соч. на стран. 147–149; в слове прот. А. И. Соколова в Филар. Юб. сб. II, 36–37 и др. 146 Подробнее о сем см. у Сушкова, там же, стр. 149–153: также, стр. 67, 262 и дал., 274 и дал. и др. 151 Разумеется основание М. М. Тучковой Спасобородинской женской общины, впоследствии женского монастыря. 152 Письмо это не имеет годовой даты, но несомненно, что оно писано еще до 1828 года. И замечательно, что после этого письма получившая его действительно прожила 20 с небольшим лет. 153 См. Сушкова, там же, стр. 115–116. Сн. Чтен. в общ. люб. дух. просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 85–87 «Материалов для биографии м. Филарета». Срав. другие примеры утешительных писем митроп. Филарета у того же Сушкова, там же, стр. 134–135 (к В. И. Рахманову), 120–121 (к одному протоиерею) и др., также Письма м. Филарета, изд. Импер. Публ. Библиотекой в 1891 году и мн. др. 156 Поводом к повороту мыслей этого и других членов раскольнической лжеиерархии в пользу православия послужили некоторые статьи проф. Н. И. Субботина . Но мудрая, исполненная силы убеждения, речь святителя сделала этот поворот окончательным. 157 Упомянутый свидетель этой беседы (проф. Н. И. Субботин ) говорит, что удостоившийся ее, по выходе от митрополита, не шел, а «действительно бежал , так что трудно было идти с ним вместе». См. Н. И. Субботина : Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. Стр. 11. Москва, 1890. Здесь же, на стр. 7–11 можно читать и подробности этой беседы. Срав. 13, 14 и 15 Братского слова за 1890 год. 160 Стихотворение П. В. Шереметевского на память 5О-летия архиерейского служения м. Филарета. См. Очерк жизнеописания м. Филарета, стр. 15. Москва, 1875. 161 Сообщение о сем предвестии дня кончины святителя Филарета было напечатано в свое время во многих периодических изданиях. См. напр. у Сушкова, в упом. соч., стр. 160–161 приложений. 163 См. брошюру: Памяти Филарета, митроп. Московского, стр. 13. Москва, 1868. Статья без имени автора, но оно принадлежит перу покойного преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Фармаковский Б., Византийский пергам. рукоп. свиток, в Извест. Русск. Археол. Инст. в Константинополе, т. VI, вып. 2–3. стрр. 329–332, и относящ. к ним табл. I; архим. Макария Археолог. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. II, стрр. 258–259. В житии Стефана Чудотворца († 794 г.), написанном учеником его Леонтием, рассказывается между прочим, как преподобный держал «свой святой крестообразный посох» (Палестинск. Патерика стр. 114. СПБ. 1900), Преосв. Порфирий в своем «Первом путешествии на Афон» (стр. 209) упоминает о двух жезлах преп. Афанасия Афонского : одном железном с крестом на верху, а другом, по-видимому, деревянном, который он называет патерицею. Есть основания утверждать, что в более поздние времена в Греции, как, быть может, и на Руси (Историко-статистич. описание Смоленской епархии, стр. 149. СПБ. 1864) у игуменов, по крайней мере, некоторых монастырей, подобно патриархам Константинопольским, было по два посоха, получавшихся при самом производстве. В уставе Михайло-архангельского на горе преп. Авксентия монастыря, ктитором которого был импер. Михаил Палеолог, между прочим говорится, что настоятель его получал из рук самого царя, по своем избрании, βδον κα βακτηραν (Дмитриевского Τυπικ, стр. 775). Пастырский посох (baculum) Типик отличает от настоятельского жезла. Первый