А. Жуков Скачать epub pdf Глава третья. Перемена в отношениях между светскою и церковною властию с изданием Уложения. a) 1. Общее направление в церковных вопросах соборного Уложения. Судебные и владельческие права церковной власти по Уложению. Стремление государственного правительства ограничить права церковной власти, как показывает история, продолжается и в патриаршем периоде. С успокоением России после смутного времени государственное правительство начинает собирать силы государства, разъединенные прежде частно-правовым характером управления. При таком направлении не могло оно благоприятно смотреть на старинные права и привиллегии церкви, ставящия ее вне зависимости от государства; это не было согласно с новым направлением, по которому должно быть все государево, и вот начинается ряд мер, ограничивающих судебные и владельческие права церковной власти; параллельно этому шло также ограничение общественно-политического значения ея. Последнее слово этих меръ–Уложение. Целью издания Уложения является «чтобы Московского государства всяких чинов людем от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем равна». Судя по этим словам предисловия можно предположить, что Уложение только законодательный кодекс государственного характера; но ближе разсматривая Уложение легко заметить, что не только чинов государства касалось оно, но и чинов церкви. Объединение же чинов государства и чинов церкви под общим именем чинов Московского государства ясно показывает, что с завершением собирания Русских княжеств под скипетром Московского самодержавия на первом плане уже ставится государство; ему должны давать ответ и церковные чины и от него получать суд и расправу. Более всего интересы церковной власти пострадали от учреждения монастырского приказа, или вернее, от выделения его из приказа Большого Дворца в самостоятельное учреждение с обширным кругом подведомственных ему судебных дел над духовенством и церковными людьми. Монастырскому приказу посвящена 13 глава Уложения. Указав быть монастырскому приказу «особно», царь делает его судебным учреждением для всех лиц духовного звания и ведомства: «на Митрополитов и на Архиепископов и на Епископов и на их приказных и дворовых людей и на детей боярских, и на крестьян, и на монастыри, на архимандритов и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев и на рядовую братию, и на монастырских слуг, и на крестьян и на попов, и на церковной причт, «во всяких исцовых искех суд давать» в монастырском приказе. Судьями монастырского приказа, кроме недолгого времени, были исключительно светские бояре и чиновники. Судьи назначались, получали содержание, были ответственны и увольнялись от должности самим царем без всякого сношения с церковной властью. Предметом занятий приказа был суд «во всяких исцовых искех», то есть гражданский суд во всяких гражданских исках для всех духовных учреждений и лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

14 марта 2019 Встреча: 14 МАРТА В КУРГАНСКОМ ОБЛАСТНОМ МУЗЕЕ (УЛ. ГОРЬКОГО, 129) ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА РУКОПИСНОЙ И СТАРОПЕЧАТНОЙ КНИГИ XVI – XIX ВВ., ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ 14 марта в Курганском областном музее (ул. Горького, 129) открылась выставка рукописной и старопечатной книги XVI – XIX вв., посвященная Дню православной книги.   14 марта в Курганском областном музее (ул. Горького, 129) открылась выставка рукописной и старопечатной книги XVI – XIX вв., посвященная Дню православной книги. Экспозицию выставки составили раритеты, предоставленные Курганской епархией и Курганским областным художественным музеем. На выставке представлены подлинные рукописные и старопечатные книги. Основу экспозиции составили уникальные раритеты, такие как рукописное Евангелие первой половины XVI века, времен Ивана Грозного, Острожская Библия 1581 г. первопечатника Ивана Федорова, Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. и другие. Выставка интересна для всех. С современной книгой знакомы все. Но многие ли представляют, как выглядела книга три-четыре столетия назад? Взору посетителя выставки представлены книжные древности, начиная с середины XVI века, времени Ивана Грозного, и продолжая XVII, XVIII и XIX  столетиями, так что стало возможным проследить историю развития книгопечатания в нашем Отечестве. Некоторые из экспонируемых книг хорошо известны по страницам учебников истории. Это, например, «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича 1649 г. – первый печатный  свод законов Государства Российского. Разве не интересно увидеть рукописную книгу, выполненную таким каллиграфическим почерком, что его трудно отличить от печатного шрифта? В глубокой древности книга рождалась в тиши монастырской кельи, старательно переписываемая от руки ученым монахом. И стоила книга чрезвычайно дорого. Ведь на её создание уходили долгие годы кропотливого труда. Веками на Руси складывалась особая книжная культура. Каждая книга представляла собой настоящий шедевр, над которым работали многие люди. Кожаный переплет украшало изящное тиснение, книга имела мелкие застежки. Нередко на страницах книг можно встретить искусной работы акварельные миниатюры. Своими удивительно нежными теплыми красками они согревают душу, наполняют сердце радостью от соприкосновения со своей  родной стариной. Хорошо известное выражение: «Писать с красной строки», — своими корнями уходит так же в книжную культуру. Первая буква абзаца всегда выписывалась с особенной тщательностью, а нередко и украшалась каким-либо орнаментом, писалась красиво, — по-славянски «красно», — и часто для ее написания употреблялась именно красная краска. Эти традиции продолжала и печатная книга, но вместо миниатюр украшать ее стали  уже великолепные гравюры. Любопытно проследить, как с течением времени изменялся шрифт. Изначально шрифт употреблялся, конечно же, церковно-славянский – кириллица. Только при Петре I появились первые книги «гражданской печати».

