листки глинского и других изданий, иконы, крестики и т. д.; слева – просфорня. В самом центре обители на большой площади высился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К югу от него был расположен теплый трехпрестольный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Через сад и цветник обители шла дорога на юго-восток в Ближний скит, где за каменной решетчатой оградой среди вековых сосен стоял скитский храм во имя св. Богоотец Иоакима и Анны с колокольней. Около скита в дощатом столбе под осенением креста тщательно сохранялся пень сосны, на которой явилась Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. На столбе находилась точная копия явленного образа. Немного далее, на лугу, с юго-западной стороны от пустыни находится целебный источник (криница), около которого прежде стоял крест и был прибит корец для желающих испить воды 1374 . Южнее Ближнего скита располагалось братское кладбище. К востоку от кладбища, в густом монастырском лесу, находился Дальний (Спасо-Илиодоровский) скит Глинской пустыни, весьма удобный для уединенной созерцательной жизни. В скиту был храм во имя Нерукотворенного Спаса. Храмы Глинской пустыни были каменные (кроме храма в Спасо-Илиодоровском скиту), прочные, красиво украшены, отличались чистотой, богатством ризницы и церковной утвари. Кроме того, в пустыни было четыре домовые церкви, пятнадцать корпусов для настоятеля с братией и восемь корпусов при гостинице для приема богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой, хозяйственные постройки 1375 . Обитель отличалась прекрасно организованным монастырским хозяйством. Отец Нектарий продолжил строительство новых зданий в монастыре. При нем в обители было построено четыре братских корпуса, начато строительство прачечной 1376 и гостиницы 1377 . Монастырское хозяйство, как и прежде, было образцовым; процветали разнообразные ремесла, садоводство, рыбоводство. Землевладение пустыни, оставаясь самым большим в епархии, приносило наибольший доход 1378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После этого чудесного события с каждым днем в храм стало приходить все больше и больше людей, и он не мог уже вместить всех желающих. Было решено на месте скинии поставить деревянный храм. Первая чудотворная Святыня нового храма - Десятинная икона Божьей Матери, пред которой с воздетыми руками стояла Сама Богородица – получила новое пристанище. Новость о возрождении Десятинной церкви в Киеве облетела православных христиан, и храм стали воссоздавать, что называется, «всем миром»: миряне помогали молитвой, трудом, пожертвованиями, а иерархи православных церквей передавали в дар строящемуся храму православные святыни из разных уголков Земли. В 2006 году Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет передал в дар Десятинной церкви список чудотворной иконы Божией матери “Княжеградская” («Минская»). Список был передан в знак духовной поддержки в деле возрождения первого кафедрального собора Киевской Руси Пресвятой Богородицы «Десятинного». По преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий икона находилась в Византии в Константинополе. Святой равноапостольный князь Владимир, приняв святое крещение, торжественно перенёс икону Божией Матери из Корсуни в Киев. Икона была помещена в кафедральный собор в честь Пресвятой Богородицы «Десятинный» и стала одной из главных святынь города Киева, неоднократно прославляясь чудесами. 25 мая 2007 года Блаженейший Митрополит Владимир освятил храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги. 9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Наместником монастыря был утверждён архимандрит Гедеон (Харон). В том же году Храм обрел частицу мощей святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, крест с его клобука, часть гроба и пояс с 90 псалмом, вышитый святителем Иоанном. Так же для укрепления в вере прихожан и служителей храма в Десятинный монастырь передали частицу мощей Великомученика Георгия Победоносца и частицу мощей святой Блаженной Матроны Московской.

http://azbyka.ru/palomnik/Десятинный_муж...

