В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля Москва, 28 августа 2009 г. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, благочинные города Москвы и столичное духовенство, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. За Божественной литургией пел хор Свято-Данилова монастыря. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. Со ступеней собора Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие владыки, досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это главный престольный праздник Патриаршего кремлевского Успенского собора, с воздвижением которого связано возвышение Москвы как столицы Русского государства. С этим храмом связаны самые значительные страницы нашей истории. Но и во многих других важных центрах Русского Православия есть Успенские кафедральные соборы. Успенский кафедральный собор есть и в городе Владимире, который был столицей Руси после Киева. А Киев славен Успенской Киево-Печерской лаврой и лаврским Успенским собором, который также был наименован в честь этого праздника. И во многих других городах кафедральные соборы посвящены этому дню — и не случайно.

http://pravoslavie.ru/31725.html

В Кремле открывается экспозиция сокровищ Российских императоров Москва, 10 марта 2006 г . Сокровища Российских императоров, символы военного триумфа и государственной мощи во всем блеске предстанут 10 марта в Московском Кремле. Эта величественная экспозиция станет одним из главных событий, посвященных 200-летию музеев Московского Кремля, передает Седмица.Ru. Ровно два века назад, 10 марта 1806 года, указом императора Александра I древняя великокняжеская и царская сокровищница – Оружейная палата Кремля – была преобразована в первый общедоступный музей Москвы. Ныне в Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , кроме Оружейной палаты, входят Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Положения ризы Богородицы, Патриарший дворец и ансамбль колокольни Ивана Великого. Весь комплекс архитектурных памятников Московского Кремля включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Владимир Путин, выступая 7 марта на торжественной церемонии празднования юбилея, подчеркнул, что " музеи Кремля можно назвать главной сокровищницей нашей страны, хранилищем ее национальных святынь, реликвии которой служат самим символом российской государственности и наших национальных традиций " . Слова президента РФ о том, что богатства Московского Кремля " открыты людям, а сам музей открыт для новых проектов, для самого тесного культурного обмена и международного сотрудничества " , подтверждает юбилейная выставочная программа. Так, Кремль уже познакомил москвичей с собранием Венской кунсткамеры Габсбургов, а вскоре посетители увидят коллекцию драгоценностей из знаменитого дрезденского музея " Зеленые своды " . Из фондов самого кремлевского хранилища будет составлена экспозиция даров, преподнесенных советским вождям от Ленина до Горбачева. Еще одна выставка представит шедевры императорского фарфорового завода. Кремлевский музей живет не только прошлым, но и будущим. До 2007 года продлится реставрация самой высокой звонницы столицы – колокольни Ивана Великого. На ее первых двух ярусах будет создана уникальная аудиовизуальная экспозиция, которая подробно расскажет о том, как развивался Московский Кремль на протяжении семи веков.

http://pravoslavie.ru/16565.html

Церковь св. муч. Флора и Лавра у Мясницкихъ воротъ. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг. Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю). Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров пер.). Она была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и назывались Фроловскими – по церкви, давшей название всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол). Есть легенда, будто саму церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла. Только в середине XVII века, когда над воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан. Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре 1547 года. До XVII века вновь отстроенная церковь также была деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная, дожившая до советских времен. Интересно и то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей. Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – освящение лошадей, происходившее в праздник свв. Флора и Лавра. В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. " Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра " , – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности И.М.Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.

