558  Theodoretus. Haer. fab. IV, 8; PG LXXXIII, col. 425. Ср. S. Epiphanius. Haer. LXXIII, 25. PG XLII, col. 676; русский перевод S. Basilii Epist. 261, PG XXXII, col. 985; VII, V, 211, 212. Acacius. Epist. ad Cyril-Mansi IV, col. 1055–1056. Ср. Sozom. VI, 22. PG LXVII, col. 1348; русский перевод 420 стр. 561  К.  μ.  π. 19, 37. Lietzmann. SS. 173, 181. Григорий Богослов и характеризует учение Аполлинария о Троице тем, что он составлял Троицу из Духа, Сына и Отца, как великого, большего и величайшего, делая этим, как бы некоторую лестницу – κλμαζ причём κλμαζ, οκ ες ορανν γοντα, λλ’ ξ ο ρανο καταγοσα (Epist. ad Cled. I. PG XXXVII, col. 197; русский перевод IV, 70). Таким образом, по мысли св. отца, Аполлинарию можно сделать упрёк в субординационизме. Ср. Dorner Eutwickelungeshichte d. Lehre von der Person Christi. Stuttgart, 1845 I. S. 1018. Проф. Спасский A. A. Стр. 160. 564  Ср. фрагмент Диодора на сир. яз. – Lagarde. Analecta Syriaca. Lips. et. Lend. 1858. 97, 24–25. 566  Ср. Gennadius Mas. De viris illustribus XII. Ed. Richardson (Texte und Untersuch. XIV B., H. 1 Leipzig, 1896). S. 65. 568  Fragm. 150. Lietzmann S. 247; fragm. 152. S. 248. Ср. Athan. M. C. Apollin. I, 2. PG XXVI, col. 1096; русский перевод III, 316. 572  Socr. H. Eccl. II, 46 . PG LXVII, col. 361–366; русский перевод 249–250. Rufinus. XI, 20. Mommsen. S. 1024. Athan. M. Tom. ad antioch. PG XXVI, col. 804; русский перевод III, 171. Ср. Loofs. 267 S; Лященко T. И. свящ. Стр. 205–206. Правда, и на языке Иоанна Богослова ( Ин. 1:1 ) и Ап. Павла ( 1Тим. 3:16 ), слово σρξ понималось не в том узком смысле, по которому оно означало только плотскую сторону человеческого существа и в котором оно отождествлялось с σμα; оно обнимало собой в некоторых случаях всю природу человека в том её состоянии, в каком она находится под господством греха. Поэтому и термин σρκωσις включал в себя νανθρπησις и выражал мысль о том, что Слово сделалось совершенным человеком (Iren. PG, VII col. 933; Athan. Al. XXVI, col. 805, 808). Аполлинарий придал этому термину буквальное значение, исключивши из слова σρκωσις момент νανθρπησις. (Подробнее см. Novi Testam. cit. Lexicon Graecorum. Zorell. S. 513. Sophocles. Cit. Lexicon. 980 p.; Спасский проф. Стр. 305–306).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Другое дело, когда речь идет об использовании переводчиками латинских источников, прежде всего Вульгаты, для интерпретации греческих оригиналов. Так, в четьем переводе Песни 4(­ 6:5) з31;би твои яко стада острижена вься близнечьныя. и яловы несть у них последние слова очень свободно передают греч. τεκνοσα οκ στιν, ср. более близкое в толковом переводе бещадъства несть ГБ, при этом наблюдается совпадение с Вульгатой sterilis non est. Там же, 4уязвила еси срдце наше, LXX καρδωσας μ ς, ср. почти буквальное усрьдна мя сътвори ГБ или въсрьдьчнила еси нас по переводу Константина Костенецкого (см. Глава 5, § 11), при чтении Вульгаты vulnurasti cor meum. При исследовании конструкции dativus absolutus в славянских рукописях Евангелия обнаружено два случая, в которых могло проявиться влияние Вульгаты, это Мф. 21:23 , Лк. 9:34 . Оба случая относятся к той части текста, которая не входит в краткий апракос. Латинское влияние осуществлялось либо через Мефодия в Моравии, либо через Климента Охридского в словено-хорватских областях в конце IX в. (Скупский 1977). В толкованиях на Апокалипсис на месте греч. γιος не раз употреблено сант из лат. sanctus, прошедшее, вероятно, через ит. santo (этот путь предположил J. М. Reinhart), тогда как при переводе толкований был использован текст Апокалипсиса, стоящий близко к хорватскому глаголическому источнику (Алексеев, Лихачева 1987, с. 20). Интересно отметить, что в Саввиной книге к слову святыхъ почерком XII-XIII в. приписана глосса санът (л. 120, Мф. 27:52 ). Лексические латинизмы встречаются и в других библейских текстах: в Григоровичевом паримийнике – алъпа alba «белая», планъта planeta (Михайлов 1908, с. 22). В Паримийнике, толкованиях на Апокалипсис, в некоторых других текстах употребляется слово крижьма (Slovník; Срезн.), пришедшее из греческого источника через латинское и западнославянское посредство. В