@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть К юбилею протоиерея Георгия Вахромеева Живой пример богоугодной жизни Нина Карташева   06:29 03.01.2024 118 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник 10 января 2024 года исполняется 70 лет замечательному московскому батюшке протоиерею Георгию Васильевичу Вахромееву, настоятелю храма Живоначальной Троицы на Шаболовке. Редакция нашей газеты, Союз писателей России, Международный фонд славянской письменности и культуры, ООД «Россия Православная», Благотворительный фонд «Энциклопедия Серафима Саровского», радио «Радонеж», ТК «СОЮЗ» и многочисленные друзья, прихожане и родные – все мы поздравляем дорогого о. Георгия и желаем ему здравия, спасения, благоденствия на многая и благая лета! Но после этих традиционных и обязательных слов хочется написать просто и сердечно об этом пастыре. В Москве много православных святынь, этим мы и держимся в нашем многомятежном, многоликом и суровом мире. Донской монастырь, Даниловский, Ново-Девичий, Покровский, святые соборы Кремля, намоленные храмы, святые мощи и чудотворные иконы и, конечно, любимые батюшки, от которых тепло и благодатно. О. Георгий именно такой!

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/k_yubi...

Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября, 2019 История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября – день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя неподалеку от Гефсиманского сада. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя. Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась? В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет). В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю : «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-ikona-b...

Когда, при окончании семинарского курса, я решился заявить о своем желании поступить в Московскую Духовную Академию, то с разных сторон послышались предостережения в том смысле, что «теперь Московская Академия уже не та, что была раньше». Я и сам уже знал, какую невознаградимую утрату понесла Академия в лице скончавшегося в 1875 г. ее славного ректора, именитого ученого и необыкновенного человека, протоиерея А. В. Горского. Но меня давно уже тянула к себе Москва со всем своим историческим содержанием. Моему сердцу с дней младенческих были дороги все московские святыни; и гробницы прославленных Церковью святых, и могилы известных в истории строителей Русской земли, и златоглавые соборы освященного Кремля, и многочисленные обители, от лет древних сияющие верой и благочестием. Московская Академия уже потому только возбуждала во мне хорошие чувства, что она приютилась в знаменитых «столпостенах» Св.-Троицкой лавры. Чудный, светоносный образ славнейшего в преподобных Сергия так был глубоко запечатлен в моей душе еще из давних рассказов отца и матери и старой няни, что мне всегда самым лучшим в России местом, прямо земным раем, представлялась св. лавра «Троицы Сергия». Мне думалось и тогда, в 1876 году: «Там, где доселе существует небольшая келья, пропитанная благодатным духом молитвы и покаянных слез великого угодника Божия, печальника родной земли, где стоит его драгоценная рака, непрестанно обвеваемая благоуханием фимиама и церковных песнопений, освещаемая огнями многочисленных жертвенных лампад, – там не может быть недостатка в дыхании благодати и свете богословских знаний. Что делать, если не стало теперь Голубинских и Горских, – о, конечно, это громадный минус в Академии! – но должен же жить их дух, не могли же изгладиться так скоро следы их гения в их достойных товарищах, в их, ими же самими избранных, учениках. Ведь один из великих учителей только вчера отошел от земной жизни, – можно быть уверенным, что не по иным каким-либо, а по тем же заветам продолжает жить Академия, по ним же, следовательно, поведут и нас, будущих студентов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спас на Бору Спас на Бору Одна из древнейших церквей в Кремле, если не по зодчеству своему, то по первому сооружению, Спас на Бору, низменная и простая, теперь представляет разительную противоположность с огромными и великолепными зданиями: тогда как прежде едва ли превышала брусяные избы, хоромы и повалуши Великих Князей. Как первая церковь , ровесница Москве, на уединенном Боровицком холме, как первый Княжеский монастырь и как собор дворцовый, она была свидетельницей и участницею судеб Москвы зарождавшейся в первую ее эпоху, возраставшей при Калите, возмужавшей и усилившейся при Иоанне III. От бора, некогда покрывавшего холм в западной части Кремля, урочище это названо на Бору, подобно Боровицким воротам и соседственной с ними церкви Св. Иоанна Предтечи за Бором. Сооружение храма Преображения на горе Московского города, по видимому, предполагает в храмоздателе выбор места, соответствующего значению здания, может быть, и мысль о горе Фаворе, видевшей Преображение И. Христа. Подобные сближения сродни тому веку, так как сродно было подражание младшего города старшим при сооружении храмов, которые полагали начало городам; потому что соборы во имя Преображения Господня существовали уже в старейших Москвы столицах Великокняжеских и Княжеских: Твери, Суздале, Переславле-Залесском, Чернигове, Пскове у старого Костра, Полоцке, Овруче. Прежде обозрения сего священного памятника в археологическом отношении, коснемся истории его, смежной с историею самой Москвы и Иерархии. Первое основание Спасопреображенскому монастырю, по сказанию Степенной книги, положено в XIII веке, на месте нынешнего Данилова 579 , в ту эпоху, когда еще Москва, иначе Кучково, была одним из младших и малоизвестных Залесских городов Суздальской области, уделом младшего сына Св. Александра Невского, Св. Даниила: сей Князь, давший Москве некоторую политическую значительность в системе северных Русских владений, присоединил к своему Княжению Переславль Залесский, где Юрий Долгорукий, признаваемый за первого основателя Москвы, соорудил каменную церковь Спаса Преображения, доныне там существующую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:05 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность — это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11, 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207630...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сказка о потерянном времени Юлианский календарь 29.01.2023 623 Время на чтение 8 минут Фото: Время. Самая тонкая, загадочная, непостижимая субстанция нашей Вселенной. Даже планетарный масштаб времени люди не замечают, ограничиваясь только бытийными категориями, такими как «время – деньги». Однако масштаб этой таинственной субстанции влияет на сознание людей неуловимо и неотвратимо, влияет на самые глубины сознания. Прежде говорили – «как быстро летит время». А сегодня мы стали свидетелями того, как воистину мистическая субстанция времени стала растворяться. Но память, вопреки всем видимым, бытийным законам жизни, необъяснимо удерживает главное. Сегодня, сами того не замечая, мы продолжаем жить по времени, установленному институтом Штернберга. Этот некий астрономический институт существовал с 1918 года. Он отвечал за «точное» время. Каждый день, когда по радио объявляли точное время, непременно добавляли – «по данным института Штернберга». Институт занимался не только временем суток, но и исчислением дней и столетий. Вся страна жила по времени этого Штернберга. Главной функцией института, который был не только «научным», но и идеологическим, была борьба против церковного времени, то есть против церковного календаря. Его во что бы то ни стало надо было сбить и запутать таким образом, чтобы памятные даты не попадали на прежние дни старого церковного стиля. Для этого не побрезговали применить откровенный подлог. Распутать его проще всего таким способом: открыть церковный календарь и убедиться (надеюсь!), что все числа и даты четко обозначены. И последнее о Штернберге. В 1917 году именно он, Штернберг, рассчитывал траектории полёта снарядов при обстреле Московского Кремля. И снаряды точно попадали в Кремлевские Соборы. Что я и кто Матушка Фотиния Сафронова – филолог, агиограф, неподражаемый публицист… Позволяю себе этот краткий пролог к её головокружительному исследованию лишь потому, что всю жизнь изучаю и коллекционирую церковные календари. В моей коллекции есть такие раритеты как календарь 1944 года, старообрядческие календари, и даже польский православный календарь 1973 года. А также, изучая и исполняя все шедевры русских и советских композиторов XIX – начала XXI веков, в нескольких своих эссе я упоминала о церковном календаре 1836 года, вышедшем под редакцией Александра Сергеевича Пушкина. Итак, вслушивайтесь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/29/...