http://pravoslavie.ru/59404.html

По данным комитета по туризму, в прошлом году Москву посетили около 5 млн туристов, из них 500 тысяч — это паломники. 20 февраля. ПРАВМИР. Московские храмы и монастыри притягивают все больше паломников, заявил на пресс-конференции 19 февраля руководитель городского комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько. Об этом сообщает «Российская газета» . По данным комитета по туризму, в прошлом году Москву посетили около 5 млн туристов, из них 500 тысяч — это паломники. Самыми посещаемыми святынями в городе остаются соборы Московского Кремля (около 2 млн человек в год), храм Христа Спасителя (около 1,7 млн человек) и Покровский монастырь (около 100 тыс. человек). Из монастырей популярностью пользуются Донской, Новодевичий и Высоцкий. В Подмосковье чаще всего едут в Ново-Иерусалимский монастырь и в Троице-Сергиеву Лавру. По словам Сергея Шпилько, новый виток паломничества к святым местам начался с 2011 года, когда в храм Христа Спасителя привезли Пояс Пресвятой Богородицы. Так, из 900 тысяч человек, пришедших поклониться святыне, 400 тысяч были паломниками, прибывшими организованными группами, в том числе — из-за рубежа. «Паломники меняются, сейчас это чаще молодые люди от 30 до 40 лет, обеспеченные и требовательные. В Москве они предпочитают жить в уютных мини-гостиницах при церквях и монастырях, в комфортном отеле при Донском монастыре, гостинице «Университетская», где на 15-м этаже оборудован храм, в номерах — иконы, а в меню учтены посты», — рассказал «директор Паломнического Центра Московского патриархата иеромонах Никодим. Руководитель городского комитета по туризму также сообщил, что список московских паломнических туров расширен до 50. Среди популярных экскурсий — «По храмам из советских фильмов», по «Целебным святыням» с посещением храмов святого Пантелеймона, а также «Видовые храмы», где с высоты можно посмотреть город. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/moskva-stanovitsya-vse...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92687.html 21 февраля 2012 Юлия Зайцева Никита Кривошеин: " Мечтаю, чтобы нечисть убрали от кремлевских стен " Источник:  Благовест-инфо Русский переводчик и писатель, известный деятель русской эмиграции Никита Кривошеин категорически высказался за то, чтобы убрать с Красной площади останки Ленина и захоронения его соратников. Н. Кривошеин заявил об этом 20 февраля в Москве, на презентации сборника богословских трудов своего дяди – архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985). Никита Кривошеин вспомнил, как его дядя, проезжая в 1980-е гг. мимо московского Кремля, проявил свой " дар провидения " . В ответ на реплику о красоте кремлевской архитектуры архиепископ заметил: " Да, красиво. Но эти соборы придется переосвящать. И ты до этого доживешь " . " И действительно, я дожил и увидел: в кремлевских соборах служится литургия. Но увы: в 200 м от них, на Красной площади, валяется убийца России, тот, кто разрушал Церковь, кто осквернил мощи святых... Рядом с ним захоронены его сообщники... " Стоит напомнить, что большевистский переворот круто изменил жизнь всей семьи знаменитого политического и общественного деятеля России Александра Васильевича Кривошеина, деда выступавшего. Его сыновья участвовали в Добровольческой армии; один из дядьев Никиты Игоревича Кривошеина умер от тифа на гражданской войне, другой был замучен красными, остальные родственники были вынуждены эмигрировать, а отец после освобождения из Бухенвальда, по завершении Второй мировой войны вернулся на родину, за что поплатился годами лагерей и ссылок. " Кривошеины генетически предрасположены к тюрьмам и лагерям " , – с тяжелым сердцем шутит Никита Кривошеин, который сам оказался в заключении в СССР по антисоветской статье. В завершение вечера Никита Кривошеин сказал: " Мой дядя мечтал о переосвящении кремлевских соборов. Я тоже закончу мечтой. Я мечтаю, чтобы эта нечисть была убрана от кремлевских стен. Я уверен, что большевики потерпели полный провал " .

http://religare.ru/2_92687_1_21.html

В программе вечера прозвучат православные песнопения XVII-XX веков, шедевры композиторов XIX-XX веков, а также народные песни. 17 апреля. ПРАВМИР. 19 апреля при поддержке «Смарт-холдинга» в концертном зале имени С.С. Прокофьева Донецкой областной филармонии состоится великопостный концерт известного мужского хора «Оптина Пустынь» (г. Санкт-Петербург, Россия), сообщает  «Донбасс православный» . В программе вечера прозвучат православные песнопения XVII-XX веков, шедевры композиторов XIX-XX веков, а также народные песни. Начало концерта — 18.00. Хор Санкт-Петербургского Подворья монастыря Оптина Пустынь был основан в 1996 году регентом Александром Семёновым по благословению настоятеля Подворья игумена Ростислава. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать традиции древнего монастырского пения: так многие древние певческие рукописи обрели своё второе рождение на клиросе подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора. В репертуаре коллектива также обработки русских народных песен и произведения русских композиторов XIX — XX веков. В период с 2004 по 2010 годы хор представил следующие концертные программы: «Тысячелетие русского церковного пения», «Любовь святая», «Распевы русских монастырей», «Раннее русское многоголосие», «Пение древней Церкви», которые исполнялись на гастролях в России, Германии, Голландии, Греции, Испании, Китае, Колумбии, Норвегии, Сербии, Украине, Финляндии, Франции, Черногории, Швеции и Эстонии. Мужской хор «Оптина Пустынь» трижды принимал участие в знаменитом «Московском Пасхальном Фестивале», выступал в таких известных залах, как малый зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, зал Санкт-Петербургской Капеллы, концертный зал им. П.И. Чайковского в Москве, Успенский Собор Московского Кремля, зал Королевской Музыкальной Академии и Большая Церковь (Storkyrkan) в Стокгольме, Кафедральные Соборы в Упсале и Гетеборге (Швеция), Собор монастыря Силос (Silos) в Испании, Концертный зал церкви Нигулисте (Niguliste) в Таллинне, Филармонические залы многих городов России и Украины.

http://pravmir.ru/muzhskoj-xor-optina-pu...

