К сожалению, многочисленные русские новомученики, в основном погибшие в 1920–1930-е годы, оставили после себя мало трудов, где бы анализировались причины катастрофы 1917 года и планы будущего устройства России. Эта задача должна была лечь на русскую эмиграцию. Один из главных и наиболее известных трудов на эту тему – «Русская идеология» – был написан архиепископом Серафимом. Основой благополучия государства архиепископ Серафим считал симфонию властей – церковной и царской. Эта идея, сформулированная императором Юстинианом в VI веке, состояла в органичном взаимодействии двух даров Божиих – священства и царства. Это взаимодействие – забота Церкви о духовном состоянии империи и забота царской власти о Церкви – должно, по мнению императора Юстиниана, вести народ ко благу. Архипастырь считал, что в принципе, за исключением некоторых периодов, симфония существовала и в Византии, и в России. Серьезным ударом по симфонии архиепископ Серафим считал «Соборное уложение» 1649 года и петровские реформы. Признавая военные и государственные заслуги царя Петра, архиепископ настаивал, что в целом его правление было гибельным и для Церкви, и, в конечном счете, для государства. Нанеся удар Церкви, Петр, по мысли архиепископа Серафима, уничтожил основу симфонии – почитание царской властью священства. Вместо симфонии он дал Руси абсолютную монархию. Идеал – Святая Русь – был при этом отвергнут. «В уничтожении Петром симфонии властей и была заложена причина гибели России», – подвел итог петровскому правлению архиепископ Серафим. Как тяжелый для Церкви период рассматривал архипастырь и царствование Анны Иоанновны, при которой имели место даже гонения за защиту православной веры. Однако даже это царствование архиепископ не считал столь печальным, как внешне благополучное правление Екатерины II, с его секуляризацией и упразднением 4/5 всех монастырей. XIX век архипастырь считал более благоприятным для Церкви, однако сделанное в веке XVIII-м уже нельзя было исправить. Близорукие властители XVIII века не предполагали, что следствием их реформ, направленных против симфонии, станет падение авторитета Церкви, а затем разрушится и авторитет монархии. Все это привело к тому, что в начале ХХ века идея о высоком назначении царя была народом утрачена, и последнему императору – Николаю II – повиновались уже не потому, что осознавали высокое назначение царской власти, а по второстепенным побуждениям. Это и стало причиной легкости, с которой русский народ отказался от государя

http://radonezh.ru/radio/2021/01/05/20-0...

Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич) Дата рождения: 12 января 1892 г. Дата смерти: 13 декабря 1961 г. Дата хиротонии: 25 марта 1922 г. Дата пострига: 5 ноября 1914 г. Страна: Россия Биография: Родился 31 декабря 1891 г. (по новому стилю 12 января 1892 г.) в г. Ковно Каунасского района Литвы, в семье потомственного священника, настоятеля ковенского Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. В 1909 г. окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге. По окончании первого курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия. 23 октября 1914 г. пострижен в монашество, 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — в сан пресвитера. Вскоре после рукоположения выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 г. в связи с тяжелой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) был отозван с фронта. С 1915 г. преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Петроградской духовной семинарии. В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением). С 1918 г. — настоятель Петропавловского собора в Петергофе. В 1919 г. возведен в сан архимандрита, исполнял обязанности наместника  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . 25 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии . С 17 сентября 1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 г. возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. В 1936-1940 гг., оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198727...

