Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 — 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая). Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием. в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-arxi...

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы — это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».      Успенский собор (возведен в 1475–1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652–1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара — мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают… Храмы Кремля — это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь — 500 руб., с экскурсией — 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://pravoslavie.ru/100531.html

Материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля Послепожарной архитектуре, так же как и литературе, был необходим новый национальный язык, его выдумывали долго и мучительно, пока не нашелся Константин Андреевич Тон. Он запросто, с немецкой педантичностью одел классицистический скелет в национальные русские одежды: закомары, шлемовидные золоченые купола, перспективные порталы. Появившуюся в результате архитектуру назвали русско-византийским стилем. Параллельно формировалась новая государственная идеология, выраженная в известной формуле Уварова «православие, самодержавие, народность». Нам интересны идеи, запечатленные в камне храма Христа Спасителя. Тон принял за условный образец нового стиля русский соборный храм XVI-XVII веков и угадал. Вот еще важная особенность: материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля. Наши догадки подтверждает наличие конкретных декоративных деталей, например аркатурно-колончатого пояса или перспективных порталов. Из белого камня (белого мрамора) было выполнено скульптурное убранство собора, одно его наличие многозначительно. Таким образом, в архитектуре храма Христа Спасителя национальное читается как владимиро-московское, и если храм — памятник войне 1812 года есть выражение новой русской архитектуры, то главным историческим периодом страны признано время расцвета Владимирского и Московского княжеств. Дорога в лес В то далекое Средневековье главной башней Московского Кремля была Спасская, впрочем как и сейчас. Если ехать от нее улицами Ильинкой, Маросейкой и Покровкой, то мы достигнем старого городского предела — Скородома (линия нынешнего Садового кольца), за которым начинались пригороды — села и слободы. Проехав Старой Басманной, попадаем в старинное село Елохово, название лесное, ольховое. Имя села не случайно: за Елоховым начинался непроглядный лес, от которого Переславль на Плещееве озере стал Залесским. Этот лес «освоили» когда-то русские монахи-подвижники. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, основал там два монастыря: Богородице-Рождественский на реке Киржач (ныне город Киржач) и Успенский Стромынский (ныне село Стромынь, отсюда название улицы в Москве — Стромынка), а «собеседник» Сергия, преподобный Стефан, стал у истоков Троицкого Махрищского монастыря. Важно, что село Елохово когда-то стояло на границе территории, обжитой горожанами, и было пространством лесным, безлюдным, языческим. Сельский елоховский храм — это символ христианского крещения мещерского леса, зримого явления в этих местах Христа, Богоявления.

http://pravmir.ru/sploshnye-prazdniki/

– Спорт приучает к упорному труду, самодисциплине. Вы, как духовник Олимпийской сборной, хорошо знаете это. А чему еще мы, люди, которые спортом серьезно не занимаются, можем поучиться у спортсменов? – Прежде всего, их убежденности. Убежденности в том, что для них это – основа жизни. При этом очень важно, что многие, связывая свою жизнь со спортом и называя себя верующими (принадлежащими той или иной конфессии), все-таки в основу своей жизни ставят не просто спорт. Я от многих слышал: «Я хочу этим помочь своим близким, помочь родителям, помочь бедной сестре». Финансово в том числе. И, действительно, видно, что люди не просто ради наград сражаются, а чтобы премии или званию порадовались близкие. И, как правило, это получается. Это взаимосвязано. – Отец Николай, к спорту в церковной среде отношение неоднозначное. Кто-то считает, что спорт проповедует язычество. Ведь Олимпиады, их идеология и ритуалы пришли к нам из античного языческого мира. Что можно на это ответить? – Отвечу событиями нашей современной жизни. Наверное, не просто так Святейший Патриарх назначает священника на Олимпийские игры, дает благословение, возглавляет молебны перед Олимпийскими соревнованиями, а спортсмены – по крайней мере, та группа, которая перед отъездом на Олимпийские игры собирается в Москве, – приходят на богослужение в центральные соборы: в храм Христа Спасителя, один раз такое богослужение было даже в Успенском соборе Московского Кремля, было в Казанском соборе Петербурга. И все спортсмены участвуют в молебнах, причем поют за молебном, все приходят за благословением к Патриарху. А в последний раз, когда Олимпийские игры проходили в Сочи, Святейший Патриарх возглавил молебен в сочинском соборе, и все спортсмены с радостью подходили под его благословение. Радовались и российская, и украинская, и молдавская, и грузинская команды. Все православные команды были как единое целое, как единая Церковь. Это первое, на что я укажу. Молебен в Успенском соборе Московского Кремля перед началом выступления российской сборной на Олимпиаде в Пекине