Иваново. Церковь Вознесения Господня (новая). Карта и ближайшие объекты В 1844 году на окраине деревни Иконниково образовалась Вознесенская слобода. 13 июня 1848 года на главной площади была заложена, а 13-14 ноября 1851 года освящена Вознесенская церковь с приделами Сретения и Всех святых. Строился храм по заказу фабрикантов Ивана Александровича Бабурина, Петра Афанасьевича Зубкова (1785 (1786) – 1864) и В.П. Дурденевского. Автором проекта был известный архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881), основоположник нового русского стиля, автор знаменитого храма Христа-Спасителя в Москве. В качестве прототипов для своих проектов архитектор использовал соборы Московского Кремля XV-XVI веков. Шатровую колокольню с проездной аркой, обращенную на Вознесенскую улицу (ул. Жиделева), выстроил в 1857 году купец Ф.П. Зубков. В 1870-е годы на средства О.В. Коноваловой по обеим сторонам колокольни сделали пристройки, где разместилась богадельня. Церковь была окружена оградой с башнями по углам. В 1900 году храм расширили по проекту Владимирского епархиального архитектора Николая Дмитриевича Корицкого (1854-1915). С западной стороны храма сделали обширную пристройку, завершенную куполом, стилизованную под существовавшее здание. В 1912 году церковный староста Д.В. Макаров устроил в северо-восточной башне ограды Иверскую часовню. Церковь закрыли решением президиума губисполкома от 2 ноября 1928 года, " принимая во внимание факт участия возглавляющей указанную религиозную общину верующих группы лиц в контрреволюционном выступлении " . 8 февраля 1929 года президиум Иваново-Вознесенского губисполкома посчитал " целесообразным использовать здание Вознесенской церкви под центральную библиотеку " . Для этого были выделены средства и вскоре здание " переоборудовали " - снесли главы, сделали внутреннюю перепланировку. Имущество частично передали во Введенский храм, частично уничтожили. А на следующий год церковь снесли. На ее месте выстроили фабрику-кухню " Нарпит " . Сохранились лишь металлические решетки, которые установлены сейчас на улице Громобоя, около детского сада.

http://sobory.ru/article/?object=35000

Иваново. Церковь Вознесения Господня (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь построена в 1851 г. усердием купцов Бабурина, Петровского, Зубкова и Дурденевского; зданием каменная с таковою же колокольнею, построенною в 1856-57 гг. усердием купца Ф.П. Зубкова. Ограда каменная же. Престолов в церкви три: главный – в честь Вознесения Господня, придельные – в честь Сретения Господня и в честь Всех Святых. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в церкви. Причта при церкви положено: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Годовой доход причта простирается до 8000 руб. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. В приходе, кроме жителей города, имеются деревни: Никульское, Бухарово, Крапивново, Купалищи, Жуково, Притыки, Никулиха и Боголюбская слободка. Всех дворов в приходе 471, душ муж. пола 1675 и жен. пола 1927 душ. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Вознесенская церковь. Иверская часовня. В 1844 году на окраине деревни Иконниково образовалась Вознесенская слобода. 13 июня 1848 года на главной площади была заложена, а 13-14 ноября 1851 года освящена Вознесенская церковь с приделами Сретения и Всех святых. Строился храм по заказу фабрикантов И.А. Бабурина, П.А. Зубкова и В.П. Дурденевского. Автором проекта был известный архитектор К.А. Тон, основоположник " русского " стиля, автор знаменитого храма Христа-Спасителя в Москве. В качестве прототипов для своих проектов архитектор использовал соборы Московского Кремля XV-XVI веков. Шатровую колокольню с проездной аркой, обращенную на Вознесенскую улицу (улица Жиделева), выстроил в 1857 году купец Ф.П.Зубков.В 1870-е годы на средства О.В. Коноваловой по обеим сторонам колокольни сделали пристройки, где разместилась богадельня. Церковь была окружена оградой с башнями по углам. В 1900 году храм расширили по проекту владимирского епархиального архитектора Н.Д. Корицкого. С западной стороны храма сделали обширную пристройку, завершенную куполом, стилизованную под существовавшее здание. В 1912 году церковный староста Д.В. Макаров устроил в северо-восточной башне ограды Иверскую часовню.

