Каслухим ( – по Фюрсту, от финикийского– гора, бугор, возвышение, и , с арамейскаго – сухой, опаленный солнцем=сухая, бесплодная гора; египетское «Kas-lokh»=гора сухости; Χασμωνιιμ, Χασλωνιειμ; Chasluim; Xacмohiuмъ, Хасл имы; L: Casluhim): Быт.10:14 , 1Пар.1:12 . – Под этим именем разумеется и народ, ведущий свое начало и происхождение от Мицраима, сына Хамова, родоначальника египтян, и земля, которую населял этот народ. Земля или область эта лежала при Средиземном море, от Пелузийского устья до собственной Палестины, и у Птоломея, Аммиана Марцеллина и друг. называется Касиотис (Casiotis), т. е. область Каса или Касия. Здесь находилась известная гора Kasins, с капищем Юпитера Касие (delubrum Iovis Casii); здесь была станция для мореплавателей и торговых караванов, идущих из Палестины и всей Азии. Ткани и одежды Кассианские упоминаются у Стефана Византийского И LXX слово Каслухим перевели словом Χασμωνιεμ – жители области Каса или Касия; вероятно, так называлась местность эта и в их время. Составляя восточную часть Египта, земля Каслухим граничила и с Палестиной, и с Филистеей, и с Аравией. Здесь лежала и земля Гесем. Здесь было и отечество гиксов – семитического происхождения. Отсюда, жители этой местности были смешанный народ, состоящий и из хамитов-египтян, и из семитов От них производят, с одной стороны, Колхидян (Kolchis), живущих на юге Кавказа, при Черном море, где протекает река Фазис; по свидетельству древних (Пиндара, Геродота, Страбона), они были переселенцы египетские, т. е. вышли из Египта; самое имя их (Kolchis – образовалось из Kaslochis) дает видеть происхождение их от каслухеев. С другой стороны, часть их поселилась на восточном берегу Средиземного моря, между Пелузием и Газой. Отсюда филистимляне ( Быт.10:14 . 1Пар.1:12 ). Что филистимляне в кн. Бытия производятся от Каслухим, а в других местах ( Ам.9:7 . Иер.47:4 ) – из Кафтора (Крита), то различные эти показания объясняются тем, что оба эти народа (Каслухим и Кафторим) жили вместе, и что филистимский народ, по своему началу, был колонией Каслухимской, поселившейся между Газой и Пелузием, на юго-восточном берегу Средиземного моря, которая после подкреплена была поселенцами из Кафтора, которые вытеснили отсюда аввеев, и поселились на их месте. Об этом ясно говорится в Свящ. Писании ( Втор.2:23 . сн. Нав.13:3 . Ам.9:7 ). См. Fürst. 1. p. 614–615. Herz. 1. p. 149. Zell. 1. p. 783. Зап. на Кн. Быт. М. Филар. Ч. 2. стр. 44. Keil и Del. на Быт. р. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ акт см. действие апокатастасис ( ποκατστασις) 28 апофатика ( αποφατικ) 41, 44, 53, 60, 68 архетип ( αρχτυπον) 18, 76 безбожник ( αθεος) 100 беззаконие ( ανομα) 5, 9 бессмертие ( αθανασα) 98, 139 – души ( α. της ψυχς) 22, 106 сн. благобытие ( τ ευ εναι) 76 благодать ( χαρις) 35, 37 (1, 2, 4) , 38, 89, 90, 123 (2) , 206 Бог ( Θες) 5–9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 21–24, 29, 30, 32, 37, 40–49, 51, 53–57, 59–61, 67–74, 76–78, 81, 83, 88, 89, 91, 93, 96, 99, 103–106 сн., 107, 109, 122, 123, 125, 131, 132, 136, 138, 139, 141, 142, 150–153, 157, 158, 160, 161, 163–166, 169, 197–199 богопознание ( θεογνωσα) 41, 42, 57, 132, 133, 188, 201 богословие ( θεολογα) 3–5, 19, 36, 37 3 , 39, 43, 44, 47, 51–53, 