вероятно устроялся в виде деревянной клюки, второй, увенчанный, надо думать, крестом, походил на диканикий и был употребляем в более торжественных случаях, например, по праздникам за богослужением (Сн. преосвящ. Порфирия Путешествие в Осоолимпийские монастыри, стр. 293, 318). В русских описях архиерейского имущества XVIII столетия вслед за обычными посохами перечисляются иногда «понахидные», вероятно, черного цвета (Описан. дел и документ., хранящ. в архиве св. Синода, т. I, стр. XLIX, CLXVII), а у старых наших исследователей (Амвросий, Ист. Росс. Иерарх, ч. I, стр. 394) среди служебных отличий одного и того же лица, например, архимандрита Троицкого Слуцкого монастыря рядом с патерицею называется и посох.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

127 сл., а по 2-му изд. (ibid, 1910), стр. 115 сл. II: 466 – с сомнением, близким к отрицанию, высказывается о гипотезе Plumptre’a и † Fred. W. Farrar, The Life and Work of St. Paul, popul. ed., London 1884, p. 697,6 и по переводу ο. Μ. Π. Фивейского, Жизнь и труды св. Апостола Павла (Спб. 1905). стр. 991,1. II: 534,4 сн. «также» (вм. «такое»). II: 536,18 сн. «идем» (вм. «идет»). II: 553,5 св. «тварный» (вм. «варный»), II: 580,18 сн. «несомненно» (вм. «несомнению»). II: 680,11–12 ев. «обязательны» (вм. «обязательное»). II: 722,5–6 св. «затрогивает» (вм. затрачивает»). II: 738,18 св. «прещению» (вм. «прощению»). II: 768,6 св. «распорядителем» (вм. «распространителем»). II: 793,5 св. «кардинальным» (вм. «кардинальским»). II: 823,108, стрк. 1 читать: «809,1260» (вм. «799,1226»). II: 824,3 сн. читать: «810,1260» (вм. «800,1226»)· II: 834,22–3 ев. чит.: «По (согласно) р. I(er)yдa,–Caмyэль от имени р. Симеона... сказал» (вм. «Но у р. Иуды Самуэля... передается»). 854,146. последняя строка читать: «III, S. 282» (а не 382). II: 870,3 св. «признавался» (вм. «признался»). II: 879 для Афинодора см. П: 1054,491. II: 921,665а чит. «Сафра» (вм. «Сафро»). II: 950,868, стрк. 7 читать: «IX (Спб. 1908), стлб. 603–754». II: 1003,24–26 св. Статья о. проф. Е. А. Воронцова, Сатана, как аггел смерти [ Евр. 2:14 ] помещена [не в «Христ. Чтении», а] в журнале «Вера и Разум» 1907 г., 3, стр. 285–301. Указатель содержания I-й и II-й книг 7 Аббагу рав. 8 I: 263,145. 276,192. 864,538. Абен Эзра 9 I: 698,164. Абрабанел (Абарбанел) рав. 10 I: 401,375. 410. 698,ш. Абика, сын Гафтеры I: 767,297. Abbak. II, 4 (I: 205. II: 149,436а). Августин 6л. I: LXL. 443,489. II: 461,169. 722. 774,1103. 1300. Авраама Апокалипсис II: 267,208. 1095. Авраам патр. (I: 276) искупитель (I: 291,51 401,375); его истории в синагогах (II: 195–6); Авраам и Аврам (II: 117,210). Авраам из Каталонии рав. XV в. 11 I: 266,157. Авран (не=Аравия) I: 139,254. А(г)гада 12 I: 820,418. II: 413,1246 1152. Αγπη и χρις I: 427,456. Агапы II: 1186.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1) Cosmanmino «eretico», cit. (сн. 1). P. 56; 2) La fortuna della notizia geronimiana su Costantino «eretico», cit. (сн. 1). 226s. 1321 Dölger F.J. Die Taufe Konstantins und ihre Probleme//Konstantin der Große und seine Zeit: Festgabe für Konstantins-Jubiläum 1913 und zum goldenen Priesterjubiläum von Mgr. Anton de Waal. Freiburg i. В., 1913. 415s. (Некоторые выражения Сильвестра, относящиеся к природе Христа, почти буквально воспроизводят христологическое определение Халкидонского собора); ср.: Levison W. Konstantinische Schenkung und Silvesterlegende//Miscellanea F. Ehrle: Scritti di storia e paleografia. 