В виду подобных случаев, было предписано всем священникам епархии: 1) нарекать имена новорождённым общеупотребительные и доступные к правильному произношению их необразованным классом народа; 2) избегать наречения одного и того же имени нескольким членам в семействе (живым или умершим), что может вести к путанице, недоразумениям и даже злоупотреблениям в отправлении общественных обязанностей; 3) стараться давать имена тех святых, кои празднуются в 8-й день после рождения младенца, или в промежуток этого времени, сделав исключение лишь для лиц женского пола (Ц.В. 1889, 35). Знаменитый труд по агиалогии архиеп. Владимирского Сергия, под заглавием: «Полный Месяцеслов Востока», в двух томах (вышедший в 1901 г. вторым изданием), заключает в 1-й части своего II-ro тома памяти святых на каждый день года, с разделением этих памятей на пять отделов. Хотя I-й из этих отделов содержит в себе памяти святых, находящиеся в «Месяцеслове» 1891 г. и в «Христианском Месяцеслове» 1900 г., а III-й отдел заключает памяти, содержащиеся в «Верном Месяцеслове», но в том и другом отделе, наряду с указанными памятями, имеются и такие, которых нет в означенных Синодальных месяцесловах; в прочих же отделах (II-м, IV-м, V-м), а также и в некоторых других перечнях святых в I и II томах «Месяцеслова Востока», совсем нет памятей с именами святых, содержащимися-в указанных Синодальных месяцесловах. Таковы, напр., имена: Аглаида (сн. Ц.В. 1893, 12), Анатолия, Ангелина (сн. Ц.Вед. 1897, 23, Ц.В. 1899, 42; 1908, 21), Аронос, Боян, Василла, Викторина (сн. Ц.В. 1908, 23), Виктория (см. Ц.Вед. 1904, 41; сн. Ц.В. 1893, 41; 1908, 12), Гантиол, Горазд, Диоген, Дион, Драгутин, Емилий, Емилия (см. Ц.В. 1896, 19; 1908, 19, Ц.Вед. 1910, 21), Квадрат, Леонида, Лоллий, Магна, Маркеллина, Мартиал или Марциал, Моавия, Нада, Онисий, Провий, Ростислав, Сатур, Святослав (см. Ц.Вед. 1896, 3; 1907, 7; сн. Ц.В. 1904, 49; 1906, 39), Тавифа, Филон, Фотида, Фетиния. Эти и прочие, заключающиеся в указанных отделах и перечнях «Месяцеслова Востока», памяти «внесению в действующие календари и месяцесловы Русской Церкви не подлежат».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

е. жертвами и особенно жертвенной кровью), само же небесное лучшими сих жертвами ( Евр. 9:23 ), или: «если кровь тельцов и козлов и пепел (рыжей) телицы, через окропление, освящает оскверненных к чистоте плотской: то кольми паче кровь Христова» и пр. (ст. 13–14). Итак, мы видим и здесь, при типологии, утверждение и исторической действительности, союз типики с символикой, основанный на глубочайшей идее жертвы ветхозаветной в ее отношении к новозаветной и самой в себе по Божественному ее установлению. И действительно, жертвы ветхозаветные, столь разнообразные, по законным постановлениям о них, не только в своих видах, в способах совершения их, в материале своем и проч. но даже и в названиях, с чем всем соединено было особое символическое значение 578 , этим самым разнообразием своим доказывали, как бы свою неудовлетворительность для цели. Ибо цель была лишь одна: «восстановить утраченное через грех общение с Богом», иначе сказать «вновь даровать потерянную через грех в смерти – вечную жизнь». И только истинная жертва Христа заменила все это разнообразие в своем единстве и удовлетворила вполне всем требованиям, которые связаны были с этим разнообразием, приведши и к конечной, единой цели всех тех жертв – вечной жизни в мирном общении с Богом (сн. Рим. 5 и др.). И это в духе новозаветного толкования ветхозаветных жертв. Именно: 1) вообще Христос: а) есть жертва – θυσα ( Еф. 5:2 ; Евр. 9:26  ср. 23:10,12), то есть закланная (от θειν, для чего сн. 1Кор. 5:7 ; Деян. 10:13 ; Мф. 22:4; σφττειν Апок. 5:6; 13:8 ), как те животные, кровавые жертвы 579 , но вместе с тем есть и приношение – προσφορ ( Еф. 5:2 ; Евр. 10:10,14 ), как всякий кровавый и бескровный дар – δρον – minchah (сн. Быт. 4:3,4,5 ; Лев. 2:35; 7 и дал. 6, 7 и дал. также Мф. 5:23,24; Евр. 5:1; 8:3,4; 9:9 ), приносимый (προσφρειν – hikrib (сн. Лев. 3:1,6 и дал. и др. также Мф. 5:23,24 ; Евр. 5:1; 8:3,4; 9:7  и дал.), получающий отсюда и свое название 580 ; б) по общим требованиям свойств от жертв есть непорочный μωμος – mamim сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сн. 26 Небесная покровительница Лены – святая равноапостольная царица Елена. Сн. 27 Да и нет такого чуда, которое могло бы вразумить человека, Бога отвергнувшего: «.. если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ). Сн. 28 Фиолетов Николай Николаевич (1891–1943). Сын сельского священника, семинарист, с 1909 г. студент юридического факультета Московского университета, активный участник семинаров проф. Е.