58–60, 62, 64, 65 сн., 66–72, 75 2 , 76, 81, 84–86 сн., 87, 95, 100 (5) , 101, 1–3, 104, 113, 127, 128, 130–132, 134 (2, 4, 6) – 136, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149–154 (1, 3) , 155, 156 1 , 157 1 , 159, 160 1 , 161 2, 5 , 167, 172–174 (1) , 175, 180–182, 187, 190 (3) , 191 1 , 192 5 , 195, 201, 202, 204, 206, 208, 214, 215 – богословствовать ( θεολογεν) 66, 151 – богослов 3, 4, 35, 36, 39–41, 50, 52, 60, 61, 65, 66, 78, 81, 91, 97, 103, 114, 131, 139, 140, 151, 1531, 154 2 , 155 4 , 159(сн.), 170, 172, 175, 178 2 , 181, 183, 185 4 , 186 2 , 187 2 , 189, 192 2 , 196, 198, 205, 206, 211, 217, 219 боговидение 42, 51, 59, 70, 71, 93, 139 Богородица ( Θεοτκος) 72, 75 (3) , 76, 77, 102, 114, 152 Богоматерь 47 богослужение 6, 16, 23, 65, 79, 95, 116, 143, 147 Богоявление ( θεοφανεια) 19, 36, 45, 49, 53, 67–69, 89, 94, 130, 136, 139, 152 Божии энергии (действия) ( νργειαι του Θεο) 42, 44, 68 Божий призыв ( θεκ κλσις) 9, 52, 139 Божия сущность ( οσα του Θεο) 36, 68, 88, 93, 103, 104 Божия энергия (действие) ( θεκ νργεια) 3 2 , 36, 68, 88, 103, 104 (1) буква ( γρμμα) 17, 141, 180 бытие, существование ( υπαρξις, παρχειν) 29, 44, 160 сн., 168 вера ( πστις) 7, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 29, 31, 54–56, 60, 61, 63 сн., 64, 67, 7173, 82, 84, 85, 89, 91, 94, 95, 98, 100, 103, 106 сн., 108, 114, 132, 133, 140, 143, 148, 150, 151, 152, 162, 165, 166, 167, 169, 174, 178, 190, 191, 197, 205

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Наконец, самый цвет лица кушитов, указываемый пророком ( Иер.13:23 ), совершенно соответствует ефиопам, африканским жителям. Название ефиопов (с греч. от ιθω – сжигать=сожженные солнцем) в древности давалось всем народам смуглого цвета (северо-восточной Африки и юго-западной Азии); но потом это название усвоено жителям собственной Ефиопии. Так. обр., мы принимаем слово Ефиопия в двояком смысле: обширнейшем и теснейшем, и в первом смысле разумеем под ней вообще смуглых обитателей южных стран Азии, от Индии до Аравийского Залива; в теснейшем же – Ефиопию Африканскую ( Ис.11:11, 18:1, 20:3–4, 43:3, 45:14 . Пс.67:32 ). Сн. зап. м. Фил. на Кн. Быт. Ч. 2. стр. 38–39. Власт. Свящ. Лет. Т. 1. стр. 149–150. Ефиопия Африканская лежала на юг от Египта, и в древности обнимала собой Нубию, Сенаар и Кордофан и Абиссинию, в особенности же в истории в древности известна под именем Мероэ (Herod. 2, 29), в Св. Писании Сева или Савея (: Быт.10:7 . Ис.48:3, 45:14 . Пс.71:10 . Иез.23:42 – по Keri). По Флавию столичный город Ефиопии Мероэ прежде назывался Сава, и Мероэй назван Камбизом, по имени сестры его (Древ. К. 2. гл. 10. § 2. Сн. о Ефиопии и Мероэ Plin. Н. Nat. VI, 35). Границы Ефиопии: на севере – Сиена, отделявшая ее от Египта ( Иез.29:10 ); на востоке – Чермное море; на западе – Ливийская степь; на юге – Абиссинская возвышенность. О физическом состоянии этой страны должно заметить, что по западной стороне ее от Нила идут горы Ливийские, теряющиеся в степях внутренней Африки, а по восточной стороне, вдоль берега Аравийского залива, простирается другой горный хребет, разделяющийся на юге на многие отроги, сближающиеся с Лунными горами. Здесь, на юге – истоки Нила, главнейшей и известнейшей реки египетской. Здесь, с восточной стороны ее, реки Астаборас и Астап, образующие своим соединением с Нилом полуостров, где лежал древний город Мероэ или Саба, столица древнего и сильного некогда царства Меройского. Страна эта плодородна и богата произведениями и царства растительного, и животного, и минерального.