http://pravoslavie.ru/90474.html

Ясно, что в свите Зои было немало иностранцев: греков и итальянцев. О них известно немного. Самые известные итальянцы – «фрязе», как их называли на Руси (от слова «фряг» – «франк»), – прибыли чуть позже. И повод для этого был довольно скандальный. В ноябре 1472 года состоялось бракосочетание Софии и Ивана Васильевича, а уже в мае 1474 года рухнул почти достроенный новый Успенский собор – краса и гордость Московского государства. Конечно, это был позор: стали искать виновных, подозревали воровство – но всё было драматичнее. Русские зодчие просто не умели строить большие здания. В течение веков все мастера и умельцы целенаправленно угонялись на стройки Востока – этот момент нельзя недооценивать, говоря о последствиях ордынского «ига» для русской истории. Но нет худа без добра. Великий князь по совету супруги направил в Венецию посла с поручением пригласить на работу в Москву архитекторов, художников, оружейников и других иностранных специалистов. Условия предлагались щедрые. И уже в марте 1475 года в Россию прибыл знаменитый Аристотель Фиораванти. Ему был положен оклад 12 рублей в месяц (русский каменщик получал 15 копеек). Вслед за ним потянулись и другие мастера: архитекторы Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин, Алевиз Новый. Это были звезды даже по европейским меркам. Их творения – Успенский и Архангельский соборы, башни и стены Кремля, Грановитая палата – стали визитной карточкой России. Но не менее важную роль играли крепости, самая известная из них – Ивангород на границе с немецкой Прибалтикой – была построена по самым современным канонам и надолго обеспечила охрану наших рубежей. Успенский собор Московского Кремля А представители лучшей на то время в мире итальянской металлургии создали русскую оружейную промышленность. Знал великий князь и о главной европейской новинке того времени – книгопечатании. В Любеке русские послы нашли печатника, который согласился поступить на службу к великому князю, но до Москвы он не добрался: был ограблен и утоплен в Новгороде…

http://pravoslavie.ru/88077.html

Накануне Элладский предстоятель был принят президентом РФ и передал Владимиру Путину поздравления с Днем Победы. Он отметил " огромные заслуги России и жертвы, которые она понесла ради мира во всем мире " . По словам Архиепископа, российский и греческий народы в годы войны " явили невиданный героизм, который высоко чтит человечество " . Глава российского государства отметил успешное развитие отношений между греческим и российским народами, двумя странами и Церквами. " Межцерковные отношения являются важным составляющим элементом российско-греческих связей " , - сказал президент. Он высоко оценил заслуги главы Элладской Православной Церкви, а также Патриарха Московского и всея Руси Алексия по укреплению отношений двух народов и верующих по всем направлениям. Фото: Православие.Ru Владимир Путин напомнил, что у российско-греческих отношений есть " хорошая материальная база " . Так, товарооборот между двумя странами превысил 1,2 миллиарда долларов. Он выразил убеждение, что предстоятель Элладской Церкви и впредь будет использовать свои авторитет и влияние на развитие отношений с Россией. Во время двухдневного пребывания в городе на Неве Архиепископ Христодул посетит Николо-Богоявленский и Казанский соборы, Александро-Невскую лавру, часовню Ксении Блаженной и другие святыни, осмотрит сокровищницы Эрмитажа и Царского Села. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru Москва, 6 мая 2001 г. Фото: Православие.Ru День памяти особо почитаемого в России греческого святого Георгия Победоносца, изображение которого украшает герб столицы, был ознаменован 6 мая совместным богослужением предстоятелей Русской и Элладской Православных Церквей в Успенском соборе Московского Кремля. В том, что начало визита прибывшего в Россию архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула совпал с этим праздником, Патриарх Алексий увидел символический знак. " Ведь наши народы и наши Церкви связывает так много общего - и общие святые, и главное, единое Священное Предание, которое удалось сохранить в неповрежденности с апостольских времен " , - подчеркнул Патриарх.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Герцог объяснил причину своей просьбы лейб-гусару П.П. Новосильцеву. Вот как рассказывает об этом издание XIX века: «Разговаривая о Бородинской битве и вообще о кампании 1812 года, бывшей столь гибельною для французского войска, герцог спросил Новосильцева, не сможет ли он сказать, где находится монастырь святого Саввы и далеко ли он от Москвы. Такой вопрос от человека, никогда не бывавшего в России, удивил Новосильцева; и в самом деле, где мог слышать герцог о таком пустынном месте, находящемся близ небольшого уездного города Московской губернии? Он сказал герцогу, что в монастыре этом ничего такого нет… Герцог, улыбнувшись, поблагодарил за любезность и сказал: “Вас, наверное, удивляет, что я знаю о монастыре святого Саввы, несмотря на то, что там нет ничего замечательного. Вы еще более удивитесь, если я вам скажу, что я, католик, хочу поклониться вашему святому Савве. Я в этом дал обет умирающему человеку, а именно отцу моему. Он взял с меня честное слово, что, если судьба когда-нибудь приведет меня в Россию, непременно отыскать место, где погребен святой Савва, и поклониться ему”». Принц Эжен (Евгений) Богарне Итак, сын выполнил завещание отца, Евгения Богарне, поклониться русскому святому. Однако изумление стало лишь больше: как это бывший враг мог завещать подобное? Ведь за наполеоновской армией никак не было замечено почитание христианских святынь и святых. Наоборот, во время нашествия «двунадесяти язык», как называли войну 1812 года, наши святыни разорялись, осквернялись, разрушались. Если Наполеон презрительно называл православные храмы «мечетями», то чего можно было ожидать от той солдатни, которая собралась в его армии со всей «просвещенной» Европы? Шло издевательское уничтожение христианства во всех местах, которые захватывали французы. Вспомним ужасающую картину оставленной наполеоновской армией Москвы: сотни разоренных храмов, превращенные в конюшни соборы Кремля, пожарища, расстрелы. Но монастырь преподобного Саввы Сторожевского не пострадал, и вот почему.