http://sobory.ru/article/?object=37000

Митрополит Калужский и Боровский Климент, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви 3 января 2020 г. 15:45 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» 14 МАРТА ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства. Вплоть до середины XVII века изобразительное искусство, архитектура, музыка, литература развивались в религиозном направлении. Иконы Андрея Рублева, соборы Московского Кремля, знаменное пение — многими достижениями русская культура обязана православию. Определяющим ее развитие стала именно православная книжность. Духовная литература лежит в основе всей русской словесности. Она — источник мысли для литературы светской. В произведениях многих отечественных писателей и поэтов затрагивается религиозная тема. Величайшие классические произведения зиждутся на христианской нравственности. Например, об этом свидетельствуют многие произведения Александра Сергеевича Пушкина, Федора Михайловича Достоевского, Михаила Юрьевича Лермонтова, Антона Павловича Чехова и многих-многих писателей и поэтов. Одной из самых образных книг Священного Писания многие гении пера считали Псалтирь. Не случайно появилось движение, когда литераторы пересказывали псалмы в стихотворной форме. Среди них были Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Василий Иванович Майков, Иван Андреевич Крылов, Гавриил Романович Державин и другие. Духовная тема имела особое значение даже для поэтов Серебряного века Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина. Идею жертвенности, важнейшую для православия, мы видим в произведениях Алексея Максимовича Пешкова (Горького), в частности, в образе Данко. Эти же идеи содержатся в произведениях Андрея Платоновича Климентова (Платонова). Почему? Многие русские писатели были воспитаны в православных традициях, регулярно читали Священное Писание и вдохновлялись этими богодухновенными книгами. Например, у Анны Ахматовой есть такие строки:

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Никита Кривошеин: " Мечтаю, чтобы нечисть убрали от кремлевских стен " Источник:  Благовест-инфо Русский переводчик и писатель, известный деятель русской эмиграции Никита Кривошеин категорически высказался за то, чтобы убрать с Красной площади останки Ленина и захоронения его соратников. Н. Кривошеин заявил об этом 20 февраля в Москве, на презентации сборника богословских трудов своего дяди – архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985). Никита Кривошеин вспомнил, как его дядя, проезжая в 1980-е гг. мимо московского Кремля, проявил свой " дар провидения " . В ответ на реплику о красоте кремлевской архитектуры архиепископ заметил: " Да, красиво. Но эти соборы придется переосвящать. И ты до этого доживешь " . " И действительно, я дожил и увидел: в кремлевских соборах служится литургия. Но увы: в 200 м от них, на Красной площади, валяется убийца России, тот, кто разрушал Церковь, кто осквернил мощи святых... Рядом с ним захоронены его сообщники... " Стоит напомнить, что большевистский переворот круто изменил жизнь всей семьи знаменитого политического и общественного деятеля России Александра Васильевича Кривошеина, деда выступавшего. Его сыновья участвовали в Добровольческой армии; один из дядьев Никиты Игоревича Кривошеина умер от тифа на гражданской войне, другой был замучен красными, остальные родственники были вынуждены эмигрировать, а отец после освобождения из Бухенвальда, по завершении Второй мировой войны вернулся на родину, за что поплатился годами лагерей и ссылок. " Кривошеины генетически предрасположены к тюрьмам и лагерям " , – с тяжелым сердцем шутит Никита Кривошеин, который сам оказался в заключении в СССР по антисоветской статье. В завершение вечера Никита Кривошеин сказал: " Мой дядя мечтал о переосвящении кремлевских соборов. Я тоже закончу мечтой. Я мечтаю, чтобы эта нечисть была убрана от кремлевских стен. Я уверен, что большевики потерпели полный провал " . " Есть ли шанс, что в России все-таки появится новый человек? " – спросили у выступавшего. Никита Кривошеин уверен, что большевикам не удалось полностью пресечь преемственность поколений, прекратить " изустную передачу " духовного и культурного российского наследия. Поэтому сейчас есть все возможности для – не появления, а возрождения русского человека, причем не возвращения homo soveticus, по Зиновьеву, а принципиально иных людей, и они уже появились, считает Н. Кривошеин.

http://religare.ru/2_92687.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010