Как спасали соборы Кремля Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал 15 июня, 2015 Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал Во время Великой Отечественной войны на храмы надели «шапку-невидимку» Иконы увезли, а Наполеона оставили Чтобы сохранить разнообразные ценности, сосредоточенные в Московском Кремле, в начале войны было издано специальное постановление Совнаркома об их эвакуации. Однако коллектив Оружейной палаты приступил к демонтажу экспозиции и упаковке экспонатов без всяких отмашек сверху уже 23 июня 1941 года. Работали круглосуточно, спали по очереди, не покидая музейных стен. После падения Минска 28 июня из подвалов Оружейной палаты стали срочно вывозить сокровища Гохрана. 30 июня 163 ящика с наиболее ценными экспонатами и упакованными в мешки крупногабаритными предметами были погружены в три пульмановских вагона. В 22.00 они убыли с Северного вокзала на восток, станция назначения в документах не называлась. О том, что это Свердловск, стало известно значительно позже. 10 июля туда прибыла третья группа экспонатов. За три рейса из Кремля было вывезено около 70 процентов ценностей, за исключением коллекции экипажей, нескольких тронных кресел, скульптуры Наполеона и крупных предметов, упаковка и транспортировка которых была затруднительна. Обстановка тайны и спешки не позволила размонтировать иконостасы кремлёвских соборов, поэтому первоначально в Свердловск вывезли только пять икон. И всё это почти за две недели до первой бомбардировки! За архитектурными памятниками и находящимися в них экспонатами должны были присматривать музейные сотрудники. Но колокольню Ивана Великого в карман не спрячешь. Что можно было сделать для её спасения? Как сохранить кремлёвские башни и великие соборы, в которых венчались на царство русские цари, короновались императоры, поставлялись митрополиты и патриархи? Как уберечь усыпальницы великих предков? Ведь столица уже стала прифронтовым городом на осадном положении. Звёзды гасили и зачехляли

http://pravmir.ru/kak-spasali-soboryi-kr...