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Числ.12:1 ). Жена Моисея, из дочерей священника мадиамского ( Исх.3:1 ), называется ефиоплянкой ( Числ.12:1 ). Как бы ни объясняли это обстоятельство, во всяком случае, здесь нельзя разуметь Ефиопии Африканской, а надобно разуметь Ефиопию Аравийскую, потому что здесь по северо-восточной стороне Чермного моря жили мадианитяне, и здесь впоследствии они препятствовали израильтянам идти в земно обетованную ( Числ. 22 и д.). – б) Земля Куш или Ефиопия представляется в Св. Писании смежной с Аравией; Аравитяне в кн. Паралипоменон ( 2Пар.21:16 ) называются сопредельными ефиоплянам. Здесь, очевидно, под ефиоплянами или кушитами нельзя разуметь ефиоплян африканских, потому что африканских кушиты или ефиопляне, отделяемые от аравитян Чермным морем и Египтом, не могут считаться сопредельными аравитянам, чтобы в соединении с филистимлянами идти войной против Иудеи. – в) Это же подтверждает и Иосиф Флавий, по которому ефиопы африканские ведут свое начало от Куша, как своего родоначальника, и потому и доныне как сами они себя называют кушитами, так и от всех азиатских называются кушитами. (Древн. К. 1. гл. 6. § 2. Сн. Rosenm. на Быт.10:6–7 . – 4). То же подтверждается и тем, что Абиссинская Ефиопия или царство Мероэ носило название и царства Сеннаар, вероятно, как воспоминание древней отечественной страны своей (Власт. 1. р. 150). – 5) И по древним картам, мы находим кушитов и по обеим сторонам Персидского залива, и в Аравии. И так большею частью принимают и новейшие. См. напр. Zell. 2. p. 134 Herz. 1, p. 147. V, p. 18. XX. p. 861. Fürst 1 p. 583. Keil и Del. на Быт. p. 116. Власт. св. Лет. Т. 1. стр. 149–150. – Что до Африканской Ефиопии, то кроме Флавия о ней свидетельствует и само Св. Писание яснейшим образом во многих местах, где Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями, напр. Египтом, Савеей, Футией (по Флавию Ливия), Лидией, или Футом и Лудом ( 2Пар.12:8 . Ис.20:3, 5, 43:3, 45:14 . Иер.46:9 . Иез.30:5 . Дан.11:43 . Пс.67:32 ). О том же свидетельствуют сирский и арабский переводы Нового Завета, по которым Ефиопия, Куш и Абиссиния суть одно ( Деян.8:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

III. Продолжительность царствования антихриста. Вопреки учению раскольников (беспоповцев), что царствование антихриста будет продолжаться неопределенное время, православная церковь учит, что антихрист будет царствовать определенное время, именно только три года с половиною. Основания для такого учения она находить и в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви. Св. Иоанн Златоуст , в 76 беседе на Евангелие от Матфея, объясняет, что Спаситель, говоря о бедствиях Иерусалима, говорил и о последних днях мира, которые сократятся избранных ради. Мысль эта выражается и в 105 сл. св. Ефрема Сирина и в слове Ипполитовом: «Царство антихриста вскоре разорится». Кроме этих неясных указаний на кратковременность царствования антихриста