См. также: Акты исторические... 23). 244 . Досифей, архимандрит Киево-Печерский. Ответ на предложенные вопросы о жизни афонских иноков. – ПрТСО, 1848, ч. 6, с. 134–135. В статье: Горский А. В., протоиерей. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII столетия. 245 . Дуйчев И. Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне как центр русско-болгарских связей в период средневековья. – В кн.: Античная древность и средние века. Сб. 10. Свердловск. Уральск, гос. ун-т, 1973, с. 95–98. 246 . – Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. (Пер.с болг. Г. И. Сафронова). – ТОДРЛ, 1963, т. 19, с. 107–129. О связях Афона с южными и восточными славянами: с. 121–128, в т. ч. об Афонских рукописях: с. 126–127. Библиогр. см. в примеч.: с. 122–124. 247 . Дурново Η. Η. Грузинская печать об Афонско-Иверском монастыре. – ПгВед, 1917, 249. 248 . Дылевский Η. Μ. Рыльский монастырь и Россия–Украина в XVI–XVII веках. София, Синод, изд.-во, 1974. 126 с. Московская Русь и славянские монастыри Афона: с. 4–5; начало связей Рыльского монастыря с Московской Русью при посредстве монастыря Святого Пантелеимона на Афоне. Договор 1466 г. между Рыльской обителью и Руссиком: с. 35–40. 249 . Дюков Г., протоиерей. Заметки и воспоминания поклонника святым местам на Афоне и в Палестине в 1869 году. Харьков, 1872. 211 с. Изд. 2-е. 1882. 243 с. 250 . – О жизни и подвигах святоафонских старцев. «Рассказы» в мире Петра Важенка, в монашестве схимонаха Пантелеймона (Изд. в 1879 году). Киев, 1883. 28 с. 251 . Евгений, архимандрит. Мое «бытие». Воспоминания о монастырской жизни и о поездке в Иерусалим. СПб., 1911. 528 с; илл. О посещении Святой Афонской Горы: с. 327–435. 252 . Ежегодное торжество на Афоне (10 окт., Зограф). – ПрЦВед, 1903, 42, с. 1638–1640. В конце текста: Русский святогорец М. Д. Ю.-П. 253 . Живописное обозрение русских святых мест. Вып. 9. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Изд. 2-е, Одесса, 1908. 72 с. с илл. 254 . Жизнь отца Хаджи Георгия, великого подвижника и постника Святой Афонской Горы. Изд. отца Парфения, настоятеля обители Благовещения Пресвятой Богородицы на Афоне. Одесса, 1912. 32 с. В конце текста: А. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

701 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 15. Лл. 92–93, 97–98; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России... С. 995. 702 Учение Православной Церкви не исключает возможность духовной одаренности любого христианина, или личной святости, но отделяет ее от иерархического служения. Как писал видный богослов XX века протоиерей Сергий Булгаков : «Иерархия есть единственное харизматическое служение в Церкви, которое имеет пребывающее значение и наличием своим восполняет отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает». – Цит. по О вере и нравственности по учению Православной Церкви. С. 217. См. также Там же. С. 221. 703 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 93, 95–97; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 104; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 692. Лл. 76–77; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 20, 78–79, 86–87; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области. С. 93–94; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 166; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 248–252. 704 См. Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. С. 224–227, 249–277. Ср. сообщение о крестном ходе, состоявшемся 30 мая 1943 г. в селе Николо-Азясе Мокшанского района Пензенской области: «В с Н -Азясе проживает церковница Колчина Татьяна Елисеевна, которая в течение нескольких лет систематически у себя на квартире собирала сборища, где производились моления. Приходивших на сборище женщин, Колчина, объявив себя «святой Богородицей», обязывала приносить ей продукты, убирать квартиру, обрабатывать участок земли». – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 12. 708 Навагинский С. Церковное подполье: (О секте «федоровцев»). Воронеж, 1929. С. 18–19; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области. С. 94; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 109. 