Н. Трубецкого . С 1917 г. профессор юридического факультета Пермского государственного университета, специалист по церковному каноническому праву. Делегат Поместного Всероссийского Церковного Собора (самый молодой участник). Послереволюционные мытарства: Сибирь, Саратов, Ташкент, Душанбе — и везде активная церковно-общественная деятельность. В 1922 г. встреча с будущей женой – Надеждой Юрьевной. В конце двадцатых годов семья Фиолетовых лишена гражданских прав. В 1933 г. – первый арест и ссылка. Конец тридцатых годов – случайные заработки и безработица. В это время пишется работа «Очерки христианской апологетики – достойный ответ на разгул антирелигиозного обскурантизма и атеистической пропаганды. 25 июня 1940г. – новый арест; приговор – 10 лет лагерей. 8 марта 1943 г. Николай Николаевич Фиолетов, вьдающийся христианский мыслитель и яркая личность, мученик и исповедник веры, умер от истощения в Мариинских лагерях и похоронен в безымянной могиле. Сн. 29 Фрагмент главы «Некоторые вопросы естественнонаучной апологетики» печатается по изданию: Н. Н. Фиолетов. «Очерки христианской апологетики». Братство во имя Всемилостивого Спаса. М., 1992. Сн. 30 Салтыков Александр Борисович (1900–1959). Родился 24.05.1900 г. в Москве, в старинной дворянской семье. После окончания гимназии в 1918 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета и одновременно стал работать в Историческом музее. Участник религиозно-философского кружка М.А. Новоселова. С 1922 г. прихожанин храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, духовный сын о.

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

Где же здесь ( 2Кор. 5:13 ) речь о горячности в спорах, будто бы допускаемой апостолом? Не клевета ли это на апостола, осуждавшего горячность (сн. 2Тим. 2:23–25 )? 36 Сектанты, возражая против почитания св. икон, говорят, между прочим, что изображаемые на иконах лица и события есть вымысел. Не вымысел ли изображение на обложка журн. «Христианин», издав, под редак. И. Проханова, где Иисус Христос представлен стоящим в лодке и поучающим народ, в большинстве сидящий на берегу? В Евангелиях об этом событии так написано: «собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу. И поучал их»... (Мф. 13:1–3; Мк. 4:1 ; Лк. 5:3 ). 39 Στοιχεα от στοιχεον – первая и самая простая часть чего, либо основание, начало, элемент, стихия. В Посл, к Евр. (5:12) ап. говорит: «вас снова нужно учить первым началам (τ στοιχεα τς ρχς) слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». Под «стихиями слова Божия» апостол разумеет начатки христианского учения, преподаваемые младенцам в вере, (сн. Евр. 5:13 ). Мухин И. проф. Посл, св ап. Павла к Колос. 1898 г., стр. 179–180. 42 Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по ее символ, кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 85–86. 47 Творения. Том 10. Против Иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973–974; сн. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174–175. 60 Разгов, с Трифон, гл. 94: сн. гл. 72, 91, 111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр. 288. 67 По-гречески читается ( Кол. 2, 14 ) так: «βαλεφας (уничтожив) τ καθ’ μν χειργραφον τος δγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас: так как мы не в состоянии и были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ν ρεναντον μν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – сн. Рим. 4:15 ), κι ατ ρκεν (от αρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) κ το μσου (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградой на пути человека ко спасению), προσηλσας ατ τ σταυρ (пригвоздив ко кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Не может же быть, уверенно заключает он на основании мыслей и чувствований, управлявших приведенным воззванием, – не может быть, чтобы мы – народ Твой – совершенно погибли 70 и чтобы слово Твоих обетований ему и о нем не совершилось 71 ради алчности язычников нечестивых: «мы не умрем» – не исчезнем, не погибнем (сн. Плч.3:22 ), не погибнет имя наше (сн. Пс.11:6 ), но живы будем и поведаем дела Господня ( Пс.117:17 ) в новой песне, которую воспоет вся земля ( Пс.95:1 ; сн. Авв.3:1 ). Враг страшен и ужасен, и «силе его никто из нас противиться не может; но мы живем Твоим милосердием». 