1924. Vol. 2. P. 159−247, см. в: Aus rheinischer und fränkischer Frühzeit: Ausgewählte Aufsätze. Düsseldorf, 1948. S. 390−465, 402 ss.; Pohlkamp W. 1) Kaiser Konstantin. Der heidnische und der christliche Kult in den Actus Sylvestri//Frühmittelalterliche Studien. 1984. Bd. 18. 363 ss.; 2) Textfassungen, literarische Formen und geschichtliche Funktionen der römischen Sylvester-Akten//Francia: Forschungen zur Westeuropäischen Geschichte. 1992. Bd. 19, 1. 149 ss.: для двух первых редакций (Al и В1) несомненный «terminus a quo», это понтификат Дамасия (366−384), a «terminus ad quem» – понтификат Симмаха (498−514); Canella Т. Gli Actus Sylvestri: Genesi di una leggenda su Costantino imperatore. Spoleto, 2006. XXI ss. 1322 Acta Conciliorum oecumenicorum, Conc. Chalced. Actio VI, 1, 2, 351 Schwartz 115; также и в Деяниях Константинопольского собора 448 г. епископы провозгласили Феодосия II «новым Константином» и «archierèus» («архиереем») [АСО II, 1, 1]. Ср.: Ewig. Das Bild Constantins des Großen, cit. (сн. 3). 6s.; Aiello V. Cassiodoro e la tradizione su Costantino//Cassiodoro dalla corte di Ravenna al Vivarium di Squillace: Atti del convegno intern, di studi (Squillace, 25−27 ott. 1990). Soveria Mannelli; Messina, 1994. P. 133; Gallina M. Novus Constantinus: Temi di memoria costantiniana nella propaganda imperiale a Bisanzio//Annali délia Facoltà di Lettere e Filosofia di Macerata. 1994. Vol. 27. 33 ss.; Rizzo F.P. Vicem praesentiae meae implere: A proposito della presidenza a Calcedonia, in Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 39 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cat 3.290. 212. Cat 3.311. 213. Cat 26.308–312. Из этого Огласительного Слова, с описаниями всех ежедневных богослужений, точно следующих за предписаниями церковными, — пр. Симеон учит юного послушника исполнять их неукоснительно — видно, какое большое значение придавал он установленной богослужебной жизни. Тем более удивляет утверждение Деппе (цит. сочинение), будто бы пр. Симеон после своего мистического обращения порвал с благочестием (Frommigkeit) своей юности. В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214. Theol 3.34–37. 215. Theol 3.37–46. 216. Theol 3.46–69. 217. Euch 2.338. 218. Hymn 45.120–127. 219. Hymn 52.149–153. 220. Hymn 46.7–10. 221. Hymn 35.1–7. 222. Hymn 41.7–16. 223. Hymn 45.1–3. 224. Hymn 49.68–71. 225. Hymn 47.69–75. 226. Hymn 49.17–19. 227. Cat 23.65–94. 228. Cat 30.70–97. 229. Cat 9.344–346. 230. Cat 18.224–227. 231. Cat 27.80. 232. Cap 3.100. 233. Eth 7.437–445. 234. Eth 11.161–166. 235. Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35–38, Париж, 1951 236. См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237. Cat 22.30 238. Cat 22.30. 239. Cat 22.47–51. 240. Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241. Cat 22.58–66. 242. Cat 22.74–87. 243. Cat 22.88–91. 244. См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245. Там же. Сн.8. 246. Cat 16.86–91. 247. Ер 2.89. 248. Hymn 58.349–353. 249. Hymn 58.354–361. 250. Eth 7.203–206. 251. Сар 3.15. 252. Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253. Euch 1.19–25. 254. Euch 1.252–255. 255. Euch 2.52–73. 256. Euch 2.73–75. 257. Euch 2.129 258. Euch 2.160–165. 259. Eth 7.435–445. 260. Eth 7.399–405.