толкованиях на книгу Иова употреблено слово сиата «слог» из лат. hiatus (Срезн.), в 4Цар. 4лупинарь дивный (ЮБ) переводит греч. τολπη γρα и может отражать лат. lupinarius, в Быт. 35костел из лат. castellum переводит греч. πργος (Михайлов 1900). Латинское влияние могло идти через Моравию, Адриатику и даже Балканы, где в IX в. действовали латинские миссии (Smedovski 1978, см. также выше). Сам греческий язык византийской эпохи был подвержен влиянию латыни в военной и административной сферах. Поэтому соответствие arma ­­ ор31;жи25;, как это наблюдается в переводах Царств, Песни, некоторых других библейских книг (см. Срезн.), шло, вопреки Соболевскому (1900, с. 15), не непосредственно из лат. arma, а через посредство греческого языка, где в военных сочинениях греческое слово наряду с исконным греческим значением «колесница» имело и латинскую семантику «оружие» (см. Sophocles, р. 248–249). § 7. Отличие перевода от редакции

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Бог, должно предшествовать истинное покаяние. Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое – благодать, которое, повторяю, подаст Един Бог в известное Ему время. Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их» (248–249). «Непрелестный образ» совершения Иисусовой молитвы состоит в неспешном, «тихом произношении её устами, или и умом, непременно при “внимании” и с чувством покаяния» (249, 247). В начале упражнения может прийти уныние, недоумение, сон и даже отчаяние. Не надо этого опасаться, хотя и надо со всем этим наваждением бороться. «Пользу молитвы, – по слову преподобного Иоанна Лествичника , – можно заметить из бесовских препятствований, возникающих во время собрания», т.е. молитвы. «Вы, – продолжает Святитель, – конечно, помните, что я вам завещал внимать умом языку, тихо произносящему молитву, отнюдь не позволяя себе самочинно вдаваться в художество, описанное в „Добротолюбии“, и превосходно сокращённое святым Нилом Сорским в следующие слова: „Во время Иисусовой молитвы тихо дыши, а не сильно: это способствует к собранию ума, что скажет самый опыт " » (205–206). Желающие научиться правильно совершать Иисусову молитву и утвердиться в ней должны сразу же соединять её с поклонами, увеличивая их или даже сокращая «сообразно силам каждого» (514). Подобное занятие «молитвой Иисусовой приличествует всем вообще христианам, как жительствующим в монастырях, так и жительствующим посреди мира» (249). Ей можно «упражняться» при рукоделии, в путешествиях «и в других случаях, когда нельзя заняться чтением и псалмопением» (249). А что рекомендуется, по преимуществу, только инокам? «Стремление к открытию „сердечного духовного действия» приличествует наиболее, почти единственно инокам, – и то познавшим подробно борение со страстями, при удобствах, доставляемых местом и прочими обстоятельствами» (249). Молитва Иисусова имеет огромную духовную силу. Это «превосходное оружие против всех страстей» (249). Она и открывает страсти, тайно живущие в сердце, она и укрощает их (536). «Моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное» (765). «Без истинного умного делания монашество есть тело без души» (117).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

I, 430; Herod. 1,14, 92; Ср. Sophocl. Ant. 256; Plat. Gorq. 4726). Собственно же, это означало то, что повешено в храмах как дар по обещанию и посвящено Богу (Suid.). В подобном значении употреблено слово ανθεημα у евангелиста Луки: «некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами» [ανθημασιν ( Лк.21:5 ). Посему вещь-анафема чужда обыкновенному употреблению. Отсюда человек-анафема чужд человеческому обществу. Между ним и обществом нет общения, связи. Блаж. Феодорит говорит в изъяснении на Послание к Римлянам (9:3): «анафема имеет двоякое значение; ибо и то, что Богу посвящено, именуется анафемою, и то, что от Него отчуждено, имеет то же название. И Божественный Павел учил в Послании к Коринфянам: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема», но прежде сего нас учит общее словоупотребление. Ибо анафемами зовем предложенное Богу» (Theodor, interpret, epist. ad Rom). Еще яснее он же в изъяснении 13-й главы пророка Исайи говорит: «анафему Божественные словеса употребляют, как о том, что особенно свято и Посвящено Богу; так и о том, что особенно нечисто и скверно. Ибо анафемою мы называем как то, что приносится Богу, так и тех, которые за некоторые преступления изгоняются из Церкви» (Theodor, interpret, epist. ad Rom). В Священном Писании Ветхого Завета слово анафема (ανθεμα) означало отлученное от Бога и от людей, освященных Богу. Отлученное от Бога принадлежало злому, и отсюда, оно было проклято. Семьдесят толковников употребляли слово ανθεμα при переводе с еврейского harma или horma (херем), что значит: убить, разрушить, погубить, истребить. В этом смысле семьюдесятью толковниками в 21-й главе книги Чисел, в стихах 23 сказано, что города ханаанские, которые были преданы израильтянам для разрушения, были анафематствованы ( Чис.21:23 ). В книге Иисуса Навина в 6-й главе, стих 16, сказано, что город как сам, так и все в нем есть анафема Господу, то есть, что он будет разрушен. В 4-й книге Царств, в 19-й главе, стих 11, сказано, что сторона, разрушенная ассирийским царем, была анафематствована.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во втором гробе Иоанн Предтеча, Во третьем гробе Святая Дева. (I, 244, 241, 247, 248) Лишь в некоторых вариантах Иоанн назван Богословом (240, 248), но мы все же с уверенностью признаем в мощах третьей гробницы приемного сына Богородицы. Все святые Иваны неизбежно смешиваются в народной поэзии. Образ Деисуса здесь как бы сам подсказывает это смешение. Но гробница Иоанна Богослова должна быть третьей по самому родству апокрифической его легенды с легендой Богоматери и с восресением Христовым. Предание рассказывает, что Иоанн не умирал (ср. Ио. 21, 23), но спит в своей Эфесской гробнице. Именно по образу этого «успения» Иоаннова народ создает представление о трех спящих. Из этих трех сионских гробов Иоаннов в мифологическом смысле является первоначальным. Три гробницы окружены символами, в которые народ вкладывает свое интимное понимание уснувших божественных лиц. В этих символах есть градация - не церковно-иерархическая, но поэтическая. По красоте и развитию образов бесспорно ясно, кому из трех принадлежит сердце народа: Над Исусом Христом Свечи теплютца, Над Иваном-Предтечом Лампаты горять, Над Святой над Девой Лоза выросла. На этой на лозе Три пташки сидят, Три пташки сидят, Жалостно поют, Жалостно поют, Разлуку дают. (4, 242) Символы гробницы Христа и Иоанна церковно-литургичны и при том взаимозаместимы, т.е. то, что в одних вариантах приписывается Христу, в других - Иоанну. Чаще всего над Иоанном свечи теплятся (но 4, 248 над Христом). Над Христом «все попы поют» (240 или «молебны поют» 244) или чаще всего «ангелы поют» (243 bis 248; но 4, 248 над Иоанном). Символы Богородицы райски-космичны и, колеблясь в деталях, сохраняют общее впечатление природной («софийной») красоты: пташки (240), лоза (243), цветы (розы 248). А над Девою Святой цветы расцвели, Цветы расцвели, цветики лазоревые, На тех на цветочках сидят пташки Камскии (вар.: птицы райския), Поют стишочки херувимские. (244, 248) Это райское «успение» среди птиц и цветов является кафартическим завершением страстей Богородицы. Это ее упокоение от страданий. Но для страждущего мира, который видит в Ней свою утешительницу, «успение» не исход. Не в гробу хочет видеть народ свою Мать и Царицу, но и не на небесном, далеком, престоле. Ее земное пребывание указано в утешительных словах Спасителя на кресте. Богоматерь живет в своей иконе «за престолом», и это самое устойчивое представление народных стихов. Здесь на запрестольном богородичном образе Ее всегда находит молящийся, как находит и враг. В стихах о Соловецкой осаде царский воевода Салтыков стреляет в церковь:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Каким образом ап. Петр оказался во дворе первосвященника? Сопоставить описания отречения ап. Петра евангелистами с. 253–255]. Зачем Господа повели к Пилату, если Синедрион уже вынес приговор? Формулировка обвинения против Господа на суде у Пилата. Перечислить попытки Пилата отпустить Господа 15, с. 255–256; 16, с. 111–113]. Суд Ирода, какой Евангелист его описывает? с. 256–258] Ссылка на Евангелие, где упоминается именно этот представитель династии Иродов. Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих евангельских стихов: Лк. 22:31–32 «...сеять вас как пшеницу» с. 245–246]; Лк. 22:42 «чаша» с. 248–249]; Лк. 22:42 «... не Моя воля, но Твоя да будет» с. 249]; Лк. 22:44 «... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» с. 249–250]. План семинара I . Гефсиманское моление (в Ин отсутствует). Взятие Господа под стражу Моление о Чаше Гефсимания (Мф, Мк), гора Елеонская ( Лк. 22:39 ); Имена учеников, их поведение; Мф. 26:38 ( Мк. 14:34 ) Господь начал «скорбеть смертельно» с. 104]; «Вержение камня» ( Лк. 22:41 ) с. 248]; «Ангел с неба» ( Лк. 22:43 ) с. 249]. Господь был безгрешен, смерть противоестественна для Него. Толкование ( Лк. 22:42 и парал.): «не Моя воля, но Твоя да будет» (домашнее задание) Взятие под стражу: Иуда знал это место ( Ин 18:2 ); Мф. 26:47 подчеркнуто: «один из двенадцати»; Он приходит в сопровождении множества народа с мечами и кольями от первосвященников и старейшин (Мк. – книжников), отряда воинов, служителей от первосвященников; Лк. 22:52 «первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус...»; Евангелист Иоанн говорит о римских воинах и спире ( Ин 18:3,12 ) (тысяченачальник – трибун); Поцелуй Иуды, кто его описывает? Особенности описываемого события в Евангелии от Иоанна; Ин 18:5 : «Это Я». Почему пали на землю пришедшие после этих слов? Исполнение предсказания ( Ин 17:12 ); Поступок ап. Петра и реакция на него Господа; Рассеяние учеников после взятия Господа под стражу; Только в Мк. 14:51–52 – эпизод с юношей, следовавшим за Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Ростов – древнерусский город 248, 251 Росы (рос, русь, русские) 16, 129, 131, 132, 134, 135, 146, 148, 149, 152–154, 157, 158, 160–167, 172, 174, 175, 177–184, 186, 189–193, 195, 196, 200, 201, 203, 204, 207–211, 213, 214, 216, 218, 220–223, 225–229, 231, 233, 235, 236, 238, 240–242, 246, 255, 260, 265, 266, 268, 271, 275, 276, 279, 280, 282, 304, 309, 312 Рось – река, правый приток Днепра 251 Рум – см. Иконийский султанат Русий – город в Болгарии 293 Русские (русь) – см. Росы Русь (Русская земля) – см. Росия Рязань – древнерусский город 248, 251 Сабиры (савиры) – прикаспийские кочевники, родственные гуннам 68, 79, 109 Сава – см. Саос Савиры – см. Сабиры Савроматы – кочевые ираноязычные племена 19, 82, 90, 109 Сагины (сагиды) – причерноморское племя 81, 82 Сакакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салмакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салона – совр. Сплит в Хорватии 77 Самватас – иное название Киева, упоминаемое Константином Багрянородным 160 Самофракия – остров в Эгейском море 107 Сана – река, берущая начало в Карпатах 261, 266 Саос (Сава) – правый приток Дуная, протекающий через северные районы совр. Сербии 99, 100, 260 Сарай – город, столица Золотой Орды 248, 251 Сарацины (арабы, аравийцы) 17, 92, 93, 118, 122–125,149, 177, 188, 192, 235 Сардика – см. Сердика Сарды – город в Лидии 26 Саркел – город-крепость в излучине Дона 150, 169 Сарматия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Сарматы – общее название ираноязычных и проч. скотоводческих племен 15, 19, 37, 38, 63, 108, 116, 198 Саросский залив – залив в северной части Эгейского моря, севернее Галлиполийского полуострова 34 Св. Георгий (Угровен, Юрьев) – древнерусский город на Буге 248, 251 Св. Григорий (Варяжский остров, Хортица) – остров на Днепре в нескольких километрах ниже брода Кичкас 149, 164, 165 Св. Кирилла укрепление – одно из укреплений, выстроенных (восстановленных) Юстинианом на северных границах империи 91 Св. Пантелеймона (Солунцев, Солунца) монастырь – русская монашеская обитель на Афоне 136, 250, 268

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511. Евангелист Марк. Конец XV века. Москва. Мастер круга Дионисия. Собрание А.П.Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Крест-Распятие. Последняя четверть XIX века. Частное собрание (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Богоматерь из деисусного чина. Последняя четверть XIX века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-648. Преображение Господне