Неидеальная симфония: взаимоотношения между государством и Церковью по Соборному уложению 1649 г. Артемий Рожнов Земский собор. Художник: С.В. Иванов 370 лет назад, 29 января 1649 г. (по старому стилю), на специально созванном Земском соборе был принят важнейший и самый выдающийся законодательный акт в истории России – Соборное уложение 1649 г. Оно представляло собой обширный, состоявший из 967 статей свод законов, в котором нашли отражение все самые злободневные юридические вопросы того времени. Вобравшее в себя все лучшее и актуальное из «домосковского» права и являвшееся фундаментом русского права в период Российской Империи вплоть до ее крушения в 1917 г., Соборное уложение вышло далеко за рамки собственно «московской» эпохи в истории России и стало своеобразным мостом из прошлого в будущее отечественного права. Как памятник права и юридической мысли, Уложение 1649 г. было не только чрезвычайно богато, разнопланово и крайне интересно с точки зрения своего содержания, превосходя в этом плане любой нынешний закон, но и замечательно своим простым и в целом понятным даже современному читателю языком. По своему же значению в истории русского права Уложение и вовсе не имело и не имеет себе равных, и, по справедливому утверждению историка-правоведа первой половины XIX в. Федора Морошкина, «вечно пребудет историческим первообразом русского законодательного ума, русского гражданского быта и юридического слова». Одно из центральных мест в Соборном уложении занимали постановления, касавшиеся религиозной сферы и церковно-государственных взаимоотношений. Иначе и быть не могло, учитывая ту огромную и, без преувеличения, решающую роль, которую Православная вера и Церковь играли в жизни наших далеких предков. К тому же именно в период Московского государства получила наиболее полное воплощение в жизнь заимствованная Русью из Византии идеальная модель «симфонии» государственной и церковной властей. Поэтому совершенно закономерно, что главный юридический документ данной, идеологически базировавшийся на православно-христианских началах, эпохи никак не мог обойти стороной столь важный вопрос. При этом внимательное изучение законодательных постановлений Соборного уложения, посвященных Церкви и духовенству, достаточно убедительно опровергает бытующее у многих наших современников мнение, будто бы в древней России отношения между государством и Церковью носили едва ли не идиллический характер, и лишь впоследствии, особенно в безбожные советские времена, эта святорусская гармония между ними была разрушена. На самом деле отношения между государством и Церковью всегда и везде были непростыми, и Соборное уложение 1649 г. достаточно ярко отразило всю их сложность и двойственность .

http://pravoslavie.ru/118942.html

Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью    Показать содержание Содержание    На 76 листе Соловецкой челобитной, относительно Стоглавного собора, который тут назван освященным и Богодухновенным, есть на мнимых учеников Никона следующая жалоба: и «они тому царскому уложению и священному собору, паче же отец святых уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуются, но и нам такожде повиноватися не велят, и полагают то соборное проклятие ни за что, и тем своим неповиновением учинили себе под вечным проклятием». Прежде нежели войду о сем в рассуждение, замечаю на том же вышеуказанном листе следующее рассуждение Соловецких челобитчиков: «аще святитель проклинает не по воли Божии, сиречь, не по священным правилом: не последует Божий суд».        Вопрос: должно ли повиноваться Стоглавному собору ? — есть немаловажный, и заслуживает внимательное рассмотрение. Ибо кого подлинно слушать? Я утверждаю, что, для познания истины и для спасения души, должно слушать, во-первых, Священного Писания, Пророческого и Апостольского: во-вторых, святых древних вселенских и поместных Соборов: и в-третьих, Святых отцов, в их писаниях, и в достоверных о них преданиях. Думаю, что и ты, украшающий себя именем старообрядца, не имеешь причины против сего спорить. Но вот уже более 160 лет, как вы, признающие одно с нами Священное Писание, древние Соборы, святых отцов, находитесь в разногласии и разделении от священноначалия церковного. Причиною сего должно полагать или то, что кто нибудь не точно следовал и следует Писанию, Соборам, Отцам, или частью и то, что возникли новые споры, неразрешенные ясно Священным Писанием, древними Соборами и Отцами, и по неясности предметов производящие разноту мнений.    Кого же в сем случае слушают защитники разногласных мнений? Неужели собственного только мудрования? Бог да сохранит от сего нас и вас. Вера есть дело Божие. Подвергать дело Божие произволу человеческого мудрования была бы дерзость непростительная и пагубная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась в Московском Кремле 29 сентября 2005 г. 11:32 В среду в музеях Московского Кремля открылась выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица». Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов. На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала — Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае  частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе. О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Предстоятеля Русской Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. – этот «период дружбы» является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи «премудрой двоицы» – гармоничного равновесия власти царя и Патриарха в государстве. Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки — привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы «Богоматерь Иверская» и «Богоматерь Влахернская»), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными — подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров.