72 На нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаеваем: как нам остаться в живых ( Иез.33:10 )? Но ты не по грехам нашим поступишь и не по неправдам нашим воздашь нам, но спасешь нас имени Своего ради. Ради имени Своего удержишь гнев Свой, ради славы Своей укротишь, чтобы не истребить. Умилосердишься над землей Твоей, возвратишь плен Иаковлев. Вспомнишь о Твоем сонме, который Ты приобрел издревле, искупил для Себя в наследственную державу, о горе Сионе, на которой Ты поселился ( Пс.73:2 ; Пс.84:2 ; Пс.102:10 ; Пс.105:8 ; Ис.48:9 ) 73 . Дышащая в этом молитвенном и пророческом воззвании, как и впоследствии в воззвании молитвенном и хвалебном (3, 1), вера, которой живет праведник (сн. Авв.2:4 ), вера в божественное избрание израиля, помогает пророку и положительно определить значение угрозы Божией: «Иегова! Ты (конечно, только) на суд воздвигнул его» – чтобы через него судить, а не губить народ Твой избранный, – в научение правде, не на погибель (по различению этих понятий у Иер.46:28 ); воздвиг его, как исправляющий, но не истребляющий жезл гнева Твоего ( Ис.10:5 ). «И, о твердыня (наша, непоколебимая скала – защита надеющихся на Тебя, сн. Втор.32:15,18,37 ; Пс.17:32 ; Пс.27:1 ; Ис.26:4 ; Ис.30:29 )! Ты для исправления (нашего) поставил его,» – чтобы научить нас уставам Твоим ( Пс.118:71 ), а не для того, чтобы он с безграничным могуществом отдавался над нами всем своим произволам сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

143 Храм во имя св. мученика Диомида первоначально построил Константин Великий ; а распространил, украсил и обогатил многими вкладами Василий Македонянин, которому здесь было предречено царское достоинство Код. ed. 1. р. 102; сн. Кедр. Сокращ. ист. t. II. р. 188. 189). В этом храме хранились мощи или только глава св. Диомида, которую, по взятии Царьграда крестоносцами, кардинал Петр Капуанский принес в дар Амальфииской церквии св. Петра (Виз. сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 123). 144 Храм во имя св. мученика Маманта, пострадавшаго в Кесарии Каппадокийской, при Аврелиане, в 275 году (Чет. Мин. 2 сентября), был построен императором Львом Макелом (457 – 474), близ городских стен при начале Золотаго рога. Сестра императора Маврикия устроила при этом храме монастырь, в котором похоронила своего брата и детей его, убитых тиранном Фокою (Код. ed. l. p. 115 et 121; сн. Anon. у Бандури, в Imp. Orient. 1.1. р. 57. 54; t. II. р. 719). Император Исаак Ангел возобновил этот монастырь и положил в нем главу св. мученика Маманта, принесенную из Каппадокии одним монахом.По взятии города крестоносцами, Валон de Dampetre перенес главу мученика в Лингону (Византия, 600). О монастыре св. Маманта упоминается и в нашей древней летописи; по договору Олега с Греками, Русским, приезжавшим в Царьград, предоставлено было жить у св. Маманта: “приходящии Русь да витають у св. Мамы, и послеть царство наше, да испишють имена их, и тогда возмуть месячное свое” (Полн. собр. Рус. лет. I, 13). Положение монастыря, означенное нами, см. на плане древняго Царьграда у Дюканжа (при Constantinop. christ.) и Бандури (при t. II. Imp. Orient.). 145 Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, и Папила, диакон его, после многократнаго и достохвальнаго исповедания веры, обезглавлены в Пергаме, около половины III века (Евсевия, Церк. ист. кн. IV. м. 15; сн. Чет. Мин. 13 октября). В честь этих мучеников царица Елена устроила монастырь в Царьграде, близ своего дворца находившагося в VII-й части города (Кодина, ed. 1. р. 98–99; сн. Anon. y Бандури, в Imp. Orient. t. I. p. 50. et t. II. 695. 690. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. p. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