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

по 1906 г. Вологжанин . Из Вологды. (От нашего корреспондента. Письмо в редакцию)//Русское слово. 1897. 121. С. 3. Архиепископ Ионафан (Иван Наумович Руднев; 1816–1906) с 1860 по 1864 г. был ректором Вологодской семинарии. Правящий Ярославский архиерей с 1877 по 1903 г. См.: Галкин А. К. , Урядова А. В. Ионафан (Руднев)//ПЭ. 2010. Т. 25. С. 502–507. Николай Иванович Суворов (1816–1896) вологодский историк и краевед. Окончил Вологодскую семинарию (1836), МДА (1840), преподавал в Вологодской семинарии (1841–1883). Редактор Вологодских епархиальных ведомостей с начала их издания. С 1885 г. был членом комитета Ростовского музея церковных древностей. См.: Рыбаков А. А. Суворов Н. И.//Вологда в минувшем тысячелетии/ред. А. А. Аникина. Вологда, 2007. С. 68–69. Письма Н. И. и И. Н. Суворовым//ВГИАХМЗ. Ф. 13. Оп.1. Д. 25. Л. 12. Там же. Л. 12 об. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 247 об. Василий Максимович Елецкий. См.: Князь Василий Максимович Елецкий (некролог)//Полтавские епархиальные ведомости. 1899. 23. С. 912–914. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 248. Андроник ( Трубачёв ), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 21. Николай Иванович Токмаков — обер-секретарь канцелярии Св. Синода. Лукин день, празднование построения Спасовсеградского собора и избавления от моровой язвы. См.: Суворов Н. И. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви. Вологда, 1879. Член-ревизор Учебного комитета при Св. Синоде. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 248–248 об. Там же. Л. 249 об. Ильинский Н. А. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 255 — 255 об. Александр Ельчанинов . Епископ-старец//Путь. 1926. 4. С. 158. Ильинский Н. А. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 255 об. — 256. Местный отдел//Вологодские губернские ведомости. 1895. 28. С. 4. Вологодский купец, много занимался благотворительностью.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Не только... речи, но и самый вид, прикосновение, самое присутствие» этого «сильного духовно человека уже благотворно и спасительно» действовало на существо другого человека, врачевало «его недуги, возбуждая его к доброму, вызывая в нем молитвы и слезы» (245, 246, 248). Отличительным устроением души преподобного Амвросия была самоотверженная любовь к людям. – «Вот этой-то любовью было проникнуто все существо нашего батюшки. Засвидетельствует это всяк, сколько-нибудь знающий отца Амвросия. Свидетельством этого вся жизнь его» (248). Особенно любил старец детей – «он и сам имел детскую, незлобивую душу... Надо было видеть нашего батюшку посреди детей, окружающих его, обнимающих и целующих, – как был он тут особенно трогателен, как часто мы видели тут его слезы душевного умиления» (249). Текла рекой и ручейками к отцу Амвросию вся Русь. – «И знатные и убогие, и учёные и простецы, и духовные и мирские, мужчины, женщины и дети – все стекались сюда... И как часто случалось, что человек, раз приехавший, и, может быть, из простого любопытства, под обаянием святой души старца оставался здесь навсегда» (248). – Своим современникам иеромонах Трифон внушает: «Ехать в Оптину и побеседовать со старцем» (78–79). И сам он своей душой устремлён в эту святую обитель – духом он там. «Очень мне хотелось бы, хотя на несколько дней, летом побывать в Оптиной, только навряд ли придётся, – пишет он из Московской Духовной Академии, – работы к экзамену так много, что нет свободного времени. Большинство предметов семинарского курса мне мало или совсем не знакомо, а то, что знакомо было, от времени позабыл, поэтому весьма опасаюсь за успешный исход экзаменов и возлагаю все упование на Господа и на молитвы любящих меня и молящихся за меня» (71)... «Опять неудержимо повлекло обратно в Оптину; надеюсь с Божией помощью как-нибудь осуществится это намерение, надеюсь даже захватить кое-кого из нашей академической братии, даже убеждаю отца ректора побывать в Оптиной, хотя на короткое время, и, может быть, мне и удастся склонить его к этому; впрочем, человек предполагает, а Бог располагает» (74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010