709 Навагинский С. Церковное подполье. С. 17, 19–20; Панченко А. А. Христовщина и скопчество. С. 107–116, 258–261. 710 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 95–96; Навагинский С. Церковное подполье. С. 12–15; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гермоген, епископ см. Гермоген (Долганев), епископ, свмч. Геронтий (Шевлягин), обн. митрополит 276, 419, 732–733, 744 Гете Иоганн Вольфганг, немецкий писатель 160, 445 Гиду ляпов П. В., проф., авт. соч. 72 Гиляровский Николай, обн. протоиерей 248 Гимений 404 Гиппиус Зинаида Николаевна, русская писательница, идеолог декадентства 99 Гитлер Адольф 545, 546, 566 Глеб, блг. кн. 545 Гоголь Н. В., русский писатель 299, 347, 387 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), обер-прокурор Св. Синода 140, 141, 999 Головин В. Н., обн. священник г. Тулы 239 Голубев В., проф.-прот. 415 Голубцов Сергий , протодиакон 609 Гончаровский Аполлоний , епископ Богодуховской см. Антоний (Гончаревский), обн. архиепископ 499 Гораций Квинт Флак, римский поэт 173, 446 Гордиенко Григорий Никитович, протоиерей 497 Горев М. см. Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) Горшков А. П., стенографист 35 Горький А. 541 Граббе Павел Михайлович, граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Гремячевский Михаил Иванович, обн. протоиерей, уполномоченный ВЦУ 209, 230, 236, 237, 285, 304, 984–985 Григорий (Климчук), обн. архиепископ 421, 531, 734 Григорий (Орлов), обн. архиепископ 734–735 Григорий (Соколов), обн. архиепископ 735–736 Григорий (Чуков), митрополит 250, 251, 253, 598, 1017 Григорий (Яцковский), архиепископ григ. 74, 249, 466, 723, 993, 1015 Григорий IV, патриарх Антиохийский 90, 93 Григорий VII, патриарх Константинопольский 90–93, 357, 362, 406, 409, 410, 430, 451, 537, 816, 921, 963 Григорий Богослов , свт. 453 Григорий Нисский 453 Григорий, архиепископ Свердловский см. Григорий (Яцковский), архиепископ грг. Григорий, епископ 299 Григорий, епископ Томский см. Григорий (Яцковский). архиепископ Григорий, епископ см. Григорий (Яцковский), архиепископ Григорьев С. П., мирянин Астраханской епархии, присоединившийся к обновленцам 303 Грудко Антоний, студент Высшей Украинской Богословской школы 498 Губонин Михаил Ефимович, церковный историк 10, 11, 16, 419, 609 Гурий (Степанов) , архиепископ 249 Гурий, епископ, настоятель Покровского монастыря см. Гурий (Степанов) , архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

5265 246. Нерон правил четырнадцать лет./исправлено: Нерон правил тринадцать лет. (54–68 н. э.) /добавлено: Он был необычайно жесток, и, предаваясь излишествам, даже ловил рыбу золотой сетью. /добавлено: Развратничал и приказал убить свою мать и свою сестру. /добавлено: Он приказал умертвить многих сенаторов. /добавлено: Утратил много провинций и городов римского государства. /добавлено: Он сжег Рим, чтобы полюбоваться зрелищем разрушения Трои. 247. В его время Симон Волхв бросил вызов апостолам Петру и Павлу, возвещая, что он есть величайшая сила Господня, и пообещал в полдень подняться на небо к Отцу небесному. Однако демоны, которые влекли его по воздуху, не устояв перед заклятьем Петра и молитвою Павла, уронили его, и он убился до смерти. Последствием этого было распятие Петра и казнь Павла мечом. 249./исправленная и перемещенная глава: Тогда же этим самым Нероном были умерщвлены Лукан и Сенека, наставник Нерона. 248. В это время умирает поэт Персий. 249. И убиты были Лукан и Сенека, наставник Нерона. 5275 250 . Веспасиан правил десять лет./исправлено: 5274; /добавлено: Он, будучи твердознатцем военного искусства, сражался и возвратил Государству утраченные Нероном провинции. (69–79 н. э.) /добавлено: Он был незлоблив на обиды и добродушно воспринимал выпады против себя. 251. На втором году его правления Тит захватил Иерусалим и превратил его в руины. Тогда от меча и глада евреев погибло один миллион сто тысяч. Помимо этого, на торгах было продано сто тысяч человек. 5277 252. Тит правил два года./исправлено: 5276. (79–81 н. э.) 253. Он был так красноречив и искусен в риторике на двух языках, что произносил речи на латыни и писал трагедии на греческом./Во второй редакции эта глава упразднена. 