есть указания вполне ясные и определенные. Так, в кн. пророка Даниила читаем: «и дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене» ( Дан. 7:25 ; сн. Дан. 12:7 ). Св. Кирилл Иерусалимский в объяснение этих слов пишет: «Царствовати имать антихрист три и пол лета точию. Не от сумнительных книг, но от Даниила глаголем, рече бо: «дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене». Время убо едино есть лето, времена же прочая два лета беззаконии его... а пол времене шесть месяцев есть» (15 оглас. поуч. л. 149 об. и 150, чл. 16, сн. Кир. кн. л. 52). Яснее время царствования антихриста определено в Апокалипсисе, где сказано: «И дана... быст ему область творити месяц четыредесят два» ( Апок. 13:5 ). Св. Андрей Кесарийский в пояснение этих слов говорит: „четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет» (антихрист). («Толк. Апок.» стр. 59). В другом месте он же пишет: «Три лета и пол, являемая днями тысяща двесте и шестедесятми... державствовати будет отступление» («Толк. на Апок.» стр. 55, сн. Апок. XII, 6). Точно так же учат о времени царствования антихриста и уважаемые раскольниками старопечатные книги. Так в «Кирил. книге» читаем: «Полчетверта лета тако будет люто царствовати, дóндеже вторым с небесе славным пришествием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа истинного, помрачится: " егоже убив Духом уст Своих» ( 2Сол. 2:8 ), родству огненному предаст» (л. 47 об, сн. л. 48 об., см. также в Кн. о вер. л. 270 и в Б. Кат. л, 102) (Сост. по кн.: «Руководство по обличению русского раскола». Изд. 2. К. Плотникова , стр. 230 – 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Гиву два раза приходили к Саулу зифеи, донося об укрывательстве у них Давида ( 1Цар.23:19, 26:1 ). В Гиве Сауловой впоследствии повешены были потомки Саула, исключая Мемфивосфея, по требованию гаваонитян ( 2Цар.21:6, 9 ). Об этом городе упоминает пророк Исаия, изображая нашествие царя Ассирийского на Иудею ( Ис.10:29 ). По возвращении из плена у Ездры и Неемии о нем не упоминается, а только о Геве. Но Флавий говорить в свое время и о Гиве. Здесь во время войны Иудейской Тит имел свой лагерь в последний свой поход к Иерусалиму; но место это представляло тогда небольшое некое, в развалинах находившееся селение (De bello Ind. V. 2, 1). Теперь и этих развалин не видно более, так что до последнего времени и не знали, где лежала Гива. Ныне, на основании указания пророком Исаией пути Ассирийского войска к Иерусалиму чрез Гай, Мвхнас, Гев, Раму, Анафоф и Нов ( Ис.10:28–32 ), и на основании описания Флавием пути Тита к Иерусалиму чрез Самарию, Гофну и Гиву Саулову, отстоящую от Иерусалима около тридцати стадий, полагают город этот выше Шафата и Анаты, к северу от Иерусалима, на пути к Сихему, на горе Тулель эль-Фуль, отождествляя его с этою местностью. Атлас Менке, VIII. Keil и Del. на Нав. р. 149. Zell. 1. р. 501–502. б) Нав.15:57 . – Гива – город в нагорных местах колена Иудина, упоминаемый вместе с Маоном, Кармилом, Зифом и Ютой. Его нельзя отождествлять с Гаваей или Гивеей на юго-западе от Вифлеема; последний не может принадлежать к группе городов, указываемых здесь вместе с Гивой к югу от Хеврона. Но он еще не найден. Keil и Del. на Нав. р. 135. в) Нав.24:33–34 . – Гивея или Гавааф – Город на горе Ефремовой, выше Гофвы. Здесь похоронен первосвященник Елеазар, сын Аарона. Город этот в еврейском читается =холм, у LXX по Александрийскому списку Гавааф (Γαβαθ Φιννες); ныне – Гивея или Жибея. Zell. 1. p. 502–3. сн. Keil и Del. на Нав. р. 185. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. - Т. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887./[Т. 1: А-Е]. - 1879. - II, 666 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Гавриил Хиландарец 117 Гаген (Красиков) С. Я. 202 Гайденко В. П. 86 сн. Гайденко Π. П. 203, 206 Гала Галактион 183 Гегстенберг Э. В. 159 1 Геккель Э. 171 Геннадий, архиеп. Новгородский, свт. 124, 127 (5) Геннадий II (Георгий) Схоларий (Gennade Scholarios), патр. Константинопольский 74, 75сн.,81, 82 (1, 3) , 83, 87 сн., 104 1 Георгиаду В. 173 Герасимов Д. 129 (5) Георгиев E. 125 4 , 126 2, 5 , 127 3 , 202 Герцен А. И. 188 Гечевой К. 122 1 Гия Г. 183 Глориантов А. И. 160 сн. Глубоковский Н. И. 34 2, 12 , 160 сн., 202 Глумац Д. 115, 116 1 , 195 (3, 4) , 206 Глущенко А., диакон 205 Гоголь Н. В. 160 (1) , 161 (2) , 202 Голиаф, библ. 38 Голицин А. Н., князь 148, 149 Горский-Платонов Π. 156 2 Граф К. – Г. 178 (2) Грацианский М. В. 208 Гргур, сын деспота Д. Бранковича 117 Григорий, еп. Агригентский (Акрагантийский), свт. 47 Григорий Акиндин, пресв., еретик 67 1, 3 , 68 1 , 202 Григорий Великий , папа Римский, свт. 52, 84, 184 Григорий Назианзин (Gregoire de Nazianzine), (Богослов), патр. Константинопольский, свт. 36, 39–41 (2) , 42, 59, 65 2 , 114, 139, 219, 220 2 Григорий, еп. Нисский (Gregoire de Nysse), свт. 39, 40, 41 1 , 56, 78, 110, 117, 152, 219, 220 2 Григорий Палама ( Γρηγριος Παλαμς), архиеп. Солунский, свт. 3 (2) , 4, 50, 62 (3) , 66, 67 (1, 3) , 68 (1) , 69 (2, 3, 5) , 70 (1, 2, 7) , 71 (1) , 72, 74 (4) , 75 (2) , 78, 81, 104 1 , 108, 120, 125, 139, 193, 202, 209, 215 Григорий Цамблак (Camblak G.), митр. Киевский, затем Молдо-Влахийский 116, 124 (4) , 125, 202 Гуго Сен-Викторский 85 Гълъбов И. 202 Давид Псалмопевец, царь Израильский, библ. 8, 12, 15, 27, 31, 35, 58, 110, 115, 116, 120, 121 (4) , 140, 144, 156, 157, 161 Давидов А. 202 Дагаев Н. 1751 Даниил, библ. 34, 35, 48, 121 4 , 126, 129 Даниил II, еп. 115 2 Даничич Ю. (Даничич Джура) 169 (3) , 170 (2, 3) , 171, 172 (2) , 202, 205 Данчев Г. 202 Дарвин Ч. 171 Девора, библ. 183 Деретич И. (Деретич J.) 165 5 , 166 5 , 202 Десницкий А. С. 218 Джурич В. И. (Джурич В. J) 116 5 , 117 6 , 201 Дидим Александрийский (Слепец) 31, 36, 46, 118

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

плоть ( σρξ) 17, 39, 49, 62, 71, 79, 136, 140, 169, 188 покаяние ( μετνοια) 82, 128, 137 полнота ( πλρωμα) 5, 8, 14, 16, 18, 19, 24, 39, 48, 57, 77, 83, 95, 111, 130, 131, 138, 163 Помазанник ( κεχρισμνος, Χριστς) 15, 161 праведность ( δικαιοσνη) 8, 30, 43, 65 сн., 69, 82 правило ( κανν) 11, 15, 19, 20, 25, 49 3 , 92, 109, 151, 174, 175, 189, 204 предание ( παρδοσις) 4, 12, 14, 44, 47, 61, 64, 78, 95, 97, 99, 102, 103, 120, 130, 136, 143, 147, 150, 151, 152, 154, 155, 163, 164–166, 174, 176, 180, 181, 189, 193, 200 – богословское 47, 95, 103, 120 – византийское 78, 94, 130, 147 – духовное 95, 143, 193, 200 – живое 12, 51, 150, 154, 181 – животворное 200 – записанное 151 – исконное 97 – историческое 150 – иудейское герменевтическое 14 – каноническое 175 1 – литургическое 181, 193 – молитвенное 193 – народное 64 – святоотеческое 49, 51, 54, 93, 94, 98, 108, 199 – Священное 152 – средневековое 163 – схоластическое 152 – церковное 136, 147, 149 – экзегетическое 57, 61, 78, 98, 108, 119, 120, 127, 141, 143, 153, 175, 198 Предвечный Совет Божий ( προαινιος βουλ το Θεο) 48 Премудрость ( σοφα) 4, 6, 41, 99, 128, 151, 152, 154, 212, 215 – см. также мудрость преображение ( μεταμρφωσις) 25, 26, 109, 112 – п. сила ( μεταμορφωτικ δναμις) 9 природа ( φσις) 7, 14, 21, 29, 31, 38, 45, 53, 54, 60, 66, 67, 69, 70 (1) , 71, 76, 77, 86 сн., 90, 109, 132, 135, 136, 152, 156, 157, 165, 167, 177, 198, 206 притча ( παραβολ) 35, 136, 145, 159, 160, 166, 171, 215 (3) причина, источник ( φορμ, αιτα) 23, 53 сн., 89, 90, 91, 105, 132, 168 – первопричина 89 – причинный ( ατιος) 37 Промысл Божий ( πρνοια το Θεο) 19, 74, 82, 142 прообраз ( προεικνισις, πρτυπον) 17, 18, 26, 33, 35, 38, 47–49, 109, 114, 118, 127, 152, 164, 214 пророчество ( προφητεα) 6, 12, 15, 20, 21, 22, 30, 31, 38, 39, 73, 82, 96, 118, 126, 127, 154, 160, 183, 189, 190, 214 просвещение ( φωτισμς) 9, 20, 51, 69, 101, 104, 108, 109, 130, 141, 145, 149, 165, 167, 169, 174 разум ( τ λογικν) 9, 16, 26, 53–56, 60, 63 сн., 64, 67, 70, 71, 80, 85, 88–94, 104–106, 108, 132, 134, 1325, 141, 142, 153, 157, 162, 165–167, 177, 178

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

свобода воли ( λευθερα τς θελσεως) 37, 89 святыня ( τ για) 24, 167 сердце ( καρδα) 7, 9, 10, 16, 20, 21, 41, 42, 60, 69, 70, 71, 83, 108, 139, 141, 142, 153, 157, 158, 165 символ ( σμβολσν) 8, 15, 18, 19, 37, 40, 42, 45, 48, 51, 67, 70, 78, 83, 123, 136, 142, 157, 171, 197, 198–200 (1) следствие, последствие ( ποτλεσμα, συνπεια) 19, 89, 122, 154, 158, 197, 199 – результат 7, 8, 54, 69, 149, 155, 172, 173, 177, 179, 181, 182, 187, 196 Слово Божие ( Λγος του θεο) 7–12, 29, 53, 59, 80, 95, 99, 103, 108, 119, 128, 133, 141, 145, 147, 150–153, 163, 174, 180, 198 совершенство ( τελειτης) 18, 27, 41, 44, 62, 64, 83, 92, 93, 108 созерцание ( θεωρα) 47, 51,93,139,153, 158 – богосозерцание 57, 139 смысл, значение ( νημα) 3, 5, 7–15, 17, 18, 21, 24, 25–28, 32, 33, 35–38, 40, 45, 51, 60, 64, 69, 70, 72, 75, 76, 80, 82, 84, 91, 92, 98, 101, 102, 109, 110, 112, 118, 123, 128, 133, 135, 136, 1328– 140, 151, 164, 166, 167, 169, 171, 173, 180,184,187, 190, 191, 195, 198–200 спасение ( σωτηρα) 16, 24, 25, 48, 51, 54, 55, 78, 80, 83, 85, 98, 108, 119, 133, 180 существо, сущее ( τ ν, τ εναι) 9, 41, 47, 53, 54, 69, 76, 86 ρν., 90, 92, 93, 107 – тварные и нетварные 78 – тварное ( κτιστν ν) 44, 45, 89; см. также тварный, тварь – духовные 198 – разумные 57, 77 – демоническое 122 – падшее 168 тайна, таинство ( μυστριον) 3, 5, 7–9, 12, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 27, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 48, 54, 55, 57, 61, 62, 68, 69, 72, 79, 80, 82, 94–96, 99, 103, 104, 108, 110, 113, 118, 125, 128, 131, 133, 136, 137, 139, 142, 147, 153, 156, 162, 167, 168, 179, 190, 199 тайноводство, мистагогия ( μυσταγωγα) 46, 79 тварный 8, 37, 42, 44, 45, 48, 53, 67, 70, 76, 78, 89, 90, 93 – см. также существо тварь, творение ( κτσις) 29, 32, 41, 45, 53 сн., 76, 89, 98, 123, 132, 137 2 , 146, 157, 168, 182 Творец ( δημιουργς) 24, 76, 89, 105, 125, 163 тело ( σμα) 13, 57, 60, 61, 77–79, 96, 103, 105, 131 тень ( σκι) 17–19, 29, 30 (2) , 49, 76, 77, 110, 111, 123, 135, 136 теократия ( θεοκρατα) 161