В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. 18 апреля. ПРАВМИР. Московские музеи, среди которых Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина и Мультимедиа Арт Музей, сегодня будут работать бесплатно. «День культурного и исторического наследия» проводится в Международный день охраны памятников и достопримечательностей, сообщает РИА Новости . В пресс-службе Третьяковской галереи сообщили, что сегодня в учреждении пройдет праздничная программа для людей с ограниченными возможностями «Все начинается с весны». С коллекцией Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина также можно будет ознакомиться бесплатно, на некоторые выставки придется приобрести билет. В Пушкинском музее пройдут обзорные экскурсии по Галерее искусства стран Европы и Америки, где хранится коллекция импрессионистов, а вечером в Музее личных коллекций выступит актриса Анастасия Бусыгина. В Мультимедиа Арт Музее можно будет увидеть выставки в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в том числе «Это Париж» и «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие», посетить игру-викторину и мастер-класс «Москва моей мечты», а также интерактивную лекцию по истории столицы. В ЦВЗ «Манеж» желающие смогут ознакомиться с только что открывшимися выставками «Одиссея для четырех. Шагал, Массон, Матисс и Эрни», «Ремизов. Возвращение» и «Размышляя о смерти», а Провиантских магазинах комплекса Музея Москвы — с выставкой «Мода в зеркале истории XIX-XX веков». В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. В «День культурного и исторического наследия» можно будет посетить знаковые здания столицы, закрытые для посещения в другое время: здание правительства Москвы на Тверской улице, Петровский путевой дворец, музеи-соборы Московского Кремля. Для групп открыты здания 21 посольства, в том числе Великобритании, Франции, Испании, США, Индии.

http://pravmir.ru/moskovskie-muzei-segod...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Картина «Московский Кремль» сохранила для истории утраченный ныне памятник. За Спасской башней, почти вплотную примыкая к Кремлевской стене, изображен Вознесенский монастырь. Эта обитель была основана в конце XIV века княгиней Евдокией Дмитриевной — женой московского князя Дмитрия Донского в память о Куликовской битве. Монастырь простоял на территории Кремля около шести столетий. Был разрушен в 1929 году. На протяжении столетий панорама Московского Кремля своей красотой и величием привлекала внимание поэтов, прославлявших его велеречивыми одами, иконописцев и художников, посвящавших московской твердыне живописные серии полотен. Сердцем столицы по праву считается грандиозный комплекс соборов, церквей, обнесенных мощной крепостной стеной. Запечатленный Аполлинарием Михайловичем Васнецовым вид Кремля открывался из окон мастерской художника, который на протяжении десяти лет снимал квартиру в третьем этаже Кокоревского подворья на Софийской набережной. Именно в это время в живописце пробудились любовь и интерес к истории города и архитектурному наследию допетровской Руси, чье очарование и поэзия были переданы им в целом цикле картин. Торжественным гимном, исполненным поклонения «Москве-матушке», предстает изображение величавых белокаменных стен соборов Кремля, искрящееся на солнце золото куполов. В центре возвышается Архангельский собор, издревле служивший усыпальницей московских князей. Слева от него, как в просторечье говорилось, «на царском дворе у сеней», расположен Благовещенский собор – придворный храм княжеской династии. Главным же святилищем Москвы и сокровищницей ее древностей исстари был Успенский собор. Основанный в 1326 году, с конца XV века собор служил главным кафедральным собором Русской православной церкви, где совершалось коронование и миропомазание на царство российских монархов. История Образ исторического города является центральной темой в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова. Впервые к памятникам столицы он обратился в конце 1870-х, с тех пор создавая уникальную художественную летопись. С 1890-х годов и до конца своей жизни он работал над картинами, посвященными истории Москвы. Аполлинарий Васнецов считал образ города одним из сильнейших воплощений культуры. Он говорил о том, что история города отражает не только историю одного края, но и историю целой эпохи. Центральный образ не только города, но и всего государства Российского — Московский Кремль. Васнецов был поражен обликом старинного Кремля. Он жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми маршрутами художника были прогулки вокруг Кремля, во время которых он любовался старинными стенами, башнями, соборами, чтобы потом перенести их на холсты.

http://azbyka.ru/art/moskovskij-kreml-so...

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля Код плеера Livejournal Liveinternet Код плеера Livejournal Liveinternet 28 августа 2009 г. 17:31 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . Его Святейшеству сослужили епископы Красногорский Савва , Дмитровский Александр , Бронницкий Игнатий , Солнечногорский Сергий , Подольский Тихон , благочинные города Москвы и столичное духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . За Божественной литургией пел хор Свято-Данилова монастыря . По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. Со ступеней собора Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с отмечаемым праздником: «Всех вас, дорогие владыки, досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это главный престольный праздник Патриаршего кремлевского Успенского собора, с воздвижением которого связано возвышение Москвы как столицы Русского государства. С этим храмом связаны самые значительные страницы нашей истории. Но и во многих других важных центрах Русского Православия есть Успенские кафедральные соборы. Успенский кафедральный собор есть и в городе Владимире, который был столицей Руси после Киева. А Киев славен Успенской Киево-Печерской лаврой и лаврским Успенским собором, который также был наименован в честь этого праздника. И во многих других городах кафедральные соборы посвящены этому дню — и не случайно.

http://patriarchia.ru/db/text/728443.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010