254. Кроме того, он был отважен в сражениях во время осады Иерусалима, где он воевал по приказу своего отца, и однажды убил двенадцать защитников города двенадцатью стрелами из лука./Во второй редакции эта глава упразднена. 255. Помимо всего прочего, в своем правлении он был так милосерден, что не наказал никого, он простил даже тех, кто умышлял против него и оставил их в прежнем кругу своих приближенных, к которому они принадлежали до тех пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Мир сей видом своим обманывает и мудрых, потому что на несколько времени кажется вожделенным, даже ссужает благами и сокровищами, но в день смерти берет их назад, воздает же мучением несравненно большим наших грехов (прп. Ефрем Сирин , 33, 248–249). Источник. Одно горе от тебя – жилище скорбей, потому что любителям своим в награду даешь огонь, близким своим – мучение и тьму, и знакомым своим – воздыхания и болезни. Лживы слова твои, зловредно сообщество твое, услаждаешь как бы во сне, горько все, что ни даешь ты. Блажен, кто ненавидит тебя и тобою ненавидим! Ему сохраняется победный венец (прп. Ефрем Сирин , 33, 249). Источник. Как прекрасен мир! Но полон он смерти, подобен цветку, развернувшемуся в весенний месяц: цветет, пока роса и дождь поддерживают в нем жизнь, настал зной, и цвет увядает. Так смерть заставляет блекнуть ланиты и прекрасно сложенные члены разрушает во гробе (прп, Ефрем Сирин , 33, 250). Источник. Мир объюродел в чадах своих. Они грешат, мятутся, обуреваются собственными своими волнениями. Как многие из них кружатся, не зная себе покоя, собирают терния для огня! Нечестие надменно отверзает свои уста, истина безмолвна и молчит. Беззаконие витийствует, а правда скрывается. Только смерть заставляет умолкнуть всех вступивших в мир. Блажен, кто совершил в нем путь и не погряз! Источник. Мир многобурнее мятущихся волн, сильнее возмущается грехами, нежели море ветром. Бывает время, что воды морские спокойны, именно же, когда ветры сокроются в свои логовища. Но в мире непрестанно мятутся волны вожделений, и ветер обмана дует в двери судей его. Впрочем, близок день, в который он стихнет. Блажен, кто совершил в нем путь и не впал в его сети! (прп. Ефрем Сирин , 33, 251). Источник. Волнуется и мятется беззаконие, совершаемое в мире – этом жилище скорбен. Сильнее волн свирепеют в мире распаленные похоти, тенета и сети окутывают тех, которые служат ему; грехи и беззакония – вот их лукавые бремена. Но для добродетельных приближается время, когда корабль их упокоится в пристани. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Окончание после л. 82 чит. л. 91. л. 94. Божественная служба преждесвященная Великаго Василия. Впереди указ божеств. службы прежесвященныя. л. 106. Прокимны и аллилуия воскресны на литоргии. л. 114. Устав и указ оставшим апостолом и евангелием и прокименом и аллилуарем и причастником непразднуемым Святым. Службы общие Святым и на разные потребы, окончание чит. вышс л. 83–90. л. 115. Прокимены и аллилуиа дневныя на литоргии. л. 116. Устав и указ оставшим празником Господьскым прокымены и аллилуиа и причастнаа на весь год. л. 123. Чин исповеданию священническому. л. 135. Последование просвещения святых Богоявлений. л. 144. Последование священия в 1 день августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи. л. 154. Последование св. Пятьдесятницы, свершаем в неделю Св. Духа. л. 177. Молитвы вечернии (светильничныя). л. 182 об. Молитвы заутреннии (тоже). л. 190. Последование к божествснному причащению. См. 267 л. 255. л. 230 об. Канун Господу Ис. Христу (сладчайшему). л. 236. Канон радостен пресв. Богородице, творение Игнатия ермонаха. л. 242. Канон молебен к своему ангелу хранителю. л. 248. Молитва храму, в немже жена детя родит. л. 249. Молитва младенцу нарещи имя в 8 день. л. 249 об. Молитва жене по рожении детяти. л. 250. Молитва бабе. л. 250. Молитва матери детяти. л. 251. Молитва родилнице и женам прилучившимся на рожении том. л. 252. В 40-же день приводим бывает новопросвещенный младенец матерью уже оцыщенною и измовенною. л. 254. Чин крещению детину, сотворити отрочати крещение. л. 267. Чин, како младенца омыти крестившагося в 8 день. л. 268. Чин исповеданию мирскому, хотящему причаститися божественных святых Христовых таин. л. 276 об. Молитва, аще жена начнет детя родити невборзе. Читается так: Се и среес Господь Исус Христос Иоанном Богословом, обрели жену рожающи, сердцем болящу, не может родити. И рече Господь наш Иванну Богослову: гряди Иване и рцы ей во правое ухо: от Бога рожающейся выди младенче Христов, Христос тя зовет, помяни сыны едомьскыя во дни еросолимовы глаголющу: истощайте, истощайте до основания зтмли, ныне и присно. Издана в Пам. отр. лит., т. II, стр. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Поэтому «православная богословская наука имеет своим непременным долгом нахождение полного, точного и отвечающего православию определения Церкви» с. 117]. Такое полное и точное определение Е. П. Аквилонов находит в учении апостола Павла: Церковь есть Тело Христово ( Еф. 1, 22–23 ). Обоснование и положительное раскрытие апостольского учения о Церкви дается автором в заключительной главе монографии с. 229–254]. Основные положения этого учения состоят в следующем. Истинная жизнь для человека возможна только в Церкви, потому что Господь благоволил вступить в завет жизни не с каждым человеком в отдельности, а со всем верующим в Него человечеством. Церковь , таким образом, состоит из верующих и из Самого Триипостасного Бога: Бога Отца, по изволению Которого «Слово стало плотью» «нашего ради спасения»; Бога Сына, воплотившегося и пострадавшего за нас (нашего Искупителя); и Бога Духа Святого, усвояющего нам плоды искупления. Так как Первоисточник истинной жизни есть Сам Бог – Церковь есть Тело Божие. А поскольку именно «Слово стало плотью», то в более частном смысле Церковь есть Тело Христово и возглавляется Единым Главой – Господом Иисусом Христом с. 239]. Причем единение это является настолько существенным, что ни на мгновение нельзя допустить ни существования Церкви без Христа, ни существования Христа без Церкви или вне Церкви, ни возможности для Церкви какой-либо иной Главы, кроме Богочеловека с. 240]. Именно как Тело Христово Церковь становится причастницей и носительницей четырех догматических свойств, запечатленных в Никео-Цареградском Символе: единства, святости, кафоличности и апостольства с. 241–248], а с другой стороны, продолжательницей искупительного подвига Христова, повторяющей в своих исторических судьбах тот же жертвенный путь, которым прошел во дни Своей плоти Сам Искупитель с. 246]. Ибо повсюду Церковь возвещает истину и есть семи-свечный светильник, носящий свет Христов. Поэтому, в смысле постоянного послан-ничества для спасения мира, Церковь есть апостольская (от греч. «посылать»). Но для неизменного исполнения своего апостольского служения Церковь должна быть единой вчера, сегодня и вечно, быть неразрывно связанной в своем настоящем со всем прошедшим и будущим с. 246], то есть не может существовать без Предания, которое есть Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность с. 249]. Таким образом, Тело Христово живет жизнью, раскрывающейся сверху вниз – от Главы к членам, и изнутри – в мир, наружу с. 242, 249].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

 Congrès international des Études byzantines. Résumés des communications, I, Moscou 1991, p. 316. 37. L’occupation de Rhodes par les Hospitaliers, REB 50, 1992, p. 113-135. 38. La première démission du patriarche Athanase (1293) d’après les documents, REB 50, 1992, p. 137-162.  3 39. L’achèvement des Regestes des actes patriarcaux, REB 50, 1992, p. 249-263. 40. Le patriarche d’Antioche Athanase Ier Manassès (1157-1170), REB 51, 1993, p. 63- 75. 41. Un acte inédit du patriarche de Constantinople Jean XII (2 juin 1294), REB 51, 1993, p. 77-90. 42. Pachymeriana alia, REB 51, 1993, p. 237-260. 43. Les émirs turcs à la conquête de l’Anatolie au début du 14e  siècle, REB 52, 1994, p. 69-112. 44. À propos de la nouvelle édition des actes du sixième concile œcuménique (Constantinople III), REB 52, 1994, p. 273-286. 45. Le centenaire de l’Institut byzantin des Assomptionnistes, REB 53, 1995, p. 5-40. 46. Ferran d’Aunés gentilhomme catalan, REB 53, 1995, p. 327-336. 47. Le complot antidynastique de Jean Drimys, REB 54, 1996, p. 235-244. 48. Éphèse fut-elle prise en 1304 par les Turcs de Sasan ?, REB 54, 1996, p. 245-248. 