http://patriarchia.ru/db/text/50852.html

Державные патриархи. Часть 2 Смиренные патриархи Патриарх Иоасаф I Преемником патриарха Филарета стал Псковский архиепископ Иоасаф, который «в нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен». Избрание столь кроткого для патриаршества человека обычно объясняют желанием Филарета возвысить сына. Есть и другое разумное объяснение: патриарх Филарет не желал рушить достигнутую симфонию и сделал все, чтобы обеспечить ее в дальнейшем, во избежание ссор и столкновений между окрепшим царем и архипастырем. Оттого он и указал на мудрого, смиренного, правдивого мужа. Патриаршество Иоасафа было тихим. Предпочитая быть молитвенником, а не политиком, он сам сторонился государственных дел, возлагая их на царскую волю, и первым из русских патриархов считал их не свойственными патриаршему служению. Когда Михаил Федорович спросил его совета по поводу отношений с крымским ханом, который притеснял русских посланников, несмотря на щедрые ему пожалования, патриарх ответил, что считает необходимым выкупить плененных послов, впредь хану в пожалованиях отказать, по пограничным окраинам разместить ратников. А какое самому хану учинить воздаяние – дело твое, государь, а не нас, твоих богомольцев. Косвенным приобщением патриарха к делам государственным были похороны останков царя Василия Шуйского, которые дипломатическими усилиями были возвращены из Польши в 1635 году. Патриарх встретил их на Арбате у храма Николы Явленного и совершил погребение в Архангельском соборе. Патриарх Иоасаф скончался в ноябре 1640 года, не оставив преемника. Более года царь не назначал архипастыря – то ли в раздумьях о кандидатуре, то ли ожидая, когда в Москву съедутся архиереи для избрания патриарха. Есть и третья версия: царь не спешил, потому что готовился новый свод законов – будущее Соборное уложение 1649 года, по которому учреждался самостоятельный Монастырский приказ – первый светский государственный орган, ведавший административными и судебными функциями в церковных владениях и ставший началом вмешательства государства в церковное управление. Знавшие о том архиереи могли настаивать на очень сильном патриархе.

http://pravoslavie.ru/29531.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Мазепой Вышла новая книга о гетмане Иване Самойловиче 18.12.2012 777 Время на чтение 4 минуты Среди мерзких «иудиных» поступков гетмана Ивана Мазепы, коими была переполнена его жизнь, числилась измена своему благодетелю – гетману «русского» Левобережья Ивану Самойловичу Самойловичу. Личность последнего далеко неоднозначно рассматривается даже сверхтенденциозной историографией современной Украины . Жизни и деятельности этого гетмана была посвящена монография московского историка Александра Сергеевича Алмазова «Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.)», презентация которой проходила днями в киевском филиале Института стран СНГ. Серьезное научное исследование, которое историк Алмазов готовил 7 лет, базируется на мощной источниковой базе, и среди использованных документов стоит особо выделить документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов – фонды «Сношения с Польшей», «Малороссийские дела», «Портфели Миллера», «Разрядный приказ», «Сибирский приказ», «Малороссийский приказ», «Преображенский и Семёновский приказы», документы «Счеты приходу и расходу разных сумм, присланные гетманом Иваном Самойловичем» от 28 сентября 1678 г., «Опись движимого имущества, принадлежавшего малороссийскому гетману Ивану Самойловичу и его сыновьям, Григорию и Якову» (1690 г.), а также Соборное Уложение 1649 года, конституции польских сеймов (1673, 1676, 1678, 1685 гг.), тексты международных договоров (Андрусовское перемирие, «Вечный мир», Бахчисарайский мир 1681 г.). Серьезность и основательность исторического текста отмечал наставник историка, известный в России и на Украине исследователь Северной войны и Полтавской Победы В.А.Артамонов. Структурировано книга делится на пять разделов, в которых отдельно рассматривается внутренняя и внешняя политика Гетманщины, основные направления интеграции России и Украины в рамках единого государства в период гетманства Самойловича, включая военное, политическое, финансовое, религиозное, социальное и культурное и история отстранения гетмана от власти. Представляя портрет «политического долгожителя» гетмана И.С.Самойловича, автор прописывает его в широком контексте отношений Левобережной Украины, входившей тогда в состав России, с Москво й, а также российской политики в Малороссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/18/ob...