http://pravoslavie.ru/63906.html

«Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской, Сызнова ныне времён зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство. Снова с высоких небес посылается новое племя. К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену Роду железному род золотой по земле расселится. «Сатурново царство» — память о золотом веке Кумская пророчица – одна из двенадцати легендарных предсказательниц древности. Сатурново царство – эпоха, которая хранится в памяти людской как «золотой век», если угодно, память о рае, счастливом и безмятежном детстве человечества, и Вергилий утверждает, что это время вот-вот наступит. Оно придёт вместе с загадочным племенем – люди из чистого золота, золотые люди, не в пример нынешним железным сердцам! — Подождите! Вы цитируете поэта-язычника, который ссылается на оракул какой-то колдуньи да ещё и в компании с Сатурном, у которого самая жуткая репутация! — И могу себе позволить! Подражая, например, блаженному Августину, который очень любил цитировать Вергилия, а в своей книге «О граде Божием» он не только поминает кумскую сивиллу, но даже приводит довольно большой отрывок из её предсказания, заключая, что эта пророчица сама «относилась к числу тех, которые принадлежат к граду Божию» ( О граде Божием 18, 23). Более того, в православных храмах по всему миру вы найдёте изображения не только Вергилия, но даже и двенадцати сивилл. Достаточно зайти в Благовещенский или Успенский соборы московского кремля. Однако самое интересное Вергилий пишет дальше: «Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе, Лучших первин принесёт, с плюющем блуждающий баккар Перемешав и цветы колокассий с акинфом весёлым. Сами домой понесут молоком отягчённое вымя Козы, и грозные львы стадам уже страшны не будут, Будет сама колыбель услаждать тебя щедро цветами Сгинет навеки змея, и трава с предательским ядом Сгинет, но будет расти повсеместно аммон ассирийский». Это звучит, как молитва Младенцу Христу, который ещё не пришёл в мир, но пророк уже видит Его. Совсем как в пророчестве Валаама о звезде, которая только восходит.

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

Протоиерей Петр Скипетров 13 января 1918 года власти потребовали от братии Александро-Невской Лавры оставить монастырь и освободить его помещения под лазарет. Лаврское начальство согласилось разместить в обители раненых, но отказалось выполнить распоряжение об оставлении монахами монастыря. Шесть дней спустя, 19 января, в Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписанным комиссаром А. Коллонтай. Но раздавшийся набат и призывы спасать церкви привлекли множество народа, и красногвардейцы вынуждены были бежать из Лавры. Однако вскоре они вернулись и, грозя открыть огонь, попытались выгнать монахов из обители. Народ не расходился, а престарелый протоиерей Петр Скипетров, настоятель церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, обратился к насильникам с мольбой остановиться и не осквернять святыни. В ответ раздались выстрелы, и священник был смертельно ранен. 21 января состоялся всенародный крестный ход из всех питерских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Митрополит Вениамин обратился к народу с призывом к умиротворению и отслужил панихиду по погибшему защитнику святыни протоиерею Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе со святителем Вениамином, епископами Прокопием и Артемием отпевал священномученика Петра Скипетрова в храме, где он настоятельствовал. «Опомнитесь, безумцы!» «Не имеют права [враги Церкви] называть себя поборниками народного блага… ибо действуют противно совести народной» 19 января (1 февраля) 1918 года Святейший Патриарх Тихон издал «Воззвание», в котором анафематствовал «безумцев» – участников кровавых расправ над невинными людьми, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих: «Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову… Святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью Православной».

http://pravoslavie.ru/110393.html

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами. В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались. Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены. В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России. На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.

http://sobory.ru/article/?object=20540

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010