Много захоронений было обретено среди останков фундаментов соборных храмов, даже в кладке школы. Если пользоваться афонской традицией определения богоугодной жизни по цвету костей, то у нас здесь было очень много праведниц и святых. Я читала раньше про это, но никогда не видела и даже не очень представляла, как это может быть: медового цвета косточки. А у нас, когда открыли останки одной из монахинь, кто-то из сестер произнес: «Золотенькая монахиня». Действительно, золотого цвета косточки, янтарные, медовые. Множество праведниц здесь подвизалось, молитвами, слезами, потом которых стоял монастырь многие века, и сейчас восстанавливается. В настоящее время, по благословению почившего Патриарха Алексия и ныне здравствующего Патриарха Кирилла, в подклете собора устраивается храм во имя Всех преподобных отцев и матерей, в подвиге поста и молитвы просиявших. Ведь так хочется почтить память всех, кто здесь когда-то подвизался, а имен их мы в основном не знаем. — Заканчивается строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы. И это новый, очень интересный проект. Кто здесь автор идеи и как долго вы работали над этим проектом? — Я всегда верила, что собор будет восстановлен. У меня ни на минуту не было сомнений. Несмотря на то, что кто-то нас, видимо, по старой памяти «врагами народа» называл, окурки бросали в окна, камнями угрожали побить... За всю историю монастыря на территории обители было четыре собора разной архитектуры. Первым был деревянный храм, построенный при святителе Алексии. Первый каменный храм Зачатия св. Анны был построен в 1514 году усердием великого князя Василия III по проекту известного итальянского архитектора Алевиза Фрязина, который возводил Архангельский собор в Кремле. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году, в царствование царя Иоанна Грозного. В конце XVI века царем Федором Иоанновичем был выстроен третий собор, который просуществовал до конца XVIII — начала XIX века. К тому времени он пришел в обветшалое состояние, был разобран и вместо него воздвигли новый, уже в другом стиле — собор Рождества Богородицы. Его авторство приписывают выдающемуся архитектору Матвею Федоровичу Казакову. Этот храм просуществовал до 1933 года, а затем его взорвали. Во время проведения археологических работ были обнаружены фрагменты фундаментов всех соборов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1326756...

К середине XIX в. население г. Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона. Строительство собора проходило с 1854 по 1860 гг. В 1860 г. состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара. Ростовский кафедральный собор возводился исключительно на пожертвования купечества. Казенные деньги не привлекались. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И.С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола. С 1875 по 1887 г.г. возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя свт. Николая Чудотворца, на втором и третьем располагалась звонница, на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом. Главный колокол весил 1032 пуда. Звон его разносился на 42 версты по Задонью. После захвата Дона большевиками в нач. 1920 г. начались гонения на Церковь. Была создана комиссия по проведению в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства», деятельность которой в частности была направлена на закрытие храмов. К 1920-му г. в Ростове было закрыто 4 церкви. В 1923 г. постановили закрыть еще три: Архангела Михаила, Владимирскую и Екатерининскую. Ростовский кафедральный собор в этой политике не был исключением. Здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы на панораме Мурома. Гравюра из кн. Olearius A. Vermehrte Newe Beschreibung Der Muscowitischen und Persichen Reyse. Schleswig, 1656. Согласно преданию, отраженному в «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.), когда один из младших сыновей равноап. вел. кн. Владимира (Василия) Святославича , св. кн. Глеб (см. Борис и Глеб ), прибыл в Муром, то был встречен местным языческим населением довольно враждебно. Согласно «Повести…», с кн. Глебом прибыл еп. Иларион (по др. источникам неизв.), подвергшийся издевательствам местных язычников. В 12 поприщах от Мурома, на р. Ушне, он построил княжий двор и деревянную церковь, позднее - еще один двор в 2 поприщах от города, на расчищенном от леса месте, и заложил там деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса. В XIX в. считалось, что впосл. на месте двора возник муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь , время основания к-рого, согласно археологическим данным, можно отнести к 70-80-м гг. XI в. (впервые упом. под 1096). Вероятно, обитель стала центром распространения христианства в регионе. Просветителем Мурома и его жителей считается блгв. кн. Константин (см. Константин, Михаил и Феодор , благоверные князья Муромские), прибывший в город со своей семьей, с еп. Василием и дружиной. Наличие в Муроме в сер. XII в. белокаменного соборного храма свидетельствует о распространении Православия в этом регионе. Достоверно известно, что Рязанская епархия (см. Рязанская и Михайловская епархия ), к-рая объединяла муромо-рязанские земли, была образована до 1207 г., 1-м ее епископом стал Арсений . Муром до 1764 г. оставался 2-м кафедральным городом. В этот период в городе мн. деревянные храмы перестраивали в каменные. В XVI в. были построены: Богородице-Рождественский городской собор (1552-1555), Спасо-Преображенский собор Спасского мон-ря (1557-1563), Благовещенский собор муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1553-1555), Николо-Можайский и Николо-Набережный храмы (1556-1564). К этому времени существовала ц. во имя мучеников Космы и Дамиана (1541). В 1642 г. был возведен Троицкий храм, при к-ром был открыт в 1645 г. жен. муромский во имя Святой Троицы монастырь . В 1637 г. построен Воскресенский собор муромского в честь Воскресения Христова женского монастыря (впервые упом. в 1556). В 60-х гг. XVII в. в Муроме были построены каменные Воскресенский собор в Воскресенском женском мон-ре, Покровский храм в Спасо-Преображенском мужском монастыре. В 1-й пол. XVIII в. в городе продолжалась храмостроительная деятельность (Вознесенская ц., 1729).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010