Как Русский Север стал оплотом старообрядчества В середине XVII века произошло трагическое событие в жизни Русского государства, известное как раскол. Противники церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном в 1653 году, были объявлены государственными преступниками, преданы анафеме и подверглись жестоким гонениям. Русский Север стал для многих из них надежным убежищем. 1 Почему случился раскол? В результате церковных реформ богослужебные книги московской печати были приведены в соответствие с современными на тот момент греческими сборниками, изданными в Венеции. Ряд изменений затронул обрядовую сторону церковной жизни, и, несмотря на то, что нововведения никак не коснулись основополагающих догматов Православия, русский народ раскололся на два лагеря — сторонников реформы и ее противников. При этом сами себя старообрядцы стали называть «староверами», подчеркивая, что речь идет о сохранении старой, то есть истинной, неиспорченной веры. На церковном Соборе 1666–1667 годов реформы Патриарха Никона были одобрены при поддержке царя Алексея Михайловича, а те, кто остался верен старому обряду, преданы анафеме. Надо понимать, что в те времена анафема была не просто внутрицерковным делом. Согласно «Соборному уложению» 1649 года, преступления против Церкви приравнивались к преступлениям против государства, за что предусматривалась смертная казнь. Портрет патриарха Никона с клиром, 1660—1665 годы Наивысшим пиком противостояния властей и старообрядчества стали 1680-е годы, время правления старшей сестры юного тогда еще Петра I, царевны Софьи. Тогда вышли в свет «Двенадцать статей царевны Софьи», определявшие степени наказания для раскольников и их пособников. В соответствии с ними, последних не только лишали имущества и заточали в остроги, но и били батогами, жестоко пытали и живыми сжигали в деревянных срубах. 2 Великий перелом Надо признать, что агрессивная реакция государства на своеволие старообрядцев с каждым годом всё больше отчуждала и обособляла их от официальной Церкви. Со временем определенная часть отколовшейся паствы лишилась полноты церковной жизни и погрязла в пагубных сектах. В результате раскол стал большой трагедией и для старообрядцев, и для Церкви.

http://sever.foma.ru/kak-russkij-sever-s...

митрополит Николай (Ярушевич) (12.01.1892–13.12.1961) Гомилетика Каноническое право Нравственно-аскетические труды Слова и речи митрополит Николай (Ярушевич) Проповедник и богослов, педагог. Первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.  Биография В миру - Борис Дорофеевич Ярушевич, родился в городе Ковно, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. С 1915 года преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года». В 1918 году — настоятель Петергофского собора. Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита. В этом же году стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. С 17 сентября 1927 года по февраль 1928 года временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 года — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Московский парадиз Петербург зарождался в Москве – об этом свидетельствует история Лефортова, которое празднует свое 310-летие. Этот район стал не только градостроительной лабораторией, где начался петровский европейский эксперимент, но и прообразом северной столицы. Оттого с ним было связано много Петропавловских храмов. Друг Петра Великого Церковь Петра и Павла в Лефортове До конца XVII века здесь не было застройки, хотя эта заяузская местность известна с древности. По Яузе проходил водный путь «из варяг в греки», потом тут пролегла дорога во Владимиро-Суздальское княжество, леса частично были вырублены, а в уцелевших любил охотиться Иван Грозный. Известно об одном из первых местных памятников: в 1642 году царица Евдокия Лукьяновна, жена первого Романова, основала близ будущего военного госпиталя Введенскую церковь, при которой потом были похоронены родители и дочь светлейшего А.Д. Меншикова; церковь эта оставила имя Введенским горам и Введенскому кладбищу. Соборное уложение царя Алексея Михайловича отвело эти территории под городские выгонные земли для пастбищ. Так что ко времени Петра I здесь был большой пустырь. И пустырь как нельзя лучше подходил для исторических экспериментов. Были еще две предпосылки для появления «острова русской Европы» – соседство Немецкой слободы и близость царских сел Преображенского и Семеновского. История Лефортова началась в Немецкой слободе, где молодой Петр увидел «Европу в миниатюре», но было бы ошибкой видеть в Лефортове всего лишь экспансию Немецкой слободы на левый берег Яузы. Немецкая слобода к тому времени превратилась в самостоятельный, обособленный от остальной Москвы европейский город, где селились приглашенные на государеву службу иностранцы, обустраивавшие ее по своим традициям. В феврале 1676 года там поселился уроженец Женевы Франц Лефорт, приехавший на русскую службу по контракту, заключенному в Амстердаме. Ему было всего 20 лет. Вначале служба не ладилась, так что он подумывал вернуться в Европу, но в 1678 году он во время русско-турецкой войны был послан командиром роты в киевский гарнизон и вскоре попал в фавор к могущественному князю Василию Голицыну, будущему первому министру царевны Софьи. С тех пор он стал быстро продвигаться по службе. Уже в 1683 году Лефорт был допущен к целованию рук малолетних царей Петра и Ивана и произведен в чин подполковника. А в 1689 году во время бунта царевны Софьи он одним из первых московских иностранцев принял сторону Петра I. Лефорту не повредило былое покровительство опального Голицына: Петр умел оценивать преданность и верность, тем более проявленные в те страшные августовские дни.

http://pravoslavie.ru/31124.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010