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Хотя Дух Св. и оставил первых людей, когда они преступили заповедь Божию, и не обитал в сердцах их, как обитал до грехопадения, 149 но совсем не оставил людей, (см. Вас. Вел., ч. 3, стр. 237, 150 прим.) направляя их деятельность к пользе и благу других, потому что без Его помощи люди и существовать не могут ( Деян. 17:28 ). Но Господь промышлял и помогал не одним евреям, а и всем народам, потому что Господь воцарился над языками, т. е. над народами ( Пс. 16:9 ), обладает языки ( Пс. 21:29; 65:7; 66:5 ). «Владеет Вышний царством человеческим и ему же восхощет даст е» ( Дан. 4:22, 29 ; см. Сир. 10:4 ). «Комуждо языку устроил вожда». ( Сир. 17:14 ; сн. Прем. 6:1–3 ). Для пользы людей Дух Св. пророчествовал через фараона Валаама, Навуходоносора, Каиафу и пр. (Злат. т. VIII, б. 6, стр. 437). Кира, царя персидского называет Своим помазанником и рабом, которому повелел создать Себе дом, т. е. храм во Иерусалиме ( Исаи. 45:1 ; 2Пар. 36:22 ). Так. обр. всё сказанное показывает, что хотя Дух Св. не оставил людей, управлял всеми народами, пребывал с ними, но пребывал внешне, а не во «внутреннем человеце», и помощь оказывал внешнюю, т. е. во внешних только делах. Вот о таком-то внешнем пребывании Духа Св. с апостолами и говорит Христос словами; «в вас», или точнее сказать: «у нас, с вами пребывает.» О внутреннем же пребывании, а также и о действовании внутреннем Духа Св. в апостолах, Христос говорит в будущем времени: «облечетеся, приимите, в вас будет». Значит, не одинаковое значение имеют слова: «в вас» и «у вас, с вами пребывает», потому что Дух Св. для пользы людей и с нечестивыми пребывает, как напр. с Каиафой ( Иоан. 11:51 ; см. Злат. т. VIII, б. 65. стр. 437), но никогда не пребывает в душах грешных людей, каковыми были все люди до искупления их Христом. 150 Св. И. Златоуст и Феофилакт, как мы выше видели, говорят, что «мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельница примирения, и дар подаётся не врагам и лицам ненавистным, но друзьям» ( Иоан. 15:14 ), и что «доколе не было примирения, дотоле по справедливости не был ниспослан и Дух» (см. выше 143 прим.: сн. Рим. 5:6; 8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

101. Hymn 21.51–68. 102. Hymn 21.102–107 103. Hymn 21.114–117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104. Hymn 21.118–147 105. В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4–5. 106. О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917–986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107. Vie 73.1–2 108. Vie 73.9–12. 109. Vie 78.15–20. 110. Vie 79.8–12. 111. Vie 79.15–16. 112. Vie 80.1. 113. Vie 80.7–12. 114. Vie 81.2–14. 115. Vie 82. 116. Vie 83–86. 117. Vie 87.9–21. 118. Vie 88–90. 119. Vie 91.14–17. 120. Vie 92.4–9. 121. Vie 93.1–12. 122. Vie 94.6–10 123. Vie 94.15–22. 124. Vie 95.6–11. 125. Vie 95.15–23. 126. Vie 96.1–5. 127. Vie 96.5–22. 128. Vie 97–98. 129. Vie 99. 130. Hymn 4.91–97; Hymn 36.1–16. 131. Vie 100. 132. Vie 102.14–103.18. 133. Vie 104.17–24. 134. Vie 107.15–23. 135. Vie 108. 136. См. сн.1 к этой главе. 137. Ер 4.38–45. 138. Ер 4.45–49. 139. Ер 4.181–186. 140. Ер 4 заглавие. 141. Ер 4.392–399. 142. Ер 4.263–271. 143. Ер 4.415–420. 144. Vie 110. 145. Vie 37.11–12. 146. Vie 111.7–17. 147. Vie 113–124. 148. Vie 119.9–12. 149. Vie 120.1–2. 150. Vie 125.1–13. 151. Vie 126.14–19. 152. Vie 128.1. 153. Vie 128.21. 154. Vie 128.17–20. 155. Vie 128.20–129.15. 156. Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55–61. 157. Vie 129.15–25 158. Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