http://new.izdatsovet.ru/events/14-marta...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конявская Е. Л. XII Международная научная конференция«Комплексный подход в изучении Древней Руси»   XII Международная научная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси», организованнаяИнститутом российской истории РАН (ИРИ РАН), Институтом археологии РАН (ИА РАН) и научным журналом «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» при поддержке Фонда «История Отечества», прошла в ИРИ РАН 11–15 сентября 2023 г. Главной ее темойстало приближающееся 375-летие принятия Соборного уложения (1649 г.). В конференции участвовали 224 исследователя, выступилидокладчики из 22 регионов страны. Прозвучало 240 докладов (ряд ученых сделали доклады в двух секциях). Часть выступлений прошли он-лайн.В конференции приняли участие исследователи из 10 стран: России, Беларуси, США, Италии, Болгарии, Германии, Узбекистана, Сербии, Австрии, Греции. В докладах,посвященных различным аспектам изучения Соборного уложения, общим принципиальным вопросам, касающимся разделов Уложения и значения нового кодекса, пришедшего на смену Судебникам, были подняты вопросы, связанные с содержанием, значением создания памятника, предпосылок его формирования, практикой исполнения его положений. Выступления на эту тему прозвучали на пленарных заседаниях первого дня конференции, а также в секции 1 «Соборное уложение и его эпоха». Предметом рассмотрения стали разделы Уложения и реальная практика по пресечению уголовных преступлений ( В. А. Аракчеев, РГАДА, ИРИ РАН), система наказаний ( А. В. Сумин, НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге), обеспечение защиты политической системы ( Д. А. Савченко, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС). Общая картина, очерченная в заглавных докладах, дает возможность заключить, что российская правовая система к середине XVII в. достигла высокого уровня развития. Определенные нормы, принятые Уложением, основывались на предшествующем опыте и практиках, но во многом можно говорить о коренной переработке всего предшествующего законодательства.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

А. Жуков Скачать epub pdf Глава вторая. Отношения между светской и церковной властью от начала патриаршества на Руси до издания соборного уложения Алексея Михайловича. a) 1. Причины учреждения патриаршества. Взгляд первого русского патриарха на отношения между светской и церковной властию. Характер отношения властей по фактам смутного времени и при патриархе Филарете Никитиче. Падение общественно-государственного значения церковной власти при патриархе Иоасафе I-м и Иосифе. Учреждение патриаршества было завершением роста церковной власти. Высокому значению предстоятеля русской церкви как в церковной, так и общественно-государственной жизни теперь соответствует положение его не только среди русских архипастырей, но и всей вселенской церкви. Он брат и сослужитель восточных патриархов, равный им «чином и достоинством» (из грам. на учр. патриаршества). Какие были причины учреждения патриаршества? Одни из историков дело учреждения патриаршества приписывают исключительно честолюбивым замыслам Бориса Годунова. Взгляд этот высказан Щербатовым в Российской истории т. II, стр. 214, повторен историографом Карамзиным в Истор. Госуд. Рос. т. X, стр. 68, поддерживается Костомаровым в Русской Истории в жизнеописаниях её деятелей, вып. 3, стр. 580. М. Платон приписывает учреждение патриаршества предложению Константинопольского патриарха Иеремии, из желания его угодить набожному государю (в церковной истории т. II, стр. 92–93, 99–100). Преосвященный Иннокентий в «Начертании церковной истории от библейских времен до XVIII изд. 5. 431–432, Филарет в истории Русской церкви пер. 4-й изд. 4, стр. 5–6 причину учреждения патриаршества видят в благочестной настроенности царя Феодора Ивановича. Эти взгляды подвергнуты справедливой критике проф. протоиереем П. Ф. Николаевским и названы необстоятельными, неполными, неуясняющими всего хода учреждения патриаршества в России. По мнению прот. Николаевского главное побуждение к сему возникло и развилось на почве непосредственных отношений светской и церковной власти между собой и заключалось «в желании правительства возвышением сана русского первосвятителя «украсить и возвысить русское царство в глазах всего православного мира и придать ему значение древнего греко-римского христианского царства» (133). В подтверждение своей мысли автор между прочим подчеркивает сомнительное показание некоторых свидетельств, что переговоры об учреждении патриаршества начались и все время велись без ведома духовной власти и игнорируют противоположное показание других свидетельств, напр.: Арсения, Архиепископа Елассонского, утверждающих, что с самого начала возникновения переговоров об учреждении патриаршества в них деятельное участие принимало духовенство, особенно высшая иерархия 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Московское благочиние, или кто сегодня хозяин в Москве? 