5) Ходатайство святых бесполезно (( Иер. 15:1 ). В указанном месте Бог говорит, что ходатайство Моисея и Самуила не само по себе, а вследствие беззакония народа иудейского (стих. 6) было бы безуспешно. Этим не отрицается угодность молитв святых в других случаях (сн. Исх. 32:11–14 ; Иер. 37:3 –7 ; и др,). Если бы ходатайство святых вообще было дело не богоугодное, то о нем и не было бы нужды упоминать (сн. Иер. 15:1 ). 6) «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» ( Пс. 117:8,9 ; сн. 107:13; 145:3). Во всех этих местах нет речи о молитвенном ходатайстве святых, а говорится о всемогуществе Божием, по сравнению с коим ничтожна сила человека. Обращаясь к святым, мы, сознавая бессилие человеческой помощи, молим их своим предстательством испросить помощи Божией и милостей Его нам и, следовательно, не отрицаем всемогущества Божия, а свидетельствуем, что «все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11:36 ). 7) «Мертвые ничего не знают» ( Еккл. 9:5 ). Так Екклесиаст говорит от лица человека, неверующего в загробную жизнь и мздовоздаяние, самим им признаваемые (– 11:9; 12:7,13,14), «мертвые» знают происходящее на земле ( Лк. 16:20–31 ). 8) Как святые могут слышать наши молитвы? Господь сообщает святым ведение – прозорливость (сн. Деян. 5:1–5 ; 3Цар. 14:4–10 ; 4Цар. 6:8–12 ). 9) Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге. Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых ( Быт. 20:7–17 ; Иов. 42:8 ). 10) Святые до страшного суда неизвестны: «изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф. 13:49). В приведенном месте Господь говорит о совместном пребывании до конца мира в Церкви земной грешников и праведников, а не о том, будто праведники неизвестны до страшного суда (сн. 1Тим. 5:25 , Мф. 5:16 ). Апостол Павел в Послании к Евреям (11 гл.) поименовал праведников, и слово Божие в других местах именует их. В последующей истории Церкви Господь посредством чудес (по молитвенному ходатайству святых) указывал и указывает св. угодников. 11) Православные, почитающие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

плодотворною 29 , неумолкающею доселе в стенах монастыря, миссионерскою проповедью 30 , нарочитых на соответствующий случай, рабов старалась иметь, образовать 31 и, по мере необходимости, посылать семо и овамо 32 , наша обитель в надежде привлечь всех на вечерю Господню, укрепить и тех во единомыслии и твердой вере (сн. Лк.14:16–24 ). По городами и стогнам необъятной Матушки Руси доныне, там и здесь, созывают, с высоким проповеданием (сн. Притч.9:3 ), в лоно Церкви Христовой питомцы этого духовного вертограда. Еще шире миссионерское поле, по которому разбрасываются книжные семена, созревшие в кельях наших насельников 33 и их же заботливою рукою сохранявшиеся в, приютившемся в стенах обители, Книжном Складе Братства Св. Петра Митрополита, а отсюда раздававшиеся и рассылавшиеся 34 . И уже совершенно «не достанет, ми повествующу, времени» (сн. Евр.11:32 ), когда бы своим слабым словом я дерзнули здесь и сейчас изобразить все величие и красоту равноапостольной деятельности того 35 , кто свыше четверть столетия 36 столько же возглавлял, сколько и украшает даже по смерти нашу скромную обитель. – Достаточно сказать, что целых 2 раза, притом за 9вековое существование Церкви Российской, привлек он, въсии столпостены 37 миссионерствующих деятелей всей России, снаряжая вновь и перевооружая частично этих борцов за Христову истину и Церковь . Однако, если бы насельники нашей обители сотворили и все, повеленное им, как рабы неключимые, исповедали бы они даже тогда, яко, еже должни быхом сотворити, сотворихом (сн. Лк.17:10 ). Тем менее права у нас фарисейским взором окидывать свое прошлое, когда сознаем, что не только не все, а очень и даже очень многое, притом, быть может, самое существенное, из повеленного, осталось невыполненным. Да не будем, по крайней мере, в таком случае постыжены мы в своей вере, что, очевидно, довлеет нам и дарованной благодати (сн. 2Кор.12:9 ). Поэтому, приглашая вас срадоваться ныне нам, воскликнем совокупно, обращаясь к Тому, Иже – вся мудре устроивый: Господи, слава Тебе (ен. Троп. отп. 6 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010