117 О. Антонин был большим любителем «толстого» звона. (Церк. Вестн. 1881, 9, стр. 6; см. Заметки поклонника св. Горы, стр. 30, 402). 123 О. Антонин мечтал создать и мужскую обитель в Иерусалиме на Елеоне в своих постройках, но этим его мечтам не суждено было осуществиться на деле. Церковн. Вестн. 1876, 15, стр. 6. 133 Душеп. чтен. 1866, III, 148, 149, 157. Статьи, относящиеся к изучению древностей в Палестине:«Письмо из Иерусалима» (Северная Почта, 1868, 94); «26 Января в лавре св. Саввы» (Труд. Киев. Дух. Акад. т. II, 1868); «Св. мучение св. Домнины» (Там же, 1869, т. I); «Св. преподобно-мученица Сосанна Палестинская» (там же, 1877, т. I); «О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом» (там же, 1878, т. I); «Доктор Сепп у Самарян» (там же, 1875, т. III). 136 Чего не нашел я, – мечтал о. Антонин, – отправляясь на Синай, ни в Греции, ни на Афоне, найду здесь, думал я, – византийскую эпоху наилучшего времени её в цельных, нетронутых ни разрушителями, ни возобновителями памятниках» (Из записок Синайского богомольца, стр. 123. Сн. стр. 14) 137 О своем каталоге о.Антонин говорит, что его «надобно сделать удовлетворительно, чтобы монастырю можно было потом похвалиться им перед другими» ( Из записок Синайского богомол., стр.30). «Каталог наш подвигается быстро и обещает быть дельным. Конечно, у меня не было и теперь нет в виду составлять настоящий ученый, еще менее прагматический каталог, в чем я спешу огово­риться и извиниться. Предоставляю это кропотливое занятие потомству. Я только пролагаю дорогу ему... Мои ошибки и неизбежные промахи всякого рода пусть он (т. е. исследователь) благосклонно припишет недостатку времени и неизбежной спешности занятия от сего» (там же, стр. 44). Проф. богословской школы в Иерусалиме, спутник о. Антонина, Саруф составил каталог сирийских рукописей. 138 Catalogus codicum graecorum Sinaiticorum, scripsit W. Gardthausen lipsiensis. Oxon. 1886 an.: об этом каталоге Гардтгаузеу так выражается: «Numeri...notati sunt in Catalogo manuscripto bibliothecae Sinaiticae quem monachum (sic!) Russicum olim fecisse dicunt (Catal. Praef. pag. VIII). О заимствованиях Гардтгаузена из этого каталога см. у меня «Путешествие по Востоку и его научные результаты», стр. 122, 148, и в Словаре критико-библиографическом русских писателей и ученых, С. Венгерова, т. I» стр. 632.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

130 Вальс. на 24-е прв. Анкирск. соб. tom. 137, p. 1192. Ср. Зак. Гос. Российск. в Уст. о пред. и пресеч. прест. изд. 1876, ст. 32, 33 и др. 132 В подлин. тексте закона (в Василиках): «Если же и этого не найдется, то должно быть соблюдаемо то право, которым пользуется Рим». 136 Ср. Зак. Госуд. Российский 1) «Недвижимые имущества, принадлежащие архиерейским домам, монастырям и церквам, не нужные для их употребления, могут быть отдаваемы в наем... первые по распоряжению епархиальных архиреев, вторые – монастырского настоятеля с братиею, третьи – приходских священнослужителей, церковного старосты и почтеннейших прихожан». Том X, часть I, ст. 1711; 2) «При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых имений и вообще оброчных статей, принадлежащих архиерейском домам, монастырям и церквам, Консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта и представляет свое заключение епархиальному архиерею там же ст. 1712. См. Уст. Дух. Консист. 