8 апреля 1782 года был принят «Устав благочиния», определивший задачи полиции 19.03.2022 1127 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» Мигель де Сервантес Благочиние – послушание, порядок, спокойствие, приличие, благопристойность (Толковый словарь Владимира Даля) «Они теперь хозяева, а мы – гости» – частые высказывания на улицах, рынках Москвы и транспорте. Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос с паспортным режимом в Москве, иными словами – с «гулящими и пришлыми людьми», или «гостями столицы». Его пытаются решать различными постановлениями и решениями, которые вызывают одобрение у одних и неприязнь у других. Но беда в том, что эти решения-постановления плохо работают, как и наши законы. Немаловажный момент здесь и в том, что в городские проблемы вмешивается Правительство России, зачастую не позитивно, а «свободные» журналисты обрушиваются с критикой на все действия городских властей. Но позвольте, господа хорошие, спросить вас: исследовал ли кто из критиков этот вопрос исторически? Да, много книг есть по истории Москвы, но вопрос благочиния в них мало отражён. А в большем случае совсем отсутствует. А между тем это, пожалуй, один из важнейших вопросов столичных городов, коим является и Москва , потому что они всегда были и есть магнит, притягивающий всё, в том числе и хлам, от которого надо избавляться. Но как? Эта проблема стояла всегда на повестке дня города, начиная с принятия «Соборного уложения» в 1649 году, на основании которого в том же году появился «Наказ о градском благочинии», в котором делался правильный посыл на опору местного населения. Для установления порядка предполагалось дежурство и патрулирование улиц: « А для бережения во всех улицах и по переулкам расписать… решёточных приказчиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и иного никакого воровства и бледни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули. И у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили…» («Полный свод законов», том 1,

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/19/mo...

Как при получении храмозданных грамат платилась за них дань (Описание документов и бумаг, хранящихся в Москов. архиве Министерства Юстиции, кн. 1 1869 г. О церковных пошлинах, стр. 5 и дал.); так она взималась и за антиминсы. Плату за антиминс в России брали с глубокой древности. Ибо в грамате 1551-го года июля 15-го указывалось брать пошлину антиминсную «по старине». Таким образом, в XI-м веке это считалось старинным обычаем. В указанной грамате сказано, что «по указу Государя Ивана Васильевича и Митрополита Макария.... предписано соборным священникам святой Софии жить по старине, да что им идет проскурная пошлина из монастырей и с градских проскурниц, и та им пошлина имать по старине.... А что у них Троецкой протопоп и попы из Пскова емлют антиминсы, и они им дают пошлину по цареву нынешнему уложению за антиминс по полуполтине 241 .» (Акт. Арх. Экспед. т. 1, 229, стр. 222). Указание в этой грамате на старину относится не к сумме денег, а к обычаю брать плату за антиминсы и отдавать антиминсную пошлину причту Софийского собора. Что же касается самой суммы денег этой пошлины, то количество ее – полуполтина (25 копеек), указанное в приведенной грамате, – назначено было при Митрополите Макарие. До него же брали за антиминс от рубля до полутора рубля Новгородских 242 . Это видно из царской граматы Новгородскому воеводе, князю Хилкову, 1641 года марта 10-го. В ней упоминается о жалованной грамате Великого Князя Ивана Васильевича 7012 (1504) года, в которой было сказано, что «антиминсы ведати Софейскому протопопу, и протодьякону и священником по старине ж.... А изстари всему Софейскому собору шло пошлин с антиминсов, с церквей, которые церкви около Новогорода, где в приходе обеж пятьсот или шестьсот, до рубля и до полутора рубли Новгородских с церкви, с антиминса; а где церкви свящают, и на церковных де священиях все приношение им же шло.... Затем в грамате 1641 года читаем: «А лета 7059 (1551) году, Макарий Митрополит всеа Руссии с Архиепископы и с Епископы и со всем освященным собором уложили: велено им имать за антиминс от старых церквей по полуполтине, а от выставки от новые церкви по пяти алтын, да на церковных де приношениях, что церкви свящают, велено им имать треть приношения, а больше того имать не велено ... и доходит им тех доходов....с антиминсов де ныне доходит на год рублев до двадцати Московских, а в ином году больше того, а в ином менши того.» (Акт. Арх. Экспед. т. III, 306, стр. 451 – 453). Эта пошлина, отдаваемая причту соборной церкви, разделялась между членами ея, к обязанностям которых принадлежало, как видели, приготовление и выдача антиминсов 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Лекция XLVIII ЗАТРУДНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ; ВОЕВОДЫ И ГУБНЫЕ СТАРОСТЫ. СУДЬБА ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОКРУЖНЫЕ РАЗРЯДЫ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПРИКАЗЫ СЧЕТНЫХ И ТАЙНЫХ ДЕЛ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ КЛАССЫ, ОБРАЗОВАНИЕ СОСЛОВИЙ. СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, ПОСАДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ; ВОЗВРАТ ЗАКЛАДНИКОВ В ПОСАДСКОЕ ТЯГЛО. Соборное уложение 1649 г. завершило собой ряд процессов