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Выпуск 11. Число 19. Львов, 1854. С. 147–149). Одновременно с еп. Григорием упоминаются митрополит Киевский Киприан, деятельность которого относится к середине XIV в., а также епископ Перемышльский Иларион, которого А. Петрушевич считает вымышленным (Там же. С. 87–88). Возможно, что датировка грамоты ошибочна (т. к. если отнести грамоту ко времени святительства митрополита Киприана (1375 г.). το близко к этому времени на Перемышльской кафедре был епископ по имени Илларион). Возможна контаминация имен реальных исторических лиц, живших в разные эпохи. Полностью отрицать существование реального еп. Григория на Галицкой кафедре невозможно. Помещен в список условно. 2520 Упоминается в письме польского короля Казимира к Патриарху Константинопольскому Филофею от 1371 г. как первый митрополит Галицкий: «От века веков Галич славился во всех странах митрополиею и был престолом митрополитов от века веков. Первый митрополит нашего благочестия был Нифонт, второй митрополит – Петр, третий митрополит – Гавриил, четвертый митрополит – Феодор. Все они были на престоле Галича» (Памятники древнерусского Канонического права. M., 1920. Стб. 126). Обоснование датировки основания митрополии – 1303–1304 гг. см.: Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. M., 1995. Т. 3. С. 520. 2522 В письме короля Казимира (см. сн. 11) как второй митрополит Галицкий упоминается Св. Петр Волынянин. Проф. A.C. Павлов высказывает о Св. Петре следующее примечательное соображение: «...по первоначальному житию св. Петра он есть одно и тоже лицо с бывшим волынским игуменом Петром, избранным тамошним князем на митрополию... и следовательно, нет никакого основания отличать его от... Галицкого митрополита Петра. ... Местом первоначальной деятельности его в сане митрополита была именно волынская и киевская земля. Ввиду этого последнего обстоятельства позволительно высказать догадку, что св. Петр первоначально был поставлен в Галицкие митрополиты, а потом уже признан Всероссийским...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 8, 9). Это мнение не может быть признано состоятельным, ибо Галицкий митрополит не мог иметь отношения к Владимиру-на-Клязьме, где уже была тогда кафедра Киевских митрополитов. Не могло быть и перехода митрополита с Галицкой кафедры на Киевскую, ибо это были две митрополии, ориентированные на совершенно различные политические центры. Как пишет Н.Д. Дурново, «по одним историческим данным был поставлен в митрополита Галицкого, а по другим лишь предназначался, но хиротонисан был в 1308 г. в митрополита Киевского и всея России...» (Н.Д. Иерархия... С. 359). Видимо, светскою властью предполагалось поставление Св. Петра на митрополию Галицкую с претензией на всероссийскую митрополию, но он был поставлен в Константинополе на Всероссийскую (Киевскую) кафедру (см.). Поэтому в список Галицких иерархов имя Св. Петра не внесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010