49. Pachymeriana novissima, REB 55, 1997, p. 221-246. 50. Mélèce le Confesseur et le monastère Saint-Lazare de Constantinople, REB 56, 1998, p. 231-238. 51. De l’appellation de Péra dans les textes byzantins, REB 56, 1998, p. 239-247. 52. Le second mariage d’Andronic II Palaiologos, REB 57, 1999, p. 225-235. 53. À propos de la promotion patriarcale d’Athanase de Constantinople, REB 57, 1999, p. 237-243. 54. Retour à Péra par Ta Pikridiou et Diplokionion, REB 58, 2000, p. 185-198. 55. Petite note lexicographique sur la monère et l’hénère, REB 58, 2000, p. 269-271. 56. La promotion du clerc et du moine à l’épiscopat et au patriarcat, REB 59, 2001, p. 125-146. 57. Seconde note sur l’hénère, REB 59, 2001, p. 247-249. 58. La mission du moine Sophonias en Italie et le mariage de Michel IX Palaiologos, REB 60, 2002, p. 151-166. 59. Sur un passage douteux du Commentaire de Georges Pachymérès au Parménide de

http://bogoslov.ru/person/5997350

 C. Vagaggini , Teologia//Nuovo Dizionario di Teologia. A cura di G. Barbaglio e S. Dianich, Alba 1977, 1597-1711.  E. Corecco , Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali...// Ius et Communio, 1, 249.  Об истории институций в эволюции канонического права см. у итальянского историка A. Acerbi, Il diritto nella Chiesa: tensioni e sviluppi nella storia, Brescia 1977.  E. Corecco , Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali...//Ius et Communio, 1, 247.  Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете //Альфа и Омега. 1994. http://aliom.orthodoxy.ru/arch/001/001-aver.htm   Corecco, Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali...// Ius et Communio, 1, 249. Эти и другие аспекты культурной юридической инициативы со стороны Церкви в Средние века см. H. J. Berman , Faith and Order: the Reconciliation of Law and Religion, Atlanta 1993. E. Rosenstock-Huessy, Ou t of Revolution: Autobiography of Western Man (2 ed.) , Berg Publishers, Providence and Oxford 1993. (на русском см.: Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999 . Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования, М., 1998. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека, М., 2002).  E. Corecco , Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali...// Ius et Communio, 1, 249-250.   Ср. «Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархического) законодательства. Это покровительство находило поддержку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского законоведения». Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004. С. 321.  См. Corecco - Rouco Varela, Sacramento e diritto: antinomia nella Chiesa? Riflessioni per una teologia del diritto canonico, Milano 1971, 11-13.

http://bogoslov.ru/article/2888496

Не изнемогай в уповании на своего Промыслителя, потому что дивное Его Домостроительство обнаруживается в преданных Ему ( 55, 174 ). Упоенные и согретые надеждой не знают скорби ( 55, 314 ). Надежда на Бога обнаруживается в страданиях за добродетели ( 55, 344 ). Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его ( 55, 375 ). Когда душа упоена радостью надежды и веселием Божиим, тело не чувствует скорбей, хотя и немощно. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 404 ). Непоколебимая надежда – дверь беспристрастия ( 57, 210 ). Надежда – невидимое богатство, несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища ( 57, 249 ). Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждой связаны наши труды, на ней основаны подвиги, ее окружает милость Божия ( 57, 249 ). Надежда есть упование в трудах, дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 249 ). Вместе с совершенным отречением от себя самих нам нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы ( 64, 22 ). Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления: 1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет... 2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас. 3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый... подать всякую помощь... как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием. 4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен... никто из уповавших на Бога. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010