137, 106, 126. 137 Ср. Инстр. благоч. 38. Дух. Регламентом требуется, чтобы священники хранили на себе благообразие, а именно, чтобы одеяние их верхнее, хотя убогое, но чисто было, и единой черной, а не иной краски и не ходили б простовласы. Таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными. Ч. III, приб. п. 28. См. также Святител. Поуч. иерею, ст. 3. 141 Из толков. в виде перифраза на прав. 6-е и 7-е частию Зонары, частию Вальсамона на 6-е I Вс. Соб. 147 Заимств. в виде перифраза из замеч. Вальсамона на введение к прав. Трул. соб. Tom. 137, p. 509. Сн. замечание Вальсамона в конце толк. на 28-е пр. IV Вс. Соб. 148 См. «сделанное императором Львом Мудрым распределение того, какой порядок должны иметь Церкви, подчиненные Константинопольскому патриарху», у Леунклавия, в его Jure Graeco-Roman. tom. 1, р. 89. Россия занимает здесь 61-е, а Алания 62-е место в ряду кафедр, подчиненных Цареградской кафедре. 149 Апост. 1; Корф. 60; Всел. 4; VII Всел. 3; Ант. 19; Лаод. 12; Карф. 13; 1 Всел. 6; Карф. 3; Апост. 30, 76; Ант. 23 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

137 Из русских писателей особенно глубоко чувствовал проблему освящения творчества Гоголь. См. мой очерк «Крушение эстетической утопии у Гоголя», имеющий появиться в ближайшее время по-немецки. 139 О противоречиях всякого утопизма хорошо писал П. И. Новгородцев в своей книге «Об общественном идеале». 141 См. мой доклад на всеславянском съезде по психологии детства в Брне (1933 г.). В ближайшее время он будет опубликован мной. 142 Сн. Buhler. «Kindheit und Jugend» (1928). Piagem, «Le jugement et le raisonnement chez l’enfant» (1924). «La causalité physique chez l’enfant» (1927). «Le développement morale de l’enfant» (1931) и другие работы. 143 Установление этого важнейшего тезиса в психологии мышления является заслугой преимущественно немецкой психологии (т. наз. Вюрцбургской школы и школы Гуссерля), хотя и французская психология в лице Бергсона и его последователей дала много для установления указанного тезиса. 145 Для всей системы, которой я следую в своих психологических взглядах, чрезвычайно важно усвоить взгляд на воображение, как функцию эмоциональной сферы. См. мою книгу «Проблема псих. причинности», Ч. II-aя, гл. III, § 21 и «Психологию детства», гл. II. 146 Эстетическое начало в человеке имеет изобразительную и выразительную функцию; связь же эстетического творчества с объективной сферой красоты устанавливается и не является априорной. 147 В переживании свободы у зрелого культурного человека необходимо различать эти два полюса – моральной и эстетической свободы. Моральная свобода заключается в победе «правды» в нас над «неправдой», добра над злом, эстетическая же свобода, лишенная этого дуализма, связана с творческим взлетом души. Тайна свободы раскрывается при органическом единстве этих двух сторон, которые однако могут друг друга даже и исключать в диалектике личного и исторического развития. 149 Особенно замечательны в этом отношении работы Piaget и Венской школы, руководимой Ch. Btlhler. 151 См. мою «Психологию детства», а также некоторые главы в книге Grunwald’a «Pädagogische Psychologie»; см. также Vaissière «Psychologie pédagogique» (1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010