нашей внутренней жизни, начавшихся со Смуты и под ее влиянием, закрепило законом положение государства, создавшееся из этих процессов к половине XVII в. Мы заметили при новой династии новые понятия в умах и новых людей в управлении, новую постановку верховной власти и новый состав земского собора. Все эти новизны вытекали прямо или косвенно из одного печального источника, из глубокого общего перелома русской жизни, произведенного Смутой, надломившего силы народа и пошатнувшего внешнее положение государства. Тогда стал перед правительством новой династии вопрос, как выйти из затруднений, в каких оно очутилось. Мы обратились к изучению капитального памятника нашего законодательства XVII в., чтобы видеть, в каком направлении действовало правительство, где и как оно искало выхода из тяжелого положения. Мы заметили, что, провозгласив отмену всяких льготных изъятий в суде и запрет дальнейшего расширения несвободных состояний, освобождавших от государственных тягостей, оно стремилось собрать в своих руках все наличные силы народа. Оно вообще тогда собирало все, что уцелело от разрухи и могло ему пригодиться, недостававшие ему деньги, разбегавшихся людей, податных плательщиков и ратников, земских выборных для совета, наконец – самые законы. ВОЕВОДЫ В борьбе с затруднениями московское правительство хотело прежде всего собраться с собственными силами, чувствовало потребность приобрести более единства воли и более энергии в действиях. С этой целью оно принялось после Смуты централизовать управление, стягивать в свои руки работу его сил, местных и даже центральных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ Орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. Создание М. п. исследователи связывают с различными причинами, в т. ч. с процессом абсолютизации светской власти и ее наступлением на права Русской Церкви, развитием поместного землевладения и сословным оформлением духовенства. К сер. XVII в. церковные владения стали чрезвычайно обширными и разнообразными по формам управления и подсудности: духовные лица, а также население церковных вотчин подлежали ведению и суду (как духовному, так и гражданскому) патриарха, епархиальных архиереев, властей крупных монастырей. Многочисленные и различные по содержанию жалованные и несудимые грамоты позволяли отдельным обителям и духовным лицам апеллировать к царскому суду. Особую группу составляли государевы монастыри и церкви, к-рыми с сер. XVI в. ведал приказ Большого дворца. В его структуре в 20-40-х гг. XVII в. упоминается специальное повытье по церковным вопросам - Монастырский и Переносных дел приказ. Чересполосица в управлении и отсутствие специального органа сословного суда для духовенства создавали сложности в предъявлении исков духовным лицам и жителям церковных вотчин (ограничение срока подачи исков неск. днями в году, необходимость выезжать в епархию по месту подсудности духовных лиц и проч.). В 1642 и 1648 гг. на царское имя подавали челобитные «разных чинов люди» об устранении этих проблем. Ответом властей стало учреждение М. п. В XVII в. Создание М. п. было зафиксировано в гл. Соборного уложения 1649 г. Оно закрепило за М. п. полномочия «во всяких исцовых искех суд давати» на «митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет» (Соборное уложение. 1987. Гл. 13. Ст. 1). Взаимные иски духовных лиц также рассматривали в М. п. Судебные полномочия М. п. включали дела гражданские, финансовые, административные. Духовный суд оставался в компетенции церковных иерархов, а решение мелких исков - до 20 р.- было отнесено к полномочиям местных светских властей. Из подсудности М. п. была выведена Патриаршая область, на территории к-рой эти функции выполнял Патриарший Разрядный приказ.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственная учреждения, основан Соборным Уложением царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его, подобна участи многих других приказов государственных учреждений России III в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался – переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным являлся и высшей инстанцией в делах, ему подведомственных, и средней; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и получал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне. – Круг его деятельности разнообразился в разные времена; но всегда был очень обширный по географическому пространству и но количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому-либо одному роду дел – судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным массам русского народа. – Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и, по-видимому, навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметной силой в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует со своим именем; но в 1724 году он переименовывается в учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, – оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России XVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.—Круг его деятельности разнообразился в разные времена - но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/439418/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010